Глава первая Все софийное учение протоиерея о. Сергия Булгакова и свящ. о. Павла Флоренского разделяется на учение о Божественной, предвечной Софии, Премудрости Божией, и на учение о тварной Софии. Предметом первой части и будет обследование учения о Божественной, предвечной Софии. Чтобы рассмотреть это учение для его оценки с точки зрения православного миросозерцания, надо сначала его изложить в систематическом виде. Но такое изложение данного учения для нас представляется делом крайне затруднительным, если не сказать более! Мы так говорим, имея в виду противоречия, которые наблюдаются в бесчисленных определениях Софии у прот. Булгакова и свящ. Флоренского. Поэтому мы не станем излагать всего софийного учения в систематическом виде, но будем рассматривать только определение предвечной Софии при свете учения нашей православной Церкви. Так как в некоторых местах своих сочинений о. о. Булгаков и Флоренский пытаются свое учение аргументировать учением святоотеческим, то, рассматривая софийные определения, будем уяснять себе, насколько выраженное в них учение соответствует учению святоотеческому. Иначе сказать, постараемся узнать, насколько означенная аргументация прот. Булгакова и свящ. Флоренского для их учения может быть состоятельной. Во всем этом и будет состоять сущность нашей работы по обследованию настоящего учения о Божественной предвечной Софии, Премудрости Божией. И так, обратимся к софийным определениям. Критический обзор определений Софии: 1. «Четвертая Ипостась» В своем сочинении «Свет Невечерний» прот. Булгаков говорит: «Поставляя рядом с Собою мир вне-Божественный, Божество тем самым полагает между Собой и миром некую грань, и эта грань, которая по самому понятию своему находится между Богом и миром, Творцом и тварью, сама не есть ни то, ни другое, а нечто совершенно особое, одновременно соединяющее и разъединяющее то и другое (некое μεταξ в смысле Платона) 82 . Так же определяет предвечную Софию и о. Флоренский, говоря: «Это Великое, Царственное и Женственное Существо, которое, не будучи ни Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого Завета и от родоначальницы Нового» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Д.Ю. Лушников Библиография Источники 1. Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989. 2. Библия. Тора, Пророки, Писания и Новый Завет . В русском переводе с параллельным текстом на иврите. Иерусалим, 1991. 3. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Пер. под ред. еп. Кассиана (Безобразова) . М.,1997. 4. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык/Гл. ред. проф. Алексеев А.А. РБО. СПб., 2001. 5. Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого/Пер. В. Н. Кузнецовой . М., 2002. 6. Biblia Sacra Vulgata: iuxta Vulgatam versionem. Stuttgart, 1994. 7. Die Bibel. DB. 1982. 8. La Bible. Nouveau Testament. Traduction oecumenique de la Bible/Ed. Poche. 1969. 9. The Greek New Testament. 4th revised edition/United Bible Societies. 10. The Holy Bible. KJV. 1979. 11. The Holy Bible. NRSV. ABS. 1991. 12. The Jerusalem Bible/Ed. Darton Longman & Todd Ltd. London, 1985. Древние авторы и святоотеческие творения 13. Clement d " Alexandrie. Le Protreptique/SC. 2. Paris, 1949. 14. Eusebius. Historia Ecclesiastica/PG 20. 15. Philo. De confusione linguarum/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 16. Philo. De fuga et inventione/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 17. Philo. De opificio mundi/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 18. Philo. Legum allegoriae/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 19. Theodoreti Cyrensis. Interpretatio Epist. ad Philipp./PG 82, 569. 20. Геродот. История: В 9-ти кн./Пер. Г. А. Стратановского. М., 2001. 21. Ефрем Сирин , прп. Толкование на послание к Филиппийцам/Творения. Т. 7. СТСЛ, 1995. 22. Игнатий Богоносец , св. Послание к Ефесянам/Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. 23. Игнатий Богоносец , св. Послание к Траллийцам/Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 24. Икумений, en. Триккский. Толкование пастырских посланий к Тимофею и Титу. Киев, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Подготовка текста и комментарии С.А. Семячко Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Печатано в Московской синодальной типографии 1791 года. 1 . Якоже плавающий по морю корабленник, аще и случится ему впасти в зельная обуревания и опасная места, обаче 73 представляя себе других, иже от мореплавания великия получили корысти и богатства, надеждою ободряется и стремительно против неудобств ополчается, тако и нам подобает творити, о любопразднственнии слышателие. Донележе бо есмы в теле, дотоле всех злостраданий, бедствий и печалей, приключающихся нам, неудобно есть избежати; обаче взирающе на мужественныя подвиги святых, иже, доброму последующе предводителю Христу, содеяша правду на земли и достигше к желаемому пристанищу, получиша обещанный им от Бога вечныя славы неувядаемый венец, ополчаемся крепко противу всех врагов и побеждаем о Христе. Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. 74 Что убо не предпочтим ли краткой суете житейской целое небо? Аще навыкнути желаеши, чего ради, по преждеписанному, Бог руководствует святых к Небесному Царствию, то слыши Спасителя, глаголющаго, яко нужно есть Царствие и тесный путь к нему предлежит. 75 И яко злато в горниле, искушает огнем страданий любящих его благоутробный Владыка, да тем всему миру изъявит мужественное в святости постоянство их, да даст нам незыблемый христоподражания пример. И да пожившии зде свято вящшее за понесенный крест восприимут воздаяние в будущей жизни, якоже блаженный Павел в послании к евреом учит 76 и якоже сей доблественный страдалец благоверный великий князь Михаил Ярославич доказал то своим примером, о немже предлежит нам настоящее слово. 