– Через несколько времени после этого, Навуходоносор приказал вылить из золота большого истукана и поставить его на поле. По повелении царя, на это поле должны были собраться все начальники и весь народ, и при звуках музыки все должны были пасть пред идолом и поклониться ему. Царю донесли, что Анания, Азария и Мисаил не исполнили его приказания и истукану не поклонились. Царь прогневался и приказал привести их. Он сказал им, что если они не поклонятся его идолу, то он велит бросить их в раскаленную печь. Но не смотря на угрозы царя, Анания, Азария и Мисаил не поклонились идолу, а возложили свою надежду на Господа Бога. Царь приказал бросить их в печь, которая была так раскалена, что пламя умертвило служителей казни. Между тем огонь не коснулся праведников, брошенных в печь. Навуходоносор с удивлением увидел, что их охраняет муж, имеющий божественный вид. Он подошел к печи и приказал им выйти из огня. Все начальники и царедворцы обступили их и уверились, что волосы их не опалились, и даже гарью от них не пахло. Навуходоносор прославил Бога израилева и дал повеление, чтобы тот, кто будет злословить Бога Анании, Азарии и Мисаила, был погублен и дом его разграблен, потому что нет другого бога, который бы мог спасать так, как их Бог . После этого царь поставил Ананию, Азарию и Мисаила начальниками над всеми иудеями, жившими в вавилонском царстве. Один из преемников Навуходоносора был Валтасар. Этот гордый царь однажды пировал с своими вельможами и приказал принести священные сосуды, которые Навуходоносор похитил из храма иерусалимского. Но когда они начат пить из этих сосудов и прославлять своих идолов, явилась рука, которая написала на стене слова, никому непонятныя. Царь испугался, и никто не мог объяснить написанное. Царица вспомнила о Данииле. Призвали пророка. Он прочел слова и объяснить царю, что они значат: дни царства твоего сочтены, дела твои взвешены, и царство твое будет разделено мидянам и персам. Нечестивый царь был убит в туже ночь, а царство его вскоре было покорено Дарием мидянином.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Через три года все отроки были представлены Навуходоносору. Он сам испытывал их и нашел, что Даниил, Анания, Азария и Мисаил превзошли всех вавилонских мудрецов. Сон Навуходоносора Однажды Навуходоносор видел странный сон. На другой день он призвал к себе всех мудрецов вавилонских и потребовал, чтобы они объяснили, что значит его сон. Но они не могли этого сделать, и Навуходоносор велел их всех предать смерти. Узнав об этом, Даниил помолился Богу, и Бог во сне открыл ему как сон Навуходоносора, так и его значение. Тогда он предстал перед царем и сказал ему: «Государь! Ни один человек не может объяснить твоего сна, но есть на небе Бог, Который открыл мне твой сон и значение его. А снилось тебе вот что: ты видел во сне огромного истукана, голова у него была из золота, грудь и руки из серебра, чрево из меди, голени из железа, ноги частью из железа, частью из глины. Когда ты, государь, смотрел на этого истукана, от горы оторвался камень и ударил в железные и глиняные его ноги. Истукан разбился и рассыпался, а камень стал расти и сделался великой горой. Это твой сон. А вот и значение его. Твое царство – это золотая голова, потом настанет другое царство, ниже твоего (персидское), потом будет царство медное (греческое), далее настанет четвертое царство (римское), которое будет крепко, как железо, но потом оно разделится и ослабеет. Камень означает, что после этих царств Бог устроит царство вечное (Христово)». Выслушав это, Навуходоносор сказал: «Поистине Бог ваш есть Бог истинный». Потом он наградил Даниила и поставил его начальником над всеми вавилонскими мудрецами. Чудесное спасение Анании, Азарии и Мисаила среди раскаленной печи Раз Навуходоносор поставил на поле Деире огромного золотого истукана и издал повеление, чтобы все его подданные пали и поклонились этому истукану, а кто не поклонится, тот будет брошен в раскаленную печь. Но Анания, Азария и Мисаил не исполнили царского повеления. Когда донесли об этом царю, он призвал их к себе и спросил: «Правда ли, что вы не хотите кланяться статуе, которую я поставил?» Они отвечали: «У нас есть Бог на небе, Которому мы кланяемся, а твоим богам служить не будем и статуе не поклонимся!»

