B. Румыния Местность Румынией (Цара Румынска– земля Румын) называются два соединенных княжества в европейской Турции– Валахия и Молдавия. Границы их на север– Трансильвания и Буковина, на восток река Ялпуха, Троянов Вал и озеро Бурна-Сола, на юге и юго-западе р. Дунай. Площадь Валахии, отделяющейся от Молдавии р. Мильково, содержит 3,820 кв. миль; площадь Молдавии– 2,027 кв. миль. Жителей в Валахии считают до двух с половиною миллионов, а в Молдавии до полутора миллиона. В большинстве они исповедуют православную веру. Кроме Молдавии и Валахии, румыны живут в австрийских владениях 482 , в Сербии, южной Македонии, Фессалии и Епире около 200,000, в России до 538,000 483 . Столица Валахии– Букарест при р. Димбовице 484 , а столица Молдавии– Яссы на р. Бахлуле 485 . – В Валахии и Молдавии– кроме румынов– живут с давних пор болгары, армяне (с XI века), евреи, цыгане и греки (с XV века). Историческая судьба Румынии Валахи и Молдаваны– две ветви одного румынского племени, которое, полагают, произошло от смешения древних славян-гетов или даков с римскими колонистами. В Дакии, лежавшей между реками Тейсою, Дунаем, Прутом, Днестром и Карпатскими горами, где находятся и нынешния Валахия и Молдавия, издавна жили славяне. Но сюда же переселены были императором Траяном и римские коло-нисты. Оттого жившие здесь славяне смешались с переселенцами. Не смотря однако на то, между ними сохранился и славянский элемент. Это видно как из румынского языка, представляющего смесь латинского с славянским наречием, так и из сохранившихся доселе славянских названий многих рек и местностей, каковы в Молдавии реки: Быстрица, Молдова, Молдовица, Студенец, Сушина, Тополица и пр., местности: Липова, Лунка, Младина, Тройца, в Валахии местности: Красна, Яблоница, Торговище и пр. 486 Валахи и Молдаваны жили сперва вместе, потом, по основании особых двух господарств, под управлением отдельных туземных господарей или воевод (до 1716 г.), за тем, то под властию князей-фанариотов (1716 – 1822 г.), то под властию туземных государей, наконец соединены в одно княжество под властию одного князя. Право выбора господарей принадлежало в обоих господарствах духовенству и боярам. Но владычество турок положило конец такому выбору: господарей стала назначать сама Порта. Тогда господарская булава сделалась как бы продажною. Турция, имея в виду свои корыстные рассчеты, назначала господарей на самый короткий срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

прасии, Прасиака – 7. XVII, 93, 2. 8. XV, 1, 36; 37. 10. IX, 2, 3 сл. 11. VI, 68; 70; 82. 17б. 10, 5. 23. VII, 1, 53; 54 (sc.) (греч. Πρσιοι, Πρασιοι; в 23 – Πρασια – Прасиака, т. е. область, земля прасиев; лат. Prasii; Prasiana gens, прасийский народ) – народ в Индии, территорию которого античные авторы определяют по-разному, но в области Ганга, а столицей называют город Палиботры (нын. Патна, 25°35», 85°16», шт. Бихар, у южного берега Ганга, к востоку от впадения Джамны в Ганг, напротив впадения северного притока Гандак в Ганг; причем, как предполагают, в древности некоторые считали Джамну верхним течением Ганга, отсюда и некоторая путаница у античных авторов в определении западной границы прасиев). Название «прасии» считают передачей санскритского «прачья» (Prcya) – «восточные» (т. е. с точки зрения Пенджаба и вообще запада Индии). По сообщениям античных авторов, некоторые называли их палиботрами (по городу) и так же называли их область. По всему ясно, что здесь речь идет о магадхах, народе древнего индийского царства Магадха, первоначальная область которого находилась по обе стороны Ганга к востоку от Палиботр, на территории нын. штата Бихар. В VI–IV вв. до н. э. в северной Индии начали образовываться первые крупные государства, среди которых самым могущественным было царство Магадха. Основателем династии (Харьянки) этого царства был царь Бимбисара (545–493 гг. до н. э.), столицей была Раджагриха (нын. Раджгир, 25°03», 85°31», шт. Бихар), к юго-востоку от Палиботр. Его сын Аджаташатру (493–461 гг. до н. э.) завоеваниями расширил царство. Его сын Удаин (461–445 гг. до н. э.) перенес столицу в Паталипутру (=Палиботры). При династии Нандов была образована крупная империя (около середины и второй половины IV в. до н. э.). Во время похода Александра Македонского в Индию в Магадхе царем был Ксандрам (см.), последний представитель этой династии, который в 323 или 313 г. до н. э. (после ухода Александра из Индии) был убит Чандрагуптой (см. Сандракотт), ставшим основателем новой династии Маурьев. При Чандрагупте образовалась огромная империя Маурьев от Пенджаба до Бенгалии. Его сыном был Биндусара (291–263 гг. до н. э. – см. Амитрохат), сыном которого был Ашока, при котором империя достигла наибольшего могущества. Впоследствии империя стала распадаться и к I в. н.э. пришла в упадок (в начале IV в. н. э. образовалась новая могущественная империя Гуптов, центром которой была Магадха, до V в. н. э.). См. также Прасиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По описанию области пиратов у Птолемея (с многими городами, эмпориями и главным городом Мусопаллис) получается, что это было государство (?). Может быть, в этой области действовали пираты, по которым она и была названа областью пиратов (?), хотя в древности в других местах были целые области (с городами), занимавшиеся пиратством. См. также лесты. пирриха – 26. XIV, 631а–в (πυρρχη) – военный танец в вооружении (мимическая военная игра) в Древней Греции. Здесь Афиней (II–III вв. н. э.) перед этим говорит, что этот танец сохранился только у лакедемонян (Спарта) как «предварительное упражнение в войне», т. е. пирриха в его времена стала скорее театральным танцем, изображавшим миф о Дионисе. Пиррон, 1, – 27. IX, 11, 61–63 (Πρρων) – сын Плистарха, из Элиды (область на северо-западе Пелопоннеса), греческий философ (ок. 360–271 гг. до н. э.), основатель школы скептической философии; по этому сообщению Диогена Лаертского (см. также словарь «Суда», под словом «Пиррон»), он сопровождал своего учителя Анаксарха в походе Александра Македонского в Индию, где и пришел к своему учению под влиянием индийских гимнософистов. Это сообщение обычно принимается как достоверный факт (хотя, в чем именно проявилось это влияние конкретно, не объясняется, а перечисленные принципы этого учения носят довольно общий характер). Пиррон, 2, – 13. 58 (Πυρρоν ρος – гора Пиррон) – гора на самом юге Индии; обычно идентифицируется как нын. Кардамоновы горы (южная часть гор Западные Гаты; центр – 09°30», 77°00»; простираются до самого юга Индии). Некоторые считают, что Пиррон соответствует «Красным рифам», побережью в штате Керала (у юго-западной оконечности Индии) в районе нын. Варкаллай (08°40», 76°50») и Андженго или побережью (тоже «Красные рифы») ниже города Коллам (=Квилон, 08°53», 76°36»). Упоминается только здесь. Греческое слово πυρρς означает «огненно-красный», «ярко-красный», «рыжий». Если это название греческое, то оно должно означать «Красные горы». Писандр – 8. XV, 1, 9 (Πεσανδρος) – греческий эпический поэт, предположительно VI в. до н. э., автор эпической поэмы о подвигах Геракла (не сохранилась), в которой, как считают, совершенно изменилось прежнее представление об этом герое (здесь Геракл вооружен только простой палицей и покрыт только львиной шкурой, в отличие от его прежнего вооружения героических времен). Писандра ставили после Гомера и Гесиода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гипасис – см. Гифасис. гипербореи – 8. XV, 1, 57. 11. VI, 55 – в греческой мифологии блаженный народ, обитавший за Бореем, т. е. севером (древние по-разному локализовали его: то в европейской части, то в азиатской и др). См. также Пиндар. гиперборейский – см. грифы. Гиперис – 11. VI, 99 (Hyperis) – река у середины Персидского залива; не идентифици рована. Гипобар=Гипарх – 2б. р.47в (παρχος). 