О христиане, вспомним имя, звание и обещание наше. Христос Царь наш, и мы подданные рабы Его, ибо от Него и имя наше, христианин, имеем. Он нас создал, Он нас Кровью Своею искупил, Он о нас промышляет. Ему мы при крещении обещали верою и правдою служить; Ему и имена свои записали, и называемся христиане. Где же обещание наше? Где вера? Где правда? Где верная Ему работа? Почему с именем не согласуется дело? Почему называемся христиане и не служим Христу, но миру и греху? Какая нам польза от имени без вещи, которую означает имя? Почему раб называется рабом господина, которому не повинуется и не работает? Почему христианин называется христианином, когда не служит Христу, Царю своему и Господу? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим 8:9 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Великолепнейшее имя – «христианин». Христиане – сыны Божии ( Гал.3:26, 4:7 ), и общение их «с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Этот титул им приписывает Божие слово. «Верно слово и всякого приятия достойно " ( 1Тим.1:15 )! Как же возможно оскверняться грехами и со святейшим Богом общение иметь? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Как возможно и чадом мира сего и чадом Божиим быть? Никак этого быть не может. Надобно непременно или тем или другим быть: надобно или чадом Божиим быть и во свете ходить, «подобно как Он во свете» ( 1Ин.1:7 ), и свойство Отца своего нравами изображать, и Ему подражать, или чадом мира быть, и во тьме ходя, дела темные творить. «Очистим же себя, о христиане, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), дабы быть Христовыми и сынами Вышнего и возыметь общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. Какая нам польза от мирской сласти, которая до тех пор чувствуется, пока совершается, и, совершившись, вместо утешения ложного, истинную вносит в душу горесть? Какая нам польза от богатства мира сего, чести, славы и похвалы? Честь и богатство не иное что приносит нам, как большее беспокойство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Он явился как Богочеловек, «чтобы взять грехи наши» ( 1Ин.3:5 ), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде. Соблазненной духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, – «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте: «в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер».) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям» (в синод. тексте: «Израилю. – Примеч. пер».) «покаяние и прощение грехов» (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый Апостол это четко выражает следующими словами: «От семени Давидова» (в синод. тексте: «из его-то потомства. – Примеч. пер».) «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть «Спаситель» людей и «надежда» человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Перевод А.И. Сидорова. Текст Вопросоответов приводится без комментариев. Большая благодарность за текст " Вопросоответов " Наталии (LJ-User: Eriss_XIX)   ВОПРОС VIII. Поскольку святой Иоанн говорит, что Бог есть свет (1Ин.1:5), и спустя еще немного: если же ходим во свете, подобно как Он во свете (1Ин.1 ОТВЕТ. Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые - это " свет по причастию " - через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом " в свете по причастию " . И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный. Перевод А.И. Сидорова. Текст Вопросоответов приводится без комментариев.   ВОПРОС IX. В каком смысле еще говорит святой Иоанн: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем (1Ин.3:2)? Если еще не открылос ОТВЕТ. Святой Евангелист Иоанн говорит, что он не знает образ будущего обожения тех, которые стали здесь чадами Божиими через [совершение] добродетелей по вере, потому что не явилась еще видимо самосущная наличность будущих благ. Ибо здесь мы ходим верою, а не видением (2Кор.5:7). Святой же Павел говорит о том, что по откровению он постиг божественную цель относительно будущих благ, но не [говорит] о том, что познал сам образ обожения, соответствующий [этой] божественной цели. Поэтому, ясно толкуя самого себя, он и говорит: стремлюсь к цели, к почести вышнего звания (Флп.3:14), конечно, желая познать на опыте образ действительного исполнения Божиего и цель обоживающей достойных Силы, познанную им здесь через откровение. Итак, при кажущейся дисгармонии в учении вполне созвучны и единодушны друг с другом [оба Апостола], как движимые одним и тем же Духом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

