Между тем сатанинское направление и притязание на равнобожеское главенство стало преследовать жену – Православную Церковь , при брани между духовными поборниками той и другой стороны – лжи сатанинской и небесной благодатной истины, клеветнического самовозношения и Агнчего самопожертвования; но поборники лжи были наконец низринуты с неба церковного, на тяжкое горе для живущих на земле и на море, а жене открылось верное убежище от гибельной лжи в пустыне ( Апок.12:7–14 ). События показали, как Православная церковь была преследуема лживыми притязаниями папства, как начала, и – поборники этой лжи были прогнаны с неба православия церковными обличениями, производимыми Ангелами или пастырями церквей, при содействии, конечно, и сил бесплотных, как земля общественных порядков и море жизни общественной подпали на западе жестокой тирании воспреобладавшего над ними папства, а убежище от этого преобладания для православного востока постепенно открывалось именно в пустыне, – в средах магометанского опустошения, принявших на себя напор страшных тогда папских сил и чрез то истощивших эти силы. Так произошло, что, по Апокалипсису, змий, этот дух равнобожеских притязаний, пустил из пасти своей, вслед жены, воду как реку, чтобы увлечь жену рекою, но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей; и ему свою свирепость к жене осталось обратить только уже против остатка ее семени в собственном его владычестве ( Апок.12:15–17 ). История раскрыла это тем неудержимым движением крестовых походов, которым наводнен и чуть не увлечен был весь восток, так что не только в Святой Земле основалось Латинское царство, но на некоторое время паписты завладели было и самым престолом Константинопольского Императора. Но земля мира магометанского поглотила все это наводнение западных идей и движений народных; и ложь папства свою свирепую вражду к православной церкви направила против остатка ее семени на самом западе (в роде, наприм. столь близкого к православию Гусса и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Церковь должна служить Евангелию, а не иначе. Каким счастьем для нас было то, что наши богословы не были свободны от послушания авторитету Евангелия, и потому в советскую эпоху, несмотря на все пожелания советской власти, не могли провозгласить полное тождество диамата и христианства! Евангелие так и не было переписано в свете руководящих указаний «самого передового учения». В этом и был смысл послания Соловецких епископов 1928 года: мы лояльны Соввласти в области политики, но мы не властны переменить Евангелие и не можем закрывать глаза на то, что религиозные вопросы мы решаем совершенно иначе, чем это рекомендует делать государственная власть. В буддизме нет обще известных и общеобязательных священных книг, и потому под руками Рерихов он спокойно превратился в материализм и в экспортно-азиатский вариант ленинизма 37 . Но Церковь, некогда защитившая свое Писание, затем сама охраняется Писанием, как и всей своей Традицией. Впрочем, упоминание о Рерихах позволяет понять и еще важнейшее дело исторической послеапостольской Церкви. Как и в случае с историей канона – это дело, плоды которого протестанты используют, но используют анонимно, как что-то самоочевидное, не имеющее отношение к духовному подвигу вполне определенных людей. Как и в случае с историей канона, и здесь протестанты не исполняют завет ап. Павла: «Поминайте наставников ваших» ( Евр. 13:7 ). Дело в том, что мало было опознатьапостольские книги. Им нужно было еще дать апостольское толкование. Гностики ведь тоже принимали многие книги канона. Но при этом давали им такие произвольные толкования, что получалось нечто вполне противоположное христианству Кафолической Церкви. Так и сегодня книжный рынок наводнен «новыми прочтениями» Библии: от Сведенберга и Беме до Блаватской, Штейнера и их эпигонов. Нетрудно заметить, что на множество людей эти якобы ученые толкования действуют как взгляд удава на кролика: жонглирование цитатами, аллегорическое толкование, параллели с языческими системами, подчеркнутая «духовность» и «терпимость»… Так было и в первые века христианства.

http://azbyka.ru/nasledie-xrista-chto-ne...

