Декабрь 1 декабря Благодарю Господа за жизнь присносущную, воспринятую мною, непотребным, в Животворящих Его Тайнах и столь ощутительно, мирно, сладостно меня оживившую. Пришел к утрени поздно, во время канона – зачитался дома 3-й книгой Ездры. Классы провел покойно. Но дома согрешил – наперся щей, сига с хреном и киселя с миндальным молоком без меры. Каюсь пред Господом, яко безумно ядох. Когда оставлю жадность? (Щи-то были скоромные, вчерашние). 2 декабря Господи! Благодарю Тебя за безмерную Твою ко мне милость в нынешний день, яко в причащении Божественных Таин отъял еси державно от сердца моего и от тела моего тесноту, и скорбь, и болезнь, и рожны, пронзавшие душу мою, и даровал еси мне совершенный мир, пространство, здравие, дерзновение, святыню, укротив буйные помыслы. А уж какая теснота была! Каждение, огнь, пение во храме. На Синае гром, огнь, дым. Благодарю Господа за дар умиления на всенощной. Но из-за дыр на фиолетовой шерстяной рясе враг смущал меня, суетного, в самом конце всенощной, не дав мне сделать (выговорить) всего отпуста и испросить прощения у предстоящих. Горько было мне быть побежденным от злодея в самом конце. Путь, коим идут в театр, – путь широкий, и многие идут им; путь, ведущий в Церковь , узок, и мало кто обретает его. Там смех, здесь плачь о грехах; там слово – игрушка и человек игрушка, здесь слово – орудие славы Божией, орудие молитвы, хваления, благодарения, покаяния; там от мира глаголют актеры и актрисы, и мир тех послушает, здесь – Божии слова, и иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога не послушает нас [ 1Ин. 4, 5 – 6 ]. Там придается поруганию, осмеянию природа человеческая, и это называется исправлением якобы нравов, – здесь, в храме, вы видите ее во всем ее богоподобном величии, в ее обожении; там цель – получить за деньги приятное и смешное для плоти, здесь – получить приятное и полезное для души и вместе чтобы освятиться, исполниться благодатию Божиею, просветиться душею, явиться победителем греха, утвердиться в добродетели; там – мирское и преходящее с миром сим, во зле лежащим, и повергающее души в горшее зло, здесь – небесное и вечное, то, что дает благодать слышащим и делает их лучшими, что ведет к жизни истинной, небесной, вечной, для которой и создан человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Достоинство Как Христос, Сын Божий, в дни жизни во плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми ( Ис. 53, 3 ), и Евангелие о том же свидетельствует, – так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью следуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение от злого мира видят. Но что касается их внутреннего достоинства и чести, никого нет выше их. Ныне это достоинство не видно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15, 54 ). Святое Божие Слово достоинство христиан открывает и в утешение нам представляет: 1 . Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6, 9 ), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3, 26 ). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, иметь Отцом Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира сего перед этим ничто. На это взирая, зритель тайн Божиих, святой Иоанн, удивляется и говорит верным: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3, 1 ). 2 . Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим ( Евр. 2, 11–12 ; Пс. 21, 23 ). И мироносицам говорит: пойдите, возвестите братьям Моим ( Мф. 28, 10 ), и Марии Магдалине: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20, 17 ). Смотри, любезный христианин, на какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли – братья! Выше этого достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божьего! Удивительно, когда и земной царь подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братьями Своими не стыдится называть. Кто это человеколюбие Сына Божьего и такую честь братьев постигнуть может? Зная это, да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, людей, подобных себе, братьями своими считать, но вместо подножия их содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, ХРИСТИАНСКАЯ, БЛАГОЧЕСТИВАЯ Как у тела, так и у духа есть признаки жизни Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Как бо плотское, так и духовное рождение имеет плоды, себе свойственные. Человек естественный или внешний, когда живет, не празден пребывает, но живности своей знаки оказывает, например: чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, яст, пиет, и прочее: тако и новому человеку внутреннему, когда живет в нас, должно оказывать знаки живности своея, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличествуют. Знаки и действия внутренняго, «духовне живущаго» человека, или новаго суть: истинное БЛАГОЧЕСТИЕ и СТРАХ БОЖИЙ, ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему, и оттуда богоугодныя дела, которыя без всякаго лицемерия творятся (3:235). Как совершается духовное РОЖДЕНИЕ Сие духовное рождение действуется: 1) Верою во Христа, якоже глаголет Апостол: «всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» ( 1Ин. 5, 1 ). 