Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: " Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: " после трех дней воскресну " . Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого " . Пилат сказал им: " у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете " . Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу. Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42. Страдания Христовы вспоминаются Св. Православною Церковью на неделе перед Пасхою. Неделя эта называется Страстною. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою Искариотским. В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Местоблюститель Киевской кафедры митрополит Онуфрий Написанное митрополитом Онуфрием углубляет и расширяет пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского: «И сейчас, когда во многих любовь охладевает, задача Церкви Христовой и, в первую очередь, пастырей, делать все необходимое для пресечения вспышек, нетерпимости, злобы и других человеческих слабостей по отношению к братьям и сестрам, указывая на причины всех нестроений - гордость, зависть, властолюбие и потворство духу времени. Враг рода человеческого продолжает увлекать в свои сети слабых в вере и тем более неверующих людей, возбуждая в них жажду к хаосу и разрухе. Сегодня я снова и снова обращаюсь к вам, дорогие мои, со словами любви и мира. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3,17)». Митрополит Одесский и Измаильский Агафнгел И далее владыка Агафангел предлагает всем нам обратиться к правде Божией, вечной, а не человеческой, сиюминутной, политической: «В эти судьбоносные для нашей Родины дни общественное благо требует от нас взаимной любви по закону и христианскому духу, любви до самоотвержения и самопожертвования. На такой любви основаны сила, крепость и могущество государства. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35). Так и никак иначе нужно воплощать в жизнь эту заповедь Христа. И тогда в мире не будет войн и разрушений и будет везде и во всем Христос». И реальным продолжением и подкреплением этих слов стал 23 апреля крестный ход в Одессе на Светлую Среду, когда молитвенно почитается чудотворный Касперовский образ Пресвятой Богородицы. Несколько тысяч одесситов во главе со своим владыкой Агафангелом и целым сонмом городского духовенства пронесли чудотворную икону Пречистой и практически все драгоценнейшие святыни Новороссийского края по Преображенской улице от Свято-Успенского до Спасо-Преображенского кафедрального собора, молитвенно испрашивая мира Украине. Надеясь на преображение Украины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Мф.5:12 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. «Награда на небесах». За таковые преследования велика для преследуемых и поносимых. Те, кто много терпит здесь, на земле, за Христа, много и награждены будут на Небесах, а потому они не должны унывать здесь от преследований, а, напротив, должны радоваться и веселиться в надежде на эту награду. Так Апостолы радовались тому, что за имя Господа удостоились принять бесчестие, когда иудеи били их ( Деян.5:40–41 ). Так обыкновенно мученики шли с радостью на мучение за имя Христово. «Гнали пророков». Провозвестников воли Божией еврейскому народу, посылаемых Самим Богом. Нечестивые цари иудейские и народ часто преследовали сих посланников Божиих, иногда мучили их и убивали – история исполнена примеров сего (ср.: Евр.11 ) Мф.5:13 . Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. «Вы». Относится как к ближайшим ученикам Господа, непосредственно слушавшим Его, так и ко всем вообще ученикам Христовым, истинным христианам. «Соль земли». Речь иносказательная. Соль предохраняет от порчи съестные припасы и делает пищу здоровой и приятной. Подобно тому христиане должны своей деятельностью, своим поведением и примером жизни предохранять мир от нравственной порчи и тления и способствовать его нравственному здравию. Своими молитвами привлекая на мир Божие благословение, своей чистой жизнью имея нравственное влияние на окружающую среду, они должны предотвращать совершенное падение мира в пороки и преступления, развивать и укреплять в нем здравые мысли и понятия, здравые начала для нравственной деятельности. «Если же соль потеряет силу» и прочее. Сделается несоленой; это, конечно, невозможно, но Спаситель только предполагает случай: если бы случилось так, что соль стала бы несоленой. Впрочем, путешественники замечали, что в тех странах есть вид соли, который совершенно может терять свою силу и ни к чему не бывает годен, как разве выбросить вон на попрание людям – на дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Наконец, оставив эту просьбу, ибо, хотя некоторым образом для нашей немощи извинителен страх, но оставаться в нем не служит нам на пользу, в иное состояние переходит Он и говорит: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ); и снова: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). И этот голос главы есть спасение и всему телу: этот голос наставил всех верных, воодушевил всех исповедников, увенчал всех мучеников. Ибо, ведь кто смог бы преодолеть ненависть мира, смятение искушений, ярость преследующих, если бы Христос во всем и за все не сказал Отцу: «Да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 )? Пусть же усвоят этот голос