Сотворим силу нашу в слезах пред Богом; может быть, смилуется над нами благостыня Его и пошлет нам мощь на препобеждение тем, что сделаем (доброго), начальников злобы, имеющих сретить нас (по исходе из тела). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников 67 Вопрос 77. ...Желая омыть скверны, омой их слезами, ибо они чисто омывают всякую скверну. Вопрос 234. ...Войти в келлию относится к душе и значит исследовать ее и удалить помысл наш от всякого человека, и тогда мы сокрушаемся и умиляемся. Прийти же тебе в умиление препятствует воля твоя: ибо если человек не отсечет своей воли, то не может приобрести болезни сердечной. Не позволяет же тебе отсечь волю свою – неверие, а неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой; Господь же сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? ( Ин.5:44 ). ...Если поистине хочешь оплакивать грехи свои, внимай себе и умри для всякого человека. Брат! Без труда человек не может спастись. Отсеки три эти вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и Бог покроет тебя от всякого зла. Вопрос 254. ...Итак, если желаешь положить начало покаяния, посмотри, что сделала блудница: слезами своими омыла она ноги Владыки ( Лк.7:38 ). Плач омывает всякого от грехов; но человек достигает плача трудом, посредством многого поучения в Писании, терпения, размышления о Страшном Суде и стыде вечном и чрез самоотвержение, как Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Отвергнуться же себя и взять крест свой значит отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто. Вопрос 275. ...Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями. Вопрос 282. ...Как же мне сохранить плач, когда я нахожусь среди людей, служу другим и забочусь о том, что кому дать из больных? И есть ли сердечный плач без слёз?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

При чтении некоторых бесед святителя Григория Великого (Двоеслова) (+604) складывается впечатление, что он вполне согласен с этой эсхатологической идей Талмуда и комментирует её, как широко утвердившуюся в сознании его единоверцев – христиан: «…некоторые вины могут быть прощены в сем веке, а некоторые в будущем… Должно разуметь то о малых и незначительных грехах, каковы, например, непрестанное празднословие, неумеренный смех, излишнее попечение о домашних, которое бывает невинно у знающих, как избегать вины в этом случае; также грех неведения о маловажных предметах, что всё увеличивает виновность после смерти, если не было очищено еще в этой жизни. Апостол Павел, говоря, что Христос есть основание, присовокупляет: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3, 12–15 ). Хотя эти слова можно понимать об огне мучений, употребляемом для нас еще в сей жизни, однако же, если кто будет понимать их и о будущем очистительном огне, должен только непременно иметь ввиду то, что через огонь может спастись не тот, кто созидает на этом основании железо, медь или свинец, т. е. грехи важные, тягчайшие и потому неразрешимые в той жизни, но кто созидает дрова, сено, тростник, т. е. грехи маловажные и легчайшие, которые удобно может истребить огонь. Должно заметить притом, что не получит там очищения и от малых грехов тот, кто не заслужил его добрыми делами еще в этой жизни » 57 . Свт. Григорий Великий не уточняет происхождения этого огня, однако его источник был известен в богословии древней Церкви, благодаря прозрениям Оригена (+254), знаменитого христианского мыслителя III-ro века, который считал, что «каждый грешник сам возжигает пламя своего вечного огня и не ввергается в огонь, зажженный кем-то другим или существовавший до него. Этот огонь является своего рода «лихорадкой» в самом грешнике и происходит из неумеренности и страстей. Мучения же, которые он причиняет, суть обличения совести (Princ. 5–6)» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Нужно принять также во внимание, что часто благоденствие иудеев в период греко-египетского господства несколько преувеличивают: и в это время были в жизни иудеев тяжелые испытания, которые по мнению Верна составляют sine qua non оживленных мессианских ожиданий; достаточно в этом случае указать на рассказ 3 Маккавейской книги о тех страхах и волнениях, которые иудеи пережили в правление Птоломея Филопатора. Эти общие соображения могут находить достаточное подтверждение в неканонической книге – Премудрости Иисуса сына Сирахова, написанной бесспорно к концу владычества над Иудеей Птоломеев 252 . «Здесь находятся, как справедливо замечает Шюрер, все существенные элементы древнего мессианского чаяния» 253 . Автор этой книги имеет в виду главным образом нравственно-практические цели и поэтому мало занимается мессиологическими вопросами; но все же он выражает полную уверенность в близком наступлении «дня посещения Божия» ( Сир. 5:10 ) и «времени отмщения » ( Сир. 5:9; 18: 24 ), когда Господь наведет на все народы страх свой, чтобы они познали Его могущество. Точно так же он выражает верование в бесконечное продолжение Давидова царства ( Сир. 47:13 ). В обетованиях Божиих Аврааму он видит указание на всемирное царство Израиля: «Господь обещал Аврааму дать потомкам его наследство от моря до моря и от реки до края земли» ( Сир. 44:23 ); в подлинном обетовании этих слов нет ( Быт. 13:16 ). В пророчествах Исаии он видел несомненно выражение обетований о грядущих днях Мессии 254 . В частности, сын Сирахов указывает на вечное существование Израиля ( Сир. 37:28 ), избавление его «в свое время» от постигших бедствий ( Сир. 50:25–26 ), собрание рассеянных колен Иакова ( Сир. 36:12 ), на восстановление первобытного порядка и гармонии в мире ( Сир. 39:41 ) и т. д,; кроме того он довольно прозрачно намекает на так называемые «мессианские бедствия», которые должны постигнуть нечестивых перед явлением Мессии: «огонь и град, говорит он, голод и смерть – все это создано для отмщения; зубы зверей и скорпионы, и змеи и меч, мстящий нечестивым погибелью 255 , обрадуются повелению Его и готовы будут на земле, когда потребуются, и в свое время не преступят слова Его» ( Сир. 39:36–38 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или достойного употребления; и дерево, испорченное червями, не годится для украшения... здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа. ...Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). О том, какие нужны для этого храма деревья, говорит невеста в Песне Песней: «Кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» ( Песн. 1, 16 ). Такие-то деревья требуются для храма Божия – благовонные и крепкие ( 53, 114 ). Нам предстоит подвиг – притупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием ( 53, 114 ). Кроме этой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева ( 53, 117 ). ...От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 254 ). Два брата, будучи побеждены блудною похотью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав то, что сделали. Старцы оставили их в затворе на год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом и подивились этому. Они спросили печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келлии своей?» – «Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» ( Пс. 101, 6 ). Спросили они другого: о чем ты размышлял? Он ответил: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, и я радовался». Старцы сказали: покаяние того и другого равно перед Богом. Древний Патерик ( 73, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Таких людей, также как и вас, мы стараемся убедить, чтобы они отстали от заблуждения, будучи убеждены, что всякий, кто может говорить истину и не говорит, будет осужден Богом, как Сам Бог засвидетельствовал чрез Иезекииля: «Я поставил тебя стражем дома Иудина. Если грешник согрешит, и ты не остережешь его, то сам он погибнет от греха своего, а с тебя взыщу кровь его: а если остерег его, то будешь невинен» 253 . Поэтому и мы стараемся беседовать с вами согласно с Писаниями по страху, а не по страсти к деньгам, или к славе, или к удовольствиям: никто не может нас обличить в чем либо-таком; и мы не желаем жить, подобно начальникам народа вашего, которых Бог обличает, говоря: «правители ваши – сообщники воров, любят подарки, гоняются за наградами» 254 . Но если и знаете таковых людей, и между нами, однако вы из-за них не хулите Христа и Писаний и не изъясняйте их превратно. Глава 83 – Так слова: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня, пока Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», ваши учители дерзнули объяснить так, будто бы они относятся к Езекии; будто бы ему велено было сесть на правой стороне храма в то время, как царь Ассирийский послал ему угрозы, и чрез Исаию ему было возвещено не бояться врага. Мы знаем, что сказанное Исаиею 255 так и исполнилось, и что царь Ассирийский отступил от осады Иерусалима во дни Езекии и ангел Господень убил в стане Ассирийском до ста восьмидесяти пяти тысяч человек, – это мы также знаем и признаем. Но ясно, что псалом относится не к Езекии: он так читается: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня до тех пор, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Он пошлет на Иерусалим жезл силы и будет господствовать среди врагов Твоих. В сиянии святых, Я родил Тебя прежде утренней звезды. Господь поклялся и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» 256 . Кто не согласится, что Езекия не священник вовек по чину Мелхиседека? Кто не знает, что он не был освободитель Иерусалима? Кто не знает, что он не посылал жезла силы в Иерусалим и не царствовал среди врагов своих, но Бог удалил от него врагов в то время, как он плакал и рыдал? А наш Иисус хотя еще не пришел в славе, послал в Иерусалим жезл силы, – слово призвания и покаяния ко всем народам, над которыми демоны господствовали, по слову Давида: «боги народов демоны».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Наказание Оголивы такое же, как сестры ее (ст. 9), хотя поведение хуже. Орудием наказания явятся те же, что служили орудием греха – этого требует правда и гнев Божий. Тогда как в Иез.16.37 суд над блудницей – Иерусалимом производится в присутствии тех, кого она любила и кого ненавидела, здесь совершителями суда являются те же любовники, от кого отвратилась душа ее и которые благодаря этому оскорблению будут тем яростнее действовать: они уж конечно произведут суд без всякого сострадания. Иез.23:23 .  