Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти (то есть не из-за личных выгод), но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим (то есть над паствой), но подавая пример стаду. Начальствующие и господа обязаны заботиться о благе своих подчиненных и слуг и оказывать им справедливость; у ап. Павла читаем: Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа, на небесех ( Кол.4:1 ). Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная что и вы имеете Господа на небесах 231 . Случаи, когда повиновение родителям или начальству теряет обязательную силу . Могут быть случаи в жизни, когда повиновение родителям или начальству теряет свою обязательную силу; так, если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере или закону Божьему, тогда мы не обязаны повиноваться им и должны поступить так, как поступали апостолы. Когда иудейские первосвященники и начальники запрещали апостолам Петру и Иоанну проповедывать об Иисусе Христе, то апостолы сказали им в ответ: Аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите ( Деян.4:19 ). Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас боле, нежели Бога? И апостолы продолжали безбоязненно проповедывать народу слово Божие, хотя иудейские начальники неоднократно и подвергали их за это преследованиям и гонениям. Подобным образом и мы в таких случаях должны быть готовы претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало. Добродетель, предписываемая пятой заповедью . Качество или добродетель, которой требует от нас пятая заповедь закона Божьего, называется послушанием. Послушание есть главная добродетель в христианине, но послушание христиан должно быть не принужденное, не рабское, но свободное, сознательное. Совершеннейший пример послушания представляет Господь наш Иисус Христос; Спаситель говорил, что Он сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Его Отца ( Ин.6:38 ), и был послушен Своему небесному Отцу до самой крестной смерти ( Флп.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

С вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Афанасий соединяет то значение, что Спаситель взошел на небеса Своей плотью ради нас, как наш Предтеча (2, 230), чтобы этим восшествием открыть нам путь на небо (1,223). Как ад разрушил Христос Спаситель Своим нисшествием в него, как смерть победил Своим славным воскресением, так торжественным Своим вознесением с воспринятым человеческим естеством уничтожил преграду, закрывавшую вход в Царство Небесное – отверз для всех людей вход в обители Своего Отца. «Поскольку Слово соединилось с человеком, то Отец, взирая на Слово, даровал человеку возможность вознестись, иметь всякую власть и все тому подобное. Поэтому восписуется Самому Слову и как бы Ему дается все, что чрез Него приемлем мы. Как ради нас в вочеловечилось Слово, так чрез Него возносимся мы» (2,462–463). Совершив домостроительство человеческих дел, искупив «от всего » и очистив (3, 58), «обратив в бегство и приведя в бездействие нашу смерть» (3, 57), Господь наш Иисус Христос вознес человечество на небеса, представил его «совершенным и святым» (3, 58), обожил то, во что облекся (2, 231), посадил одесную Отца. «Во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово , приведены пред лице Самого Отца, и Он – наш защитник, наша опора» (4,74–75). «Седит Он ныне одесную Отца, Сый во Отце, потому что и Отец в Нем, как всегда был, и есть выну» (3,57). Другими словами домостроительство спасения рассматривается здесь не только как кенозис ( κνωσις– истощание) Сына Божия, связанный с его воплощением и крестной смертью, но и как вознесение Им на небо освобожденного от власти греха и смерти и прославленного человеческого естества. То же самое в ещё более концентрированной форме говорит ап. Павел в послании к Ефесянам: «Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком» ( Пс. 67,19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший Он же есть и Восшедший «превыше всех небес, да исполнит всяческая» ( Еф. 4 ,8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Это-то пришествие Христа и Его царства, о котором Господь повелел молиться: «да приидет царство Твоё», – то царство, что не