Вербное воскресенье Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? 12 апреля, 2020 Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись. В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы. Вербное воскресенье — двунадесятый праздник. История праздника Вербное воскресенье Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresene/

Вербное воскресенье «Грядый Господь на вольную страсть…» Негоже нам требовать признания и любви к себе со стороны «внешних»: мы не лучше и не выше нашего Учителя, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр 12:2). Царство Его – не от мира сего; так и Его Церковь, доколе она остается Церковью, не может и не должна встраиваться, вписываться в мир сей: она – и шире, и выше его. Это относится и к каждому христианину в отдельности: быть в мире – но не от мира. Пусть все видят вашу кротость! Господь близко! Одно дело — особый ритм литургической жизни и наши переживания евангельских событий в храмовых богослужениях, и другое дело — наша жизнь за стенами храма. Как правило, нет в ней ни высокой трагичности Страстной пятницы, ни ликования Пасхального воскресенья. Чем должен христианин заполнить свою внутреннюю жизнь, чтобы не отдать ее во власть суетных мирских страстей и забот? Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам. Вербное воскресенье Приветствовали ли бы мы тогда Господа или оглядывались бы по сторонам, как посмотрит на нас безбожный мир? Не гордись тем, что тебе кажется — приветствовали бы. Вспомни, как иногда стесняешься открыто перекреститься, сказать о Боге, по­стоять за свои убеждения верующего, это значит, что ше­ствие Господа по нашим улицам — проверка наша на го­товность... Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (ФИЛЬМ телеканала Неофит) Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его. Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам?

http://pravmir.ru/tag/verbnoe-voskresene...

     Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию пророка, не шел легкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звезд на Рождество, не трещал лед на реке в крещенские морозы?.. Боже мой, а Пасха! Ее сияние, ее стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца!.. Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так – праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новехонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Ее называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита – прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрехоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут – нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками. Лишенные Церкви, мы не знали символического значения вербы – устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души! Вербное воскресенье – последнее перед Пасхой. Иначе оно называется Вход Господень в Иерусалим. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Постилали одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышался крик: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!.. Осанна Сыну Давидову!» А Спаситель… глядя на город, заплакал. Не о Себе – о городе: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

http://pravoslavie.ru/102556.html

Все вместе, скорбя и плача, они направились к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Спаситель тоже прослезился. Люди думали, что Он идёт к могиле, чтобы оплакать усопшего. Но, ко всеобщему удивлению, Христос повелел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. «Господи, — робко запротестовала Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На это Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Открыли вход в пещеру. Было тихо. И Спаситель громко воззвал к Отцу Небесному: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А затем с Божественной властью обратился к умершему: «Лазарь! Выйди из пещеры». Из тёмного полумрака пещеры появился обмотанный погребальными одеяниями. Ужас объял людей, когда они увидели, что Лазарь действительно воскрес после четырех дней смерти! Его развязали, и он стал ходить и вести себя как раньше — словно проснулся от тяжёлого сна. Так произошло одно из великих чудес — воскрешение четверодневного Лазаря. Это чудо произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа. Слава об этом происшествии разнеслась по всей стране. А некоторые иудеи, затаив злобу, поспешили в Иерусалим сообщить синедриону о случившемся. 46. Торжественный Вход Господень в Иерусалим Все мы знаем и любим праздник Вербное воскресенье. Каждый старается прийти в храм, чтобы освятить ветки вербы, которая только-только начинается распускаться этой весенней порой. Освящённые пушистые веточки ставят дома к иконам, как знак Божия благословения. Как дети еврейские встречали Христа с молодыми пальмовыми ветвями, так и мы несём на встречу с Ним в храм молодые весенние побеги. Но на самом деле Вербное воскресеньеэто праздник Входа Господня в Иерусалим. Было это накануне праздника Пасхи- той самой Пасхи, когда Он должен был закончить Своё земное служение. И в этом событии много не только радости, но и скорби. Слава о том, что Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря, дошла до Иерусалима. И когда его жители узнали, что Спаситель идёт в храм на праздник, то ликование их не знало границ: толпы людей устремились к воротам города навстречу Христу. Люди стелили свои одежды, чтобы Он шествовал не по земле. Дети резали пальмовые ветки и тоже бросали их на дорогу.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Архив Пн Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье 11 апреля 2009 г. 13:00 Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» . Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

http://patriarchia.ru/db/text/222597.htm...

