Николо-Андреевский храм в Павшинской пойме, Красногорск, Подмосковье ЖМП 6 июнь 2021 /  23 июля 2021 г. 17:00 Андрей Оболенский: «Церковь-новостройка должна сочетать традицию канона с лаконичностью современности» Ровно три десятка лет назад в России появилось первое специализирующееся на церковном зодчестве архитектурное бюро «Арххрам». Его бессменный руководитель заслуженный архитектор Российской Федерации Андрей Оболенский, построивший за эти годы полсотни храмов, в интервью «Журналу Московской Патриархии» вспоминает, где и как «процитировал» мостовую Крестного пути Спасителя Via Dolorosa, анализирует успехи и нерешенные проблемы Программы возведения новых церквей в российской столице и оценивает мировые тенденции современного храмостроительства.  PDF-bepcuя. По патриаршему благословению — Андрей Николаевич, мысль сосредоточиться на проектировании православных храмов пришла к вам на переломе эпох — на рубеже 1980-х и 1990-х годов, когда почти все поголовно двинулись к новым горизонтам и едва ли не хорошим тоном считалось пренебрежение наработанными в «старое время» профессиональными навыками. Почему вы устремились именно к церковному зодчеству, где истоки предпочтения? — В то время я работал в институте «Моспроект-2», в специализированной мастерской, ­создававшей музейный комплекс в парке Победы на Поклонной горе. В моей зоне ответственности была так называемая зона А — фланкирующая центральный музейный корпус дуга на высоких «ножках», где сейчас размещается картинная галерея. Но уже тогда меня тянуло к индивидуальному проектированию, где преобладали бы высокохудожественные компоненты, произведения декоративного искусства. Постепенно это стремление оформилось в виде устойчивого интереса к церковному зодчеству. Ведь исторически именно в храмах были сосредоточены самые дорогие, эксклюзивные, эстетически совершенные творения человеческих рук. На излете советской эпохи в стране существовала масса проектных институтов, специализирующихся на тех или иных направлениях строительства. Например, были организации для разработки проектов театров, мостов, метрополитенов, объектов здравоохранения, стадионов и т. д. Но ни одна из них — по вполне понятным историческим причинам — не ­«отвечала» за ­храмы. Осознание именно этого факта на ­профессиональном уровне и подвигло меня к созданию архитектурного бюро «Арххрам». С детства человек верующий, я быстро увлекся этой темой. Когда же мастерская в «Моспроекте-2», занимавшаяся музеем на Поклонной горе, выполнила свою задачу и прекратила работу, мне удалось получить благословение Патриарха Алексия II на труды на новом поприще. С той минуты сомнения отпали.

http://e-vestnik.ru/church/andrey_obolen...

Памяти митрополита Лавра Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. 16 марта, 2010 Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Предлагаемая вниманию читателей беседа состоялась в преддверии прошедшего в мае 2006 г. Сан-Франциско IV Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. В числе прочего Собором было разработано и принято послание для паствы, где, в частности, было освещено духовное значение процесса примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, ответственному за общественные проекты журнала «Экономические стратегии» и иноку Всеволоду (Филипьеву) раскрывает причины, по которым в первые годы советской власти произошло разделение двух частей Русской Церкви, дает оценку перспективам диалога между ними, разъясняет миссию русской церковной эмиграции. Митрополит Лавр. Фото священника Максима Массалитина Ваше Высокопреосвященство, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы? В XX в. Отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917 г.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-la...

Памяти митрополита Лавра РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73688.html 16 марта 2010 Памяти митрополита Лавра Источник:  http://www.pravmir.ru/pamyati-mitropolita-lavra/ Православие и мир Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Предлагаемая вниманию читателей беседа состоялась в преддверии прошедшего в мае 2006 г. Сан-Франциско IV Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. В числе прочего Собором было разработано и принято послание для паствы, где, в частности, было освещено духовное значение процесса примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, ответственному за общественные проекты журнала " Экономические стратегии " и иноку Всеволоду (Филипьеву) раскрывает причины, по которым в первые годы советской власти произошло разделение двух частей Русской Церкви, дает оценку перспективам диалога между ними, разъясняет миссию русской церковной эмиграции. Ваше Высокопреосвященство, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы? В XX в. Отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917 г. К власти большевики поставили себе целью построение безбожного общества и воспитание " нового человека " , которому предстояло жить в подобном обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическим мировоззрением, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.

