В 1904 г. (практически сдав все экзамены, «кроме государственных») З. перевелся на историко-филологический фак-т, к-рый окончил в 1909 г. Уже в студенческие годы написал ряд работ по психологии и философии; особое место среди них занимает ст. «Платон в истолковании Наторпа» (1908), о новом понимании платонизма с позиций кантианства; познакомился с С. Н. Булгаковым , вместе они издавали религ. и одновременно «левую» газ. «Народ». С 1905 г. принимал активное участие в деятельности Киевского религиозно-философского об-ва (председателем к-рого стал в 1916-1917). По окончании ун-та по предложению проф. А. Н. Гилярова З. был оставлен для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. В нач. 1912 г. сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента читал лекции по психологии в ун-те св. Владимира (1912-1913); а также «1) на вечерних женских курсах А. В. Жекулиной...- введение в философию; 2) во Фребелевском институте...- логику и общую педагогику; 3) в мужской гимназии М. А. Стельмашенко...- психологию и логику; 4) в женской гимназии М. Ф. Стельмашенко...- педагогику; 5) в женской гимназии Е. А. Крюгер... педагогику...» (Curriculum vitae В 1913-1914 гг. З. продолжил образование в Германии; по возвращении вел курсы по психологии и логике. В. Ф. Асмус, поступивший в 1914 г. на историко-филологический фак-т ун-та св. Владимира, в своих воспоминаниях писал: «В тот год свои чтения Зеньковский начал с большим запозданием. Начало войны захватило его в Германии, где он - будучи в командировке - дописывал магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». С трудом, после ряда приключений и злоключений, во время которых часть рукописи его диссертации была потеряна, Зеньковский пробрался - через Скандинавию - в Россию и вернулся в Киев... Читал он с увлечением, местами вдохновенно. Специальная психологическая эрудиция его была огромна. Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку» ( Асмус. 1990. С. 90-91). 17 янв. 1915 г., согласно «Протоколам заседаний Историко-филологического факультета Императорского Московского университета», прошло заседание, на к-ром были заслушаны положительные отзывы Г. И. Челпанова, В. Н. Ивановского на магистерскую диссертацию З. и назначены офиц. оппоненты на диспут ( Сухарев. 1993. С. 157). 5 апр. 1915 г. в Московском ун-те З. защитил магист. дис. по философии «Проблема психической причинности». Офиц. оппонентами выступали Челпанов и Ивановский. «Возмутителем спокойствия» стал частный оппонент Шпет, ученик Челпанова, однокашник З. по ун-ту и Психологической семинарии, автор исследования «Проблема причинности у Юма и Канта» (К., 1907).

http://pravenc.ru/text/199739.html

По переписи 2007 г., численность населения М. составляет 20,252 млн чел. (по данным ООН на 2016 г., 28,424 млн чел.). В этническом составе М. преобладают представители народов банту: макуа (44%), яо (4%), маконде (1,7%) и нгони (0,2%) - на севере; малави (сена и ньянджа) (8,5%) - в долине р. Замбези; суахили (0,6%) - к северу от р. Замбези, на океанском побережье; тсонга (25,4%) и шона (12%) - на юге. В Мапуту и др. городах живут также европейцы (преимущественно португальцы) и выходцы из Юж. Азии (гл. обр. из Индии и Пакистана). Их общая численность не превышает 2% населения. По оценочным данным на 2015 г., среднегодовые темпы естественного прироста населения составляют 2,45%, рождаемость - 38,3 на 1 тыс. жителей, смертность - 11,9 на 1 тыс. жителей, средний возраст населения - 17,1 года. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 44,9%, людей в возрасте 15-64 лет - 52,2, лиц 65 лет и старше - 2,9%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 53,3 года (мужчины - 52,6, женщины - 54,1). Средняя плотность населения 28,7 чел. на кв. км. Наиболее плотно заселены прибрежные районы (особенно крайний юг страны - столица и окрестности) и ряд участков в долинах крупных рек. Степень урбанизации - 32,2%. Уровень грамотности - 58,7% (мужчины - 73,3%, женщины - 45,4%). Государственное устройство М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действующая конституция принята 16 нояб. 2004 г. и вступила в силу 21 янв. 2005 г. (ранее действовали Конституции 1975 г., 1990 г.). Главой гос-ва является президент, избираемый в ходе всеобщих выборов на 5 лет не более чем на 2 срока подряд. Президент является верховным главнокомандующим, назначает высших должностных лиц, осуществляет исполнительную власть. Он назначает кабинет министров и возглавляющего его премьер-министра. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом - Ассамблеей республики, к-рая состоит из 250 депутатов, избираемых на 5-летний срок. В период между сессиями функции Ассамблеи исполняет постоянная комиссия (15 депутатов). Высшая инстанция судебной системы - Верховный суд, являющийся и высшей апелляционной структурой. На территории М. действуют Гражданский кодекс Португалии и обычное право различных этнических групп. Правительство не признало обязательную юрисдикцию Международного суда ООН. В М. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО).

