Второе Послание апостола Петра Подлинность Послания Второе Послание апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание ( 2Пет.3:1 ), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (H. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1). В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви александрийской. Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юношеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент александрийский , кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109). Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла иерусалимского (Catech. 4), Афанасия александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Богослова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным. Соборы лаодикийский (правило 60-е) и 3-й карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Церкви Сирийской; а очень ранние, хотя и не совсем ясные, ссылки на это Послание в Посланиях Климента римского (1 Сог. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава X Воцарение Александра и заискивание его соперника Димитрия перед иудеями получившими большие льготы ( 1Мак.10:1–14 ). Щедроты Александра Ионафану: первосвященство, порфира и золотой венец ( 1Мак.10:15–21 ). Новые обещания Димитрия иудеям, не встретившие доверия последних ( 1Мак.10:22–47 ). Победа Александра, гибель Димитрия, союз с египетским царем, благоволение обоих царей к Ионафану ( 1Мак.10:43–66 ). Столкновение Ионафана с Аполлонием, военачальником Димитриевым, поражение последнего, новые милости Александра (ср. Antt. XIII, 2, 1–3 и д.) ( 1Мак.10:67–89 ). 1Мак.10:1 В сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха Епифана, и овладел Птолемаидою: и приняли его, и он воцарился там. «В 160-м году» (э. Селевк.), т. е. – 152 г. до Р. X. Александр называется здесь το Αντοχου – «сын Антиоха». По Liv. Epit. 52 – он был homo ignotus et incertae stirpis, и по Diodor. (у Muller, Fragm. hist. Graec. ll praef. p. XII, п. 14) жил в Смирне мальчик, по имени Валас (Balas), который был очень похож на умершего царя Антиоха Евпатора и одинакового возраста с ним, и выдал себя за сына Антиоха Епифана, хотя был в действительности низкого рода (ср. у Ios. Antt. XIII, 4, 8 – Αλεξανδρος ο Βαλας λεγμενος). – Этого мнимого сына Антиоха Епифана – Аттал II, царь пергамский, выставил в претенденты сирийской короны, и – через бывшего казначея при Антиохе Епифане – Гераклида – представил молодого человека с некоей девицей Лаодикеей (действительной или мнимой дочерью Антиоха Епифана) римскому сенату, чтобы признанием их здесь за детей Антиоха и исходатайствованием помощи придать вес и силу их мнимым правам на сирийский трон. После этого Аттал Пергамский с помощью Птоломея Египетского и Ариарата Каппадокийского собрал для Александра особое войско, с которым этот и направился на Димитрия, ставшего ненавистным как для названных царей за постоянные интриги и воинственные предприятия, так и для своих подданных за надменность и небрежное ведение дел правления (Иос. Фл. Antt. XIII, 2, 1, ср. Polib. Hist. XXXIII, 14 и 16, 7–14, Иуст XXXV, 1, Appian Syr. 67). – Птолемаидою Александр овладел – по словам Иосифа – κ προδοσας των νδοθεν στρατιωτν (через предательство воинов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-11-02 17:04:56 Владелец: Alexxx Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Архангела Михаила о образом Спаса Нерукотворного в руках с избранными святыми. Очень похоже на http://www.tertiasp.ru/shop/IK-065-1.jpg, только без боковых изображений. Если эти две иконы правда идентичны, то стоят справа и слева сверху святые [...] Добавлено на опознание: 2013-11-02 17:03:23 Владелец: Alexxx Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Свт. Николай,еп.Мирликийских.чудотворец. Добавлено на опознание: 2013-11-02 16:59:00 Владелец: Alexxx Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону.В семье давно у нас,но историю и название родители не знают.в связи с переездами по областям икона начала обсыпаться. Ответов: 3. Последний ответ: спасибо Добавлено на опознание: 2013-11-01 09:28:40 Владелец: Will Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-11-01 09:27:57 Владелец: Will Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста с определением возраста и названия. [Добавлено 2013-11-06 11:31:10]: Спасибо огромное [Добавлено 2013-11-12 10:12:52]: Подскажите, из какого металла сделан оклад и его возраст? Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому " . Подокладница, конец 19 века. http://pravicon.com/icon-361 Добавлено на опознание: 2013-10-31 17:31:47 Владелец: Rysya Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Прошу помощи в опознании иконы. Надписи на иконе отсутствуют. Была найдена на чердаке купленного дома. Ответов: 1. Последний ответ: Два Святителя. Николай Чудотворец и Димитрий Ростовский (?) Но это только как версия. Добавлено на опознание: 2013-10-27 07:20:34 Владелец: leka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/64

