Г.А. Скворцов Глава IV. Отношение п. Адриана к юго–западной Русской церкви Краткий очерк дела подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату За четыре года до вступления на патриаршую кафедру. Адриана в истории юго–западной русской церкви произошло крупное по своим последствиям событие. Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату. С этого времени русские первосвятители снова начали иметь на дела юго–западной русской церкви то огромное влияние, которое на два слишком века (с 1459–1686 г.) прервано было насилием польских и литовских государей, желавших поставить юго–западную Русь в независимое во всех отношениях от Москвы положение. Больших усилий, много таланта и энергии, дипломатических уловок и денежных средств пришлось пустить в ход московскому правительству, чтобы сталось это великое дело. П. Иоаким был во главе устроителей подчинения Киева Москве в церковном отношении. П. Адриан явился только продолжателем работы своего предшественника. Это особенно ярко отражается в самих документах по делу о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату 188 . П. Иоакиму пришлось побороть много препятствий. Друзей Москвы среди привилегированных малороссов было немного. Лишь простой народ да низшее духовенство тянуло к православной Москве, чтобы не быть в кабале у ополячившихся панов – католиков и жидов – их кредиторов. Высшее малороссийское духовенство, войсковая старшина, словом, все влиятельные элементы юго–западной Руси, а также польские и турецкие государи, по политическим соображениям, были в рядах противников церковного подчинения Киевской области Москве, несмотря на то, что политически Киев уже с 1654 года был в подданстве московскому государю. Главная преграда была каноническая: юго–западная церковь находилась в подчинении Константинопольскому патриархату с самого основания русской церкви, тогда как Московская церковь вышла в XV в. из этого подчинения и возвысилась в конце XVI в. до положения патриархата, равного восточным. Константинопольские патриархи, получавшие доход с Киевской митрополии, конечно не желали своею волею уступать богатую митрополию Московскому патриарху; их поддерживали другие восточные иерархи, напр., «ярливый» Досифей, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Церковное управление § 1. Разделение русской митрополии – событие важное для всей Русской Церкви; история разделения Разделение русской митрополии на две половины – московскую и литовскую, само по себе несколько десятков лет волновало Церковь Русскую; оно же имело влияние на все части устройства Русской Церкви. Так разделённая митрополия образовала новый период бытия Русской Церкви. Разделение митрополии начиналось и прежде Фотия, с усилиями совершалось при Фотии, без усилий утвердилось после Фотия. Это показывает, что причины его скрывались не в лицах, а в положении дел. Юго-западной Россией владели князья литовские; юго-западные епархии весьма отдалены были от Москвы – места кафедры митрополита русского: вот два обстоятельства главные, отделившие юго-запад от власти московского митрополита! Витовт, в. князь литовский, беспокойно смотрел на зависимость подчинённых ему областей по делам веры от митрополита, жившего в чужой земле. Сборы доходов с юго-западных епархий в пользу митрополита московского и, след., не в пользу земли литовской, особенно казались тяжёлыми для Витовта. Духовенство юго-западное вместе с Витовтом чувствовало и то, что московский митрополит по отдалённости редко обозревает южные епархии 1 . Тем не менее – не без затруднений, не без споров могло совершиться разделение русской митрополии. Русская Церковь столько веков находилась под властью одного митрополита, так давно привыкли получать от Патриарха только одного первосвятителя. Притом нельзя было не опасаться и того, что литовский князь-папист будет располагать находящимся в его власти митрополитом не в пользу православию. Последнее не могло не озабочивать Патриарха. Москва также нелегко могла отказаться от давней чести быть духовной столицей всей России. Витовт столько любил власть, что решился на борьбу с препятствиями. Когда умер Киприан († 1406 г.), он послал в Константинополь Полоцкого епископа Феодосия для поставления в митрополита, с тем, чтобы кафедра его была в Киеве. В Константинополе П.