1Ин.3:15 . Всяк ненавидяй брата своего есть: и всте, яко всяк не имать живота вчнаго в себ пребывающа. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Ненависть, таимая в сердце, всегда близка к разным злодеяниям. И кто единожды дал ей в сердце своем место, тот тать есть и разбойник. Бывши же таким, конечно нельзя наследовать жизни вечной; а отсюда явствует, что тот, кто ненавидит брата своего, мертв в очах Божиих. И так паче всего надлежит страшиться, чтоб не дать в сердце места гневу и ненависти; но паче и паче возгревать в себе любовь ко всем и каждому, памятуя заповедь Господню: любите враги ваша ( Мф.5:44 ). 1Ин.3:16 . О сем познахом любовь, яко он по нас Душу свою положи: и мы должни есмы по бpamiu душы полагати. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Но поскольку любовь может иметь свои степени, свои границы: то место дается вопросу: какова должна быть та любовь, которая составляет истинный плод благодатного возрождения? На вопрос сей ответствует Апостол: о сем познахом любовь, яко От по нас душу свою положи: и мы должны есмы по братии души полагати. Отсюда видим, что Христианин, как во всех других делах своих, так и в деле любви, должен подражать подвигоположнику своему Господу Иисусу Христу: Он за спасение мира предал Себя на смерть, и мы так же должны жертвовать собою, если то необходимо для спасения ближних наших. 1Ин.3:17 . Иже убо имать богатство мíра сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Бoжiя пребывает в немъ? А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Тем больше должны мы быть готовыми на всякое пожертвование внешними благами; ибо само провидение, давая одному много, другому же мало, тем самым показывает, что оно одних обязует к благотворительности, а другим предоставляет право на помощь и сострадание. Когда же богатый, по ожесточению сердца своего, отказывает бедному и нуждающемуся в помощи: то ужели Бог не прогневается на него – како любы Божия пребывает в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Здесь признаком учеников Своих Спаситель поставляет любовь деятельную; а отличием искренно любящих Его признает то, что имеет являться им Сам ( Мф.18:20 ; 1Кор.3:17 ). Точно также Церковь Христова никогда не думала, что она может остаться без избранных Божиих или без великих даров Искупителя. В ней во все века были святые: мученики, девственники, аскеты, преподобные, святители, праведные, блаженные. Но вместе с тем к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не только праведники, но и грешники. Так учил об этом Сам Спаситель, уподобляя Церковь Свою то вечери, в которой принимают участие и добрые и злые ( Мф.22:2,10 ); то полю, на котором, по воле хозяина, вместе растут до жатвы и пшеница и сорные травы ( Мф.13:24,30 ); то стаду, в котором находятся овцы и козлы ( Мф.25:33 ), то неводу, вверженному в море и извлекающему оттуда хорошие и худые рыбы ( Мф.13:47 ); то десяти девам, из коих пять были мудрые и пять неразумные ( Мф.25:1–13 ). С этой то целью Христос и установил в Церкви таинство покаяния, в котором грешники очищали бы себя от грехов ( Ин.20:22,23 ), и научил нас молиться к Отцу нашему небесному: «Прости нам долги наши» ( Мф.6:12 ) 2 . Так же учили и поступали святые апостолы. «Если говорим, – свидетельствует апостол Иоанн пред всею Христианскою Церковью, – что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ) 3 . И дальше тот же апостол продолжает: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» ( 1Ин.2:1 ). Апостол Иаков дает заповедь христианам: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» ( Иак.5:16 ). Да и сами церкви апостольские не чужды были вообще недостатков некоторых отдельных членов, впадавших в прегрешения, как видно из писаний апостольских ( 1Кор.1:10,11, 4:18–21, 6:6 ; Фил.2:21, 3:18,19 ; 2Фес.3:6,11,12,14 ; 1Ин.1:8–10, 2:1 ). В частности, известно, что к церкви Коринфской принадлежал даже кровосмеситель, пока апостол не повелел отлучить его; это видно из упрека апостола Коринфянам: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Признать