Впервые в канонах рассматриваемый титул встречается в 6-м правиле Сардикийского Собора, но там он не имеет особого самостоятельного значения. В этом правиле ясно сказано, что экзарх – это митрополит: «Экзарх области, разумею епископа митрополии». Что же касается употребления данного термина для обозначения титула (не митрополита), то оно связано с образованием более крупных, чем митрополичий округ, Поместных Церквей. Появление таких образований связано с развитием административного деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При святом Константине Великом территориально империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры, в свою очередь, были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, также Германию, Норик, Панонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского полуострова и Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию, в которую входил также и юг Балканского полуострова, и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центом в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная часть Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась, не входя в неё административно, и новая столица империи – Константинополь; Сирия со столицей Антиохией; Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя несколько провинций. Экзархами (по-латыни – викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сравним прежде всего Греков и Болгар между собою и с Русскими. О Сербах поговорим позднее. Греческая нация и по темпераменту быть может своему, а вернее по историческому положению, шумнее, виднее, известнее Болгарской. Все занимающиеся мало-мальски политикой знают хоть сколько-нибудь дух Греков. У Греков есть свободное государство, своя столица, свой университет, войска, палата депутатов. Число газет в одних Афинах, имеющих не более 50 000 жителей, по временам, говорят будто бы доходит до ста; при всех дворах есть представители Эллады. В Константинополе у Греков есть древняя, признанная всем светом, иерархия, которая служит во многом и политическим представителем народа; есть и газеты, которые пишут теперь довольно свободно. Разговоры же в Турции по кофейням, мелочным лавочкам, аптекам (в которых также имеют многие обычай собираться) издавна очень безбоязненны и откровенны. Сверх того, во многих случаях, что не дослышится как-нибудь в Турции, то можно узнать из Афин, Триеста, Молдо-Валахии... У Болгар, напротив того, не имеющих ни столицы своей, ни палаты, ни войска; у Болгар, которых газеты ничтожны и никем кроме их самих, не читаются, всё происходило под турецкою властью тихо, незаметно, всё шло посредством подземной работы 43 . Вследствие этих различных условий жизни, Греков вообще судить легче чем Болгар. У Греков, как я уже говорил, выработалось уже гораздо больше физиономии исторической за эти полвека, которые прошли со дня их первого восстания в 21-м году. Они успели развиться больше Болгар не в смысле ума только или учености, а в смысле некоторой организации и потому у них больше разнообразия в их эллинском племенном единстве. Сословий, правда, у них нет никаких с самого начала; этого элемента разнородности и гармонии они лишены. Но условия и географические и исторические придали им гораздо больше национальной пестроты чем Юго-Славянам. Взглянем только на карту и нам будет это понятно. Мы увидим строгий и пустынный Синай, дикие долины и горы Малой Азии, торговую Смирну, столь близкую к этим диким странам, множество островов Архипелага, Средиземного и Адриатического моря, Афины у подножия Акрополя; прелестный Крит; Морею пастушескую и разбойничью; Эпир, носящий фустанеллу и сочиняющий до сих пор в безлесных горах эпические песни. В двухчасовой езде морем от этого полудикого и вместе с тем (не странно ли?) очень грамотного Эпира, почти италиянский остров Корфу, еще полный вдобавок памятников и следов британского протектората. В Кефалонии у жителей опять иной характер. Корфиоты мягче и образованнее; Кефалониты страстнее, свирепее и вместе с тем умнее. Македонский Грек ничем почти в быту своем не отличается от соседнего ему Болгарина; Фракийского Грека даже по одежде сельской не отличишь от Болгарина Фракии; оба в темносиних чалмах и коричневых шальварах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Эти самобытные, европеизованные центры, подобные Афинам и Белграду, гораздо легче