Ты любишь страстно хорошо есть и пить – ты работаешь своему господину, своему деспоту – чреву, а не Господу Иисусу Христу, и сам ты чувствуешь, что сердце твое страстно любит яства и напитки, и постоянно стремится к ним, и живет, так сказать, в соединении с ними, а не ко Господу стремиться, не с Ним ищет соединения. Господь что-то далекое, что-то несвойственное для человека, жадного к пище и питию. А пище и питию – увы – человек жадный прилежит, а о Господе нерадит; пищу и питие любит, а Господа, а Его повеления или заповеди ненавидит; ненавидит и Святую Церковь , чистую невесту Его, ненавидит ее заповеди, уставы, богослужения, обряды, ибо там нет для него пищи, пития и любимых его удовольствий. То же сказать надо и о всех плотских людях. Вот по такому-то закону плотскому и необходим пост для угождения Богу и спасения души. Книге моей конец. Богу же моему, в Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу – слава. Аминь. Августа 24-го дня 1861 года. 253 Ср.: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! ( Еккл. 2, 10–11 ). 254 Терние (церк.-слав.) – колючка, тёрн, всякое колючее растение. Бодец (др.-рус.) – кол, рожен (железный рог или любое другое остроконечное орудие), орудие для бодания, для удара тычком, на укол. 256 Дафан и Авирон – два брата, левиты, составили вместе с левитами Кореем, Оном и другими заговор против Моисея и Аарона. Они обвинили священников в том, что те ставят себя выше народа Израильского: все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Чис. 16, 3 ), и в том, что Моисей вывел Израильский народ из земли египетской, в которой течет молоко и мед (и в которой евреи были рабами у египтян), чтобы погубить их в пустыне ( Чис. 16, 14, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А высшая жертва христианина, или истинное всесожжение христианское есть мученичество за веру Христову. Об этой жертве ап. Павел писал Тимофею: я уже становлюсь жертвою ( 2Тим.4:6 ). (Митроп. Моск. Филарета слова и речи. Слово на освящение храма св. Митрофана, т. 3, стр. 225–230. Москва, изд. 1877 г.). Как посредством жертвоприношения бессловесных животных и вещей бездушных совершалось видимое, внешнее богослужение, так и чрез непосредственное принесение в жертву самих себя христиане совершают духовное, внутреннее словесное богослужение, приличествующее Богу Духу. Эта апостольская заповедь христианам приносить в жертву живую, святую и угодную Богу своё тело ни чуть не противоречит словам Христа Спасителя: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Когда ап. Павел приглашает христиан приносить в жертву Богу свои тела, то он разумеет не одни тела, а всего человека в целом его составе. Ап. Павел тут разумеет то тело, в котором живет Дух Святой, или Дух Божий, как он говорит об этом в послании к Коринфянам: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор.6:19 ). Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). (Московск. Митр. Филар. слова и речи, т. 4, стр. 248–254. Москва, изд. 1882 г.). Но такие духовные, святые жертвы Богу могут быть приносимы только членами истинной Христовой Церкви, или в истинной Христовой Церкви, только людьми, имеющими христианскую любовь. Апостол Павел говорит: если я буду иметь такую веру, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:2–8 ); а мнимодуховные христиане одним своим отделением от православной Церкви, ясно засвидетельствовали, что они не имеют любви не превозносящейся и долготерпящей. А потому, согласно Апостолу, если бы они имели и такую веру, что могли горы переставлять, и тогда они не спасутся и не могут быть истинными мучениками, хотя бы и отдали всё своё имение, так как к отделению от Церкви их побудил дух гордости, превозношения и раздражения ( Рим.12:16 ; 1Кор.1:10–14 ; Флп.2:2–3 ), а при таком настроении сердца, по слову Христа, человек не может приносить даров и жертв Богу: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преданность тронула Ноеминь, но не для того, чтобы согласиться на просьбу своих снох, но для того, чтобы с совершенно материнской нежностью убедить их отказаться от своего намерения. «Разве еще есть у меня сыны в моем чреве, которые бы были вам мужьями?» спрашивала она своих снох. «Даже если я сию же ночь была с мужем и потом родила сынов: то можно ли вам ждать, пока бы они выросли? Можно ли вам медлить и не выходить замуж?» 