Результатом выборов 1990 г. явилась перегруппировка политических сил Г. В янв. 1991 г. во 2-м туре победил Серрано, получив 69% голосов. В течение 1991 г. в Г. по политическим причинам было убито не менее 550 чел. (сотрудники церковных орг-ций, профсоюзные и партийные активисты, солдаты и полицейские), преимущественно члены ультраправых «эскадронов смерти». В 1992 г. было совершено не менее 387 политических убийств, 99 чел. пропали без вести. Правозащитные орг-ции Г., видные активисты Ригоберта Менчу (получившая в дек. 1992 Нобелевскую премию мира) и Р. де Леон Карпио выступали против нарушений и репрессий, что вызывало недовольство властей. Серрано пригрозил принять меры против газет, печатающих подобные сообщения. В февр. 1992 г. правительство возобновило переговоры в Мехико с представителями левых повстанцев из УРНГ, однако переговоры вновь прервались. Серрано заявил о готовности продолжать диалог под наблюдением ООН. В авг. 1992 г. переговоры возобновились при посредничестве архиеп. Г. Родольфо Кесады Торуньо. Было достигнуто частичное соглашение по вопросам прав человека, включая насильственный набор в вооруженные формирования. Новый раунд состоялся в февр. 1993 г. и вновь оказался безуспешным. Партизаны отказывались договариваться о прекращении огня, пока не будут приняты решения по др. вопросам, в т. ч. по правам человека, но власти не соглашались на участие ООН в работе комиссии по расследованию нарушений в этой области. Неолиберальная экономическая политика Серрано вызвала массовое недовольство населения. 1 июня 1993 г. военные сместили его и заменили вице-президентом Густаво Эспиной. Продолжение массовых протестов вынудило и его уйти с президентского поста. 5 июня конгресс избрал временным президентом популярного правозащитника де Леона Карпио. Новый президент назначил министром образования представителя индейцев майя С. Тай Койоя. Он стал первым министром от коренного населения страны. В июле 1993 г. де Леон Карпио выдвинул план прекращения гражданской войны и установления мира в стране. Однако гос. кризис в Г. продолжался. В нояб. 1993 г. при посредничестве Конференции епископов правительство и парламент договорились о реформе конституции, о сокращении срока полномочий президента и парламента до 4 лет, об уменьшении числа депутатов и о формировании нового состава Верховного суда. 30 янв. 1994 г. 68% участников референдума одобрили внесение поправок в конституцию Г.

