Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I [Греческая Республика; греч. Ελληνικ ημοκρατα], гос-во в юго-вост. Европе, занимающее юг Балканского п-ова. Территория - 131 944 кв. км, в т. ч. островов -25 тыс. кв. км, береговая линия имеет длину 4100 км (с учетом островов - ок. 15 тыс. км). На севере граничит с Албанией, Республикой Македонией и Болгарией, на востоке - с Турцией. Материковая часть Г. с 3 сторон омывается морями (юж. берега - Средиземным, зап.- Ионическим, вост.- Эгейским), где Г. принадлежат многочисленные острова. Столица - Афины (ок. 4 млн чел.). Крупнейшие города: Фессалоника (Салоники) с пригородами (1 млн чел.) и Патры (168 тыс. жителей в 2001). Гос. язык: греческий. География Г. делится на неск. природных районов. Греч. Македония и Фракия окаймляют сев. берег Эгейского м. Крупные плодородные равнины Фессалии и Салоникской низменности окружены горными массивами, покрытыми кустарниковыми и лесными зарослями. Ср. Греция имеет сильно раздробленный горный рельеф, глубоко расчлененные берега. П-ов Пелопоннес почти полностью изолирован от Ср. Греции глыбовыми хребтами, чередующимися со сбросовыми впадинами. Островная Г. включает Ионические о-ва, расположенные в Ионическом м., и 6 отдельных групп островов в Эгейском м. (острова сев.-вост. части Эгейского м.- Тасос, Самотраки, Лемнос, Лесбос, Хиос и др.; Сев. Спорады; о-в Эвбея; архипелаг Киклады, состоящий примерно из 20 крупных и множества небольших островов; Юж. Спорады, раньше называвшиеся Додеканес (двенадцать островов), в к-рые входит о-в Родос; Крит - самый крупный из греч. островов). Ок. 2/3 территории Г. занимают горы и плоскогорья. Всю территорию с северо-запада на юго-восток пересекают 2 горные системы. Западная протягивается вдоль побережья Ионического м., охватывает горы Пинд, затем переходит на п-ов Пелопоннес. Ее продолжением служат горы о-вов Крит и Родос. Вост. система начинается в горах Грамос, охватывает массивы Отрис и Парнас, затем переходит на о-в Эвбея и о-ва Киклады. На северо-восток страны (во Фракию и в Македонию) заходят юж. отроги гор Пирин и Родопы. Побережье Эгейского м. имеет сильно изрезанную линию. Много бухт и заливов, являющихся естественными гаванями. В Г. преобладают горные реки, часто протекающие по тектоническим разломам. Наиболее крупные озера - Трихонида (на юго-западе), Вегоритида (на северо-западе) и Преспа (на границе Г., Республики Македонии и Албании) - тектонического происхождения. Климат средиземноморский субтропический, с мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. Летом часты вторжения континентального воздуха с севера, зимой возрастает влияние циклонов с запада и юго-запада. Средняя температура янв. в Афинах 9°С, июля 27°С. Население