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Только через три года после того начал Амасия царствовать единолично. Потом, с другой стороны, Захария, сын и преемник Иеровоама II, воцарился в израильском царстве, по 4Цар.15:8 , в 38-м году Азарии иудейского. Если так, то свидетельство 4Цар.15:1 , по которому Азария воцарился в 27-м году Иеровоама II, следует понимать в том смысле, что этот год царствования Иеровоама II был первым годом единоличного царствования Азарии. Если, далее, 41-й (последний) год Иеровоама II – 38-й год Азарии, то в этом последнем случае счисление ведется уже со времени вступления Азарии в «управление народом земли» при жизни его отца Амасии. Следовательно, только последние 14 или 15 лет царствования Иеровоама II соответствуют первым годам единоличного царствования Азарии, между тем как 24 или 23 года до того этот Азария царствовал совместно со своим отцом Амасией. Этот последний, таким образом, царствовал единолично не более двух или трех лет, так как первые три года он, как выше показано, должен был царствовать вместе с Иоасом отцом своим. Наконец, если Амасия последние 24–23 года царствовал вместе с своим сыном Азарией, то первые годы Иеровоама II, по 4Цар.14:23  воцарившегося в 15-й год Амасии, должны были совпадать не только с последними годами этого Амасии, но в то же время и с первыми годами Азарии. Именно 1-й год Иеровоама II=15-й год Амасии=9 или 10-й год Азарии. А так как сам этот Азария по 4Цар.15:1  воцарился в 27-й год Иеровоама II, то в последнем случае счисление ведется, очевидно, не с того времени, которое указано в 4Цар.14:23 , т. е. не с 15 года царствования Амасии.15-й год Амасии мог быть первым годом только единоличного царствования Иеровоама II, u he с этого пункта надо считать 41 год царствования Иеровоама II. Сколько времени прошло со времени вступления этого израильского царя в управление народом до начала его единоличного царствования, решить помогают следующие данные. Амасия по 4Цар.14:1  воцарился (еще при жизни Иоаса отца своего) во 2-й год Иоаса израильского, следовательно, последний, 16-й год этого Иоаса должен соответствовать 15-му году царствования Амасии, который по вышеизложенным данным и соображениям соответствовал 9 или 10-му году Азарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

15, 1–7. В Иудее продолжительное царствование А3АРИИ (он же Озия, 791 – 740), современника Иеровоама II израильского (793 – 753) и трех его преемников, (Захарии, Селлума и Менаима), правивших в 752 – 742 гг., также было временем наибольшего процветания, за исключением последних лет. Став царем после гибели Амасии, Азария долгое время находился под влиянием пророка Захарии, поучавшего его страху Божию ( 2Пар. 26, 5 ), часто прибегал к Богу и имел успех в своих предприятиях. При нем страна освободилась от вассальной зависимости от Самарии, восстановлены были разрушенные стены Иерусалима, реорганизовано войско, усилены оборонительные башни столицы и важнейших в стратегическом отношении городов страны. Традиционные враги были усмирены: филистимляне, неоднократно нападавшие при его отце, окончательно покорен Едом, побеждены аммонитяне и аравитяне. Благодаря этим успехам были расширены границы на западе и на юге, вплоть до Еланитского залива на Красном море, где была возвращена торговая гавань Елаф ( 4Цар. 15, 1 ; 2Пар. 26, 1 ). При поддержке Азарии в стране успешно развивалось орошаемое земледелие, садоводство, скотоводство, возобновилась добыча меди в копях Соломона, процветала торговля ( 2Пар. 26, 10 ; ср. 1Пар. 5, 3–26 ). После же смерти наставника царя Азарии – пророка Захарии слава и успехи постепенно настолько вскружили голову этому царю, что он утратил представление о пределах своей власти и авторитета и пытался посягнуть на священнические прерогативы. Вопреки протесту иерусалимского священства (85 священников во главе с первосвященником Азарией), царь Азария дерзнул войти «в храм Господень, чтобы воскурить (фимиам) на алтаре кадильном». Наказанный проказой, царь Азария до конца своей жизни вынужден был жить «в отдельном доме» вне Иерусалима, а делами государства стал заведовать его сын Иоафам ( 2Пар. 26, 16–21 ). Несмотря на внешнее процветание, Иудея при Азарии и Иоафаме (750/740 – 731; 15, 32–38; 2Пар. 27 ) внутренне была также развращена как и северные колена при Иеровоаме II. Упадок веры, обрядоверие, социальное