И как бедная душа перенесет свою вечную погибель? Ибо [Писание] говорит: аще суд прежде от вас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:17–18 ). Темже, братие моя возлюбленная, всегда будем исполнены страха [Божия] 252 и обеспокоены [близостью смерти] 253 , избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем ( 1Кор.15:58 ). О брате же Сократе знаете, что он пришел с востока, исполняя свое послушание и извиняясь в запоздании. Его мы хотели удержать здесь, как брата искусного. Но так как написано: [блажен], иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме ( Ис.31:9 ), то мы рассудили опять обратить его туда же, чтобы чрез него получить милость. И мы, братия, должны радоваться, что из числа нашего братства во святом Сионе, матери Церквей 254 , тамошним святейшим патриархом поставлен один во иереи и экономы. Впрочем, благий Бог да сохранит и его, и нас и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа ( 2Фес.1:11–12 ), Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 122. О том, чтобы терпеливо и благодушно служить Господу и ревностно совершать поприще нашего подвижничества 255 Братия и отцы. Хорошее это занятие, что мы после бдения становимся слушать слово Божие, восходя от силы в силу ( Пс.83:8 ). Если у нас и не достает слова, чтобы беседовать, однако то, что совершается по подражанию святым отцам, не бесполезно, а, напротив, даже и весьма полезно. Ибо отцы наши трудились в слове и учении, подражая блаженному апостолу, который говорит в Деяниях: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян.20:31 ). Равным образом и в другом месте он говорит: прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея ( 1Тим.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Под трапезой, приготовленной Премудростью, можно понимать не только Евхаристию, но и учение Спасителя. Святитель Василий Великий говорит, что Писание «всё говорит в высшем знаменовании, под образом телесного давая нам разуметь духовное. Ибо словесную пищу души называет трапезою, к которой созывает с высоким проповеданием, то есть учениями, не заключающими в себе ничего низкого и презренного» 254 . Практически в конце книги встречаются такие слова: «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» ( 30:4 ). Можно рассматривать их как риторический вопрос – в том смысле, что ответа у человека нет. Но можно в них увидеть и возврат к началу. Особенно вопрос об имени Сына в контексте необходимости постижения премудрости, Того, кто, собственно, является Премудростью. О глупости. В противоположность мудрому глупый – это не просто не очень умный человек. Безумие – это понятие, связанное с нечестием: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» ( Пс. 52:2 ). Потому-то Христос в Нагорной проповеди говорит: «...кто скажет (брату своему):“безумный”, подлежит геенне огненной» ( Мф. 5:22 ). Поэтому, когда в Священном Писании речь идет о глупости, нужно понимать, что глупость, как и мудрость, восходит как бы к самой сердцевине человеческой жизни, а именно к его самоопределению по отношению к Богу. И поэтому премудрость Божия совершенно непостижима для глупца. Казалось бы, это дар Божий и можно было бы дать его и глупцу, но поскольку глупец – это тот, кто отвращается от Бога, то соответственно таковой не может получить этот дар. «Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего» ( Ис. 32:6 ). «Благоразумно» решившего расширить житницы богача евангельская притча именует именно безумным. Он думает только о себе и о насыщении телесном. Поэтому, будучи сообразительным и предприичивым в земном плане, он оказывается безумным перед лицом вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Эти три отречения все вместе повелел совершить Господь Аврааму, когда сказал ему: пойди от земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (Быт 12, 1). Во–первых, сказал: от земли твоей, т. е. от богатства мирского и стяжаний земных; во–вторых, от родства твоего, т. е. от прежнего образа жизни, прежних нравов и пороков, которые, прилепившись к нам с самого рождения, являются родственными и единокровными нам; в–третьих, из дома отца твоего, т. е. от всякого воспоминания о мире и о всем, что представляется взору очей. О двух также отцах, т. е. том, которого оставить, и том, которого искать нужно, так воспевает Давид от лица Божия: слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего 254//(Пс 44, 11). Ибо кто говорит: слыши, дщерь, без