3. Рождается Он во дни царя Ирода («Великого») во исполнение пророчества патриарха Иакова: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). Дело в том, что царь Ирод I не был евреем, он был идумеянин, и, таким образом, на нем буквально исполнилось пророчество, изреченное патриархом Иаковом в 1700–1650 гг. до Рождества Христова, а записано Моисеем оно было около 1250 г. до Рождества Христова. Во дни Ирода точно отошел «скипетр от Иуды», царственного дома иудейских царей, «и законодатель от чресл его», так как иудеи были лишены возможности самостоятельно выносить смертный приговор, прибегая к вынужденному одобрению его со стороны римских прокураторов. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Народом правили дурные еврейские цари, для исцеления посылались пророки. Ныне же, когда народ Божий подпал под власть дурного царя [чужеземца], родился Христос, поскольку для столь тяжкой и опасной болезни потребовался более искусный Исцелитель» . И следующее — мы исследуем вопрос о том, почему в тайну Рождества Христова были посвящены немногие из человеков ? Но прежде всего вспомним, что не каждый человек имеет право приступать к причащению Тела и Крови Рожденного в Вифлееме: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11, 27-30).   Итак, почему доступ к Его Таинствам и Тайнам жизни Христа открывается лишь для немногих? Попробуем ответить на этот вопрос: 1. Конечно, мы знаем, что Христос … есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших. — О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин. 2, 2). Его искупительный подвиг был совершен прежде всего потому, что Он есть Тот, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4). И мы знаем из Писания, что имя Его будет известно всему миру: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 11). Но в то же время, обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32); и еще: …Я знаю, которых избрал… (Ин. 13, 18).

http://pravoslavie.ru/99996.html

Любы николиже отпадает ( 1Кор.13:1–8 ). Так видите, братие, Апостол высоко ставит любовь, как добродетель христианскую, выше веры и надежды, и говорит, что любовь николиже отпадает. Действительно, братие, хотя и велики добродетели вера и надежда и совершенно необходимы для спасения, но они имеют значение, собственно, в настоящей, земной жизни. В будущей жизни веры и надежды не будет, вместо веры будет видение, созерцание, вместо надежды обладание обещанным от Бога блаженством. Любовь же и тогда не отпадет, но еще более укрепится и возвысится в соединении с Господом Богом, Который, по слову же Божию, и Сам есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Итак, братие, видите, как необходима, по слову Божию, любовь. Вера без любви и добрых дел есть недействующая и мертвая, а потому и не может привести к вечной жизни. И беси веруют, и трепещут, как говорит Ап. Иаков ( Иак.2:19 ), но такая вера, конечно, не может быть спасительною. Чтобы, братие, для вас еще более было очевидно учение о необходимости любви и добрых дел для нашего спасения, я предложу разяснения по поводу некоторых изречений Ап. Павла. В посланиях этого Апостола мы встречаем такие изречения (напр. Рим.3:28, 4:5 ; Гал.2:16 ; Еф.2:8 и др.), в которых как будто бы устанавливается учение об оправдании или, что то же, спасении человека одною верою. По поводу этих изречений нужно заметить, братие, прежде всего то, что вера есть первое, необходимое условие для оправдания человека, как об этом мы и будем беседовать с вами ниже. Затем Ап. Павел, когда говорил об оправдании верою, прямо разумел иудействующих лжеучителей, которые учили о необходимости исполнения обрядового закона Моисеева, напр., обрезания, принесения жертв, празднования субботы и др. Этот ветхозаветный закон имел только приготовительное значение, он должен был поддерживать в иудеях веру в истинного Бога и в обещанного Спасителя. Когда же родился Господь Иисус Христос, то он уже не имел значения и посему на соборе в 51 году по Рождестве Христове был отменен. Но нашлись такие лжеучители, которые говорили, что исполнение обрядового закона Моисеева, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Отв. Они завещают его принимать и хранить наравне с Писанным Словом Божием. Ап. Павел учит христиан: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Тот же Апостол заповедует уклоняться «от всякого брата, поступающего «бесчинно», а не по преданию, которое приняли Апостолы от Христа ( 2Сол.3:6 ). Вопр. Каким путем можно убедиться, что содержимое Православною Церковью Предание ведет свое начало, действительно, от времен Апостольских? Отв. Об Апостольском происхождении Православного Церковного Предания свидетельствуют Церковная история, – истинное «свидетельство человеческое», которого не отметает Слово Божие ( 1Ин.5:9 ), – и строгое согласие по духу Церковного предания с учением Евангельским. Вопр. Почему же Христос Спаситель запретил держаться «Предания старцев» ( Мф.15 )? Отв. Потому, что это предание было противным Слову Божию. – Ап. Павел, имевший «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), велит содержать в неприкосновенности Евангельския предания ( 2Сол.2:15 ); вымышленные же человеческия предания, извращающия дух Заповедей Божиих, он осуждает. – Таково было предание «старцев» относительно ядения хлеба неумытыми руками. Без омовения рук фарисеи не садились за трапезу; бедных же и нищих не жалели. Это фарисейское предание «старцев» было ложью пред Господом. Его и осудил Христос ( Мф.15:7–9 ). Глава вторая § 1. О вере Евангельской Вопр. Чему главным образом научает нас Слово Божие, писанное и устное? Отв. Оно научает нас живой вере в Господа Иисуса Христа ( Ин.20:31 ). Содержание этой веры Церковь Православная исповедует в особом правиле или Символе веры . Вопр. Из скольких частей состоит православный Символ веры ? Отв. Он состоит из 12 частей или членов. Вопр. О ком говорится в первом члене нашего Символа? Отв. В первом члене Символа веры говорится о Боге, – Едином Творце и Промыслителе мира, как написано у Апостола: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Вопр. Как пояснить, что все христиане веруют во Единого Бога и признают в Нем одновременно Троичность Лиц?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Так было положено начало Церкви Христовой по вознесении Спасителя. Церковь стала складываться в виде общества верующих во Христа, входящих в единый, благодатный организм Церкви как Тела Христова через: 1) покаяние, 2) крещение и прощение грехов и восприятие благодати Святого Духа, 3) пребывание в учении и молитвенном общении с Апостолами и 4) преломлении хлеба, то есть, Таинство Евхаристии. Как видим, Церковь сразу же стала создавать свои основные организационные формы для созидания спасения всех, входящих в Ее состав. Мы видим, как святые Апостолы, будучи преемниками и «соработниками» ( 1Кор. 3, 9 ) Христа, созидали «Тело Христово», то есть, святую Церковь . Рассмотрим их учительство и душепопечительство. 2. Учительство святых Апостолов Насущнейшей обязанностью Апостолов, окруженных тьмою неверия, явилось благовестие Евангелия. Апостол Павел говорил: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор. 1, 17 ). В этих словах Апостола не исключалось крещение как обязанность, но лишь ставилось на второе место. Прежде чем крестить, надо сначала духовно просветить, поучить истинам веры, познать Того, в Чье имя следует креститься. Этот порядок действия указан в словах Спасителя: «Шедше, научите вся языки, крестяще их… учаще соблюдать все, что заповедал вам» ( Мф. 28 ). Учить, крестить, вновь учить, – вот порядок действия в учительстве Апостолов. Книга Деяний апостольских и Послания апостольские ярко показывают нам, как шло это учительство, какие трудности встречало на своем пути, как их преодолевало, как созидало «Тело» Христово. Это дивные страницы об обновлении духовном, возрождении целых стран и народов, о их примирении с Богом, друг с другом, о их стремлении и созидании Царства Божия на земле. Указанные источники (Деяния и Послания) охватывают основные моменты в благовестии Апостола Петра, отчасти Апостола Иоанна и наиболее Апостола Павла. О проповедничестве других Апостолов сказано очень мало. Как шло благовестие? Из чего оно исходило? Оно исходило из основного факта того времени – из явления в мир Спасителя, умершего за грехи людей и воскресшего для их обновления и воскресения. Вся проповедь Апостолов состояла из свидетельства того, что «видели своими очами, что осязали руками» ( 1Ин. 1,1–2 ). Апостол Павел говорил Коринфянам: «Я преподал вам то, что и сам принял», то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию и что погребен Он был и что воскрес в третий день по Писанию и явился ученикам ( 1Кор. 15, 3–8 ). Так шло благовестие Апостолов. Оно сопровождалось и чудесами и глубоким влиянием на души слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

