Когда евреи совершают поклонение золотому тельцу, то на возглас Моисея: «кто Господень, [иди] ко мне!» ( Исх. 32:26 ) – к нему приходят именно левиты. Далее, когда израильтяне начинают блудодействовать в степях моавитских, то левит Финеес поражает израильтянина (Зимри, сын Салу), который открыто привел к себе в шатер мадианитянку. Этим израильтянином оказывается не кто иной, как начальник колена Симеонова ( Числ. 25:6–15 ). В переписях, которые есть в книге Чисел, мы видим, что народ израильский исчисляется сначала перед выходом от Синая ( Числ. 1 ) и затем перед вступлением в землю обетованную ( Числ. 26 ). Последняя перепись показала, что левитов стало больше, а численность колена Симеонова существенно сократилась (с 59 300 до 22 200 человек) и оно стало самым малочисленным. Когда израильтяне поделили между собой землю, то колено Симеоново оказалось рассеяно на территории колена Иудина. В Книге Иисуса Навина ( Нав. 19:1–9 ) указаны не границы удела Симеона, а только предназначенные им города. В масоретском тексте книги Второзаконие в благословении, которое дает Моисей коленам Израильским, Симеон даже не упоминается (см. Втор. 33 ). О колене Левином блаженный Феодорит говорит, что «колено Левино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» 121 . Левитам было отведено 48 городов, в том числе 6 городов-убежищ. В книге Чисел читаем: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Дальше Господь говорит: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» ( Числ. 18:24 ),– для обеспечения жизни левитов дается десятина, чтобы они могли служить спокойно при скинии, не занимаясь попечениями житейскими. «Я – часть твоя и удел твой», и поэтому десятину, которая приносится Богу, Бог отдает на пропитание левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Холм, на котором было совершено обрезание, получил название Холм обрезания (5:3), tvlrih tibg. Буквально это словосочетание (второе слово выражения стоит во множественном числе) переводится как «холм крайней плоти», или «холм краеобрезаний». Мидраш на Бытие 198 , а также Раши 199 предлагают весьма интересное объяснение этого названия. Согласно этому иудейскому объяснению, текст не говорит о каком-то конкретном географическом месте, но говорит о том, что Иисус обрезал столь большое количество народа, что краеобрезания составили целую груду, даже холм. Блаженный Иероним, в одном из писем Пауле, упоминает (через полтора тысячелетия!) об этой груде, правда, без описаний, в каком она была состоянии в его время 200 . А. Стеллини в своем комментарии к книге Иисуса Навина 201 отождествляет это место с сегодняшним селением Неби-Муса близ Иерихона, где и в настоящее время мусульмане совершают обрезание 202 . Итак, сразу по вступлении в землю, так давно обещанную Богом праотцам, народ совершает обрезание. Завет восстановлен, и теперь Израиль может совершить Пасху, первую Пасху на Святой земле. Пасха (5:10–12) Семидневное празднование Пасхи, заповеданное Богом ( Исх. 12:1–28, 42–49; 13:4–10 ) при исходе еврейского народа из Египта, должно было начинаться ежегодно в ночь с 14 на 15 числа первого весеннего месяца нисана (авива): «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши, как установление вечное празднуйте его» ( Исх. 12:14 ). Однако, в долгие годы странствования народа по пустыне Пасха не совершалась, во-первых, по причине того, что народ был необрезан («Никакой необрезанный не должен есть ее» – Исх. 12:48 ), во-вторых, из-за отсутствия опресноков, необходимого элемента для ее совершения ( Исх. 12:17–20 . Лев. 23:6 . Числ. 28:17 . Втор. 16:3 ). Именно поэтому требование соблюдать Пасху не могло быть регулярно выполнимо в пустыне и должно было вступить в силу только по вступлении в Ханаан: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение» ( Исх. 12:25 . Ср. 13:5) 203 . Пасха, совершенная Израилем в Галгале – третья за сорок лет; первая совершена была еще в Египте, вторая и единственная за время странствования по пустыне – на Синае, через год после выхода из Египта 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

11. В шестьсотное л ето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. 194 12. И бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей. 13. В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. 14. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему. 15. Внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в ней же есть дух животный. 195 16. И входящая мужеский пол и женский, от всякия плоти внидоша к Ною в ковчег, яко же заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег от вн е его. 196 17. И бысть потоп четыредесять дней и четыредесять нощей на земли, и умножися вода, и взя ковчег, и возвысися от земли. 197 18. И возмогаше вода и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. 19. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем. 20. Пятьнадесять лактей гор е возвысися вода и покры вся горы высокия. 21. И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов, и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек. 22. И вся елика имут дыхание жизни, и все, еже бе на суши, умре. 23. И потребися всякое востание, еже бяше на лиц е всея земли, от человека даже до скота, и гадов, и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе. 198 24. И возвысися вода над землею дней сто пятьдесят. 199 Глава VIII 1. И помяну Бог Ноа, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся елика беху с ним в ковчезе 200 и наведе Бог дух на землю, и преста вода. 201 2. И заключишася источницы бездны, и хляби небесныя: и удержася дождь от небесе. 3. И вспять пойде вода идущая от земли: и умаляшеся вода по сте пятидесятих днех. 4. И с еде ковчег в месяц седмый, в двадесять седмый день месяца, на горах Араратских. 202 5. Вода же уходящи умаляшеся даже до десятаго месяца: и в десятый месяц, в первый день месяца, явишася верси гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