http://pravenc.ru/text/597843.html

(Македонский) [греч. Αλξανδρος ο J Μγας] (357 до Р. Х., Пелла (Пела), Македония - 13.06.323 до Р. Х., Вавилон), Александр III из династии Аргеадов, царь Македонии (336-323 до Р. Х.), царь Египта (с 332 до Р. Х.), «царь Востока» (офиц. титул с 330 до Р. Х.); создатель державы в Вост. Средиземноморье, на Ближ. и Ср. Востоке; эпический герой в античной, христ., иудейской и исламской культурах. Сын царя Филиппа II и Олимпиады, представительницы эпирского царского рода. Получил образование при дворе отца; среди его наставников был философ Аристотель . Уже в юном возрасте, в периоды отсутствия Филиппа II в столице, А. В. принимал участие в управлении гос-вом. Его военный талант впервые проявился в 338 г. во время битвы с коалицией греч. полисов во главе с Афинами и Фивами при Херонее. Неожиданная смерть Филиппа, избранного на Коринфской лиге греч. полисов 338 г. гегемоном соединенных греч. сил для войны с Персидской державой, открыла А. В. путь к царскому трону. Утвердившись на престоле и расправившись с оппозицией в Греции (поход в Фессалию, разрушение Фив), А. В. в 334 г. начал войну с Персидским царством, превратившуюся в 9-летний поход на восток. Он одержал победы над персид. войском в сражениях при р. Граник (334 до Р. Х.; совр. Сев.-Зап. Турция), а затем при г. Иссе (333 до Р. Х.; в р-не совр. Османие, Юго-Вост. Турция), покорив Финикию, пошел в Египет, откуда снова двинулся в Азию, выиграл решающую битву при сел. Гавгамелы (331 до Р. Х.; совр. Телль-Гомель близ г. Эрбиль, Ирак) и фактически поставил под свой контроль всю территорию Персидской империи. В 326-325 гг. до Р. Х. А. В. вторгся в Индию, добился значительных успехов, но из-за эпидемий, недовольства солдат и общей неподготовленности к войне в незнакомых условиях вынужден был прекратить поход и отвести армию в Месопотамию. В результате завоевательных походов А. В. создал эллино-персид. империю со столицей в Вавилоне, включавшую, кроме Македонии и полисов Юж. Фракии, М. Азию, Египет, Сирию, Месопотамию, Персию, часть Центр. Азии (Бактрия, Парфия и Согд) и часть долины р. Инд. В целях укрепления своей власти в империи сближался с местной знатью; женился на дочери бактрийского властителя Роксане; в Египте пользовался поддержкой жречества; в 332/31 г. в дельте Нила основал г. Александрию . После того как в 330 г. до Р. Х. последний персид. царь из династии Ахеменидов Дарий III Кодоман был убит своими сатрапами, А. В. объявил себя законным властителем этой огромной державы. А. В. умер в Вавилоне, скорее всего от лихорадки (античными авторами приводится в т. ч. и версия об отравлении), во время подготовки похода в Аравию. После смерти царя его наследством завладели ближайшие соратники, вследствие чего на обширном пространстве завоеванных А. В. земель возникло неск. крупных эллинистических гос-в.

http://pravenc.ru/text/64334.html

B. Румыния Местность Румынией (Цара Румынска– земля Румын) называются два соединенных княжества в европейской Турции– Валахия и Молдавия. Границы их на север– Трансильвания и Буковина, на восток река Ялпуха, Троянов Вал и озеро Бурна-Сола, на юге и юго-западе р. Дунай. Площадь Валахии, отделяющейся от Молдавии р. Мильково, содержит 3,820 кв. миль; площадь Молдавии– 2,027 кв. миль. Жителей в Валахии считают до двух с половиною миллионов, а в Молдавии до полутора миллиона. В большинстве они исповедуют православную веру. Кроме Молдавии и Валахии, румыны живут в австрийских владениях 482 , в Сербии, южной Македонии, Фессалии и Епире около 200,000, в России до 538,000 483 . Столица Валахии– Букарест при р. Димбовице 484 , а столица Молдавии– Яссы на р. Бахлуле 485 . – В Валахии и Молдавии– кроме румынов– живут с давних пор болгары, армяне (с XI века), евреи, цыгане и греки (с XV века). Историческая судьба Румынии Валахи и Молдаваны– две ветви одного румынского племени, которое, полагают, произошло от смешения древних славян-гетов или даков с римскими колонистами. В Дакии, лежавшей между реками Тейсою, Дунаем, Прутом, Днестром и Карпатскими горами, где находятся и нынешния Валахия и Молдавия, издавна жили славяне. Но сюда же переселены были императором Траяном и римские коло-нисты. Оттого жившие здесь славяне смешались с переселенцами. Не смотря однако на то, между ними сохранился и славянский элемент. Это видно как из румынского языка, представляющего смесь латинского с славянским наречием, так и из сохранившихся доселе славянских названий многих рек и местностей, каковы в Молдавии реки: Быстрица, Молдова, Молдовица, Студенец, Сушина, Тополица и пр., местности: Липова, Лунка, Младина, Тройца, в Валахии местности: Красна, Яблоница, Торговище и пр. 486 Валахи и Молдаваны жили сперва вместе, потом, по основании особых двух господарств, под управлением отдельных туземных господарей или воевод (до 1716 г.), за тем, то под властию князей-фанариотов (1716 – 1822 г.), то под властию туземных государей, наконец соединены в одно княжество под властию одного князя. Право выбора господарей принадлежало в обоих господарствах духовенству и боярам. Но владычество турок положило конец такому выбору: господарей стала назначать сама Порта. Тогда господарская булава сделалась как бы продажною. Турция, имея в виду свои корыстные рассчеты, назначала господарей на самый короткий срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

