Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса кроме прочего говорится: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому , под древом жизни иносказательно подразумевается вечная жизнь. То есть Бог дает обетование «приобщиться благ будущего века» 3 . И по толкованию Арефы Кесарийского , «рай — это блаженная и вечная жизнь» 4 . Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное — это одна и та же реальность. Мы не будем сейчас углубляться в анализ соотношения понятия «рай» с понятиями «Царство Божие» и «Царство Небесное». Очевидно главное: рай — это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. Слово «ад» (греч. ?????? — мука) происходит от глагола ?????? и имеет два значения. Первое значение — «обрезать ветви дерева», второе — «наказывать». Слово это в Священном Писании употребляется в основном во втором значении. Причем в том смысле, что не Бог наказывает человека, но человек сам наказывает себя, потому что не принимает дара Божия. Разрыв общения с Богом и есть наказание, особенно если мы вспомним, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и именно это является глубочайшим смыслом его существования. Два места Священного Писания явно говорят об аде. Одно из них находится в евангельском тексте, где Христос говорит о будущем Суде. Христос сказал: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Если этот стих связать с предыдущим «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ), то станет ясно, что ад отождествляется здесь с вечным огнем, который приготовлен не для человека, а для диавола и его ангелов. Второе место Священного Писания, которое содержит слово ад, находится в послании евангелиста Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение (??????). Боящийся несовершенен в любви» ( 1Ин.4:18 ). Конечно, здесь говорится об аде не как образе существования грешников после Второго Пришествия Христова, но как о состоянии мучения, которое чуждо любви и потому связано со страхом.

http://azbyka.ru/apokalipsis/mitropolit-...

Для ободрения и успокоения себя в успехе молитвы и для показания другим, что он не напрасно молится, не всуе надеется, Пророк указывает на прежние и притом постоянные примеры и опыты милосердия Божия ко всем, обращавшимся к Нему с молитвою и упованием, и говорит далее так: терпящии Тя не постыдятся ( Пс.24:2 ), говорит же о сем в будущем времени, дабы показать с своей стороны тем большую уверенность, что так всегда было и будет непременно, выражая в сем случае, по словам блаженного Феодорита в толковании сего стиха, следующую мысль: у меня есть достаточное ручательство в надежде моей – это уверовавшие уже в Тебя, Господи, и воспользовавшиеся Твоею помощию, ибо Тебе обычно промышлять о них, постыждать же живущих беззаконно; посему вслед затем Пророк прибавляет: да постыдятся беззаконнующии вотще ( Пс.24:3 ). Впрочем, под именем беззаконнующих здесь не должно разуметь всех вообще грешников, хотя, бесспорно, все грешники суть вместе и беззаконники, ибо всяк творяй грех, по словам св. Иоанна Богослова, и беззаконие творит, и грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), но только ожесточённых и нераскаянных, согрешающих с самоуслаждением и упорством, не смотря на советы и увещания других, на вопли и укоризны собственной совести, на внушения и убеждения разума, и даже не редко на болезнь тела и лета жизни, словом, беззаконнующих, по выражению Пророка, вотще, согрешающим же по немощи плоти и естественной слабости, по увлечению обстоятельств, или по неожиданной и непредвиденной вспышке страстей, и потом вскоре раскаивающимся в том и грех свой навсегда оставляющим, ещё отверзает Бог двери Своего милосердия и не посрамляет навсегда и невозвратно. Ибо Он есть, как справедливо исповедует св. Церковь , Бог долготерпеливый и многомилостивый, праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Но и мнящиеся всегда верно и неуклонно шествовати путём правды и святыни должны твёрдо помнить предостережение Апостола: мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ), и по примеру Пророка, часто и с неумолимою строгостию поверять и испытывать себя, и в пламенной молитве взывать к Богу Спасителю:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Обсуждая расхождения между Католической и Православной Церквами, «уверенный в православии», то есть святитель Филарет, обращается к триадологии блаженного Августина и доказывает: мнение последнего о том, что Святой Дух есть связующая Отца и Сына любовь 10 , не находит подтверждения в Священном Писании , где говорится, что «любовь есть свойство не одной ипостаси, но П. В. Хондзинский. Святитель Филарет и блаженный Августин естества Божеского вообще» 11 . Знаменательно, что святитель не ограничивается этой критикой, но уже через год в известном «Слове в Великий пяток» 1816 г. принципиально переосмысливает Августинову формулу (Любящий – Возлюбленный – Любовь ) и дает вместо нее свою: «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною» 12 . Сравнив ее с августиновой, легко обнаружить, что святитель «перевел» ее с уровня внутритроических отношений на уровень обращенного к твари Божественного действия. 