приходит видимым образом, но внутри верующего, и которое Господь словами пророка называет «летом Господним приятным», когда нищим Он возвещает благовестие, пленным проповедует отпущение, слепым прозрение, сокрушенных отпускает на свободу» ( Лк.4:18–21 ), – хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают ( Мф.11:5–6 ; Лк.7:22 ). Об этом пришествии Господь говорит: «если кто любит Меня (то) слово Моё соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и пребывание (обитель) у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Эти времена отрады и послание Иисуса Христа неразрывно соединены с пришествием Духа-Утешителя. Об этом пришествии Ап. Павел говорит: «Правда (что) от веры так говорит: не говори в сердце твоём: кто взойдет на небо? то есть Христа низвести, – или: кто сойдет в бездну? – то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит: близ тебя слово есть в устах твоих и в сердце твоём, то есть —231— слово веры, что проповедуем. Потому что если исповедуешь слово в устах твоих, что Господь (есть) Иисус, и уверуешь в сердце твоём, что Бог Его воскресил из мертвых, (то) спасешься, ибо сердцем веруется (веруют) в правду, устами же исповедуется (исповедуют) во спасение» ( Рим.10:6–10 ). С особенным старанием автор выставляет на вид, что по догматическому православному богословию, земная церковь есть «воинствующая», а не покоящаяся. Однако ж нет никаких оснований понимать термин νφυξις в смысле «абсолютного покоя», полного отсутствия всякой борьбы и самодеятельности (ср. 2Тим.1:16 – в нравственном смысле). Но самая эта борьба радостна и сладостна для верующих христиан непреложною верою в полную победу и надеждою на будущее блаженство. Этою верою и надеждою всегда радовались и радуются верные подвижники Христовы, уверенные в неотвратимой победе, когда главные враги – смерть, ад и диавол, побежденные уже Спасителем Христом, окончательно будут упразднены от своих злых влияний и действий на верующих христиан, – зная, что за «добрый подвиг» им предстоят от «Праведного Судии» «венцы правды».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 В 1682 году на реке Тобол в Утяцкой слободе собирался народ к слободчику Феодору Иноземцеву, в сообществе с которым был «затворщик той слободы старец Аврамий» (А И. V, 162–3; X, 9). В деревне Гилевой Тюменского уезда при расспросах 15 января 1683 года раскольники говорили, что они за старца Аврамия готовы умереть (– X, 11–12). Вероятно, об этом чернеце Аврамке упоминает митр. сибир. Игнатий (1, стр. 12; ср. 3, стр. 171). – В 1687 году было открыто сборище на реке Тегене Тюменского уезда, в заимке у тюменского оброчного крестьянина Решетникова, устроенное стараниями старцев Пимена и Ефрема (Доп. А. И. X, 13–23). 51 Игнатий, I, стр. 12–13; 3, стр. 169–71. В столбцах Сибирского Приказа (М. А. м. ю. 1072–7117) сохранились документальные известия о Лепихине: в 1688 году производились розыски этого расколоучителя, но отыскать его не удалось (Чт. обш. ист. и древ. 1891, III, отд. 4, стр. 33–4). 52 Можно утверждать а) с несомненностью: Акилина Гавриловна (– 238) – в иночестве Анисия (– 166, 167), «болярска рода дщерь» (VIII, 174); Андрей и Мавра – брат и сестра Исаии «сожженного» (– 231), очевидно в Москве (V, 88, 264), бывшего дворецким у боярина Салтыкова (– 72); Анна Амосовна (– 231) – любимая «служанка» боярыни Морозовой (VIII, 174); б) с вероятностью: Акинфий (– 231) – Акинфий Иванов Данилов (V, 179, 184; VIII, 187); Иродион (– 231) – его племянник (VIII, 192); Феодор Железный (– 231) – Феодор Иванов из Басманной слободы (I, 369); Ксения (– 231) – сестра Акилины Гавриловны (VIII, 94, 96); Дмитрий калашник (– 231) – калачник Димитрий Киприянов, живший за Москвой рекою (I, 402). 53 Ркп. Румянц. муз. 2548, XIX в., отвечает ркп. библ. Хлудова 257, но V, 234, пр. 1, здесь читается: «также и старой поп, аще по новому служебнику крестит, то не приято же». 54 Ркп. собр. Щукина, 94: «Слово о настоящем времени последнем и ответ на крестоборную ересь никонианскую» (А. Яцимирский. Оп. слав. и русск. ркп. собр. П. И. Щукина. Вып. 1, стр. 142, 94. М. 1896). В большинстве же списков сочинение это называется «Книгою на крестоборную ересь».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

