Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2-5 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье. В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий. Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ — Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

http://pravenc.ru/text/1991854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» ж. (информационный сборник), издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ); см. Белокриницкая иерархия ), в 1995-2003 гг. выходил при участии ж. «Родина». С 2003 до 2006 г. ж. «Д. о.» не издавался. Тираж издания колеблется от 500 до 1 тыс. экз. «Д. о.» был задуман как серия брошюр гл. обр. для переиздания не потерявших значения материалов из старообрядческих журналов разных согласий ( «Церковь» , «Старообрядческая мысль», «Златоструй», «Щит веры», «Старообрядец»), опубликованных в нач. ХХ в.; большое значение отводилось рубрике «Ответы на вопросы читателей». Впосл. журнал увеличился в объеме, изменилось его содержание. В 1996-2003 гг. в нем появились рубрики: «Старообрядческие гектографы», «Слово пастыря», «Прение о вере», «Приходская жизнь», «Взгляд на проблему», «Лето Господне», «Среди книг» «Воспитать христианина», «Поминайте наставники ваша», «Внесем ясность», «Былое». Постоянной была рубрика «Ответы на вопросы читателей». Среди наиболее важных материалов, опубликованных в «Д. о.», в первую очередь необходимо назвать подборку текстов «К 150-летию Белокриницкой иерархии». В нее вошли «Краткая история об основании старообрядческого святительского престола, состоящего в Австрии...» белокриницкого инока Корнилия, одно время считавшаяся утерянной (1996. Вып. 5. С. 20-30), ранее не публиковавшееся соч. инока Лаврентьевского мон-ря Нила «Произшествие господина Амвросия митрополита...» (1996. Вып. 6. С. 35-57), основанный на документах из австр. архивов доклад историка М. Крамера «Основание старообрядческой митрополии в Белой Кринице на Буковине и пребывание св. митрополита Амвросия в Австрии» (1998. Вып. 9. С. 82-127). В «Д. о.» публикуются апологетические и полемические старообрядческие сочинения (воспроизводятся издания на гектографе или малотиражные издания нач.

