Образ Константина использовался и в процессе формирования в конце 15 в. идеологии Московского княжества. Митрополит Зосима в предисловии к «Изложению пасхалии» в 1492 г. писал: «Прослави бог православнаго перваго царя Константина... И ныне же в последняя сиа лета... прослави Бог сродника его (Владимира) еще в православии просиавшаго благовернаго и христолюбиваго великого князя Ивана Василевича, государя и самодеръжца всея Руси, новаго царя Констянтина новому граду Констянтину - Москве , и всей Русской земли и иным многым землям государя». Обращает на себя внимание тот факт, что крест Константина во всех церемониях играет важную роль и зачастую упоминается прежде других святынь. Таким образом, можно говорить о существовании в Московской Руси культа не только идеального государя благоверного царя Константина, но и культа креста и символики Константина как символа победоносности. Как идеального правителя, Константина ставит в пример в своем сочинении серб Юрий Крижанич, пропагандист идеи «славянского единства», живший в России во второй половине 17 в.: «Меж христианских королей нет никого славнее Константина». Здесь следует отметить многозначность образа Константина. Это первый христианский государь, «силой креста» победивший язычников, и святой, прославившийся своим благочестием, покровитель и вдохновитель воинов, и правитель, «которого подданные любят больше, чем боятся». По словам Юрия Крижанича, «прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями». К 50-м годам 16 в. относится грандиозная четырехметровая икона «Благословенно воинство небесного Царя», более известная под названием «Церковь Воинствующая», в которой так же присутствует золотое трехцветие. Далее, итогом победы над польскими захватчиками и завершением смуты 1612 года явилась всенародная присяга на Соборе 1613 г. воцарившемуся Дому Романовых и, следовательно, монархическому знамени этого Дома - константиновскому золотому трехцвету, под которым, кстати, сражались дружины Минина и Пожарского. Известные прозападные симпатии Петра I отразились в привлечении красно-бело-голубого триколора (ныне государственного флага РФ), отражающего дух конституционной Голландии и республиканской Франции, но тем не менее государственным флагом оставался монархический штандарт, а триколор использовался на торговых судах, в основном внутреннего судоходства и для частного использования на домах, магазинах, лавках и т. д. Это была первая трещинка в общественном сознании о единстве царской символики и народной. К сожалению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Примечательно, что крест из Геркуланума находился в спрятанном тайном месте и мог выниматься из выемки, то есть быть переносимым. Это дает возможность отождествить его с выносными крестами, называемыми известным латинским термином cruces ritu stationali. Древнейшее изображение креста 79 года, найденное в Геркулануме На Востоке, где гонения на христиан были сильнее, открытая практика литаний была небезопасна. Святитель Василий Великий говорит, что эта практика весьма полезна, но возникла позднее, а во времена святителя Григория Неокесарийского (+270) ее еще не было . Тем не менее эта традиция позднее появляется и на Востоке. Когда опасно было явно проводить шествия, на намеченном месте богослужения выставляли крест (statio), который для верных был тайным сигналом места сбора . Как правило, кресты ставились на местах страданий или около надгробных плит, на которых служили евхаристию. Развитую форму такого шествия на литании рассказал Марк Диакон в житии святого Порфирия, епископа Газского (+420). По случаю бездождия, «взявши знамение (signo) Креста, которое нам предшествовало, мы вышли с гимнами к древней церкви, находящейся на запад от города. Сам Порфирий следовал сзади, неся святое евангелие и имея кругом себя благочестивый клир» . Место знамени креста в войске Константина По словам Евсевия, император приказал создать отдельную скинию (σκινη) для креста, куда он перед битвами удалялся для молитвы . Сократ Схоластик сравнивает эту палатку со скинией, которую создал в древности Моисей, говоря, что даже в самых диких и пустынных местах император имел место для молитвы . Созомен, продолжая тему, свидетельствует, что, по примеру императора, каждый из римских легионов стал заводить у себя такую скинию, которые, по сути, стали походными церквами, так как в них служили священники и дьяконы . «С того времени и римские легионы, которые теперь называются αριφμοι (числами), устроили каждый собственную свою палатку и получили особых священников и диаконов». Таким образом, главное помещение легиона principiorum aedes, где хранилась святыня, штандарт aquila, семантически сместилось на походные храмы, где хранилось новое знамя – крест. Теперь крест стал главным штандартом войска – и всегда «шествовал впереди фаланг» , а для его ношения и защиты было выделено пятьдесят знаменосцев .