200 об.–202 – поновление инокам; л. 202–204 – поновление священникам: л. 204–205 – поновление; л. 223 об.–227 – чин причащения больного; л. 226 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 226 об.–227 – поновление; л. 229–230 – молитва «от всякой скверны»; л. 230–232 об. – молитва разрешительная над умершим. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 144–145, 160, 190–191, 230–231; Приложения ко второму тому. С. 63–64, 74–75 (М-Соф. 839, л. 195 об.–197; Ж- Соф. 839 ; поновление инокам; поновление священникам; молитва «от всякой скверны»; молитва разрешительная над умершим). Соф. 845 . Служебник с требником. Первая треть XVI в. 4°. 288 + 111 л. Филиграни: 1) Рыба в картуше под крестом, тип: Брике, 12418–12421 (1515–1538 гт.); 2) Перчатка с цветком, вид: Брике, 11159, 11165 (1483, 1505 гг.); 3) Щит под короной, не отожд.; 4) Литера Р, вид: Брике, 8637, 8542, 8563 (1462, 1493, 1526 гг.); 5) Кувшин, фрагмент, тип: Брике, N° 12612–12617, 12621–12635 (1485–1555 гг.) Записи: л. 288 об. – «Служебник Верхотоемскои (?) волости Важского уезду А...витские (?) четверти»; л. 181 об. – тайнопись, нрзб. Содержание: л. 219–225 – чин исповеди; л. 219–220 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 220 об.–221 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 221–222 – поновление мирянам, л. 225–230 – чин исповеди; л. 226 об.–227 – краткий вопросник (Кр-Свир. 91); л. 227–229 – поновление мирянам; л. 229–229 об. – поновление мирянам; л. 230–231 об. – чин исповеди вкратце; л. 231–231 об. – поновление краткое. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 108–109, 139–140 (чин исповеди, л. 219 225 – только молитвы; чин исповеди, л. 230–231 об. – только молитвы). Соф. 848 . Требник. Вторая четверть XVI в. 4°. 268 л. Филиграни: 1) Литера Р, не отожд.; 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VIII, 526 (1524 г.); 3) Лилия в щите с короной, близкий: Брике, 1820 (1526 г.); 4) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами, тип: Лихачёв, 2974 (1557 г.). Запись: л. 268 об. – «Города Устюга на церкве Петра и Павла» (скоропись в ). Содержание: л. 106–107 – чин причащения больного; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

671 I/56 (289). 672 I/59 (322). 673 II/14,24. 674 I/10 (48—49). 675 I/1 (4). 676 Вар. «из писаний Духа». 677 Букв. «на тему домостроительства». 678 Т. е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 679 II/21,13—15. 680 I/56 (283—286). 681 I/40 (168). 682 Букв. «достиг просветления немного из многого». 683 Главы о знании IV,72. 684 I/40 (167). 685 Вар. «конфессиями», «способами богопочтения», «богословскими позициями». 686 B4 (48). 687 II/21,14. 688 Отшельнического. 689 II/1,45. 690 II/21,16. 691 I/56 (279—283). 692 I/56 (283). 693 I/85 (408). 694 I/1 (5—6). 695 I/21 (99—100). 696 II/29,1. 697 II/29,2—3. 698 II/29,5—9. Термин te " oryas («созерцания») в данном контексте может означать «духовные значения» отдельных текстов Писания. 699 II/29,10—12. 700 I/58 (314). 701 Ср. Житие Марии Египетской 31 (PG 3717 D—3720 A), где рассказывается о подвижнице, которая ушла в пустыню, не прочитав Библию ни разу в жизни: впоследствии она цитировала Писание наизусть, получив знание его непосредственно от Бога. Ср. также рассказ о Павле Препростом (Rufinus. Historia monachorum IX,2,7), которому было достаточно выучить один стих из псалма для прохождения подвижнической жизни. 702 Ср. «всенощные бдения», сохранившиеся в Православной Церкви до сего дня. 703 I/40 (168)=B64 (477). 704 I/42 (179)=B66 (469). 705 I/70 (356—357)=B17 (134). 706 I/79 (357—358)=B17 (135—136). Ср. Ин. 13:23. 707 Поклонов и прочих аскетических деланий. 708 I/70 (359)=B17 (137—138). 709 I/52 (230)=B80 (546). 710 I/52 (230)=B80 (546—547). 711 I/52 (231)=B80 (547). 712 В восточно–сирийской традиции Псалтирь была разделена на шестьдесят частей: одна marmita включала, как правило, от одного до четырех псалмов. При келейном чтении каждая мармита завершалась молитвой и поклонами. 713 I/52 (231)=B80 (548). 714 I/52 (231)=B80 (548). 