Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Израиль Израиль [евр. Йисраэл]. I. В Быт. 32 (ср. Ос. 12:4 ) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле ( Быт 32 и след.). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми ( Быт. 46:8 ; Исх. 1:1 ). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» ( Втор. 4:44 ), «дом Израилев» ( Исх. 16:31 ) или просто «израильтяне» ( Исх. 9:7 ), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства. II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар. 2:9 . После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства ( Ис. 41:14 ; Иер. 10:1 ); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена ( 1Езд. 9:1 ; 1Езд. 10:5 ; Неем 9 и след.; Неем. 11:3 ). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом ⇒ «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа ( Рим. 9:6 ). III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт. 12:3 , где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19 и след. Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Неемия противопоставляет свое собственное бескорыстное поведение поступкам корыстолюбивых богачей и прежних правителей, обиравших народ и требовавших денег и провизии. Он же и его подчиненные никогда не взимали с народа положенную ему как правителю провизию; он сам, из своих средств, оплачивал расходы, связанные с хозяйством и приемом именитых гостей. Обличая алчных кредиторов, Неемия совершает символическое действие («вытряхнул одежду»), призывая кару на их головы (5, 6–13). 6, 1–19. Продолжение работ в стесненных обстоятельствах. Враги, потерпевшие неудачу в прежних намерениях помешать восстановлению стен, перешли к дипломатической и психологической войне. Сначала они позвали Неемию «сойтись» для переговоров в одном из сел «равнины Оно» к северо-западу от Иерусалима. Однако Неемия был не из тех, кого можно было легко провести; он ответил известной фразой: «Я занят большим делом, не могу сойти» (гл. 6, 1–4). Затем Санаваллат прислал открытое письмо, обвиняя репатриантов во главе с Неемией в намерении отпасть от персидского царя (6, 5–9). Наконец, враги подкупили лжепророков (в том числе женщину по имени Ноадия), которые пытались убедить Неемию укрыться в храме ввиду готовящегося покушения, чтобы потом обвинить его в трусости и святотатстве и тем самым поколебать или вообще разрушить его авторитет (6, 10–14). Цель всех этих козней была одна: устрашить и поколебать мужество Неемии и его сторонников. Но враги просчитались: им не удалось сломить дух строителей, и работа продолжалась. Стена была окончена в 52 дня в октябре 444 г до Р. Х. (6, 15). Так, через 142 года после разрушения святого города его стены были восстановлены, и он стал защищенным от внезапных нападений. 7, 1–72. Перепись населения Иудеи. Восстановление стен было завершено, но город был еще малонаселенным. Был найден список возвратившихся из плена ( 1Езд. 2, 1–67 ), на основании которого Неемия переселил в Иерусалим десятую часть жителей из иудейских городов. ЧТЕНИЕ ЗАКОНА И ВСЕНАРОДНОЕ ПОКАЯНИЕ. 8 – 10 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Давид глаголет: исходища водная, т.е., слезы, изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего, Господи ( Пс. 118:136 ); и паки: беззаконие мое познах и греха моего не покрых; рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви. И придает: и Ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс. 31:5 ). Мытарь же не смеет и очес возвести на небо, но биет в перси свои, глаголя: Боже, милостив буди мне грешному! И сниде в дом оправдан паче фарисея ( Лк. 18:13–14 ). Иеремия пророк, в лице всех людей своих согрешивших, плачет и сетует, глаголя: горе нам, яко согрешихом! О сем смутися сердце наше! О сем померкнуша очи наша! ( Плч. 5:16–17 ). Даниил глаголет: Тебе, Господи, есть правда, нам же стыдение лица, и царем нашим, и князем нашим и отцем нашим, иже согрешихом Тебе ( Дан. 9:8 ). Ездра стыдится и срамляется лице свое воздвигнуть к Богу. Господи Боже мой! Стыжуся и срамляюся воздвигнути лице мое к Тебе: яко беззакония наша умножишася паче влас главы нашея, и прегрешения наша возрастоша, даже до небесе ( 1Езд.9:6 ). И Апостол глаголет грешникам: очистите руце грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии: постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование; смиритеся пред Господом и вознесет вы ( Иак. 4:8–10 ). Печаль сию сердечную соделовает рассуждение и размышление о Боге, грехами прогневанном. Егда бо грешник, пришед в себя, рассудит, что Бога великого, преблагого, милосердого, святого, Которого должен бояться, бесстрашием и преступлением святого Его закона прогневал; Которого должен любить, раздражил; Которого