Из Св.Писания известны следующие четыре указа: а) указ Кира от 538 г., изданный им в первый год по завоевании Вавилона ( 2Пар.36:23 ; 1Езд.1:2–4 ); б) указ Дария I Гистаспа, изданный во второй год его царствования, т.е. в 520 г., о продолжении прерванных работ по построению храма ( 1Езд.6:1–3,6–8,12 ; ср.4:23); в) указ Артаксеркса I Лонгимана, данный Ездре в 7-й год царствования, т.е. в 458/7 году, о восстановлении Иудеи как национальной провинции персидской монархии ( 1Езд.7:8,11–14,21 ); г) указ Артаксеркса I, данный Неемии в 20-й год царствования, т.е. в 445 г., о возобновлении работ ( Неем.2:1–8,13,17 ). Первые два указа не могут считаться «повелением о восстановлении Иерусалима», – так как ими разрешалось построение храма, а не города, в то время как в ст.25а откровения говорится именно о восстановлении Иерусалима. Из двух указов, Артаксеркса I второй указ, разрешающий восстановление Иерусалима, изданный в 20-й год царствования (445 г, до Р.Х.; Неем.2:7–9 ), фактически был подтверждением его же первого указа, данного Ездре в 7-й год царствования ( 1Езд.7:1–26; 9:9 ; Неем.1:3 ), ибо в нём говорится об отстройке только что восстановленных, но разрушенных самарянами стен и ворот иерусалимских (ср. Неем.2:1–8,13,17 с 1Езд.4:23 ). Остается рассмотреть первый указ Артаксеркса I от 458/7 года до Р.Х., которым Ездре повелевается «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога» Израилева ( 1Езд.7:14 ). «Обозреть» здесь означает не просто посмотреть, но и «устроить», «наладить» жизнь по иудейским законам, т.е. дать стране управление по этим законам и возродить Иерусалим как столицу возродившегося народа, как религиозно-государственный центр персидской провинции. Этот указ мы и должны считать за «повеление о восстановлении Иерусалима» и со времени его издания (458/7 г. до Р.Х.) вести отсчёт седмин. 69 седмин (7+62=69), или 483 года, отсчитанные от 458/7 года до Р.Х. приходятся примерно на 26 или 27 год Христовой эры (483–457=26), бывший годом крещения Христа и вступление Его на общественное служение в 30-летнем возрасте ( Лк.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Стих 25. Здесь сообщается исходный момент отсчета семидесяти седмин – выход повеления о восстановлении Иерусалима, а далее, в стихах 256–27, излагается откровение о событиях, имеющих совершиться в каждый из трех периодов. а) семь седмин – на восстановление Иерусалима. б) шестьдесят две седмины – на ожидание Мессии. в) последняя седмина (70-я) – на заключение завета. 25а По-славянски По-русски «И увеси, и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати иеже соградити Иерусалим да же до Христа Старейшины (греч.) седмин семь, и седмин шестьдесят две». «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки (евр. Машиах нагид) семь седмин и шестьдесят две седмины» Из Священного Писания известны следующие четыре указа: а) Указ Кира от 538 года о возвращении евреев ( 2Цар.36:23 ; 1Езд.1:24 ). б) Указ Дария Гистаспа, изданный в 520 г., – о продолжении прерванных работ по построению храма ( 1Езд.6:13; 68:12 ; ср. 23). в) Указ Артаксеркса I Лонгимана, данный Ездре в седьмой год царствования, т.е. в 458/7 году, о восстановлении Иудеи, как национальной провинции персидской монархии ( 1Езд.7:8,11–14,21 ). г) Указ Артаксеркса I, данный Неемии в 20-й год царствования, т.е. в 445 г. – о возобновлении работ ( Неем. 2:18, 13:17 ). Первые два указа не могут считаться «повелением о восстановлении Иерусалима», т.к. ими разрешалось построение храма, а не города, в то время, как в стихе 25а говорится именно о восстановлении Иерусалима. Из двух последующих указов Артаксеркса I, второй указ (445 г.) был фактически подтверждением первого – о восстановлении Иерусалима. Поэтому следует остановиться на первом указе Артаксеркса I от 458/7 г. до Р.Х. и уже от него вести летоисчисление. Этот указ повелевал Ездре «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога» Израилева ( 1Езд.7:13 ). «Обозреть» – здесь означает не просто посмотреть, но и «устроить», «наладить» жизнь по иудейским законам, т.