http://pravenc.ru/text/180667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в., с. Копыстно (ныне Копысно в Прикарпатском воеводстве Польши) - нач. марта 1609, Перемышль, ныне Пшемысль, Польша), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии . Дата рождения М. неизвестна. Ко времени хиротонии на Перемышльскую кафедру в 1591 г. он, по характеристике К-польского патриарха Иеремии II Траноса в письме Киевскому митр. Михаилу (Рагозе) (май 1591), был молод, имел жену ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 281). Однако в соч. Христофора Филалета (см. Броневский Мартин ) «Апокрисис» (1597) противопоставляются правосл. епископы Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский М. епископам-униатам: правосл. архиереи не только были равными униатам, но и «стояли» выше некоторых «възглядом уроженя» и «възглядом лет» (Апокрисис. 1882. Стб. 1300). Гипотетически М. мог родиться в 50-х гг. XVI в. Перемышльские судебные акты 80-90-х гг. XVI в. свидетельствуют, что в миру епископ имел имя Михаил ( Prochaska. 1896. S. 547-548). (А. И. Добрянский утверждал без указания на источник, что светское имя епископа было Матвей - Добрянский. История епископов трех соединенных епархий. 1893. С. 1.) М. происходил из древнего шляхетского рода владельцев имения Копыстно в Перемышльском повете (герб «Лелива»). В нач. XV в. Копыстно было наследственным имением Захарии, Льва и Малева. Неизвестный автор генеалогии семьи утверждает, что «протопластом и родоначальником» Копыстенских был Иосиф Бидун, к-рому кор. Владислав Ягайло в 1408 г. предоставил Копыстно как своему слуге (позже Копыстенские в спорах с соседями-шляхтичами ссылались на эту грамоту). Будучи владельцем села, Бидун принял фамилию Копыстенский, которая утвердилась в кон. XV в. (первые представители рода в источниках XIV-XV вв. именовались «с Копысно»). В посвящении П. Берынды издания «Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла» племяннику М. шляхтичу Ф. Копыстенскому (16 мая 1623) утверждается «зацность и старожитность» рода, получившего «вольности и прерогативы» от кн. Льва Галицкого и польских королей. В Копыстно хранились «митра и копия», т. е. символы архиерейства и священства ( Титов. 1918. С. 82, 84). М. был племянником (сыном сестры) Перемышльского еп. Арсения (Брылинского; † март 1591).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИЙСКИЙ СОБОР (10 февр.- 8 авг. 754), церковный Собор, утвердивший иконоборческое учение. Осужден как еретический VII Вселенским Собором и К-польским Собором 843 г. Источники сообщающие об И. С., весьма скудны: его деяния не сохранились, а вероучительное определение (орос) дошло лишь фрагментарно в составе Деяний VII Вселенского Собора. Оно было включено в зачитывавшийся на 6-м заседании VII Вселенского Собора 6 окт. 787 г. документ «Опровержение коварно составленного толпою христианообвинителей и лжеименного определения» ( Mansi. T. 13. P. 205-364; ДВС. Т. 4. С. 512-584), автором которого предположительно был К-польский патриарх Тарасий ( Alexander. 1958. P. 13, 21. N 1; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 489). Фрагменты иконоборческого определения зачитывались Григорием, еп. Неокесарийским, опровержения - сначала диак. Великой ц. Иоанном, затем диак. и кувуклисием Епифанием. Большинство исследователей признают цитировавшиеся фрагменты подлинными и не подвергавшимися редактуре иконопочитателей. Текст ороса И. С. доступен либо в издании Дж. Манси, либо в отдельных совр. изданиях (напр.: Die ikonoklastische Synode. 2002). Др. источники менее достоверны. По большей части они относятся к 787-815 гг. («Житие Стефана Нового» (см. ст. Стефан Новый ), исторические сочинения прп. Феофана Исповедника и патриарха К-польского Никифора I и др.) или ко 2-му периоду иконоборчества (богословско-полемические трактаты патриарха Никифора, Scriptor incertus de Leone Armenio и др.) и составлены с позиций иконопочитателей. Тем не менее эти тексты дают представление о рецепции И. С. в кон. VIII - 1-й пол. IX в. Историческая ситуация Большинство источников приписывают инициативу созыва И. С. имп. Константину V ( Theoph. Chron. P. 427-428). Это подтверждается и текстом ороса ( Mansi. T. 13. P. 209, 225, 229). Будучи воспитанным в иконоборческом духе и проявляя живой интерес к богословским вопросам, имп. Константин в первые годы правления в основном занимался внешнеполитическими делами и только через 10 лет после воцарения принял решение о созыве Собора. При этом созыву И. С. предшествовали как сознательные меры, ослаблявшие авторитет и политическое влияние Патриархата ( Афиногенов. 1997), так и упомянутые в «Хронографии» Феофана под 752/3 г. народные собрания (т. н. силенции - Theoph. Chron. P. 427). Но с формальной т. зр. имп. Константин предпочел намеренно отстраниться и лично присутствовал только на последнем заседании И. С. (Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. 1999. S. 82. Anm. 102).

http://pravenc.ru/text/293668.html

Мельбурн. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века прихожане и духовенство существовавшего в Коллингвуде (Collingwood) прихода Покрова Пресвятой Богородицы стали задумываться о перенесении прихода на новое место. Связано это было и с тем, что существовавшее здание стало тесным, и, не в последнюю очередь, с усугибшимися трудностями с парковкой. Поначалу всерьез рассматривалась лишь возможность приобретения уже существовавшего здания и приспособления его под церковь и приходские службы. В 1983 г. Церковный совет во главе с о. Уолли Евсюкоффом (Wally Evsukoff) принял решение о покупке у Объединенной церкви церковного здания в Кембервелле (Camberwell). Дело дошло до подписания договора о купле-продаже, однако из-за изменившихся у обеих сторон обстоятельств, сделка была расторгнута. Затем было принято решение о покупке земли и возведении нового здания, что явилось результатом активной поддержки этой идеи прихожанином Алексом Александером (Александром Сергеевичем Александровым) и о. Николасом Карпоффом, в настоящее время (1999) служащим настоятелем прихода. Они исходили, в первую очередь из того, что церковь в русском стиле в большей мере будет соответствовать эстетическим запросам прихожан, нежели переделанное здание, изначально выстроенное в западном стиле. Провели демографическое исследование, в результате которого было решено, что новая церковь должна быть построена не далее, чем в пяти километрах от Коллингвуда. А. Александер подыскал участок на Гаррисон-стрит в Брунсвике (Harrison Street, Brunswick), в районе, не отличавшимся в то время особой привлекательностью на рынке недвижимости. Совет, однако, пришел к выводу, что окружение участка настолько плохо, что изменения в будущем могут быть только к лучшему, а потому покупка его экономически выгодна. Теперь, с устройством на прилегающей территории общественного парка и расчисткой русла ручья Merri Creek, решение Совета выглядит вполне оправданным. Договор о приобретении участка площадью в 1,3 акра за 82,500 долларов был подписан 6 февраля 1984 г.