http://religare.ru/2_73688_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

поиск:   разделы   рассылка Владимир Шушкин Владимир Легойда: " Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права " Источник:  Аргументы и факты Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата в эксклюзивном интервью АиФ.ru об итогах 2012 и планах на 2013 г.г. для Русской Православной Церкви рассказал о взаимоотношениях Церкви с государством, результатах антицерковных выступлений, о том, есть ли раздражение между Церковью и обществом, о телефонных " глушилках " в храмах и деятельности священников в социальных сетях – Владимир Романович, год был одновременно и насыщенным, и сложным как для общества, так и для Церкви. С какими новыми вызовами для себя столкнулась Церковь, как вообще изменилась повестка для Церкви? – Мне кажется, важно понимать, что главное в жизни Церкви не меняется. И не потому, что Церковь как-то по-особенному консервативна. Просто она занимается тем, что будет важно и актуально всегда – происходящим в сердце человека. Поэтому и результат работы Церкви виден в первую очередь в наших поступках – в том, как живут верующие люди. Задача и Церкви, и пастыря в том, чтобы человек, приходящий в храм, выходил оттуда преображенным. Сегодня любят цитировать слова преподобного Серафима Саровского: " Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся " . А ведь они и показывает, если угодно, методологию служения Церкви. Это не просто красивое выражение из сборника афоризмов, но указание на то, как происходит церковное служение в мире. Вместе с тем, иногда в этом вопросе слышится нотка нетерпения: а почему же в обществе ничего не меняется или – почему так медленно? В этом плане Церковь предельно реалистична. Реализм Церкви, реализм христианского понимания жизни исходит из того, что наш мир находится в состоянии падшем, греховном. Царствие Божие на земле невозможно. Об этом недвусмысленно говорит Евангелие. Общество дойдет до предела беззакония, которое положит конец этому миру. Что касается вызовов, о которых сегодня так любят говорить, то в социальной сфере для Церкви и общества они во многом одни и те же. А главный вызов для человека, пытающегося жить по-христиански, – всегда один. Это грех. И если христианин про это забывает или считает грех какой-то отвлеченной либо книжной категорией, то вряд ли он сможет справиться с какими-то иными вызовами.

http://religare.ru/2_98967.html

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Мемориальная доска – пострадавшей за веру Источник:  Голос России Первая мемориальная доска, посвященная репрессированным за религиозные убеждения в 70-80-е годы 20-го века, появилась в России. На историческом здании Смоленского государственного университета установлен бронзовый знак, увековечивающий память педагога этого вуза Татьяны Щипковой. Торжественное открытие памятной доски состоялось в присутствии первоиерарха Русской православной церкви патриарха Кирилла Небольшая бронзовая табличка, изображающая женщину с открытой книгой в руках, и скромная надпись внизу: " Здесь с 1961 по 1978 год преподавала Татьяна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений " . " Для меня и моей семьи очень важно появление этой мемориальной доски. Не только потому, что она посвящена моей маме, но и потому, что люди должны знать, что гонения на Церковь и верующих продолжались весь советский период " , – рассказал в эксклюзивном интервью " Голосу России " сын Татьяны Щипковой, религиозный и общественный деятель Александр Щипков: " Многие думают, что гонения закончились в 1953 году со смертью Сталина. Более продвинутые уверены, что гонения закончились во времена Хрущева, когда многих еще сажали, а храмы закрывали. Мы же хотели показать, что гонения на православных закончились только с концом советской власти. Когда я показал готовый эскиз мемориальной доски патриарху Кириллу, он внимательно осмотрел его и сказал, что он хороший, но предупредил, что повесить доску с такой надписью будет сложно. Я ответил, что буду стараться. И тогда патриарх сказал, что если я повешу эту доску, то он сам приедет ее открывать " . Татьяна Щипкова родилась в 1930 году, жила в Ленинграде, здесь же окончила романо-германское отделение университета. Позже ей предложили работу в Смоленске, и она уехала туда, преподавала историю языков, латынь, вела курсы по теоретической грамматике, античной истории и культуре. В юности мама не была религиозным человеком, но много знала о христианстве и православной вере, пояснил Александр Щипков:

http://religare.ru/2_95933.html

поиск:   разделы   рассылка Пресс-секретарь патриарха: без духовного оздоровления общество задохнется Источник:  РИА Новости Первый день работы Архиерейского собора Русской православной церкви продемонстрировал насыщенную повестку: программный доклад патриарха Кирилла включил несколько десятков пунктов, изложенных на 70 страницах печатного текста. Собор проходит в Москве с 29 ноября по 4 декабря. По уставу РПЦ это высший орган иерархического управления Церковью. Собор созывается не реже одного раза в четыре года. В этом году он приурочен к 100-летию восстановления патриаршества на Руси и началу большевистских атеистических гонений. О резонансных темах собора и личном восприятии их патриархом, о проповеди в соцсетях, о том, когда закончатся исследования " екатеринбургских останков " , приписываемых семье Николая II, о делегациях из-за рубежа и о том, как сделать священников образованнее, а храмы – привлекательнее для детей, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал глава патриаршей пресс-службы священник Александр Волков. Беседовал Алексей Михеев. – Отец Александр, в первый день собора патриарх Кирилл пожаловался на плохую работу епархий в соцсетях и заверил, что у архиереев будут появляться свои аккаунты и блоги. Нет ли опасения, что это будет делаться " для галочки " ? Есть ли в планах общецерковные курсы блогерства? – Патриарх отметил, что служителям Церкви нельзя пренебрегать этим новым общественным явлением – социальными сетями, которые являются такой же составляющей нашей жизни, как телевидение. То есть, социальные сети, по мысли Патриарха, – это еще один инструмент проповеди. Но им нужно уметь пользоваться, в противном случае он принесет вред, есть риск порезаться этим орудием, при необдуманном его использовании. Поэтому как раз всем поголовно проходить курсы сетевой грамотности не надо, все же область довольно специфическая при использовании ее в качестве орудия миссии. И в первую очередь нужно руководствовавться пониманием того, что есть опасность превращения инструмента в предмет самолюбования. Патриарх предостерегает нас от этой духовной опасности.