http://pravenc.ru/text/2563938.html

При Верховном Совете была образована комиссия из представителей гос. органов, общественных и религ. орг-ций, преобразованная после первых относительно свободных выборов народных депутатов СССР весной 1989 г. в рабочую группу Комитета по законодательству Верховного Совета СССР во главе с депутатом А. Е. Себенцовым. 6 сент. 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР вернул законопроект в Совет по делам религий для обобщения полученных предложений от союзных и республиканских ведомств. В нояб. того же года доработанный законопроект был вновь направлен в Совет министров СССР для согласования с правительствами союзных республик, общесоюзными и республиканскими ведомствами и учреждениями. 30 апр. 1990 г. Совет министров СССР внес в Верховный Совет СССР доработанный проект союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях». В сопроводительном правительственном письме за подписью председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова отмечалось, что необходимость подобного законопроекта вызвана политическими, социально-экономическими и идеологическими переменами в стране, а также международно-правовыми обязательствами СССР, соответствующими Итоговому документу Венской встречи стран - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 янв. 1989 г. Рыжков обратил внимание на то, что новый закон исходит из положений декрета 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , при этом впервые в истории советского законодательства кодифицируются в одном общесоюзном акте нормы о положении религии в СССР. Глава правительства перечислил следующие принципиальные нововведения законопроекта о конфессиональном законодательстве: упрощение порядка регистрации религ. орг-ций, предоставление религиозным орг-циям прав юридических лиц, признание за гражданами права обучать и обучаться законам религии частным образом и др. В письме также перечислялись те предложения, к-рые обсуждались, но не были приняты при окончательном утверждении текста законопроекта: альтернативная гражданская служба для лиц, отказывающихся от несения воинской службы по религ.

http://pravenc.ru/text/ О свободе ...

Важную и не решенную до наст. времени проблему представляет собой реконструкция и интерпретация последней, 18-й книги хронографии, ее текст существенно отличается от текста др. книг. В начале 18-й книги И. М. рассказывает о событиях начала правления имп. Юстиниана I, подробно останавливается на описании византийско-персид. войны 527-531 гг. и мирных переговоров. Однако с описания событий 532 г. и до конца текста хронист, прежде представлявшийся как антиохиец и интересовавшийся гл. обр. событиями на Востоке, вокруг Антиохии, рассказывает о событиях в К-поле между 532 и 563 гг. Сведения о них собраны скорее всего человеком, жившим в К-поле; на этом основании предполагают, что с нач. 30-х гг. VI в. И. М. переехал из Антиохии в К-поль и там завершил хронографию. По сведениям из др. источников, 1-е издание хронографии было осуществлено И. М. еще на рубеже 20-х и 30-х гг. VI в. Евагрий Схоластик, работавший в Антиохии в нач. 90-х гг. VI в., пользовался хроникой И. М. в редакции, которая заканчивалась событиями великого землетрясения в Антиохии в 526-528 гг. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 5; о серии антиохийских землетрясений 526-528 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 417, 419-424), т. е. текстом, к-рый читал Евагрий, завершалась 17-я книга. Кроме того, в составе древнерус. переводов хронографии И. М. также отсутствуют разделы после 527-528 гг. (после текста - Ioan. Malal. Chron. P. 431. 13). Т. о., вероятно, 1-я редакция хронографии завершалась событиями ок. 527-528 гг. и хронологическим экскурсом, с к-рого начинается 18-я книга (Ibid. P. 428-429), хотя относительно определения точных границ этой редакции у исследователей нет единого мнения ( Patzig. 1891. S. 21; Krumbacher. Geschichte. S. 331; Moravcsik. 1958. S. 329; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320; Croke B. Malalas: The Man and His Work//Studies in John Malalas. 1990. P. 18-19). Но в сохранившейся греч. версии повествование, идентичное по характеру предшествующим разделам, продолжается до 532 г. (события 528-532 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 431-477). Оно, так же как и предыдущие разделы хроники, посвящено преимущественно событиям в Антиохии и Сирии, содержит рассказы о продолжении византийско-персид. войны, о начале мирных переговоров в 531 г. по заключению «вечного мира», о дипломатических контактах Византии с Эфиопией, гуннами, готами и др. народами, о разрушительных землетрясениях и восстановлении городов на Востоке и т. д. Последнее событие, о к-ром хронография содержит подробный рассказ,- восстание «Ника» в К-поле в янв. 532 г. (Ibid. P. 473-477).