Подпишитесь на наш Телеграм История возникновения Воскресный день, который предшествует Пасхе Христовой и открывает собой Страстную седмицу , имеет несколько названий. Во-первых, в этот день отмечается двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. И это первое наименование. Второе название, Неделя ваий ( от греч. — пальмовая ветвь) , или Пальмовое воскресенье , дано в связи с символикой события и богослужебным празднованием, где важное место занимают пальмовые ветви. Так как на Руси найти это растение было невозможно, то его заменили вербами. Отсюда третье имя — Вербное воскресенье. Наконец, в славянских богослужебных книгах этот день именуется Неделей цветоносной (или цветной). Это связано с тем, что в природе к этому времени многие растения начинают распускаться и цвести. Время установления праздника достаточно раннее. О нем в III веке упоминает в одном из своих поучений святитель Мефодий Патарский . А богослужения и особенности его совершения в IV веке описывает в своих воспоминаниях паломница Этерия. В древней иерусалимской богослужебной традиции в этот день совершалось шествие верующих с пальмовыми ветвями. Процессию возглавлял епископ, восседавший на осле. Как минимум с XVI века на Руси в этот день также совершалось шествие на осляти. Патриарх или архиерей ехал верхом на осле, которого вел под уздцы сам царь или кто-нибудь из знати. Этот чин с конца XVII века сохранился только на патриаршем богослужении. А со времени правления Петра I вовсе перестал совершаться. Значение Одно из главных событий последних дней земной жизни Спасителя описано всеми евангелистами. Оно, с одной стороны, неразрывно связано с чудом воскрешения праведного Лазаря , а с другой — является началом Страстной седмицы. Поэтому этот праздник наполнен одновременно и радостью, и печалью. Вход Господень в Иерусалим — это осуществление ветхозаветного пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Вхождение в сердце Израиля является одним из последних знаков для народа о том, что Иисус — Мессия.

http://blog.predanie.ru/article/nedelya-...

Если велеть тогда молчать этим детям, то прежде нужно было бы запретить Ангелам петь в Ночь Рождества «Слава в вышних Богу». Нужно было бы запретить и Симеону произнести свою молитву «Ныне отпущаеши». Пускай молчали бы тогда и все исцеленные и помилованные, все получившие воскресшими своих умерших сродников, все освободившиеся от бесов. А что толку молчать теперь, когда вся вселенная наполнилась слухами об Иисусе и о делах Его? Теперь уже поздно молчать так же, как поздно затыкать верхней одеждой прорвавшуюся плотину. Теперь спросим себя: почему дети вопиют, а взрослые молчат? И почему, если бы молчали дети, то возопили бы камни? Оказывается, мир людей – словесен по определению. Все самое важное в мире людей должно быть проговорено, наименовано, возвещено. Если человек ничего не поймет, а значит, ничего и не скажет, тогда ослица заговорит вместо человека, как некогда с Валаамом, или камень заговорит вместо одушевленного существа. Землетрясение не есть ли разговор камней? Когда камни трескаются, погребая человека землетрясением, то, может, это грозная речь камней, наступившая после долгого и преступного молчания человеков? Так или иначе, человек должен говорить слова важные и нужные, слова жизни. Если человек их не скажет, то мир детей Адама перестанет быть привычным миром человеческим. И если умные обезумеют от своих знаний, то нужные слова пролепечут дети. Если же и дети замолчат, под ногами людей заговорит земля, и треснут камни, чтобы, разверзшись, пожрать человека, ставшего бесполезным. Мне жаль тех детей, которые кричали Господу «Осанна». У большинства из них впереди была горькая чаша наказаний за отвержение Мессии. Их нужно жалеть, поскольку было жаль их и Самому Иисусу Христу. Он, «когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нем и сказал: “… придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”» (Лук. 19:43)