поддавались всем западным влияниям и могли нередко (как мы видели это в последних событиях) уклоняться от столь естественного и для Сербов, и для Эллинов согласия и союза с Россией. Во время трехлетней борьбы на острове Крите, когда все почти греческие партии были за Россию и когда Россия могла свободно обнаружить свое сочувствие Грекам в пределах чистого грецизма, со славянским элементом на этом прекрасном острове не смешанного, в это время пламенных греко-русских сочувствий, Сербы обманывали и Греков, и Русских. Обещая союз с Грецией, угрожая Турции войною в соединении даже с грозною Черногорией, Сербское правительство под рукою вело в то же время переговоры об очищении крепостей, находившихся еще в то время в руках Турок, на территории Сербского княжества. Разумеется,и Англия, и Франция, и Австрия все были тогда заодно в содействии Сербии на поприще этой двойной дипломатической игры. Турки очистили крепости и геройское население Крита сложило оружие на обагренную кровью своей родную землю!... Что, в свою очередь, делало Афинское правительство, как оно долго сдерживало естественные стремления греческих населений Крита, Фессалии, Эпира и Македонии, как оно интриговало против Славян и России, – это известно всем. Надо, впрочем, помнить при этом одно: что не Греки только, но и Юго-Славяне точно так же „льстивы до сего дня“; помнить это надо не для того, чтоб отказываться от них, избави Боже! – да это и невозможно, – а в видах собственного, весьма темного, может быть, будущего, чтобы знать истину, чтобы знать хорошо те условия, при которых мы должны постоянно и неотвратимо действовать на ту среду, на которую нам приходится влиять. Итак, я сказал, что политическая беззащитность Болгар, их сплошная зависимость от Турок, их отсталость во всех почти отношениях, их географическое к нам и по Черному морю, и по нижнему Дунаю соседство, отсутствие собственной независимой, или хотя бы вассальной 48 столицы, отсутствие собственных высших школ и сравнительная малочисленность школ народных, – всё это делало болгарскую народность (превосходящую притом же не только Сербов, но и Греков численностью) в высшей степени важным, и вместе с тем, при некоторых условиях весьма доступным для нас элементом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Акидан – 11. XXXVII, 147 – гора в Персии (Персиде), не идентифицируется. Акила (или Акилия) – см. Окелис. аксис – 11. VIII, 76 (axis) – предположительно пятнистый олень Индии (cervus axis L.), обычный в Индии (который на языке хинди называется cîtal). Это слово встречается еще только у Валерия Флакка (Аргонавтика. VII, 560). См. также олени. Актеон – 42. К 1298 г. до н. э. – беотийский герой греческой мифологии, знаменитый охотник. Артемида наказала его за то, что он увидел ее купающейся (есть и другие версии), превратив его в оленя, которого растерзали его же собственные пятьдесят собак. Затем собаки бросились искать своего хозяина и забежали в пещеру кентавра Хирона, который усмирил их. У Нонна (Дионисиака. V, 287; V в. н. э.) Актеон принимает участие в индийском походе Диониса. По Никандру (см.: Поллукс. V, 38; II в. н. э.), эти собаки достигли Индии, перейдя через Евфрат и излечившись, а их потомками и были так называемые индийские собаки (см., например: 8. XV, 1, 31). Акситей – 46 – сириец, участник этого диалога. Аксум – см. Авксум. акулы – 11. IX, 4; 8 – pristis; некоторые понимают как «пила-рыба». Акур – 23. VII, 1, 89 (ουρ) – внутренний город пандионов, на юге Индии, вблизи их столицы Модура (нын. Мадурай, 09°55» 78°07»), точнее не идентифицируется. Тамильское слово r означает «город». акутры – 11. VI, 94 (Acutri gens – народ акутры) – народ в сатрапии Ариана, к западу от Инда, упоминается только здесь, не идентифицируется. Акуфис – 17а. V, 1, 3; 4; 2, 2; 3; 4 (ουφις) – правитель нисейцев во время Александра Македонского. См. еще: Плутарх. Александр. LVIII. Алаба – 23. VII, 4, 12 (λβα) – один из «1378» островов перед о-вом Тапробана (нын. Шри-Ланка); как считают – один из самых южных атоллов нын. Мальдивских островов (архипелага к юго-западу от Индии и Шри-Ланки; их центр – 03°15» 73°00»). алабандин – 49. XI, 16 (λαβανδηνν) – вывозившийся из Кабера в Индии; идентифицируется как альмандин, минерал из группы гранатов (название – по Алабандам, древнему городу в Карии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малиарфа – 23. VII, 1, 14 (Р: Μαλιρφα; Η: Μανρφα – Манарфа, или Μαναλιρφα – Маналиарфа) – эмпорий, последний пункт области аруарнов на восточном побережье Индии (после него первый пункт Майсолии – устье реки Майсол); локализуется у нын. Ramapatnam, Рамапатнам, к югу от реки Кришна (если идентифицировать реку Майсол как нын. реку Кришна, а не Годавари). Может быть, сейчас у Рамапатнам другое название? В старом русском Атласе есть Рамиапатнам, на побережье, ок. 15° с. ш., довольно далеко к югу от дельты Кришны (16°). Малиба – 23. VII, 1,71 (Р: Μαλβα; Η: Μλειβα) – город в области адисатров; не идентифицируется; локализуется к юго-востоку от нын. города Бенарес, сейчас – Варанаси (25°20», 83°04», у левого берега Ганга, на юге штата Уттар-Прадеш). Малиппала – см. Маниппала. Малл – 11. VI, 64 (Mallus) – гора, см. маллы, 2. маллы, 1, – 7. XVII, 98, 1–2. 8. XV, 1, 33. 17а. V, 22, 2; VI, 4, 3; 6, 1; 8, 4; 7; 14, 1–3. 17б. 4, 10 (Μαλλο; в словаре у Стефана Византийского – Μαλο) – народ Индии, локализуемый античными авторами по-разному, но, в общем, в Пенджабе в области нижних течений нын. рек Чинаб и Рави (или между этими реками, или и по обе стороны их). Независимые воинственные народы маллы и сидраки в античной и древнеиндийской литературе обычно упоминаются вместе. В «Махабхарате» и в грамматике Панини они даже обозначены одним словом «кшудракамалава» (Kudrakamlava). Считается, что Mlava, малавы,=маллы. Это название, как считают, сохранилось в названии нын. города Мултан (30°20», 71°35», в трех милях к востоку от реки Чинаб в Пенджабе, в нын. Пакистане, т. е. в этой же области. Считают, что древний Мултан возник в середине I тыс. до н. э. как центр маллов. По сообщению в середине XIX в., Мултан назывался «Mallithan» – «место маллов»). По китайскому источнику VII в. н. э., эта область называлась Мултан. Позднее малавы занимали значительную часть Раджастхана, т. е. к югу от Пенджаба. О сидраках (кшудраках) в индийской литературе почти ничего неизвестно, а маллы (Mlava) до Средневековья играли политическую роль в истории, хотя сомневаются, те же ли это маллы времени Александра Македонского (который покорил их в 326 г. до н. э.) или какая-то ветвь их. Не путать с другим народом «маллы» – см. маллы, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ниса, 3, – 7. I, 19, 7. 8. XV, 1, 8. 10. VIII, 10, 8. 11. VI, 79. 17а. V, 1, 1–2, 7; 26, 5; VI, 2, 3. 17б. 1, 5; 5, 9. 33. XII, 7, 9–11. 42. К 1330–1329 гг. до н. э. (Νσα; Nysa) – город в Индии, основанный Дионисом (по 7 – Осирисом, которого отождествляли с Дионисом). См. Ниса, 2. По античным источникам известно до десяти городов с названием Ниса в разных странах и местностях. Один из них – город Ниса в Индии. Многие отождествляют эту Нису с городом «Нагара, или Дионисополь» (т. е. «город Диониса») у Птолемея, локализуемым в этих же местах (т. е. между нын. рекой Кабул, Индом и Гиндукушем). Точно неизвестно, какой именно город греки и македоняне сочли Нисой (и античные авторы локализуют ее в разных местах этой территории). По всей видимости, в связи с мифом о Дионисе сыграло роль созвучное местное название. Многие современные исследователи при идентификации Нисы исходят из того же, а таких созвучных мест на этой территории очень много, и так же много идентификаций Нисы (не только на основании созвучия) по всей этой территории. По мнению некоторых, эта Ниса не идентифицируется. Правителем Нисы (и области) во время Александра Македонского назван Акуфис. Нисамма – 23. VII, 1, 12 (Р: Νισμμα; Η: Ναμα – Никама; приводится еще чтение Νγαμ(μ)α – Нигам(м)а) – город на юго-восточном побережье Индии, в области батов, назван здесь главным городом (μητρπολις) этой области; идентифицируется как нын. город на побережье Нагаппаттинам (прежн. Нагапатам=Негапаттам; 10°45», 79°50», шт. Тамилнад) или локализуется около устья нын. реки Веллар (здесь имеется в виду Веллар – 11°29», 79°46», впадает в Бенгальский залив к югу от Порту-Нову, шт. Тамилнад; другая река Веллар впадает в Полкский пролив – 10°04», 79°14»). Локализация приблизительно на месте нын. города Маннаргуди (10°41», 79°27»), который находится довольно далеко от побережья, не соответствует описанию Птолемея. нисеи – 8. XV, 1, 27 (Νυσαοι) – народ, область которого находится на территории между рекой Коф (нын. Кабул) и Индом. См. нисейцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проверить