сынов Вавилона и всех Халдеев, из Пехода, из Шоа и Коа, и с ними всех сынов Ассура, красивых юношей, областеначальников и градоправителей, сановных и име­нитых, всех искусных наездников. «Сынов Вавилона и всех Халдеев». Последнее понятие шире, чем первое, и к халдеям принадлежат кроме вавилонян и три названные далее народа. – «Из Пехода, из Шоа и Коа». Слав. точнее без «из»: «Факуда, Суда и Куда» по Алекс. код.; другие кодексы, Симмах и Феодотион: Φακουκ και Σουε και Yχουε; именами народов считают эти слова и Таргум с Пешито. Но другие видят здесь название должностей и чинов, перечисление которых продолжается во второй половине стиха: Акила: επισκεπτην και τυραννον και χουφαιον, Вульг: nobiles, tyrannosque et principes; так и раввины с Лютером. Первое мнение вернее: вся сила севера должна подняться против Иерусалима, не только халдеи, но и ассирияне, которые сейчас и называются, и между теми и другими не могут быть поименованы «вельможи, правители и князья». Клинообразные надписи доказывают существование в халдейской монархии народов с такими именами: Пеход соответствует Пукуду клинообразных надписей, жившим на самом востоке Халдеи у еламской границы; Шоа тоже что Суту, сокращенное Су, постоянно связываемые в надписях с Кугу, сокращенное Ку ­­ Коа; те в другие обитали в верхнем бассейне Адема в Дийала (Шрадер, Keilinschr. u. А. Т, 2 Auf., 413. Делич, Wo lag das Paradies, 240. Викклер. untesuchung. 177. Altorientalische Forschungen II, 2, 254). Считающие эти имена нарицательными ссылаются на Ис 32.5 ; Иов 34.19 , где «шоа» употребляется в смысле человека почтенного, богатого, князя; «пеход» производят от глагола «пакад» – «производить наблюдение», «бдеть», а «коа» отказываются объяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он освобождается от всего, как от одежд, чтобы, обнаженный, восторжествовал крепче и могущественнее, и чрез терпение мучений победил врага, которого еще ранее победил перенесением потерь. О нем Сам Бог засвидетельствовал: обратил ли ты внимание на раба Моего, Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла 253 . И справедливо, ибо сам Иов говорит: страшно для меня наказание от Бοια: пред величием Его не устоял бы я 254 . Никогда не дерзал он пренебрегать Тем, во всегдашнее присутствие Которого верил и говорил: не укорит меня сердце мое во все дни мои 255 . Прежде чем Господь научил любить врагов, Иов говорит: радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастие постигало его 256 . Еще не изрекло евангелие: «всякому просящему у тебя дай», а он уже говорит: отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы 257 . Он еще не читал слов Апостола: господа, оказывайте своим рабам справедливость и безпристрастие 258 , а уже говорит: пренебрегал ли я правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною 259 ? Прежде чем Апостол предписал богатым не превозноситься и не надеяться на богатства свои, он говорит: полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя 260 ? И это он доказал не на словах только, но и самым делом, ибо не стал скорбеть, когда все потерял, а сказал: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь 261 . О, муж евангельский прежде евангельских правил и апостольский прежде апостольских наставлений, ученик апостолов! Обнаруживая тайные богатства природы, ты показываешь, чем мы обладаем сами в себе, и учишь понимать, каково то сокровище души, которым обладаем без пользования сами и думаем, что мы не имеем того, чего в действительности лишь не желаем обнаружить» 262 . В другом сочинении Пелагий подробно перечисляет тех, кои «не только не согрешили, но о коих сказано, что они жили праведно, каковы: Авель, Энох, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иисус Навин, Финеес, Самуил, Нафан, Илия, Иосиф, Елисей, Михей, Даниил, Анания, Азария, Мисаил, Иезекииль, Мардохей, Симеон, Иосиф Обручник, Иоанн, из женщин – Девора, Анна, мать Самуила, Иудифь, Есфирь, Анна, дочь Фануилова, Елизавета и самая Матерь Господа и Спасителя нашего, которую необходимо исповедовать безгрешною» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

В Новом Завете приведен случай исцелений от предметов, которыми пользовался Апостол Павел: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». 