Символическое значение акта заклания заключалось в идеях: 1) смерть есть оброк греха ( Рим 6.2–3 ) и 2) без пролития крови не бывает прощения грехов ( Евр 9.22 ; Ис 53.12 ), идеях, проникавших весь Ветхий Завет ( Быт 2:17, 3:17 ; Ис 34.6 ; Иер 50.27 и др.) и предуказывавших Жертву Крестную. Заклание было последним действием приносителя; теперь начинал действовать священник. Подставив большую чашу (с 2 ручками), священник собирал в нее текущую из раны животного кровь и совершал кровекропление (zeriqah) со всех сторон жертвенника, по преданию: сперва на северо-восточный угол жертвенника, и окроплял две стороны жертвенника, северную и восточную, затем на юго-западный, причем окроплялись стороны южная и западная. Под кровекроплением, впрочем, разумеется всякое употребление жертвенной крови, неодинаковое по различию рода жертв и по степени интенсивности умилостивительного момента (кропились бока жертвенника всесожжений или только роги его, или роги кадильного алтаря и место против завесы во святилище, или, наконец, ковчег завета во святом святых). Остаток крови выливался к подножию жертвенника. Здесь в Соломоновом храме были устроены две сточные трубы, через которые кровь стекала в поток Кедронский (отсюда брали ее для полеудобрения). Иудейская традиция рассматривала кропление, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна, Зебахим 2:7). Очистительная сила крови и кропление ею связана с тем библейским воззрением, что кровь есть седалище души и жизни животного, и жертвенное пролитие ее имеет искупительную силу за грехи людей ( Лев.17.11 ), конечно, в силу прообразовательного значения жертвы ветхозаветной по отношению к искупительной смерти Христовой (ср. Евр 10.4 ). Лев.1:7 .  сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; Лев.1:8 .  и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; Лев.1:9 .  а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следующие затем стихи Нав.15:21–62 заключают перечень городов, находившихся в уделе Иудина колена. Они разделены писателем на 4 разряда по местностям, в которых находились, каковы именно города: 1) «на юге», по-еврейски – Негев ( Нав.15:21 ); 2) «на низменных местах», по-еврейски – Шефела ( Нав.15:33 ); 3) «на горах» ( Нав.15:48 ); 4) «в пустыне» ( Нав.15:61 ). Нав.15:21 .  города с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге были: Кавцеил, Едер и Иагур, Нав.15:22 .  Кина, Димона, Адада, Нав.15:23 .  Кедес, Асор и Ифнан, Нав.15:24 .  Зиф, Телем и Валоф, Нав.15:25 .  Гацор-Хадафа, Кириаф, Хецрон, иначе Гацор, Нав.15:26 .  Амам, Шема и Молада, Нав.15:27 .  Хацар-Гадда, Хешмон и Веф-Палет, Нав.15:28 .  Хацар-Шуал, Вирсавия и Визиофея [и села их и предместья их,] Нав.15:29 .  Ваала, Иим и Ацем, Нав.15:30 .  Елфолад, Кесил и Хорма, Нав.15:31 .  Циклаг, Мадмана и Сансана, Нав.15:32 .  Леваоф, Шелихим, Аин и Риммон: всех двадцать девять городов с их селами. Из названных здесь городов, находившихся в южной часта Иудина колена, известны в настоящее время по своему географическому положению весьма немногие. Так, Кедес находился, если он не отличен от Кадес-Варни, на юго-западной стороне гор Азасимэ, в вади Кадис ( Нав.10:41 ). Молада находилась, по Евсевию (у которого она названа Μαλααθων, у Иеронима – Malath), в 4-х римских милях от Арада, в 20-ти римских милях от Хеврона; в настоящее время местом его признается Хурбет-ель-Мильх (Milh), в 4-х часах пути на восток от Вирсавии. Вирсавия указана у Евсевия в 20-ти римских милях на юг от Хеврона; в настоящее время развалины этого города с колодцами древнего устройства носят название Бир-ес-Себа; они находятся на пути из Хеврона к Красному морю, на расстоянии 45-ти километров (около 42 верст) от первого. О Хорме см. Нав.12:14 . Местоположение других из названных здесь городов указываются только предположительно. Например, Циклаг, по греко-славянскому переводу «Сикелег», известный из истории Давида ( 1Цар.27:6 и др.), указывается английскими исследователями на месте развалин Цухейлика в 11-ти английских милях к югу от Газы, тогда как другими назначаются этому городу другие места к северу и к востоку от Газы. О городах Шема, Кесил, Мадмана, Сансана, Леваоф, Шелихим, Аин и Риммон см. комментарии к Нав.15:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, на каждом отрезке