сомнения, есть отец; но и тот, чей дом и народ советуется предать забвению, тем не менее признается отцом своей дочери. Всё же это совершается тогда, когда умерши со Христом для стихий этого мира, уже смотрим, по апостолу, не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор 4, 18), и, удалившись сердцем от того временного и видимого, очи свои и ум обращаем к тому, в чем пребываем постоянно, когда, пребывая во плоти, не по плоти воинствуем в Господе, делом и жизнью оправдывая следующее изречение апостола: наше же жительство — на небесах (Флп 3, 20). К этим же трем отречениям приспособлены и три книги Соломона. Так, Притчи приличествуют первому отречению, так как ими отсекается вожделение земных вещей и чувственных пороков; Екклезиаст — второму, так как в нем все, бывающее под солнцем, провозглашается суетным; Песни Песней — третьему, так как в них ум, возвышаясь над всем видимым, погружается в созерцание одних вещей небесных. глава 7 Как надо желать усовершенствования в каждом отречении от мира Потому, при всей силе веры, немного пользы принесет нам первое отречение, если вслед за ним с таким же усердием и ревностью не позаботимся совершить и второе. Ибо только тогда, как успеем стяжать второе, сможем достигнуть и третьего, в котором оставившие дом прежнего своего отца, который, как упомянули мы, есть отец от начала рождения нашего, по ветхому человеку и прежней жизни, когда мы были естеством чада гнева, как и прочие (Еф 2, 3), всецело устремим взор ума своего к небесному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

—89— же опять: «Плоть не есть Слово от Бога, но воспринятый человек. Действительно, Единородный первоначально и Сам по Себе есть Сын Бога, Творца всяческих; человек же, воспринятый Им, не будучи 250 по природе, благодаря воспринявшему его истинному Сыну именует себя одинаковым c Ним именем. Ведь согласимся, что в то время как слова: никто не знает Сына кроме Отца ( Мф.11:27 ) показывают Сына от Отца по природе и истине, сказанное Гавриилом: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему Иисус ( Лк.1:30 ) соответствуют человеку». Впрочем, таковы их речи. Но мы-то не станем принимать их. Почему? Да потому что никогда речь инакомыслящих не склонит нас к тому, чтобы мы, оставив правую тропу, отправились иным путём, извращённым и ведущим мимо цели. 251 кто и возьмётся вести продолжительную речь о каждом и приводить пространные доказательства, то едва ли успеет в этом, даже если потратит бесчисленное время и претерпит неподъёмные и неизбежные труды? 252 А – Так значит 253 отложив необходимые для этого долгие и слишком мелочные рассуждения и уделив на каждое мнение совсем немногие доводы, давай-ка скажем, и именно докетам 254 прежде других: заблуждае- —90— тесь, не зная ни Писаний ( Мф.22:29 ), ни, право же, благочестия великой тайны, то есть Христа, Который явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе ( 1Тим.3:16 ). И я думаю, что наши противники вынуждены либо навлечь бесчестье на древних и назвать лжецами тайноводцев вселенной – тех, которым Сам Христос говорил: идите, научите все народы ( Мф.28:19 ) – либо, если только они устрашились совершить это, решиться-таки право мыслить о Христе и, неизбежно сказав «прощай» своему собственному невежеству, крепко держаться священных Писаний и, устремившись по непогрешимой тропе святых отцов, пойти к самой истине. Ведь у нас не иное что, думаю, может быть тайной благочестия, как Само Слово от Бога Отца, Которое явилось во плоти. И действительно, Он рождён через Святую Деву < > 255 , приняв образ раба ( Флп.2:7 ). Также показал Он Себя и ангелам, которые торжественно славят Рождённого и восклицают: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Да и пастухам указывая на Бога Слово, [явившегося] во плоти ради нас, они говорят: вот же, родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк.2:10–12 ). 256 есть рождение через Деву и явление во плоти, то разве не будет бессильным пустословием, безумием и бессмысли-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, терпение, по апостолу Павлу, – это важное условие в духовной жизни, подкрепляемое Божественной любовью, через которое человек удостаивается вечных благ от Господа. Воздержание В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: Всё мне позволительно, но не всё полезно ( 1Кор.6:12 ). Ещё не обратившись к толкованию святых отцов, можно предположить, что апостол имеет в виду свободу воли, которая может быть противна воле Божественной. Каждый человек имеет право выбора. Этот выбор может быть греховным. Воздержание в этом случае является осознанным решением, подавляющим греховные желания, для избавления от рабства греху: «Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом (выбора. – Свящ. Д.