252 Орфа возвратилась, но Руфь осталась с Ноеминью. «Вот невестка твоя возвратилась в народ свой и к своим богам; возвратись и ты в след за невесткою твоею» 253 . Ни слова Ноемини, ни пример Орфы не поколебали молодой женщины. Она чувствовала превосходство пред своим народом того народа, к которому принадлежал ее муж; она видела в Иегове Бога более великого, чем боги Моава; внутренний голос призывал ее следовать внушениям своей привязанности и давал ей предчувствовать, что она сделается соучастницей сверхъестественной миссии избранного народа. Привязанность к свекрови, участие ко вдове, одинокой и престарелой, заставили ее забыть даже свою родную мать. «Не принуждай меня», говорила Руфь свекрови, «оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду…; смерть одна разлучит меня с тобою» 254 . Ноеминь уступила: она не смела больше противостоять преданности своей снохи. Обе вдовы пришли в Вифлеем. Весь город пришел в волнение. «Это Ноеминь?» – спрашивали все, напоминая этим именем прежнее ее богатство. «Не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою» 255 , отвечала бедная вдова: «поскольку Вседержитель послал мне великую горесть. Я вышла отсюда с достатком, в возвратил меня Господь с пустыми руками. Зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня старадать, а Вседержитель послал мне несчастие» 256 ? Ноеминь оставила отеческий город во время голода, а возвратилась в год урожайный. Это был месяц Авив, начало весны. Только что начиналась жатва ячменя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Христос, оставляя этот мир, сказал: се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф.28:20) И Он не оставляет нас в Таинствах Церкви. О Его всемилостивом прощении сказано: Если исповедуем грехи наши, - т.е. установленным порядком, как Он эту власть передал апостолам, епископам, пресвитерам, - то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин.1:9) Но орудиями Его прощения со дня Пятидесятницы по-прежнему являются священнослужители, обращаясь к которым в лице апостолов, Он сказал: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:23) И к которым относятся слова: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян. 20:28) Уважаемый Андрей сослался на то, что у Киприана Карфагенского нашёл свидетельство о том, что в древней Церкви была исповедь перед священнослужителем. Но мы можем найти такие свидетельства у Епифания Латинского (это 4-5 век). Мы можем найти свидетельство о том, что исповедовались перед священниками, у Блаженного Августина (354-430 гг. от Р.Х.). И даже Ориген (ок.185-254 гг. от Р.Х.) тоже рассказывает, например, в своих Комментариях на Евангелие от Матфея, что исповедь совершалась перед священнослужителями, - а он жил в конце II - начале III века, - и это был уже как бы сложившийся, установленный порядок. Но что интересно. Сам Господь, исцеляя людей, говорил: пойди, покажись священнику. (Мк.1:44) А чему это может нас научить? Если Сам Господь, являющийся Первосвященником, говорит: пойди, покажись священнику ? Т.е. действовать всегда надо законно. Так, как установлено. И если в Новом Завете мы видим, что священнослужители имели власть прощать грехи, отпускать грехи, то мы не можем это как-то пересматривать. Они даже имели власть отлучать от Церкви. Как апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфянам пишет, что он одного человека предал в изнеможение сатане, т.е. полностью отлучил от Церкви. Правда, во 2-ом Послании к Коринфянам он его прощает и говорит: так что вам лучше уже простить его и утешить. (2 Кор.2:7) И опять же действует от имени Иисуса Христа: « А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» (2 Кор.2:10). Как и на исповеди мы говорим, что от имени Иисуса Христа мы тоже прощаем людей.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Упоминая об этой истории, Павел ссылается на начало Книги пророка Малахии, где она получила богословское осмысление: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам?”. He брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...» ( Мал. 1:2–3 ). У пророка Малахии речь идет о любви Божией к народу израильскому, выразившейся в том, что Бог вывел его из вавилонского плена, тогда как потомкам Исава Бог не позволит восстановить разрушенное ( Мал. 1:4–5 ). Иаков и Исав в данном тексте трактуются как прообразы израильского народа и его врагов, и Павел, ссылаясь на эту интерпретацию, показывает, что ситуация повторяется и в его время: «в Своем свободном решении Бог обратил любовь к некоторым израильтянам, тогда как других отверг». 254 «Плотских детей» Павел противопоставляет «детям обетования»: не все потомки Авраама являются детьми Божиими, но только те, на ком исполняется обетование Бога. Павел, по сути, продолжает ту же мысль, что была выражена в словах: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим. 8:29–30 ). Только теперь эта идея Божественного предызбрания и предопределения применяется к народу израильскому, и оказывается, что не все его представители входят в число избранных Богом. «Неужели неправда у Бога?» Павел сознает, что его учение о воле Божией, которая одних предопределяет к спасению, а других как будто бы нет, может вызвать упрек в адрес Бога. И он озвучивает этот упрек, но тут же его отвергает, приводя новые примеры из ветхозаветной истории: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