2) Духом Святым: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ; 1Кор. 6, 11 ). 3) Крещением святым, якоже научает Христос: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ). 4) Возрастным нужно есть наставление из слова Божия, прежде крещения, яко от слышания слова Божия зачинается вера, по реченному: «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» ( Рим. 10, 17 ). И Петр святый глаголет к верным: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога» ( 1Пет. 1, 23 ). Чего ради возрастным прежде крещения, а младенцам крещенным нужно есть необходимое наставление, как только начнут в возраст приходити и учение понимать (3:57). Рождение духовное происходит свыше Христианам должно знать, что в плотском рождении, которое бывает от родителей, отца и матери, не иное что раждаемся, как сынове человечестии от человек, и плоть от плоти, по писанному: «рожденное от плоти плоть есть» ( Ин. 3, 6 ). Но в духовном рождении раждаемся свыше, человецы от Бога, и вместо сынов человеческих сынове Божии благодатию Его отраждаемся (3:402).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

монахиня Иулиания (Соколова) 2. В чем истинная святость членов церкви святой Церковь Христова свята и непорочна, святости требует она и от своих чад, членов Тела Христова. Апостолы же называли верующих народом Божиим, святым, или сынами света. Но в нашем стремлении к святости может скрываться много поводов к тому, чтобы возомнить себя праведниками по сравнению с другими. Именно поэтому возникало много ересей и расколов с самых первых веков христианства. В чем же заключается истинная праведность и действительная святость христианина на земле? Прежде всего необходимо никогда не упускать из виду то, что, как бы ни высока была жизнь верных сынов Церкви, не на их праведности основывается святость Церкви. Она не может на ней основываться уже потому, что всякая праведность человеческая шатка, зыбка, неустойчива сама по себе. В этой святости человеческой есть очень большая опасность высокоумия и высок–мерия. Не случайно в самом начале христианства для всех последующих ве ков и сынов Своей Святой Церкви Сам Господь дал указание на эту чрезвычайную немощь человеческой природы в лице первоверховного Апостола Петра. «Ты – Петр (камень), – сказал ему Христос, – и на сем камне (то есть на его исповедании) Я создам Церковь Мою...и дам тебе ключи Царства Небесного» ( Мф. 16,18–19 ). А в ту достопамятную ночь, когда Спаситель предупр–ждал учеников: «Все вы соблазнитесь о Мне», Петр противоречил: «Если и все соблазнятся, но не я» ( Мр. 14, 27, 29 ). И чем более Христос опровергал, тем более ученик противоречил: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Т–бою, не отрекусь от Тебя» ( Мр. 14, 31 ). Тогда Тот, Который создал Церковь на исповедании Петра и так оградил ее, что бесчисленные опасности и смерти не одолеют ее, лишил Своей помощи пререкавшего, потому что в нем была сильна страсть гордости и противоречия; лишил и… безмерный страх напал на Петра: он отрекался, и клялся, И божился, что не знает сего Человека ( Мф. 26,72 ). Так слаб человек, предоставленный самому себе. И святые Апостолы, проповедуя о совершенной святости Церкви и призывая к богоподобной жизни верующих, вместе с тем, яснее ясного говорили, что в настоящей жизни нет полного совершенства, даже в лучших членах Церкви ( Фил.3,12 . 1Тим. 1,15 ), и обличали лицемерие тех, которые возомнили бы себя праведниками: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

О толковании Священного Писания I. Православное учение о толковании священного Писания Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 . Мф. 7:15 и Откр. 2:2 ). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба ( Деян. 9:7 ), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? ( 1Кор. 12:11 ). Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» ( Евр. 4:12 . Еф. 6:17 ), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания ( 2Пет. 3:16 ). Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание. II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поучение в неделю о блудном сыне 14 февраля 1982 г. Несколько воскресных дней перед наступлением Великого Поста Св. Церковь посвящает подготовке к предстоящему молитвенному и духовному подвигу. В положенных на эти дни евангельских чтениях она дает мудрые наставления, помогающие задуматься о прожитой нами жизни, оценить свое поведение, осознать – к чему мы должны стремиться и чего должны всячески избегать, чтобы обрести прощение и милость у Господа. В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее, где были показаны два очень различные состояния и настроения человеческой души. В образе кающегося мытаря, который сознавал себя великим грешником, который не смел даже поднять глаз на небо и лишь творил краткую, но полную смирения, молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», мы видели пример того настроения, с которым нужно вступать на поприще спасительного покаяния. А в образе самодовольного уверенного в своей праведности фарисея, возвышавшего себя и унижавшего других людей, нам дано было наглядное предупреждение о том, чего нужно избегать и остерегаться, чтобы не лишиться желаемого прощения и оправдания. Теперь, в притче о блудном сыне, предлагается нам как бы некоторое повторение и вместе с тем дальнейшее развитие и углубление той же евангельской темы. Младший сын притчи, подобно мытарю, с глубоким смирением исповедует свое недостоинство и просит о милосердии к нему. Но теперь очень ярко показан полный бедствий греховный жизненный путь, которым сын этот прошел, прежде чем созрело в нем желание вернуться в дом отчий. Это дает нам повод задуматься о самих себе, о нашей собственной жизни. В купели святого крещения мы получили второе рождение, рождение свыше ( Ин. 3:3 ). Исповедав нашу веру во Христа и дав «обещание Богу доброй совести» ( 1Пет. 3:21 ), мы приняли Духа усыновления ( Рим. 8:15 ), стали детьми Божиими ( 1Ин. 3:1–2 ) и «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). Но можем ли мы, смеем ли думать, что всегда сохраняли и поныне сохраняем незапятнанными белоснежные одежды души нашей, в которые тогда, действием благодати Божией, были таинственно облечены?! Всегда ли мы стремились и стремимся теперь с усердием исполнять наши крещальные обеты верности Христу? Не охладеват ли в нас временами любовь к нашему Небесному Отцу? Не начинаем ли тяготиться исполнением Его воли, Его святых заповедей? Не удаляемся ли, подобно младшему сыну сегодняшней притчи, от чистой и святой жизни, к которой призваны, не уходим ли «на страну далече», не возвращаемся ли к жизни плотской и греховной, построенной на себялюбии, на равнодушии к ближним, на привязанности к одним лишь преходящим земным благам и ценностям?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

С.А. Степанцов Некоторые наблюдения над экзегезой «Песней восхождения» у Августина: к вопросу об особенностях августиновского толковательного метода Источник Как известно, Аврелий Августин выступил автором первого на латинском Западе систематического учебника христианской герменевтики – трактата «О христианском учении» 1 . Метод толкования Священного Писания , описанный им главным образом во второй и третьей книгах этого сочинения, представляет собой, с одной стороны, сложный синтез античных и раннехристианских герменевтических идей, а с другой – отражение проповеднической практики самого Августина. Даже на примере только толкований 406–407 годов, которыми нам больше всего приходилось специально заниматься 2 , особенно толкований на «Песни восхождения», можно было бы показать, что теория Августина в целом соответствует его практике. Почти все процедуры толкования, описанные во второй и третьей книге трактата «О христианском учении», применяются в толковании на ту или иную «Песнь восхождения», на Первое Послание или Евангелие Иоанна. При этом проступают сильные и слабые (с точки зрения современного историко-критического метода) стороны этого метода. Так, Августин принимает во внимание разночтения, образовавшиеся в разных переводах на латинский. Примером этого может служить то, что он приводит оба варианта перевода греческого ρημικος в Пс.119:4 , именно: uastatoribus и desolatoriis; и хотя разницы в смысле эти варианты не дают (как показывает и сам проповедник – En. ps. 119.5, CSEL 95/3, p. 46), привести их он все-таки считает нужным. Любопытно заметить, что оба латинских эквивалента соответствуют одному и тому же греческому слову, которое само не соответствует слову, теперь читающемуся в еврейском (масоретском) тексте, где речь идет об углях дроковых. Бывает, что толкователь не только учитывает разночтения, но и использует их для построения толкования. Это можно наблюдать в случае с вариантами 1Ин.3:4 peccatum/peccata и λει–soluit/μ μολογε–non confitetur, которые мы рассматривали в другом исследовании 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