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ [греч. Ανδρου Πρξεις, лат. Acta Andreae], раннехрист. апокриф. Попытку реконструкции текста не дошедшего до нас оригинала предпринял Ж. М. Приёр, проанализировавший все его позднейшие переработки. Появление А. д. относится ко 2-й пол. II в. (вероятнее, ок. 150); место их создания остается предметом дискуссий: это может быть как Греция - место мученической кончины ап. Андрея, так и М. Азия, Сирия или Египет. В III в. А. д. наряду с деяниями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Фомы были включены в т. н. Корпус Левкия . Впервые о них среди др. неканонических текстов упоминает в 1-й четв. IV в. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. III 25. 6); свт. Епифаний Кипрский , обличая еретический характер этого сочинения, приписывает его апотактитам (апостоликам) или оригенистам ( Epiph. Haer. 47. 1. 5; 61. 1. 5; 63. 2. 1). Лат. писатели кон. IV - нач. V в. Филастрий , еп. Брешианский (Divers. her.//CCSL. T. 9. P. 255), блж. Августин (Contra Fel. II 6) и Еводий Узальский (De fide contra Man. 38) считали А. д. связанными с манихеями (об их популярности в этой среде свидетельствуют папирусные отрывки из т. н. Манихейской псалтири III в., однако манихейское происхождение А. д. сомнительно). Один из эпизодов деяний упомянут в Послании Псевдо-Тита (V в.), автор к-рого принадлежал к секте присциллиан . Несомненный апокрифический характер А. д. подтвержден в декрете папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), где они названы «сочинением еретиков и схизматиков». Последним из греч. авторов о них упоминает во 2-й пол. IX в. К-польский Патриарх свт. Фотий , считающий их, как и весь «Корпус Левкия», «бездарными, нелепыми и противоречивыми» (Bibl. 114). Первоначальный текст А. д. содержал, по свидетельству Филастрия, описания деяний ап. Андрея, «совершенные им по пути из Понта в Грецию». Оригинал реконструируется прежде всего на основании Книги о чудесах ап. Андрея Григория Турского (Liber de miraculis beati Andreae apostoli, ок. 591-592), а также копт. папирусного отрывка IV в. (Pap. copt. Utrecht I) и позднейших обработок заключительной части текста - арм. Мученичества св. ап. Андрея VI-VII вв. ( (?) · · 1904. 146-167), греч. Жития св. ап. Андрея Епифания Монаха (1-я пол. IX в.) и греч. Патрских деяний, сохранившихся в неск. редакциях (BHG, N 94h, 95, 97, 98, 99c). Кроме того, переработанные отрывки из А. д. вошли в состав др. греч. текстов (BHG, N 94, 96, 100).

http://pravenc.ru/text/115354.html

Скачать epub pdf Глава 5 Прибытие Господа на праздник в Иерусалим и исцеление Им при Вифезде 38-летнего расслабленного (1–9); отношение к сему Иудеев (10–13). Преследование иудеями Господа и речь Его по сему случаю о Своём мессианском достоинстве (14–47). 1. Ин. 5:1 . После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Ин. 2:13, 6:4, 4:35 . После сего: не прямо после исцеления сына царедворца, а вообще после настоящего пребывания Господа в Галилее. Ев. Иоанн опускает много событий из этого времени, описанных первыми тремя евангелистами. – Был праздник Иудейский: какой, евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространённое ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре ( Ин. 4:35 ); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приближался праздник Пасхи, значит, праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрём и Пасхой (в марте-апреле), и это, вероятно, праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф. 9:21 ). – Златоуст, Феофилакт и Евф. Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так, из древних Ириней и Евсевий). Православная церковь признает, что служение общественное Господа продолжалось три с половиною года, основываясь главным образом на хронологии Евангелия Иоаннова, а это число может выйти только в том случае, если под праздником, упоминаемым в рассматриваемом месте, разуметь праздник Пасхи (около полугода от крещения Христова до 1-й Пасхи, упоминаемой во 2-й главе; год (1-й) до Пасхи, упоминаемой в рассматриваемой главе; год (2-й) до Пасхи, упоминаемой в 6-й главе, 4-м стихе и год (3-й) до Пасхи, в которую пострадал Христос), иначе выйдет только два с половиною года. Это мнение разделяется весьма многими и из современных не только католических, но и протестантских толковников и защищается как вернейшее. – Пришёл Иисус в Иерусалим: как имел обычай ходить туда на некоторые праздники, в особенности на Пасху. Иоанн восполняет здесь сказания первых трёх евангелистов, как и в сказаниях о первой и третьей Пасхах, о которых совсем не упоминают первые евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание Вопрос 1. Иные догадываются, будто бы Нафан, как не позванный Адониею на пиршество, оскорбился и потому настроил Вирсавию донести царю о происшедшем (3 Цар. 1и далее)    Крайне несмысленно возымели они такое подозрение. Пророк знал Божие определение и потому объявил царю: «не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне в нем» (2 Цар. 7:5). «Се, сын тебе родится, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его; той созиждет дом имени Моему» (1 Пар. 22:9—10). Пророк, зная сие и видя, что Адония вопреки Божией воле восхитил царскую власть, чрез Вирсавию напомнил царю Божие определение, а потом, вошедши сам, подтвердил слова ее. Вопрос 2. Что называет писатель Гионом (3 Цар. 1:38 )?    Гионом именуется Нил, потому что он есть одна из четырех рек (Быт. 2:11—14). Сие ясно показал Сам Бог, сказав чрез Иеремию: «и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду геонскую?» (Иер. 2:18). Но и Силоам именовали также Гионом, называя его так или в насмешку, как поток весьма малый, или потому, что и он, подобно Нилу, выходит из сокрытых подземных истоков. А помазать Соломона получили повеление первосвященник Садок и пророк Нафан; военачальнику предпоставлен пророк и пророку — первосвященник. Посланы же с ними пращники и стрелки; их-то называет писатель херефи и фелефи. Вопрос 3. Почему князи, благословляя нового царя пред отцом, изъявили желание, чтобы он был славнее и знаменитее отца, ибо сказали: «да ублажит Господь имя Соломона сына твоего паче имени твоего, и да возвеличит престол его паче престола твоего» (3 Цар. 1:47 )?    Знали, что никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, нежели какую имеют сами. Только Арий и его исчадия страждут сим безумием. Давид же так обрадован был сказанным князьями, что при всей старости, препятствовавшей ему встать, лежа поклонился исполнившему обетования Богу, и сказал: «благословен Господь Бог Израилев, Иже даде днесь от Семене моего седяща на престоле моем, и очи мои видят» (3 Цар. 1:48). Сие славословие принес он Богу, а сыну, преемнику царства, заповедал хранить во всей чистоте благочестие; прежде же всего указал на общий конец. Ибо говорил: «аз отхожду в путь всея земли; ты же крепися, и буди мужем силы, и сохрани завет Бога Израилева, еже ходити пред Ним, хранить путь Его, и повеления Его, и определения Его, и судьбы Его, и заповеди Его, и свидения Его, как написано в законе Моисеове» (3 Цар. 2:2, 3). Не осмеливайся преступить хоть что-либо из написанного. Ибо сие означает словами «определения», «судьбы», «свидения», «заповеди» и «повеления». Показывает же и пользу, отсюда происходящую, а именно что благоуспешно будет все, что ни сделает и на что ни обратит взор свой. Ибо говорит, что если будет сие исполнено тобою, благий наш Господь твердо сохранит данное мне Им обетование: «не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3 Цар. 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

сост. А.Попов III. Г. Керенск и Керенский уезд Уездный город Керенск лежит при рр. Ваде и Керенке под 52° 42 сев. шир. и 60° 43 вост. долг., от Пензы в 149 в. и от соседних городов Пензенской губ. – Наровчата в 45 в., Н.-Ломова в 47 в. и Чембара в 90 в. Основан Керенск в конце XVII стол. и с 1708 г. приписан был к Шацкой провинции Азовской губ., переименованной в 1725 г. в Воронежскую. С учреждением в 1780 г. Пензенского наместничества сделан уездным его городом; в 1798 г. он был упразднен, а в 1801 г. снова восстановлен и стал уездным городом Пензенской губернии. Жителей (вместе с пригородными слободами) числится: муж. п. 6109, ж. п. 6628, обоего пола 12,737, в том числе: православных 12,678, католиков 9, лютеран 1 и магометан 49. В г. Керенске церквей – собор 1, приходских 3, кладбищенских 1, при женском монастыре 2. Все церкви каменные. Учебных заведений: городское трехклассное училище, два начальных мужских училища и одно женское. Керенский уезд, занимающий западную часть Пензенской губернии, лежит на границах Наровчатского, Н.