Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является, скорее, внутренней потребностью автора — участника Собора — проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением. Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки. Как известно, соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: «Изволися Святому Духу и нам…». Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви проходила по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня. Историческое участие в работе собора царя или императора, пусть даже весьма благочестивого и позже канонизированного Церковью как святой, сразу ставит вопрос о принципиальном участии мирян в работе собора. Поэтому сложилась определенная точка зрения, что миряне непременно должны принимать участие в работе соборов. Такие соборы стали называться Поместными. Несмотря на все вышесказанное, полнотой власти, по учению святой Церкви, обладает только епископ. Даже священник совершает богослужения и таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое миро. Поэтому, забегая вперед, отметим, что юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времен, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский собор. Что же касается Поместных соборов с участием мирян, монахов и других клириков вместе с архиереями, то он может иметь место в жизни Церкви, и будет собираться решением Архиерейского собора.

http://pravmir.ru/mysli-vslux-o-prosheds...

Историческое участие в работе собора царя или императора, пусть даже весьма благочестивого и позже канонизированного Церковью, сразу ставит вопрос о принципиальном участии мирян в работе собора. Поэтому сложилась определенная точка зрения, что миряне непременно должны принимать участие в работе соборов. Такие соборы стали называться Поместными. Несмотря на все вышесказанное, полнотой власти, по учению святой Церкви, обладает только епископ. Даже священник совершает богослужения и таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое миро. Поэтому, забегая вперед, отметим, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времен, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский собор. Что же касается Поместных соборов с участием мирян, монахов и других клириков вместе с архиереями, то они могут иметь место в жизни Церкви и будут собираться решением Архиерейского собора. Признаемся, что в сегодняшней нашей ситуации, когда в жизни Церкви накопилось много важных вопросов, такое решение будет воспринято частью нашей паствы болезненно. Эти люди, пришедшие в церковную ограду в последнее десятилетие и занявшие активную позицию в озвучивании трудных моментов церковной жизни, как известно, не отличаются корректностью в общении со священноначалием и зачастую обвиняют именно епископат в косности, пассивности и даже в измене Православию. Не будем вступать с ними в полемику, только отметим, что если в их суждениях и есть малая доля правды, то она объясняется лишь тем временем, которое пережила гонимая наша Церковь, поставленная безбожной властью в известные годы буквально на грань выживания. Но Церковь выжила именно с теми епископами, которые промыслительно были поставлены на служение в те трудные годы. И каждый из них ответит перед Богом за свое пастырское служение. Работа пастыря всегда оценивается по духовному состоянию паствы. И то, что сейчас в Церкви стали появляться активные помощники из мирян — это заслуга тех же епископов, которые в новых, данных от Бога условиях, сумели умножить свою паству и научить ее в кратчайший срок основам веры. Те перемены, которые произошли в нашей Церкви за последние десять лет, иначе как чудом Божиим назвать нельзя. Эта мысль неоднократно звучала в работе Собора, а принятый список актуальных проблем и задач в жизни Церкви говорит о том, что участники Собора ясно осознают масштабность предстоящей грандиозной работы на всех церковных уровнях. Мы и сегодня чувствуем катастрофически низкий уровень интеллектуального богословского потенциала для решения обозначенных проблем и с верой надеемся на всесильную благодать Божию, врачующую нас и восполняющую наши недостатки.

http://pravmir.ru/myisli-vsluh-o-proshed...