3 В той же работе («Разговоры между испытующим и уверенным...») рассматривается святителем вопрос о границах Церкви, и, хотя блаженный Августин здесь не упоминается, связь с его учением у святителя определенно присутствует. Действительно, опираясь на текст послания апостола Иоанна: Всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть ( 1Ин.4.1–3 ), святитель утверждает, что Церковь , верующая, яко Иисус есть Христос, не может быть прямо названа ложной, но должна рассматриваться либо как «чисто истинная», либо как «не чисто истинная», согласно употребляемому апостолом Павлом различению: Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие, но яко от чистоты, но яко от Бога ( 2Кор.11.17 ) 13 . И как крестившийся остается принадлежащим к телу Церкви, хотя б своими согрешениями и отпадал от ее единства 14 , так и видимое тело Вселенской Церкви имеет не только здравые, но и немощные члены ( 1Кор.8.10–11 ), в которых нечисто проповедуется слово Божие ( 1Кор.2.17 ). Древний закон единства был нарушен Римской Церковью введением Filioque, однако поскольку остается неизвестным, сколь многие из западных христиан и насколько серьезно прониклись учениями, свойственными только Западной Церкви, а насколько по-прежнему держатся предания Вселенской Церкви, постольку Западная Церковь подлежит суду Вселенской Церкви, а западные христиане «суду или паче милосердию Божию» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Прежде чем говорить об отпадении от Православия, необходимо сказать, что означает принадлежать к Церкви, и какие существуют основные условия вхождения в Церковь и пребывания в Ней. Рассмотрим лишь несколько из них: принадлежать к Церкви означает быть крещенным христианином и исповедовать единство веры. Соблюдение же следующих условий однозначно указывает на принадлежность к Церкви, тогда как нарушение их можно считать отпадением от Нее: 1 . Исповедание содержания веры, определенного оросами Вселенских и Поместных Соборов Церкви. 2 . Признание апостольского преемства. 3 . Участие в Таинствах Церкви, особенно Евхаристическом общении. Итак, исповедание веры имеет свое содержание. Содержание исповедания изложено в определениях Вселенских и Поместных Соборов. Краткое изложение Православного исповедания содержится в Никео-Цареградском Символе веры . Символ Веры – граница Православного исповедания веры, отчерченная рукой Бога. Противление этому исповеданию или его искажение и есть отпадение от единства веры. «Духа Божия и духа заблуждения, – пишет евангелист Иоанн, столкнувшийся в ранний период бытия Церкви с ересью докетизма, учившей о призрачном пришествии Христа, – узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4, 2 ). «В Церкви, то есть в Ее членах, зарождаются ложные учения, но тогда зараженные члены отпадают, составляя ересь или раскол и не оскверняя уже собой святости церковной […] Потому, что сущность Ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех Ее членов, по всей земле признающих Ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота Ее веры, Ее упования и Ее любви» 3 . Единство в вере – есть точное исповедание веры. Опадением будет считаться нарушение содержания исповедания и отпадение от единства любви во Христе: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» ( Ин. 14, 15 ), «Дух истины […] наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16, 12 ). Первый Иерусалимский Собор (ок. 52–53 гг. по Р. Х.) дал понимание того, как должны рассматриваться разногласия, появляющиеся в Церкви. Начиная с этого Собора постановления всех прочих Соборов предваряются словами «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян. 15, 28 ), которые являют значение наставления Святого Духа, учащего правильно исповедовать истины веры. Священномученик Иларион (Троицкий) с прискорбием пишет о нарушении исповедания веры Римским епископом, повлекшем за собой его отпадение от Апостольской Церкви: «Есть ли в истории Христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от Вселенской Церкви Рима?» 4 . Это опадение повлекло за собой множество нестроений в Римской церкви, которые породили движение Реформации со множеством последующих делений внутри протестантизма, а также проникновение в католицизм оккультных учений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