святитель Григорий Палама СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ , АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИКСКОГО, ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания 1. По причине множества нападающих на меня, я положил было совсем воздержаться от писания о чем-либо, если бы ты, досточтимая мать, непрестанно не просила меня о том и письмами и напоминаниями чрез других, пока не убедила опять взяться за сие дело, в утешение и назидание ищущих спасения. Для тебя самой не требуются никакие увещания, потому что, благодатью Христовою, ты со старческих возрастом стяжала и седину мудрости и священные заповеди Евангельские изучила долголетнею по ним деятельностью, деля жизнь свою между трудами послушания и безмолвием, коими, убелив дщицу души своей, ты сделала ее способной принять божественные начертания и сохранить их. Но дело сие таково, что душа, совершенно плененная любовью к духовному учению, никогда не получает насыщения им. Почему премудрость и говорит о себе: «ядущие мя еще взалчут» ( Сир. 24, 23 ). И Господь, вселяющий такое божественное желание в душу, говорит «о Марии, избравшей сию благую часть,» что она «не отымется от нее» ( Лк. 10, 42 ). 2. Тебе впрочем, может быть, такие писания нужны и для дщерей великого Царя, живущих под твоим пестунством, и для невест, коих ревнуешь ты обручить с бессмертным Женихом, Коему подражая и ты, как Он ради нас приял наш воистину зрак, приемлешь теперь сама лице новоначальных, требующих учения. Почему и я, не как довольный к научению других, и при том к такому научению, но послушания ради и заповеди давать просящему, с готовностью исполню долг любви о Христе, из того, что имею ныне. 3. Знай, досточтимая мать, или лучше да познают чрез тебя избравшие жить по Богу отроковицы, что и у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. Так и возлюбленный Богослов говорит: «есть грех к смерти: и есть грех не к смерти» ( 1Ин. 5, 16. 17 ), разумея здесь, конечно, смерть души и великий Павел говорит: «сего мipa печаль смерть содевает» ( 2Кор. 7, 10 ), конечно, смерть души. И опять: «восстани спяй и воскресни от мертвых и освятит тя Христос» ( Еф. 5, 14 ). Из каких мертвых призывает он воскреснуть? Всеконечно из умерщвленных плотскими пожеланиями, кои воюют на душу ( 1Петр. 2, 11 ). Почему и Господь мертвыми назвал живых по духу мipa сего суетного, когда одному из учеников Своих, просившему пойти погребсти отца своего не дал на то позволения, но повелел за Собою следовать, оставив мертвым погребать своих мертвецов. Мертвыми назвал Господь тех еще живущих, конечно, как умерших душой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf СВЯТОЙ ДУХ УТЕШИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ЛЮБВИ СВЯТОГО ДУХА Учение Библии и Церкви об особенностях Личного выражения любви Святого Духа в мировой и человеческой жизни. – Вдохновение к любви удостаивающихся светоозарения Утешителя. – Соединение вдохновения во Святом Духе с размягчением сердца и воли облагодатствуемых. – Смягчающее влияние невещественной силы Святого Духа: 1) на принимающих благодать церковных Таинств, 2) молящихся, 3) читающих и слушающих Божие слово, 4) благотворящих и 5) кающихся. – Три основоположных вывода из учения о Личном характере любви Святого Духа. – Переход к раскрытию вопроса о жизни христиан под водительством благодати Утешителя. ВЕРУЮ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. ЖИВОТВОРЯЩАГО. 8-й член Символа веры Личный характер проявлений любви Святого Духа в недрах Божества и в мире ясно определяется следующими положениями Богооткровенного учения. В Троичной жизни Божества Святому Духу принадлежит свойство соединять Любящих – Отца и Сына, ибо Дух Святой по преимуществу – «любовь Божия» ( Рим.5:5 ). Откровение Святого Духа твари и особенно разумно-свободным существам заключается в том, что Он невещественно изливает на них действие любви Триединого Божества. При облагодатствовании людей Бог Отец дарует светоозарение любви Божества, Сын Божий приносит его, а Святой Дух вдыхает. По свидетельству Священного Писания, светоозаряющее действие Святого Духа есть излияние «любви Божией» ( Рим.5:5 ) людям, даяние Богом Отцом любви «от Духа Своего» ( 1Ин.4:12–13 ), сообщение «Духа усыновления, свидетельствующего, что мы – дети Божии» (ср. Рим.8:14–16 ). Плод Духа, но апостолу, состоит «во всякой благости» ( Еф.5:9 ), так что «любовию Духа можно умолять " близких сердцу о прилежании к добрым подвигам (ср. Рим.15:30 ). Излияние верующим во Христа Божественной любви во Святом Духе дало основание именовать Святого Духа в богослужебных молитвах «Струей естественной благости», «Самоблагим и Источником благостыни, Жизнью и Оживотворителем, Светом и Подателем Света» «в освящающем дохновении». Святой Дух есть подлинно «река Божества, исходящая из Отца и чрез Сына» являющая «Его кроткие дыхания». Вдыхая светоносные дарования, Он возвышает души людей над земными предметами, окрыляет их, укрепляет, одушевляет и оживляет силой любви ко Христу от всей души. Как Бог, Дух Святой «все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет в Отце» и «дарует всем общение с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010