должен почитать, злыми духами бесчестил: не может не печалиться. Когда сын отцу, от которого рожден и воспитан и всяким добром снабден, вместо любви должной ненависть, вместо благодарения неблагодарность, и вместо почтения бесчестие покажет; и о сей своей так великой грубости и неблагодарствии размыслит: приходит в сожаление, плачется, и самого себя окаявает – и стыдится, что так безумно с родителем своим поступил. Много паче нам жалеть, плакать и стыдиться должно, когда Богу, Который создал нас, тело и душу и жизнь подал нам, питает, одевает, сохраняет и всякими благами снабдевает нас, неблагодарны являемся; и Которого Ангелы со страхом и благоволением поют, почитают, и покланяются, мы, земля и пепел, не почитаем; и Его, Иже есть вечна любовь и благостыня, не любим; и грехами нашими прогневляем Его, Иже есть вечная правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Царь Саул. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех , как идолопоклонство ( 1Цар.15:16–29 ). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Царь Давид. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду ( 1Цар.11:9 ). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми нам оказана милость Божия особенно при войнах, хранятся во св. храмах. – При перенесении Ковчега Завета Оза наказан был за небрежность, но дом Аведдаров, в котором пребывал Ковчег, благословен был за благоговение. И у нас потому из святых храмов с благоговением приносятся в дома святые иконы. Царь Соломон. В устроенном Соломоном храме в честь Господа много было изображений св. херувимов, и слава Господня наполнила этот храм ( 3Цар.6:23–35, 8:6–11 ). Пророк Илья. Воскрешение пророком умершего отрока, как показание бессмертия души ( 3Цар.17:17–22 ). – Идолы и кумиры суть придуманные неразумными и злыми людьми ложные боги и изображение ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его. Таков языческий бог Ваал, служителей которого поразил прор. Илия ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20, 21 ). Так кости и мощи святых являются проводниками божественной благодати, потому подобает почитать их. Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему у нас изображают Бога Отца. Пророк Даниил. Пост Даниила состоял в отказе его от мяса, вина и вкусного хлеба, продолжался он три недели. После этого поста ему последовало небесное видение ( Дан.10:1–3 ). В его примере показан нам образец поста. В одном из видений прор. Даниил видел Бога Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). – Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить. Таков идол Вил, которого поразил Даниил ( Дан.14:3–22 ). Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, т. е. имел изображение св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21, 43:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Наконец, Моисей вписал в книгу слова Закона Божия, отдал ее для хранения при ковчеге завета и заповедал читать ее народу в субботний год, в праздник кущей ( Втор. 31:9–13 ). После сего Бог призвал Моисея с Иисусом Навином к скинии, предвозвестил им, что народ израильский отступит от Него и подвергнется за это бедствиям, и повелел написать это в особенной обличительной песне и научить ей израильтян. Моисей написал эту песнь и научил ей израильтян ( Втор. 31:14–30, 32:1–47 ). Наконец, получив от Бога повеление взойти на гору Нево, Моисей пророчески благословил народ израильский по коленам, взошел на гору Нево, посмотрел на обетованную землю и умер. После смерти его принял начальство над народом израильским Иисус Навин, который был исполнен духа мудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои ( Втор. 31:9–30, 33, 34 ). Законы Моисея Бог дал чрез Моисея законы нравственные, богослужебные и гражданские. Нравственные законы кратко изложены в десяти заповедях. Сущность этих законов выражается в следующих двух изречениях закона Моисеева: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор. 6:5 ). «Люби ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ). В законах богослужебных Бог определил место, лица, времена и действия, посвященные Богослужению. Местом общественного Богослужения Бог назначил скинию свидения и только при ней повелел приносить Себе жертвы ( Лев. 17:1–9 ; Втор. 12 ). Лица, определенные Богом для служения при скинии, были: первосвященник, или иерей великий, священники и левиты. Звание первосвященника после Аарона должно было принадлежать главе потомства Ааронова. Посвящение в первосвященника отличалось обильным излиянием освященного мира на главу посвящаемого. В полном облачении первосвященник мог, по вдохновению свыше, давать ответы вопрошающим о воле Божией ( Исх. 28:30 ; Чис. 27:21–23 ; 1Цар. 23:9–28 ; 1Цар. 28:6 ; 1Цар. 30и далее; 1Езд. 2:63 ; Неем. 7:65 ) 253 . Он распоряжался священнодействиями, приносил жертвоприношения, в день очищения входил с кровью очищения во Святое Святых. Первосвященник не мог жениться на вдове, не мог оплакивать даже умерших близких родственников 254 . Он был прообразом Великого Архиерея, Иисуса Христа. Священниками были потомки Аарона, законнорожденные, не имеющие телесных недостатков, женатые на деве или вдове священника. Посвящение их отличалось окроплением священным миром, смешанным с кровью. Они обязаны были приносить жертвы, очищать священнодействиями проказу и другие нечистоты, наставлять народ в Законе Божием и трубить в трубы для созыва народа в праздники и на войну. Священникам запрещалось пить вино пред священнодействиями, прикасаться к мертвым, исключая близких родственников, и, в знак печали, брить голову, подстригать бороду и делать нарезы на теле своем ( Лев. 10:9; 21 ; Чис. 10:1–10, 18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Новое царство Ассирийское было разрушено Набопалассаром, царем Вавилонским, и Киаксаром, царем Мидийским, которые совершенно разрушили Ниневию, как было предсказано пророками: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратят Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет иного кроме меня», как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет, и махнет рукою» ( Соф.2:13–14 ; см. также кн. пророка Наума). За разрушенной Вавилонской монархией следовала Мидо-Персидская, а за этой Греческая. Сузы , престольный город царей Персидских до Александра Великого. В этом городе и на реке Улае, протекающей чрез него, Даниил имел таинственное видение о монархиях Мидо-Персидской и Греческой ( Дан.8 ). В Сузах происходила известная история Есфири ( Есф.2, 3 и д.); здесь же Неемия получил дозволение восстановить Иерусалим ( Неем.1:1 ). Елимаис , город Персии, славившийся богатством. Антиох Епифан, узнав, что в храме этого города были золотые покровы, брони и оружия, которые там оставил Александр Великий, старался взять этот город, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям; они поднялись на него войною, и он обратился в бегство ( 1Мак.6:1–14 ). Агава , область в Ассирии и река того же имени ( 1Езд.8:15, 21, 30 ). Здесь священник Ездра собрал более 1700 Иудеев и отправился с ними в отечество. Во 2 кн. Ездры река Агава названа Феран ( 2Езд.8:41, 60 ). Кроме того, Ездра упоминает о местности, находившейся в Ассирии и носившей название: Касифья , куда он посылал за левитами, которых он отвел в Иудею ( 1Езд.8:18 ). Кута и Сепарваим . Жителей Ассирийской области Куты и города Сепарваима Асардан, царь Ассирийский, перевел в землю Израильскую; они слились с остатками Израильского населения и образовали одно племя Самарян ( 1Езд.4:2 ; 4Цар.17:24–30 ). Кир. В эту Ассирийскую область Феглаффеллассар переселил жителей Дамаска ( 4Цар.16:9–10 ). § 42. Идумея и другие страны на юг от Палестины

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1Пар.4:9 .  Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. Судя потому, что имя Иавис соединяется с предшествующими именами частицею «и», его обладателя можно считать за потомка Коца, а упоминаемый в ( 1Пар.2:55 ) город того же имени – делом его рук. Отсюда же вытекает предположение о родстве Иависа и лиц ст. 8 с Шовалом. Имя Иавис – «сын мук», данное ребенку сообразно с восклицанием матери при его рождении, напоминает аналогичные восклицания женщин патриархального периода ( Быт.4:25,19:37,29:32,35 ). 1Пар.4:11 .  Хелув же, брат Шухи, родил Махира; он есть отец Ештона. 1Пар.4:12 .  Ештон родил Беф-Рафу, Пасеаха и Техинну, отца города Нааса [брата Селома Кенезиина и Ахазова]; это жители Рехи. Имя местности – Реха, ее положение, а равно и имена живущих в ней поколений нигде более не встречаются. Несомненно одно, что «Хелув, брат Шухи» не может быть отожествляем с Халевом-Хелувом ( 1Пар.2:9 ). 1Пар.4:13 .  Сыновья Кеназа: Гофониил и Сераия. Сын Гофониила: Хафаф. 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Стихи 13–14: потомки Кеназа. В ( Суд.1:13 ) Кеназ называется «младшим братом» Халева, сына Иефонниина, известного соглядатая и современника Моисея. И так как Халев принадлежал к линии Есрома (см. комментарий к ( 1Пар.2:49 )), то, очевидно, из того же поколения происходил и его брат. Гофониил, сын Кеназа, – племянник и вместе с тем зять Халева ( Суд.1:12–13 ), первый судья израильский ( Суд.3:9–10 ). Имя второго сына Кеназа встречается только здесь; во времена Зоровавеля оно присваивается одному возвратившемуся из плена еврею ( 1Езд.2:2 ). 