4) Наименование сие указывает на совечность Сына Отцу: ибо «как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог не был без Сына» (Феофил.). Нет ничего невероятного в том предположении, что евангелист утвердил и прояснил истинное учение о Слове воплотившемся в видах охранения этого учения от разных перетолкований и искажений, каким подвергалось оно, с одной стороны, в александрийско-иудейском филоновом учении, с другой – в ложных учениях начинавшегося около времени написания Евангелия развиваться так называемого гностицизма. – Это Слово, второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, было в начале: выражение – «в начале» указывает у священных писателей на начало мира ( Быт. 1:1 ; Пс. 101:26 ; Евр. 1:10 ); сообразно с сим слова евангелиста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начинал устроиться мир, т. е. Слово было до устроения мира. Так, воплотившееся Слово Господь Иисус Христос изображает вечную славу Свою у Отца Небесного как такую славу, которую Он имел прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Если же Слово было прежде мира, то значит, оно было прежде времени, ибо начало мира есть вместе и начало времени, прежде сложения мира не было времени; а бывшее прежде времени было от вечности, следовательно, бытие Слова – вечное, безначальное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; следовательно, бытие Слова в полном смысле вечное – безначальное и бесконечное. Соответственно сему, в 1-м своём послании, называя, как и далее в Евангелии ( Ин. 1:4 ), Слово Словом жизни, ев. Иоанн прямо называет Его жизнью вечною ( 1Ин. 1:1–2 ). «Невозможно и придумать что-нибудь такое, что было бы древнее сего начала: ибо сие последнее не было бы и началом, если бы далее его существовало что-нибудь» (Вас. В. 3, 82). – «Было»: не произошло или получило бытие, т. е. не начинает собою ряда творений, но – уже было, существовало, когда начиналось творение мира. «Что препятствовало евангелисту сказать: в начале сотворил Бог Слово? Моисей, говоря о земле, не сказал: в начале была земля, но – «сотворил» землю, и тогда стала быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». 1Ин.3:2 «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Гал.4:4-7 «Прямое право – сыну быть наследником отца: и тому, кто стал сыном Богу, – быть наследником Божиим. Как сыновство Богу верующим получается чрез Господа Иисуса Христа, то и наследие принадлежит каждому верующему чрез Него же. Почему в другом месте Апостол называет верующих, – наследников Божиих, – сонаследниками Христу (см.: Рим.8:17 ). Так определено верующим в Господа, во Христа облекающимся, быть там, где и Он. Иначе сему быть нельзя: таково домостроительство нашего спасения». свт. Феофан Затворник Один судья мусульманин позвал в гости христианина авву, подвизавшегося в тех местах. Угостил его ужином и спросил: — «Скажи мне мудрый человек, вот я судья, я мусульманин и стараюсь жить по законам. Я честно сужу, не беру мзды, кормлю бедных, молюсь, соблюдаю посты. Выполняю всю волю Аллаха. Так неужели я не буду наследовать Царства?». Авва ответил: — «Скажи мне, уважаемый, у тебя дети есть?». — «Есть», – ответил судья. — «А слуги есть?». — «Есть и слуги, конечно!». — «А скажи мне, кто слушает тебя лучше, слуги или дети?», – спросил старец. — «Слуги, слуги лучше, они каждое мое слово ловят. Во всем угодить стараются. А дети часто строптивы, не слушают меня, своевольничают», – ответил судья. — «А скажи мне, когда умирать станешь, кому все свое добро оставишь, детям или слугам?». — «Конечно детям!», – воскликнул судья. — «Вот так и с Царством. Ты можешь быть идеальным слугой, но наследство получит сын. А усыновление происходит только через Иисуса Христа…» Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