1840 г. Февр. 17. д. Адрес на обороте: Ее Превосходительству Прасковье Петровне Глебовой-Стрешневой милостивейшей госпоже. На Большой Никитской. 185 528 Достопочтеннейшая раба Христова и госпожа Господь со всеми нами! Соединяясь в святейшим сердце Господа нашего Иисуса Христа общею верою, надеждою, любовью и молитвою, истинные ученики Его, несмотря на расстояния мест, все пребывают вкупе. И к сему-то духовному единению чад Божиих во Христе, относятся в высшем смысле сии изречения пророка Божия: как хорошо и как прекрасно жить братьям всем вместе! Как оный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову. стекающий на ометы одежды его; как роса на Ермоне, как роса, сходящая на горы Сионские ( Пс. 132 ), так святое общество учеников Христовых во всем святом изобильно благословляется тем помазанием от Святого, которое научает всему, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только составляет добродетель и похвалу пред Богом ( 1Ин.2:20 −27; Флп.4:8 ). И хотя бы по внешнему человеку были они отдалены друг от друга, однако по внутреннему не разлучаются, но пребывают в едином месте, которое всех их вмещает в себе, отлучив от развращенного мира ( Деян.2:40 .). И это место – есть сердце Иисуса, объемлющего всех их Своим вездеприсутствием и любовью, по непреложному обещанию: и се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). He правда ли, достопочтеннейшая госпожа, что мы сделались еще в Св. Крещении учениками Иисуса Христа? Если же Он есть тот Учитель единственный, который везде и всегда с каждым учеником Своим, то священная Библия есть учебная книга, по которой Он преподает человечеству уроки небесной премудрости. А притом дарует каждому ученику такого руководителя, который бы изъяснял ему Писания, который бы приводил ему на память глаголы вечной жизни, когда случилось бы впасть в забвение и который бы утешал его, когда ему учиться стало бы скучно ( Ин.26:25 ). Училище же Христово – есть внутреннейшее в душе, там же и дом молитвы и обитель Пресвятой Троицы ( Ин.24:23 ; Апок.3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

в) совершения своего спасения: Возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп.2:12 ); г) содержания заповедей Божиих: Заповедал нам Господь исполнять все постановления, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего ( Втор.6:24 ); д) избежания греха: Моисей сказал народу; Бог [к вам] пришел, чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили ( Исх.20:20 ). Страх Господень отводит от зла ( Притч.16:6 ). Сказал Господь сатане: нет такого, как Иов, на земле: человек непорочный, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ); е) достижения совершенной святости: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ); ж) для того, чтобы справедливо управлять: Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием ( 2Цар.23:3 ). Сказал Иосафат судьям: действуйте в страхе Господнем с верностью и с чистым сердцем ( 2Пар.19:5–10 ). Верующие а) имеют страх Божий: Молю Тебя, Господи, да будет ухо Твое внимательно к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред Тобою ( Неем.1:11 ). Боящиеся Господа! благословите Господа ( Пс.134:20 ). Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие ( Откр.19:5 ); б) веселятся в страхе Божием: Радуйтесь [пред Господом] с трепетом ( Пс.2:11 ). Страх Божий верующих не есть страх рабский, который изгнан любовью: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! ( Рим.8:15 ). В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ). Те, которые имеют страх Божий, а) приятны Богу: Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему ( Деян.10:35 ); б) любимый Богом: Благоволит Господь к боящимся Его ( Пс.146:11 ); в) суть предмет благости и милости Его: Как много у Тебя, Господи, благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя ( Пс.30:20 ). Как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века к боящимся Его ( Пс.102:11,13,17 ). Милость Его в роды родов к боящимся Его ( Лк.1:50 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дети, последняя година есть, писал св. Иоанн: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последней час есть… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына.... Сия писах вам о льстящих вас ( 1Ин. 2:18, 22, 26 ). И опять тот же св. Апостол писал: о сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша (т е. истинным Богом и истинным человеком), от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов (гл. 4. ст. 2 и 3. Подобн. 