http://sobory.ru/article/?object=10796

Никита Струве Примечания Передовые Прославление отца Алексея Медведкова. Впервые: Вестник РСХД (далее: Вестник). 1957. IV. 47. Историческое событие. Впервые: Вестник. 1966. III. 81. Речь идет об открытом письме (15 дек. 1965 г.), написанном московскими священниками о. Николаем Эшлиманом и о. Глебом Якуниным Святейшему патриарху Алексию, копии которого были разосланы всем епископам внутри страны. Параллельно были направлены заявления на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного, Председателя Совета министров СССР А.Н.Косыгина, Генерального прокурора СССР Р.А.Руденко. После этого оба священника были подвергнуты запрещению в служении. За рубежом документ впервые опубликован: на русском языке – Русская жизнь (Сан-Франциско). 1966. 6050–6060. Подробнее об изданиях за рубежом на русском и иностранных языках см. в примечании к статье Аркадьева «Несколько слов о деле двух московских священников» (Вестник. 1970. I-II. 95–96. С. 99). Голос верующих Русской Церкви. Впервые: Вестник. 1966. IV. 82. В статье упоминаются письма церковной интеллигенции, в частности письмо о. Н.Эшлимана и о. Г.Якунина, а также письмо известного церковного писателя и правозащитника А.Э.Левитина-Краснова «О положении русской православной церкви», адресованное папе Павлу VI и распространившееся в церковных кругах СССР (впервые: Russia Christiana. Milano, 1970. 109. Р. 63–74). В открытом письме верующих Кировской епархии Святейшему патриарху (июнь 1966 г.), впервые звучащем, по слову Н.А.Струве, «голосе верующего народа», была нарисована впечатляющая картина «разложения официальной Церкви, подавленной безбожным и враждебным ей государством». В письме, которое приводилось после редакционной статьи, особо были выделены следующие моменты: 1 . «Стремление Высшего церковного управления сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов, – орудием, направленным на разрушение Церкви, – вот главная вина Высшего церковного управления». 2 . «Изгнание нищих и бедных из храмов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никола-Высока. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1820 году. Год закладки 1813. Имеет три престола: в летнем большом здании- Преображения Господня, в зимнем здании - святого Николая и Архистратига Михаила. Преображенская церковь построена на тракте Москва - Санкт-Петербург, который проходил через Ярославскую, Тверскую, Вологодскую губернии. В перечисленых губерниях за государственный счет и пожертвования народа были воздвигнуты похожие храмы в честь победы в Отечественной войне 1812 года. До сегодняшнего дня они сохранились и действуют. Преображенская церковь действовала до 1939 года. После была закрыта и использовалась как склад и зернохранилище. Иконы и утварь частично были переданы в село Чамерово в церковь Казанской Божией Матери. В 1992 году община Преображенской церкви была воссоздана и храм открыли для богослужения в летнее время. Церкви принадлежало 2 дома для священников, церковно-приходская школа, 2 амбара, лавка. Церковной земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. Клир был определен 2-мя священниками, дьяконом, 2-мя псаломщиками. Приход состоял из 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Церкви принадлежало 5 часовен: 1. Вблизи деревни Филиппова, Святой Мученицы Параскевы, деревянной постройки 1849 года. 2. В деревне Башкино, мучеников Флора и Лавра, деревянной постройки 1849 года. 3. В деревне Мосеевской, святых Косьмы и Домиана, деревянной постройки 1850 года. 4. Вблизи деревни Дюдиковской Поповки, Нерукотворного Спаса, деревянной постройки 1878 года. 5. Между Новым и Каменкой, Казанской Божией Матери, деревяной постройки 1878 года. Данные часовни не сохранились. И. Добровольский " Тверской епархиальный статистический сборник " . Тверь 1901 год, с. 165. Техническое заключений от 1992 года: Отдел архитектуры и градостроительства города Твери в 1992 году произвел обследование Преображенской церкви села Никола-Высока, Весьегонского района, Тверской области. Результаты обследования показали:

http://sobory.ru/article/?object=13539

Николо-Гора. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые появляется информация о селе в 1627-1629 гг. (в писцовой книге). В это время здесь уже есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великого чудотворца Николая. При храме служит поп Никифор Иванов, дьячок и просвирница, да 15 келей. Живут в них нищие, питаются от церкви Божьей. Село Николо-Гора в разные времена носило названия: Корчкодом, Золотая гора, Никольский погост. За 400-летнюю историю претерпевала многие административные изменения: так оно входило в состав Московской губернии, в 17 веке в состав стана Стужень, в Ярославский уезд, в составе Чёрного стана вместе с Любимом было приписано к г. Галич Костромской провинции, затем в Любимский уезд Ярославской губернии. Принадлежало село Даниловскому району Ивановской Промышленной области, Пречистинскому и, наконец, Первомайскому району Ярославской области. В 1801 году тщанием прихожан в селе была построена церковь во имя святителя Николая, уже каменная. Храм расписан профессиональными художниками в стиле академической живописи 19 века. В 1903 году к церкви пристроены боковые приделы на средства Петербургского купца первой гильдии Петра Воеводского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Петра Московского. Информация об истории села и храма предоставлена краеведом И. Копыловой Село Корчкодом (Никольское на Горе). Никольская церковь каменная, о трех престолах: свят. и чуд. Николая, Рождества Пресвятой Богородицы и свят. Петра, Митрополита Московского и Всея России, чудотворца. Построена церковь в 1801 г. тщанием прихожан и расширена в 1903 г. на средства с.-петерб. 1-й гильдии купца Петра Ефимовича Воеводского. Часовня в дер. Дору-Ваганском деревянная. Земли церковной 36 десятины 82 кв. саж. Церковных домов 4: для жительства священника - деревянный, на каменном фундаменте, крытый тесом; для жительства диакона и псаломщика и церковного сторожа. Церковного неприкосновенного капитала 2346 руб. 93 коп. Прихожан в приходе всего 675 муж. пола и 858 жен. Село расположено на горе, реки нет.

http://sobory.ru/article/?object=09272

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Раздел 2. Политика Советского государства в отношении Русской Православной Церкви 72. Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия наркому иностранных дел СССР В. М. Молотову о выпуске издательством Московской патриархии книги «Правда о религии в СССР» 25 июня 1942 г. г. Москва Сов[ершенно] секретно НКИД СССР товарищу Молотову Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 10 марта 1942 г. за П 36/259 книга «Правда о религии в СССР» выпущена в издании московской патриархии. Книга предназначена в основном для распространения за границей. Один экземпляр при этом представляю. Приложение: по тексту. 160 Народный комиссар внутренних дел Л. Берия РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1028. Л. 174. Подлинник на бланке НКВД СССР. 73. Докладная записка зам. наркома внутренних дел СССР Б. 3. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову о распространении на территории Прибалтики обращения митрополита Сергия (Страгородского) и определения Совета епископов Православной Церкви с осуждением поддержки фашистов прибалтийским епископатом 1 октября 1942 г. г. Москва Совершенно] секретно 52/1735 В фашистской газете «Островские известия» за 8 августа с. г., издаваемой в г. Острове, помещено сообщение о состоявшемся в Риге съезде епископов православной церкви, пославшем приветственную телеграмму Гитлеру. Руководитель съезда митрополит Сергий (Воскресенский) и другие епископы, не порывая связи с Московской патриархией, в юрисдикции которой они состоят, все же пытаются опорочить патриотические антифашистские обращения главы русской православной церкви, митрополита Сергия (Страгородского) и с этой целью распространяют провокационные слухи. В целях разоблачения прибалтийских епископов, пошедших в услужение фашистам, а также для усиления значения патриотических обращений, выпускаемых церковным центром в СССР, в глазах международного общественного мнения, митрополит Сергий (Страгородский) и состоящий при нем совет епископов в составе 14 человек выпускают специальное обращение к верующим прибалтийских ССР с особым церковным определением, осуждающим прибалтийских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010