Брак и развод Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Размышления епархиального судьи Церковный брак и церковный развод Развод — пугающее слово, одно из самых психологически нагруженных слов, которые люди употребляют в своем языке. Оно страшит тяжестью и болью, когда семейная драма миновала “точку возврата”. Все прежние грезы бывших влюбленных окончательно раздавлены; государственные чиновники вмешались в то, что для двух людей некогда было самым дорогим, что они инстинктивно оберегали от любого взора, не способного им сорадоваться. Развод ставит законную юридическую точку в жизни бывших супругов, а часто и их детей. Документ о разводе хоть и бывает желанен, но не радует его обладателей, он всегда отзывается болью в душе, — тем более если слово развод соединено со словом: церковный… Это должно быть еще страшнее, чем просто развод. Однако именно такое словосочетание “за­кон­ный церковный развод” мы находим в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновной стороне” (X.3). Из определения этого концептуального документа мы можем сделать два основных вывода: 1. церковная практика допускает “законный церковный развод”; 2. церковный развод ставится в прямую связь с повторным браком. Здесь возникает ряд вопросов. Если имеет место церковный развод супругов, то логично было бы разобраться, что представляет собой брак, который при этом Церковь аннулирует? Если это особый церковный брак, то чем он отличается от обычного? И что такое вообще брак, для которого пугающей выглядит перспектива даже “обычного” развода? Правильнее всего будет обратиться за ответом все к той же “Социальной концепции Русской Православной Церкви”. Главная мысль, которую по отношению к церковному браку проводит “Социальная концепция”, это его некая комплементарность (дополнительность) по отношению к тому браку, который Бог установил для Адама и Евы в раю: «Христианство дополнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, “таинством любви”, вечным единением супругов друг с другом во Христе» (X.2).

http://pravmir.ru/brak-i-razvod/

Закрыть itemscope itemtype="" > Валерий Фадеев: «В каждой из этих точек сложилась неоднозначная ситуация» В рамках проекта «Великие имена России» аэропорты могут получить имена не только действительно выдающихся исторических деятелей, но и имена палача Папанина и оккультиста Рериха 05.12.2018 668 Время на чтение 3 минуты Экспертный совет конкурса «Великие имена России» на заседании 4 декабря утвердил итоги финального голосования по выбору имен для 47 аэропортов – участников проекта, сообщает сайт «Великие имена России» . Публично результаты были озвучены в эфире программы «60 минут» на ТК «Россия 1», они опубликованы на сайте «великиеимена.рф». В конкурсе приняли участие 5 525 553 человек. В большинстве регионов победителями признаны имена, набравшие простое большинство голосов. При этом пять популярных имен одновременно вышли в лидеры голосования в нескольких городах. В этих случаях в качестве общего критерия учитывалось процентное соотношение голосов, отданных за кандидата в каждом городе. · За Петра I в Воронеже отдано 59% от общего числа голосов против 47% в Санкт-Петербурге. · За Михаила Ломоносова в Москве (Домодедово) – 71% против 61% в Архангельске. · За Фармана Салманова в Сургуте – 58% против 45% в Нижневартовске. · За Михаила Лермонтова в Минеральных Водах – 89% против 87% в Пензе. · За Сергея Королева в Самаре – 60% против 43% в Москве (Внуково). Таким образом, Воронеж получит имя Петра I, Москва (Домодедово) - имя Михаила Ломоносова, Сургут – Фармана Салманова. По решению экспертного совета, в трех городах, проигравших в конкуренции за эти имена, будет проведен второй тур финального голосования, в шорт-листы добавят по одному имени из списка ВЦИОМ, следующее за именами-финалистами. Города и шорт-листы вторых туров: Санкт-Петербург (Пулково): Александр Невский (полководец), Федор Достоевский (писатель), Дмитрий Шостакович (композитор, пианист). Архангельск: Николай Кузнецов (адмирал), Федор Абрамов (писатель), Иван Папанин (палач-чекист и по совместительству исследователь Арктики).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/va...

