Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Он осыпал Даниила богатыми дарами и поставил его начальником Вавилонской области и главой мудрецов вавилонских. Но Даниил упросил Навуходоносора поручить управление Вавилонской областью Анании, Азарии и Мисаилу, сам же остался при царском дворе. На поле Деире, близ Вавилона, Навуходоносор поставил огромного золотого истукана и к торжественному открытию его созвал всех важнейших сановников царства. Когда же они собрались и стали пред истуканом, глашатай от имени царя объявил, чтобы все, как скоро услышать звук музыкальных орудий, пали и поклонились истукану, а если кто не поклонится, брошен будет в разженную печь! И вот, когда подан был знак, все пали пред истуканом, исключая Ананию, Азарию и Мисаила. Халдеи тотчас же донесли о том царю. Навуходоносор призвал их и опросил: «правда ли, что вы богам моим не служите и истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Если вы сейчас же ему не поклонитесь, то непременно будете брошены, в разженную печь. Тогда увидим, как Бог избавит вас от руки моей!» Иудейские юноши отвечали: «Бог, Которому мы служим, может избавить от разженной печи и от руки твоей. А если бы Он и не восхотел избавить нас, то и тогда золотому истукану, которого ты поставил, кланяться не будем». Раздраженный Навуходоносор приказал разжечь печь всемеро более обыкновенного и, бросить в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Печь была так раскалена, что от одного приближения к ней совершители этой казни умерли. Навуходоносор сел против отверстия печи. Чрез несколько времени он встал и с изумлением сказал окружавшим его: «не троих ли мы бросили в печь? Но вот я вижу, что в огне без всякого вреда ходят четверо и четвертый по виду точно Сын Божий!» После сего он приблизился к печи и сказал: «Седрах, Мисах и Авденаго» (так прежде переименованы были Навуходоносором Анания, Азария и Мисаил), «рабы Бога Вышнего! Выдьте сюда!» Они вышли из средины огня. Ни один волос на их голове не был опален; от них даже не пахло горелым. При виде такого чуда Навуходоносор прославил Бога Израилева и выдал указ, в котором грозил смертью всякому, кто осмелился бы хулить Бога Седраха, Мисаха и Авденаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, – нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ( Лев.11:4–19 ; Втор.14:7–18 ) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ( Лев.11:32–38 ) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам ( Дан.5:4 ). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ( Ос.9:3 ; Иез.4:13–14 ). Дан.1:9 . Бог даровал Даниилу милость и бла­го­расположе­ние начальника евнухов; Дан.1:10 . и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я го­с­по­дина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверст­ников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед­ царем. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с указания на небрежное исполнение им личного царского указа («сам определил кушанье ваше и питье ваше») и кончая предположением о хищении: назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий, дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную. Дан.1:11 . Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов при­ставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Дан.1:12 . сделай опыт над рабами тво­ими в тече­ние десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; Дан.1:13 . и по­том пусть явят­ся перед­ тобою лица наши и лица тех отроков, которые питают­ся царскою пищею, и затем по­ступай с рабами тво­ими, как увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Особенно любили его на Руси. По мнению некоторых историков, все дело в аналогии, проводимой между Вавилонским пленением иудеев и их притеснением от царя Навуходоносора с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов. И образцом для русских князей, оказавшихся в «ордынском плену», было поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилонском плену. Ведь согласно Библии, их главными принципами были преданность вере и… добросовестное служение «поганому царю» в качестве советников; мужество и… осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность. Накануне смерти, принимая постриг, князь Иван Калита даже взял имя одного из этих отроков — Анания. «Мене, мене, текел, упарсин»… Согласно христианской традиции, Даниил происходил из знатного иудейского рода. После завоевания Навуходоносором Иерусалима он подростком попал в Вавилонский плен, получил отличное халдейское образование и был взят на придворную службу. Всю свою жизнь он провел в плену, в чужой стране, фактически рабом, хоть и со статусом придворного. И всю жизнь не имел ни своего дома, ни своей семьи. Но несмотря на все выпавшие ему испытания, прожил жизнь, полностью исполнив возложенную на него Богом миссию пророка. При дворе Навуходоносора, а после при дворе Дария и Кира Даниил прославился даром понимать и объяснять сны. Навуходоносору он объяснил страшный сон (причем сам сон царь забыл, но страх остался) про истукана, разбитого камнем, упавшим с горы (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — вечное Царство Божие): Ты (Навуходоносор. — Прим. ред. )  — это золотая голова (первое царство. — Прим. ред. ) ! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. …Бог небесный воздвигнет царство (пятое. — Прим. ред. ) , которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно  (Дан 2:38–40, 44).

http://foma.ru/prjamo-v-hrame-stavjat-pe...