О галлах рассказывают, что они поднялись с берегов Рейна, под предводительством Бриенна. Их было три племени: трокмы, толистобои и тектосаги, — всё кельты. Сначала они нападали на разные местности Македонии и Греции, а потом во Фракии дали себе некоторую оседлость, основав нечто похожее на воеводство под именем Тиле. Между тем они не переставали удовлетворять своим воинственным наклонностям, — и это подало повод Никомеду I (280 — 255 до Р. X.), царю Вифинскому, пригласить их к себе на помощь в борьбе его с братом своим Кивелом. С этой целию они перешли в Малую Азию в 280 году до Рождества Христова под предводительством Леонора и Лотара; но там и остались, получив от Никомеда, за содействие ему, земли в Вифинии. Эти земли они не переставали расширять на счет соседних областей, пока не сделал им отпора Пергамский царь Аттал, одержав над ними победу, которая произвела на них такое впечатление, что они сочли лучшим переменить самое место своего поселения и перешли на реку Галис, протекающую посреди Галатии с юго-запада на северо-восток. Это было в 240 году до Рождества Христова. Тут они оселись окончательно и не переменяли уже более своего местожительства. Скоро после этого, в 189 году до Рождества Христова, консул Манлий подчинил их римлянам, оставив, однако же, им собственное управление под своими владыками, кои потом получили титло царей. С этих пор они обратились к мирным занятиям и искусствам и стали возделывать свою плодородную и цветущую страну. Естественным следствием этого было то, что они посредством гражданских и житейских сношений смешались с местными греками, усвоив их нравы и язык, хотя, по замечанию блаженного Иеронима (в начале 2-й книги Толкований), в его даже время некоторые там говорили таким языком, которым говорили тревиры. От этого все жители той области получили название галлогреков, а самая область — Галлогреции. Но потом эти названия заменились другими, и их стали звать галатами, а страну их Галатиею,— может быть, от племенного имени их — кельты, из которого чрез кальты и калаты могло образоваться и название — галаты с Галатиею. Павзаний (древнегреческий писатель, автор «Описания Эллады») (у преподобного Филарета Черниговского в предисловии к Толкованию Послания к Галатам) пишет: «недавно стали называть их Галатами; издревле же они себя и другие их называли кельтами». Блаженный Иероним, в начале 2-й книги своего Толкования Послания к Галатам, приводит мнение Лактанция, что как галлов ради белизны их тела называли галатами, то есть молочными, от греческого: γαλα,— молоко,— то и страна та, где галлы смешались с греками, по сему поводу получила название Галатии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЯ [греч. Αντιχεια] (совр. Антакья, Юго-Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А.-на-Оронте обозначалась также как А. Сирийская, А.-при-Дафне ( π Δφνη - по названию одного из пригородов) и А. Великая. В VI в. переименована в Феополь (Θεοπολις - Божий Град), под этим названием вошла в титулатуру Антиохийских Патриархов. Антиохия Антиохия История А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского. Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та) Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та) Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток - в Персию и Индию, на север - в М. Азию, на юг - в Египет, на запад - в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