715 Распространенная в Египте и Византии Иисусова молитва является одной из разновидностей этой практики. 716 I/52 (231—232)=B80 (548—549). 717 B80 (550). 718 B80 (551). 719 B80 (555).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Об этом удалось найти только косвенные сведения в телеграмме еп.Гермогена обер-прокурору (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.276) и в телеграмме Столыпина гр.Татищеву 3.X (Там же. Л.231). РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.92. Телеграмма еп.Гермогена Извольскому 26.IX.1908 в 8.01 пополуночи. Там же. Л.90 об. - 91. Там же. Л.91. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.237: Протокол о проповеди 27.IX.1908. Там же. Л.238, 238 об. Там же. Л.276. Телеграмма еп.Гермогена обер-прокурору. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.108. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.156. Л.13 об., 14. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.260-260 об. Протокол о речи 1.X.1908; Крестный ход иером.Илиодора//Царицынская жизнь. 3 октября 1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.224. Там же. Л.226. Телеграмма 2.X.1908. Там же. Л.227. Там же. Л.228. Там же. Л.230. Преувеличивая свою дальновидность, гр.Татищев утверждал, что ставил дальнейшие действия в зависимость от того, санкционирован ли крестный ход епархиальной властью (Там же. Л.251. Письмо гр.Татищева Столыпину 6.X.1908), но едва ли мог заранее предположить отсутствие такой санкции. Скорее всего, своим вопросом губернатор намекал, что лучше бы преосвященному отменить все торжество. Там же. Л.247. Телеграмма Бочарова губернатору 6.X.1908. Там же. Л.240, 240 об. Письмо еп. Гермогена гр.Татищеву 3.X.1908. Там же. Л.241. Телеграмма камышинскому исправнику 3.X.1908. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.10. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.276 об. Там же. Л.231. Там же. Л.242. Телеграмма 3.X.1908; Там же. Л.252. Письмо гр.Татищева Столыпину 6.X.1908; Там же. Л.233. Там же. Л.247. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.273-273 об. Протокол пристава. Там же. Л.249. Телеграмма Бочарова губернатору 6.X.1908. Отъезд иером.Илиодора//Царицынская жизнь. 8 октября 1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.107. В той же телеграмме еп.Гермоген извещает Извольскому, что сегодня телеграфирует ему и о.Илиодор, но в делах обеих канцелярий эта бумага отсутствует.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Долгом считаю довести все вышеизложенное до сведения Вашего, Милостивый Государь, на тот конец, не изволите ли Вы счесть возможным подкрепить с своей стороны ходатайство Суррейа-Паши в Порте о разрешении нам строиться на расстоянии 200 шагов от стен. Суррейа донесёт, как я полагаю, об этом в Константинополь с первою же, по получении этого фирмана, почтою, с чем вместе и я не премину напомнить Вам, Милостивый Государь, о деле нашем. Настоящим же письмом позволяю себе утруждать Вас потому только, что вопрос о постройках в близком от стены расстоянии составляет единственное теперь затруднение в целом деле и что в отвращении такого последнего затруднения Вам, Милостивый Государь, быть может, угодно будет принять заблаговременно некоторые меры на основании представляемых мною сведений. С совершенным почтением и проч. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3359, л. 1–4. 61. Отношение члена Палестинского комитета Б. П. Мансурова консулу в Иерусалиме В. И. Доргобужинову Иерусалим, 1/13 ноября 1859 г. Подлинник. Милостивый Государь Владимир Ипполитович, По счёту, представленному мне Кайфским Агентом Русского Общества Пароходства и Торговли г-м Авьерино, оказывается, что им передержано по постройкам, производимым в Кайфе и Назарете 12,231 пиастр, которые г-н Авьерино выдал из собственных денег. Для приведения к окончанию означенных построек 192 ему необходимо ещё 3000 пиастров, и на покупку местной мебели для Кайфского и Назаретского Странноприимных домов 6000 пиастров, всего с передержанными им по постройкам 21,231 пиастр. Имея честь препроводить к Вам, Милостивый Государь, при сем на обороте копию счёта, представленного г-м Авьерино, покорнейше прошу Вас приказать выдать ему передержанные