Исход § 60. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – У евреев эта книга озаглавливается первым словом ее: Веэлле шемот – «и вот имена». У LXX-mu – ξοδος, что значит «исход»: потому что в ней описываются исшествие Израильтян из Египта и приключения во время странствования их до горы Синая. § 61. Период времени, обнимаемый содержанием книги «Исход». – В книге Исход описывается история Евреев от смерти Иосифа до построения скинии при Синае, что обнимает период времени в 145 лет. Такое вычисление времени можно сделать следующим образом: по определению ап. Павла, времени от призвания Авраама до синайского законодательства протекло 430 лет ( Гал.3:16–18 ср. Исх.12:40): Авраам же призван был 75 лет ( Быт.12:3–4 ), чрез 25 лет родился у него Исаак ( Быт.21:5 ). у Исаака чрез 60 лет родился Иаков (25:26), у Иакова чрез 91 год родился Иосиф ( Быт.47:9 ср. 41:46 и 47 и д.). умер же Иосиф 110 лет ( Быт.50:20 ), следовательно от призвания Авраама до смерти Иосифа (25+60+91+110) прошло 286 лет; по вычете этих лет (286) из всего числа 430 для времени от смерти Иосифа до синайского законодательства останется 144 года: кроме того у Синая до освящения скинии Евреи пробыли около гола, и так период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, будет равняться почти 145 годам. § 62. Время, место и цель написания книги. – Книга «Исход» написана после книги «Бытие», и полагают на основании самого содержания книги не в одно время, а постепенно, по мере того, как Моисей получал от Бога многоразличные законы. Из книги мы видим. что сам Бог не раз повелевал Моисею записывать в книгу получаемые им законы ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 и др.). Местом же записания закоков этой книги, конечно, была пустыня синайская. Последняя же редакция описания заключающихся в этой книге событий была произведена Моисеем при конце своей жизни, когда Евреи стояли станом у Иордана (см. Исх.16:35 ). Цель написания книги Исход в 1-х та, чтобы сохранить для верующих память об истории конечного устроения Церкви подзаконной ветхозаветной, в 2-х та, чтобы дать Церкви и народу Еврейскому кодекс законов, определяющих жизнь церковную и нравственную, граждански-государственную и общественную (феократию).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас [Максим Кавсокалив; греч. Μξιμος Καυσοκαλβης; Καψοκαλβης, Καυσοκαλυβτης] (ок. 1270, Лампсак, М. Азия - ок. 1365, Афон), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. В поздневизант. агиографической традиции прозвище М. К. передается как Кавсокалив, «сжигающий каливы», т. е. хижины или шалаши (или реже как Капсокалив), и остается преобладающим в поствизант. период. В рус. традиции за этим святым утвердилось вторичное прозвище Кавсокаливит (т. е. житель афонской местности Кавсокаливии, к-рая в свою очередь была названа в честь М. К.), оно встречается также в некоторых совр. греч. источниках и изданиях. М. К., по мнению известного итал. исследователя А. Риго,- один из самых значительных представителей среди афонского монашества XIV в. ( Rigo. 2005. P. 182; ср.: Idem. 1986. P. 11). Тем не менее до последнего времени ему уделялось незаслуженно мало внимания ( Idem. 2005. P. 182; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 22). Наиболее полные просопографические очерки с глубоким анализом агиографических текстов, посвященных М. К., и его учения принадлежат Риго и еп. Каллисту (Уэру) ( Rigo. 2005; Kallistos (Ware). 1988). Недавно афонский мон. Патапий Кавсокаливит составил наиболее полный свод сведений о М. К., включающий подробное описание всех Житий преподобного и их переводов и парафраз, а также гимнографических текстов и иконографии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010). Источники Свидетельством особого почитания М. К. на Афоне в кон. XIV - 1-й четв. XV в. стало достаточно необычное явление: за этот короткий период было составлено 4 Жития М.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