себя грешником опасно. И не просто опасно, но и лживо, ибо сказано: обманываем самих себя, и истины нет в нас, если говорим, что не имеем греха. Но если бы ты не имел греха и признал бы это? Ты бы тогда сказал правду, и, высказав истину, ты не имел бы никакого признака беззакония. Но ты поступил бы дурно, если бы сказал это, потому что ты сказал бы ложь, ибо истины нет в нас, если говорим, что не имеем греха. Он не говорит: «не имели», чтобы не показалось, будто сказано о прошлой жизни 141 . Дескать, человек имел грехи, но, будучи рожден [P. 248] от Бога, перестал иметь. Если бы это было так, то не было бы никакой сложности в вопросе. Ибо мы сказали бы: «Были мы грешниками, но теперь оправданы; имели мы грехи, но теперь не имеем». Он не сказал так. А как он говорит? Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. И чуть позже говорит: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Неужели и сам Иоанн не был рожден от Бога? Если не был рожден от Бога даже Иоанн, который, как вы слышали, возлежал у груди Господа, кто же тогда дерзнет заявить о себе, что в нем произошло возрождение, которого не удостоился получить тот, кто удостоился возлежать у груди Господа, и что только тот, кого Господь любил более прочих (ср.: Ин.13:23 ), не рожден от Духа? 2 . Обратите внимание на эти слова. Я снова указываю вам на трудности, стоящие перед нами, чтобы благодаря вниманию вашему, благодаря вашей молитве как о нас, так и о себе Бог раскрыл [наши глаза] и предложил выход, дабы никто не нашел в слове Его повода для своей погибели, каковое слово было проповедано и записано исключительно ради исцеления и спасения. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие ( 1Ин.3:4 ), – говорит [апостол]. И чтобы ты не делал различий, он добавил: грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), чтобы ты не говорил: «Я грешник, но я не беззаконник». Грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы снять грехи, и что в Нем нет греха ( 1Ин.3:4–5 ). А какая нам польза, что Он пришел без греха? Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Братия! Слышали мы из уст возлюбленного ученика Господа Спасителя, чего требует от нас наше познание Господа Иисуса: мы должны соблюдать Его заповеди. А если мы говорим, что знаем Его, но не исполняем заповедей Его, то мы лжецы; мы говорим неправду; мы не имеем истинного познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Истинное познание необходимо соединяется с любовью к Богу, и раскрывается исполнением заповедей Божиих. Только искренняя и постоянная любовь, свидетельствуемая соблюдением заповедей Христовых, приближает нас к Богу, вводит в единение с Ним, и низводит на нас Его спасительную благодать. Чтобы пребывать всегда в таком общении с Богом, надобно всегда взирать на пример святейшей жизни Господа Иисуса Христа, и, сколько нам доступно, стараться подражать Ему. Сам Господь Спаситель призывает нас на этот путь, и побуждает высоким и вожделенным обетованием, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет.» ( Ин.12:26 ). Аминь. Беседа 6. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. (1Ин. 2:7). Возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов, прежде написал: «а что мы познали Его,» т.е. Иисуса Христа, «узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди», ( 1Ин.2:3 ). « а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:5 ). Слово или учение Иисуса Христа сокращается в две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Об этом учении и говорит Богослов: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь о любви называет Апостол древнею потому, что она Самим Богом начертана на скрижали сердца человеческого, и потому, что она ясно была изображена в законе Моисеевом ( Втор. 6:5 ; Лев.19:18 ). Как бы так пишет Апостол: Предлагаю вам не новое учение, мною или другим кем вымышленное, как вымышляют лжеучители, но учение древнее, Богом написанное в сердце человеческом, – ибо нет ничего естественнее человеку, как любить Бога более всего и любить ближнего как себя, и это учение ясно раскрыто в законе Моисеевом. И вы слышали его с самого начала, как только уверовали в Иисуса Христа, или как только стали слышать проповедь о спасении чрез Иисуса Христа, – «которую вы имели от начала.»