е. возродить Иерусалим, как столицу и дать стране управление по ее законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   Но главным образом необходимо, в этом случае, обратить внимание на характер повествования книг Паралипоменон. Описание богослужений и праздников, забот царей о порядке священнического служения и содержании духовенства, о построении храма, исчисления пожертвований на сие царей и народа (1Пар.25—29 и др.), — все эти отличительные черты повествования вполне свойственны эпохе и личности священника Ездры. Его деятельность описывается вполне сходно со взглядами писателя Паралипоменон. Он сам заботился о храме, о богослужении и праздниках, о содержании духовенства (срав. Неем.8—10 глл.). В его книге и книге Неемии приводится много его назидательных речей, содержание и характер коих вполне сходны с речами книг Паралипоменон (1Езд.9 гл.; Неем.9 гл.). Книги Паралипоменон Ездра мог считать фактическим подтверждением характера и задач своей деятельности. Он сам заботился о том же, о чем заботились древние благочестивые иудейские цари и за что пользовались Господними милостями. В его книге приводятся молитвы покаянные, в коих он вспоминает грехи отцов и царей иудейского народа, за которые евреи были наказаны пленом (1Езд.9 гл.; Неем.9 гл.). Эти грехи, подробно и согласно покаянным молитвам Ездры, описываются в книгах Паралипоменон (ср. особ. 2Пар.36:14—16 ­­ Неем.9:29—31:34—35; 1Езд.9:6—8).    Писатель подробно описывает древних великих царей, за свое благочестие награжденных Богом победами над всеми врагами и славою царства (Давид, Соломон, Иосафат), или сохранением их царств от страшных опасностей (Езекия, Иосия). Не будет несправедливым заключение, что этим он хотел показать, что и современники его, если будут с такою же любовью и усердием относиться к храму и богослужению, то и их Господь наградит такими же благами, как древних благочестивых царей. Несчастная же участь нечестивых царей, допускавших идолопоклонство, должна была и его современников предохранить от подобных же поступков: как от идолопоклонства, так и от дружества и союзов с идолопоклонниками-народами, среди коих и в Палестине, а тем более в рассеянии, принуждены были жить современные Ездре иудеи, и от самарян — потомков израильтян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Исх.19:4–6 ; Ос.13:4–6 ); священный писатель частнее определяет: 1) как идолослужение (ст. 8–12), включая сюда и тельцеслужение (ст. 16–21); 2) как крайнее ожесточение сердца народа к вещаниям и предостережениям пророков Божих (стихи 13–14, 23); 3) как глубокое нравственное развращение и порочность народа (стихи 15–17), яркое изображение которых находим и у современных пророков, напр., у пророка Осии ( Ос.4:2,6:9,7:1,8–9,8:8–9,10:6 ). 4Цар.17:24 .  И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. По обычаю всех завоевателей древности царь ассирийский, по мнению некоторых, опирающемуся на ( 1Езд.4:2 ), Асардан или Асаргаддон, сын Сеннахирива ( 4Цар.19:37 ), правивший, по ассирийским данным, с 681 г. по 668 г., переселил вместо выведенных из Израильской страны жителей – переселенцев из разных городов и провинций ассирийских. Надо думать, что это переселение происходило не раз по ( 1Езд.4:2 ); часть нового населения Самарии прибыла сюда уже при Ассаргаддоне – этом третьем преемнике Салманассара. Но начало этой колонизации опустевшей страны относится скорее всего к первой поре после ассирийского пленения, т. е. к царствованию Саргона. Географическое положение упомянутых в ст. 24 областей Ассирийского царства, кроме Вавилона и Емафа, не вполне достоверно известно. Вавилон и здесь разумеется, вероятно, в качестве целой области (как в Пс.135:1 ), а не города только. Кута (LXX: Χοοθα, Vulg.: Cutha, слав.: Хуфа, в клинописях: Kutu) – по И. Флавию («Иудейские Древности», 9:14, 3) лежит в Персии ( τ Χονθαων θνος, ο πρτερον ενδοτρω τς περσιδος κα τς Μηδας σαν). Теперь отождествляют то с северо-восточной частью Хузистана (древн. Сузиана), то с большим правом с Кута или Телль-Ибрагим к северо-востоку от Вавилона, в вавилонском Ираке в окрестостях Нахр-Малка (Onomast. 