По окончании воспитания, они стали служить при царском дворе. Однажды Навуходоносор видел необычайный сон, который вышел, однако, у него из памяти. Никто из мудрецов вавилонских не мог угадать этого сна, но Даниил узнал о нем от Бога и открыл его царю. «Ты, государь», сказал Даниил, «видел огромного истукана, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, ноги частью из железа, частью из глины. Когда ты смотрел на этого истукана, вдруг из ближней горы сам собою оторвался камень и ударил его в ноги. Все тело разбилось и рассыпалось в прах, а камень стал расти все более и более, и наконец, наполнил всю землю. В это время ты от страха проснулся». После сего Даниил изъяснил царю, что этот сон изображает четыре царства, которые будут следовать одно за другим, и после которых Бог устроит царство вечное. Выслушав это, Навуходоносор сказал: «поистине Бог ваш есть Бог богов!» и сделал Даниила начальником вавилонских мудрецов, а трех друзей его – правителями вавилонской области. Крепость веры друзей Данииловых подверглась вскоре большому испытанию. Навуходоносор на одном поле, близ Вавилона, поставил огромного золотого истукана и собрал всех важнейших сановников своего царства для поклонения ему. Все поклонились ему, кроме Анании, Азарии и Мисаила. Разгневанный царь приказал их за ослушание бросить в разженную печь, сказав: «посмотрим, как Бог ваш спасет вас от руки моей». Печь была так раскалена, что бросавшие в нее Ананию, Азарию и Мисаила от одного приближения к ней умерли. Между тем, Анания, Азария и Мисаил остались в ней живы и прославляли Бога. Изумленный Навуходоносор приказал им выйти из печи и выдал указ, в котором смертью грозил всякому, кто осмелился бы хулить их Бога. Не меньшее испытание выдержал и сам Даниил. Он был брошен в ров к голодным львам за то, что молился ежедневно своему Богу, но львы, по воле Божией, не коснулись пророка. Даниил предсказал, что Христос придет и пострадает чрез 400 лет от издания указа о восстановлении Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«По окончании тех дней, – читаем далее, – когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Да­ниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» ( Дан.1:18–21 ). Видите, как Господь благословляет отроков, которые твердо держатся истинной веры? Надо приучать детей с малых лет посещать храм и выстаивать богослужение; они должны молиться дома вместе с вами и самостоятельно. Единственное послабление допуска­ется больным детям, но и в этом случае всегда надо брать бла­го­словение у священника. Нормальное состояние для ребенка – когда нарушение поста и сокращение молитвенного пра­вила он воспринимает как грех и исповедуется в нем. Однако при этом надо всегда помнить, что нельзя заставлять ребенка по­ститься и молиться. Вдохновлять его к духов­ному деланию должен ваш собственный добрый пример. И совершенно непозволительно «нака­зы­вать» дитя молитвами или чтением святых книг. Если ваш ребенок будет отождествлять нака­за­ние с религиозной жизнью, то рано или поздно он испытает отвращение и к духовному чте­нию, и к самой молитве. Напро­тив, наказанием должен ока­заться запрет для ребенка читать Священное Писание в том взбалмошном состоянии, в котором он находится. Не пустить его в храм, пока он не примирится с младшими и не попросит прощения у старших, – вот самое страшное наказание, вот где он должен испытать страх… И до­пускать его к чтению мо­литв можно только тогда, когда, как ска­зано в начале правила, «утишатся вся чувствия». Вы долж­ны помнить о том, что не всегда будете находиться с вашими детьми, стоять над ними и учить их, рано или поздно про­изойдет расставание. Ваша главная задача заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятель­ности в религиозной жизни; религия должна действительно стать для него той связью с Богом, без которой он не смог бы и мыслить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Продолжением молитвы служит моление, чтобы Господь ради Своего имени и ради завета с патриархами, которым говорил, что умножит семя их, как звезды небесные и как песок морской, не оставил народа своего, теперь умаленного больше всех народов, униженного настолько, что у него нет ни князя, ни пророка, ни всесожжения, ни жертвы, ни места, где бы он мог принести ее и обрести милость Его (ср. Плч.2:9 ). Заканчивается молитва прошением Азарии от своего лица и лица товарищей, чтобы Господь принял их духовную жертву, приносимую от полноты сокрушенного сердца, как жертву из тысячи тучных агнцев, тельцов и овнов, чтобы Он не посрамил их, надеющихся на Него всем сердцем, но по множеству милости Своей спас, тем прославил имя Свое, а врагов посрамил. Дан.3:46 . А между тем слуги царя, ввергшие их, не пере­ставали раз­жигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, Дан.3:47 . и поднимал­ся пламень над печью на сорок девять локтей Дан.3:48 . и вырывал­ся, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Дан.3:49 . Но Ангел Го­с­по­день сошел в печь вместе с Азариею и быв­шими с ним Дан.3:50 . и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не при­коснул­ся к ним, и не по­вредил им, и не смутил их. Силою божественного всемогущества было ограничено пространственное действие огня. Оно не касалось внутренности, центра печи, а простиралось только на ее периферии. И потому в то время как вырывавшееся из печи пламя сожигало разводивших огонь, бросавших в него обычную в Вавилоне нефть, средина ее была наполнена влажным шумящим ветром. Дан.3:51–90 . Чудесное спасение трех отроков наполнило их душу чувством глубочайшей благодарности, вылившимся в восторженном гимне. Полные духовного восторга, они благословили и прославили величие Господа, призывая всех воспевать и превозносить Творца, – и небесные силы, и небеса, облака и светила, и величественные явления природы (ночь и день, свет и тьму, молнию), и все физические стихии и перемены (дождь, ветер, огонь и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Даниил      Он происходил из знатного иудейского рода. Юношей был отведен в плен в 605 году. В свои юные годы он отличался не только благочестием, но и мудростью. Навуходоносор приказал избрать для своего двора несколько еврейских юношей, отличающихся знатностью, образованием и красотою. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и повелел воспитывать их три года. Всем им изменили имя. Даниил стал именоваться Валтасаром. Он вместе со своими друзьями испросил себе разрешение не вкушать роскошные яства с царского стола и не пить вино, а довольствоваться простой пищей из растений и пить только воду. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания. Несмотря на строгий пост, лица их были красивее, а тело полнее, чем у тех отроков, которые питались царскими яствами. Вскоре Даниил возвысился при дворе, потому что смог истолковать тревожный сон, который видел Навуходоносор. Позже он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях. В книге Пророка Даниила рассказывается об изумительном молитвенном подвиге трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила. Они отказались поклониться золотому истукану и с великим упованием вознесли молитву Богу. По приказу разгневанного царя они были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Господень сошел в печь, и огонь не повредил им. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки (Дан 3, 52). Три отрока в пещи вавилонской      В новозаветной Церкви молитвенная песнь трех отроков используется в гимнографии. Ирмосы 7-й и 8-й песни канона кратко говорят об их чудесном спасении из пламени. Сам пророк Даниил, оклеветанный при царе Дарии Мидянине, был брошен в ров со львами. Но Бог послал Ангела Своего, который заградил пасть львам. Звери не повредили ему. Даниил был одним из тех праведников, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Евр 11, 33).