После взятия Уфы Красной Армией в нач. 1919 г. был арестован в 1-й раз, но освобожден незадолго до прихода в марте войск адмирала А. В. Колчака. Перед повторным взятием Уфы Красной Армией в июне 1919 г. с благословения Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) из города уехала большая часть духовенства, Е. отказался оставить паству и продолжал служение в соборе. 18 нояб. 1919 г. был арестован по распоряжению Особого отдела Восточного фронта, помещен в уфимскую тюрьму. На многочасовых допросах подвергался издевательствам: его били, таскали за бороду, плевали ему в лицо. 30 нояб. Коллегией Особого отдела при Реввоенсовете Восточного фронта был приговорен к расстрелу «как поп», «член монархической организации Михаила Архангела», «участник сборов разного имущества, как-то: одежды и белья в своем приходе на Народную Армию», а также как имеющий родственников-белогвардейцев. Приговор был приведен в исполнение в Уфе в период 4-8 дек. Место погребения неизвестно. В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ (Москва, 13-16 авг. 2000) имя Е. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. для общецерковного почитания. Соч.: Объяснение 68-го псалма//Уфимские ЕВ. 1887. 17. С. 530-538; 18. С. 563-569; 19. С. 590-596; 20. С. 621-630; 21. С. 650-658; Постановления относительно духовенства в царствование имп. Александра II//Там же. 22. С. 676-693; 23. С. 706-720; 24. С. 737-749; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Ко дню 50-летия его служения в священном сане, 6 апр. 1841 - 6 апр. 1891)//Там же. 1891. 7. С. 218-263 (отд. отт.; Уфа, 1891); Слово в день празднования 50-летнего юбилея священнослужения преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского//Там же. 8. С. 296-330; Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном соборе. Уфа, 1894, 18982. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 7524. Л. 97 об.- 98, 382; Д.

http://pravenc.ru/text/187035.html

В советское время храм был закрыт и использовался как склад зерновых культур, затем — как спортивный зал местного педагогического училища и клуб. Здание церкви за это время сильно обветшало. В 1991 году по просьбе верующих, здание церкви было возвращено. 17 мая 1992 года указом архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) настоятелем был назначен священник Павел Иванов (игумен Вианор). После этого назначения храм был постепенно отреставрирован. Вновь возобновленный храм освящен 26-го июля 1994 года архиепископом Алексием. Святыни храма В храме имеются мощи священномученика Василия (Колмыкова), иерея Джаркентского и иже с ним убиенных Джаркентских новомучеников, обретение мощей которых состоялось 26 апреля 2002 года на кладбище станицы Подгорненской (ныне пос. Кыргысай). В настоящее время мощи священномученика Василия, канонизированного в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе, и пострадавших с ним 14 православных христиан (пока не канонизированных, материалы собираются) размещены в деревянной резной раке с сенью. Написана икона с изображением всех 15 мучеников. У раки с мощами регулярно совершаются молебны. Планируется выпустить печатное издание, в которое войдут житие, акафист и икона святых мучеников. В храме также имеются частицы мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского, преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста; священноисповедника Николая (Могилевского), частицы мощей Оптинских старцев. Имеется чтимый старинный образ Матери Божией, именуемый «Всех скорбящих Радость», икона святителя Николая, Мир Ликийских, Чудотворца, принадлежавшая старосте храма с. Подгорного мученику Зосиме (Фунтикову) и переданная в день обретения святых мощей его внучкой Стариковой Верой Игнатьевной. По ее словам, священномученик Василий (Колмыков) всегда молился перед этим образом, а потому в икону врезан нательный крестик отца Василия. Архитектура храма Здание простроено из древесного материала (тянь-шаньская ель) на кирпично-известковом фундаменте. Колоколов — шесть. Алтарь длиной двух сажень, шириной 2,83 саженей и высотой две сажени. Наибольшая ширина церкви с севера на юг внутри 6,114 сажень и длиной с запада на восток 11,83 сажени. Вместительность храма — до 750 человек. Форма храма — крестообразный, пятиглавый. Главы и кресты покрыты червленым железом, покрыты бронзой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Мученик делает выбор, решая, что ему дороже: Христос или он сам, его собственное земное существование. Тем самым он в высшей мере выполняет заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25). Подлинными продолжателями мучеников первых веков стали новомученики ХХ века. Прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, совершившееся на юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года, открывает нам путь к уразумению воли Божией. Миллионы православных верующих после революции 1917 года подверглись жесточайшим гонениям. Они явили мужество, твердость веры и величайшее смирение перед лицом постигших их и Церковь испытаний. Их подвиг, как и подвиг мучеников первых веков, заключался в свидетельстве о Христе, а не только в факте насильственной кончины: «Пусть скорбь твоя о злобе мира, — писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, — не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце… Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем Дух Кротости, Дух Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых  остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам. Сегодня мы переживаем новую волну гонений на христианство. Акты вандализма по отношению к христианским святыням в этом году, к сожалению, совершались и в России, и в Украине. Вспомним спиленные недавно безбожниками поклонные кресты в Киеве и в Архангельске, оскорбительную для миллионов верующих выходку в Храме Христа Спасителя . Эти случаи — дерзкий вызов против христианской веры и Церкви. Но во многих уголках планеты не просто нарушаются права христиан и наносятся оскорбления их чувствам: христиане изгоняются из своих домов, лишаются своих храмов и проливают кровь за право свободно жить по заповедям Божиим, именоваться последователями Христа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1853768...