2Пет.2:1 ). Если присмотримся к течению дел человеческих и во времена последующие, мы не можем не заметить, что опасности, угрожавшие спасительной вере при Апостолах, угрожали ей и во все последующие времена, и не престают угрожать ей и ныне. В сих-то опасностях открывается не маловажное побуждение каждому верующему с особенною заботливостью уяснять для себя то, что предлагает Св. Писание и Св. Церковь вере нашей о лице единого Ходатая и Спасителя человеков, Иисуса Христа. Сущность и части учения о Лице Иисуса Христа Воплощение, по употреблению сего слова в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви, означает воспринятое Сыном Божьим естества человеческого в единство Своей ипостаси, для совершения спасения всего рода человеческого. Посему сущность учения собственно о лице Иисуса Христа заключается в определении того, что единый Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Подробнейшее изображение сущности сего учения находим в догмате шести сот тридесяти святых Отец четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. Они все единогласно поучают исповедати единого и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела: единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас, и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству: единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегожде естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого): не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ Отец наших 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Знакомство с инославием осуществлялось в Петербургской духовной школе еще до 1809 года – времени основания СПбДА. Так, в 1765 г., согласно указу Св. Синода, из духовных школ С.-Петербурга, Москвы, Новгорода и Твери были отправлены за границу наиболее способные учащиеся. Из Александро-Невской семинарии (1726−1788) – предшественницы СПбДА – были выбраны два лучших воспитанника: М. Клевецкий и С. Матвеевский. В числе прочих учащихся М. Клевецкий был направлен в Лейденский университет, а С. Матвеевский – в Оксфорд 2 . Преобразованная в 1809 г. из Александро-Невской Академии (1797−1809), СПбДА начала формирование экуменических традиций. Одним из виднейших церковных деятелей, подвизавшихся в СПбДА со времени ее основания, был архимандрит Филарет (Дроздов) (1783−1867), впоследствии с 1821 г. митрополит Московский. В 1812 г. Св. Синод назначил его ректором СПбДА. Это время было сложным для Академии. Постигшее в 1812 г. Россию бедствие – нашествие Наполеона – чуть было не отразилось и на ее судьбе: все уже было подготовлено к ее перемещению, во избежание опасности, из Петербурга в Кирилло-Белозерский монастырь 3 . В эти годы трудно было проповедовать идеи, выражавшие объективный подход к инославию. Но архимандрит Филарет, сформулировавший некоторые из этих идей в своем раннем труде «Изложение разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры» (СПб., 1811), развивал их в своих дальнейших трудах. Его перу принадлежит опубликованная в 1815 г. книга «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви». Основываясь па словах святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос?» ( 1Ин.2:22 ), архимандрит Филарет писал: «Держась вышеприведенных слов Писания, никакую Церковь , верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной» 4 . Что же касается Западной Церкви, то архимандрит Филарет говорит о ней достаточно объективно и в то же время в умеренном тоне. С одной стороны, он отмечает, что Римско-Католическая Церковь «нарушила принятый древней Вселенской Церковью закон единства, по которому общее вероисповедание долженствовало быть определяемо из слова Божия общим согласием Вселенской Церкви» 5 . Но он не дерзает осуждать за это Западную Церковь . «Я только не пристаю к тем особенным мнениям, которые, при посильном исследовании, нахожу недоказанными либо совсем ложными, – писал архимандрит Филарет. – Но поскольку я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты сими особыми мнениями, обнаружившимися в Церкви Западной, и кто из них как твердо держится верой краеугольного камени Вселенской Церкви, Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Но кто эта ε κλεκτ κυρα, толкователи не соглашаются. Одни, например, Афанасий