http://pravenc.ru/text/161772.html

Паризо (1994-1996). В окт. 1995 г. провинциальное правительство провело 2-й референдум о суверенитете, на к-ром против отделения высказалось 50,58% участников (за - 49,42%), т. е. разрыв был минимальным (54 288 голосов). Федеральное правительство, встревоженное таким результатом, добилось принятия специального закона «О ясности», который подтвердил право канад. провинций на выход из состава страны, но при очень жестких (и труднодостижимых) условиях. В то же время была организована широкомасштабная кампания по укреплению связей между Квебеком и «остальной Канадой». Во внешней политике при Кретьене происходил определенный пересмотр приоритетов. В связи с окончанием «холодной войны» канад. войска были выведены из Европы. Первостепенными задачами стали привлечение инвестиций и технологий, экономическое сотрудничество, продвижение в мире «канадских ценностей». После событий 11 сент. 2001 г. К. поддержала антитеррористическую операцию США в Афганистане. В то же время Кретьен уклонился от участия в войне с Ираком (подавляющее большинство канадцев поддержали его решение). В дек. 2003 г. после отставки Кретьена с поста премьера его преемником стал представитель умеренного крыла либеральной партии П. Мартин-мл., (дек. 2003 - янв. 2006). В янв. 2006 г. победу на парламентских выборах одержала КП Канады под рук. С. Харпера, сформировавшего правительство меньшинства. После выборов 2008 г. ситуация не изменилась, на выборах 2011 г. консерваторы получили «чистое» большинство. К. относительно успешно (по сравнению с др. зап. странами, в т. ч. США) прошла через кризис 2008-2009 гг. и продолжала занимать лидирующие позиции по мн. важнейшим показателям (Индекс человеческого развития ООН и др.). К. проводит активную иммиграционную политику, и ее население стремительно растет. В стране заметно увеличивается количество выходцев из Азии и Лат. Америки, часто стали назначать генерал-губернаторами канадцев неангл. и нефранц. происхождения. Так, в 1990-1995 гг. этот пост занимал потомок укр. иммигрантов Р.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Наступившие после смерти Сталина перемены в СССР послужили толчком к аналогичным изменениям в политической линии болг. коммунистов. Прекратили существование трудовые лагеря, были снижены цены на предметы первой необходимости и т. п. В 1954 г., после начала «оттепели» в СССР, Червенков, ассоциировавшийся в Б. со сталинизмом, был лишен власти и затем исключен из партии. С того времени и до конца советской эпохи во главе страны находился Т. Живков. Как и др. социалистические страны, Б. была членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); с 1955 г. наряду с др. странами Вост. Европы участвовала в организации Варшавского договора. В то же время отношения Б. с ее соседями на Балканах, прежде всего с членами НАТО Грецией и Турцией, оставались напряженными; с 1950 по 1959 г. были разорваны дипломатические отношения с США. 2-я пол. XX в. для Б. стала эпохой политической стабильности, обеспеченной монопольным правлением компартии. Однако постепенно происходило накопление различных социальных проблем, вызванных отсутствием в обществе демократических свобод, бюрократическим управлением экономикой. С сер. 80-х гг. происходила либерализация политической жизни, что в нояб. 1989 г. привело к отставке Живкова и вскоре к потере власти компартией, к-рую заменил Союз демократических сил (СДС). Современная Б. В июле 1991 г. была принята новая конституция, провозгласившая Б. унитарным, демократическим и правовым гос-вом. Политическая жизнь Б. в 90-х гг. определялась соперничеством СДС и Болгарской социалистической партии (БСП, преобразована в 1990 из компартии), представители к-рых сменяли друг друга на ключевых постах гос-ва. С 1990 г. страну возглавляет президент (первый президент Б.- П. Младенов; с янв. 2002 г.- Г. Пырванов). С 2001 г. пост премьер-министра занимает бывш. царь Симеон II. Основное направление внешней политики Б.- стремление к интеграции с западноевроп. сообществом. С 1992 г. Б. является членом Совета Европы; в будущем предполагается ее вступление в Европейский союз. В нояб.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В 1981 г. ему удалось отстранить от командования армией Али Антара. Однако соперничество в южнойеменском руководстве продолжалось, в силовых структурах и партии осталось немало сторонников Исмаила. В 1984 г. Мухаммад был вынужден уступить своим оппонентам партийное руководство, позже - пост премьера, к-рый занял Хайдар Али Бакр аль-Аттас. В 1985 г. при посредничестве СССР произошло примирение Мухаммада и Исмаила и последний получил возможность вернуться в НДРЙ. Однако уже в янв. 1986 г. между южнойеменскими лидерами вспыхнул новый конфликт, принявший форму скоротечной и кровопролитной гражданской войны. В ходе этого конфликта, подробности к-рого во многом неясны, было убито неск. высших руководителей страны, включая Исмаила и Антара. В итоге Мухаммад потерпел поражение и бежал в Эфиопию. До 20 тыс. его вооруженных сторонников укрылись в Северном Йемене. В НДРЙ прошла чистка партии и администрации от приверженцев прежнего руководства. Новое руководство, во главе с Хайдаром аль-Аттасом, ставшим президентом, и генеральным секретарем ЙСП Али Салемом аль-Бейдом, проводило прагматичную политику, но отвергло предложения Мухаммада о примирении. Объединение Й. (1990-1994) С 70-х гг. периоды сближения и переговоров об объединении Северного и Южного Йемена чередовались с периодами острой враждебности и пограничных столкновений. Хотя в сознании йеменцев доминировало представление о культурно-исторической общности Севера и Юга, различие политических систем 2 стран выступало сильнейшим препятствием для их интеграции. К кон. 1989 г. СССР прекратил поддержку своих союзников в странах третьего мира. НДРЙ оказалась перед лицом экономического коллапса, а также угрозы со стороны Саудовской Аравии и США, которые внесли Южный Йемен в список стран, поддерживающих терроризм. Переговоры об объединении начались в кон. 1989 г. и закончились 22 мая 1990 г. провозглашением единой Йеменской Республики (ЙР). Юг предлагал конфедерацию, в крайнем случае федерацию, но Салех настоял на полном слиянии 2 стран, обещая южанам паритет в политической системе и экономические дотации. Посты в ЙР были поделены поровну, временный парламент образован механическим слиянием парламентов 2 стран. Салех стал председателем Президентского совета, аль-Бейд - его заместителем. Сана была объявлена политической столицей гос-ва, Аден - экономической.