228–229). 99 В виду вышеизложенного, трудно согласиться с мнением проф. Сокольского (Журн. Мин. Нар. Просв. 1882, июль, стр. 56–57), что идея погашения греха установилась в древней церкви только в сфере покаяния за маловажные прегрешения, и что публичное покаяние за тяжкие грехи было чуждо этой идее. О милостыне, посте и молитве см. Кипр. „О благотворении и милостынях“ (твор. ч II, стр. 258) и „О молитве Господней“ (стр. 200). 104 1Kop. V , IÏ „Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником, – с таким даже и не есть вместе“. 1 Hop. VI, 9–10: „Или не знаете, что неправедные царства Божие не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложникн, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божие не наследуют“. 2Tuм. III, 2–5 : „Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, – таковых удаляйся“. Гaлam. V, 19–21 : „Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, зависть, ссоры, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божие не наследуют. Ср. еще римл. XIII, 13 и мн. др. места. 106 См. об этом Probst, Kirehl. Disciplin, ст. 3–6. И ср. еще Кипарисмов, О церковн. дисциплине, 1897. 108 Так напр. Тертуллиан относит к дисциплине принятие новых членов в церковь после предварительного исследования, в противоположность еретикам, принимавшим всех без разбора, – возведение на высшие церковные должности по заслугам, опять в противоположность еретикам, у которых решающее значение имели прихоть и случай и т. п. Церковною дисциплиною регулируется и богослужение, и управление церковным имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

С другой стороны, возвращение из плена священника могло быть не единственным фактом. Что некоторые израильтяне продолжали жить в своих городах до плена вавилонского, это мы знаем из повествования пророка Иеремии, описанного им в 41 главе. По выселении иудеев из Иерусалима в Вавилон, над оставшимися в Иерусалиме и в других городах иудеями Навухудоносор поставил начальником Годолию, сына Ахикама. В 7-ой месяц по переселении иудеев этот Годолия был убит Исмаилом. На другой день после убийства его, рассказывает Иеремия, «пришли из Сихема, Силома и Самарии 80 человек с обритыми бородами и в разодранных одеждах…с дарами и ливаном в руках для перенесения их в дом Господень». Хотя пророк и не называет этих людей, но вероятнее всего это были коренные жители городов израильских, сами израильтяне. Если так, то и здесь мы находим подтверждение тому, что не все потомки десяти колен были отведены в плен, но часть их оставалась на родине и по разрушении Иерусалима. Но важен означенный факт и в другом отношении. Из него мы с правом можем заключить, что оставшиеся на родине израильтяне не прерывали своих сношений с Иерусалимом и, может быть, предпочитали селиться среди братьев своих – иудеев, чем жить с колонистами на родине. Едва ли можно сомневаться в том, что эдикт Кира разрешал возвратиться в свое отечество не только иудеям, но и израильтянам, так как с падением Ассирийского и Вавилонского царства они стали зависеть от царя персидского. Указ Кира относился ко всему народу еврейскому и опубликован был по всему царству ( Ездр. 1:1 ). Однако святые историки не говорят о том, чтобы потомки десяти колен воспользовались разрешением Кира. В списках фамилий и городов, находящихся в книге Ездры и Неемии, нет упоминания ни об одном из десяти колен, ни об одном из городов в их владениях. Вполне понятно, конечно, что колена Иудино и Вениаминово обнаружили более живое желание возвратиться на родину, чем израильтяне, за 200 лет ранее переселенные из отечества. Самые старые из них едва ли могли слышать что-либо от отцов своих о своей родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Он забыл все и свои планы, и надежды, и желанный, недалекий торжественный прием у Валака. Узкий проход и упавшая ослица озарились для него особым, небесным светом. «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже в третий раз» ( Чис.22:28 ). Такое чудесное действие ослицы напоминает речь змия, обращенную в раю к проматери Еве? ( Быт.3:1–5 ). Тогда Сатана избрал наиболее подходящим для своей пагубной беседы с Евой уста змия, как внешний орган и орудие выражения своей губительной мысли; здесь, в данном случае, Господь нашел наиболее спасительным привести Валаама в сознание неправоты пути его посредством влагания в уста ослицы соответственных слов, посредством чудесного разговора бессловесного животного, как такого явления, которое было ощутительно и вместе необычайно! В звуках человеческой речи ослица выразила то, что смутно ощущала в данный момент – именно свою жалобу на незаслуженное жестокое обращение с ней господина. Однако Валаам не содрогнулся и не удивился. Своей вещей от природы душою он явственно чуял таинственное и верил в возможность чудес; он и прежде не раз слышал слова Бога, видел видения Всемогущего ( Чис.24:4:16 ); с своей халдейской точки зрения он мог признать необычайные обнаружения ослицы мановениями высшей воли. Поэтому в ответ на такую неожиданную по форме жалобу ослицы Валаам без всякого смущения, точно своему рабу, сказал ослице: «я бил тебя за то, что ты поругалась надо мною; если б у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя» ( Чис.22:29 ) 200 . И опять в его сердце произошло необычайное движение, и поразительно яркая мысль, что все это не без высшей причины, пронеслась у него в голове. Между тем в ответ на раздраженную речь мага, как бы для окончательного и полного погружения Валаама в экстатическое состояние полузабытья, ослица в свое оправдание сказала: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой? Он сказал: нет» ( Чис.22:30 ) 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Несмотря на всю темноту этого символического рассказа, можно догадываться, что здесь дело идет о сверхъестественной помощи, оказанной агнцу с великим рогом в борьбе с его врагами. Рассказ этот несколько напоминает одно чудесное событие, произошедшее, по свидетельству 2 Маккавейской книги, во время борьбы Иуды Маккавея с наместником Антиоха Епифана Лисием. Вот что передается об этом событии: во время борьбы иудеев с Лисием, когда отряды Иуды «были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. Все они вместе возблагодарили милосердого Бога и укрепились духом, готовые сокрушить не только людей, но и лютых зверей, и даже железные стены. Так пришли они под покровом небесного споборника, по милости к ним Господа. Как львы бросились они на неприятелей, и поразили из них одиннадцать тысяч пеших и тысячу шестьсот конных, а всех прочих обратили в бегство. Многие из них, быв ранены, спасались раздетыми, и сам Лисий спасся постыдным бегством… Он понял, что евреи непобедимы, потому что всемогущий Бог способствует им» ( 2Мак.8–13 ). Нельзя не признать в этом небесном споборнике иудеев во время их борьбы с Лисием верховного покровителя еврейского народа архангела Михаила; точно так же и в символическом рассказе псевдо-Еноха, по объяснению большинства ученых 199 , под мужем-писцом нужно разуметь Михаила. Здесь, впрочем, естественно является одно возражение: чудесное сказание 2 Маккавейской книги о небесном помощнике иудеев в борьбе с Лисием едва ли могло составиться еще при жизни Иуды Маккавея и, таким образом, быть известным его современнику псевдо-Еноху; наверное, этот рассказ есть плод фантазии позднейшего времени, почему он и не записан в 1 Маккавейской книге 200 . Мы не будем решать вопроса относительно того, говорится ли в приведенном рассказе о действительно совершившемся событии, или же это просто только легенда; скажем только, что весьма часто самые фантастические анекдоты про особенно выдающихся героев составляются еще при жизни их и притом в кругу людей близких к ним; как на примере этого, можно указать даже на современных нам героев – Гарибальди, Скобелева и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

43 Откровение знает в этой части своей семь раз употребление этого слова: ср. ещё 12:3; 15:1; 13: 13–14; 16:14, 26. 46 Подробное же, хотя и менее бесспорное значение имеет текст Зах. 3:1–2 : «и показал мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим». (Ср. Иуд. 1:9 : «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»). Это «да запретит тебе Господь», так же как и спор с сатаной, во всяком случае, ближе подходит к прологу книги Иова, нежели Апокалипсису, – он скорее относится к положению сатаны в небе до низвержения, нежели после него. 47 Предполагаемые имена императоров («царей») здесь суть: Neron- Galba или Otton, Otton или Vitellus, Vespasianus, Titus; тот, который есть – современник Апокалипсиса Domitianus, последний – зашифрован. 48 Σεβαδτς. Августу посвящались при жизни его храмы с надписью: «богине Рима и божественному кесарю». Подобные посвящения применялись и к другим императорам в Азии. 49 «Поклонение» зверю (προσεκνησαν) имеет для себя, очевидно, параллель в Мф. 4:9–10 , где сатана говорит Христу: «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне», на что слышит ответ: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ). Здесь противопоставляются два поклонения: Господу и сатане, который хочет восхитить, себе обожение и божеское почитание (Ср. Лк. 4:7–8 ). Напротив, в Откровении описывается, как божеское поклонение воздается в небесах Богу старцами 11:16), ангелами (7:11) и инфернальное поклонение дракону образу зверя 13:15; 16:2. 53 Этот образ мог возникнуть на основании еврейского обычая ношения филактерий (ср. Мф. 23:5 ), особых повязок на голове и на левой руке, причем они имели значение и амулетов, охраняющих от злых духов (Charles, I, 362). 56 Ср. Иоиль. 2:32 : «и будет: всякий, кто призовет Имя Божие, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь». Ср. Ездры. 13:35–6: «Он же (Мессия) станет на верху горы Сиона, и Сион придет и покажется всем, приуготованный и устроенный». Гл. 11, 42: «Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа». (Написано около 200–250 г. до Р. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010