42-44). Данилов мон-рь помогал Московской детской психиатрической больнице 6, московскому Дому ребенка 17 - на средства мон-ря был сделан ремонт части здания, закуплены мебель, одежда детям (ЖМП. 1989. 11. С. 41-43). В нач. 90-х гг. основным направлением социальной деятельности Церкви стало налаживание взаимодействия с Министерством здравоохранения СССР и медицинскими учреждениями. 22 февр. 1990 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве Московского Патриархата и Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии) в области преодоления алкоголизма и наркомании. На основании этого соглашения духовенство М. е. могло оказывать духовную помощь наркозависимым людям, находящимся на лечении в ВНЦ наркологии, а также членам их семей, организовывать при приходах и монастырях реабилитационные центры помощи наркологическим больным с участием наркологов, проводить мероприятия по профилактике алкоголизма и наркомании среди населения Москвы и Московской обл. В связи с тяжелой экономической ситуацией в России нач. 90-х гг. приоритетным направлением благотворительной деятельности М. е. было обеспечение населения гуманитарной помощью. В 1990 г. зарубежные приходы РПЦ, христ. благотворительные и общественные организации ряда стран отправили Московскому Патриархату гуманитарную помощь для распределения среди нуждающихся. В этом деле Патриархия сотрудничала с Советским фондом милосердия и здоровья (образован в 1989, ныне Российский фонд милосердия и здоровья). Первые шаги по возрождению церковной благотворительности в М. е. связаны с деятельностью образованного в янв. 1991 г. синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП). В июле 1991 г. в «Журнале Московской Патриархии» 7. С. 40-41) была опубликована Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности, разработаны практические шаги по организации благотворительной деятельности на обшецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Методисты прибыли в Б. в 1843 г., они развернули миссионерскую работу среди фон (дагомеев) в Абомее. В XIX в. особый размах приобрела торговля пальмовым маслом, Франция образовала на побережье торговые посты. К кон. 80-х гг. XIX в. над зап. и вост. частями побережья совр. Б. Франция установила протекторат. Дагомея вместе с сев. территориями стала колонией в составе Французской Зап. Африки в 1904 г., после определения сев. и вост. границ с брит. колонией Лагос (Франция до сих пор остается главным торговым партнером страны). В 1946 г. Дагомея получила статус «заморской территории» в составе Французского Сообщества. В 1952 г. англикан. еп-ство Лагоса было разделено на 4 еп-ства, в т. ч. образовалось еп-ство Ондо-Бенин, из к-рого в янв. 1969 г. выделилось еп-ство Бенина, вошедшее во вновь образованную Провинцию Нигерии. Католич. архиеп-ство Котону было основано в 1955 г. Первый африкан. архиепископ назначен в 1960 г. В 1958 г. Дагомея обрела местное самоуправление как Республика Дагомея в рамках Французского Сообщества. 1 авг. 1960 г. была провозглашена независимая Республика Дагомея, в нояб. принята первая конституция. С 1960 по 1972 г. в стране 10 раз менялось правительство, произошло 5 военных переворотов. В 1972 г. к власти пришло Военно-революционное правительство. В 1975 г. после военного переворота президентом стал майор М. Кереку. Он заявил о приверженности идеям социализма и о намерении создать марксистско-ленинское гос-во. 30 нояб. страна получила название Народная Республика Бенин. Кереку оставался у власти до 1989 г. Конституция 1990 г. утвердила новое название - Республика Бенин. Законодательство о вероисповедании По Конституции 1990 г., «государство утверждает равенство всех граждан перед законом без различия происхождения, расы, пола, религии, политического мнения и социальной позиции» (ст. 26); «каждый человек обладает правом свободы мысли и религии, культа. Практика культа и выражение верований может осуществляться при уважении к светскому характеру государства» (ст. 23); «религиозные институты и общества могут равно конкурировать в воспитании молодежи. Светские и конфессиональные школы могут быть открыты под властью и контролем государства» (ст. 14).