http://bogoslov.ru/article/6194948

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1914 год Начат в Царском Селе 1-го января. Среда. С утра меня засуетили и поэтому ничего не успел прочесть. Поехали к обедне и завтракали одни. Погулял с удовольствием; погода была мягкая — 8° мороза без ветра. В 3 1/2 начался прием поздравлений в Большом дворце — министров, первых чинов двора, свиты и затем дипломатов. Вернулся домой в 5 1/4 к чаю. Читал и отвечал на телеграммы. Вечером продолжал чтение биографии Анмама [написанной] Арсеньевым. 2-го января. Четверг. Принимал с 10 час. утра до 1 1/4 доклады, отдельных лиц и депутации. Завтракал Кирилл (деж.). Обошел парк с Ольгой и Татьяной. Погода была приятная. В 4 1/4 поехал в город к милой Мама к чаю. Вернулся в Царское Село в 7 час. Вечером имели отраду видеть Григория. Так было тихо и спокойно. 3-го января. Пятница. Был занят с 10 ч. до часа. Завтракали одни. Погулял с О[льгой], М[арией] и А[настасией]. Погода была тихая — 10° мороза. Занимался разборкой писем за 1911-й, 1912-й и прошлый годы. К вечеру только привел все в порядок. Читал после чая. 4-го января. Суббота. Встал пораньше и окончил все бумаги вовремя. Погулял до докладов. Принял только Сухомлинова и Фредерикса. Он, Ольга А(лександровна) и Эристов (деж.) завтракали. Сделали хорошую совместную прогулку. Мороз опять увеличился и дошел вечером до 18°. Поехали ко всенощной в полковой собор. Обедал Эристов. В 9 1/2 на вечер к Ане. Там были: Злебов, Бутаков, Столица, Шведов и Зборовский. Сладкопевцев рассказывал очень забавные вещи. После чая и закуски вернулись в час. 5-го января. Воскресенье. Мороз с 20° дошел к вечеру до нуля. Пошли к службе в походную церковь. Святую воду подносили: мне А. С. Танеев, Аликс — Димка Голицын. Оба завтракали с нами. Погулял с детьми. В 6 час. у меня был Маклаков до самого обеда. Занимался вечером и потом читал Аликс вслух. 6-го января. Понедельник. В 10 1/4 поехал ясным утром в город; там стоял густой туман целый день. В 11 час. пошел в церковь и после обедни на Иордан. По относе знамени и штандартов, вернулся в Малахитовую и сел завтракать с девятью членами семейства. Принял у себя Григоровича. Посетил тетю Михень и поехал к Мама. Застал у нее Аликс и Алексея. Приехали в Царское Село в 6 1/2 ч. Обедал Кедров (деж.). Читал бумаги. 7-го января. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил знамя Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте 21 октября 2006 г. 12:09 20 октября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения воинского знамени «За жертвенное служение» Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте. Знамя было вручено УВДТ Общероссийским общественным движением «Россия Православная». На церемонии присутствовали: начальник Волго-Вятского УВДТ генерал-майор милиции Виктор Фетисов, начальник Нижегородской академии МВД генерал-лейтенант милиции Вячеслав Каныгин, заместитель начальника Управления ФСБ по Нижегородской области полковник Вячеслав Востриков, федеральный инспектор по Нижегородскй области Алексей Чкалов, заместитель начальника Горьковской железной дороги Александр Тюрников, сотрудники Управления внутренних дел на транспорте, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Александр Иванович Буркин. «То, что сегодня вам вручен штандарт за верность и служение по благословению Святейшего Патриарха, весьма отрадно. Ваше служение не знает границ. Вы всегда на работе — защищаете безопасность людей», — отметил архиепископ Георгий. Владыка преподнес в дар Виктору Фетисову образ Божией Матери «Умиление». Архиепископу Георгию и генерал-майору Виктору Фетисову были вручены памятные медали «Всенародное покаяние». Медалью «За жертвенное служение» были награждены 29 сотрудников Волго-Вятского УВДТ. Памятная медаль «Всенародное покаяние» учреждена Общероссийским общественным движением «Россия Православная» во имя святого царя страстотерпца Николая II, новомучеников и исповедников Российских. Медаль «За жертвенное служение» учреждена Общероссийским общественным движением «Россия Православная» в 1998 году для награждения за неустанные труды и служение во славу Отечества, веры и народа российского. Девиз награды: «Вера. Надежда. Любовь. Но Любовь из них больше». Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/153321.htm...