972, Палест. Сборн. вып. 37, с. 326). По-видимому, переселенцы из Куты составляли преобладающее число в массе переселенческой: именем кутим, кутейцы, традиция еврейская назвала самарян, образовавшихся от смешения оставшихся на родине израильтян с ассирийскими колонистами, и это имя сделалось совершенно обычно в раввинской и талмудической письменности (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается отношения составителя 2 Езд к своим оригиналам, то об этом можно сказать следующее. Автор пользуется еврейским текстом свободно, заботясь о ясности мысли и легкости изложения. Соответственно этому он избегает гебраизмов (VIII,6. Ср. 1Eзд VII,9 ) сокращает подлинник (I10 ср. 2Nap XXXV:10–12 ; II,16; ср. 1Eздp IV:7–11 ; VI3–4; ср. 1Eздp V:3–4 ), делает добавления (I56; ср. 2Пар XXXVI20; II,5; ср. 1Езд I3; II,9; ср. 1Езд I4; V:46; ср. 1Eзд II,70 и мн. др.), пояснения (II,17, 24–25; VI3; ср. 1Eзд IV:8, 13, 17 ; II,19; ср. 1Eзд IV:13 ; II,20; ср. 1Eзд IV:14, 19 ), изменяет форму собственных имен (ср. V:8 и д., 1Eзд II ; Heeм VII ). В некоторых случаях автор обнаруживает и ошибочное понимание оригинала, представляя, напр., Зоровавеля современником Дария Гистаспа (гл. V), неправильно истолковывая раздел 1Eзд IV:7–23 (ср. 2Eзд II , (6) и некоторые отдельные сообщения (ср. V:70; VI27; IX:49). Повествование 2 Езд не имеет законченного характера. Ввиду этого предполагают, что конец книги, излагавший, вероятно, Heeм VIII-IX , не дошел до нас (Цунц). По мнению Тренделенбурга и Ейхгорна, мы не имеем и начала книги, так как автор, вероятно, не ограничился обозрением событий с 18-го года Иосии, а упомянул и о первых годах Иосии, включив в свое изложение XXXIV гл. 2 Пар . Но твердой почвы подобные предположения под собой не имеют (см., впрочем, примеч. к IX:55). О времени происхождения 2 Езд трудно сказать что-либо определенное. Первое историческое указание на книгу имеется у И. Флавия, который в своем изложении событий начала послепленного времени (Древн. X и XI) следует именно 2 Езд. Отсюда можно заключить, что книга написана не позже 1-го века нашей эры – но когда именно, неизвестно. Фриче считает автором книги какого-либо эллиниста, жившего в Палестине. Дэн, Ланген и Биссель полагают, что книга произошла в Египте. Указание на Египет Биссель видит в замечании IV:23 («готов плавать по морю и рекам» ), а другие авторы – в особенностях языка книги. По общим соображениям, нужда в греческом тексте кн. Ездры скорее могла возникнуть в Египте, нежели в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и б) возведу я, проводя чрез ровенники вод по пути праву, и не заблудят по нему. Тогда по исшествии из Египта израильтяне, проходя по пустынной, безводной и непроходимой местности, не испытывали недостатка в воде и не сбивались с дороги, потому что сам Бог источал им воду из скалы и указывал дорогу (ср. Иер. 2:6 ). Тоже самое обещается Израилю и при освобождении из плена ассирийско-вавилонского: «Господь Сам выведет их (возведу я) оттуда, проводя чрез долины, изобилующие водою (чрез ровенники вод), по ровной дороге, по которой они не заблудят» (ср. Ис. 35:7–8; 40:3–4 ). 10–14 ст. Обращая свою речь к язычникам, у которых Израиль был в порабощении, пророк объявляет им волю Божию: а) о предстоящем избавлении Израиля от плена. «Слушайте, говорит он, народы, слово Господне ( Иер. 29:10–14 ), и возвестите его жителям отдаленных островов (ср. 2, 10 ст.), говоря: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его и будет охранять его (снабдит), как пастырь (охраняет) стадо свое (10 ст.). Ибо (яко) Господь избавит народ, происшедший от Иакова, и освободит от власти (от руки) сильнейших его народов» (11 ст.). Словом Господним здесь пророк называет, вероятно, то откровение, которое им же самим было возвещено несколько раньше (29:10–14) и которое он только в иных несколько выражениях повторяет ниже (31:10 b –14). Это то самое слово Божие, во исполнение которого Кир царь персидский издал свой указ об освобождении евреев из плена ( 1Езд. 1:1–4 ). – Разсеявый Израиля (т. е. Бог – ср. Иер. 29:14 : соберу вас от всех стран, в няже изгнал вас) соберет его и снабдит (φυλξει ατν, будет