http://pravenc.ru/text/78088.html

Во главе партийной орг-ции К. в янв. 1960 - дек. 1962 г., а затем с дек. 1964 г. стоял Д. А. Кунаев, пользовавшийся поддержкой Л. И. Брежнева , руководившего Коммунистической партией К. в 1955-1956 гг. Все более усиливавшиеся к сер. 80-х гг. XX в. негативные явления в жизни советского общества (бюрократизм, взяточничество, казнокрадство и др.) в К. усугублялись т. н. жузовыми пережитками, сохранявшимися несмотря на все попытки их искоренить. Постепенно ухудшались отношения между казахами и неказах. населением. Противоречия обострились в 1986 г. Замена Кунаева на посту руководителя Коммунистической партии К. Г. В. Колбиным явилась поводом к выступлению в Алма-Ате 17-18 дек. 1986 г. казах. молодежи, требовавшей учета интересов местного населения при кадровых назначениях. Выступление было подавлено войсками и милицией. Последовавшие репрессии усилили антисоветские настроения в казах. среде. Во 2-й пол. 80-х гг. в К. возросла политическая активность населения, особенно интеллигенции. Сформировалось и громко заявило о себе экологическое движение, выдвинувшее требование прекратить ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Летом 1989 г. Коммунистическую партию К. возглавил Н. Назарбаев, а в апр. 1990 г. он стал Президентом Казахской ССР. Движение за самостоятельность союзных республик, охватившее и К., привело к принятию в окт. 1990 г. Декларации о гос. суверенитете К. Во время августовского кризиса 1991 г. казах. руководство уже на 2-й день выступило с осуждением действий ГКЧП; Коммунистическая партия К. была распущена, ее имущество передано гос-ву. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. После 1991 г. В дек. 1991 г. в К. прошли президентские выборы. На них победил Назарбаев. В условиях фактического распада СССР 16 дек. 1991 г. была провозглашена гос. независимость К., он получил официальное название Республика Казахстан. Стремясь к сохранению и развитию связей между бывшими союзными республиками, казахский президент в нач. 90-х гг. XX в. стал одним из инициаторов создания СНГ.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В предреволюционные годы в К. были и приверженцы джадидизма, сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. После имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г. на территории К. стали активно строиться мечети, увеличилось число действующих мулл. Так, в 1911 г. в Уральской обл. действовало 59 мечетей, в Семиреченской - 288 мечетей; там служило соответственно 50 и 189 мулл. Однако прошения об организации особого духовного собрания для мусульман К. оставались неудовлетворенными. После установления в К. советской власти первоначально демонстрировалось положительное отношение к исламу: по желанию верующих сохранялись религ. суды и мектебе, верующих даже принимали в Коммунистическую партию. В первые годы советской власти на территории Ср. Азии и К. было организовано краевое бюро мусульм. коммунистических орг-ций. Однако уже к нач. 1930 г. представители мусульм. духовенства, как и представители духовенства др. религий, подверглись репрессиям, мн. мечети были закрыты и разрушены. Лишь в 1943 г. было восстановлено Духовное управление мусульман Ср. Азии и К., вновь открылись некоторые мечети, возобновилась деятельность медресе «Мири-Араб» в Бухаре, где готовили религ. служителей. После второй мировой войны до 1988 г. число зарегистрированных мусульм. общин в К. оставалось неизменным - 25; действовало также ок. 20 незарегистрированных общин. В 1989 г. число общин выросло до 44, в 1990 г. их было 59, в 1992 г.