http://pravenc.ru/text/1238001.html

Операция «Аль-Анфаль» (1986-1989) унесла жизни, по разным оценкам, от 100 до 200 тыс. курдов. Символом политики багдадского режима в отношении курд. районов стало массовое применение химического оружия против жителей г. Халабджа в марте 1988 г. (от неск. сот чел. до 7 тыс. погибших). Многочисленными жертвами обернулся ирано-ирак. конфликт и для христ. населения страны, сокращению к-рого способствовало то, что, во-первых, сиро-христиане служили в вооруженных силах обоих гос-в и, во-вторых, что большое количество христиан эмигрировало через Иорданию в Сирию и Ливан, а также в страны Зап. Европы и Сев. Америки. В 1990 г. И. обвинил Кувейт в нарушении границы с целью установления контроля над нефтяными полями и потребовал отсрочить выплату долгов по займу, полученному от эмирата во время войны с Ираном. Начавшиеся в июле прямые переговоры вскоре зашли в тупик. 2 авг. 1990 г. И. ввел свои войска в Кувейт и аннексировал его как свою 19-ю ливу. Ирак. правительство заявило, что кувейтская демократия была искусственно создана иностранцами, а поэтому ее следует заменить народной демократией, выступающей за единство араб. нации. Декларируя популистские лозунги, ирак. власти называли себя защитниками интересов всех арабов независимо от страны проживания и борцами против империализма. ООН и Лига арабских государств сразу же осудили вторжение, а Совет Безопасности ООН в резолюции 660 наложил на агрессора торговое эмбарго (не касавшееся только импорта медикаментов, питания и прочих предметов гуманитарной помощи, список которых определял Комитет по санкциям). В последующие месяцы Совет Безопасности ООН провел серию резолюций, предусматривавших полную блокаду И. В нояб. была принята резолюция 678, позволявшая международному сообществу предпринять вооруженную акцию против гос-ва-оккупанта и требовавшая от И. вывести свои войска из эмирата к янв. 1991 г. После отказа Хусейна выполнить резолюцию ООН началась операция «Буря в пустыне». Союзные войска 28 стран во главе с США начали сухопутное наступление на И.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» Основной закон РФ в сфере конфессиональных отношений. Принят 26 сент. 1997 г., с внесенными впосл. изменениями действует по наст. время. Необходимость его разработки была обусловлена несовершенством и несоответствием времени предшествующего закона - «О свободе вероисповеданий» от 25 окт. 1990 г., принятого в самом начале переходного периода - обретения РФ гос. суверенитета и полной перестройки в стране социально-экономической и политической системы. В 1-й пол. 90-х гг. ХХ в. уже вполне выявились недостатки прежнего религ. законодательства: отсутствие четко сформулированных признаков религ. характера объединений, неопределенность во взаимосвязях центральных и местных религ. орг-ций, неурегулированность мн. сторон их деятельности, необеспеченность гос. контроля за соблюдением религ. законодательства. Особую обеспокоенность общественности, прежде всего верующих традиционных конфессий, вызывало то, что закон «О свободе вероисповедания» не регламентировал бурно развернувшуюся в России деятельность иностранных религ. орг-ций и новых (часто деструктивных и тоталитарных) религ. движений. Разработка нового закона о свободе совести была начата вскоре после принятия 12 дек. 1993 г. Конституции РФ и формирования совр. структуры органов гос. власти. Для подготовки законопроекта при правительственной Комиссии по вопросам религиозных объединений, образованной в июле 1994 г., была создана рабочая группа во главе с зам. руководителя аппарата Правительства РФ А. Е. Себенцовым и председателем Комитета Гос. думы по делам общественных и религ. организаций В. И. Зоркальцевым (фракция КПРФ). В деятельности рабочей группы участвовали представители правительства, депутатского корпуса и основных религ. конфессий. В кон. 1994 г. подготовленный законопроект был передан на рассмотрение Государственно-правового управления (ГПУ) Президента РФ. Одновременно проходило активное обсуждение проекта буд. закона в научных, общественных и религ. объединениях. В янв. 1995 г. ГПУ возвратило законопроект в рабочую группу, дав заключение о необходимости привести его в соответствие с нормами международного права и принципами равенства религ. объединений. С учетом замечаний законопроект был переработан и в июле 1995 г. внесен Правительством РФ в Гос. думу и принят к рассмотрению как проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»». По мнению экспертов, в первоначальном виде законопроект действительно не имел принципиальных отличий от Закона 1990 г., представляя собой его структурно улучшенный вариант с добавлением разделов, исправлявших правовые пробелы прежнего закона.

