Как известно, первыя конференции экуменического движения состоялись двумя параллельными группами в Стокгольме в 1925 г. в Лозанне в 1927 г. «Цель, преследуемая всеми конгресистами, независимо от вероисповедания к которому они принадлежали, было единение всех христианских Церквей, согласно желанию Христа возвещенного нам Св. Иоанном, послужившее темой  епископу Брент, при открытии конференции произнесшему в протестанском соборе в Лозанне слово: «Да будут все едино; как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Uoah. XVII, 21 ). «И вдохновляясь этим текстом была выработана программа Конгресса»  189 . «Желание реализировать единство этих различных исповеданий, которыя все считают себя исходящими от Христа, было совершенно реально» замечает тот же сотрудник «Cahiers de l " Ordre». И вот оказалось, что несмотря на искренность подхода участников Стокгольмской и Лозаннской конференций, совершенно естественно они не могли придти не только ни к какому заключению, но вообще разошлись, недоумевая, как продолжить задуманный проэкт. «Как можно было разойтись ничего не решав, не вынеся никакой резолюции»  190 спрашивает удивленно Е. Мюле. Несмотря на такую неудачу, с первых же шагов собора представителей различных церквей, из отчета Единбургской конференции 1934 г. мы узнаем, что положение вовсе не так безотрадно и отчет начинает свое вступление с заглавия: «Десять лет прогресса». Союзы, в буквальном смысле этого слова, или сближения ведущия к союзам, зарегистрованные за эти десять лет, касались иногда Церквей различных народов, как например, те которые имели место между Англиканами с одной стороны, а с другой старо-католическими Европейскими Церквами и Церквами православными: но большей частью они ограничились Церквами одного народа... «Общее число положительных попыток к единению внушительно. Почти половина их произошла в Северной Америке, что отвечает особенно большому количеству внешних делений, которым нужно было помочь. Столько же почти случаев видим в Азии и Европе...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единственное истинно христианское единство есть единство в Церкви, «церковное» единство, при соблюдении четких и строгих условий вероисповедания и устава. Раскол – это антиномия и парадокс. Церковный статус отделенных не поддается описанию. Экклезиология занимается устроением Церкви по Божественному первозамыслу и образцу. Для данного случая нет адекватных терминов. Но его нельзя так просто оставить без внимания. Ведь с православной точки зрения, корень экуменической проблемы именно в этом. Проблема может быть решена только через восстановление «церковного единства». Но перспектива его окончательного осуществления сохраняется лишь потому, что даже в разорванном христианском мире есть определенные признаки единства, сами по себе недостаточные, но сулящие перспективу и имеющие некую духовную ценность: правильная вера, искренняя преданность, Слово Божие. Они обеспечивают почву для христианской встречи, разговора, общего поиска. Только по этой причине вообще возможно экуменическое движение. Мы вынуждены использовать противоречивые термины – разделенные братья. Здесь есть внутреннее противоречие: «братство» исключает «разделение», а христианское братство действительно при общем членстве в Церкви. Но несмотря на внутреннее противоречие, это правильное определение текущей ситуации в экуменическом взаимодействии. Нужно только отнестись к прилагательному «разделенные» не менее серьезно, чем к существительному «братья». Экуменическое движение – это поиск единства и не только единства. Это путь, а не цель. И недостаточно осуществлять братство в пути. Нужно двигаться, и двигаться к цели. Православные осуществляют братство в поиске. Но в основном их интересует цель. 267 Commission on Faith and Order, World Council of Churches, Paper 31: Minutes of the faith and Order Commission, 1960, St. Andrews, Scotland. Geneva. P. 113. Читать далее Источник: Свидетельство истины : Сборник статей/Прот. Георгий Флоровский ; [сост., примеч. и коммент. А.А. Почекунина]. - Санкт-Петербург : Духовное наследие, 2017. - 481 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 г. в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 г., на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва Всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 г., можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 г. на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая Ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 г. представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг в православии, как «Экуменизм», с привлечением материала XVIII—XIX вв. чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения в частности, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Русской Православной Церкви, Российской Церкви с инославным миром как на личном уровне (известная переписка Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне. Контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения. Итак, каково же было отношение Русской Православной Церкви к вышеуказанным проблемам?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Генеральный секретарь Послания и письма Доклады Выступления Проповеди Заявления Экуменическое движение (вкл. ВСЦ) Послания и письма, адресованные Генеральному секретарю ВСЦ Президенты ВСЦ Послание на Пятидесятницу 2009 Послание на Пятидесятницу 2008 Послание на Пятидесятницу 2007 Послание на Пятидесятницу 2006 Послание на Пятидесятницу 2005 Central Committee Geneva, 2009 Geneva, 2008 Geneva, 2006 Geneva, 2005 Geneva, 2003 Geneva, 2002 Potsdam, 2001 Geneva, 1999 Geneva, 1996 Geneva, 1995 Geneva, 1990 Hanover, 1988 Geneva, 1980 Berlin, 1974 Canterbury, 1969 Heraklion, 1967 Toronto, 1950 Центральный комитет Executive Committee Bossey, February 2009 Luebeck, September 2008 Etchmiadzin, September 2007 Geneva, March 2007 Geneva, May 2006 Geneva, September 2005 Seoul, August 2004 Geneva, February 2004 Geneva, September 2001 Geneva, September 2000 Sigtuna, September 1993 Bad Saarow, February 1974 Исполнительный комитет WCC commissions Echos – Commission on youth in the ecumenical movement Faith and Order commission Joint Working Group between the Roman Catholic Church and the WCC International affairs Mission and evangelism Continuation Committee on Ecumenism in the 21 st Century Комиссии ВСЦ Echos – Комиссия по участию молодежи в экуменическом движении Комиссия «Вера и порядок» Совместная рабочая группа по диалогу между Римско–католической церковью и ВСЦ Комиссия по международным делам Комиссия «Миссия и евангелизация» Постоянный комитет по экуменизму в 21 в. WCC Programmes Ecumenical movement in the 21 st century Unity, mission, evangelism and spirituality Public witness: addressing power, affirming peace Justice, diakonia and responsibility for creation Education and ecumenical formation Interreligious dialogue and cooperation Программы ВСЦ Экуменическое движение в 21 в. Единство, миссия, евангелизация и духовность Общественное свидетельство: заявлять о мире, обращаясь к власти Право, диакония и ответственность за творение Образование и экуменическая подготовка Межрелигиозный диалог и сотрудничество