- 182 общины. Быстрый рост общин произошел благодаря финансовой помощи из-за рубежа и наличию в К. ряда особо почитаемых мусульм. святынь: в г. Туркестане мазар (мавзолей) Ходжи Ахмеда Ясави, гробница его учителя Арыстана-Бабы и др. В янв. 1990 г. было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), к-рое возглавил Верховный муфтий Ратбек-хаджи Нысанбай-улы. До этого времени общины подчинялись Духовному управлению мусульман Ср. Азии и К. в Ташкенте. С 2000 г. Верховным муфтием является Абсаттар-хаджи Дербисали. В 1999 г. в Алматы была открыта Центральная мечеть, одна из крупнейших в СНГ, она вмещает более 3 тыс. верующих.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В 1980-1981 и 1985 гг. О. и США заключили соглашения о сотрудничестве в области безопасности: Вашингтон получил право содержать ограниченный контингент на территории О., а также вводить войска при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Во время войны в Персидском зал. 1990-1991 гг. и интервенции в Ирак 2003 г. в О. размещались важные базы сил антиирак. коалиции; отсюда американцы действовали и в 2001 г. против афган. талибов. Несмотря на первоначальную враждебность между Маскатом и Москвой, вызванную Дофарским конфликтом, О. в сент. 1985 г. установил дипломатические отношения с СССР. После того как недружественный султанату Юж. Йемен в мае 1990 г. был поглощен Сев. Йеменом и вошел в состав единой Йеменской Республики, в окт. 1992 г. Маскат ратифицировал соглашение с Саной о демаркации границы. В 1995 г. О. заключил соглашение о разграничении территорий с Саудовской Аравией. В дальнейшем были урегулированы все пограничные вопросы с ОАЭ. В янв. 2009 г. султанат заключил с США соглашение о свободной торговле. В февр. Маскат на официальном уровне посетил министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, а в июле 2010 г. ответный визит в Москву нанес глава оманского МИД. В нач. XXI в. по объему ВВП в расчете на душу населения (7,7 тыс. долл. США) О. вошел в 1-ю десятку стран мира. 80% гос. доходов по-прежнему приходилось на нефтяной сектор. «Нефтяной бум» привлек в страну несколько сотен тысяч мигрантов - иностранных рабочих из стран Юж. Азии и Ср. Востока, преимущественно бангладешцев, индийцев и пакистанцев, говорящих на урду, панджаби и гуджарати. За 1980-2003 гг. численность населения, около половины к-рого сосредоточивалось в Маскате, Матрахе и их окрестностях («Столичной зоне»), более чем удвоилась. Изменения в общественной ситуации способствовали развитию системы образования: на рубеже XX и XXI вв. быстрыми темпами росло количество частных вузов, 2/3 к-рых располагалось в столице; большинство учащихся к кон. 2000-х гг. составляли женщины, причем преподавательский состав только на 13% состоял из оманцев.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

Инициированный Г. процесс реформирования СССР столкнулся с серьезными трудностями. Нарастание кризисных явлений, дезинтеграционные процессы активизировали оппозицию Г. в руководстве страны. 18 авг. 1991 г. консервативно настроенные высшие должностные лица, создавшие Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), отстранили Г. от власти, фактически поместив его под домашний арест на даче в Форосе (Крым). 21 авг. вернулся к исполнению функций президента, однако глубокий социально-экономический кризис и попытка гос. переворота подорвали авторитет союзной власти. 24 авг. Г. объявил о сложении полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС. 8 дек. 1991 г. руководители Российской Федерации, Украины и Белоруссии выступили с декларацией о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и констатировали прекращение существования СССР как гос. образования. 