Л.). Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и сделаешься рабом греха» 254 . Вот в чём состоит важность этой добродетели – в умении подавить свою волю, чтобы дух царствовал над плотью. Воздержание человека говорит о его терпении, о чём было сказано выше. Этот труд предполагает самоотверженность ради любви к Богу и ближнему. Подтверждение этому можно найти в следующих словах апостола: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу ( Гал.5:13 ). Здесь говорится о том, что воздержание является проявлением в человеке свободы от греховной жизни. Дух проявляет себя через плоть, воздерживает её волю от пристрастий, чтобы грех не пленил всего человека. Как нормальный нравственный порядок, воля должна быть направлена на служение ближнему. Поэтому в приведённом выше контексте «апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели» 255 . Этой добродетелью он называет любовь. То есть воздержание освобождает человека от плотских пристрастий, чтобы думать не об угождении своей плоти, а об угождении ближнему, что есть любовь. Также воздержание сохраняет неуклонность на пути спасения, потому что если человек, встав перед выбором греха или святости, поддаётся греху, то этим искажает замысел Божий и идёт против Него: плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 ). Именно воздержание, подкрепляемое жизнью по духу во Христе, преодолевает плотские стремления, сохраняет чистоту жизни и освобождает от греха, и это мы можем подтвердить на примере апостола: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ). Воздерживающийся от плотских стремлений и живущий духовно, по словам святителя Феофана Затворника , «преисполняется истинной жизнью, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в неё гармонию и мир, прекраснее, и сладостнее, и восхитительнее чего человек и вообразить не может» 256 . Союз совершенства – любовь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди многочисленных проектов, которые Собор подготовил для обсуждения, только два были частично доведены до завершения: первая часть проекта о католической вере (Догматическая конституция Dei Filius), во второй части которой говорилось о разных подробностях, касающихся догмата, – и основная часть проекта о Церкви Христовой (I Догматическая конституция Pastor aeternus [ХВ 466–485]). В четырех главах Dei Filius и в соответствующих догматических канонах Церковь уточняет свое учение в противовес основным заблуждениям XX в., таким, как материализм, рационализм и пантеизм 36 , а кроме того, перед лицом таких опасных тенденций, как традиционализм и фидеизм 37 . Главы, во всем том, что они утверждают прямо, а также каноны, являются безошибочным учением. Глава 2: Откровение В главе 1 говорилось о Боге Творце [ХВ 252–254]; глава 2 излагает истины, определяющие отношения между человеческим разумом и Божественным Откровением: 1 – способность разума к познанию Бога [ХВ 86]; 2 – факт Откровения [ХВ 87]; 3 – его необходимость [ХВ 88–89]; 4 – его источники [ХВ 155–156]; 5 – его толкование Церковью [ХВ 157]. (86, 3004) Та же святая Церковь , Матерь наша, придерживается и учит, что Бог, начало и конец всего, может быть достоверно познан посредством света естественного разума через сотворенное: «Ибо невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений видимы» [ Рим 1, 20 ] [ХВ 104]. (87, 3004) Тем не менее, в Его мудрости и благости Ему угодно было Самому явить Себя роду человеческому и открыть вечные замыслы Своей воли другим, сверхъестественным, путем: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» [ Евр 1 , 1сл.]. (88, 3005) Именно благодаря этому Божественному Откровению все люди должны быть способны в нынешних условиях человеческого рода легко, с твердой достоверностью и без примеси ошибки познавать то, что в Божественном само по себе не недоступно разуму 38 . (89, 3005) Однако следует говорить о совершенной необходимости Откровения не по этой причине, а потому, что Бог в Своей бесконечной благости предназначил человека к сверхъестественной цели, к тому, чтобы Он был причастником Божественных благ, которые совершенно превосходят все, что способен постичь человеческий ум. Ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [ 1Кор 2, 9 ] [ХВ 105–106].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Павел ( 1Кор. 14:26–31 ), но которых в православной Церкви нет. Действительно, прор. Иоиль геворил: «и будешь после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ; Деян. 2:17–19 ). Но в этом пророчестве говорится об особом, чрезвычайном и обильном излиянии даров Св. Духа в первое время существования Церкви Христовой, почему ап. Петр и отнес его к сошествию Св. Духа на апостолов в день 50-цы; но в нем нет ни слова о том, что пророческий дар будет продолжаться в Церкви Христовой непрерывно во все время ее существования и в той самой мере, как это было в начале. Напротив, история Церкви свидетельствует, что такого изобильного излияния благодатных даров Св. Духа, как в день 50-цы, больше никогда не было. Со дня 50-цы благодатные дары Св. Духа изливаются невидимо во время рукоположения на епископов и пресвнтеров, а чрез них невидимо же, в таинствах, на всякую плоть, т. е. на верующих во Христа всех племен и народов и всякого пола и возраста. Таким образом в пророчестве Иоиля говорится вообще о благодатных дарах, из которых проявился в день 5-цы особенно дар языков ( Деян. 2:4 ), a пророческий дар даже совсем не проявлялся. 254 Напрасно ссылаются хлысты и на слова ап. Павла: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучения, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). Апостол говорит в них лишь о том, что в коринфской церкви, как части истинной Церкви Христовой, были разные духовные дары: псалом, т. е. импровизованная песнь, поучение, язык, т. е. речь на разных языках, откровение или пророчество и истолкование, причем требует, чтобы коринфяне употребляли эти дары обязательно к назиданию присутствующих, и сообразно этой цели преподает правила пользования указанными дарами, в частности, даром языков и пророчества (ст.ст. 2 7–31, 37–40), которые были особенно необходимы в первенствующей Церкви, так как в то время без них нельзя было достигнуть того, что теперь достигается естественными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Итак, сущность соборности не во внешней форме собрания, а во внутреннем единении общей мысли и воли. Но обыкновенно потребность единения естественно приводила к общим собраниям и решениям. Она же выразилась в избрании лиц священного сана. В „Деяниях“ неясно, кем произведено избрание Апостола Матфея на место Иуды Искариотского. Но Апостол Пётр говорил при этом пред целым собранием из —225— 120 человек. Что касается нового учреждения диаконов, то оно произведено чисто соборным порядком. „Тогда 12 Апостолов, пишут Деяния ( Деян.6:2 ), созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам оставивши слово Божие пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, и избрали (следуют имена). Их поставили пред апостолами и сии помолившись, возложили на них руки“. Первый апостольский собор постановил решение от имени всей братии. „Тогда апостолы и пресвитеры со всей Церковью, говорят Деяния ( Деян.15:22–28 ), рассудили, избравши из среды себя мужей, послать их в Антиохию... написавши и вручивши им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия... собравшись единодушно рассудили“... Далее следует решение с обычной формулой „Угодно Св. Духу и нам“. Под словом „нам“ разумеются, очевидно, так же и братия бывшие на соборе. Избрание епископов народом составляло в древности общее правило. В „Постановлениях Апостольских“ сохранилось даже подробное описание этих избраний. В епископы рукополагать, сказано там (стр. 254), того кто беспорочен во всём, избран всем народом, как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень, с пресвитерством и наличными епископами пусть даст согласие. Старейший же прочих пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого они просят в начальники, и когда они ответят утвердительно, то снова пусть спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин сего великого и знатного начальствования... Когда все вместе засвидетельствуют, что он таков, то опять в третий раз да будут спрошены, воистину ли достоин он священнослужительства, и когда в третий раз подтвердят, то от всех пусть потребуют знака согласия. Нет надобности, впрочем, останавливаться долго на факте избрания Епископов, ибо он несомненен. По Зонаре самое слово – хиротония – получило своё начало от этих избраний, при которых народ в знак согла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слава Богу в любви к заповедям Его и хранении их. Всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей, хуже неверного. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 254 ). Многие говорят, что ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают Бога и благодарят, но это им не приносит пользы. Это значит, что они устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него как говорит о них Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ) и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие... Разве они веруют в Бога? Нет. Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел. А они «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1, 16 ), как учит апостол. Святитель Тихон Задонский ( 104, 55 ). «Хвалите Его со звуком трубным», то есть в памятовании о Воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному ( 1Кор. 15, 52 ). «Хвалите Его на псалтири и гуслях», то есть языком и делом, когда будто по струнам ударяет в нас дух. «Хвалите Его с тимпаном и ликами», то есть во плоти и душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу. «Хвалите Его на звучных кимвалах», то есть в сердце и во всем внутреннем существе, которые пророк и назвал «кимвалом». «Хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс. 150, 3–5 ), то есть устами, которыми псалмы приводятся в стройное сладкозвучие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 256 ). Проводящие достойную удивления жизнь хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда из-за них другие славят Его. Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 729 ). Возвеличивает славу Божию тот, кто может показать законы, по которым все создано и содержится, по которым после здешнего домостроительства все приведется на суд. Кто сам созерцал все отчетливо, в ясных и неслитных представлениях, и может другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, кто проводит жизнь, сообразную с такими созерцаниями, и свет его светит людям, и Отец Небесный прославляется от него словом, и делом, и всякого рода доблестями, тот приносит Господу славу и честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Покланяемся мы тем, в которых почивает Бог, един Святой и во святых почивающий, как–то: Святой Богородице и всем Святым. Ибо они всевозможно уподобились Богу – и по действию собственной своей воли, и по обитанию в них Бога, и по Его содействию. Достопокланяемы они не но естеству своему, но потому, что имеют в себе Того, Который по естеству Своему достопокланяем: так как раскаленное железо не по природе своей неприкосновенно и жжет, потому, что приняло в себя огнь, коего естественное свойство есть жечь. И так мы покланяемся им потому, что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих в ним с верою; покланяемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу, по любви к Нему; покланяемся им потому, что Сам Царь относит к себе почтение, когда видит, что почитают любимого им человека, не как царя, но как послушного слугу и благорасположенного к нему друга». 254 5. Призывание святых «Почитая святых угодников Божбих св. церковь учит еще призывать их, то есть обращаться к ним с благопотребными приношениями, не так, конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Ним и нами и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством 255 . Догмат о призывании святых основывается на Священном Писании, священном предании и бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена церкви оказывали верующим святые, преимущественно же Пресвятая Матерь Божья, милосердая Заступница рода христианского. Священное Писание внушает нам обязанность молиться друг за друга и придает молитвам святых великую силу пред Богом. Так, напр., св. апостол Иаков говорит: Молитесь друг за друга: много может усиленная молитва праведного ( Uak. V, 16 ). Сам Бог повелел Авимелеху просить молитв за себя Авраама, говоря: Он пророк, помолится о тебе, и ты будешь жить ( Быт. ХХ, 7 ), а также согрешившим друзьям Иова просить молитв этого праведника: Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. XLII, 8). Израильтяне просили молитв за себя у Самуила: И воззвал Самуил к Господу, и услышал его Господь ( 1Цap. VII, 8 – 9 ). Апостол Павел неоднократно просил молитв за себя у своих учеников ( Puм. XV, 30, 31 ; Eфec. VI, 18, 19 . Koл. IV, 3 ; 2Kop. I, 10, 11 ; Сол. V, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010