«Любовь больше молитвы» 336 , выше и всех остальных добродетелей. Она настолько больше, насколько Бог больше всех добродетелей, ибо «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). Бог не только имеет в Себе любовь как Свое свойство, но Он есть любовь по существу Своему. «Ибо Любовь не имя, но Божественная сущность» 337 . Любовь не только «res Dei», Его «esse». Как любовь Бог абсолютен. «Бог не был бы абсолютной любовью, если бы был любовью только к другому, к условному, к тленному, к миру; ведь тогда любовь Божия стояла бы в зависимости от бытия условного и, следовательно, сама была бы случайной. Бог есть Существо абсолютное потому, что Он – субстанциальный акт любви, акт-субстанция... Бог есть любовь, т.е. любовь – это сущность Божия, собственная Его природа, а не только Его атрибут» 338 . И поскольку это так, человек не может ощутить и понять Абсолютную Любовь, если только в личном опыте не воплотит в себе «первую и наибольшую» заповедь, если в субстанциальном акте христоподобной любви все свое существо не предаст в руки Богочеловека Христа. Сущность Божия ищет сущность человеческую. Бог ищет человека. Истина разлита во всей бескрайности Божией сущности, поэтому к познанию истины нельзя прийти путем рационалистическим, арианским. Только один путь ведет к познанию вечной истины – любовь. Стяжав любовь, которая есть сущность Божия, человек реально соединяется с Богом и, таким образом, постигает вечную истину. Любовь исполняет человека Богом. По мере этой преисполненности Богом человек познает Его. Преисполняясь Богом, человек исполняется светом, святостью, обоживается и, таким образом, становится способным к действительному познанию Бога. Осознав и сделав своей природой «первую и наибольшую» заповедь, человек становится «причастником Божественного естества " ( 2Пет.1:4 ). Божественная сила любви вовлекает всего человека в процесс обожения: в нем сердце, душа, ум и воля преисполняются Божественным, обоживаются. И все в человеке живет Богом, чувствует Богом, мыслит Богом, жаждет Бога. При этом тайна Божества открывается людям Духом Святым, ибо что в Боге, «никто не знает, кроме Духа Божия» ( Еф.3:5 ; 1Кор.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Обратите внимание на последовательность: которых я люблю по истине… ради истины. В понимании Иоанна истина ведет к любви. Истину можно узнать; она пребывает в верующих и будет с ними в век. Трудно представить, что описанная здесь истина может существовать отдельно от нашего Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Я есмь… истина» ( Ин. 14:6 ). Нельзя упустить связь между христианской любовью и христианской истиной. Некто сказал, что сообщество любви столь же обширно, как и сообщество истины, что является весьма значительным замечанием. 3 Добавление в приветствии слова милость, к благодати и миру необычно для Нового Завета (встречается только в 1 и 2 Тим.). Это усиливает мысль о благодати, которая является Божьим даром во Христе. Необычно и утверждение, что все эти качества будут с нами; для приветствия, казалось бы, лучше сказать – «с вами». Все это делает такое приветствие уникальным в Новом Завете. Оно выражает солидарность автора и читателей. Всем в равной степени необходимы благодать, милость и мир. Иисус здесь назван Сыном Отчим (это единственный случай, когда это выражение используется в Новом Завете). Его нельзя отделять от Отца. 4– 6 Заповедь любви 4 Для автора великой радостью является сознание того, что дети избранной госпожи ходят в истине (фраза, близкая по значению к выражению «живут по–христиански»). Как мы уже говорили, это указывает на то, какое большое значение автор уделяет истине. Следовать истине – это не просто сделать выбор наиболее приемлемого для себя варианта, это ответственность перед заповедями Отца. В этих трех стихах мы четырежды встречаем слово «заповедь». Это повторение все так же служит для усиления, как и в 1 Ин. 5 Иоанн не приказывает, но говорит: я прошу, это звучит в форме вежливой просьбы. Он не пишет новую заповедь…, но ту, которую имеем от начала (см.: 1Ин. 2:7 ). Заповедь любви, которую называет здесь автор, очень древняя; от начала христианства скрепляющим звеном его последователей была любовь. Он не говорит о ней как о чем–то новом (как и в 1 Ин.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Согласно Священному Писанию, первоначальной ячейкой человеческого общества, предтечей государства, были семейные союзы: семья Адама и Евы ( Быт.1:27-30 ), семьи их потомков ( Быт.4:17-5:32 ). Установление Богом в самом начале общественной жизни власти мужа над женой ( Быт.3:16 ) и тем самым власти главы семьи над всеми остальными ее членами явилось, по словам епископа Никодима (Милаша), основанием «верховной власти одного над другим», ограничением самоволия и прообразом государственной власти. Разрастаясь, семьи преобразовывались в общины, племена и народы. В результате исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию у различных народов государств. Древние евреи жили патриархальной родовой общиной и не знали государства вплоть до переселения в Египет