http://pravenc.ru/text/471366.html

И, может быть, эти трудности, которые так неожиданно возникли, и явились причиной того, что я был приглашен на эту должность». К. взял время подумать - он хорошо представлял себе и ответственность перед Церковью на этом посту, и сложность исторической ситуации. По существу ему предлагалось взять на себя трудные обязательства в момент нарастания кризисных явлений и в Церкви и в стране: «Я понимал, что страна входит в эпоху радикальных перемен... И кто-то из мудрых людей мне говорил: «Ты подожди год, два и посмотри, что будет, и тогда уже соглашайся». Но были и люди, некоторые из них и сегодня работают, несут свое служение, в том числе и в Синоде Русской Православной Церкви, кто сказал мне, что если Бог призывает, то я нужен в этот момент. И не следует думать ни о чем другом. Это совпадало с моими собственными убеждениями, что никогда не нужно думать о том, что ты можешь сделать в будущем. Нужно делать сейчас. Это принцип моей жизни. И я до сих пор стараюсь придерживаться именно этого принципа, и потому я принял тогда приглашение Святейшего патриарха Пимена и занял этот пост» (L " Évangile et la liberté. 2006. P. 32-33). 13 нояб. 1989 г. К. был назначен председателем ОВЦС и постоянным членом Свящ. Синода по должности. Служение на Смоленской и Калининградской кафедре в 1989-2009 гг. К нач. 1990 г. в епархии действовало ок. 80 приходов, в основном в Смоленской обл., ежегодно появлялись новые общины: в 1992 г.- 11 в Смоленской обл. и 7 в Калининградской обл., в 1993 г.- соответственно 6 и 5 новых приходов, в 1994 г.- 4 и 1 новая община и т. д., так что к 1 янв. 2009 г. общее количество приходов достигло 218: 140 - в Смоленской обл. (1 приход на менее чем 7 тыс. жителей) и 78 приходов в Калининградской обл. (1 приход на менее чем 12 тыс. жителей) (Отчет по Смоленско-Калининградской епархии Московского Патриархата за 2008 г.- Архив Смоленско-Калининградского епархиального управления). Росло число социально ориентированных храмов: к 2009 г. в епархии имелось 11 храмов в больницах, 12 - в домах престарелых, 27 храмов в тюремных учреждениях, приходы и монастыри окормляли 10 воинских частей, действовали 4 храма в правосл.

