2–4. Прочность стен г. Екбатан вообще представляется чрезвычайной и даже баснословной. Тем не менее, другие древние писатели и новейшие раскопки подтверждают библейское свидетельство. Надо только заметить относительно ширины башен и стен, что указываемая Библией мера 50–60 локтей обозначает, вероятно, максимум ширины, какую имели башни и стены внизу, у фундамента, так как чем выше, тем стены были уже и менее массивны. Число башен, усеивавших стены Екбатан, не указывается. Вероятно, их было не меньше, чем в стенах Ниневии, где, по Диодору Сицилийскому было 1500 башен, простиравшихся в высоту до 200 футов. Слишком широкие и высокие ворота стен делались для того, чтобы войска могли проходить через них совершенно свободно и быстро, в полном строе и со всеми воинскими снаряжениями. Иудиф.1:5 в те дни царь Навуходоносор предпринял войну против царя Арфаксада на великой равнине, которая в пределах Рагава. 5 . «В пределах Рагава» (15 ст.: «на горах Рагава») – греч. « Ραγαα, или » Ργα, – ων – очень значительный и древний город Мидии в провинции Рагианской, в 10 днях пути от г. Екбатан (ср. Тов. 1:14 – «в Рагах Мидийских»). Иудиф.1:6 К нему собрались все живущие в нагорной стране, и все живущие при Евфрате, Тигре и Идасписе, и с равнины Ариох, царь Елимейский, и сошлись очень многие народы в ополчение сынов Хелеуда. 6 . «Идаспис» (Вульгата имеет Iadason) – это, вероятно, Ελαος (ср. Arrian. Anab. 7, 7. Plin. h. n. 6, 31; Дah. VIII:2 ) – нынешний Absal или Desphul, по другим – Kuran, а может быть – Χοσπης в Сузианской местности (ср. Страбон, 15, гл.3). «Ариох» – имя, упоминаемое и у Моисея, Быт. 14:1, 9 , а также у Дан. 2:14 . «Царь Елимейский» – " Ελυμαοι – обитатели персидской местности Елима. «Сыны Хелеуда» ( Χελεοδ; Vet. Lat. имеет helleuth, Сирский – напротив – Халдеев). По догадке Евальда (Gesch d. V. Isz. III. 2 с. 543), здесь, вероятно, надо читать «дети крота» – прозвище, данное в насмешку древним сирийцам. «В ополчение сынов Хелеуда». Точнее и правильнее читать, вместе с Сирским: «в битву», или «для сражения с сынами Хелеуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги, и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждёт тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии Твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянётся ближнему и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного» ( Пс.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Притч.11:4 ). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11–12 ). 205 «Скитская пустыня – часть Нитрийской, называющейся ныне долиной Нитровой. Это – море песчаное, где можно ходить только по указанию звёзд. Она расположена на границах Ливии и Египта, на пятичасовом расстоянии от Нитрийской горы, отстоящей на 13-часовом расстоянии к юго-западу от Александрии» (Путеш. Норова, 1, 84, 85). 208 Сведения о монастыре и церкв., стр. 415. М. 1853. Словарь святых СПб. 1836 г. Макария древности 1, 200, 388. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Сарон " , конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом ( Втор.3:9 ). 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами ( 4Цар.14:25 ), второе ко времени после поражения аммонитян ( 2Пар.27:5 ). 1Пар.5:18 .  У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается ( 1Пар.12:8,21 ), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в ( Нав.4:12–13 ) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян ( Чис.1:21,25,35 ; ср. Чис.26:7,18,34 ). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные. 1Пар.5:19 .  И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила ( 1Пар.1:31 ; Быт.25:15 ). Судя по ( 1Пар.5:10 ) война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне ( 1Цар.14:47 ), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы распознаем этот наполняющий нас ветер в некоем отзвуке, его присутствие подобно музыке. Ветер будит музыку вещей, заставляет петь леса и моря… А иногда эта музыка звучит тишиной: пророк Илия, взбирающийся на Хорив для встречи с Богом, узнает Бога не в грохоте грозы и бури, а в едва слышном веяньи ветра. Так и человек, рожденный от Духа, оказывается иногда посреди шума и ярости мира. Слово христианства не оборвется в мире, пока Тишина почивает на нем, как Дух почивает на Христе. На эти нелегкие слова тишины Никодим отвечает уже не горечью своего опыта, но вопросом “как?”. “Как это может быть?” (Ин 3:9). Иисус может лишь обозначить то, что Он скажет ясно уже позднее. Он не только Учитель истины, расставляющий вехи на пути жизни, но Он Сам есть Путь, Истина и Жизнь. “Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели” (Ин 3:11). Некоторые из Отцов поняли это “Мы” как свидетельство о Троице; и безусловно, что то, что Иисус подает нам в Духе, есть сама жизнь Живого, которая не есть одиночество, но вся полнота любви и источник всякой любви. В этом “Мы”, несомненно, видна неразрывность свидетельства Христа об Отце и Иоанна о Христе. Сам апостол в Первом послании провозглашает, что все христианство держится только на свидетельстве о том, “что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1 Ин 1:1–2), и которая сегодня является нам, живущим. Перевод с французского Ф. Иогансона O. Nicodume//Contacts. ¹ 87. Paris, 1974, pp. 200–206. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/nikodim1/