эту нумерацию по редким сохранившимся следам ее невозможно. Во всяком случае едва ли нумерация рисунков совпадала с разделением повести на отдельные части или главы. Следы последнего разделения скорее, как мне кажется, находятся в тех заглавиях рисунков, которые начинаются словом: «Сказание», и заставляют таким образом предполагать, что повесть об Александре Македонском делилась первоначально на несколько отдельных сказаний, в каждом из которых излагались отдельные походы и события из жизни Македонского царя. Заглавия, начинающиеся словом «Сказание», сохранились при следующих рисунках и отделяют собою, по-видимому, кроме начала повести еще десять отдельных ее частей: 1. Сказание о походе Александра на город Антину (прилож. I, 42). 2. Сказание о походе Александра на восток, именно в Персию (I, 55). 3. Сказание о Лидонском царе Окрисе (I, 82). 4. Сказание о походах в чудесные страны (I, 83). 5. Продолжение того же Сказания (I, 88). 6. Продолжение того же Сказания (I, 92). 7. Сказание о походе на Индию (I, 104). 8. Сказание о покорении поганых народов, о царе Мерсилонском, о царице Кондакие и о Кандавле (I, 113). 9. Сказание о возвращении Александра в Персию и о конце его царствования (I, 125). 10. Сказание о смерти Александра (I, 140). Текст повести по-видимому заимствован из латинского подлинника, переведенного на польский язык, и писан по всей вероятности в юго-западной России. На это указывают фонетическая и этимологическая формы, в которых приводятся собственные имена стран, городов, и в особенности лиц, как например: Макидоньский, Перский, Кандавлус, Леонуша, Врионуша. Кроме того некоторые выражения прямо взяты из польского языка, например: за чудо, т.е. как чудо (прилож. I, 91), на слоновех, т.е. на слонах (I, 105), от Макидонии прииде, вместо: из Макидонии (I, 143). Что же касается до указаний на латинский подлинник повести, то не вдаваясь в излишние подробности кажется будет достаточно привести примером название Александрова коня: «Дучепал» (приложен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На белоглиняных сосудах синими, красно-коричневыми и зелеными красителями исполняли фигуры животных и птиц; на мн. чашах есть монограммы владельцев; дополнявшие изображения или заключенные в медальоны, они сами являются элементом декора. Производство посуды засвидетельствовано в различных регионах Балканского п-ова: Аттике, Македонии, Мёзии и Фракии. Малоазийские города Никея и Никомидия сохранили свое значение развитых керамических центров. В Коринфе, Фивах и Спарте были распространены большие красноглиняные блюда с гравированными изображениями рыб, агнцев и виноградных лоз под кроющей желтой поливой. Обращение к ранневизант. сюжетам (агнец, рыба) - одна из характерных черт культуры палеологовского ренессанса. Эта группа керамики обладает 2 отличительными признаками: изображения на ней оказываются в русле новых исканий визант. искусства, что само по себе указывает на метрополию, а характер стилизации виноградных лоз обнаруживает влияние араб. скоростного письма «насх». Из исконных визант. областей такими чертами отличались прежде всего памятники Греции с их ярко выраженной ориентацией на мусульм. Восток. Источником этого влияния было, с одной стороны, завоевание византийцами в 960-961 гг. о-ва Крит и последовавшее за ним переселение мусульман в Аттику, с др.- выгодное положение греч. торговых центров, получавших предметы араб. импорта. В Фессалонике, Олинфе, Пелле и юго-зап. Болгарии были найдены при раскопках красноглиняные сосуды с изображениями, выполненными в технике сграффито, на к-рых представлены арх. Михаил, вмч. Димитрий, как, напр., на чаше из Византийского музея в Фессалонике. Хотя композиционно сцены на таких сосудах близки кипрской керамике того же времени, характер рисунка и иконография повторяют изображения на визант. монетах, чеканившихся при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) в Фессалонике. Ювелирное искусство этого периода представлено единичными памятниками: золотые перстни с надписями и монограммами Палеологов, украшенные филигранью и зернью серьги и браслеты.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Однако по всему тексту Геродота видно, что здесь описывается не индоевропейский тип (хотя на языке арши Ari-ype означает «страна арши»). сесамовые стволы – см. сасамовые стволы. сесаты – 13. 