http://religare.ru/2_114429.html

Почти 20 лет назад, а именно в январе 1990 года я, тогда еще студент юридического факультета Дальневосточного университета во Владивостоке, получил из Нью-Йорка большую посылку с православной литературой. К посылке прилагалось письмо. Вот небольшая цитата из него: «Дорогой о Господе Михаил Владиславович! Православные русские люди, волей судеб оказавшиеся на чужбине, всегда считали себя частью Родины, а Зарубежная Церковь - частью Русской Православной Церкви. Поэтому мы тоже переживаем за нашу страну, молимся о ее возрождении и о Божием благословении российского народа. Просим и ваших молитв о нас, русских в рассеянии, да не помешают нам временные препоны духовно составлять единое целое». Это письмо я бережно хранил все эти годы. Его автор - тогда епископ Манхэттенский, а ныне Первоиехарх Русской православной церкви за границей, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Письмо было написано им в ответ на мою просьбу поделиться православной литературой, которую в Советском Союзе в те годы было практически невозможно достать.Мог ли я в начале 1990 года даже предположить, что спустя два десятилетия судьба забросит меня в Австралию, что я смогу познакомиться с владыкой Иларионом и лично поблагодарить его за тот дар; что на смену растворившейся в начале 50-х годов прошлого века русской эмиграции первой волны, проживающей в Китае, значительная часть которой нашла свое убежище именно в Австралии, вследствие драматических событий начала 1990-х годов, а также вследствие бурного развития экономических связей между Россией и Китаем, десятки тысяч молодых русских людей, и я в их числе, опять выберут Китай местом своего жительства, местом приложения своих профессиональных и творческих способностей? Но так случилось. Я приехал в Австралию в статусе председателя «Русского клуба в Шанхае» для участия в конференции соотечественников, проживающих в странах АТР. Именно на конференции, которая, к слову сказать, проходила в Канберре, и произошло мое знакомство с владыкой Иларионом. Продолжилось же оно неделей спустя уже в Сиднее, когда, по приглашению Первоиерарха, в его резиденции, где и состоялась наша с ним беседа:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Представляем вниманию читателей эксклюзивное интервью, которое Аналитическому центру свт. Василия Великого дал священник Александр Мазырин – профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории. Мы беседуем о драматичной истории Русской Православной Церкви в XX столетии. В чём значение Поместного Собора 1917-1918 годов? Почему для нас важен подвиг новомучеников и исповедников? Как оценить эпоху и личность Сталина? Каковы истоки противоречивой политики Константинопольского Патриархата? Почему исключительно важно единство Церкви? Об этом и не только читайте в нашем материале. С о. Александром Мазыриным беседовал научный руководитель Центра Евгений Иванов.      — За нашими спинами соборная палата, в которой проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. В этом году мы отмечаем столетие его завершения. Каково значение этого события? Для большинства верующих этот Собор известен почти исключительно благодаря избранию святейшего патриарха Тихона, восстановлению патриаршества. На самом деле его повестка была широка. Какие ещё темы обсуждались на Соборе и какие из них, на ваш взгляд, актуальны для сегодняшнего дня? — Действительно, уже довольно давно Собор семнадцатого года ассоциируется в церковной среде в первую очередь с восстановлением патриаршества. И многим сейчас уже кажется, что, собственно, сугубо с этой целью Собор и был созван сто лет назад. Но в действительности это не так. Восстановление патриаршества изначально не было целью того Собора. Если бы было иначе, патриаршество было бы восстановлено уже в августе 17-го – тогда, когда Собор начал свою работу. Как известно, это произошло лишь в ноябре, когда ситуация в стране катастрофически обострилась. В момент самых тяжёлых боёв в Москве, собственно, и было принято то историческое решение. Первейшей и главнейшей целью Собора (ради чего, собственно, он и был тогда созван) было восстановить пошатнувшееся в условиях революционной смуты внутрицерковное единство. Это имело колоссальное значение, особенно после прихода к власти в нашей стране откровенно богоборческого правительства.

http://pravoslavie.ru/116005.html

Преемник нового курса РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22741.html 02 ноября 2005 Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  http://religion.ng.ru/ НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741_1_21.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010