http://pravenc.ru/text/2578033.html

Очередная попытка добиться мира на Ближ. Востоке была предпринята в первые месяцы работы администрации президента США Дж. Буша. Весной 1989 г. правительство И. проявило инициативу и выдвинуло условия прекращения войны с араб. гос-вами: переговоры со свободно избранными представителями палестинских арабов, проживающих на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, а также о передаче им этих территорий; заключение мира с Иорданией; решение проблемы жителей лагерей палестинских беженцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Расхождения по внешнеполитическим вопросам внутри правящей коалиции привели к расколу в кабинете министров. В марте 1990 г. правительство Шамира ушло в отставку по инициативе «Аводы», не получив доверия парламента. Президент Х. Герцог поручил формирование нового правительства лидеру этой партии. После неудачных попыток бывш. министра финансов Переса, возглавлявшего «Аводу», сформировать новый кабинет министров в июне 1990 г. Шамиру удалось создать коалицию центристских, правых и религ. партий. Однако миротворческий процесс замедлился, поскольку вторжение Ирака в Кувейт и война в Персидском зал. отодвинули на 2-й план поиск путей к решению арабо-израильского конфликта. И. был намеренно исключен из коалиции, противостоявшей Ираку, т. к. это могло бы привести к выходу из нее араб. участников. Военные действия союзников против Ирака начались в янв. 1991 г. В период военных действий по И. было выпущено 47 иракских ракет «Скад», однако под давлением США, опасавшихся развала антииракской коалиции, И. не ответил на удары. В то же время, поступавшие от США предупреждения иракскому диктатору о возможности применения И. неконвенционального оружия в случае использования против него химического оружия оказали сдерживающее влияние на Ирак. В 90-х гг. И. принял большие потоки репатриантов из СССР и Эфиопии. В 1989 г. советские власти сняли ограничения на выезд евреев, и в последующие 10 лет свыше 800 тыс. чел. иммигрировали в И. Большая русскоязычная община (ок. 20% населения И.) стала важным фактором в развитии отношений между СССР и И. В мае 1991 г. за одни сутки израильскими самолетами были перевезены 14 тыс. эфиоп. евреев (фалашей) из г. Аддис-Абеба. Интеграция новых репатриантов в израильское общество стала одной из главных проблем, с которыми И. столкнулся в 90-х гг. Интересы эмигрантов из СССР, а затем из России и стран СНГ во 2-й пол. 90-х гг. представляла гл. об. партия «Исраэль ба-алия», а позднее партия «Наш дом-Израиль» (лидер А. Либерман), получившая на выборах 2009 г. 15 мест в кнессете.

http://pravenc.ru/text/293910.html

S. 423-424). Вскоре К. начал исполнять обязанности проповедника в ц. Гросмюнстер ( Hasse. 1990/1991. S. 374). Продолжая оставаться убежденным противником лютеран. учения о Евхаристии и подвергаясь за это нападкам и обвинениям со стороны лютеран, К. в нач. 30-х гг. XVI в. неск. раз принимался за написание антилютеран. сочинений: он подготовил возражения на трактат Меланхтона «Сентенции некоторых древних писателей о Вечере Господней» (Sententiae veterum aliquot scriptorum de Coena Domini, 1530) и на неск. сочинений и писем Лютера, однако во многом благодаря усилиям Буцера, стремившегося предотвратить обострение конфликтов внутри протестантизма, все эти произведения остались неизданными ( Bubenheimer. 1988. S. 653). Осенью 1531 г. Цвингли назначил К. пастором в Альтштеттен и поручил его наблюдению близлежащие приходы в долине Рейна ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 430). Здесь К. при поддержке Цвингли вынужден был вести борьбу с пастором Иоганном Фуртмюллером и его сторонниками, не соглашавшимися с принятым Цвингли положением, в соответствии с которым право отлучения от участия в Евхаристии признавалось прерогативой светской власти (Ibid. S. 433-435). После гибели Цвингли 11 окт. 1531 г. в Каппельской битве К. из-за изменившейся политической ситуации был вынужден покинуть Альтштеттен; в кон. янв. 1532 г. он вернулся в Цюрих, где продолжил проповедническую и пасторскую деятельность в ц. Гроссмюнстер и был официально включен преемником Цвингли Генрихом Буллингером (1504-1575) в число цюрихских пасторов (подробнее см.: Hasse. 1990/1991). Летом 1532 г. К. принимал участие в составлении коллективного ответа цюрихских пасторов Лютеру (Ein sendbrieff und vorred der dieneren des wort Gottes zu Zürich, 1532), являвшегося реакцией на получившее широкую огласку письмо Лютера герцогу Пруссии Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому (1490-1568), в к-ром Лютер заявлял, что смерть Мюнцера и Цвингли, как и плачевная судьба К.,- достойное наказание для упорных еретиков (текст см.: Luther M. WA. Bd. 30.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