http://pravoslavie.ru/104134.html

протоиерей Николай Попов Времена владычества над народом божиим язычников Иудеи под властью Вавилонян (4902–4972 год от сотворения мира, 607–537 год до Рождества Христова) 490 Состояние иудеев в плену вавилонском Иудеи были в плену вавилонском 70 лет. Сначала жизнь их в плену была очень тяжела, Многие из них были обращены в рабство. С течением времени положение их стало лучше: они получили право приобретать земли, заниматься торговлей, даже поступать на царскую службу и иметь своих старейшин и судей, чтобы решать свои дела по собственным законам. Живя между халдеями, иудеи скоро забыли свой язык и стали говорить похалдейски; еврейский язык не забыли только ученые священники. Но вера иудеев в истинного Бога не только не ослабла, а еще очистилась и укрепилась. Лишившись своего отечества за поклонение идолам, близко узнав в плену беззаконную жизнь идолопоклонников 491 , иудеи почувствовали отвращение к идолопоклонству и в скорби своей обратились к истинному Богу 492 . К утешению иудеев во время плена, для поддержания веры в них и к славе Своей между язычниками Бог воздвиг им великих пророков: Иезекиля и Даниила, и трех друзей Даниила: Ананию, Мисаила и Азарию. Пророк Даниил и три отрока: Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор, царь Вавилонский, при первом нападении своем на Иудейское царство взял к себе в Вавилон нескольких иудейских отроков царского и княжеского рода, велел воспитывать и обучать их для службы при царском дворе и назначил им кушанье и вино со своего стола. Между ними были Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которых назвали Валтасаром, Седрахом, Мисахом и Авденаго. Даниил, не желая осквернять себя кушаньями, запрещенными законом Моисея, попросил воспитателя своего сделать опыт: давать ему и трем друзьям его в пищу овощи, а для питья воду. Воспитатель послушался. Через десять дней лица их оказались красивей, и телом они были полнее всех отроков, которые ели кушанья царские 493 . С этого времени, по желанию их, не стали давать им царского кушанья и вина, а подавали овощи и воду. Бог дал этим четырем отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости 494 , а Даниилу еще разумение видения и снов. По окончании воспитания, отроки были представлены Навуходоносору. Он говорил с ними и из всех их не нашел подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Они стали служить при царе ( Дан. 1 ). Навуходоносор видит во сне огромного истукана

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010