В те дни государь объезжал Галицию. Вдруг стало известно, что он посетит часть, расположенную тут, шефом которой он состоял. Он мог прибыть с минуты на минуту. На перроне выставили почетный караул для его встречи. Прошли час или два томительного ожидания. Потом быстро один за другим прошли два свитских поезда. Спустя немного подошел царский. В сопровождении великого князя Николая Николаевича государь обошел выстроившихся гренадер. Каждым слогом своего тихого приветствия он, как расплясавшуюся воду в качающихся ведрах, поднимал взрывы и всплески громоподобно прокатывавшегося «ура». Смущенно улыбавшийся государь производил впечатление более старого и опустившегося, чем на рублях и медалях. У него было вялое, немного отекшее лицо. Он поминутно виновато косился на Николая Николаевича, не зная, что от него требуется в данных обстоятельствах, и Николай Николаевич, почтительно наклоняясь к его уху, даже не словами, а движением брови или плеча выводил его из затруднения. Царя было жалко в это серое и теплое горное утро, и было жутко при мысли, что такая боязливая сдержанность и застенчивость могут быть сущностью притеснителя, что этою слабостью казнят и милуют, вяжут и решают. – Он должен был произнесть что-нибудь такое вроде: я, мой меч и мой народ, как Вильгельм, или что-нибудь в этом духе. Но обязательно про народ, это непременно. Но, понимаешь ли ты, он был по-русски естественен и трагически выше этой пошлости. Ведь в России немыслима эта театральщина. Потому что ведь это театральщина, не правда ли? Я еще понимаю, чем были народы при Цезаре, галлы там какие-нибудь, или свевы, или иллирийцы. Но ведь с тех пор это только выдумка, существующая для того, чтобы о ней произносили речи цари, и деятели, и короли: народ, мой народ. Теперь фронт наводнен корреспондентами и журналистами. Записывают «наблюдения», изречения народной мудрости, обходят раненых, строят новую теорию народной души. Это своего рода новый Даль, такой же выдуманный, лингвистическая графомания словесного недержания.

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

Говорят, что есть ложь во спасение. Является ли она грехом? На вопросы слушателей Радио «Радонеж» отвечает архимандрит Амвросий (Юрасов). 28.08.2014 11:12:41 Кульков Сергей Андреевич  -Приветствуем вас, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов). Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. -Батюшка, благословите. -Бог благословит. -Сегодня хотелось бы поговорить о лжи. Те, кто смотрит новости, может заметить, что сегодня мир наводнен враньем. Все видят, как оно есть на самом деле. Кто-то говорит: это все не так, это все вранье, все было по-другому. Но мы знаем из священного Писания, что отцом лжи является дьявол. Так вот, батюшка, скажите, о чем говорит тот факт, что сегодня ложь до такой степени усиливается, что даже на уровне государств люди не стыдятся лгать по поводу очевидных фактов? -Приветствую вас, дорогие братья и сестры. Конечно, Господь сказал, что отец лжи - дьявол. Так не будьте же его детьми! А кто стал его дитем - тот лжец. И как Христос говорил: по делам узнайте их. Ведь все, что мы делаем, говорим, мыслим - не исчезает, а запечатлевается в вечности. И придет время, когда мы все воскреснем, и будет Страшный суд. Все наши дела, слова и мысли откроются перед нами. Не надо доказывать, кто прав, кто виноват. У каждого есть совесть, а совесть - это божественный голос в нашей душе. Конечно, совесть может быть чистой, сожженной, или усыпленной, Но до конца убить ее нельзя. И когда человек находится во лжи, он работает на кого? На дьявола, который свергнут с неба и который захотел быть Богом. Свергнут за свою гордыню, потому что восстал против Бога и треть ангелов склонил на свою сторону. И эти ангелы, третья часть, упали с неба. Они стали злыми духами. А самый главный - Денница Люцифер. Так вот, Люцифер сейчас ведет борьбу с кем? С Богом. Ему трудно вести борьбу с Богом, до Христа ведь не достанешь. Он вознесся на небо, сидит одесную Бога - Отца. И с кем же дьявол ведет борьбу? С Богом, а избрал людей. Тех, которые верят во Христа.

http://radonezh.ru/text/govoryat-chto-es...