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание I. Всенощное бдение и литургия II. Собственно Ирмолог. Содержащий ирмосы всего лета, с присовокуплением пред ними: «Господи воззвах», воскресных богородичных догматиков и «степени» Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й III. Подобна на осемь гласов Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й IV. Бог Господь, тропари, седальны и иные песнопения церковного осьмогласия Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й V. Песнопения постной и цветной Триоди Служба преждеосвященная На литургии св. Василия Великого В шестую неделю вел. поста На Благовещенье В страстную седмицу Служба страстей В великую субботу В неделю Св. Пасхи В неделю Пятидесятницы (или 8-ю) На Преображение Господне На Успение Пресв. Богородицы На Рождество Пресв. Богородицы На Воздвижение Честнаго Креста На Введение во храм Пресв. Богородицы На повечериях перед праздн. Рождества Христова На Рождество Христово На повечериях пред праздником Богоявления Господня На Богоявление Господне Стихиры на освящение воды, гл. 8 Стихиры избранны     Пятидесятилетие воссоединения греко-униатов Юго-Западной Руси с православной русской Церковью 1 , как известно, вызвало в нашей церковной литературе в последнее время целый ряд статей: о положении православия в западном крае в период его борьбы с католицизмом и унией, о действиях там католиков против православия, о средствах борьбы с ними за веру православных братств, о выдающихся русских церковных деятелях на пользу православия, о тех колебаниях силы и влияния борющихся сторон на местное население, которые представляет история, и проч., и проч. Литературно, по-видимому, исчерпаны все главные вопросы, касающиеся истории этого дела; лишь никем не затронут вопрос о православном церковном пении в Юго-Западной Руси, хотя оно то и было весьма важным отличительным свойством православного богослужения, а вместе и одним из могущественных средств к удержанию православных в недрах отечественной церкви и одним из сильных орудий в борьбе с римским католицизмом. Пение же это почти все заключено в юго-западных линейных ирмологах конца XVII и начала XVIII века. Поэтому рассмотрение содержания и характера означенных ирмологов должно восполнить тот великий пробел, который мы видим в исторических исследованиях о церковной жизни юго-западного края России, именно должно уяснить содержание и характер клиросно-певческой практики юго-западной русской церкви в эпоху ее борьбы с католичеством и унией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Глава первая. Супурган. Значение этого имени I. Вообразите на минуту, читатель, что на высочайшей точке Арарата 1 стоит человек, одаренный сверхъестественною силою зрения. Обратившись лицом к юго-западу, этот необычайный зритель увидел бы в расстоянии 1127 верст (по воздушной дуге, изображающей поверхность земного сфероида) купол над гробом Господним в Иерусалиме. Повернувшись несколько влево, он заметил бы в расстоянии 363 верст на правом (юго-западном) берегу р. Тигра город Мосуль 2 , а на противоположном берегу два холма, на склоне северного холма лежит турецкая деревня Куюнджик, на южном холме высится мечеть «Наби Юнус» («пророк Иона»), некогда христианская сиро-халдейская церковь . Куюнджик и Наби-Юнус лежат на развалинах древнего города «Nî-nua», который мы с детства привыкли называть Ниневией, – столицы грозного ассирийского царства. Повернувшись еще левее, в направлении к югу с уклоном к западу, зритель увидел бы в расстоянии 214 верст селение Кочанис 3 , нынешнее местопребывание католикоса-патриарха сиро-халдейского. А немного еще левее, вдали на юге, в расстоянии 689 верст, на правом (западном) берегу Тигра, открылся бы ряд низеньких песчаных холмов. Это – остатки древней Селевкии, резиденции царей парфянских и персидских. В селевкийском предместье Коке во дни оны находилась «великая церковь » 4 – кафедральный собор католикосов персидских. – Наконец, еще левее, на юго-юго-востоке от Арарата, в расстоянии 5 216 верст, его проницающий взор рассмотрел бы на северном берегу реки «Назлучай» селение Супурган, имя которого после 25 марта 1898 г. сделалось известно всей образованной России. Этих подробностей достаточно 6 для того, чтобы читатель составил себе общее представление о местоположении того селения, где находится кафедра преосвященнейшего Ионы 7 , архипастыря воссоединяющихся с православной церковью сиро-халдеев. II. 21 марта 1898 года наши восточные гости, увидев, что имя «Супурган» я пишу (по-сирски) т.е. SPRGN, что, после вокализации дало бы Supurgan), заметили мне, что эта орфография неправильна 8 и что следует писать т.