Христ. этика с ее идеалом моногамии не одобряет 2-й брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако Церковь допускает его, ибо, по слову ап. Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор 7. 39-40). Правосл. брачное право предусматривает возможность вступления во 2-й брак при вдовстве или после прекращения 1-го брака, однако в соответствии с канонами всякий вступающий во 2-й брак подвергается епитимии. Согласно свт. Василию Великому, второбрачных следует отлучать от Причащения на 1-2 года (Васил. 4). Ныне эта норма, как и др. канонические нормы относительно епитимий, не употребляется буквально. Вступление во 2-й брак после расторжения 1-го допустимо с т. зр. церковного права для стороны, признанной невиновной в разводе. Виновность в расторжении предыдущего брака составляет препятствие для вступления во 2-й брак. Это положение, вытекающее из евангельского нравственного учения и практики древней Церкви, отражено в церковном законодательстве: «Номоканоне XIV титулов» патриарха К-польского Фотия (Nomocan. XIV tit. XI 1; XIII 5); «Кормчей» (гл. 48); «Прохироне» имп. Василия I Македонянина (Proch. 49). Эта же норма была повторена в законодательстве Российской Церкви - «Уставе духовных консисторий» (1841), в соответствии со ст. 253 к-рого виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Однако указом Святейшего Синода от 14 июля 1904 г. таковым лицам было разрешено просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом они могли вступить в брак только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (ср.: Трул. 87, Анкир. 20, Васил. 77). Епархиальному архиерею было предоставлено право сокращать этот срок по своему усмотрению (основываясь на Трул. 102 и др.), однако не более чем до 2 лет. Принципиально тот же подход к повторным бракам выражен в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» - документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г. : «...после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами» (Х 3).

http://pravenc.ru/text/171501.html

В февр. 1918 г. в Агломазово прибыл отряд революционных солдат и потребовал от Н. выдать им метрические книги для передачи в советские нотариальные учреждения. Н. отказался это сделать без разрешения священноначалия и предложил созвать сельский сход. После выступления Н. на сходе крестьяне прогнали солдат из села. Осенью того же года в Тамбовской губ. после трижды проведенной мобилизации в Красную Армию восстал Шацкий у. Жители Агломазова также участвовали в восстании и сформировали в селе свой отряд. Перед выходом отряда в направлении Шацка Н. совершил молебен и благословил крестьян идти «на борьбу с гонителями Церкви Христовой». 4 нояб. восставшие после жестоких боев были отброшены от Шацка, а к 8 нояб. подошедшие из Тамбова и Пензы красноармейцы подавили восстание. В Агломазово был направлен карательный отряд. Зная об этом, Н. отказался покинуть паству, только отправил в соседнее село своих родных (со священником остался старший сын Александр). После прибытия в село красноармейцев Н. был арестован вместе с др. жителями. Подвергался побоям и издевательствам. Н. причастил арестованных односельчан перед казнью. Расстрелян на берегу р. Цны вместе с 17 арестованными, среди к-рых известны по именам мученики Алексий, Андрей, Василий, Виктор Краснов , Иоанн, Косма, Наум, Павел, Филипп и мц. Агафия. Каратели стреляли неточно, и не все приговоренные были убиты сразу. По сохранившимся воспоминаниям, после 1-го залпа раненый Н. поднялся и продолжил громко читать молитву до сразившего его 2-го выстрела. Было убито 13 чел., пятерым удалось спастись. Казненных похоронили на местном кладбище. Н. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В мае 2012 г. в Агломазове был заложен храм во имя сщмч. Николая Пробатова и иже с ним пострадавших новомучеников. Храм был торжественно освящен в июле 2017 г. Арх.: Воспоминания жителей с. Агломазово//Архив Историко-архивного отд. Рязанской митрополии; Разрядный список учащихся за 1890 г.//ГАРО. Ф. 627. Касимовское ДУ. Лит.: Разрядный список воспитанников Тамбовской ДС, после испытаний, проведенных летом 1898 г.//Тамбовские ЕВ. 1898. 26. Ч. офиц. С. 392; Были верны до смерти...: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Рязань, 2002. Т. 1. С. 120-125; Дамаскин. Кн. 5. С. 321-325; Тамбовский мартиролог. Тамбов, 2007. С. 14; «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 321-326.

http://pravenc.ru/text/2565794.html

В 1931 году в церковных кругах разгорается спор о формуле повиновения советским властям, введенной Временным Патриаршим Синодом. О. Владимир, признавая иерархическую власть владыки Сергия, сомневался в каноничности его формулы повиновения властям. После тяжелых раздумий в сентябре того же 1931-го он ушел за штат, вернувшись к инженерной работе. 5 апреля 1932 года Владимира Амбарцумова арестовывает ОГПУ, как «активного участника Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-Православной Церкви». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край сроком на три года. По ходатайству Академии наук, где он в то время работал, его освобождают и срок считают условным. В 1933 году, с началом массовой паспортизации, он убывает в город Россошь, где живет и работает. Вернувшись через год в Москву, устраивается в Институт климатологии в поселке Кучино. Потом он перебирается поближе к Москве, в село Николо-Архангельское. Из своих скудных средств Владимир Амбарцумов посильно помогает семьям арестованных и загубленных властями священнослужителей. В ночь с 8 на 9 сентября 1937 года чекисты являются в Николо-Архангельское, дом 22, к Владимиру Амбарцумову с ордером на обыск и арест. Допрашивают его в Бутырской тюрьме. Научному сотруднику Института им. Обухова, изобретателю-физику Владимиру Амбарцумову вменили в вину, что был он «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников — последователей «Истинно Православной Церкви», среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР». 3 ноября 1937-го «тройка» при УНКВД СССР по Московской области постановила: «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». Приговор привели в исполнение 5 ноября на Бутовском полигоне под Москвой. Реабилитация и канонизация Деянием юбилейного освященного архиерейского собора Русской православной церкви (13-16 августа 2000 года) о соборном прославлении новомученников и исповедников Российских XX века Владимир Амбарцумов причислен к лику святых в чине почитания — священномученик.