8 200 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! 9 Придите и увидите дела Божии, какие совершит Он чудеса на земле. 10 201 Прекратит Он войны во всех пределах земли; лук сокрушит Он, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 11 202 «Отрешитесь от себя и уразумейте, что Я Бог ! Превознесен буду среди народов, превознесен буду на земле!» 12 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! Слава: Третий покаянный псалом. 137 ...в воспоминание о субботе – речь идет об обряде бескровного жертвоприношения, который описан в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике» ( Лев. 2:1–2 ). Надписание указывает, что псалом пелся в субботу во время этого обряда. Давид просит Бога даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием (свт. Афанасий Великий ). 139 Ст. 6–13. Болезненное стенание Псалмопевца перекликается со страдальческим воплем Книги Иова. В отличие от праведного Иова Псалмопевец признает себя виновным. 147 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Идифум (Иди-фун) – священный певец, один из руководителей коллегии музыкантов, которые пели под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах во время богослужений. Идифум был современником Давида и Соломона (см.: 1Пар. 16:41; 25:1 ; 2Пар. 5:12 ). Надписание указывает, что Идифуму или его хору поручено исполнение псалма. 148 Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Псалмопевец сетует на краткость своей жизни. 153 Псалмопевец говорит, что внешние обряды угодны Богу только тогда, когда к Нему устремлено сердце человека. 158 ...опекает – букв. «понимает, входит в положение». Жалость к нищим и бедным – непременное требование морали Ветхого и Нового Заветов (см.: Притч. 14:21 ; Дан. 4:24 ; Лк. 14:13 ). В Ветхом Завете оно обосновано краткой формулой: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч. 19, 17 ), в Новом Завете то же положение в развернутом виде дано в картине Страшного Суда: помощь нуждающемуся человеку приравнивается к помощи, оказанной Самому Господу нашему Иисусу Христу Христу (см.: Мф. 25:34–40 ). Милосердие, проявляемое к любому человеку без исключения, становится символом онтологического единства всего человечества, поскольку в каждой личности, даже самой ничтожной, оно прозревает ее Создателя; ...день лютый – день страшного Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Мелхиседек в его личном прообразовательном значении и в его отношении к Аврааму 198 Св. апостол Павел, в своем послании к Евреям, не раз уже указав на пророчественное изречение Псалмиста (109:4) о Мессии: «ты священник во век по чину Мелхиседека» (5:6,10; 6:20), в доказательство превосходства священства Христа перед левитским священством, предлагает толкование исторической личности Мелхиседека ( Быт. 14 гл.) в отношении к Аврааму и Христу говоря: «ибо Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, тот самый, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени (ρμηνεμενος) царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь (φωμοιωμνος) Сыну Божию, пребывает священником на всегда (μνει ερες ις τ διηνεκς) ( Евр. 7:1–3 ). В этих немногих словах св. апостол уже выразил всю сущность своего толкования таинственной личности Мелхиседека в обоих сказанных отношениях». Дальнейшее служит лишь развитием основной мысли этого толкования. Для уяснения смысла всего этого толкования апостола мы наметим, так сказать, основные пункты его. Это именно – а) в отношении к самой личности Мелхиседека: 1) мысль о безначальности (идеальной, конечно, а не действительной) и бесконечности жизни его по характеру исторического явления его в бытописании ( Быт. 14:18–20 срав. Псал. 109:4 ); 2) проистекающая отсюда мысль о вечности его в священническом его служении Богу Вышнему ( Псал. 109:4 ; Евр. 7:3  и др. сн. Быт. 14:18 ), в чем он служил прообразом (φωμοιωμνος) Сына Божия во плоти; (ср. Иоан. 8:58 ); это уподобление не стоит без связи (ибо иначе апостолу не было бы нужды употреблять особое ρμηνεα имени Мелхиседека), и 3) с той чертой Мелхиседека, что он есть царь правды, как и 4) с той, – что он есть царь мира, хотя и только отдаленно можно выводить как заключающуюся в этом толковании апостола мысль, чтобы и эти две последние черты 199 уподобления в Мелхиседеке были ες τ διηνεκς – вечными. б) в отношении к Аврааму общая мысль: превосходство Мелхиседека перед последним (сн. Иоан. 8:59–54,56 ), обнаруженное 1) в благословении им Авраама, владевшего обетованиями» (сн. ст. 6) и в принятии от последнего десятины из всей добычи, доставшейся ему после поражения царей 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