е. SPURGN, что, после вокализации даёт Supûrgn. Несколько раз произнесено было это имя, и мое не особенно восприимчивое ухо различало 9 с у пурга (или вернее с у пуурга с э пурга с’пурга 10 . Итак, единственно правильная 11 русская орфография этого географического имени – «Супурган» и нормальное русское произношение [т. е. произношение α) без суперфинностей в оттенках звуков и β) с одним ясным ударением] будет «Супурган».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И. А. Шляпкин II. Западное влияние в Московской и Юго-западной Руси Общие замечания – Роль Юго-западной Руси и польское влияние вообще – Польское влияние в памятниках внешнего быта Москвы – Изучение латинского и польского языков в Московском государстве – Распространение польских и латинских книг – Переводы с латинского и польского – Общие замечания о переводной латинопольской литературе – Выходцы из Юго-западной Руси и отношение к ним московских людей – Польское влияние в Юго-западной Руси и уклонения от православия. В истории духовной жизни русского народа, в образовании самобытных начал русской народности играют важную роль два духовных течения, действовавших и действующих во все время существования русского государства. С одной стороны влияние Византии с IX по XV столетие, с другой влияние Запада в последующее время, с особенною силою сказавшееся в реформах Петра Великого. Вопросу о культурном влиянии на нас Византии в допетровскую пору посвящено несколько обширных сочинений и много отдельных исследований. Византийское влияние видят в литературе переводной и особенно странствующих сказаний, церемониале двора, архитектуре, поземельном устройстве, даже крепостном праве, но нельзя заключить из этого, что вопрос этот окончательно разработан и решен. Собран пока только материал для будущих построений, и важно, конечно, не внешнее заимствование того или другого памятника, той или другой художественной или общественной формы, а важны те идеи, которые заимствуются, которые ложатся в основание заимствования, входят во внутреннее миросозерцание не отдельных личностей, а всей народной массы и затем продолжают действовать в новых условиях. Существующие поспешные, большею частью субъективные обобщающие выводы о значении византийского влияния, сделанные раньше сбора всех должных материалов, раньше их критической оценки и разборки, оказываются вредными для науки, т. е. для истины. В свое время, в виде частных, непосредственно прилагаемых к делу обобщений, эти выводы сослужили свою службу прогрессу образованной частицы общества, расширяя умственный горизонт хотя бы и ложным обобщением, но теперь они должны уступить место широкому бесстрастному изучению возможно большего числа фактов и спокойной объективной их оценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Генеральское. Церковь Андрея Первозванного. Храм Ай-Андрий /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Андрея Первозванного Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Алушта, пос. Генеральское Координаты: 44.79013, 34.471009 Проезд: Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститьс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститься к речке, перейти ее по мосту и пересечь спортивную площадку. Сразу за площадкой начинается затяжной подъем по грунтовой каменистой дороге. Дорога поднимается в юго-западном направлении в сторону горного массива Димерджи. Примерно через 1,5 км пути с дороги будет ответвление влево. Пройдя через кустарник, далее необходимо пройти по лесной тропинке около 500 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Остатки средневекового храма, известные под названием «Ай-Андрий», находятся в южной части Горного Крыма, на юго-восточном склоне возвышенности Карлича (один из восточных отрогов горы Демерджи), в правом борту долины речки Улу-Узень (Мегапотам), у источника Ай-Андрий, примерно в 7 км от берега Черного моря, на высоте около 500 м н. у. м., в 1,6 км к юго-западу от с. Генеральское. Памятник представляет собой руины однонефной церкви с притвором, сооруженной над родником, вода которого по каптажной галерее выходит из портала под юго-восточной стеной храма. Поблизости были обнаружены остатки небольшого поселения. В исторических источниках прямые сведения о комплексе отсутствуют. Первые документированные свидетельства о комплексе появились, видимо, после присоединения Крыма к Российской империи. В частности, он упоминается в «Донесении» академика Е. Е. Кёлера и в путевых заметках академика П. И. Кеппена объект упоминается как местная достопримечательность – «греческая церковь» над источником у дороги между селами Улу-Узень (Мегапотам) и Демерджи (Фуна). Путешественники писали о его относительно хорошей сохранности.