МЧС обнародовало список мест, оборудованный для крещенский купаний в 2014 году. МЧС обнародовало список мест, оборудованный для крещенский купаний в 2014 году. Подходит праздник Крещения Господня, в этот день многие будут погружаться в Иордани — проруби во льду, где совершено освящение воды. Главное, что нужно помнить — на великий праздник обяззательно нужно быть в храме, на Литургии, хорошо бы исповедоваться и причаститься. Купание не является обязательным! «Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция.» — поясняет протоиерей Владимир Вигилянский. Те же, кто купается на Крещение, как правило окунается после великого освящения воды — 18 или 19 января. Совершается Великое освящение воды, затем желающие погружаются три раза в воду, осеняя себя крестным знамением.   Москва   Предварительный список мест для проведения Крещенских купаний в 2014 году на водных объектах города Москвы N п.п Водный объект Количество купелей Предполагаемое количество купающихся (чел.) Купель Площадь Революции Большой Садовый пруд ул. Большая Академическая д. 47 Химкинское вдхр Прибрежный проезд,1-7 Химкинское вдхр. Ленинградское ш., д.69-134 Химкинское вдхр. Ленинградское ш., д.47-49 Озеро «Святое» Ул. Оранжерейная, д.18 Озеро «Белое» Ул. Б.Косинская, д.46 Терлецкие пруды Свободный просп., д.9 Купель «Вернисаж в Измайлово» Р-н Измайлово Красный пруд Измайловский лесопарк Бабаевский пруд ул. Курганская, вл. 3 Собачий пруд Майский просек Верхний Кузьминский пруд ул. Кузьминская,10 Нижний Люблинский пруд ул. Шкулева вл.26 Шибаевский пруд ул. Заречья, вл. 14 Верхний Царицынский пруд

http://pravmir.ru/gde-okunatsya-na-kresh...

Ответы на вопросы редакции журнала “Альфа и Омега” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 12 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 — Ваше Высокопреосвященство, православные люди в России практически ничего не знают о положении своих единоверцев в Македонии. И хотя вести о Вашем заключении вызвали широкий и сердечный отклик и многие молились о Вашем скорейшем освобождении, подоплека этих событий для русского человека остается неизвестной. Чем было вызвано ваше тюремное заключение? — Прежде всего позвольте с радостью поблагодарить вас за вашу достохвальную инициативу — рассказать верующим Русской Православной Церкви о церковных проблемах в Республике Македония. По моему впечатлению, у вас очень мало информации о подлинном положении вещей, из-за чего позволю себе несколько слов о сути церковного спора в Македонии. Раскол македонских верующих со всем православным миром произошел в 1967 г. В тот год по приказу коммунистической власти Народной Республики Македония местная Автономная Церковь (которая была в единстве с Сербской Православной Церковью) своевольно провозгласила автокефалию без согласия Матери-Церкви и не была признана ни одной другой из Поместных Церквей. Этот акт представлял коммунистическую попытку разрушения Церкви. В Советском Союзе оно совершалось другими способами, но в бывшей Югославии коммунисты хотели ослабить Церковь через разделение и схизму 1 . Кроме того, посредством этого шага они хотели поставить под контроль диаспору в Америке, Австралии и Западной Европе, потому что другим госслужбам это не удалось. Диаспора была настроена антикоммунистически, но Церковь уважала. Пока существовала Югославия, не предпринималось никаких серьезных попыток преодоления раскола. Первые такие шаги были сделаны лишь в 1998 г., что совпало с моей хиротонией в епископский чин, совершившейся в том же году. После долгих переговоров в мае 2002 г. пришли к решению, которое стало известно под именем “Нишского соглашения”, подписанного церковными делегациями Сербии и Македонии. Подписи поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви и три епископа Македонской Православной Церкви, однако Архиерейский Синод МПЦ под давлением государственной власти отверг этот документ, хотя в нем содержалось наиболее “приличное” решение проблемы. Статус Церкви был бы “автономия”, и даже с более широкой свободой по сравнению с автономией, которую сегодня имеет Украинская Церковь Московского Патриархата, а Церковь называлась бы своим древним именем Охридской Архиепископии.

http://pravmir.ru/otvetyi-na-voprosyi-re...