251 Эта ситуация ничем не отличается от чудес, происходящих у мощей святых. О том, что святые имеют возможность помогать людям, живущим на земле в какой–то мере говорит и притча о богатом и Лазаре 252 . Авраам ведь не говорит о том, что он не может послать Лазаря к братьям, а только утверждает, что не послушаются воскресшего! Несмотря на то, что это притча, можно с полной уверенностью сказать, что Христос даже в ней не выбрал бы форму повествования, позволяющую сделать неправильные выводы. Мы обращаемся к святым потому, что они предстоят перед Богом и их молитвы возносятся перед престолом Господа: «... золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» 253 . В Откровении золотые чаши с фимиамом символизируют молитвы святых перед Агнцем. Понимая свою греховность, мы просим помощи у тех, о которых нам достоверно известно, что они прославлены Богом и по их молитвам Бог помогает людям. Прославление святых (канонизация) не является волевым актом людей. На основании известной благочестивой жизни, совершавшихся до и совершающихся после смерти чудес, после тщательнейшей проверки всех фактов жизни и чудес делается вывод о том, что Бог прославил человека святостью. Канонизация – просто признание факта, что воля Божия совершилась и умерший прославлен на небесах. Оснований для почитания святых более чем достаточно. Суть почитания икон и святых Мы, поклоняясь иконам и молясь перед ними, воздаем честь не материалу или произведению искусства, мы в молитве обращаемся к изображенному на иконе: «И так, мы поклоняемся иконам, воздавая поклонение не веществу, но посредством их тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит Божественный Василий, воздаваемая иконе честь переходит не первообраз». 254 Если на иконе изображен Иисус Христос, мы, молясь, беседуем с Ним, обращая к Нему нашу благодарность и просьбы. Бог явился во плоти, и с того момента стало возможным создавать Его изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Подкрепив себя молитвою, она отрубила Олоферну голову его собственным мечом 252 , сбросила с постели тело его, взяла со столбов занавесь и вышла из шатра, отдавши голову (ас)сирийского полководца своей служанке, которая положила этот кровавый трофей в мешок, наполненный съестными припасами. Они благополучно прошли (ас)сирийский лагерь и достигли ворот Ветилуи. Иудифь ещё издали закричала сторожившим при воротах: «отворите, отворите ворота; с нами Бог , Бог наш, чтобы даровать ещё силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня», и, вошедши в город, показала сбежавшемуся народу голову страшного врага религии и рассказала о своём подвиге. Все ветилуяне радуются, прославляют Бога и изумляются мужеству Иудифи ( Иудиф.13 ). Ахиор, узнав о погибели Олоферна и увидав голову его, «искренно уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израилеву» 253 . Когда настало утро, иудеи, по совету Иудифи, повесили голову Олоферна на стену и вышли из города, делая вид, что они хотят напасть на неприятелей. Увидав их, (ас)сирияне известили об этом своих начальников, а эти пошли к высшим вождям, которые отправились к палатке Олоферна и велели Вагою разбудить военачальника. Но вошедши в шатёр, Вагой увидел, что Олоферн мёртвый лежит у порога и голова его снята с него. Весть о позорной смерти военачальника быстро пронеслась по всему лагерю. (Ас)сирияне, объятые ужасом, пришли в страшный беспорядок и обратились в бегство 254 . Ветилуяне, пригласив жителей Ветомесфема, Виваи, Ховаи, Холы 255 и других городов, погнались за бегущими и «со всех сторон наносили им большое поражение, пока не прошли за Дамаск и за пределы его», т. е. пока не достигли стран, составлявших центр неприятельских (сирийских) владений 256 . Народ в продолжение тридцати дней расхищал богатый (ас)сирийский лагерь 257 . Первосвященник и старейшины пришли из Иерусалима в Ветилую посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля, и видеть Иудифь и приветствовать её, – и все единодушно восхваляли и благословляли её.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

По слову св. Иринея Лионского , уже «патриархи и пророки предызобразили нашу веру и рассеяли по земле слово о пришествии Сына Божия и о том, каково оно будет, чтобы последующие люди имели страх Божий и, наученные пророками, легко встретили пришествие Христа». 253 Сам Христос говорил иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39–40 ). По слову того же отца, «Сын Божий повсюду встречается в его (Моисеевых) Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пишу; то с Ноем, когда давал ему измерения ковчега; то как ищущий Адама; то как наводящий суд на содомлян; то как являющийся и показывающий Иакову путь; то как говорящий с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал Его под именем пасхи. И не только день указал Моисей, но и место, и предел времени, и знамение заката солнечного. Он также открыл Его пришествие. Он дает разуметь, что Слово, изначала сотворившее их и создавшее, и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе и что не уверуют в Него». И далее св. Ириней говорит: «А что не только пророки, но и многие праведные люди, Духом Святым предвидя Его пришествие, молились дожить до того времени, когда увидят лицом к лицу Господа своего и услышат слова Его, Господь показал, говоря ученикам: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13, 17 ). Каким образом, – вопрошает св. Ириней, – они желали слышать и видеть, если наперед не знали о Его будущем пришествии? Каким образом они могли наперед знать, если не получили о Нем знания от Него?» 254 «Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись». 255 Авраам, «наученный откровением, что Сын Божий будет Человеком среди людей и чрез Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010