«Некоторые исследователи предполагают, что в этом проявились древнее поклонение дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов» . В конце VIII века Ирландия, подобно странам континента, подверглась бедствию, от которого она страдала затем в течение нескольких столетий и которое повлияло на весь ход ее истории. Это были набеги норманнов. В 794-м г. норманнские викинги разорили поселения на мелких островах, расположенных между Британией и Ирландией. Разорен был и монастырь на острове Рехру, а его насельники перебиты. За первыми набегами последовали новые грабительские рейды викингов, высаживавшихся на побережье со своих кораблей. В начале IX века норманны нападали на поселения, находившиеся на берегу самого Эйре, а позже, передвигаясь на своих драккарах вверх по рекам острова, они проникали вглубь острова и там убивали людей, грабили сокровища, сжигали жилища местных жителей, церкви, монастырские строения, уводили жителей в плен и рабство. Атаки следовали с периодичностью в один год. Ирландцы сопротивлялись, иногда им удавалось отразить нападение, но чаще они терпели поражение от воинственных и беспощадных пришельцев. Политическая раздробленность страны делала ее народ беззащитным. Характеризуя состояние Ирландии в начале IX века, ирландский хронист из Ольстера писал: «Не осталось ни одного залива, ни одной пристани, ни единого укрепления, укрытия, бурга, который не был бы наводнен викингами и пиратами» . Закрепившись на побережье, викинги устраивали там свои поселения, в которых они останавливались на зиму. Эти поселения со временем стали появляться и на заметном удалении от берега, вначале на расстоянии дневного перехода до побережья, а позже и в глубине острова. Над гойделами Ирландии нависла угроза истребления и порабощения, какой столетиями раньше подверглись бритты, сохранившие независимость лишь на западе своей родины, названном Уэльсом. Политическая и национальная катастрофа, обрушившаяся на Ирландию, не подавила его духовно. Религиозная ревность ее миссионеров не угасала, страна продолжала рождать подвижников веры.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/29/cerkov...

Из «Хронографии» Михаила Пселла (1018–1097 гг.), придворного и ученого, относительно богоугодных дел василевса Михаила IV Пафлагона (1034–1041 гг.) XXXIV. Мне известно, что этот муж после прихода к власти выказывал всяческое благочестие и не только чтил Божии храмы, но и очень заботился и радел о мужах-философах, философами же я называю не тех, кто исследует сущность бытия, ищет основы мироздания, основами же своего спасения пренебрегает, а тех, кто отринул мир и живет выше его 158 . Кто из людей такой жизни остался неизвестен императору? Какую только землю или море, какую горную кручу или потаенную земную пещеру он не исследовал, чтобы обнаружить скрывавшихся там? А найдя и доставив во дворец, какие только почести им не оказывал: омывал запыленные ноги, а потом обнимал и сладко целовал их, скрываясь от чужих глаз, надевал на себя их рубище, укладывал подвижников на царскую постель, а сам растягивался на низком ложе, подложив себе под голову большой камень, совершал он и многие другие достойные удивления вещи. Говорю же я об этом не из желания прославить его, а только чтобы сообщить истину. XXXV. Более того, в то время как все стремятся избежать общения с больными и увечными, он, посещая таких людей, припадал щекой к их язвам, обнимал и целовал их, обмывал их тела и служил им, как раб господину. Так пусть замкнутся уста презренных клеветников и славный этот самодержец освободится от поношений. Но об этом только попутно. XXXVI. Итак, самодержец все сделал, чтобы снискать себе прощение Божие: обратился ко всяким богоугодным делам и искал содействия святых душ. Немалую часть царской казны истратил он, основывая по всей земле монастыри – прибежища для монахов и монахинь. Помимо этого, он соорудил новый приют, который назвал Птохотрофием 159 , и к избравшим подвижническую жизнь потекло рекой золото. В числе прочих его замыслов был и такой, предназначенный для спасения загубленных душ. Город в то время был наводнен множеством продажных женщин; император не пытался наставить их на истинный путь словом – это племя глухо к спасительным увещеваниям – и не пробовал удержать силой, чтобы не вызвать обвинений в насилии, но соорудил в самом царственном городе монастырь величины несказанной и красоты неописуемой и, как громогласный глашатай, объявил указом всем женщинам, торгующим своими прелестями, следующее: если кто из них пожелает оставить свое ремесло и жить в изобилии, пусть поспешит туда, облачится в божественное платье и не опасается скудной жизни, ибо там «ни в какие дни года ни сеют, ни пашут» 160 . И огромная толпа обитательниц чердаков 161 стекалась туда, женщины сменили одежду и нрав и стали юным воинством Божиим на службе добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возвращении своем в Рим 2339 , Григорий был избран аббатом своего монастыря, и также действовал в качестве церковного секретаря у Пелагия. По смерти этого папы, скончавшегося от язвы в январе 590 года, он был избран сенатом, духовенством и народом на вакантную кафедру. Он старался избегнуть этого возвышения различными способами, но письмо, в котором он упрашивал императора Маврикия не давать своего согласия на избрание, было открыто и задержано правителем Рима; особые чудеса не позволили ему скрыться, и не смотря на его неохоту, он, был посвящен в сентябре 590 года. Положение, которого теперь достиг Григорий, было таким, которого он действительно мог устрашаться даже и по другим причинам, чем приписываемое ему одним древним жизнеописателем опасение: «дабы мирская слава, которую он раньше отверг от себя, не возвратилась к нему под видом церковного управления» 2340 . Он сравнивает свою церковь «с древним, разбитым бурей кораблем, в который со всех сторон проникает вода, так как балки его сгнили, расщеплены ежедневными бурями и грозят крушением» 2341 . Север Италии был наводнен ломбардами, которые угрожали и другим провинциям. Отдаленное правительство Константинополя, вместо того, чтобы защищать своих италийских подданных, действовало только в качестве препятствия их усилиям для своей собственной защиты. Местные власти не имели ни мужества выступить на войну, ни мудрости для мирных переговоров; некоторые из них своими беспорядочными вымогательствами даже вынуждали свой народ содействовать интересам неприятеля 2342 . Жители деревень были разорены войной, голодом и болезнями, причем стремление к безбрачию являлось новой причиной уменьшения населения. Во многих местах обезлюденная почва сделалась местом настоящей моровой язвы. Запасы хлеба, который сначала привозился из Сицилии для поддержания излишка населения, теперь делались необходимыми ввиду общей запущенности земледельческого хозяйства. Самый Рим, вдобавок к общим бедствиям страны, страдал от бурь и наводнений. Бедствия этого времени были так велики, что в религиозных умах невольно являлось убеждение, которое часто высказывал и Григорий, именно, что приблизился конец мира 2343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Власти были в растерянности – ведь отец Алексий Сербским патриархом Лукианом (Богдановичем) официально был назначен в помогающие священники отцу Гавриилу (Аврелию) Мотину, настоятелю прихода в городе Мишкольц и, таким образом, официально являлся священнослужителем Сербской Церкви, к которой были присоединены два героических русинских села, причем Иза была приписана именно к приходу в Мишкольце. Все было нарочито законно, и святой приехал в многострадальную Изу, несмотря на ярость начальника жандармов, который ничего не смог возразить и выдал требуемое разрешение, В этот день был праздник Сретения Господня, и Сам Господь в лице Своего святого служителя посетил Изу. Только крестились в этот день более трехсот человек. Святая радость переполняла сердца исповедников, большинство которых впервые в жизни увидели православного священника и сподобились Таинств Святой Православной Церкви. Счастье народа было настолько великим, богослужения проходили при таком многолюдстве и сплоченности, что начальник жандармов писал в доносе губернатору в Марморош-Сигот: «Нужно перестрелять весь народ в Изе, и только тогда можно взять от них священника». После проповеди народ заплакал, как один человек. Об этом богослужении у преподобного сохранилась память на всю жизнь, и он оставил в тот день запись на Псалтири. Это торжество Православия в Изе окончательно вывело из себя власти Австро-Венгрии. Гонения приняли чудовищный размах и неимоверную жестокость. Мараморыш был наводнен жандармами. Православные села были под жесточайшим контролем. Служить вскоре стало просто невозможно. Каждую поездку святого теперь власти использовали как повод для еще большего усиления и без того чудовищного террора; служить он уже не мог. В мае 1912 года он покинул свою многострадальную родину и выехал в Россию. Там ему посоветовали поехать в Америку, где много русинов-эмигрантов из Подкарпатья переходило из проклятой унии в Святое Православие. Здесь он увидел, после многолетней разлуки, своего старшего брата – Димитрия. Митрополит Платон, управляющий Американской Православной Церковью, дал ему благословение посещать всех православных земляков. Здесь он познакомился с одним замечательным художником-иконописцем, открывшим для него мир православной иконы – богословия в красках.