[Кто воздвиг с востока правду, призвал ее к ногам Своим, и она пойдет? Даст (ее) пред народами, и изумит царей, и повергнет на землю мечи их и луки их, как разносимые ветром стебли? 247 И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом. И сказал я: о, я окаянный, я огорчен, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа! 248 ] I. Пророк говорит, что [Христос] – живая Праведность, а мы полагали, что одним лишь апостолом сказано, что Христос есть Праведность Освящение, Искупление и Премудрость 249 , – но, возможно, сам апостол благодаря пророческому наставлению познал, что Праведность одушевлена и жива. Кто Эта Праведность? – Единородный Сын Божий 250 . Ибо [учение], что Христос есть Праведность, и живая, ипостасная (subsistentem) Праведность, ведет начало не 251 от апостола. Ты обнаружишь в пророческих изречениях, что эта тайна явлена для нас уже там. Это [следует] достоверно из главы, на которой ныне остановилось чтение: «Кто же, – говорит [пророк], – воздвиг с востока правду и призвал ее к ногам своим?» 252 «Призвал правду». Ясно, что она одушевлена, если идет, будучи призванной. Призвал же Христа Отец, поэтому ради нашего спасения к нам Он совершил путь и сошел с неба к нам. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий 253 . [Отец] призвал Его с востока: не с этого чувственно воспринимаемого [востока], но с востока истинного света 254 . Поэтому и написано: «Кто воздвиг с востока правду и призвал ее к ногам своим?» Отец призвал Сына, а говоря точнее, Бог – человека, призвал Правду к ногам Своим, то есть воплощение Сына Своего. Потому мы и поклоняемся подножию ног Его, согласно написанному: «Поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято» 255 . Ведь плоть Господа принимает честь Божества. Но поскольку начало чтения нуждается в более возвышенном истолковании, то помолимся высшему Царю, чтобы слово, которое, будучи призвано, ушло 256 , опять вернулось к нам, дабы немногое мы, по нашим возможностям, изложили подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В своих трудах и подвигах святые Отцы если и видели начало пути спасения, то только как соработничество Богу и не более того: «В Келлиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: “Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей”» 252 . И так как спасение невозможно вне Царя Христа, то в Евангелии и сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Ветви не сами питают себя, но получают все необходимое от лозы, следовательно, и грозди винограда на ветвях – не ветвей заслуга, но скорее действие самой лозы. Святитель Иннокентий Иркутский писал: «Кто, идя по пути христианства, будет надеяться только на свои силы, тот не сделает даже шагу на нем; и если бы Иисус Христос, великий Благодетель наш, не давал нам помощи к тому, то никакой человек не мог бы пройти сим путем. И самые даже апостолы, когда не имели этой помощи, не могли, боялись и страшились идти за Иисусом Христом; но когда получили помощь от Иисуса Христа, тогда пошли они за Ним с радостью и весельем, и никакие трудности и страдания, и даже самая смерть не устрашала их. Но какая это помощь, которую дает Иисус Христос идущим за Ним? – Помощь эта есть помощь Духа Святого, Которого дарует нам Иисус Христос и Который всегда при нас, и всегда окружает нас и привлекает к Себе; и всякий, кто хочет, может получать Его и исполняться Им… Дух Святой дается не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей; и Дух Святой помогает так: Дух Святой, вселясь в человека, дает ему веру и свет. Без Него никто не может иметь истинной живой веры» 253 . И далее мы читаем: Мф.21:32 . «ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Истолковывая эти слова Сына Божия, блаженный Феофилакт пишет: «Заметь здесь премудрость Христа. Он не сказал фарисеям сначала: “мытари и грешники лучше всех вас”, нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: “пришел Иоанн путем праведности”, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы – нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю отца, хотя и ничего не обещали» 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(Посл.Филипп.6гл.), признавали богодухновенность книги. Отцы Церкви изъясняли эту книгу и находили, в согласие ее наименованию, содержание и учение ее по преимуществу церковным – _____ ( Григорий Нисский . Толк. на книгу Екклесиаст. И.Златоуст. Слово на Евтропия). В Синопсисе св. Афанасия указывается здесь приглашение искать вечной жизни и бессмертия: «Екклесиастом именуется Соломон, потому что он сам проповедовал народу то, что приял от Св. Духа». С этой точки зрения в Синопсисе обозреваются выдающиеся места книги и богодухновенное ее учение. Точно также позднейшие лютеранские глумления над этой книгой не могли поколебать канонического авторитета ее, и она остается непременною частью канона, принятою как католической церковью, так и протестантскими общинами. Частные же мнения христианских ученых всегда своевременно разбирались и основательно в западной апологетической литературе опровергались 254 . В частности, в ответ на мнимый эпикуреизм, скептицизм и материализм книги Екклесиаста, достаточно указать на следующие места: «веселись, юноша, в юности твоей… только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд… и помни Создателя своего в юности твоей… и возвратиться перст в землю, чем она была, а дух возвратиться