http://pravenc.ru/text/115782.html

пер. Г.А. Тароняна 18. Аппиан (ок. 100–ок. 170 гг. н. э.) Греческий историк, из Александрии в Египте, занимал впоследствии высокие посты в Риме. Автор «Римской истории», в 24 книгах, из которых целиком сохранились книги VI–VIII и XII–XVII. Это сочинение составлено как серия отдельных монографий по истории Рима и тех народов, с которыми римляне вели войны и которые вошлив римскую державу («Война с Ганнибалом», «Сирийская война» и т. д.); в эту жесерию входит особый раздел «Гражданские войны» (в Риме) Римская история а) Война с Ганнибалом (Книга VII) 41, 17б (Вторая Пуническая война, 218–201 гг. до н. э. 211 г., Ганнибал, подойдя к Риму, готовится к внезапному нападению на римский лагерь) (...) а на слонов посадив индов 467 , велел им ворваться в стан Фульвия (...) б) Сирийская война (Книга XI) 55, 282 (Селевк I Никатор, сирийский царь с 312 г. до н. э., подчинил себе весь переднеазиатский регион, от Сусианы и Мидии до границ с Индией) (...) И перейдя Инд, он начал войну с Андрокоттом, царем над живущими тут индами, пока не заключил с ним дружественный союз и свойство. (...) Гражданские войны (Книги XIII-XVII) II, 154 (Сравнение Цезаря и Александра Македонского) (...) Они и к познанию добродетели, и отечественной, и эллинской и иноземной, стремились: Александр расспрашивал, что касается Индии, брахманов, которые слывут знатоками небесного 468 и мудрецами среди индов, как маги среди персов, (...) V, 9 (41 г. до н. э. Марк Антоний в Азии «наводит порядок» в восточных римских провинциях. Он посылает конницу разгромить Пальмиру, якобы за то, что пальмирцы, находясь на границе владений римлян и парфян, ловко вели свои дела с теми и с другими, а на деле – для грабежа) (...) – ведь они 469 , будучи торговцами, привозят из земли персов индийские или аравийские товары и сбывают их во владениях римлян, – (...) Читать далее Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия)/Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, с. : табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 Евномиане — еретическая секта радикальных ариан от Евномия, ученика ересиарха Аэция. Македоний — константинопольский епископ и один из лидеров умеренных ариан при Констанции II. 32 Концепция религиозного единомыслия, сформулированная в этом послании, была следствием опасений Константина по поводу возможных драматических последствий споров среди церковных иерархов. Император, конечно же, хорошо помнил о той смуте, которую вызвали в Северной Африке разногласия Доната и Цецилиана и которую только обострило его прямое вмешательство в 313 г. Следует также учитывать ситуацию, в которой было написано это послание — это был 324 г., первый год правления Константина на Востоке, когда его главной задачей стало мирное упрочение там своей власти. 33 Первый Вселенский Никейский собор 325 г. 34 Финикияне — представители римской провинции Финикия на восточном побережье Средиземного моря . Аравитяне — представители римской провинции Аравия к востоку от р. Иордан и Мертвого моря . 35 Скифия — римская провинция у гирла Дуная совр. Добруджа . 36 Речь идет о римских провинциях Пот северо-восточное побережье Малой Азии , Галатия центр Малой Азии , Памфилия южное побережье Малой Азии , Каппадокия восток Малой Азии , Азия западное побережье Малой Азии , Фригия запад Малой Азии . 37 Фракийцы, македоняне, ахеяне и эпирцы — представители римских провинций Фракия юго-восток совр. Болгарии , Македония северо-восток совр. Греции , Ахайя Средняя Греция и Пелопонесс и Эпир запад совр. Греции . 38 Осия, епископ Кордовы. 39 Сильвестр, епископ Рима 314—335 . 40 Речь идет об Афанасии Великом ок. 298—2 мая 373 г ., будущем знаменитом александрийском патриархе 326—373 с перерывами . 41 Сократ ничего не говорит о стойкой защите Арием своей позиции. Ересиарх заявил, что Бог-Слово не вечен в отличие от Бога-Отца и не имеет такой же природы и субстанции, то есть не является богом. О божественности Сына, по словам Ария, можно говорить лишь в том смысле, в каком Писание говорит о божественности всех людей. Он добавил, что сначала Отец был один и что он сотворил Сына из небытия актом своей воли. Арий закончил свое выступление тем, что Отец невидим и непостижим даже для Сына, ибо то, что имеет начало, не может знать того, что вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Еще при святом Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых префектов. Вместе с восточным Иллириком префектура Восток составляла грекоязычную половину государства, а Италия, Галлия и западная часть Иллирика – латиноязычную. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского полуострова, Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию (в диоцез с этим названием была включена также Эллада) и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи – Константинополь; Сирия со столицей в Антиохии и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Термин «диоцез» первоначально употреблялся применительно к гражданскому административному делению. Гражданские на­чальники диоцезов именовались экзархами (по-латыни – викариями, vicarius). Затем экзархами или, чаще, архиепископами стали титуловать предстоятелей Церквей в границах этих диоцезов. Юрисдикция Римской кафедры шаг за шагом распространилась на весь латиноязычный Запад, и все же Церкви Африки, а также Медиолана на севере Италии сохраняли фактическую автокефалию, в то время как предстоятели Церквей Галлии, Испании и даже Иллирика, в состав которых входили не только латиноязычные общины Далмации, но и грекоязычные Церкви Македонии и Эллады, признавали юрисдикцию Рима. После смерти епископа Дамаса в 389 году на Римский престол взошел папа Сириций, который занимал его до своей смерти, последовавшей вскоре после кончины святого императора Феодосия, в 398 году.