Святой Земли лежит перед нами олицетворенная Книга Бытия, на всех святых местах Палестины запечетлен образ нащего грядущего воскресения в жизнь вечную. В югозападной части Яффы показали нам место у древнего колодца, где Апостол Петр «довольно много дней пробыл у некоего Симона кожевника» ( Деян. 9:43 ), где было ему, восхищенному в мир духовный, видение: отверстое небо и сходящее как бы большое полотно, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: «Встань Петр, заколи и ешь». Он же решительно отказался употребить в пищу нечистое, скверное. Но голос был трижда: «что Бог очистил, того не почитай нечистым», открыв т. о., чтобы он «не почитал ни одного человека скверным или нечистым», ибо всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его” ( Деян. 10:9-16, 28, 43 ). В Яффе, как и в Лидде, есть греческий монастырь во имя великомученника Георгия Победоносца, а также — арабская православная церковь в его же имя. По местному преданию, в глубокой пещере церкви, куда ведет спуск, Святой Георгий содержался под стражей. Удалось нам постоять на побережье Средиземного моря, омыть в нем лицо, руки, ноги, а некоторые из нашей группы даже искупались. В Старой Яффе мы посетили монастырь Честного Креста, или Крестный монастырь. Именуется он так потому, что находится на том месте, где, по преданию, росло то дерево, которое было срублено для Св. Креста, из которого был изготовлен Крест Распятия. Когда-то Лот насадил здесь три саженца: сосну, кипарис и кедр, которые объединились одним корнем и на этом тресоставном древе был распят наш Спаситель. У входа в храм висит большая икона: праведный Лот поливает саженцы. Основан монастырь в первые века христианства. До XV века принадлежал грузинам. Здесь принял постриг грузинский поэт Шота Руставели. Здесь находится его могила. Отсюда мы отправились в Тель-Авив — коммерческий и культурный центр Израиля. Постройки в нем в основном новые (самое высокое здание в 38 этажей).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор Мы осматриваем гору. Поют птицы. В ярком свете южного солнца хорошо видна плодородная Изреельская долина. Греки называли ее «большим полем Ездрелона». Для римлян она Campus Legiones (лагерь легионеров). Во время Иудейской войны 66–70 годов здесь проходили сражения с римлянами. Оборону в Галилее возглавлял Иосиф бен Маттафия, будущий известный историк Иосиф Флавий. Разгромленные легионерами повстанцы отступили к горе Фавор и укрылись в крепости, но когда кончилась вода, они вынуждены были покинуть ее. Они были казнены, хотя римляне обещали пощадить их. После поражения, понесенного евреями в Галилее, командующий войсками сопротивления Иосиф бен Маттафия сдался и перешел на сторону римлян. Позже Тит Веспасиан дал ему свое родовое имя – Флавий. У этой равнины есть еще одно наименование – долина Мегиддо. Одноименный город находится в юго-западной части Изреельской долины. По Откровению святого Иоанна Богослова здесь, в Армагеддоне, произойдет последняя битва сил добра и зла: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16: 13–17). Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор Через несколько дней после сошествия с горы Фавор Спаситель с учениками окончательно покинул Галилею, чтобы отправиться в Иерусалим на Свою последнюю Пасху – Пасху страданий. О Иерусалиме говорили и пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Иисусом на Фаворе (см.: Лк. 9: 31). Сначала Господь хотел пройти в Иерусалим северным путем через Самарию. Эта была самая прямая и короткая дорога, занимавшая примерно три дня пути. Но не общавшиеся с иудеями самаряне не приняли Его в том селе, куда Господь послал пред Собою вестников. Видимо, это произошло по причине общего враждебного отношения ко всем, кто в это время совершал паломничество в святой град, ибо приближалась еврейская Пасха, и многие из северных уделов шли через Самарию на праздник. Дополняя этот рассказ апостола Луки повествованием других евангелистов, можем сделать предположение, что Спаситель избрал другой путь – на северо-восток. Он был значительно протяженнее. Иисус, окруженный учениками, переправившись через Иордан, вошел в Перею – обширную заиорданскую область, простиравшуюся от Пеллы на севере до крепости Махерон, в которой томился величайший пророк – Иоанн Креститель.