65 (Σησται) – народ, который ежегодно приходил к границам Тины (см. Сины) справлять празднества; автор описывает этих сесатов как низкорослых (ολοβο) и очень плосколицых (πλατυπρσωποι), но дальше текст здесь очень испорчен. Почти так же описывает саесадов (см. пилады) Птолемей, употребляя эти же слова (и еще говорит, что они волосатые=косматые, но с белой кожей; исходя из этого, пытаются исправить текст в 13). Судя по названию и описанию (а может быть, и по локализации), сесаты могут быть тождественны с саесадами (?). Сесекриены или Сесекрейены – 13. 53 (Σησερεεναι) – острова у западного побережья Индии (к югу от эмпория Тиранносбоас); идентифицируются как нын. острова Бернт или Скалы Венгурла; некоторые отождествляют их с Гептанесией (см.). Сесоосис – см. Сесострис. Сесострис (=Сесоосис) – 7. I, 55, 2–4 (Сесоосис). 8. XV, 1, 6. 17б. 5, 5 (Сесострис). – Сесоосис у Диодора 7) отождествляется с Сесострисом. В античной традиции в легендарной фигуре Сесостриса, как считают, слиты несколько особенно выдающихся фараонов, в частности: Сесострис I (египет. Сенусерт; 1971–1925 гг. до н. э.); Сесострис III (1877–1839 гг. до н. э.); Сети I (кон. XIV в. до н. э.) и его сын Рамсес II (1301–1235 гг. до н. э.), отличившихся наибольшими завоеваниями. Завоевание Индии Сесострисом – вымышленная легенда (это отрицали даже в античности – см. 8 и 17б). сеты – 11. VI, 67 (Setae) – народ в Индии, богатый серебром (назван вместе с дардами, богатыми золотом). По совершенно неясному описанию Плиния трудно локализовать их. Поскольку дардов (см.) локализуют на северо-западе Индии (а также на севере Пакистана и Афганистана), то сетов предположительно локализуют в долине нын. реки Сват (северного притока, 34°37», 71°48», реки Кабул), на севере Пакистана. О большом количестве серебра в этом ареале см.: 17а. V, 3, 5 и Квинт Курций Руф, VIII, 12, 15 (дары царя Таксила Александру Македонскому). Сиагр – 11. VI, 100 (Syagros). 23. I, 17, 2 (Σαγρος) – мыс на юго-восточном побережье Аравии идентифицируется как нын. мыс Фартак (15°38», 52°15», Йемен).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

промнион – см. морморион. Просерпина – 6а. III, 58 – у римлян;=греч. Персефона (=Кора). В греческой мифологии – дочь Деметры. См также 28. LTV, 9, 10. См. Деметра. Архаической ипостасью Диониса был Загрей, растерзанный титанами, впоследствии воскрешенный. По древней версии мифа, Дионис-Загрей был сыном Зевса (=Юпитера) и Персефоны. просо – 1. III, 97 (?); 100 (?). 4. IV, 4, 10 (γχρος α λυμος – просо и элим). 7. II, 36, 3; 4. 8. XV, 1, 13. 11. XVIII, 55; 96. 19. VI, 26, 8; см. также босмор (=боспор). – В 1, § 97: σπρμα – семя; зерно; предположительно рис или просо; § 100: γχρος– идентифицируется как просо посевное (Panicum miliaceum L.); здесь предположительно дикорастущее (?). В 7: γχρος. В 8: γχρος (в XII, 3, 15 вместе названы λυμος и γχρος, которые здесь понимаются как просо и сорго). В 11. §55: milium (...) nigrum colore – «просо (...) темного цвета», которое было ввезено в Италию из Индии (в 50–60 гг. I в. н.э.), идентифицируется как сорго обыкновенное (Sorghum vulgare) (в тосканском диалекте итальянского языка оно называется miglio indiano – «индийское просо»); в § 96 различаются milium=просо посевное и panicum (паник)=просо итальянское (Setaria Italica L). В 19: λυμος=просо итальянское (здесь говорится о том, что шелковичным червям дают в пищу λυμον, – это, по-видимому, недоразумение; может быть, следует читать φλλον, т. е. «листья»?). Всего известно около 400 видов проса. В Индии возделываются, например, джовар – сорго (Sorghum vulgare), баджра – вид проса (африканское просо, миль, Pennisetum typhoideum, пеннисетум, или жемчужное просо), раги – дагусса (Eleusine coracana L.). Санскритские названия проса au и vrhibheda предположительно идентифицируют первое как просо посевное, второе – как просо итальянское. Профтасия – 11. VI, 61; 94 (Prophthasia=греч. Προφθασα) – город в области дрангов; идентифицируется как нын. город Фарах (32°23», 62°07») на юго-западе Афганистана у реки Фарахруд (см.=Офрад). Это был древний город Фрада, который Александр Македонский ок. 330 г. до н. э. переименовал в Профтасию. В нынешних названиях города и реки сохранились (в измененном виде) прежние названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010