семейства Иакова ( Быт.46:5-7 ), но и в Египте не имели собственного государства. Древний Израиль приобрел черты государственного устройства с завоеванием земли обетованной (Нав., Суд.). Благословляя для Израиля устроение земного царства во главе с царем, Господь устами прор. Самуила ясно говорит, что ожидает от царя и государственной власти верности Его заповедям и творения добрых дел ( 1Цар.12:13-15 ). В Священном Писании подчеркивается созидательная роль государства, власть имущие призываются использовать его силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства ( Рим.13:4-5 ; 1Пет.2:14-15 ). Образом идеального правителя стал для христианского мира ветхозаветный царь Давид при всех его человеческих немощах и греховных падениях. Согласно Ветхому Завету, даже языческие правители получают достоинство помазанника Божия, чтобы проводить волю Бога ( Ис.45:1 ). Таким образом, анархия — отсутствие в обществе правопорядка и всякое стремление к разрушению правопорядка, к отмене права — противоречит заповедям Божиим и учению Церкви. Какое было отношение к государству у Иисуса Христа во дни Его земной жизни? Из рода царя Давида по плоти произошел Иисус Христос, Спаситель, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), Основатель и Глава Церкви, Который в Своей земной жизни подчинил Себя земному порядку вещей и повиновался носителям государственной власти. Однако в Евангелии не содержится развернутое учение об отношениях государства и Церкви, потому что проповедуемое в Евангелии Царство Божие, по словам Самого Спасителя, «не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Как пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф , «государство же, поскольку оно есть учреждение этого мира, по своему существу не входит в конечную цель существования христианской Церкви», богоустановленность государственной власти опосредована историческим процессом. «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется сатане и «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ).

http://azbyka.ru/gosudarstvo

Сходство Евангелия от Луки с первыми двумя в порядке, а часто и в изложении событий и учения Христова, показывая зависимость Луки от Матфея и Марка, подтверждает правильность приложения к ним указанных слов. Как появление Евангелия от Иоанна не служило к отрицанию подлинности и не устраняло необходимости первых трёх Евангелий, а, напротив, подтверждало их истинность и значение и пополняло их содержание, так и Евангелие от Луки могло появиться с целью подтверждения истинности первых двух и пополнения изложенного в них некоторыми опущенными сказаниями. Еще более открывается характер 3-го Евангелия и отношение его к первым двум из цели, которую Евангелист Лука имел в виду при написании Евангелия – это именно утверждение Феофила в словесех, о них же он научился (κατηχηθς). Следовательно, оно написано с тою же целью утверждения в вере в Иисуса Христа, с какою и Иоанн писал свое Евангелие ( Ин.20:31 ). Само собою разумеется, что назначение Евангелия для чтения одного лица не отнимало у него характера всеобщности, так что оно – как произведение ученика Павлова и, следовательно, как Евангелие Павлово, очень скоро по написании могло сделаться известным всем Церквам, в которых проповедовал Павел ( 2Кор.8:18 ). Истину своей повести о жизни Спасителя Евангелист Лука подтверждает указанием на Предание, идущее от первоначальных очевидцев и служителей Слова (του Λγου, то есть, Θεο), как думают Ориген и Афанасий, как и у Иоанна ( 1Ин.1:1 ), или правильнее, служителей Евангелия ( Деян.26:16 ; 1Кор.4:1 ; Деян.6:4 ; Кол.1:23 ). Такими очевидцами были Матфей и Пётр, по словам которого писал Марк, и сам Павел ( 1Кор.9:1 ), учитель Луки, а равно и многие, с которыми обращался Лука. Служителями же Слова были Марк и тот же Павел и многие проповедники Евангелия. Кроме Апостолов и других непосредственных учеников Христовых, к числу очевидцев можно отнести Пресвятую Деву, Которая слагала в сердце Своём многие словеса о Сыне Своём ( Лк.2:19,51 ), и по прославлении Его, без сомнения, возвещала дело Божие всем вопрошающим. От Неё-то и Евангелист Лука мог узнать многое, относящееся к первым годам жизни Богочеловека на Земле. Могли быть такими очевидцами и свидетелями событий Захария и Елисавета – если они до того времени оставались в живых – и другие лица, как упоминаемые, так и не упоминаемые в Евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010