Великий (в Синопсисе), принимают слово κυρα за собственное имя, очень употребительное в древности, и думают, что это была какая-нибудь диаконисса в Малой Азии; а некоторые (Карпцов) хотят даже доказать, что эта Кирия есть не кто иная, как Марфа, сестра Лазаря, так как Сирийское имя Martha есть то же, что κυρα, domina, и что сестра её, о детях коей говорится в 13-м стихе, есть Мария. Другие, следуя мнению Климента александрийского (Adumbr. in 2 Ioann.), принимают за такое же собственное имя ε κλεκτ и считают её Вавилонянкой, и притом той самой, от которой будто писал приветствие апостол Пётр ( 1Пет.5:13 ): но в таком случае и сестра её, о которой упоминается в конце Послания (стих 13), носила бы то же имя. Гораздо справедливее принимать оба этих слова за нарицательные имена, как это сделано в нашем славянском и русском переводах и как в Вульгате: старец избранней госпоже, где под именем избранной госпожи разумеется некая почтенная женщина, уверовавшая во Христа через апостола Иоанна и наставляемая потом от него через Послание. Климент александрийский (Adumbr. in 2 Ioann.) и за ним другие (Hieronym. ep. ad Ageruch) под этой избранной госпожой разумеют Церковь , как у апостола Петра ( 1Пет.5:13 ); а детей её сестры считают членами Церкви ефесской, откуда Иоанн писал это Послание. Однако для такой точки зрения нет достаточных оснований. [Примечание. Ни из Послания, ни из Предания нельзя определить времени и места написания Послания. Так как Послание упоминает о тех же лжеучителях, о которых была речь в первом Послании, и притом почти теми же словами (Сравните 1Ин.4:1–3 ; 2Ин.1:7 ), то происхождение второго Послания Иоанна можно относить к тому же времени и месту, к которым относится и первое Послание]. Общее содержание Послания Так как апостол не хотел писать на бумаге всего того, что имел в уме написать, то Послание содержит в себе только краткий очерк, только отрывочные истины, не строго связанные между собой и не развитые последовательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

3. Гнозис был известен уже в апостольские времена. Св. Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Также мы читаем и у св. Иоанна: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1). Опасность распространения гностицизма усиливается, когда в Церкви начинают преобладать обращенные из язычества. Многие из них не могут сразу постичь коренное отличие христианства от восточно-эллинистических «мистериальных» религий, воспринять всю новизну Евангелия. В Коринфе уже во время апостола Павла появилась «духовная аристократия», гордящаяся обладанием более глубокой мудростью и более глубоким мистическим опытом, чем их братья по вере и даже чем сам апостол. Они считали себя совершенными и относились к своим собратьям-христианам как к низшим существам, неспособным подняться на сверхъестественные высоты. Там также были дуалисты, считавшие тело ничем (а то и корнем зла), а дух - всем. Такая вера приводила к соответствующим нравственным последствиям. Некоторые коринфяне сделали вывод, что физические поступки не играют никакой роли в духовном мире: вдохновляясь учением апостола Павла о свободе от закона и принимая таинства как магические гарантии автоматического блаженства, они впали в обыкновенную плотскую распущенность. Другая группа ударилась в противоположную крайность: супруги стали воздерживаться от физической близости, а обрученные пары отказывались заключать брак. В полном соответствии со своими дуалистическими теориями они отвергли учение о телесном воскресении как слишком примитивное и предпочли платоническую доктрину о бессмертии души. Во всяком случае, говорили они, тех, кто уже достиг совершенства, телесное воскресение уже ничем не может обогатить. Они не видели ничего плохого во вкушении идоложертвенного мяса, так как они не верили в существование идолов. В Колоссах, в Малой Азии, апостол Павел столкнулся с еще более опасной ересью - синкретической амальгамой христианства с теософическими элементами, заимствованными отчасти из мистериальных культов, а отчасти из иудейских сект. Многие колосские христиане поклонялись посредническим ангельским силам, которых они отождествляли с небесными телами. Они считали, что эти силы небесные обладают властью над человеческой судьбой и даже Евангелие не может помешать им вершить свою волю. Колоссяне соблюдали свои особые церемонии и отмечали праздники, заимствованные из иудейского календаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/434670/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010