http://pravoslavie.ru/30087.html

(Христиане должны молиться, чтобы им воссиял свет божественный, присносущный) I. Npeoбpaжehue Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фавор пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа Иисуса Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и познать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западного берега Генисаретского озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки), одну Тебе, другую Моисею, и третью – Илии». Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». И встав, они увидели одного Иисуса Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. II. В службе на этот праздник мы молим Бога, да воссияет и нам грешным тот присносущный свет славы Божией, который зрели и которым осенены были апостолы на Фаворе . а)  Да воссияет он нам на небе . И о чем нам вместе с Церковью должно больше и чаще молиться, как не об этом? Будущее блаженство на небе – цель всей нашей здешней жизни, и будет именно состоять в лицезрении Божием, когда праведницы просветятся светом божественной славы, яко солнце (Мф. 13, 43), и не только духовными, но и телесными очами узрят славу Божию лицом к лицу (1 Кор. 13, 12). Но не забудем, что только чистии сердцем, только чуждые порочных привычек, желаний и помышлений узрят славу Божию на небе (Мф. 5, 8). Сердце наше, приковавши себя к земле, приучивши себя находить удовольствие только в удовлетворении своим порочным желаниям, неспособно будет чувствовать святой радости на небе в единении с Богом, ангелами и святыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Цемареи очень мало известны; полагают, что имя их перешло на город Симири в северной Финикии на р. Элевфере. Точно то же надо сказать и о племени Химафей. Полагают, что Гамат на Оронте близ Дамаска получил от них своё имя. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, Быт. 10 и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. Итак, хананеяне, говорит Отто Герлах, в древнейшие времена занимали страны, начиная от позднейшей Финикии до западной и южной границы Палестины к Аравии. Герар, по XX гл. Бытия ( Быт. 20:1 ), находился между Кадесом и Суром, в стране полуденной. Газа, впоследствии город филистимлян, – на юго-западе, на пути в Египет, и в настоящее время носит то же имя. Содом, Гоморра, Адма и Цевоим – города, лежавшие в долине Иордана; они впоследствии разрушены огнём, и на месте их возникло Мёртвое море. Город Лаша лежал, по всей вероятности, на восток от нынешнего Мёртвого моря и известен был у греков также под названием Каллирое (источник красоты) – от горячего серного источника, находившегося близ него. В этом тексте мы находим указание на древнейшее состояние этих стран, прежде чем филистимляне жили в них, ибо Авраам прежде разрушения Содома встретил уже филистимлян в южной Палестине (O. Gerl., S. 19. Anm). Хамиты вообще селились по берегам морей. По карте Ленормана, первоначальные поселения хамитов охватывают все морские берега нынешней Персии, Персидского залива, Аравии, Чермного моря по Африканскому берегу и по Средиземному морю в Африке и Сирии. Быт. 10 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. Быт. 10 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. Быт. 10 Сыны Сима: Елам, Елам есть имя Сузианы, население которой уже во время первого Халдейского царства состояло не из одних семитов, а из сильного элемента туранского, примешанного к ним. Царство Елам играло важную, хотя и не первую роль во время древнейших монархий Месопотамии, по большей части тяготея к Халдее и борясь против ассириян.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Шестой день. Поучение 3-е. Преображение Господне. (Христиане должны молиться, чтобы им воссиял свет божественный, присносущный). I. Преображение Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фаворе пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа Иисуса Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и показать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западного берега Генисаретского озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки); одну Тебе, другую Моисею, и третью – Илии». Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». И встав, они увидели одного Иисуса Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. II. В службе на этот праздник и нам, как некогда апостолам, воссиял присносущный свет славы Божией». а) Что это за присносущный свет, об озарении которым св. церковь поучает нас просить Господа? Это тот свет, которым на горе Фаворе сияло лице Богочеловека. Называя фаворский свет присносущным, св. церковь дает нам разуметь, что это был не простой солнечный свет, но свет несотворенный, непосредственное проявление присносущной, вечной славы Божества Христова. Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, не перестал быть Богом. По воплощении Сына Божия, свет Его Божеской славы не померк, а только сокрылся под рабиим Его зраком. Никогда в земной Его жизни свет Его Божеской присносущной славы не просиявал так явственно, так торжественно, как он просиял в минуту преображения. Тогда Он проторгся сквозь телесную сокрывавшую его оболочку, озарил необыкновенным блеском лице и одежды Богочеловека, и в сем виде сделался доступным чувственному зрению троих избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это свое воззвание израильский вождь произнес, как можно думать, в то именно время, когда он, преследуя врага, достиг Вефоронской возвышенности и с нее увидел пред собой, на западе, обширную равнину с Аиалонской долиной к юго-западу, а в Беф-Оронском ущелье – массу спускавшегося по нему неприятельского войска, между тем как позади его, на восточной стороне, находился только что оставленный им Гаваон, над которым высилось дневное светило. Солнце поднялось уже довольно высоко с тех пор, как он в глубокое утро этого дня подходил к Гаваону, но еще не настолько был силен блеск его, чтобы совсем померкла луна; бледный круг ее был еще виден на западной стороне над Аиалонской долиной. Такое положение небесных светил, указываемое словами воззвания Иисуса Навина, ведет, естественно, к представлению, что последнее произнесено было не в вечерний, а в дополуденный час, когда солнце видно было еще на востоке, а луна на западе; в вечернее время положение небесных светил было бы, конечно, обратное. Цель молитвенного воззвания состояла в том, чтобы Господь продолжил этот счастливый день, ознаменованный победой, для совершенного поражения врага. Выражая эту мольбу, Иисус Навин употребил обыкновенный оборот речи, образовавшийся под влиянием простого непосредственного воззрения на небесные светила и их отношении к земле, продолжающий употребляться и в настоящее время, несмотря на известность со времен Галилея того научного положения, что движется не солнце вокруг земли, а наоборот. Нав.10:13 .  И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? Нав.10:14 .  И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля. Несмотря на необычайность прошения, оно было услышано Богом и исполнено: солнечный свет продолжался во все то время, «доколе народ», а по древнейшим греческим спискам 91 , с которыми здесь согласуется славянская Библия, «Бог 92 мстил врагам своим» (или «их»), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . Ряды древнееврейских выпусковых камней южной стены имеют высоты от 3 футов 6 дюймов до 3 футов 9 дюймов. Но между ними здесь есть один ряд камней, почти вдвое превосходящий остальные и имеющий 6 футов 1 дюйм высоты. Ряд этот вполне сохранился между двойными и тройными воротами; но он может быть прослежен и далее на восток до юго-восточного угла, где он поворачивает на север и там еще сохраняется на протяжении 24 футов. Основание этого ряда на один фут выше самого высокого пункта скалы в линии мола; пороги двойных, тройных и золотых ворот равны основанию этого ряда. Следовательно, это был первый ряд южной стены, такой, который мог идти не прерываясь от юго-восточного угла до юго-западного. Между тем, начиная от двойных ворот на запад следов этого характерного ряда камней не встречаем. Отсюда следует, что стена юго-западного угла другой постройки, чем стена юго-восточного угла, начиная от двойных ворот. 