http://pravenc.ru/text/1840307.html

снята с регистрации община в с. Степанцы Каневского р-на, на Киевщине закрыта община в с. М. Старица Бориспольского р-на. 1986-й год стал трагическим для К. е. в связи аварией на Чернобыльской АЭС. После аварии были отселены жители ряда сел Чернобыльского, Полесского р-нов и сев. части Иванковского р-на Киевской обл. Действовавшие в этих селах храмы снимались с регистрации. В 1987 г. были закрыты храмы в селах Красное и Толстый Лес Чернобыльского р-на, 10 мая 1990 г. была снята с регистрации как «прекратившая свою деятельность в связи с эвакуацией населения» Свято-Ильинская община г. Чернобыля (Там же. Д. 8. Л. 12). Храмы впосл. были разрушены, а вся зона отчуждения Чернобыльской АЭС (в 1991 получила статус особой адм. единицы в составе 69 населенных пунктов Киевской обл. и 7 населенных пунктов Житомирской обл.) стала особой территорией в подчинении Киевского митрополита. В 1994 г. возобновились богослужения в Воскресенском храме в с. Толстый Лес Чернобыльского (ныне Иванковского) р-на, куда вместе с другими жителями вернулся священник, но в 1996 г. храм сгорел. В 1999 г. возобновлен приход при Ильинском храме в Чернобыле, настоятелем которого стал прот. Николай Якушин. Благодаря его усилиям приспособлены для богослужения заброшенные храмы: Михайловский в с. Красном и Казанско-Богородичный в с. Замошье. В янв. 1985 г. в Киеве прошел семинар-совещание, организованный рабочей группой по контрпропаганде при ЦК КП Украины, по вопросам атеистической пропаганды и контрпропаганды в связи с «церковной кампанией подготовки 1000-летия введения христианства на Руси». После совещания в советской прессе вышел ряд публикаций, «разоблачающих буржуазно-клерикальную суть празднования юбилея 1000-летия Крещения Руси», было создано неск. документальных фильмов атеистического содержания. В то же время в 1984-1986 гг. имели место и первые положительные моменты в отношениях между Церковью и местными властями. 25 июля 1984 г. республиканский Совет по делам религий разрешил общине РПЦ в с. Григоровка Обуховского р-на Киевской обл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После первой мировой войны на территории Германии действовал Союз Великих лож (655 лож и 80 тыс. братьев), пытавшийся примирить сторонников имперских традиций и республиканских идей. После второй мировой войны в нем. М. возобладали 3 направления: прусское (лютеранско-христианское, под надзором Великой национальной ложи, восстановленной в 1946), гуманитарное (евролиберальное, под надзором Европейского союза масонов; создано в 1993) и шведское (сторонники христ. Шведского ритуала, созданного К. Ф. Эклеффом в 1759). В 1949 г. на территории ФРГ была образована Великая федеральная ложа, подписавшая в 1958 г. Хартию сотрудничества с Объединенной Великой ложей Англии. В 1970 г. Великая национальная ложа заключила аналогичное соглашение с той же англ. ложей, что позволило к 1986 г. консолидировать в Германии усилия 394 лож и 15 тыс. братьев. Объединение страны (1990) не привело к увеличению количества адептов. В янв. 2014 г. в Берлине возобновила работу русскоязычная масонская ложа Великий Свет Севера (была открыта эмигрантами в 1922). В современной Италии В современной Италии (Флоренция, Лукка, Ливорно, Пиза) появление масонских лож впервые отмечено в манифесте великого герцога Тосканы Джан Гастоне Медичи в 1733 г. В Риме 1-ю масонскую ложу основали англичане в 1735-1737 гг. Именно она привлекла внимание папы Климента XII - автора 1-й антимасонской буллы (1738). Несмотря на папские запреты, масонские ложи появились в Ломбардии и на Сардинии, а также на юге Италии - в Неаполе и на Сицилии, в Палермо. Их члены, пользуясь покровительством кор. Фердинанда I и кор. Марии Каролины, в 1773-1774 гг. провозгласили создание Великой ложи, которая контролировала деятельность «вольных каменщиков» Неаполя, Палермо, Мессины, Гаэты и Катаньи. В 1778 г. влиятельный масонский союз появился в Венецианской республике. В период Французской революции и империи Наполеона I Бонапарта масоны активизировали деятельность в Италии. В 1809 г. в Ливорно был создан Великий Восток Италии, который возглавил маршал империи и король Неаполя Иоахим Мюрат.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

