Итак, как любовно, согласно и мирно, как одно тело и члены друг для друга, жить должны! Какое неистовство – устремляться на члены того же тела и им причинять зло! Они должны и тому внимать, что позваны к вечной жизни, славе и богатству. Наследство их не на земле, но на небе, где и Отец их Бог, и Отечество их. Как неразумно им прилепляться к земному, временному и тленному! Как безумно искать долгого жития на земле тем, которым уготована вечная жизнь на небе! Как безрассудно гоняться за честью и славой земною и тленною тем, которым обещана нетленная слава на небе! Как не суетно желать и собирать сокровища на земле тем, которые надеются получить сокровище вечное на небе! Это христианам помнить должно, об этом рассуждать и этому внимать, и свое небесное благородство больше жизни своей беречь. Призваны они из тьмы в чудный Божий свет ( 1Пет.2:9 ), и обращаются опять от света во тьму, когда обращаются от Бога ко греху. Ибо грех есть тьма и пребывающий во грехе во тьме пребывает. " Общение их с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Великая честь и уму непостижимая – иметь общение с Богом Святым и Вечным, но теряют общение это прелюбезное, когда во тьме пребывают. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Им апостол приписывает великолепный титул Божиих сынов: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). И святой апостол Иоанн со удивлением на тот же титул им указывает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ). «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим 8:17 ). Но лишаются (о, жалости и неутешного плача достойное дело!), лишаются того небесного имени и драгоценнейшего наследия, когда впадают в грехи и погубляют истинную свою веру. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

книга не пылилась. Часть вторая Любовь к ближним Любовь к Богу и любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Авва Дорофей говорит, что насколько мы приближаемся к Богу, настолько становимся ближе (дороже) друг другу и, наоборот, чуждаясь, разобщаясь духом с ближними удаляемся от Бога (Дoбpom.II, 617). Сам «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), и все отношения христианина к ближним, т.е. ко всем людям ( Лк.10:30–37 ), должны быть основаны на любви, ею согреты и освещены. Ап. Павел говорит, что все заповеди Божии можно заключить в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ; Гал.5:14 ). Это и понятно: любовь свою к Богу мы и можем доказать, и проявить только посредством любви к ближним, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Но нужно сказать, что любовь бывает двоякая: любовь земная (естественная) и любовь небесная (благодатная) – и смешивать их между собою никак нельзя: насколько небо выше и чище земли, настолько и любовь благодатная выше любви земной; земная любовь присуща и грешникам, и язычникам, и даже животным, а любовь благодатная – только у христиан. Эта любовь «есть союз совершенства» ( Кол.3:14 ) – или венец христианских добродетелей – и направляется она не на одних людей близких, но и на врагов, и на преступников в сознании того, что и в последних есть образ Божий, хотя и потемненный, и что «разбойник благоразумный» вошел первым в рай. Любовь благодатная выше всех подвигов, выше дара пророчеств и чудотворений; она никогда не перестает, ибо она сильнее смерти, она превосходит всякое звание, так как приводит к Самому Источнику Истины и блаженства ( 1Кор.13 ). Любовь эта – высока, как небо, широка и глубока, как море: она всех достигает, всех вмещает. Кто имеет подобную любовь – тот подлинный ученик Христа ( Ин.13:35 ), а кто ее совсем не имеет, тот – ходячий труп, «облако безводное» и пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Проявляется любовь, как указал Господь Иисус Христос, в делах милосердия ( Мф.25:32–46 ), – в том, чтобы алчущего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного посетить и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Мы уже потому нравственно обязаны поставить ее началом своей жизни и деятельности, что она же составляет и внутреннее существо самого Божества. Любовь от Бога, и всякий любящий Его «рожден от Бога», то есть становится родственным, подобным Ему, «потому что семя Его пребывает в нем» ( 1Ин.3: 9 ). Но «всякий любящий родившего (то есть Бога), любит и рожденного от Него», то есть всех духовных чад Божиих ( Ин.5: 1–2 ). Значит, в любви к Богу заключается и залог любви к ближнему, как и наоборот – такое или иное отношение к ближнему служит показателем действительной, или только мнимой (на словах, а не на деле – 1Ин.3: 17–18 ) любви человека к Богу. Все мы созданы по образу Божию; следовательно, нельзя любить Бога, не любя ближнего. Так именно и говорит ап. Иоанн: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин.4: 20 ). Но Триединый Бог обнаружил любовь Свою и вовне, реализовал ее в бытии конечном. По христианскому учению, Бог создал мир и всё, что наполняет его, но не для восполнения Своей собственной жизни, так как Он Сам в Себе совершен и вседоволен ( Деян.17: 24–25 ), а единственно по Своей любви и благости. «Ты любишь всё существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем. 11: 25 ). Он вызвал из небытия к бытию все существа мира, дабы они и на себе ощущали блаженство жизни в Боге; даровал им эту жизнь как высшее благо и сохраняете ее в Своей всемогущей воле. Если