неравенство, несправедливость, угнетение богатыми бедных, нарушение правосудия настолько распространились среди иудеев, что стали предметом обличений пророков. В год смерти царя Азарии был призван к пророчеству великий Исаия ( Ис. 6 ). Он и его современник Михей Морасфитянин проходили свое служение при трех преемниках Азарии: Иоафаме, Ахазе и Езекии ( Ис. 6, 1; 1, 1 ; Мих. 1, 1 ) в годы 740 – 690 до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Даниила имеют различное содержание, принадлежат разным лицам, имеют различный авторитет, а потому будем о каждом из них говорить раздельно, объединяя их лишь в вопросах об издании и толковании их. 1) Первое место по достоинству и в порядке нашего славянорусского текста занимает отдел, содержащий Молитву Азарии и Песнь отроков (3:24–90). У некоторых новых исследователей этот отдел разделяется на два раздельных трактата: Молитва Азарии (3:24–45) и Песнь отроков (46–90), 399 но так как все исследователи, не исключая и этих последних, приписывают одним лицам и эпохам происхождение обеих частей отдела, то и объединим их, согласно большинству исследований, в своем обозрении. В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, признается правда Божия, законно наказавшая Евреев пленом, и выражается надежда на спасение Господом от бед (24–45). В хвалебно-благодарственной песни отроков прославляется Господь за все Им совершаемое в мире и за спасение отроков в печи и огне (52–90). В средине отдел прерывается кратким историческим замечанием о явлении среди отроков Ангела (46–51). О происхождении, при неизвестности даже оригинального текста, отдела трудно сказать что-либо определенное, кроме того, что автор был Иудеем, и притом палестинским. Новые ученые (Андре) относят его происхождение к эпохе Маккавейской. Так, упоминание в молитве Азарии об отсутствии жертв, священников, храма (38), и упоминание о существовании храма, священников и служителей его в песни отроков (54. 84. 85) дают им повод относить происхождение первой к эпохе Антиоха Епифана, а второй к эпохе Иуды Маккавея и очищения храма (ок. 165 г.). 402 Кроме общности этого предположения и его основания, применимого и к эпохе вавилонского плена и к другим эпохам, нелишне обратить внимание на то, что греческий текст этого отдела по языку тождествен с переводом LXX книги пр. Даниила и несомннно принадлежит одному лицу, т. е. автору перевода LXX в книге Даниила. 403 А книга Даниила едва ли в этом переводе явилась в Маккавейскую эпоху, так как в первой Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Эта двойственность счисления ясно, хотя и не прямо, указывает на продолжавшееся немалое число лет соцарствования Амасии и Азарии. б) Второй случай, когда издавна находили нужным предполагать междуцарствие, имел место будто бы после смерти Иеровоама II в израильском царстве. Так как по 4Цар.14:23  Иеровоам II воцарился в 15-й год Амасии, царствовавшего 29 лет: то думали, что царствование Иеровоама, продолжавшееся 41 год, кончилось уже в 26-м году Азарии. И если между тем преемник Иеровоама II, Захария, по 4Цар.15:8 , воцарился только в 38-м году Азарии, то значит будто бы, что после смерти Иеровоама II в израильском царстве в течение лет 12 была анархия. Но и здесь предположение междуцарствия устраняется другим предположением, что Азария начал управлять народом страны еще при жизни Амасии и что с этого начала его царствования ведется счет его лет, когда говорится о воцарении 3ахарии в 38-м году Азарии. Наконец, в) предполагают междуцарствие в израильском же царстве между двумя последними царями этого царства, Факеем и Озией 13 . Если Факей, по 4Цар.15:27 , воцарился в 52-й и последний год Азарии иудейского, то от этого воцарения до падения Самарии, последовавшего в 6-й год Езекии, по хронологии иудейских царей, должно было пройти 37 лет (=10 лет Иоафама + 16 лет Ахаза + 5 лет Езекии). И так как, между тем, в израильском царстве после 20-летнего царствования Факея царствовал только Озия 9 лет, то будто бы воцарению этого Озии предшествовала в израильском, царстве 8-летняя анархия. Но эти 8 лет находят себе иное помещение уже в том случае, если на основании свидетельства 2 книги Паралипоменон принять, что последние свои годы Азария царствовал вместе со своим сыном Иоафамом, и если на основании выше предложенных соображений полагать продолжительность этого соцарствования в 8 лет. Другие соображения о синхронистике событий того времени см. также выше 14 II. Когда пала Ниневия? Был ли Навуходоносор в Иудеи в 3-м году Иоакима царя? Возможное первоначальное чтение Дан.1:1  и 2:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Известностью пользовался Ионадав, сын Рихава. Азарию вместе с его сыном Иоасом и племянником Амасией евангелист Матфей исключил из родословной Господа Спасителя из-за чудовищности их преступлений и потому что ни отца, ни сына он не считал добрыми людьми. 