2 . Егда святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский по четвертом хождении в Орду к Беркалю, 77 татарскому царю, на возвратном пути во граде Городце, облекшися в иноческий чин и схиму, преставися к Богу, 78 тогда общим согласмем возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейший брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. 79 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира, 80 по степени же родства седмый, 81 ибо Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго, иже произыде от Владимира Мономаха , сына Всеволода Ярославича, емуже в лето 981 даде начало святый равноапостольный великий князь Владимир Святославич, внук Игоря Рюриковича, 82 российскаго князя из варягов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не в силе Бог, а в правде! Заявление в связи с попыткой закрыть православную газету " Русичи " 15.06.2007 317 Время на чтение 3 минуты Газета " Русичи " создана по благословению Патриарха Алексия II, распространяется в Крыму по благословению митрополита Лазаря. Мы выпускаем газету два раза в месяц уже четыре года тиражом (по Крыму) 28 тысяч экземпляров. Наша газета получила множество писем от жителей и депутатов города Бахчисарая с просьбой о помощи в сложившейся тревожной ситуации в отношении восстановления Святых врат Свято-Успенского монастыря и в пресечение " деятельности " председателя Бахчисарайского районного Совета Александра Ивановича Таряника. В ответ на письма читателей мы стараемся последовательно освещать развитие одной из наиболее злободневных проблем полуострова, и то, какое они получают развитие, предпочитая приторной лести горькую правду. Так, в N 3(82) мы опубликовали стенограмму совещания, состоявшегося 23 января 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации по вопросу земель Свято-Успенского монастыря, на котором председатель районного Совета Александр Таряник по сути предъявил обители ультиматум: либо настоятель монастыря " добровольно " отдает 1.325 кв.м монастырской земли для рынка городскому Совету, либо через суд городские власти будут решать вопрос об отмене госакта на землю, выданного монастырю. На этом совещании на все, прямо скажем, недоброжелательные требования в адрес монастыря архимандрит Силуан дал мудрый ответ, пойдя на все возможные уступки. Он обосновал правомерность и доказанность в суде законности госакта и невозможность передачи монастырской земли в светское пользование, согласно неоспоримым апостольским правилам, несоблюдение которых грозит их нарушителям не чем иным, как извержением из лона Православной Церкви независимо от сана человека, их нарушившего. Неудовлетваренные таким развитием событий И.Р. Умеров и А.И. Таряник через некоторое время снова организовали совещание, только уже с узким кругом лиц (их заместители, муфтий и городской голова), на котором приняли единоличное решение - обратиться в судебные органы для отмены государственного акта на земельный участок, выданного Свято-Успенскому монастырю.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Притчи. Голгофа. Смерть 11.03.2024 63 Время на чтение 82 минут Но человеку свойственно оттягивать время своего спасения. Опасная игра с Творцом. Ведь Он придет за Своей невестой, и девы должны будут сопровождать Жениха. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 1-13). И те, кто оказались бережливыми, вошли в брачный чертог, нерасторопные – остались вне его. Отсутствие Духа Господня в естестве ведет к тому, что Свет, который может обитать в нас, гаснет. Тьма души бывает настолько объемлющей, что светильник, едва зажегшийся в сознании, по нерадению затухает. Вспомним, что сон разума рождает чудовищ. Поэтому Господь настаивает на бодрствовании, о постоянном памятовании о Свете Господнем, Который необходимо поддерживать в своей душе. Не поддерживают те, кто предается стихиям мира сего, занимается необоснованным самокопанием. Таковые особенно, до животного ужаса, бояться Суд Господень. Но этот Суд обращен в первую очередь к тем, кто называет себя последователем Христа, кто находится в Его Ограде, но может быть извержен из Нее.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Киприан (Керн) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Глава Первая КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ A. ОБЩИЕ БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ С. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ D. МИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Глава Вторая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Юстин Философ Татиан Ассириец Ермий Философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген Св. Мефодий Олимпийский Глава Третья СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ СПОРОВ Св. Афанасий Александрийский Св. Василий Великий Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский Св. Иоанн Златоуст Немезий Емесский АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ Св. Кирилл Александрийский Антиохийское Богословие Василий Селевкийский Леонтий Византийский Преп. Анастасий Синаит Глава Четвертая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АНТРОПОЛОГИЯ ПУСТЫНИ Преп. Макарий Египетский Преп. Исаак Сирин АНТРОПОЛОГИЯ МИСТИКОВ Ареопагитики Св. Максим Исповедник Преп. Симеон Новый Богослов АНТРОПОЛОГИЯ БОГОСЛОВСКИХ СИНТЕЗОВ Св. Иоанн Дамаскин Св. Фотий, патриарх Константинопольский († 891) ЧАСТЬ ВТОРАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Глава Пятая БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗЛИЧИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ ЧИСЛО ЭНЕРГИЙ ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ ЭНЕРГИЯ И СУЩНОСТЬ КОСМОЛОГИЯ МИРОВАЯ ДУША ХРИСТОЛОГИЯ Глава Шестая ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРОЕНИЕ ЕГО Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ Глава Восьмая ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? ПЕРВОИСТОЧНИК ГРЕХА УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ УЧЕНИЕ О МИРЕ, КАК СРЕДОТОЧИИ СТРАСТЕЙ ПОДВИГ МОЛИТВА ВОСХОЖДЕНИЕ К ФАВОРСКОМУ СВЕТУ Библиография Сокращения notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) К оглавлению Судьба митр. Иосифа остается неизвестной: источники ничего не сообщают о его смерти. См.: [Поппэ А. В.] Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. X–XIII вв. М., 1989. С. 204. 22. Е. Е. Голубинский полагал вероятным, что митрополит вернулся в Византию (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 15). Никея (совр. Изник — Турция) была резиденцией Вселенских патриархов во время существования Никейской империи (1204–1261) — в период между захватом Константинополя крестоносцами и восстановлением Византийской империи. Очевидно, под литовцами автор понимает здесь православных (т. е. преимущественно восточнославянских) подданных великого княжества Литовского, а не этнических литовцев, о поставлении которых в митрополиты нет свидетельств. Чаще в «Новом городе (или «городке») Литовском» (совр. Новогрудок в Гродненской обл. Белоруссии). Митр. Иона продолжал титуловаться «Киевским и всея Руси», как это видно по его грамотам и посланиям; употреблялся также и краткий вариант титула — «митрополит всея Руси». Московские преемники свт. Ионы в XV в. пользовались этим кратким вариантом (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 81–82. Ср.: Плигузов А. И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси»//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1034–1038, 1042). Хронология поездок свт. Кирилла в Орду нуждается в уточнении, поскольку текст жития св. Петра, царевича Ордынского, послужившего источником сведений для митр. Макария, содержит противоречивые известия (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 [репринт: М., 1988]. С. 39–42; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением исторических фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Литература Древней Руси/Источниковедение. Л., 1988. С. 78–79; она же. «Повесть о Петре, царевиче Ордынском в историко-литературном контексте»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74–87). Лаврентьевская летопись отмечает смерть Берке под 1266 г., а смерть митр. Кирилла под 1262 г., тогда как по житию св. Петра митрополит пережил хана.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1 Побиения камнями святого архидиакона Стефана Полемика и апологетика С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним. Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88). Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое. Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками. Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.

http://pravoslavie.ru/28768.html

Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V—IX веков Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 В начале пятого века по Р. Х. обветшавшая Западная Римская империя доживала последние десятилетия, страдая от нападений соседних варварских племен. Отдаленная провинция Британия подвергалась набегам кельтов-гэлов из соседней Ирландии. Гэлы грабили города, увозили предметы роскоши, украшения, угоняли рабов. Во время одного из таких нападений на казавшуюся им невероятно роскошной римскую виллу в плен был взят шестнадцатилетний мальчик, сын диакона и землевладельца Кальпорния. Подростка продали в рабство в далекий и дикий Коннахт на самом западе Ирландии. Ирландия тогда была настоящим краем света. И если с востока этого острова в хорошую погоду можно иногда разглядеть холмы Британии, то на западе простирается безбрежный и бесконечный океан. Здесь на самом краю земли пас стада своего хозяина раб-британец с римским именем Патрик 1 , которое ирландцы переделали по-своему на Котриг. Ирландия, оказавшись на самой границе римского мира, осталась независимой почти случайно. Несколькими столетиями раньше — летом 82 г. правитель Римской провинции Британия Гней Юлий Агрикола стал собирать силы для покорения народа Ирландии, полагая, видимо, не без оснований, что завоевать эту страну можно при помощи одного-единственного легиона. Однако что-то помешало Агриколе осуществить свой поход, и кельтская страна осталась независимой. Римские легионеры так и не ступили на землю Ирландии, и все же в каком-то смысле она была завоевана Римом — но ее покорило не оружие, а христианство и неразрывно связанные с ним письменность и ученость. В Ирландии в первом тысячелетии по Р. Х. государства в современном понимании еще не было. Это был тот тип общественного устройства, который теперь принято называть словами “вождество” или “чифдом” (раньше называли “властью военно-племенной аристократии”), хотя все эти термины не вполне удачны. Красочное описание такого устройства дают древнейшие ирландские саги. Ирландское общество было значительно более архаичным, чем то, которое Цезарь пятью веками ранее застал в Галлии. В Ирландии еще в полной мере продолжался “героический век” с дописьменной культурой позднего железа.

http://pravmir.ru/kreshhenie-irlandii-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010