21 дек. представители 11 республик, входивших в СССР, подписали протокол об учреждении СНГ. 25 дек. Г. объявил о своей отставке с поста Президента СССР. С янв. 1992 г. занимает пост Президента Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачёв-фонд). В 2005 г. за вклад в прекращение холодной войны и утверждение религ. свободы удостоен премии за права человека им. К-польского Патриарха Афинагора, ежегодно присуждаемой Американской архиепископией К-польского Патриархата в США. В том же году Г. пожертвовал крупную сумму на ремонт храма в с. Привольном и передал местному церковному приходу родительский дом. Религиозная политика в СССР в 1985-1991 гг. являлась неотъемлемой частью общеполитического курса, проводимого Г., и эволюционировала в соответствии с его развитием, что позволяет условно выделить в ней неск. периодов. В 1985-1987 гг. религ. политика в основном следовала линии, характерной для правления Л. И. Брежнева и последующих руководителей СССР, т. е. была направлена на полный контроль партийно-гос. аппарата за религ. жизнью. С 1988 г. начинается смена приоритетов религ. политики, переход Советского гос-ва к признанию религ. прав граждан и лояльному отношению к Церкви. Итогом этого периода стало принятие осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» , после чего в стране сложилась принципиально новая система государственно-церковных отношений.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

В июне 1973 г. К. удалось достичь соглашения с Францией о предоставлении независимости через 5 лет. Однако 22 дек. 1974 г. был проведен референдум, на к-ром 94,6% жителей островов Мвали, Ндзуани и Нгазиджа проголосовали за независимость К., а 63,2% населения о-ва Майотта выступило против. 6 июля 1975 г. по итогам референдума палата депутатов в одностороннем порядке провозгласила независимую Республику Коморских Островов (РКО). Правительственный совет был упразднен, а его председатель А. Абдаллах стал президентом страны. Франция признала независимость нового государства, однако предоставила о-ву Майотта статус своей территориальной единицы. В нояб. 1975 г. РКО (в составе 4 островов) была принята в ООН. 5 июня 1975 г. была образована Апостольская администрация (с 2010 - Апостольский викариат) Коморских Островов. Тогда же на К. прибыли первые протестант. миссионеры из континентальной Африки, однако через 3 года они были изгнаны. Постколониальная история К. ознаменовалась чередой внутриполитических кризисов. 3 авг. 1975 г. в результате бескровного гос. переворота к власти пришел Национальный объединенный фронт К. (создан в кон. 1974) во главе с А. Суалихом. Национальное собрание было распущено, и создан Национальный исполнительный совет, в к-рый вошли представители всех островов, включая Майотту. 2 янв. 1976 г. президентом стал Суалих. Правительство, провозгласившее курс на «национальный социализм», национализировало собственность франц. колонистов и местные крупные землевладения, выслало из страны французских чиновников, отменило действие законов шариата и ограничило влияние мусульм. духовенства. В экономику вводились элементы планирования, создавались гос. плантации. В 1977 г. были распущены все политические партии и орг-ции. Падение жизненного уровня, рост безработицы и антиислам. политика вызвали волну недовольства населения и дестабилизацию обстановки в стране. Антиисламская политика правительства привела к убийству 13 мая 1978 г. Суалиха. Новое правительство Абдаллаха возобновило деятельность частных франц. и местных компаний, возвратило землю крупным собственникам. В окт. 1978 г. была принята новая конституция, страна получила название Федеральная Исламская Республика Коморские Острова (ФИРКО), ислам объявлен гос. религией. В 1979 г. была введена однопартийная система, правящей партией стал Коморский союз за прогресс (Удзима). Авторитарные методы правления Абдаллаха привели к новому гос. перевороту, в результате к-рого в ночь на 27 нояб. 1989 г. он был убит. Победу на президентских выборах 1990 г. одержал лидер партии Удзима С. М. Джохар. Конституция 1996 г. закрепила многопартийную систему.