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И наконец, была дана позитивная оценка вкладу и выражена надежда на дальнейшие успехи православных на национальных и региональных уровнях, в частности в сотрудничестве с Римско–Католической Церковью и с другими Церквами, которые не являются полными членами ВСЦ. В этих рамках разные экуменические и культурные организации сыграли бесценную роль посредников и спонсоров. Несколько региональных и национальных экуменических организаций, с которыми связаны Православные Церкви, также оказали огромную услугу и межцерковному диалогу, и культурному диалогу, поднимая разнообразные исторические и современные вопросы, чтобы устранить препятствия, созданные не вероучительными факторами, чтобы содействовать дружбе и сотрудничеству. Да приблизится день, когда наша приверженность экуменическому идеалу получит богатое благословение Духа Святого и даст нам возможность отпраздновать полное единство всех Церквей, соучаствующих в едином евхаристическом и соборном общении. Это наша молитва, наша надежда и наше возобновленное экуменическое обязательство по случаю 40–й годовщины основания ВСЦ. Женева, сентябрь 1988 Протопресвитер д-р Георгий ЦЕЦИС. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИСУТСТВИЯ Во многих церковных кругах, как православных, так и неправославных, широко распространено мнение, что экуменическое движение появилось внутри протестантского мира в результате его внутреннего положения и в усилии найти разрешение существенных проблем Церквей Реформации, которые стояли перед ними в повседневной жизни и свидетельстве. Таким образом, многие православные дивятся православному присутствию в экуменическом движении и активному участию Православных Церквей в экуменическом движении и в ВСЦ, в то время как некоторые протестанты, вступившие в движение не сразу, но в результате экуменического паломничества, и которые не знакомы с Восточным Православием, искушаются считать Православие органом, принадлежащим другому «миру» и культуре, чуждым озабоченностям экуменического движения, что часто представляет собой помеху в движении к христианскому единству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