В 1932 г. на Н. была возложена обязанность напилить и сдать за 3 месяца 150 кубометров дров. Он написал прошение об отмене невыполнимого задания, но местные власти только уменьшили норму вдвое. В 1933 г. Н. был арестован и за невыполнение обязательных гос. повинностей приговорен к году пребывания в ИТЛ. В 1934 г., отбыв срок заключения, он вернулся к служению в храме в с. Завидове. 8 февр. 1938 г. Н. вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в г. Калинине. На единственном допросе Н. отказался признать себя виновным. Конкретных доказательств вины ему предъявлено не было, кроме того что при обыске у него был обнаружен чемодан с собранными на случай ареста вещами. На замечание следователя, что, если Н. подготовился к аресту, значит, сам чувствовал себя виновным, он ответил: «Уже с 30-го года мне было известно, что меня арестуют, и я подготовился к аресту, в 1937 году я специально закупил себе нательного белья, так как предполагал, что меня должны арестовать». Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 6 марта 1938 г. в тюрьме и погребен на одном из городских кладбищ Калинина в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 26; УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 4537-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 46-56; ЖНИР. Февр. С. 400-405. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565700.html

Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим Архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность Владыки, но и все его существо, все поступки, слова. Он преображался при совершении Божественной Литургии, часто слезы прерывали его поучения, и вместе с ним плакал весь храм. В начале августа Владыка Иннокентий прибыл в Саратов, где произнес в кафедральном соборе проповедь на слова Псалмопевца «Возвеличим Господа со мною». Внешне святитель Иннокентий был похож на св. Димитрия Ростовского, но когда ему говорили об этом, он всегда отвечал: «Не великое дело иметь сходство по наружности. О, если бы благодать Божия сподобила приблизиться к нему по духу». Накануне смерти Владыке, как он рассказывал своему келейнику, было видение: «Казалось мне, что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мной и, с любовью смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». 10 октября 1819 г. после соборования и причащения Владыка Иннокентий отошел к Тому, Кого любил более всего. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. В конце XIX века началась подготовка канонизации Владыки, было составлено его житие, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 г. были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 г., по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иннокентий Пензенский, свт. " .

http://pravicon.com/info-2441

В лютую годину «огненного искушения» (1 Пет. 4,12) с 1920-х - первой половины 1930-х годов Харьков был не только столицей Украины, но и местом ссылки для православных архиереев, подвергнутых гонениям. В 1993 году Украинской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году многие страстотерпцы были прославлены в лике святых. В течение военных лет, со дня освобождения Харькова 23 августа 1943 года до победного мая 1945-го Харьковское епархиальное управление передало в Фонд обороны значительные средства. Благовещенская церковь на открытке начала XX века Период конца 1980-х годов стал временем исполненным особыми знамениями, временем благотворного возрождения, которое уже сейчас многие богословы и историки называют Вторым Крещением Руси. Юбилейный 1988 годгод празднования 1000-летия Крещения Руси — всколыхнул народное сознание и принёс с собой существенные перемены в жизни Церкви и общества. В священную историю Церкви Христовой в новой Независимой Украине навсегда вошёл 1992 годгод проведения в городе Харькове Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, сохранившего чистоту и единство Православия для всей Украины и избравшего мудрым Кормчим боголюбивого украинского народа Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, 121 -го митрополита Киевского в более чем тысячелетней истории Православия на Святой Руси. За годы пребывания на Харьковской кафедре приснопамятного Высокопреосвященнейшего Никодима (Руснака), митрополита Харьковского и Богодуховского (+2011), возрождены десятки святых храмов, комплекс строений на территории Покровского монастыря. В 1993 году было возрождено Харьковское Духовное училище, в 1996 году решением Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви преобразованное в семинарию, восстановлены епархиальные периодические издания. В 2000 году вышел из печати первый номер возрождённого богословско-философского журнала. 20 июля 1997 года за Божественной литургией в Свято-Борисо-Глебской женской обители с. Водяное Змиевского р-на Харьковской области произошло чудесное обновление иконы Спаса Нерукотворного. Осеняют благодатным покровом Слободскую землю чудотворные Озерянская и Песчанская иконы Царицы Небесной. В 2000 году в Харьковской епархии учреждается викариатство (вспомогательная кафедра), первым викарным архипастырем стал Преосвященный Онуфрий, архиепископ Изюмский.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