защитить свою позицию не имела успеха. Письмо Мюнцера Спалатину свидетельствует, что он обвинял виттенбергских теологов в проповеди веры без справедливости, в нежелании страдать вместе со Христом и исполнять на земле Его волю. Поскольку принятие Христа и умерщвление в себе ветхого Адама требует веры и воли человека, Мюнцер считал недопустимым и недействительным крещение детей, к-рые неспособны совершить сознательный выбор. В 1524 г. началась открытая полемика между Мюнцером и Л.: Мюнцер опубликовал язвительный памфлет, в к-ром он называл Л. плотским человеком, заботящимся только о собственном комфорте и безопасности, и обвинял его том, что он предал Христа, стал проводником воли князей, вместе с ними гонит истинных христиан и ведет в погибель всех доверяющих ему. Л. в проповедях представлял Мюнцера как лжепророка, подстрекающего народ к мятежам и убийствам (см. Brecht. 1990. Vol. 2. P. 146-157). Постепенно нараставшее недовольство Л. распространением в Германии взглядов Карлштадта, Мюнцера, анабаптистов и др. независимых протестант. проповедников нашло выражение в соч. «Против небесных пророков» (Wider die himmlischen Propheten// Luther M. WA. Bd. 18. S. 37-214), 1-я часть которого вышла в кон. 1524 г., а 2-я часть - в янв. 1525 г. Основным объектом критики в нем стали взгляды Карлштадта, которые Л. не всегда справедливо связывал с идеями Мюнцера и анабаптистов. Возражая против принципиального для Карлштадта положения о недопустимости церковных изображений, Л. отмечал, что недопустимо лишь поклонение изображениям как идолам, тогда как в использовании их для украшения церквей и назидания верующих нет ничего плохого. Напротив, самовольное уничтожение изображений приводит к бунтам и убийствам, которые Л. решительно отказывался считать христ. делом. Поскольку Карлштадт для обоснования своих взглядов ссылался на Десять заповедей, Л. выдвинул альтернативную концепцию соотношения Закона и Евангелия: для христиан Десять заповедей сохраняют силу лишь в той мере, в какой они согласны с естественным законом и с Евангелием; остальное содержание заповедей имеет исторический характер и было законом только для иудеев.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

чиновников. С 1 янв. 1959 г. Слонимский горпищеторг прекратил продажу хлеба и др. продуктов семинарии. На желавших поступить в Минскую ДС власти оказывали давление и препятствовали поступлению, вслед. чего резко сократилось число абитуриентов. С кон. 50-х гг. широко практиковался призыв семинаристов в армию. После 1959 г. власти препятствовали приезду и прописке семинаристов в Жировицах, старались убрать из семинарии и Жировицкого мон-ря «неугодных» преподавателей и монахов. В 1961 г. прием на 1-й курс в Минскую ДС уже не производился. Во время весенних и летних каникул партийные орг-ции на местах усилили работу с учащимися семинарии и добились того, что многие не вернулись на учебу. К нач. 1961/62 уч. г. прибыли всего 25 чел. В 1963 г. состоялся последний, 15-й, выпуск семинарии - 5 чел. Хотя духовная школа объявила новый набор, он не состоялся - власти предприняли усилия, чтобы не допустить абитуриентов до экзаменов. 10 марта 1964 г. Учебный комитет при Синоде принял решение о ликвидации Минской ДС. Здание семинарии перешло к монахиням закрытых Полоцкого и Гродненского мон-рей, часть архива и б-ки передали в МДА. Инициатором нового возрождения минских духовных школ стал митр. Филарет (Вахромеев). Постановлением от 14 окт. 1988 г. Совет по делам религий разрешил возобновить деятельность Минской ДС. 11 апр. 1989 г. вышло постановление Синода РПЦ о возрождении духовной школы в Жировицах. Семинария расположилась на территории Успенского мон-ря в здании, в к-ром до 1839 г. находилось Жировицкое униат. уездное духовное училище, в 1839-1845 гг. размещалась Литовская ДС, затем до 1917 г. Жировицкое ДУ, в советское время Жировицкий сельхозтехникум. 23 июля 1989 г. Антиохийский патриарх Игнатий IV освятил семинарию, 15 сент. в ней начался учебный процесс. В 1990 г. при семинарии открылось заочное отделение. В 1991 г. семинария обрела статус высшего учебного заведения с 5-летним сроком обучения, в 1996 г. при ней открылась регентская школа (в 2003 преобразована в регентское уч-ще, с 2007 регентское отд-ние семинарии, в 2015 отд-ние переведено в состав Слонимского ДУ).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения. Президиум Архиерейского Собора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г. Президиум Архиерейского Собора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г. В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко ) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

http://pravenc.ru/text/76508.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010