3071 г. (­ 880 г. до Р.Х.) Гофолия, мать Азарии, 6 лет. Видя, что Ииуй, царь Израиля, убил её сына Азарию, она истребила всё царское племя дома Иорамова, за исключением одного только Иоаса, сына Азарии, которого Иосавеф, сестра Азарии, жена первосвященника Иодая, тайно увела из среды умерщвляемых царских сыновей. У 70 толковников сказано, что Гофолия правила семь лет. 3111 г. (­ 840 г. до Р.Х.) Иоас, сын Азарии, 40 лет. Славно начав, но дурно закончив, он в первые годы своего правления обновил Храм, а в последние годы среди прочих своих преступлений велел побить камнями между храмом и жертвенником Захарию, сына своего покровителя и опекуна Иодая. Ввиду заслуг Захарии Господь называет его в Евангелии сыном Варахиина, то есть благословенного Господом. Аремул Сильвий, сын предыдущего царя Агриппы, 12-й латинский царь, правил 19 лет. Он поставил среди холмов, где ныне находится Рим, альбанскую крепость. Его сыном был Юлий, прадед Юлия Прокула, который ушёл вместе с Ромулом в Рим и стал основателем рода Юлиев. 3140 г. (­ 811 г. до Р.Х.) Амасия, сын Иоаса, 29 лет. Пророк Елисей умер и погребён в Самарии. Азаил, царь Сирии, угнетал Израиль. Авентин Сильвий, старший сын предыдущего царя Аремула, 13-й латинский царь, правил 37 лет. Он умер и погребён на том холме, который ныне является частью города, и дал этому месту бессмертное имя. 3192 г. (­ 759 г. до Р.Х.) Азария, он же Озия, сын Амасии, 52 года. Тонос Конколер, 36-й царь Ассирии, которого греки называют Сарданапалом, основал Тарс и Анхиал. Побеждённый в сражении Арбаком Мидянином, он добровольно взошёл на костёр. Вплоть до этого времени были цари Ассирии, как сообщает история, то есть на протяжении 1197 лет. Всего же лет царства Ассирийского от первого года Нина насчитывается 1240.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

разделы о лат. и сир. переводах в ст. Библия ). I. Добавления к Дан 3: Молитва Азарии и Песнь трех отроков. В Дан 3 рассказывается о том, как царь Навуходоносор повелел бросить в раскаленную печь 3 благочестивых иудейских юношей, не пожелавших поклониться поставленному перед ними истукану. В неканонической части описывается молитва одного из юношей, Азарии, и их избавление ангелом, после к-рого все воспели хвалебную песнь Богу. Обычно это добавление композиционно разделяют на неск. частей: Молитву Азарии (Дан 3. 25-45); рассказ в прозе о вмешательстве ангела (Дан 3. 46-50); Песнь трех отроков (Дан 3. 51-90) с подразделами: ода (Дан 3. 51-56) и псалом (Дан 3. 57-90). Исследователи считают, что, за исключением, возможно, одной из частей 2-го рассказа о вмешательстве ангела, все остальные были добавлены после завершения основной части книги. При этом вопросы датировки, языка оригинала и происхождения решаются отдельно для каждой части. В каноническом тексте Дан 3 говорится больше о религ. чувствах Навуходоносора, добавления позволяют узнать об отношениях с Богом героев истории. В версии Феодотиона сообщается, что текст молитвы произносил только Азария, в то время как более древний текст LXX добавляет, что он молился вместе с остальными юношами (ξωμολογετο τ κυρ μα τος συνεταροις ατο). В научной лит-ре высказывалось предположение, что молитва существовала первоначально как отдельное лит. произведение, не имевшее никакого отношения к рассказу об огненной печи ( Collins. 1993. P. 198; Moore. 1977. P. 40-41). При этом приводились следующие аргументы: в более раннем варианте LXX стихи 24-25, вводящие молитву, выглядят неск. нескладно; используются евр. имена юношей (Анания, Азария и Мисаил), в то время как в арам. части главы юноши называются только теми арам. именами, к-рые им дал Навуходоносор (Седрах, Мисах и Авденаго), последовательность имен отличается от канонической части книги (напр., Дан 1. 6: Анания, Мисаил и Азария); молитва не подходит к контексту рассказа о золотом истукане и огненной печи.