До 1956-го года Игорь нёс пономарское послушание в храме села Моршово Ивановской области, а в 1956-м году поступил в Московскую Духовную Семинарию. Видимо, на этот поступок его натолкнуло духовное общение с Михаилом Ивановичем Зиминым. В двадцатилетием возрасте Игорь познакомился с архимандритом Леонтием (Стасевичем, 1884–1972), который стал его духовником на всю дальнейшую жизнь. Преподобный Леонтий был канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви, а в августе 2000-го года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. В 1958-м году воспитанника Семинарии Игоря Мироновича призвали в армию, где он три года (с 1958 по 1961 годы) прослужил в стройбате. После армии он продолжил обучение уже в Ленинградской Духовной Семинарии, куда был в 1962-м году зачислен в 4-й класс. В 1963-м году окончил полный курс Семинарии и поступил на 1-й курс Академии. В 1967-м году завершил обучение в Академии по разрядному списку первым, с балловым средним показателем 4,97. После защиты кандидатской диссертации «Книга Иова. Историко-критический анализ» Игорь Цезаревич был оставлен при Академии профессорским стипендиатом с поручением преподавания «Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов». Цель преподавания Библейской истории на 1-м курсе Семинарии для Игоря Цезаревича состояла в том, чтобы привить студентам любовь к слову Божию как важнейшему источнику Божественного Откровения, на котором основывается всё богословское знание. Игоря Цезаревича очень привечал митрополит Никодим (Ротов, 1929–1978) и склонял его к принятию монашеского пострига, но боясь обетов, Игорь Цезаревич остался по духу монашествующим в миру. Жил он при Академии, в небольшой комнатке, убранство которой составляли иконный угол, книжный шкаф и рабочий стол. Поистине поэтичная душа Игоря Цезаревича изливалась в его стихах, посвящённых толкованию Библейских текстов. Многие студенты помнят, как трогательно он произносил слова св. Иоанна Златоуста : «лучи – ресницы Солнца»...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

28 мая митрополитом Владимиром на Троицкой площади в присутствии полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко и губернатора города В.А. Яковлева была освящена вновь построенная к Юбилею Троицкая часовня, воздвигнутая на месте бывшего первого деревянного Троицкого храма, построенного Императором Петром I при основании города. 30 мая впервые в истории Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в Исаакиевском соборе принимал президентов и глав правительств 45 государств и передал им Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Постановили: Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви ‘Православное учение о Церкви’, 17-20 ноября 2003 года. Постановили: Слушали: Доклад Преосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о состоявшихся заседаниях Синода Белорусской Православной Церкви от 21-го июля 2003 года и от 21 октября 2003 года (Журнал 80-81). Постановили: Доклад принять к сведению  Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: ‘В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых’ (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Постановили: от Екатеринодарской епархии: священника Андрея (Ковалева; 1871 — 28 сентября 1921), священника Григория (Конокотина; 1869 — 28 сентября 1921), священника Михаила (Лекторского; 1872 — 27 октября 1921), священника Григория (Троицкого; 1870 — 28 сентября 1921), священника Иоанна (Яковлева; 1866 — 28 сентября 1921);

http://mospat.ru/archive/86342-zhurnaly-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010