охранять) яко пастырь стадо свое, – подобным образом говорит о возвращении Израиля из плена и пророк Исаия (40:11 – Яко избави Господь Иакова и изъят его от руки сильнейших – избави и изъят – прошедшее пророчественное, в соответствие словам: соберет, снабдит (10 ст.), приидут и возвеселятся (12 ст.), следует переводить в форме будущего: «избавит и освободит». и б) о восстановлении благоденствия Израиля в его отечественной стране: «придут они и будут торжествовать на Сионе; придут к благостыне Господней (к благотам Господним), на землю пшеницы, вина, разных плодов и скота (крупного и мелкого – скотов и овнов); душа их будет как плодовитое дерево, и они уже не будут более томиться жаждою (12 ст.). Тогда девицы будут веселиться в собрании юношей и старцы вместе; прежнюю печаль их Я изменю (обращу) в радость, утешу их и сделаю веселыми (13 ст.). Возвышу значение (возвеличу) жрецов, потомков Левия, и напитаю (упою) их; весь народ Мой будет наслаждаться благами Моими» (14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Затем, новейшие экзегеты, как Новак и Марти 49 , отмечают полное отличие настоящей речи по содержанию от предшествующей речи, произнесенной в один и тот же день. Почему пророк обратился в один и тот же день и к народу, и отдельно к Зоровавелю? Почему он счел нужным именно в 24-й день девятого месяца второго года Дария ободрить Зоровавеля и указать ему на божественную милость, имеющую охранять его среди всех переворотов в языческом мире? Наилучший ответь на эти вопросы, по-видимому, дается гипотезой Ротштейна. Отклонение самарян от участия в построении храма, мотивированное пророком в 2:10–14, официально исходило, конечно, от представителя иудейской общины Зоровавеля. Поэтому и враждебные чувства оскорбленных соседей должны были прежде всего направиться против Зоровавеля, и в душе последнего, более чем у кого-либо другого, должны были возникнуть различные опасения. Вполне понятно, что пророк, стоявший на стороне отказа самарянам, имел особые побуждения в самый же день отказа успокоить и ободрить Зоровавеля. Далее, легко было предположить, что дальнейшие действия оскорбленных соседей будут состоят в интригах перед персидским правительством, в попытках оклеветать Зоровавеля перед персидским царем и вызвать вмешательство персидской власти (Ср. 1Езд. 4:33 ; Неем. 2:39 ). И вот, в ободрение Зоровавелю пророк обещает ему безопасность среди потрясений царств языческих и указывает на особенное Божие промышление о нем. Отражение иудео-самарянских отношений при Зоровавеле Ротштейн, далее, находит в ночных видениях, которых удостоился пр. захария в 11-м месяце второго года Дария ( Захар. 1:7–6:8 ). Целью этих видений, по общему мнению экзегетов, было утешение и ободрение народа, желание внушить ему веру в то, что Господь охраняет его безопасность и непременно осуществит славные обетования, возвещенные древними пророками. Ротштейн полагает, что видения пр. Захарии являются ответом именно на те недоумения, опасения и беспокойства, которые порождены были фактом отклонения участия самарян в постройке храма в 24-й день девятого месяца второго года Дария.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

К запретам этого рода относятся: • запрещение браков с язычниками (см.: Втор. 7:3 ) – этот запрет становится основанием для послеплен-ных реформ Ездры (см.: 1Езд. 9:2 ; Неем. 10:30 ); •  запрет оставлять в живых язычников, культовые места которых также должны быть уничтожены (см.: Втор. 7:1 – 26 ); •  запрет любых священных изображений, которые пренебрежительно называются чурбаками и булыжниками (ср.: Втор. 4:28 ). В Синодальном переводе: боги, сделанные руками человеческими из дерева и камня; •  запрет любого участия в хананейских культах – астральных (см.: Втор. 4:19 ), погребальных (см.: Втор. 14:1 ), земледельческих (см.: Втор. 14:21 ), а также связанных с культовой проституцией (см.: Втор. 22:5; 23:17 ); •  запрет на существование многих культовых мест, кроме одного: в месте, которое изберет Господь (ср.: Втор. 12:14 ). Это повеление имело целью не только искоренение языческих культов, но и устранение их