11. XXXVII, 39 (Hypobarus) – по Ктесию 2б), небольшая река в Индии, несущая янтарь; по Плинию 11), который ссылается на Ктесия, река в Индии (несущая янтарь), текущая с севера и впадающая в Восточный океан (=море); Ктесий переводит ее индийское название, как «приносит всякие блага», Плиний – как «несущий все блага». По всей видимости, название «Гипарх» у Ктесия, которого сокращенно излагает Фотий, искажено в рукописи. Для «Гипобара» предполагают (в соответствии с приведенным переводом) древнеперсидское hu-upabara или санскритское su-bhara, а реку идентифицируют как Ганг (это было бы первым упоминанием Ганга в античной литературе). Но, по мнению других, это переведенное название скорее подошло бы к смыслу названия реки Suvstu («на хорошем месте», «имеющий хорошее обиталище»), ведийского названия (в «Ригведе») нын. реки Сват (см. Суаст). Некоторые считают, что Ктесий имел в виду Эридан (мифологическую реку, тоже в античной традиции связанную с янтарем). В схолиях к Вергилию («Георгики», I, 482) по поводу Эридана говорится: «Ктесий утверждает, что он (т. е. Эридан) находится в Индии». Сервий в комментарии к этому же месту говорит: «Где находится Эридан, многие заблуждаются; Ктесий думает, что он находится в Мидии». гиппал – 11. VI, 100; 104 (hippalus). 13. 57 (ππαλος) – ветер (муссон), см. Гиппал. Гиппал – 13. 57 (ππαλος) – кормчий, открывший регулярность муссона (юго-западного, летнего) в Индийском океане и проплывший до Индии прямо через открытое море (до него морской путь в Индию проходил вдоль побережья); этот ветер, муссон, и был назван по его имени " гиппалом». Об этом кормчем сообщается только здесь. Его плавание датируют от 100 г. до н. э. до 47 г. н. э. Однако очень многие отрицают реальность этого кормчего. Плиний 11) тоже говорит о ветре «гиппале» (=фавоний), не упоминая кормчего Гиппала. По Плинию (VI, 172), существовал мыс Гиспал (Hispalum) – это чтение исправляют на «Гиппал» и отождествляют этот мыс с мысом Ароматы (нын. Гвардафуй, 11°49», 51°15») на восточном побережье Африки. Птолемей (IV, 7, 12) называет «Гиппальским морем» (πλαγος ππαλον; считают, что лучше читать ππλιον – «Гиппальское» или «Гиппалово») западную часть Индийского океана. Поэтому считают, что название ветру дано по мысу Гиппал. Считают также, что эти муссоны были известны грекам со времени похода Александра Македонского в Индию под названием этесии. Отмечается, что аравийцы и индийцы пользовались этим прямым путем по открытому морю задолго до «открытия» Гиппала, но скрывали его от греков в Александрии (в Египте).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18в. II, 154. 19. III, 2, 4; IV, 32, 4; V, 12, 3; VI, 26, 6. 20е. 6. 22б. 24. I, 15, 71. 26. I, 27d; XIV, 653а. 28. LIV, 9, 8. 29б. XVI, 5. 31б. IV, 17; 18. 37a. 41 (здесь=язычники). 44. II, 4; 20; 41. 45. IIΙ, 4; 11. 46. 47a. I, 20, 9. 49. II, 45. См. также Греция. Элмодад (=Алмодад или Елмодад) – 34а. § 17б (λμωδδ) – сын Иектана, от него происходят инды (см.: Бытие. Х, 26 ; он родоначальник одного из племен в Южной Аравии); т. е. это не инды Индии (см. Индия). Эмбисар – 7. XVII, 87, 2; 3 – см. Абисар. Эмболима или Эмболимы – 17а. IV, 28, 7 (μβλιμα – Эмболимы?). 23. VII, 1, 57 (Р: μβλιμα – Эмболима?; Η: μβλιμα – Эмболимы?) – город между крепостью Аорн и западным берегом Инда, к северу от впадения нын. реки Кабул в Инд (33°55», 72°20»). Об этом же городе «Экболимы» (Ecbolima) упоминает Курций 12, 1). У Птолемея 23) Эмболима указана в числе городов Индоскифии вдоль самой реки (на западе от Инда). У Арриана 17а) и Курция описываются военные действия Александра Македонского между Аорном и берегом Инда (у Арриана Эмболимы – на расстоянии одного дня пути от Аорна; у Курция не очень ясно – он указывает 16 дневных переходов до берега Инда). Некоторые, производя это название от греческого глагола μβλλειν, «впадать», предполагают, что город находился при впадении реки Кабул в Инд. Другие, исходя из идентификации Аорна (как нын. крепость Rngarh; сейчас нет такого названия; см. Аорн), локализуют его около нын. деревень Ambar (созвучное название? Сейчас, как кажется, в этом ареале нет такого пункта) и Ohind (34°03», 72°29», у правого берега Инда, к северо-востоку от Пешавара). Однако некоторые эту локализацию не считают надежной. Идентифицируется еще как нын. Amb (Амб, 34°20», 72°53», на обоих берегах Инда, на самом северо-востоке Пакистана). Эмер – 39. 