-Ломовского и Чембарского уездов Пензенской губ. и Спасского и Моршанского уездов Тамбовской губернии. Пространство уезда равняется 2376,5 кв. вер.=247,552 д., в числе коих 29,434 д. находится под лесом, 87,974 дес. под посевами, а остальные под лугами, населением и т. п. Жителей в Керенском уезде по последним статистическим данным числится: м. п. 63,159, ж. п. 64,013, обоего пола 127,172, в том числе: православных 120,973, раскольников 151, лютеран 38, католиков 5, евреев 6 и магометан 5999. В уезде церквей – приходских 44, кладбищенских 2, часовен и молитвенных домов 1. В числе церквей – каменных 20, деревянных 26. Школ церковно-приходских 11, школ грамоты 13, училищ земских 30. Первый благочиннический округ 1) Г. Керенска соборный храм Успения Божией Матери, с теплыми приделами во имя св. арханг. Михаила и свят. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1756 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем кладбищенская церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1826 г. Соборный храм имеет капитал 200 р. и в пользу причта 386 р. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. Жалованья не положено. Земли пахотной 46 д. 2252 с. Прихожан м. п. 2330, ж. п. 2362. Приход состоит из жителей города и деревень Щербаковки (в 7 в.), Шуриновки (в 7 в.) и Овчарной (в 10 в.). В городе трехклассное училище, два начальных мужских училища и одно женское, а в дер. Щербаковке, Шуриновке и Овчарной – школы грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

сост. А.Попов VII. Город Нижний Ломов и Н.-Ломовский уезд Уездный город Нижний Ломов лежит при р. Ломовке под 53° 32 сев. шир. и 61° 29 вост. долг., от г. Пензы в 103 в. и от соседних городов Пензенской губернии – Керенска в 47 в., Наровчата в 37 в., Чембара в 70 в. и Мокшана в 80 в. Основан город в 1636 г. и в прежнее время имел значение укрепленного города и находился на Украинской границе. С 1708 и по 1719 г. был в составе Азовской губ., с 1719 по 1725 г. был приписным городом Тамбовской провинции той же губернии, с перечислением коей в 1725 г. к Воронежской губ. показан в той же провинции Воронежской губ., в 1780 г. сделан уездным городом Пензенского наместничества, в 1797 г. причислен к Тамбовской губ., а в 1801 г. вошел в состав Пензенской губернии. Город занимает пространство 338 д. 2147 с. Жителей по статистическим данным: м. п. 3647, ж. п. 4632, обоего пола 8279 челов., в том числе: православных 8198, католиков 4, евреев 77. В г. Нижнем Ломове церквей – собор 1, приходских 3, при монастырях 6, домовых 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Учебных заведений: городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища, архангельское училище, воскресная школа. Нижне-Ломовский уезд, находящийся почти в средней части Пензенской губ., окружен уездами: Наровчатским, Мокшанским, Пензенским, Чембарским и Керенским. Пространство уезда равняется 3174,9 кв. вер.=330719 дес., в числе которых 59491 д. находится под лесом, 121366 д. под посевами, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в Нижне-Ломовском уезде по статистическим данным: м. п. 69082, ж. п. 70613, обоего 136131, раскольников 2340, католиков 16, лютеран 102 и магометан 1106. В заштатном городе Верхн. Ломове 7181 православных жителей. В уезде церквей – приходских 71, кладбищенских 5, единоверческих 2, часовен и молитв. домов 3. В числе церквей – каменных 33, деревянных 45. Школ церковно-приходских 16, школ грамоты 13, училищ земских 43. Первый благочиннический округ 1) Города Нижнего Ломова соборный храм Воздвижения Креста Господня, с приделами в честь Богоявления Господня, Покрова Божией Матери (теплые), мучч. Андриана и Наталии, Божией Матери Тихвинской иконы (холодные), каменный, построен в 1829 г., расстоянием от г. Пензы 103 в. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и четыре псаломщика. Земли пахотной 200 дес. 500 с. и 30 д. 2300 с. неудобной под кустарником, оврагами, дорогами и болотами. Процентный доход с билетов на сумму в 1631 р. Приписная к собору церковь тюремного замка во имя свят. и чудотв. Николая, построена в 1864 г. За службы в сей церкви соборному причту 100 р. в год. Часовня в память 4-го апреля 1864 г. Прихожан м. п. 684, ж. п. 709. Приход состоит из городских жителей и д. Наровки (в 1 в.). При соборном храме воскресная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010