все, то есть сыны Церкви, искупленные столь великой ценой ( 1Кор.6:20 ) и оправданные даром ( Рим.3:24 ); а когда возникает угроза какого-либо злобного искушения, то пусть пользуются они покровом всемогущей молитвы: то есть, когда охватит их трепет и страх, то пусть с терпением примут страдания. Теперь же, возлюбленные, наша проповедь должна обратиться к веренице страстей Господних, которую, чтобы не обременять вас пространностью, распределив во времени, отложим мы на среду. По вашим молитвам, да поможет нам милость Божия, которая даст возможность исполнить обещанное через Господа нашего Иисуса Христа, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De resurrectione Domini Sermo I habitus sabbato sancto in pervigiliis Paschae 1. Sermone proximo, dilectissimi, non incongrue vobis, quantum arbitror, participationem crucis Christi insinuavimus, ut paschale sacramentum ipsa in se habeat vita credentium, et quod festo honoratur moribus celebretur. Quam autem hoc utile sit ipsi probastis, et ex vestra devotione didicistis quantum prosint animis atque corporibus prolixiora jejunia, frequentiores preces et eleemosynae largiores. Nemo enim fere est qui non hac exercitatione profecerit, et in abdito conscientiae suae aliquid quo recte possit gaudere condiderit. Sed haec lucra perseveranti sunt servanda custodia, ne in desidiam, resoluto labore, quod donavit Dei gratia, diaboli furetur invidia.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на крайнее повреждение сынов человеческих Отец отцов их не оставлял их без Своего спасительного Промышления. Многоразличным образом Он являлся в среду их и действовал им во благо. Признательное к благо: деяниям Божиим сердце заставило воскликнуть одного из возлюбленных Богом: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? ( Пс.8:5 .) И действительно, тайна любви Божией к человеку осталась бы необъяснимой, если бы не предшествовала ей тайна преднамеренного вочеловечения Божия, привлеченная третьей тайной премудрости Божией — тайной побеждения зла добром ( Рим.12:21 ). Судя по нашему сердцу, столь склонному к снисходительности и самопожертвованию при виде бедности и немощи, раскаяния и покорности, мы отчасти можем понимать, как Господь Бог — вечная правда и строжайшая мздовоздаятельность — стал бесконечной милостью, благостью и любовью и Сам взял на Себя дело человека. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин.3:16 ). Между тем, искупительная за наш род Жертва долженствовала быть принесена кем-нибудь из сынов человеческих. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово ( Евр.2:16 ), потому что кто начал покаяние, тот должен и окончить его. Но где же сын человеческий, который бы не был в беззакониях зачат и во грехах рожден, чистый, неповинный, в совершенной полноте богоподобный, который мог бы быть вторым Адамом, подателем и проводником новой жизни, ходатаем всыновляющей благодати Духа Святаго? От времен первоначальной древности шло в человечестве предание об обетованном семени жены. Не напрасно указано на семя жены. Не сыном человека, а Сыном человечества долженствовал быть Обетованный. В этом отношении Исаак, Самуил и Иоанн суть первоначатки этого семени жены, предтечи бессеменно зачатого и преестественно рожденного, для Которого братом, сестрой и матерью был всякий, кто творит волю Отца Небесного ( Мф.12:50 ). Потаенно проводилась в людях линия очищенного человечества; и чем чище и бесстрастнее являлась она, тем ближе подходила к Прекраснейшему сынов человеческих ( Пс.44:3 ). Сами слова Сын человеческий получали мало-помалу особенное значение. Когда мы слышим, как многократно Господь говорит пророку (Иезекиилю) сьш человеческий, то невольно предполагаем при этом у Господа особенную некоторую мысль. Тайнозритель Даниил видел эту так долго утаиваемую и прикрываемую мысль в живом и ясном облике. Видел я, - говорит он, — в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13-14 ). В другой раз муж желаний видел желанного всем человечеством Сына человеческого и наяву ( Дан.10:16 ), в великом видении ( Дан.10:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

По выходе из храма, Спаситель остановился на горе Елеонской, лицом к Иерусалиму. Ученики Его удивлялись красоте города, особенно – храма. В ответ на это, Спаситель говорит им о страшном опустошении Иерусалима и разрушении храма, научает их быть бдительными и деятельными, предлагает притчу о десяти девах, ждущих жениха, и о талантах, данных рабам господином для приумножения; наконец говорит им о признаках второго Своего пришествия и о последнем страшном суде (Матф. гл. 22–25). Кончив эту беседу, Спаситель сказал ученикам своим: весте, яко по двою дню пасха будет и Сын человеческий предан будет на пропятие ( Матф. 26:2 ). В среду Господь снова был в Вифании, в доме Симона прокаженного, где одна женщина возлила на главу Его скляницу драгоценного мира ( Матф. 26:6–13 ). А между тем Иуда отправился к первосвященникам и книжникам и обещал им за тридцать сребренников предать Божественного Учителя. В четверток ученики спрашивали Иисуса Христа: где Он будет праздновать пасху? Спаси­тель указал им дом в Иерусалиме и вечером того же дня совершил с ними ветхозаветный обряд пасхи, омыл ноги их в пример смирения, преподал им, под видом хлеба и вина, пречистое Тело