10 (Emer) – соответствует Иемеру (см.) в 41; народ после страны эвилтов до страны Неб (в Индии?). Полагают, что это искаженная передача (Dhimur) в источнике и что это чтение должно соответствовать названию Димирика=Лимирика, димуры, у Равеннского географа читается: India Dimirica Evilat; это обозначение всего треугольного полуострова Дахинабад (тогда как обычно Лимирика – область на западе Индии). В трех итинерариях для древневавилонского времени содержатся маршруты от Sippar до Emar. Сиппар–древний город в нижней Месопотамии, на северо-востоке Вавилонии, у реки Евфрат, в нын. Ираке, в 20 милях к юго-западу от Багдада (33°18», 44°22»). Эмар (или Имар) – древний город Сирии, у среднего течения Евфрата (открыт раскопками; древний город относится ко второй половине II тыс., до н. э.); был важным пунктом на древнем торговом пути. Но, как, видно, этот Эмар не имеет отношения к Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сибиртий – 17а. V, 6, 2 (Σιβρτιος) – македонянин, участник похода Александра Македонского в Персию и Индию. В 324 г. до н. э. Александр (при возвращении из Индии) назначил его сатрапом Кармании, затем также Арахосии и Гедросии (к западу от Инда). После смерти Александра (323 г.) он оставался сатрапом Арахосии и при Селевке I Никаторе (во всяком случае, еще в 316 г.), посол которого в Индию Мегасфен (см.), как сообщается здесь, был у Сибиртия и часто отправлялся к индийскому царю Сандракотту (=Чандрагупте). Сибор – 49. XI, 16; 22 (Σιβρ) – эмпорий у северо-западного побережья Индии, названный к югу от эмпория Каллиана (нын. Кальян, 19°16», 73°11», или Бомбей?). В арабском источнике упоминается в области нын. города Бхаруч (21°41», 73°03»;=Баригазы; далеко к северу от Кальяна) местность Saimur (Jaimir), с которой отождествляют Сибор. В свою очередь, Сибор некоторые отождествляют с эмпорием Суп(п)ара у античных авторов. Сибрий – 23. VII, 1, 76 (Σβριον) – город в области дрилофилитов (см.), к которой относятся еще города Опотура (см.) и Озоана (см.); не идентифицируется. сибы – 7. XVII, 96, 1–3. 8. XV, 1, 8; 33. 17б. 5, 12 (Σβαι, Σβοι) – народ в Индии, приблизительно в области между Индом и полосой после слияния (31°12», 72°12») Гидаспа (нын. Джелам) и Акесина (нын. Чинаб), в Пенджабе; обычно идентифицируется как древняя народность шиби (санскр. ibi), которых считают аборигенным племенем Индии; в позднейшее время они жили в области нын. Раджастхана (южнее Пенджаба). Многие по созвучию отождествляют сибов с многими другими народностями, о которых сообщают античные авторы. Некоторые по сходству названий полагают, что шиби – это поклонники Шивы, с которым греки отождествляли Геракла, поэтому они приняли сибов за потомков воинов похода Геракла в Индию. Сигала – 23. VII, 1, 73 (Р: Σιγλα; Η: Σγαλλα) – город в области мандалов (?) (см. мандалы), у Ганга (в Индии по сю сторону Ганга); по градусам у Птолемея – к северо-западу от Палиботры (нын. Патна, 25°35», 85°16»), к югу от Ганга; идентифицируется как нын. города: 1) Ара (25°31», 84°46», к юго-западу от Патны, немного к югу от реки Ганг, на западе штата Бихар); 2) Ауд (26°45», 82°15», см. Коссоал), значительно к северу от Ганга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Птолемея 23. VII, 1, 16) назван в Гангском заливе город Палура, 2 (см; и еще два других одноименных города). Считают, что это название «Палура» – дравидийского происхождения, состоящее из слов pallu – «зуб» и r – «город», т. е. что это дравидийская передача санскритского «Дантапура». Таким образом, предположительно отождествляются Дандагуда=Дантапура (=Дантакура)=Палура, 2. Дандамис (или Дандамий или Дандамид) – 15в. 65. 17а. VII, 2, 2–4. 