долг стремительно рос с падением спроса на железную руду, сельское хозяйство не обеспечивало потребностей 4/5 населения, миграция сельских жителей в города резко снизила уровень жизни немногочисленных горожан. Офиц. кампании по интеграции граждан в национально-гос. единство в противовес родоплеменной, расовой или региональной идентичности не предотвратили обострения ситуации по мере развертывания панараб. агитации, с одной стороны, и движений против дискриминации харратинов и за права «черного» Юга - с другой. В марте 1983 г., опираясь на поддержку из Сенегала, под лозунгом независимости для земель Шеммамы радикально настроенные кеври образовали Фронт освобождения африканцев М. (ФОАМ), который провел неск. боевых акций. В июне 1983 г. была проведена национализация племенных пастбищ, что ускорило ломку устоявшегося веками социально-экономического уклада. Этому же способствовали и продолжительные засухи: к 1988 г. 90% мавританцев осело гл. обр. в неблагоустроенных лагерях и пригородных трущобах. В дек. 1984 г. в результате бескровного переворота председателем ВКНС стал Муавия ульд Сиди Ахмад Тайя, занимавший с апр. 1981 г. пост премьер-министра. Он сумел восстановить внутреннюю стабильность, приступить к экономическим реформам и неск. демократизировать политическую систему: в частности, в дек. 1987 - янв. 1988 г. были проведены муниципальные выборы. Во внешней политике ульд Тайя заметно сблизился с режимом Саддама Хусейна, лояльность к которому после войны в Персидском зал. в 1991 г. привела к международной изоляции Нуакшота, продолжавшейся до сер. 90-х гг. XX в. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. межэтнические противоречия достигли кульминации на фоне дальнейших ассимиляторских мер со стороны руководства М. С окт. 1990 по февр. 1991 г. 5 тыс. чел. (в основном фульбе и сонинке) подверглись заключению, более 500 чел. из числа кеври были казнены или замучены без суда и следствия. В 1990-1991 гг. ок. 70 тыс. «черных» мавританцев и сенегальцев были депортированы и оказались в лагерях для беженцев на территории Сенегала и Мали, где агитационную работу среди них вела ФОАМ, постепенно трансформировавшаяся из боевой орг-ции в мирное объединение под демократическими лозунгами.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Согласно переписи 1948 г., в М. проживало 1,153 млн чел., а в 1953 г.- 1,305 млн чел., в т. ч. 861 тыс. (66 %) - македонцы, 204 тыс. (15,6%) - турки и 163 тыс. (12,5%) - албанцы. 23 июля 1963 г. в Скопье произошло катастрофическое землетрясение, в результате к-рого было разрушено 75-80% зданий, более тысячи человек погибло. Благодаря международной помощи македонская столица была вскоре отстроена заново. В послевоенный период экономика М. носила аграрно-индустриальный характер, сельские районы пустели, росла численность населения крупных городов (прежде всего Скопья), мн. македонцы уезжали на заработки за границу, македон. диаспоры появились в странах Европы, США и Австралии. Попытки индустриализации экономики М. (50-е гг. ХХ в.) и ряд экономических реформ (60-70-е гг. ХХ в.) не принесли ожидаемых результатов. В 1981 г. в М. был самый высокий по СФРЮ уровень безработицы - 21,5%. Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г. Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г. Начало распада Югославии вызвало политический кризис в М. и способствовало формированию многопартийной системы правления. В выборах в нояб. 1990 г. в М. приняли участие более 80 партий и независимые кандидаты. Наибольшее число мандатов (38) получила партия ВМРО-ДПМНЕ (преемница ВМРО, создана в 1990), Союз коммунистов Македонии - Партия демократических преобразований (с апр. 1991 - СДСМ) получила 32 места, а албан. Партия демократического процветания - 23 места. 25 янв. 1991 г. македон. парламент принял Декларацию о суверенитете республики, а 8 сент. на референдуме 95% проголосовавших высказались за ее отделение от СФРЮ. Офиц. провозглашение независимости М. состоялось 17 сент. 1991 г., 17 нояб. была принята Конституция Республики Македонии. Возникшая в нач. 1991 г., после объявления независимости Словении и Хорватии, угроза попытки сохранения единства Югославии силами федеративной армии была устранена в февр. 1992 г., когда по договоренности председателя македон. парламента К. Глигорова с начальником генштаба Югославской армии югослав. военные покинули территорию республики.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010