http://sobory.ru/article/?object=52643

Коллектив авторов Д. Синицкий Из истории юго-западных братств 51 В начале 1596 г. как православная юго-западная церковь , так и польско-католическая были в каком-то особенном, не нормальном состоянии. Католическая – с лихорадочною деятельностью хваталась за все незаконные средства, в надежде поскорее достигнуть так давно желанной цели (унии), – православные – с нетерпениям ждали выхода из своего нерешительного и загадочного положения, в которое они были поставлены своими иерархами (изменившими православию). Они с нетерпением желают собора, как последнего судьи в поднятом теперь вопросе. Виленское братство просит князей Скумина и Острожского хлопотать пред королем о соборе, где бы миряне съехались вместе с своими пастырями для суда. Братство и все миряне юго-западной церкви стали теперь лицом к лицу с вопросами – об отношении мирян к пастырям церкви; о праве участия первых в решении вопросов церковных; об отношении низших пастырей к высшим, а также – об отношении власти королевской вообще к пастырям церкви. С этими вопросами, неопределенно выступавшими в церковной жизни на юго-западе Руси, мы сталкиваемся постоянно с появлением братств, с церковно-административным характером, и эти, не установившиеся еще окончательно, вопросы всегда выступали, в борьбе братства с духовенством, на первом плане, – брестская же уния должна была решить их окончательно, так или иначе, потому что с этих вопросов завязывается теперь вся полемика об унии. При решении вопроса – должно ли дело унии состояться с согласия мирян, или без них, – иезуиты не могли долго задуматься: они видели, что братства с своими правами главным образом стоят им на перепутье к достижению их цели. Они резко начали отделять барашков от овечек и высказывались прямо против собора, на котором участвовали бы миряне, – потому что от него они не ждали для себя ничего утешительного. – Сигизмунд III, смотревший на участие мирян в делах церкви глазами иезуитов, прямо говорит князю Острожскому: «Не считаем нужным, чтобы для решения вопроса об унии был какой-нибудь съезд, о котором просили нас сами епископы ваши: дела, относящиеся к душевному спасению, подлежат власти их пастырской, а мы должны повиноваться решению пастырей, которых нам дух панский (Господень) дал за вожи до живота». Но напрасно так думали и хлопотали иезуиты, а с ними и польское правительство! Народ не мог уже остановиться пред раз созданным идеалом церкви. Братство, в силу патриаршей грамоты, имело право следить за поведением и религиозными убеждениями своих епископов и вообще всего духовенства. Это право народа перешло уже в убеждение, и народ поставил теперь для себя обязанностью свои убеждения, облеченные правом, доказать самим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Глава VI 690 . История югозападной церкви § 32. Краткий очерк ее состояния до 1589 г. В состав югозападной митрополии во время отделения ее от северной входили епархии Малой и Белой России, Литвы, Волыни и Галиции: киевская, черниговская (брянская), смоленская, полоцкая, Туровская (пинская), Владимирская, луцкая, холмская, перемышльская и Галицкая (львовская). К 1589 г. успели отойти к Москве смоленская (1514 – 1611 г.) и закрыться черниговская (от половины XVI до половины XVII в.) епархии. Верховным главою в югозападной митрополии признавался константинопольский патриарх; но власть его была очень незначительна. Неудобство ли сношений с Киевом, тяжелое ли положение самого патриарха под властью турок, или еще что влияло здесь, только он не вмешивался