44. II, 1; 12–57 (Δνδαμις); см. также Манданис (=Дандамис) – старейший и мудрейший среди гимнософистов, учитель брахманов в Таксилах во время похода Александра Македонского в Индию (327 г. до н. э.). У Порфирия 31б. IV, 17) чтение «Дандамис» (Δνδαμις) – конъектура; в рукописях: Δαδμαμις, Δαμδαμις, Δμαλις. По всей видимости, эта конъектура неверна. Во всяком случае, это другой Дандамис. Здесь речь идет о сообщении Бардесана (154–ок. 222 гг. н. э.) о рассказах индийских послов (ок. 218–222 гг. н. э.), одним из которых был этот «Дандамис», который явно идентичен с «Сандалом» (см.) в 31а. Даон – 23. VII, 2, 7; 11; 20 (Р: Δανας; Η: Δονας – Доан) – река в Индии по ту сторону Ганга, истоки которой находятся в горах Дабасы (см.), устье – в Большом заливе (см.). Идентифицируют как нын. реки: 1) (чаще) Меконг, река в Китае, Лаосе, Камбодже и Вьетнаме; длина – ок. 4500 км; истоки – в Китае, в хребте Тангла на Тибетском нагорье (ок. 32°30» с. ш., ок. 94° в. д.; в верхнем течении называется Дзачу, в среднем течении на территории Китая – Ланьцанцзян), впадает в Южно-Китайское море, на юге Вьетнама (10°15», 105°55»), образуя дельту (10°20», 106°40») ниже города Пномпень (11°33», 104°57», в Камбодже) с двумя главными рукавами (левый – Тонлетон; правый, южный, – Бассак=Хау, в Камбодже и Вьетнаме, впадает в Южно-Китайское море, 09°32», 106°16»); некоторые идентифицируют Даон именно как этот рукав Хау (=Бассак). При этом мыс в начале Большого залива идентифицируется как нын. мыс Камау (08°38», 104°44», самый южный пункт Вьетнама, между Сиамским заливом и Южно-Китайским морем); см. Каттиарий (?); 2) Менам (сейчас – Чаупхрая=Чао-Прая), река в Таиланде, ок. 1200 км, от истока главного притока Менама реки Пинг – 1500 км; истоки – на склонах хребта Кхунтхан и в пределах нагорья Фиппанам (на северо-западе Таиланда); впадает (10°40», 100°36») в Сиамский залив Южно-Китайского моря, образуя дельту; но см. Собан; 3) Иравади, река в Бирме (истоки – в Китае, в восточных отрогах Гималаев), длина – 2150 км; впадает (15°48», 95°05») в Бенгальский залив, на юге Бирмы; в 300 км от устья начинается сильно заболоченная дельта. При этом мыс в начале Большого залива идентифицируется как нын. мыс Пуриян (15°50», 94°24», на юго-западной оконечности Бирмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византинизм носил в себе слишком много неподвижности и консерватизма и не казался способным приспособляться к новым историческим условиям. Он при царях Македонской династии принял такое направление, которое казалось несовместимым с развитием политической и церковной жизни в славянских государствах на Балканском полуострове» 63 . Особое место занимает у Ф. И. Успенского исследование вопроса о значении пропаганды христианства Византией. Целью христианизации славянских народов Ф. И. Успенский считает борьбу Византийской империи против движения на Восток Европы Каролингской империи и латинской церкви. Византийская империя для достижения этой цели пользовалась теми же средствами, какими Западная империя и латинская церковь пользовались для привлечения новых подданных, т. е. христианской миссией 64 . В этом направлении внимание обеих империй привлекал славянский юго-восток Европы. Ф. И. Успенский, рассматривая взаимные отношения славянских государств, придаёт особое значение деятельности моравского князя Ростислава, который вступил в союзные отношения с соседними славянскими странами, Болгарией и Чехией, подготовив этим значительную преграду для немецкого движения на Восток. Деятельность Кирилла и Мефодия в районах Европы, где было сильно влияние латинской церкви, является важной победой Византии. „Миссионерская деятельность Константина и Мефодия в Моравии, – говорит Ф. И. Успенский, – наносила большой ущерб притязаниям Западной империи на распространение её влияния в Юго-восточной Европе, а равно латинской церкви; римский епископ в целях противодействия Константинопольскому патриархату принуждён был не только признать совершившийся факт, но и воспользоваться употреблённым против него оружием, т. е. славянским языком в богослужении, против восточной церкви и патриархата» 65 . Для изучения истории дальнейших взаимоотношений Византии и славян большое значение имеет более ранняя работа Ф. И. Успенского, его докторская диссертация об образовании Второго болгарского царства. Это исследование состоит из двух частей: 1) „Состояние Болгарии под византийским господством» (173 стр.) и 2) „Борьба Болгарии за независимость» (74256 стр.). Последняя часть разделяется на 10 отдельных очерков, охватывающих всё болгарское движение с самого его начала и борьбу с Византией, т. е. всего 22 года (11851207). В „Положениях», представленных для диспута 66 , автор отмечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще при святом Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых префектов. Вместе с восточным Иллириком префектура Восток составляла грекоязычную половину государства, а Италия, Галлия и западная часть Иллирика – латиноязычную. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского полуострова, Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию (в диоцез с этим названием была включена также Эллада) и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи – Константинополь; Сирия со столицей в Антиохии и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Термин «диоцез» первоначально употреблялся применительно к гражданскому административному делению. Гражданские на­чальники диоцезов именовались экзархами (по-латыни – викариями, vicarius). Затем экзархами или, чаще, архиепископами стали титуловать предстоятелей Церквей в границах этих диоцезов. Юрисдикция Римской кафедры шаг за шагом распространилась на весь латиноязычный Запад, и все же Церкви Африки, а также Медиолана на севере Италии сохраняли фактическую автокефалию, в то время как предстоятели Церквей Галлии, Испании и даже Иллирика, в состав которых входили не только латиноязычные общины Далмации, но и грекоязычные Церкви Македонии и Эллады, признавали юрисдикцию Рима. После смерти епископа Дамаса в 389 году на Римский престол взошел папа Сириций, который занимал его до своей смерти, последовавшей вскоре после кончины святого императора Феодосия, в 398 году.

http://pravoslavie.ru/48899.html

   Первый Вселенский Никейский собор 325 г.    Финикияне — представители римской провинции Финикия на восточном побережье Средиземного моря. Аравитяне — представители римской провинции Аравия к востоку от р. Иордан и Мертвого моря.    Скифия — римская провинция у гирла Дуная совр. Добруджа.    Речь идет о римских провинциях Пот северо-восточное побережье Малой Азии, Галатия центр Малой Азии, Памфилия южное побережье Малой Азии, Каппадокия восток Малой Азии, Азия западное побережье Малой Азии, Фригия запад Малой Азии.    Фракийцы, македоняне, ахеяне и эпирцы — представители римских провинций Фракия юго-восток совр. Болгарии, Македония северо-восток совр. Греции, Ахайя Средняя Греция и Пелопонесс и Эпир запад совр. Греции.    Осия, епископ Кордовы.    Сильвестр, епископ Рима 314—335.    Речь идет об Афанасии Великом ок. 298—2 мая 373 г., будущем знаменитом александрийском патриархе 326—373 с перерывами.    Сократ ничего не говорит о стойкой защите Арием своей позиции. Ересиарх заявил, что Бог-Слово не вечен в отличие от Бога-Отца и не имеет такой же природы и субстанции, то есть не является богом. О божественности Сына, по словам Ария, можно говорить лишь в том смысле, в каком Писание говорит о божественности всех людей. Он добавил, что сначала Отец был один и что он сотворил Сына из небытия актом своей воли. Арий закончил свое выступление тем, что Отец невидим и непостижим даже для Сына, ибо то, что имеет начало, не может знать того, что вечно.    Сабин Македонянин — арианский писатель, один из постоянных объектов критики со стороны Сократа.    Это послание Евсевия Кесарийского, как и запоздалое принятие Никейского символа Евсевием Никомидийским, отражает сомнения значительной части присутствовавших в Никее епископов по поводу доктрины «едино-сущия», сомнения, которые по сути дела являлись сомнениями представителей антиохийской теологической школы, опасавшихся «политеистических " тенденций. Определение, весьма похожее на изобретенную на Никейском соборе формулу «омусиос» равенство Бога-Отца и Бога-Сына, уже было отвергнуто вместе с учением Павла Самосатского на соборе сирийских епископов в Антиохии в 268 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010