3 . На юго-восточном углу древнееврейские выпусковые камни почти одинаково хорошо отделаны до самой скалы. Между тем на юго-западном углу, и на протяжении по крайней мере 213 футов на восток от него, камни также хорошо отделаны только до известного уровня; самые же нижние ряды камней имеют боковые выпуски так же чисто отделанные, как и в верхних рядах, но среднее поле их шероховато. Такие же шероховатые камни найдены в нижних рядах на север от юго-западного угла до ворот пророка (Могарби). Таким образом вся часть стены на запад от двойных ворот до юго-западного угла и затем далее на север до ворот Могарби была построена в то время, когда долина Тиропеон уже значительно наполнилась наносною землею. Уровень шероховатых камней определяет уровень наносной земли при постройке; они потому и не отделывались чисто, что должны были погружаться в землю и не быть на виду. На уровне шероховатых камней найдена мостовая, очень хорошо сделанная из каменных квадратов; это – первая мостовая, явившаяся здесь по построении юго-западного угла. По поводу этой аргументации Варрена нужно прежде всего заметить, что она представляет собою усиленную оппозицию предшествовавшим английским исследователям, Фергюссону и Льювину, придававшим юго-западному углу харама исключительное значение и ограничивавшим именно этим пунктом территорию ветхозаветного храма 215 . Чтобы до основания разрушить то, что создано в этом пункте его предшественниками, Варрен выбирает противоположную крайность, доказывая, что не только весь храм Соломонов не мог сосредоточиваться в юго-западном углу харама, но и самого этого угла вовсе не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Различие, какое существует между нотно-линейными юго- западными ирмологами с хомовыми великорусскими певчими книгами, незначительно и располагает к благоприятным суждениям о юго-западном изложении столпового пения. В юго-западном церковном пении, по-видимому, не было резкого перехода от древнего истинноречия к хомонии и от этой последней к новому истинноречию. Хомония возникала там незаметно и не достигла своего крайнего развития, как это было в Великой России. И наоборот, в пении южно-руссов не было такого быстрого и резкого перехода от хомонии к новому истинноречию, какой был в Великой России. Упреков юго-западным певцам за употребление аненайков, хабув и ахатей мы не встречаем в памятниках XVII века. Известные нам юго-западные нотно-линейные рукописи чужды этих древних украшений, ставших впоследствии недостатками. Весьма естественно, что соприкосновение юго-западного русского пения с западно-европейским и юго-славянским в период разъединения Юго-Западной Руси от Руси Московской оградило юго-западное пение от вышеозначенных недостатков; разъединение же Великой России от прочей Европы, неприязненность ее к Западу и опасения, а с другой стороны церемониальность патриаршего служения были причинами, способствовавшими умножению и систематизированию этих недостатков. И наоборот, в Великой России, в безлинейных рукописях и нотно-линейных переводах знаменного пения второй половины XVII и XVIII в. мы уже всюду видим новое истинноречие, между тем, как во всех рассматриваемых нами юго-западных ирмологах некоторые следы раздельноречия или хомонии сохраняются не только во второй половине XVII века, но и в XVIII веке. Что касается собственно нотного изложения древних мелодий, то и оно в юго-западных ирмологах сравнительно с великороссийскими переводами имеет также некоторые преимущества. Обыкновенная квадратная нотопись, на которую перелагали у нас с крюков столповые напевы, слишком проста, элементарна и недостаточна знаками, чтобы заменить многосложное и многознаменательное безлинейное столповое знамя, обозначающее не только высоту и длительность звуков, но и мелодический состав напевов и их ритмические свойства, каковы: средние остановки в мелодии, направление и сила ударений и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010