же Бог единственно по бесконечной любви даровал жизнь всему живущему и сохраняет ее, то и люди должны хотя бы в благодарность всеблагому Творцу и Промыслителю за свою жизнь как величайший дар любви Божией жить той же любовью. Начало и причина конечного бытия есть любовь Божия; отсюда любовь же должна быть и началом жизни каждого человека. Если, в частности, Бог возлюбил и любит людей, сотворив их и сохраняя их жизнь, если все «мы Им живем, и движимся, и существуем» ( Деян.17: 28 ) и значит не чужие друг другу, а дети одного Небесного Отца и братья между собой; то и мы сами должны служить друг другу, любить ближних, как своих братьев, у которых один пекущийся о всех Отец Небесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Пост может одухотворить и послужить к смирению, а может привести в самомнение и превозношение. Уединение полезно молящемуся и трезвящемуся, а при праздномыслии оно бесполезно и вредно при самомнении. Чтение может образовать ум, а может лишь изострить язык. Так же и брак может обучить любви, а может расслабить чувственностью, ожесточить суровой действительностью или привести к унынию от постоянных семейных проблем. Чтобы получить пользу от брака, надо сразу понять и принять изречение Господне о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Родительство опытно показывает, «в вере ли мы» ( 2Кор.13:5 ) и живет ли в нас Христос, Который есть »Любовь " ( 1Ин.4:8 ). Ведь отдавая себя воспитанию, помогая и сопереживая детской душе, родитель не условно, а вполне конкретно начинает «нести бремя другого», исполняя этим закон Христовой любви ( Гал.6:2 ). Он не на словах, а на деле начинает познавать любовь в том, что как Христос «положил за нас душу Свою, так и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Приходит и понимание очевиднейшей истины, что не может быть любви Божией у того, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). Все эти слова никого не касаются так близко, как собственных детей, ближе и родственней которых не бывает никого на свете. И если преп. Силуан суть любовного отношения к ближнему определил так, что «брат наш есть наша жизнь» 273 , то родители по праву могут говорить, что их жизнь – это их дети. И именно с ними и через них, а не через каких-то еще воображаемых ими ближних можно научиться христоподражательной любви. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для живущих в миру. Здравие души определяется семейным миром и беззаветной любовью ко всем членам семьи. Для того-то Господь и установил брак и устроил семейный быт, чтобы люди взаимно друг друга любили и привязывались друг к другу. И не случайно Господь запретил браки между родственниками, потому что они и так любят друг друга, будучи соединенными естественными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1Ин. 2:3 .  И о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. ( А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.) Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является «соблюдение заповедей Христа». Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос «не знает» того, кто не исполняет Его заповедей (ср. «Аминь глаголю вам, не вем вас» ( Мф. 25:12 ). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан. 1Ин. 2:4 .  Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть ( Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины) И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и «лжец есть». Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково – как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: «Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть». Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают «творцы слова, а не точию (только) слышатели, прельщающе себе самех» ( Иак. 1:22 ). 1Ин. 2:5 .  А иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы. ( А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» ( 1Ин.4:13 ). Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:4 ). Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» ( 1Ин.5:4 ). При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны «знамения», сопровождающие жизнь истинно верующего. Чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее «знамения», сопровождающие его жизнь. Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих «знамений». «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона). И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь ( Мк.16:19–20 ). Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду... и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

И все это для того, чтобы убедить, что в Нем свойства божественной и человеческой природы пребывают нераздельно, и чтобы мы знали, что Слово не то же, что плоть, и исповедовали единого Сына Божия и Словом, и плотью. Этого таинства веры дожно считать вовсе чуждым Евтихия, который в Единородном Сыне Божием не признает нашей природы ни в уничижении смерти, ни в славе воскресения. И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это – антихрист ( 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческую природу и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Будучи слеп по отношению к природе тела Христова, он, по необходимости, с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо, если он не считает креста Господня призраком и не сомневается, что страдание, принятое за спасение