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Вообразим, братья, какой холод объял бы обитаемую нами землю, каким бы томились мы унываем, каким поражены были бы мы страхом относительно временного бытия нашего, если бы обитаемая нами земля внезапно покрылась мраком и ночная тьма воцарилась на земном шаре, хотя на такое время, в продолжение коего жители самых северных стран земли нашей не видят солнца и лишены света его. Но несравненно ужаснейшей, ибо греховной тьмой и мраком отчуждения от Бога, объят был род человеческий со времени грехопадения наших Прародителей. Повсюду царствовала адская тьма многобожия, люди не ходили во свете истинного Боговедения; везде дымились смрадные жертвы, сжигаемые перед гнусными, бездушиями идолами, целый мир был наводнен потоком разврата, все ущелья земли наполнены беззакониями. Правда, были люди, воздыхавшие к свету Божественному, ожидавшие освобождения от мрака греховного, веровавшие, что некогда воссияет Солнце правды ( Мал. 4:2 ) и все народы мира озарятся светом истинного Боговедения. To были праведники, которых одушевляло Божественное обетование, еще в раю изреченное, что Семя жены сотрет главу змея искусителя ( Быт. 3:15 ). Сие обетование, как отдаленное мерцание зари радовало живущих верой в Бога, но они вопрошали в недоумении: что это за жена, которая, не познав мужа, имеет родить такого Победителя? Кто сия проницающая аки утро ( Песн. 6:9 )? И вот рождается обетованная, Благодатная Матерь Искупителя нашего, является в мире сия денница Света незаходимого, рассеивается мрак ночи адской, и лучи небесного веселья оживотворяют сердца, проникнутые хладом смертным. Так, для имевших очи видети Благодатная в самом рождении своем представилась как бы зарей, возвестившей скорый восход незаходимого Света, предшественницей Солнца правды. Но кому из Христиан неизвестно, что Пресвятая Дева вскоре по рождении своем воссияла такой Боголепной красотой, таким смирением, кротостью и всеми добродетелями, что явилась совершенно подобною образу единородного Сына Божия ( Рим. 8:29 ), Коего соделалась Матерью. Так все добродетели, олицетворенные в лице Иисуса Христа, вполне отразились в лице Преблагословенной Матери Его, отпечатлелись в душе Ея. В сем отношении Она сияет как полная луна на Церковь Божию. Ибо как луна, приемля от солнца более света, нежели другие окружающая его тела небесные, озаряет землю большим и притом приятнейшим светом, нежели прочие светила: так Благодатная Матерь, прияв от Спасителя божественный свет, несравненно в большем обилии, нежели все Святые, изливает от Себя потоки благодатного света на Церковь Христову, ниспосылая ей своим предательством утешение и помощь во всех гонениях, воздвигаемых на Церковь злобой мира или дьявола, прогоняет от Церкви мрак нечестия, объемлющий народы, чуждающиеся света вечной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

   Не задаваясь недостижимою, по недостатку времени, целью — изложить полностью учение о. Иоанна об устроении христианской жизни, ограничимся приведением на память только некоторых, наиболее ценных, его мыслей о воспитательном значении слова Божия.    В настоящее время особенно необходимо говорить об этом первостепенной важности предмете. Гордый своими открытиями и завоеваниями в разнообразных областях знания, современный человек слишком высоко «воздвиг главу» свою (Пс. 82:2) и стал высокомерно смотреть на благодатные средства спасения. Рабски преклоняясь пред ошибочными словами многочисленных лжеучителей, он дошел чуть не до полного забвения об «едином Учителе — Христе» (Мо. 23, 8). Мало того, вот уже несколько лет, продолжается усиленная атака против православной Церкви. С крайним озлоблением современные неверы и особенно фанатические иудеи принялись за позорное дело — развенчать Христа в его богочеловеческом достоинстве (подробности указаны в нашей брош.: «Иудейский вопрос». СПБ., 1907). Книжный рынок наводнен произведениями отрицательной литературы, в сопутствии самой цинической порнографии.    И вот, в то время, как книжные полки обвисли от неподвижно лежащих на них серьезных сочинений, — пропитанные насквозь всякою мерзостью безнравственные произведения покупаются нарасхват и взрослыми, и малыми. Убийственным ядом заражаются целые поколения, загубляются молодые души, и, подобно вулканической лаве, по лицу русской земли разливаются атеистические, нигилистические и развратные учения, гибельные плоды которых — небывалая прежде распущенность учащихся, неповинение начальству, попрание божеских и человеческих законов, непочитание родителей, поразительный упадок целомудрия и нравственности, душевное одичание и огрубение, а в низших слоях общества к этому еще присоединились пьянство, убийства, беспорядки, забастовки и. крайнее экономическое обнищание.    Таковы плоды «гнилого слова» человеческого, которое, если ему не противодействовать, удесятерит их, и «будут последняя горша первых» (Мо. 12, 45). Могучим противоядием современным лжеучениям служит слово Божие, св. библия. Оно служит «неистощимым сокровищем для людей»; пользуясь ею, они «входят в содружество с Богом, посредством даров учения» (Прем. 7, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010