им 12,231 пиастр и ещё 12,760 пиастров на достройку, меблировку и другие расходы по Странноприимным домам Кайфскому и Назаретскому, всего же двадцать пять тысяч пиастр. Пользуюсь сим случаем, чтобы снова удостоверить Вас, Милостивый Государь, в искренном моём почтении и совершенной преданности. (Подп.) Б. Мансуров. На верхнем поле помета В. И. Доргобужинова: «К Кайфскому делу. Уведомить о выдаче 2 ноября чеком на Беркгейма 193 . Д.» АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2427, л. 18–18 об. 62. Письмо графа Н. А. Кушелева-Безбородко 194 консулу в Иерусалиме В. И. Доргобужинову Париж, Март 1859 г. Копия. Милостивый Государь, Владимир Ипполитович. В дополнение Доверенности, посланной к Вам от 23/11 Февраля, имею честь уведомить Вас, что я 17/5 Марта имел в Париже совещание с Действительным Статским Советником Мансуровым, который, как оказывается, встречает положительную надобность на приобретение моих земель для русских богоугодных заведений. Вследствие чего покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, продать мои земли либо г. Пиеротти, или избранному им лицу, или г. Борису Павловичу Мансурову, отдавая, конечно, преимущество г. Мансурову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

971 В нее входили, помимо Вассиана, митрополит Геронтий, епископ сарайский Прохор, игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий (ПСРЛ. Т. 26. С. 265–266, 273; Т. 24. С. 199–200; РФ А. М., 1987. Вып. 2. С. 269–271, 275–277, 335–337). Из светского окружения великого князя ведущая роль в отражении Орды принадлежала его старшему сыну Ивану Ивановичу Молодому и воеводе князю Даниилу Холмскому (ПСРЛ. Т. 20. 1-я половина. С. 345; Т. 6. С. 230–231). 972 Согласно Львовской и Софийской II летописям, татары были «наги и босы, ободралися» (ПСРЛ. Т. 20,1-я половина. С. 346; Т. 6. С. 231). 975 Keenan Е. The Yarlyk of Axmed-xan to Ivan III//International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1969. Vol. 12. С тезисом о неаутентичиости «ярлыка» согласились Ч.Дж. Гальперин и Я.С. Лурье: Halperin Ch.J. The Tatar Yoke. P. 165–166; Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. С. 171, 189. 979 Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С. 270–271; Григорьев А.П. Указ. соч.; Некрасов A.M. Указ. соч. С. 48. 980 Базилевич К.В. Указ. соч. С. 163–167; Назаров В.Д. Конец золотоордынского ига//ВИ. 1980. С. 120. 981 ПСРЛ. Т. 20, 1-я половина. С. 346; Т. 6. С. 231. Предположение A.M. Некрасова, что под «берегом» мог иметься в виду берег моря и речь идет об уходе Ахмата из Крыма в 1476 г. (Некрасов A.M. Указ. соч. С. 48), представляется невероятным: во-первых, «берегом» именовалась именно оборонительная линия по рекам, прикрывавшим южные московские рубежи (ПСРЛ. Т. 27. С. 116, 120; Т. 20, 1-я половина. С. 345, и др.), во- вторых, поход в Крым был успешным – Ахмат посадил там своего ставленника; оправдываться о причинах отхода из Крыма в письме Ивану у хана не было никакой нужды. 984 В тексте «И ты б мою подать в 40 день собрал 60 000 алтын, 20 000 вешнею, да 60 000 алтын осеннюю» явно идет речь сначала об общем объеме платежа (60 000 алтын ­­ 1800 руб.), а затем о его раскладе на две части; вторичное упоминание о 60 000 – описка вместо 40 000 (Григорьев А.П. Указ. соч. С. 78–79). 985 ПСРЛ. Т. 25. С. 328; Т. 20, 1-я половина. С 346; Т. 37. С. 95; РИБ. Т. 27. Литовская метрика. СПб., 1910. Отд. 1, ч. 1. Т. 1. С. 340 (письмо Менгли-Гирея Казимиру). Согласно московскому летописанию, убил Ахмата Ямгурчей, а по устюжскому (Архангелогородский летописец), содержащему наиболее подробный рассказ о событии, это сделал Ивак («А царь Ивак сам вскочи в белу вежу цареву Ахъматову и уби его своими руками»). Сведения о роли сибирского хана в убийстве Ахмата исходили (об этом прямо сказано в летописном тексте) от его собственного посла Ивану III; данные о роли Ямгурчея, очевидно, были сообщены в Москву ногайцами. Скорее всего, и Ивак, и Ямгурчей принимали непосредственное участие в этом деянии, почему каждый из них и имел основание приписывать заслугу умерщвления врага великого князя московского себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010