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Прежде всего, чтобы сделаться достойным вечного блаженства, человек должен достигнуть совершенства: образ же этого совершенства показав вам в лице самого Господа Бога: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»,– говорил Спаситель людям ( Мф.5:48 ). Кто же из людей может сказать, что он достиг этого совершенства? Никто, так как нет человека безгрешного на земле, а «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). И сколько бы человек ни совершил добрых дел, как бы ни был он свят и праведен, он не может считать себя совершенным и безгрешным, так как по учению святого апостола Иоанна: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). А если так, то нет человека на земле, который мог бы считать себя вполне заслуживающим Царство Небесное, но всякий должен смотреть на получение этого Царства как на дар великой к нему милости Божией. Отсюда понятно, что мнение католиков, будто для получения Царства Небесного достаточно только сотворить известное количество добрых дел и что можно совершить этих дел даже более, чем требуется, есть мнение не только неправильное, но и в высшей степени греховное. Нельзя оценивать количеством добрых дел того, о чем сказал св. апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ; Ис.64:4 ). Нельзя оценивать еще и потому, что мы даже не знаем, в чем и в какой силе будет заключаться вечное блаженство. «Возлюбленные, – пишет святой Иоанн Богослов,– мы теперь дети Божии; но еще не открылось то, что будет. Знаем только, что когда откроется будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Горе католикам, которые еще не зная вечного блаженства, уже оценивают его на известное количество добрых дел. Горе им, так как, думая, что добрых дел можно совершить даже более, чем требуется для получения вечного блаженства, они унижают тем самым великое Царство Божие и безмерно оскорбляют Самого Господа Бога! С другой стороны, как мы сказали, нельзя смотреть на вечное блаженство, как на нечто такое, что можно заслужить известным количеством добрых дел еще и потому, что последние творятся не одними силами человеческими, а при помощи Бога и Его спасительной Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

“Слово Божие – истина; заповеди евангельские – истина, а всякий человек – ложь”. Свт. Игнатий Брянчанинов . За последнее время, проповедуемое наиболее примитивными христианскими сектами панрелигиозное сознание, совсем выбивает почву из-под ног желающих обрести истину. В XXI веке “общественное мнение” объективной истиной считает уверенность в её отсутствии. В этих условиях людям, обретающим веру во Христа очень тяжело сориентироваться в море “церквей”, называющих себя Христовыми. Часто люди ошибаются. Об этом сетуют все конфессии. Значит необходимо выработать правильные ориентиры для поиска. Как правило, его результат во многом зависит от тех критериев, по которым определяется подлинная Церковь. Поэтому, прежде, чем утверждать, что Православная Церковь и есть Церковь Христова, необходимо показать каким критерием это определено и доказать несостоятельность иных систем поиска Церкви. Итак, первый, так сказать лежащий на поверхности критерий, которым руководствуется основная масса людей, ищущих подлинное христианство – нравственный. Если мы наблюдаем в некой общине высоконравственных, общительных, отзывчивых, добродушных, искренних, честных, любвеобильных и т.д., то вывод напрашивается вполне очевидный: это наверняка и есть Церковь Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 15:13; 13:35 ).  Всех почитайте, братство любите… ( 1Пет. 1:17 ). Также и апостол Иоанн считает: Кто любит своего брата, тот пребывает во свете ( 1Ин. 2:10 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин. 3:23 ). Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин. 4:12 ) ибо любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ) – дополняет ап. Павел, и заповедует: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть связь, дающая совершенство. И да владычествует в ваших сердцах мир Божий, к которому вы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны ( Кол. 3:14-15 ). Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры ( 1Тим. 1:5 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010