Патерик новоканонизированных святых (Часть III) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 14 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. В данном выпуске использована брошюра “Житие преподобного Матфея Яранского чудотворца”, выпущенная по благословению Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, Архиепископа Вятского и Слободского, и выпуски Вятского епархиального вестника за 1997 г. Над текстом работала М. Журинская. Преподобный Матфей Яранский (Швецов) — †16/29 мая 1927 Прославлен 23 ноября 1997 г. в лике местночтимых святых Вятской епархии Память празднуется 16/29 мая (преставление) Деяние о канонизации преподобного отца нашего иеромонаха Матфея (Швецова), Яранского чудотворца (1855–1927), местночтимого святого Вятской епархии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сию благодатную эпоху возрождения Русской Православной Церкви, когда из руин поднимаются тысячи храмов и во вновь открывающихся обителях налаживается монашеская жизнь, взоры современников обращены к житию тех подвижников благочестия, которые в своем самоотверженном служении Богу и ближнему осуществили высокие идеалы православного иночества. Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых 1 святых преподобных отцов и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших, поименно вспоминает других подвижников. Нам дорог и близок уникальный опыт преподобных отцов, жизнь которых недалеко удалена от нас по времени и пример которых способен зажечь многие сердца любовию к подвижническому житию. Они сочетали в себе строгую верность монашеской традиции, пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, аскетическое житие и исповеднический мученический подвиг, выпавший на их долю в XX столетии.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Патриарх Сергий (Страгородский) и его церковно-политические взгляды Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 48, 49; 2006, 2007 28 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 48, 49; 2006, 2007 В последние годы имя Патриарха Сергия (Страгородского) и его церковная деятельность все чаще становятся объектом полемики, особенно в контексте грядущего объединения Московской Патриархии и Зарубежной Церкви. Нам уже приходилось ранее высказывать свою точку зрения на правомерность использования термина “сергианство” применительно к церковной политике и тем более на его пространное обобщающее конформистское толкование 1 . Думается, наступило время перейти к серьезному анализу церковно-общественных взглядов выдающегося русского иерарха и богослова ХХ столетия. Стоит ли православному сообществу поспешно отказываться от идейного наследия своего Предстоятеля, идя на поводу сиюминутных выгод? Большинство беспристрастных исследователей его деятельности сходятся на том, что во все годы своего архиерейства это был талантливейший администратор — “лучший из русских архиереев”, говоря словами его близкого друга архиепископа Антония (Храповицкого). Такие люди — явление крайне редкое на закате существования империи, стремительно превращавшейся в бесплодный гибрид бюрократии и убогого парламентаризма. Здравый ум молодого архиерея еще в 1905 г. предвидел грядущую катастрофу российской государственности и трагедию Православной Церкви в России. На молебне, посвященном дню основания Санкт-Петербургской Духовной академии, ее ректор, епископ Сергий (Страгородский), предупреждал, что в ближайшее время “необходимо ожидать великих потрясений и перемен, положение нашей Православной Церкви должно измениться самым существенным образом” 2 . Архиерей прекрасно сознавал неготовность духовенства к “грядущему огненному искушению”: “Судить нас будем уже не мы сами и наше благосклонное начальство нас судить будет сама Божия Церковь, сам народ православный, который вверил нам церковное дело и который без всякого сожаления отвернется от нас, выбросит нас вон, если найдет в нас лишь гроб повапленный, лишь соль, потерявшую силу” 3 .

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-strago...

Правило 47 Святых Апостолов Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников . ( Ап. 46 , 49 , 50 ; I Всел. 8 , 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 , 95 ; Лаод. 32 ; Карф. 48 , 72 ; Василия Вел. 1 , 47 , 91 ) . Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом 231 . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) 232 , и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( κατ λθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом 233 . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» ( τν μεμολυσμνον παρ τν σεβν). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустог о, называется крещением, которым и Он крестился ( Мф. 20:23 ), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают ( Лк. 12:50 ) 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 7 Второго Вселенского Собора, Константинопольского 621 Присоединяющихся к православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан, и наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь , приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их . ( Ап. 46 , 47 , 68 ; I Всел. 8 , 19 ; Трул. 95 ; Лаод. 7 , 8 ; Карф. 57 ; Василия Вел. 1 , 5 , 47 ) . Великое множество еретиков, бывших в IV веке, побуждало отцов церкви к непрестанной законодательной деятельности. На каждом шагу проявлялось стремление отцов искоренить ереси и склонить еретиков к переходу в православную церковь . Этим стремлением, между прочим, объясняется сравнительная снисходительность отцов в деле принятия еретиков в церковь , снисходительность, которая бы иначе не могла быть оправдана, если принять во внимание особенную тяжесть некоторых ересей. Отцы II Вселенского Собора, перечисляя в своем правиле главнейшие, еще существовавшие тогда ереси, устанавливают чин, по которому различные еретики должны приниматься православною церковью. Впрочем, они не издают в данном случае никаких новых особых предписаний, но утверждают уже существовавший раньше обычай, придавая ему только законную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010