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Хотя имя Меонофай не соединяется с предшествующим «Хафаф» частицею «и», но стоящее перед первым еврейское выражение «benei» (сыны) дает право считать обоих лиц сыновьями Гофониила; ни тот ни другой, впрочем, нигде более не упоминаются. Офра не может быть отожествляем с городом Офрою колена Вениаминов ( Нав.18:23 ; 1Цар.13:17 ) и Манассиина ( Суд.6:11 ). Название «долина плотников», родоначальником населения которой является Иоав, встречается в ( Неем.11:35 ) для обозначения лежавшей в северном направлении от Иерусалима местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 1–3. Отделение от иноплеменников. 4–9. Изгнание Товии 10–14. Меры, предпринятые Неемией к обеспечению содержания клира. 15–22. Охранение субботнего покоя. 23–28. Меры против браков с иноплеменницами. 29–31. Другие распоряжения Неемии. Неем.13:1 .  В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, Отделение от иноплеменников, которого стремился достигнуть Ездра ( 1Езд. 9:12 ), оказалось только кратковременным. Браки с иноплеменницами опять сделались обычным явлением в иудейской общине (ст. 4, 23 и д.), и Неемия должен был вести борьбу с ними. – «В тот день» – замечание, имеющее, как и в ( Неем. 12:44 ), смысл неопределенности. Указывает оно, по-видимому, на время между первым и вторым прибытием Неемии (ср. ст. 4–6). Читано было из книги Моисеевой: из дальнейшего видно, что писатель имеет в виду место ( Втор. 23:3–6 ), которое не приводит полностью. Неем.13:3 .  Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля. «Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля». В чем именно состояло в этот раз отделение иноплеменного, не указывается: это было или отпущение жен иноплеменниц (Робинсон), или устранение иноплеменников от участия в культе и празднествах (Рейсс). Неем.13:4 .  А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, Под упоминаемым в ст. 4 " священником Елиашивом» нужно разуметь первосвященника Елиашива ( Неем. 3:1, 12:10–22 ), который сверх обычных своих обязанностей, имел еще наблюдение над комнатами при храме. Пользуясь своей властью, Елиашив предоставил большую комнату, или, как можно заключить из ст. 9, ряд комнат своему родственнику Товии, – без сомнения, Товии аммонитянину, одному из врагов Неемии. Каким образом Товия приходился родственником Елиашиву, писатель не указывает. Из ( Неем. 6:18 ) видно, что сын Товии Иоханан был женат на дочери Мешуллама, сына Берехии. Можно думать, что последний ( Неем. 3:30 ) был в родственных отношениях с Елиашивом, откуда и возникло родство Елиашива с Товией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

60 . И Кир, царь Персидский, позволил пленным идти во Иерусалим. И Зоровавель и священник Иисус Иоседеков привели 42360 во Иерусалим и праздновали, и славили Бога, и положили основание храма ( 1Езд.1:13; 2:164 ). 61 . И священник Ездра учил народ: покайтесь пред Господом и исполните волю Его. И стали строить стену, и в 52 дня окончили ее, а народу Ездра читал закон Божий и толковал его ( 2Езд.9:4546 ). 62 . А в Книге Товита воспевается благочестие его, ибо он, живя на чужбине, в ассирийском плену, соблюдал закон Божий и любил истину и правду, отличался добротой, милосердием, сохранял веру, почитал праздники Божии ( Тов.1:18 ). 63 . Товит алчущим давал хлеб, нагим одежды и погребал умерших, выброшенных за стены Ниневии. Он помнил слово Господне, что милостыня избавляет от смерти вечной и ада ( Тов.1:17 ). 64 . И за добродетели Товита Господь послал Архангела Рафаила, и он сохранял сына его Товию в пути и устроил ему брак с девицею Саррою, и изгнал злого духа Асмодея, и исцелил от слепоты Товита ( Тов.3:1617 ). 65 . И, восходя от земли к пославшему его Богу, Архангел сказал: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и вы на земле благословляйте Бога. Прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте Бога пред всеми живущими. Ибо многие народы языческие приидут издалека к имени Господа Бога, с дарами в руках, с дарами Царю Небесному, роды родов восхвалят Бога ( Тов.12:6 ). 66 . И прославил Бог Товита и даром пророчества, и он знал, что Ниневия будет разрушена, и повелел сыну переселиться в Мидию, и знал, что возвеличен будет Иерусалим и храм в нем, и все народы будут благословлять Христа Жизнодавца. Сто пятьдесят восемь лет было Товиту, когда душа оставляла его, и он говорил предсмертные слова: Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость ( Тов.14:411 ). 67 . Олоферн, воевода второй после царя Навуходоносора, повел 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников против всей земли, на западе, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и призывали его как Бога ( Иудиф.2:513 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010