мира, было истинное, то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был тот человек, которого сам признает страдавшим: ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он принимает христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди Евангелия, то пусть рассудит, какая природа, пронзенная гвоздями, висела на кресте; пусть размыслит: когда воин копием пронзил бок Распятого, откуда тогда истекли кровь и вода для наполнения купели и чаши Церкви Божией? Пусть послушает и святого Петра, который проповедует, что освящение Духом совершается через окропление кровию Христовою ( 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слово того же апостола: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: «И кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ); и в другом месте: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ), и: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, и кровию, и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует в Нем, потому что Дух есть истина...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ибо кто ближний мой? Тот же человек, как и я, от того же праотца всех, от которого происхожу и я; в нем та же плоть и кровь, та же бессмертная и разумная душа, как и во мне; и он носит на себе тот же образ Божий, который напечатлен и на мне. По этому – не любить ближнего своего, не значит ли не любить собственной своей природы, вооружаться против собственного своего естества, восставать против образа Божия, который в нас? Что же буду я, как не чудовище, отвергшееся человечества и отверженное человечеством? Но этого мало. Ближние наши суть те именно люди, которых именует Он Своими чадами, за которых пролил Святейшую кровь Свою Единородный Сын Божий, не постыдившийся нарицать их Своими братьями и друзьями, в которых обитает всесвятый Дух Божий, именуя их Своими храмами. По этому – не любить ближних, не значит ли восставать против Отца Небесного, который есть их Отец, попирать кровь Сына Божия, которой они освящены, уничижать Всесвятого Духа Божия, которым они знаменались в день избавления своего? Наконец, ближние наши суть те именно члены таинственного тела Христова, от плоти Его и от костей Его, которых именуют Апостолы Царским священием, языком святым, людьми обновления ( 2Пет. 2:9 ), наследниками Царствия ( Иак. 2:5 ) Божия и сонаследниками Христу ( Рим. 8:17 ). По этому, не любя братий моих, не отсекаю ли я самого себя от таинственного Тела Христова; не делаюсь ли мертвым, отпадшим членом, – сухой, отвалившейся ветвью, которую собирают и в огонь кладут, и сгорает ( Ин. 15:6 )? Если кто скажет, что любит Бога, а брата своего ненавидит, лжет ( 1Ин.4:20 ): ненавидящий брата своего во тьме находится и во тьме ходит и не ведает куда идет, потому что тьма ослепила ему очи ( 1Ин.2:11 ). Об этом знайте, что перешел от смерти в жизнь, так как любим братьями: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Так рассуждает об этом возлюбленный ученик Христов! После этого нужно нам, братья, прилежнее осмотреться: пребываем ли мы во свете, или во тьме, – в жизни или в смерти? – Исполняем ли, как должно, святую заповедь Господню о любви, которая одна ведет к вечному животу?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

«Мир вас ненавидит» ( Ин.15:18 ). «Мир возненавидел их» ( Ин.17:14 ). О ком здесь речь? : О монахах? Нет, конечно, – о христианах вообще. А припомните речи апостольские: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.:15). «Дружба с миром есть вражда против Бога» ( Иак.4:4 ). «Рожденный от Бога побеждает мир» ( 1Ин.5:4 ). «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:4 ). Отрекаться то от мира должен всякий, кто не хочет быть во вражде с Богом, не одни, следовательно, монахи, но все христиане. Что-же такое мир и что значит от него отрекаться? Вот что отвечают на этот вопрос величайшие наставники монахов и лучшие авторитеты по вопросам христианского нравоучения – святые отцы – подвижники. Слушайте, что говорит св. Василий Великий , так много заботившийся об устроении жизни монашеской. «Удаление от мира не в том состоит, чтобы телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия телу». Миром священное писание, по словам Златоуста, называет злые дела ( Еф.22:3 ). «Нам, пишет Марк подвижник , не поведено любить мира и всего, что в мире. Не в том смысле получили мы такую заповедь чтобы безрассудно ненавидели мы творения Божии, но чтобы отсекли поводы к страстям». «Мир», говорит пр. авва Исайя , «это когда мы исполняем желания плоти, когда больше о теле заботимся нежели о душе» (Слово 21). Но самое точное определение «мира» дает пр. Исаак Сириянин: «Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Когда хотим назвать, страсти в совокупности, называем их миром. Сказать короче, – мир есть плотское житие и мудрование плоти, поскольку христианин не исполняет требования – жить во плоти, но не по плоти» (Слово 30). Вот, что значит на языке аскетическом слово «мир». – «Мир» – это совокупность страстей. Неужели только монахи должны отрекаться от страстей? Конечно, не одни монахи. Отречение от мира есть заповедь Господня, для всех христиан. Обет отречения дали и, миряне. Где и когда? При крещении. Нас всех спрашивали тогда, отрицаемся ли мы сатаны и всех дел его? Восприемники за нас отвечали: отрицаюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010