В рамках визита состоялись рабочая встреча с епископом Р.Коппе, руководителем управления Экуменического движения и работы за рубежом Евангелической Церкви Германии. На этой встрече особое внимание сторон было уделено участию Евангелической Церкви Германии в предстоящем праздновании 60-летия Победы над нацизмом. Согласно программе визита, также имели место публичное выступление митрополита Кирилла в здании Общества германских парламентариев и публичная дискуссия во французском соборе Берлина на тему «Христианское видение мира и абсолютность человеческого достоинства». В дискуссии приняли участие председатель совета Евангелической Церкви Германии епископ В.Хубер, председатель Комиссии экуменического движения Немецкой епископской конференции епископ Мюллер. На мероприятии присутствовало около 300 человек, в том числе представители германских СМИ. Проведенные официальные и публичные встречи имели важное значение для развития диалога Русской Православной Церкви с немецкими политическими и общественными деятелями о ценностях современного общества. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать важным развитие диалога по проблемам современного общества с политическими и общественными кругами Германии, руководствующимися в своей деятельности христианскими ценностями. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении в Москве 9-10 марта 2005 года IX Всемирного Русского Народного Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве IX Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом». 2. Отметить участие в Соборе иерархов и иных представителей Русской Православной Церкви за границей и Русской Православной Старообрядческой Церкви. 3. Одобрить итоговые документы IX Всемирного Русского Народного Собора. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Оргкомитета общецерковной выставки «Православная Русь», об итогах проведения Третьей выставки, которая состоялась с 26 по 30 января 2005 года в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/429871/

Major Portions of the Proceedings of the Conference of Heads and Representatives of Autocephalous Orthodox Churches in Connection with the Celebration of 500 Years of Autocephalicity of the Russian Orthodox Church: July 8-18, 1948 . Пер. О. Ф. Кларк, ред. Пол Б. Андерсон. (Париж, 1952). С. 178. Со своей стороны, Граббе дал самую высокую оценку докладу Разумовского и отношению к экуменическому движению всеправославного совещаения 1948-го года. Grabbe to Fr. Dimitrii Dudko, 1992, Stanford University Library, Department of Special Collections, M0964, Box 2, Folder 2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6343, соч. 1, д. 18. Епископ Серафим в своем докладе об Оксфордской конференции на Втором Всезарубежном соборе отметил, что перед отъездом в Лондон он был предупрежден «людьми, сведущими в сферах международной политики и осведомленными настроениями определенных кругов [масонов], что сомнительно, чтобы Оксфордская конференция решилась на открытое антибольшевистское выступление» (Деяния Второго… С. 313). В 1943 году протоиерей В. Зеньковский и Л. Зандер были допрошены в бюро пропаганды (Propaganda-Abteilung Frankreich) по вопросам экуменической деятельности (Ф. Г. Спасский, «Краткая летопись Академии», Православная мысль: труды православнаго Богословскаго института в Париже 5 , 1947. С. 149). Вероятно, Юрий Ильич Лодыженский (1888-1977), активно занимался антикоммунистической деятельностью как в межвоенный, так и в послевоенный периоды. Его работы находятся в Музее русской культуры в Сан-Франциско и в Институте Гувера. Архив Архиерейского синода в Нью-Йорке, файл 80/46. Миссионерский комитет. То есть от ВСЦ (Архив Синода, файл 5/48. Экуменическое движение). «Среди инославных: экуменическое движение», Православная Русь (11/24 июня 1948). С. 15. Преемник митрополита Платона (Рождественского, + 1934), который вместе с митрополитом Евлогием отделился от епископов-беженцев в Сербии в 1926 году. The Moscow Patriarchate and the First Assembly of the World Council of Churches, Ecumenical Review (Winter 1949).

http://bogoslov.ru/article/5998370

И если все " христианские " группировки родственны друг другу то все они, вместе взятые, сродни другим " религиозным " группировкам, и христианский экуменизм может привести только к синкретической мировой религии. Вот воистину неприкрытая цель масонской идеологии, вдохновляющей экуменическое движение, и эта идеология сейчас настолько овладела участниками экуменического движения, что " диалог " и последующее воссоединение с нехристианскими религиями становятся логически следующим шагом для сегодняшнего извращения христианства. Вот некоторые примеры из множества последних событий, которые могут подтвердить направление пути " экуменического " будущего вне христианства . 27 июня 1965 г. в Сан-Франциско была создана Ассамблея верующих за мир во всем мире, приуроченная к двадцатой годовщине Организации Объединенных Наций в этом городе. Десятитысячная аудитория слушала речи о " религиозной " основе мира во всем мире, произносимые делегатами индуистов, буддистов, мусульман, иудеев, протестантов, католиков и православных, и " межконфессиональный " хор в 2 000 голосов пропел гимны всех вероисповеданий. Греческий епископат Северной и Южной Америки официально заявил на 19-м Конгрессе духовенства и мирян (Афины, июль 1968 г.): " Мы уверены, что экуменическое движение, хотя и христианское по происхождению, должно стать движением всех религий в стремлении к единению " . " Храм взаимопонимания, корп. " , американская организация, возникшая в 1960 г. как некая " Ассоциация соединенных религий " и ставящая своей целью " строительство символического Храма в различных частях света " (в точном соответствии с доктриной франкмасонства), провела несколько " конференций на высшем уровне " . На первой из них, в Калькутте в 1968 г., латинский траппист Томас Мертон (случайно убитый электрическим током в Бангкоке на обратном пути с этой конференции) заявил: " Мы уже стали новым единством. Но нам нужно еще вернуть первоначальное наше единство " . На второй конференции, в Женеве в апреле 1970 г., восемьдесят представителей десяти мировых религий встретились, чтобы обсудить такие темы, как " Проект создания Всемирного сообщества религий " .