влияния на служение Богу Израилеву на «высотах», совершавшееся в допленные времена во всех коленах Израилевых и перенимавшее со временем черты земледельческих культов соседних языческих народов. Учение о ветхозаветной общине спасения Эта община возникает не вследствие каких-либо естественных причин, но лишь в силу ее избрания Единым Богом – Ягве. Во Второзаконии Бог Израиля редко именуется Элогйм (23 раза) или иными эпитетами, подчеркивающими Его вселенскую сущность: Эль Шаддай, Эль-Эльон и другие (18 раз). Чаще всего Он выступает под именем Ягве (221 раз) как личностный Бог, избравший Себе народ и пекущийся о нем: ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле... потому, что любит вас Господь ( Втор. 7:6, 8 ). Народ же должен ответить любовью к избравшему его Богу и соблюдением Его заповедей (см.: Втор. 6:4 – 9 ). Второзаконие содержит исторический символ веры ветхозаветной церкви (см.: Втор. 26:5 – 9 ), пересказанный святым первомученником архидиаконом Стефаном (см.: Деян. 7 ) и повествующий о формировании ветхозаветной общины спасения – от призвания Авраама до Иисуса Навина, поставленного на служение Моисеем через рукоположение (евр.: смиха) (см.: Втор. 34:9 ; ср.: Числ. 27:18 ), которое, подобно другим обрядам церкви ветхозаветной (ритуальное омовение, помазание миром, брак, исповедание грехов при принесении жертв, пасхальная вечеря), было наполнено высшим смыслом Христом Спасителем и стало Таинством Церкви новозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

2. История вокализированного еврейского текста: а) период масоретов (VII–XX вв. по Р.Х.); б) период рукописного и печатного масоретского текста (XI в. – по настоящее время). После возвращения евреев из плена работой над священным текстом, согласно иудейскому преданию, занимались еврейские ученые мужи – соферы. Название «софер» – «книжник» (ед. ч.) или «соферим» – «книжники» (множ. ч.) прилагается священными писателями к Ездре ( 1Езд.7:6 ) и к тем современникам Господа Иисуса Христа, которые свою жизнь посвящали изучению Священного Писания (Мф.23:1–29). Текст ветхозаветных книг соферы часто могли писать на память и безошибочно. Предание усваивает им исчисление слов и букв священных книг. Согласно Талмуду, древние книжники вычислили среднюю букву Закона (буква в слове – гахон – «чрево» – Лев.11:42 ), среднее слово Закона ( – дараш – «искал» – Лев.10:16 ), средний пасук Закона ( Лев.13:33 ). Также они определили среднюю букву в псалмах ( в слове – мийаар – «из леса» – Пс.79:14 ) и средний стих в псалмах ( Пс.77:38 ). Наконец, книжники высчитали, что в Пятикнижии находится 5888 пэсуким, в Псалтири на 8 пэсуким более, а в Книге Паралипоменон на 8 пэсуким менее. Нам эти вычисления могут показаться излишними, однако их следует рассматривать как предохранительные меры против возможного повреждения и искажения еврейского текста Ветхого Завета: после переписывания текста с помощью аналогичных расчетов можно было проверить любую новую рукопись Закона (и других книг) и частично убедиться в ее соответствии оригиналу. Кроме того, сам по себе факт подобных исчислений говорит о том, что книжники с благоговением относились к священному тексту, дорожили каждой его буквой. Кроме механического вычисления и заучивания ветхозаветного текста, талмудическое предание усваивает книжникам и научно-критическое исследование. В частности, соферам в Талмуде приписывается исправление некоторых выражений, казавшихся им несогласными с ветхозаветным вероучением и потому носивших, по их мнению, следы порчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Август Август («удостоенный почтения»). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, «его величество» ]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, который усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи – первым рим. императором (31 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в «Энеиде» (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, – в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее – за перс. царя ( 1Езд. 6:10 ). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010