и Кровь Свою, и установил Таинство Причащения. После тайной вечери Иисус Христос долго беседовал с учениками своими, обещал им послать Святого Духа – Утешителя, молился о них Богу Отцу и наконец вместе с ними удалился в Гефсиманский сад, расположенный на ближайшем к Иерусалиму возвышении горы Елеонской; а Иуда отправился к врагам Иисуса Христа, чтобы назначить им место, где он им предаст Его. В саду Гефсиманском Искупитель наш молится до кровавого пота, а ученики спят. Потом приходит Иуда с толпой воинов, предательски лобзает своего Учителя и говорит Ему: радуйся! Воины связывают Иисуса Христа и ведут сначала к Анне, тестю первосвященника, а потом к самому первосвященнику – Каиафе. Перво­священники, книжники и старейшины осуждают Иисуса Христа на смерть и отдают Его на пору­гание слугам своим. Так прошла ночь с чет­вертка на пятницу! Рано поутру Иудеи ведут Иисуса Христа к Пилату, чтобы он, как наместник римского императора, подтвердил смер­тный приговор осужденному ими Праведнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Приведенные слова нисколько не говорят о разрушении Христом семейного начала, семейной жизни. Напротив, в них выражается восстановление основной идеи брака, идеи развития царства Божия, извращаемой и совсем разрушаемой ненормальной постановкой семейной жизни. Там, где эта идея глохнет, насильственно искореняется, нет места истинному последователю Христа. Для сохранения в себе царства Божия 74 , он должен оставить эту среду и идти туда, где Христос 75 . Требование Христом оставления отца и матери, жены и детей, в указанных случаях, может показаться кому-либо суровым и жестоким требованием. Но эта резкость, эта жесткость зависит не от Христа, а от ненормальной постановки семейной жизни. И этим требованием Христос предупреждает каждого о будущей судьбе, предоставляя ему самому сделать выбор для себя: «Всякого, говорит Христос, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим небесным» 76 . Итак, каждый сам выбирай себе исповедание Христа, вопреки настойчивым запрещениям родных, или отречение от Христа, в угоду последним. Такое требование похоже на предложение врача больному ампутировать какой-либо зараженный член, от которого последний должен умереть. Операция болезненна; но боль зависит не от врача, а от свойства и характера самой болезни. «Если правая твоя рука соблазняет тебя; отсеки ее, и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геену» 77 . И этот то меч, отсевающий вредный и опасный член, принес на землю Христос 78 . Отсевая от недостойной семьи здорового члена ее, Христос тем самым показывает идеал христианской семьи в своем Лице, восстановляет чистоту и святость семейного очага, оздоровляет брачную жизнь и направляет ее к осуществлению своей идейной задачи. А раз семья не удовлетворяет таковым требованиям и находится в антагонизме со Христом, то верный последователь Христа не может быть членом ее. Ясно, что идеалом семьи служит Сам Христос, как душа и конечная цель семьи. И там, где семейное начало нормально, где нет явного и враждебного антагонизма Христу, там Он не требует от своих последователей «оставить отца и мать», не требует потому, что вся семья «едиными устами и единым сердцем» исповедует Христа, служит Христу и осуществляет идеал христианского брака. Такая семья представляет собою царство Божие во Христе, где «праведность и мир и радость во Святом Духе» 79 , как верные признаки истинно христианской семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Прихожанин Добродеев и чиновник Мытарев. Современная притча Я не такой, как этот казнокрад, дорвавшийся до кормушки… 9 февраля, 2020 Я не такой, как этот казнокрад, дорвавшийся до кормушки… Два человека приехали в храм помолиться. Точнее один, многолетний прихожанин пришел, а другой человек приехал на большой черной квадратной машине с номером «777» и, оставив охрану, также зашел в храм. Прихожанин аскетичного вида — Иван Ильич Добродеев, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что ты привел меня к вере, что вот уже двадцать лет я хожу в храм, что ты избавил меня от мно гих грехов, что я пощусь все посты и в среду и пятницу и всегда подаю и записочки и свечи ставлю. Какая милость Твоя ко мне, что я не такой, как прочие люди, беспредельщики, злыдни, блудники, или как»… тут взгляд его упал на солидного мужчину в костюме с золотыми запонками и дорогими часами «…как этот казнокрад, дорвавшийся до кормушки и обдирающий нас, простых людей!». Чиновник же, а им был Василий Николаевич Мытарев, глава крупного Московского налогового департамента, человек влиятельный и, как говорили некоторые, весьма непростой, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо… Его вдруг, впервые в жизни коснулась мысль, что что-то очень неправильное есть в его жизни, что не залатать радостью от обладания резиденцией на Рублевке, большими валютными счетами в проверенных офшорах и личным знакомством с сильными мира сего. Он стоял как расстроенный ребенок, ожидающий подсказки от отца и совершенно не понимающий, как исправить свою жизнь. Он только, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» …Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Источник — фейсбук священника Григория Федотова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prihozhanin-dobrodeev-...