http://pravenc.ru/text/171183.html

По 3Цар.16:22  и сл. Амврий воцарился, одержав верх над Фамнием и по смерти этого последнего, в 81-м году Асы, царя иудейского, и царствовал 12 лет, по истечении которых умер, уступив престол своему сыну, Ахаву, вступившему на царство, однако уже в 38-м году Асы (там же ст. 29). Эти данные можно объяснить только тем предположением, что царствование Амврия, окончившееся в 38-м году Асы, началось раньше 31 года этого царя. Прямое основание для такого пред­положения заключается в том свидетельстве 3Цар.16:21 , что до смерти Фамния царство израильское разделено было на две части, из которых одна признавала царем Фамния, а другая – Амврия. Только единоличное царствование последнего началось с 31 года Асы; но не с этого года считаются те 12 лет царствования Амврия, о которых сказано в ст. 23 и в числе которых посчитаны, очевидно, и те годы, которые Амврий царствовал одновременно с Фамнием. Предположение о междуцарствиях, к которому гораздо чаще прибегали для примирения хронологии царей иудейских с хронологией царей израильских, основывается обыкновенно также на сопоставлении некоторых библейских свидетельств. Именно: а) по 4Цар.14:17 , Амасия, царь иудейский, жил после смерти Иоаса израильского 15 лет: следовательно, преемник Амасии, Озия или Азария, должен был бы взойти на престол не позже, как в 14-м году Иеровоама II (вступившего на престол после 16-летннго царствования Иоаса). А между тем, по 4Цар.15:1 , этот Азария вступил на престол в 27-м году Иеровоама II. Таким образом, считают возможным предполагать, что после смерти Амасии в иудейском царстве имело место междуцарствие, продолжавшееся лет 14. Но это предположение делается не нужным, если держаться мнения (как выше показано, также имеющего свои основания), что 27 год Иеровоама II соответствует первому году только единоличного царствования Азарии, – году, который был вместе и 29-м (последним) годом Амасии. Мы видели, в самом деле, что при счислении лет царствования Азарии свящ. писатель книг Царств в одном случае ( 4Цар.15:8 ) считает эти лета, очевидно, со времени вступления Азарии в управление народом страны еще при жизни Амасии, а в другом ( 4Цар.15:1 ) – с начала его единоличного царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Эфиопский в переводе Псалтири и Апостольских Постановлений. Арабский в переводе Апостольских Постановлений.    Нужно заметить, что Молитва в памятниках и изданиях занимает разное место. В александрийском кодексе, туриценской Псалтири и эфиопском переводе, а из александрийского кодекса и в Московском издании перевода LXX, она помещается после Псалтири среди «песней» (8-я песнь); в списках древнего латинского перевода, в славянском и русском переводах она помещается в 36 гл. 2 Паралипоменон; в Вульгате в конце Библии среди апокрифов.    Специальных изданий и толкований Молитва Манассии не имеет, кроме общих вышеупомянутых на все неканонические книги. Подробнее объяснена у Фрича и Кауча. Дополнения в книге прор. Даниила    Вышеуказанные неканонические дополнения в книге пророка Даниила имеют различное содержание, принадлежат разным лицам, имеют различный авторитет, а потому будем о каждом из них говорить раздельно, объединяя их лишь в вопросах об издании и толковании их.    1) Первое место по достоинству и в порядке нашего славяно-русского текста занимает отдел, содержащий Молитву Азарии и Песнь отроков (3:24—90). У некоторых новых исследователей этот отдел разделяется на два раздельных трактатца: Молитва Азарии (3:24—45) и Песнь отроков (46—90), но так как все исследователи, не исключая и этих последних, приписывают одним лицам и эпохам происхождение обеих частей отдела, то и объединим их, согласно большинству исследований, в своем обозрении.    В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, признается правда Божия, законно наказавшая евреев пленом, и выражается надежда на спасение Господом от бед (24—45 стт.). В хвалебно-благодарственной песни отроков прославляется Господь за все Им совершаемое в мире и за спасение отроков в печи и огне (52—90 стт.). В середине отдел прерывается кратким историческим замечанием о явлении среди отроков Ангела (46—51).    О происхождении, при неизвестности даже оригинального текста, отдела трудно сказать что-либо определенное, кроме того, что автор был иудеем, и при том палестинским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010