http://pravoslavie.ru/48899.html

св. Феодосия I Великого (395), в то время как в церковном отношении Иллирик продолжал оставаться в подчинении у Рима ( Burn. 1905. P. L; Soroceanu. 2013. S. 128; др. гипотезы: Sivan. 1995. P. 79-90). Однако о личных встречах или о переписке Н. с Римскими епископами Сирицием , Анастасием I или Иннокентием I нигде не сообщается. Напротив, личное знакомство Н. с пресв. Павлином (с 410 епископ г. Нолы, где покоились мощи исп. Феликса Ноланского), засвидетельствовано самим свт. Павлином в 2 его поэмах. Н. и Павлина связывала крепкая и сердечная дружба ( Paul. Nol. Carm. 27. 343). Н. был старше Павлина, и тот относился к нему с сыновней любовью и большим уважением - как к духовному отцу и наставнику, называя его «святым Никитой» и «святым отцом» (Ibid. 17. 7-8; 27. 150-151, 324-325, 345, 360). Когда Н., поклонившись мощам св. Феликса и погостив у друга, решил поспешно отправиться на родину в Дакию, Павлин весьма тяжело переживал их расставание, что нашло отражение в начале его 17-й поэмы, называющейся «Прощальная» (Propempticon) (Ibid. 17. 1-10). В той же поэме свт. Павлин подробно описывает возвращение Н. на родину, однако ввиду неоднозначности используемых свт. Павлином выражений и предложенных учеными эмендаций до сих пор ведется спор о том, каков был маршрут этого путешествия. Если следовать тексту свт. Павлина буквально, то путь Н. пролегал из Нолы в порт Гидрунт (ныне Отранто) на юго-востоке Апулии; оттуда по Адриатическому м. Н. приплыл в Эпир; пройдя 2 его части, Н. по Эгейскому м. приплыл в Фессалонику; затем пришел в Филиппы в Македонии, оттуда отправился далеко на северо-восток, в г. Томы, расположенный в пров. М. Скифия на зап. побережье Чёрного м.; затем - назад на юго-запад, в г. Скупи в пров. Дардания, а оттуда - на родину, в Ремесиану (Ibid. 17. 17-20, 85, 193-196). Остается неясным, почему Н. выбрал такой длинный маршрут и руководствовался ли он при этом какими-то церковно-политическими или миссионерскими целями. Кроме того, существует множество гипотез, интерпретирующих описанный свт.

http://pravenc.ru/text/2565348.html

При св. равноапостольном Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Италию, Галлию, Иллирик и Восточную префектуру, самую обширную из всех. Вместе с Иллириком префектура Восток составляла грекоязычнуто половину государства, а Италия и Галлия - латиноязычную. В том же IV веке префектуры были, в свою очередь, разделены на диоцезы, во главе которых стояли назначаемые императорами и подчиненные префектам викарии. Восточная префектура была разделена на 5 диоцезов: Восток (в узком смысла слова) со столицей в Антиохии - в этот диоцез вошли Сирия, Палестина, Аравия и Месопотамия; Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия); Азию (с центром в Ефесе), объединившую провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; и Фракию (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи - Константинополь. Иллирийскую префектуру с центром в Фессалониках составляли два диоцеза; Македония и Дакия. Итальянская префектура включала в себя Италию, Африку (со столицей в Карфагене) и Западный Иллирик (западную часть Балкан). В Галльскую префектуру входили Галлия, Испания, Британия и Мавритания. Обе имперские столицы - Рим и Константинополь - изъяты были из областного подчинения. Подобно тому, как деление империи на провинции послужило основанием для образования митрополичьих областей, так введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области, первые епископы которых назывались «экзархами,» а еще чаще «архиепископами.» Процесс укрупнения поместных Церквей на этом не заканчивается. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената,» обусловлено и его церковное возвышение. Несмотря на возражения Рима, уже II Вселенский Собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (3 прав.).

http://sedmitza.ru/lib/text/432407/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010