http://pravenc.ru/text/1841864.html

Приток иностранной рабочей силы, в т. ч. европейцев, способствовал проникновению на территорию К. католиков, представителей протестантских церквей и др. В 1953 г. учреждена Апостольская префектура (с 1954 викариатство) К. (с 2011 - Сев. Аравии). С 50-60-х гг. стали активно развиваться правосл. общины К. С 1962 г. правосл. общины окормляются местными священниками. В 1958 г. построен 1-й храм Армянской Апостольской Церкви. Несмотря на то что первые протестант. службы были проведены на территории К. еще в 20-х гг. XX в., первые церкви были построены намного позже: евангелическая - в 1931 г., англиканская - в 1956 г. Христианские церкви К. сотрудничают в рамках созданного в 1960 г. Совета церквей К. В авг. 1976 г. в стране разразился политический кризис. Эмир Сабах III аль-Салем ас-Сабах распустил Национальное собрание. Это вызвало массовые протесты населения, привело к активизации деятельности экстремистских исламистских организаций. Кувейтские власти, обеспокоенные размахом антиправительственных выступлений, приняли решение восстановить деятельность парламента. В февр. 1981 г. проведены выборы в Национальное собрание. Победу на них одержали консервативные силы, поддерживавшие курс правительства. Однако стабилизировать ситуацию в стране не удалось. В нач. 80-х гг. экономическое положение К. ухудшилось в результате резкого падения цен на нефть. Ирано-иракская война 1980-1988 гг., теракты 1983 и 1985 гг. и покушение на эмира в 1985 г. усилили внутриполитическую напряженность. Из К. стали в массовом порядке высылать иностранцев, деятельность Национального собрания в 1986 г. была вновь приостановлена. В годы ирано-ирак. войны К. оказывал финансовую помощь Ираку и предоставил свою территорию для экспорта ирак. нефти. В 1981 г. К. выступил одним из учредителей Совета сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. В нач. 90-х гг. вновь обострились отношения с Ираком. 2 авг. 1990 г. ирак. войска оккупировали К., эмир бежал в Саудовскую Аравию. К. был объявлен 19-й провинцией Ирака. В результате операции «Буря в пустыне» (янв.-февр. 1991), проведенной международной коалицией во главе с США, ударами с воздуха была уничтожена значительная часть военного потенциала и экономической инфраструктуры Ирака. В последних числах февр. армия коалиции провела наземное наступление, завершившееся окружением и разгромом ирак. группировки в К.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

80-х гг. ХХ в. на территории РСФСР легально действовали 23 католические организации. 20 нояб. 1991 г. в Ватикане состоялась встреча И. П. с Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным . Папа положительно оценил Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 окт. 1990 г. и проект декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 нояб. 1991) как документы, гарантирующие полную свободу совести гражданам и свободу деятельности религ. орг-циям России. После распада СССР Папский престол признал независимость и суверенитет России и сохранил с ней дипломатические отношения; Ю. Е. Карлов стал представителем РФ при Ватикане (до мая 1995), папским представителем в РФ остался архиеп. Ф. Коласуонно (до кон. 1994). В 90-х гг. ХХ в. в России активно восстанавливались и развивались католич. структуры, в т. ч. муж. и жен. монашеские ордены и конгрегации (иезуитов, вербистов, салезианцев, доминиканцев, францисканцев, ассумпционистов, сестер милосердия Терезы Калькуттской, паулинок, кармелиток и др.), объединенные 24 апр. 1999 г. в Российскую национальную конференцию настоятелей и настоятельниц институтов посвященной жизни (монашествующих) и обществ апостольской жизни. По благословению И. П. было создано неск. католич. учебных заведений, в т. ч. колледж католич. теологии св. Фомы Аквинского (1991, с 2005 Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы), руководство к-рым было поручено иезуитам, а также высшая ДС «Мария - царица апостолов» (создана 29 июня 1993 в Москве, с окт. 1995 находится в С.-Петербурге). С янв. 1991 г. под руководством доминиканцев был начат выпуск информационного бюллетеня, позднее преобразованного в ежемесячный ж. «Истина и жизнь» . В 1994 г. апостольской администратурой в Москве основана еженедельная газ. «Свет Евангелия» . В 90-х гг. ХХ в. создан ряд др. периодических изданий и издательств, а также католич. радио «Дар» в Москве и «Мария» в С.-Петербурге, сибир. католич. телевидение «TV Кана» в Новосибирске. 24 сент. 1996 г. учрежден редакционно-издательский совет Католической энциклопедии - справочного издания о католич.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010