10–11 Дневной рацион Иезекииля состоял примерно из 200 граммов хлеба и 0,6 литра воды. Эта скудная пища образно характеризует недостаток продовольствия (17). 5:1 Бритье головы было знаком траура. 17 Голод, лютые звери, язва и кровь (война) – символы, неоднократно повторяющиеся в книге. 6:1–14 Пророчество об идолопоклонстве в Израиле Это пророчество обращено к горам Израилевым, и речь здесь идет о «высотах», о жертвенниках, которые находились на возвышенных местах и были центрами идолопослужения, берущего начало у хананеев. Иногда эти высоты использовались и для поклонению Господу, но при этом одновременно сохранялись и многие языческие ритуалы. Предостережение состояло в том, что суровая участь ожидает не только город, но и его окрестные территории. Поклоняющихся на высотах не спасут их идолы. Вместе с тем грядущие события не означали только наказание. Выражение «и узнаете, что Я – Господь» повторяется несколько раз (7, 10, 13, 14). Поклоняющиеся на высотах уразумеют, что их идолы – ложные боги, и познают истинного Бога. Идолослужение на высотах было давней проблемой Израиля (ср.: 3Цар. 12:28– 33 ; 4Цар. 17:9–11 ). Хотя Иезекииль в дальнейшем будет обличать «новые» грехи Израиля, приобретенные им в общении с соседними народами, некоторые его речи направлены на эти старые проблемы. Языческие обычаи, даже закрепленные столетними традициями, не перестают оставаться таковыми. 1–7 Бог обращается к горам Израилевым: «Я наведу на вас меч, и разрушу высоты ваши; и жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими… и узнаете, что Я – Господь». 8–10 «Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча… и узнают, что Я – Господь». 11–14 «Горе за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы… пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их… и сделаю землю пустынею… и узнают, что Я – Господь». Примечания. 11 «Горе» – многие комментаторы полагают, что в этом слове отражена целая палитра переживаний и скорбных чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1.4. Молитвы Церкви за усопших    Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (Ин.14:13); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:22). Христос имеет ключи ада и смерти (Откр.1:18).    Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26и Исх.16говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4-5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших.    Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... (2 Мак.12:42). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, — да разрешатся от греха (2 Мак.12:45).    В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день... (2 Тим.1:18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится ап. Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, скорее говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  Перед нами Египет в период 18 династии фараона Амодиса. Новые правители переменили отношение к евреям, начались притеснения, перешедшие затем в тяжкую неволю. Поработив евреев, фараон принуждает их строить города. В то же время начинаются опасения, что эти племена объединятся с кочевыми племенами и будут представлять опасность Египту. Когда произошел исход из Египта? В разных книгах разные даты: одни говорят, что это примерно 1500 год, другие, что 1400, некоторые относят эту дату к 1200–1300 годам, т. е. разница почти в 200 лет. Примерно зная, когда пришел Иаков в Египет, мы можем сказать, что 400 лет это условная цифра, Израиль не был 400 лет в Египте, был гораздо меньше времени. Учитывая это, можно предположить, что Израиль вышел из Египта за 1300–1350 лет до Рождества Христова. Это как раз совпадает с царствованием фараона Тутмоса IV.   Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне. Писалась она по мере получения откровений от Бога, т. е. постепенно. Тщательная редакция восходит ко времени, видимо, Иисуса Навина, а может быть, и более позднему. В книге очень много вставок, которые восходят к поздним временам. Книга Исход имеет две части: историческую и законодательную . Первая говорит об исходе из Египта, а вторая — о даровании законов, начиная с 19-й главы.   «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх 1:6) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» (Исх 1:8–10).Сказано, что «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх 1:13–14). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью.     Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужеского пола из народа Израильского. Что приказ этот бесчеловечен понимали не только Израильтяне, но и сами Египтяне. Женщины — повивальные бабки, — боясь Бога, нарушали приказ, за что Господь благословил их (паремии об этом читаются на Страстной Седмице Великого Поста). Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем Св. Писание говорит следующее:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В апостольских посланиях раскрывается все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них – превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа – любви, о которой апостол Павел говорит, что в сравнении с ней всё – ничто. Причастным Святому Духу можно сделаться каждому верующему через молитву и таинства. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.13:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.1:4–6 ). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.1:8 ). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.1:22 ). Хранительницей даров Святого Духа является Святая Церковь . О девятом члене Символа веры Девятый член Символа веры читается так: (Верую) «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь . «Христианства нет без Церкви», – писал в начале XX в. архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих новомучеников 200 . Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови. Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом. Церковь – κυριακ (и от латинского circus – круг) – дом Господний или жилище Господне. Название церкви получилось от места, где обнаруживалась жизнь церковная. Сужение смысла – εκκλησ α – «собрание людей», народное собрание перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010