http://pravmir.ru/detskij-prazdnik/

А когда апостолы спрашивают, кто из них будет главным, Иисус говорит им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:35-45). – Когда вы всё это рассказываете людям, они вас слышат? – Знаете, Господь говорил, и тоже не все Его слушали. Возможно, не столько нужно рассказывать, сколько делать. Господь послал своих учеников и сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Это главное. Чтобы люди могли увидеть свет, добро. Наш духовный центр так и называется «Дорога добра». Ходить дорогой добра сейчас очень важно. Потому что можно говорить и проповедовать, а жить по-другому. «Каждый человек интерпретирует по-своему» Фото: golos.ua – А вы рассказываете своим прихожанам, что нужно делать с вербой? – Сейчас суета такая, все спешат взять вербу, толкаются. Возможно, мы не умеем это всё переломить. И практически никто не спрашивает, что делать. Сейчас столько советов в прессе. Им говоришь одно, но они себе слушают и делают как хотят. Мало есть таких верных христиан, которые имеют уши и слышат, которые готовы слушать и делать, пожертвовать своим временем. Конечно, я напоминаю людям, что веточка вербыэто символ Воскресения Христова. И есть такое выражение: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать». Как зерно пшеничное упадет в землю и если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И вербаэто освященный предмет, который мы употребили на Вербное воскресенье. Верба сберегается в святом уголке вместе с иконами, а год прошел, и она как ветхая одежда сжигается. Потому что уже есть новое. Но не нужно вербочкам придавать магическое значение, впадать в идолопоклонство какое-то. Потому что люди у нас склонны мистифицировать подобные вещи. Тем более что сейчас в светских СМИ много подобной информации: тем занимайтесь и этим – магия такая. А ведь вербочки стали частью нашей жизни, вызывают у нас добрые воспоминания детства. И даже если были перегибы в ту или иную сторону, всё-таки христианство вносит смысл во все сферы нашей жизни.

http://pravmir.ru/strasti-po-vetochkam/

Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим    Вот два праздника — Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим — объясняют нам, кто мы такие есть: что есть человек, кто он и для чего он в этом мире. Господь пришел в мир сей, для чего? — Для того, чтобы смерть превратить в сон. Поймите вы это хорошо. И сегодняшний праздник, Вербное воскресенье, возвещает нам, что Господь на самом деле превратил смерть в сон, из которого Он пробуждает каждого человека.    Что это? Какая это сила пришла в этот мир? Пришел Сам Бог — это единственный ответ, ибо сегодня мы это слышали в Святом Евангелии, где говорится, что и Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, был на вечери, и народ собрался, чтобы видеть того, кого Господь воскресил из мертвых, как ото сна. Ибо когда пришла весть, что Лазарь болен и что он уже умер, Спаситель говорит ученикам Своим: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его (Ин.11:11). А ученики в удивлении отвечают: Господи, если уснул, то выздоровеет, ведь каждый человек, засыпающий сном, проснется от него. Тогда Господь им сказал: Лазарь умер. Чего от этого ждать? Люди перед смертью немощны, как мотыльки, как букашки. Чем хвалитесь вы, люди? — Имением, наукой, философией, культурой? Все это мусор. Ты и я — рабы смерти. Каждый человек — раб греха, раб смерти. Может ли человек быть радостным в этом мире? Нет! Человеку, который осознает себя со всей серьезностью, зрит смерть как последнюю станцию своей жизни, — не до ликования в этом мире, не до наслаждений в нем. Все наслаждения — ложь, если и для тебя, и для меня они оканчиваются смертью.    Смотри, Спаситель действительно пришел, и сестры Лазаря предупреждают Его и говорят: Господи! Уже смердит. А Спаситель отвечает Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:40, 25). И говорит: Отнимите камень, — и когда отняли, то вознес молитву благодарения к Богу и воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком (Ин.11:43—44). И этот Лазарь, четыре дня бывший во гробе, четыре дня бывший на том свете, вновь возвратился в свое тело. Для чего? Чтобы истинно показать, что по силе и крепости Господа Иисуса Христа смерть — это сон для Господа. Он пришел, чтобы мучение смерти, ужас смерти удалились от нас, людей, чтобы спасти нас от смерти. Эту победу никто не мог дать людям, никто не смог бы и до сего дня. О, сколько сейчас «спасителей мира» на всех пяти континентах, и кто только не предлагает себя в «спасители мира»? Кто только не обещает рай на земле — а создали ад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010