во внутренние дела южно – русской митрополии и, несмотря на ее нестроения, относился к ней очень невнимательно. Он ни разу не посетил ее лично (до 1588 г.) и очень редко присылал сюда свои грамоты по частным делам; вся его власть в действительности сводилась к тому, что он утверждал новоизбранных митрополитов и для их посвящения иногда присылал своего экзарха. Таким образом киевский митрополит чувствовал себя самостоятельным. Отношение его к епархиальным епископам было такое же, какое некогда в северной Руси: он утверждал избранных епископов, обозревал их епархии, созывал на соборы, контролировал и судил; пред гражданскою властью он являлся ходатаем за всю митрополию. Власть епископов в епархии была, как и прежде, административная, судебная и экономическая. Основаниями церковного управления и суда служили: кормчая книга, свиток (устав) Ярослава, соборные постановления (особенно виленского собора 1509 г.), грамоты митрополитов и польских королей (Александра, Сигизмунда I, Сигизмунда II), литовский статут Сигизмунда I (1529 г.), сеймовые постановления и церковная практика с ее исстари унаследованными порядками. Таким путем 1) сузился объем церковного суда и 2) развилось участие мирян в церковном управлении в ущерб церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Троицы выразительный пример сельского церковного комплекса посл. четв. 18 в. - нач. 19 в., характерный для Нерехтского района. Комплекс расположен на обширной площади почти в центре крупного села, у его главной улицы. Территория комплекса окружена оградой с тремя угловыми башнями. С северной стороны примыкало приходское кладбище, обнесённое деревянной изгородью, с южной стороны расположены Святые ворота, с западной и восточной-калитки. Сама же церковь Троицы стоит в центре участка, ближе к его северной стороне. Все сооружения комплекса кирпичные, частично сохранившие первоначальную штукатурку. В облике церкви удачно сочетаются традиционная для Костромского зодчества типология храма, восходящая к 17 в., и фасадный декор, свойственный архитектуре барокко. Церковь с небольшой трапезной и столпообразной колокольней возведена в посл.четв.18 в. усердием прихожан и освящена в 1782 г. В нач. 19 в. трапезная храма была заменена или значительно расширена с устройством приделов и притворов перед боковыми входами. Во 2-ой четв. 19 в. церковная территория была окружена оградой с воротами и тремя угловыми башнями - вероятно, две из них, выходившие на дорогу, когда-то служили лавками, а третья-часовней. Первоначально, церковь имела один придел, посвящённый Николаю Чудотворцу. Освящение второго придела в честь иконы Иерусалимской Божией Матери, возможно, произошло после завершения последнего этапа строительства. К настоящему времени частично утрачена кровля трапезной, заложен ряд проёмов, одно из окон на южном фасаде трапезной превращено в широкий входной проём; разобрана верхняя часть северного прясла ограды, утрачены главка над Святыми воротами, купольные завершения калиток и верхний восьмерик юго-западной башни, угловые колонны юго-западной и юго-восточной башен. В основном объёме храма фрагментарно сохранилась настенная живопись 3 четв. 19 в. Сюжетные клейма исполнены маслом в академической манере. Многое из частично сохранившихся композиций сейчас едва можно прочитать. На лотках просматриваются фигуры ангелов, на боковых стенах между окнами-образа святителей в клеймах, над ними-круглые клейма с изображениями евангелистов.

http://sobory.ru/article/?object=14858

Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010