к Богу, который дал его… Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно или худо» (11:9;12:1,7,13–14). Несомненно, что все приведенные заключительные суждения Екклесиаста способны навсегда освободить от всяких прошедших и будущих обвинений писателя ее в эпикуреизме и скептицизме и придать ей истинно церковный канонический характер 255 . Толковательная литература на книгу Екклесиаст, за отеческий период, имела не мало представителей, но к несчастью труды их не сохранились. Так, Иероним и Фотий упоминают о толкованиях Ипполита и Афанасия, не дошедших до нас. У Оригена были гомилии и схолии, также не сохранившиеся. Дионисий Александрийский объяснял всю книгу, но сохранились лишь краткие схолии на некоторые места из первых трех глав (М.10т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К нему был послан ангел, «который приходил» предыдущей ночью (qui ante venerat ad me praeterita nocte - 3 Езд 5. 31; не вполне понятно, о чем идет речь, т. к. 7 предыдущих ночей Ездра постился; в синодальном переводе это место переведено как «прежде ночью»). Ангел говорит Ездре, что он не может любить Израиль больше, «нежели Тот, Который сотворил его» (3 Езд 5. 33). Предлагая Ездре неисполнимые задачи («собери мне рассеянные капли и оживи иссохшие цветы...»), ангел сообщает ему слова Бога: «...как ты не можешь сделать ничего из сказанного, так не можешь познать судеб Моих, ни предела любви, которую обещал Я народу» (3 Езд 5. 36-40). Следующий вопрос Ездры связан с судьбой разных поколений людей в конце времен: «...что будут делать те, которые прежде меня были, или мы, или которые после нас будут?»; по-видимому, Ездра опасался, что любовь Бога к людям (3 Езд 5. 41) могла относиться лишь к последнему поколению ( Stone. 1990. P. 145). Ответ Бога Ездре может быть понят так, что «суд будет произведен одновременно над всем человечеством, как над умершими ранее, так и над современным автору и последующими поколениями» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 254-255; ср.: 1 Фес 4. 13-17). Ездра продолжает спрашивать Бога; на этот раз он желает узнать о посреднике между Богом и людьми: «...если я приобрел благоволение пред очами Твоими, покажи рабу Твоему, через кого Ты посещаешь творение Твое?» (3 Езд 5. 56); возможно, Ездра желал узнать, будет ли у Бога посредник «для совершения последнего суда над людьми» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 257). Бог отвечает, что как «при создании мира» Он «не прибегал к чьей-либо помощи, так Он не будет нуждаться в посреднике и для совершения последнего суда над людьми» (Там же; ср.: 3 Езд 6. 6). Как и во время 1-го видения (3 Езд 4. 44), Ездра с дерзновением вопрошает Бога о др. признаках последних времен: «...если я обрел благодать пред очами Твоими, молю Тебя, покажи рабу Твоему конец знамений Твоих, которых часть показал Ты мне в прошедшую ночь» (3 Езд 6.

http://pravenc.ru/text/189579.html

Идея сыновства и надежда на искупление тоже смягчила страх. «Только Ты Отец наш; ибо Авраам не узнает нас и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш от века, Имя Твое – Искупитель наш» 254 . Идея сыновства и соответствующее ей чувство любви в отношении к Богу получили свое малое развитие в христианстве. «Вы не приняли духа рабства, – пишет ап. Павел Римлянам, – чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» 255 . Любовь к Богу, прежде возлюбившему нас, изгоняет из благоговейного настроения христианина страх, потому что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» 256 . Часто говоря о страхе Божием, отцы Церкви разумели под ним чувство благоговейной любви к Богу. «Страх Божий, – говорит Климент Александрийский , – не походит на страх и ненависть, внушаемые нам каким-либо зверем; припомнить должно, что есть двоякого рода страх: отца боюсь я; но боюсь и вместе с тем любви его. Бояться быть наказанным значит любить себя (любовью эгоистическою); бояться же возбудить чем-нибудь недовольство отца значит (уважая себя) любить себя любовью, соответствующей благородству внутреннего нашего существа» 257 . «Внушаемый Богом страх не вносит в душу никакой растерянности и расстройства, никаких беспорядков, смут и замешательств. Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его» 258 . «Истинная любовь, – говорит св. авва Дорофей , – приводит человека в совершенный страх; ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания и не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, он боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх; потому-то апостол и говорит: “совершенна любы вон изгоняет страх” ( 1Ин.4:18 )... Таковый уже но боится Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и св. Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его... В сем состоит совершенный страх» 259 . Преп. Нил Синайский страх Божий называет прямо веселящим сердце. «Сказано,– пишет он,– “не убоишися от страха нощнаго” ( Пс.90:5 ), т.е., страха человеческого и бесовского, потому что страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010