http://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_pr...

Экуменическое движение означает изменение внутри христианского мира, возникновение нового христианского сознания. Православие может быть благоприятной почвой для экуменического движения, и вступление православных в это движение может иметь огромное значение. Мир православный не участвовал в страшной исторической борьбе протестантов и католиков. Опыт интерконфессиональных собраний в Париже показал, что православные и католики легче встречаются на православной почве. Есть два понимания вселенскости — горизонтальное и вертикальное. Для горизонтального понимания вселенское единство означает охватывание как можно больших пространств земли, универсальную организацию всей поверхности земли. К этому пониманию склоняется католичество. Для вертикального понимания вселенскость есть измерение глубины, вселенскость может быть дана как качество каждой епархии. Это есть понимание православное. Оно более благоприятно для экуменического движения. Католики примут активное участие в этом движении в том лишь случае, если они откажутся от империализма в понимании вселенского единства христианства, если победят в себе империалистическую волю, как соблазн, и увидят вокруг себя не объекты воздействия, а субъекты. Это, может быть, самый важный вопрос в движении к единству. Без участия католиков движение не может быть полным по своим результатам. У протестантов есть другой соблазн — соблазн слишком большой легкости в достижении единства и вселенскости. Соблазн же православный есть соблазн изолированного и самодовлеющего бытия, безразлично к тому, что происходит с миром. У каждого есть свои соблазны. Почва для соединения может уготовляться человеческой активностью и направлением человеческой воли. И мы все для этого должны сделать. Но не человеческими силами совершится соединение — оно окончательно совершится действием Духа Святого, когда час для этого настанет. И во всяком случае движение к этому центральному событию в судьбах христианства означает вступление в новую эпоху, когда излияние Духа Святого будет сильнее, чем было до сих пор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Протоиерей Григорий Разумовский : Конечно, вопрос о старокатоликах интересен, но он не стоит в порядке дня. Если мы желаем обратиться ко всем христианам, в том числе нужно обратиться и к старокатоликам. Я бы хотел сделать сообщение и больше этого вопроса не касаться. Протоиерей Александр Калинович: Мы говорим об активности экуменизма, но и старокатолики очень активны повсюду, особенно в Польше. Протоиерей Григорий Разумовский : Я предлагаю к этому очень интересному вопросу вернуться, когда мы закончим с экуменическим вопросом. Почему он интересен и почему нужно к нему вернуться? Потому что у Русской Православной Церкви имелось намерение о соединении со старокатоликами еще с 1910 г. Мы имеем сведения о том, что в Польше большое количество старокатоликов себе изменило и соединилось с католиками. Старокатолики уже заключили соглашение о взаимном признании также и с англиканами. Недавно мы получили письмо от архиепископа Утрехтского и еще от двух епископов, в котором они просят найти возможность установить отношения между Русской Церковью и старокатоликами. У них уже имеется отношение с Англиканской Церковью на основе переговоров в 1930 г. в Бонне. Почему-то эти сношения с Константинополем у них прекратились. Мы ответили, что просим выслать новые протоколы Боннских совещаний. На этом примере вы видите, что пусть никого не пугает отношение Русской Православной Церкви к инославным. Она отзывается на все призывы. Она отзывается на призывы старокатоликов и будет отзываться на обращения старых протестантов. Протоиерей Всеволод Шпиллер: Мне кажется, что здесь имеется некоторое недоразумение. Тут предлагают, как я понимаю, в Обращении или в Послании ко всем христианам по экуменическому вопросу отметить некоторые особенности, специально относящиеся к каждому вероисповеданию. Нет речи об установлении каких-то принципиальных отношений между нами и старокатоликами, между нами и другими вероисповеданиями, но только по вопросу взаимоотношений этих вероисповеданий к экуменическому движению. Мы должны что-то сказать, что заинтересует особо всех старокатоликов, проживающих там-то и там-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010