http://pravicon.com/info-1991

Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки. Как известно, Соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами Собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: «Изволися Святому Духу и нам…». Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви шла по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня. Историческое участие в соборных трудах царей или императоров, пусть даже весьма благочестивых и позже канонизированных Церковью, сразу вызывает вопрос о принципиальной допустимости участия мирян в Соборах. Сложилась определенная точка зрения, что миряне непременно должны принимать участие в работе Соборов. Такие Соборы стали называться Поместными. Несмотря на все вышесказанное, полнотой власти, по учению святой Церкви, обладает только епископ. Даже священник совершает богослужения и Таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое Миро. Поэтому, забегая вперед, отметим, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времен, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский Собор. Что же касается Поместных Соборов с участием мирян, монахов и других клириков вместе с архиереями, то он может иметь место в жизни Церкви и будет собираться решением Архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Сравнительный анализ учения о границах Церкви сщмч. Илариона и русских богословов XX века. Часть 1. Архиепископ Иларион Настоящая статья посвящается сравнительному анализу взглядов на вопрос о границах Церкви архиепископа Илариона (Троицкого) и русских богословов на Западе и в России, которые придерживались противоположного мнения и предлагали свое решение спорного вопроса. Также в статье Горбачева Андрея анализируются выводы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года. Статья Для православного богословия ХХ-го века характерен повышенный интерес к учению о Церкви. В значительной степени этот интерес объясняется набиравшим силу экуменическим движением и связанным с ним межконфессиональным богословским диалогом. Естественно, что одно из ведущих мест в богословских дискуссиях занял вопрос о границах Церкви. В решении этого вопроса в русском богословии прошедшего столетия просматривается преемственность, берущая начало от патр. Сергия (Страгородского), и представляющая свое рассуждение как альтернативу взглядам сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Последние обыкновенно объединяются с воззрениями митр. Антония (Храповицкого) и именуются «икономической теорией». Митрополит Владимир (Сабодан) в своей магистерской диссертации так оценил позицию архиеп. Илариона в этом вопросе: «Архиепископ Иларион Троицкий знал христианский Запад издалека. Он с радостью братски простил бы его вину, если бы Запад вернулся в Православие, которое неповрежденно содержится Востоком. Но Троицкий не чувствовал трагедии Запада, не переболел его мукой, до конца не пережил боль разрыва. Психологически он не был готов к встрече с ним, как встрече единственной, встрече тоскующих друг по другу, встрече любящих. Промыслом Божиим это дано было другим, тем, кто пережил глубочайшие личные и общественные потрясения и волею судьбы оказался на Западе» с. 313].

http://bogoslov.ru/article/1282377

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   21 сентября (4 октября) Священномученик Иоанн Флёров Иоанн Клавдианович Флёров родился 29 августа 1870 года в Нижнем Новгороде в семье диакона. В 1892 году окончил курс в Нижегородской Духовной семинарии по 2-му разряду. Служил учителем в Юринском начальном земском училище. В феврале 1895 года Балахнинским епископом Алексием (Опоцким) рукоположен во диакона, а через несколько месяцев – во иерея. Служил настоятелем храма архангела Михаила села Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. В 1896 и 1899 гг. получил благодарности от Васильсурского уездного земского собрания за успешное преподавание Закона Божия. 24 августа 1897 года утвержден председателем комитета по постройке деревянной, затем каменной церкви архангела Михаила (действует с 1912 г.) села Семьяны, за что награжден орденом св. Анны 3-й степени. В декабре 1905 года выбран депутатом Лысковского окружного духовного училищного совета. 1 января 1912 года – членом благочиннического совета 1-го округа Васильсурского уезда. Арестован ЧК Васильсурского уезда в августе или сентябре 1918 года во время карательной экспедиции после крестьянского восстания в селе Быковка Васильсурского уезда, заключен в тюрьму города Васильсурска. В тюрьме от отца Иоанна требовали отречения от священного сана, но он отказался. Иоанн Флёров был приговорен к расстрелу. По преданию, перед казнью прочитал над собой отходную молитву. Казнен, погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.      Игумен Дамаскин (Орловский)   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/929/ioann/

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Церкви! Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами” (2 Фес. 1. 2). Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. “Слово стало плотию” (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429409/

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

4      вариант – заключение с УИС соглашения о сотрудничестве. В таком случае УИС сохранит право оперативного управления в отношении здания (помещения) и будет нести все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания. Религиозная организация в этом случае не приобретает имущественные права на здание, но может использовать его для осуществления тех видов уставной деятельности, которые предусмотрены соглашением о сотрудничестве. 4.2. Епархиальные архиереи по собственному усмотрению выбирают из четырех вышеперечисленных наиболее приемлемый вариант оформления взаимоотношений по использованию зданий храмов, расположенных на территории УИС. ΙΙ.21.9. Брак и семья Отношение Церкви к семье и браку (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции»,п. Х.1–4) X.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт. 2:24 ). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:28 ). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010