Прихожанка. И как же надо поступать? Пресвитер. Если вы соблюдаете все установленные посты: Великий, Рождественский, Успенский, Петров, среду, пятницу и другие, то вам не нужно дополнительно еще держать пост перед причащением, за исключением евхаристического, состоящего в том, чтобы не вкушать еду после полуночи. Так что приходите причащаться, чтобы мне не пришлось говорить вместе со святителем Иоанном Златоустом , что опять напрасно приносилась Жертва, и напрасно мы предстояли пред алтарем Господним! 221 Прихожанка. Вы хотите сказать, что это может быть из-за меня? Пресвитер. Из-за вас и всех тех, кто только будет присутствовать на Литургии, а не участвовать в ней… Прихожанка. Да как же это возможно, чтобы не было пользы от совершения Божественной Литургии? Ведь на Литургии совершается сугубое поминовение и молитва за весь мир, а приносимая Жертва освящает все вокруг и особенно нас, присутствующих при Ее приношении! Пресвитер. Все это так и в то же время не так! Вы знаете, что Литургия – это общее дело? Прихожанка. Да, так и переводится слово «литургия». Пресвитер. И знаете, какое это дело? Прихожанка. Прежде всего молитва! Пресвитер. Нет. Господь Сам объявил цель Литургии, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22, 19 ). А именно: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ). Никакой другой цели Им больше не было указано. На эту же цель как единственную указывает и Святая Церковь через чин Божественной Литургии, установленные правила и высказывания своих учителей. Прихожанка. Простите, а какие правила вы имеете в виду? Пресвитер. Например, правило святых апостолов гласит: «Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка при совершении приношения не причастится, пусть представит причину, и, если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал Приношение» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

" Сострадать Ему " апреля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери Курской Коренной " Мы подошли уже к самим страданиям нашего Господа и Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается, как Иисус Христос, выйдя вечером из Иерусалима, пришел в дом к Симону фарисею, которого исцелил от проказы. Симон устроил Спасителю ужин, и одна женщина, узнав, что Он с учениками находится в доме Симона (а это была великая радость для любой семьи, радость неизреченная - Сам Господь приходил с учениками!), подумала: " Он излечил Симона от проказы, а я - великая грешница. Он может исцелить меня от моих грехов " . Женщина купила ароматы, пришла в тот дом и возлила на голову и ноги Христа драгоценное миро. Иуда стал говорить ученикам: " Зачем такая трата, ведь можно было продать это миро и деньги отдать нищим! " Господь прозорливо узнал о его мыслях и сказал: " Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала " (Мф. 26:10-13) " . " Конечно, ученики огорчились, что Спаситель опять говорил о Своей смерти, о погребении, - продолжил архипастырь. - Он сказал, что эту женщину будут помнить везде, где будет проповедано Евангелие - и мы как раз сегодня вспоминаем ее. Хоть она и была грешницей, но получила от Господа такую славу, что имя ее по всей земле звучит, и мы вспоминаем ее в Великую среду. Господь не дал ей никаких духовных даров - только сказал, что память о ней сохранится на века. Но за памятью последуют духовные дары и, главное, спасение ее души. Мы видим, что Господь никого не отвергает, никакого грешника. Что бы человек ни сделал, если идет с покаянием ко Господу, Он всех принимает. Поэтому мы поем в эти дни: " Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010