Можно предположить появление этого образа в результате развития сюжета «Жены мироносицы у Гроба»: достаточно долго образ воскресающего Христа появляется не изолированно, а в составе этой композиции. Некоторые наблюдения относительно этого процесса высказаны [Иванова, 2009: 10-12]. Возможность изображать донаторов в ряду зрителей вносит в этот образ дополнительный аллегоризм. Так называемое «Воскресение полного извода», где в верхней части композиции показано Восстание от Гроба, а в нижней – византийский образ Воскресения, Анастасис. Советские литературоведы находили особую цветовую символику в заключительной части поэмы А. Блока «Двенадцать» – и красный цвет оказался гарантом «безопасности» этого флага для советской власти. Триумфальное значение не упоминается историком при перечислении значений флага в византийской армии. Ф. Осарес делает вывод, что «Оно олицетворяло военную честь. Знамя считалось священным предметом». См. Ф. Осарес, Византийская армия в конце VI в. по «Стратегикону» императора Маврикия. СПб., 2007 С. 37. Подробнее о культовом обожествлении знака – в труде Н.В. Махалюка, глава «Религия и любовь к знаменам: сакральные и военно-этические аспекты культа военного знамени» [Махлаюк, 2006: 364-376]; там же указана литература по этому вопросу. Его название последние два века стало ошибочно относится к православному образу Воскресения (Анастасис). Гимн начинается словами: «Vexilla regis prodeunt,/Fulget crucis mysterium,/Quo carne carnis conditor/Suspensus est patibulo...» [Loerke, 2006: 65, Anmerkung 23] Были высказаны предположения о то, что этот штандарт восходит к лабаруму Константина, что представляется не доказанным. В «Песне о Роланде» это знамя называется флагом апостола Петра: «То флаг Петра, он прежде «Римским» звался, а ныне Монжуа ему названье» (стих CCXXIV, перевод с старофранцузского Ю. Корнеева). Историки по-разному реконструируют ее. Предполагается, что были вышиты золотые звезды или солнце. Предполагают, что орифламма хранилась сложенной в алтаре собора, и в обычное время была не доступна для обозрения.

http://bogoslov.ru/article/1655238

Случается, что государство разрушается без единого выстрела, только при помощи слов, — сказал Патриарх Кирилл, — Мы, православные люди и защитники Отечества, должны помнить о том, что сегодня в молодежной среде идет словесная война, война умов. 6 мая. ПРАВМИР. 6 мая, в канун Дня Победы и в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца — покровителя Москвы и российского воинства, в Москве на территории мемориального комплекса «Поклонная гора» прошел ежегодный общероссийский Георгиевский парад «Дети Победителей». Георгиевский парад В параде приняли участие около полутора тысяч человек — делегатов, представляющих детско-юношеские и молодежные центры России и стран СНГ, а также духовно-патриотические организации, в том числе скауты, юное казачество, ученики кадетских корпусов, молодежь из военно-исторических организаций и клубов исторической реконструкции, студенты духовных учебных заведений, члены молодежного объединения «Георгиевцы!» и др. Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Миссионерская комиссия при Епархиальном совете города Москвы, Братство православных следопытов при содействии Правительства Москвы. Парад начался с праздничного богослужения, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На крестном ходе вокруг храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе были внесены с воинскими почестями знамя Российской Федерации, копия Знамени Победы и знамя города Москвы. Во время парада, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, прошло посвящение в православные следопыты лучших кадетов, по одному из каждого региона России. Ребята торжественно присягали на верность Богу и Отечеству со словами «Будь готов — Всегда готов за Россию!» Каждой прибывшей организации был выдан штандарт Георгиевского парада. В канун Дня Победы над фашизмом скаутские организации дают свой ответ экстремистски настроенной молодежи. Православные следопыты и кадеты идут под христианскими знаменами, а не под фашистской свастикой, не только в этот праздничный день, но и по жизни.

http://pravmir.ru/v-moskve-proshel-georg...

Епископ Кемеровский Аристарх освятил знамя Кузбасского УВД на транспорте 20 июня 2008 г. 16:25 20 июня епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх совершил освящение знамени Кузбасского управления внутренних дел на транспорте. Мероприятие прошло у Стелы памяти во внутреннем дворе управления транспортной милиции. Церемония началась с торжественного марша, под звуки которого знаменная группа вынесла знамя управления символ чести, доблести и славы транспортной милиции Кузбасса. Обращаясь с приветственным словом к собравшимся, начальник Кузбасского УВД на транспорте генерал-майор Василий Волков отметил, что для сотрудников органов внутренних дел знамя имеет такое же значение, как икона для верующих. «Сотрудники милиции зачастую находятся в жестких условиях противостояния преступности, и всем нам нужна вера в торжество правды и справедливости, крепкая нравственная и духовная опора», отметил генерал. После светской речи начался чин освящения, который проходил в Кемерово впервые. Окропив знамя святой водой, епископ Аристарх передал его в руки генерала В. Волкова. По возвращении знамени к знаменной группе зазвучала «Вечная память», которая сменилась мерным стуком метронома, отсчитавшим минуту молчания в память о погибших во время исполнения служебного долга сотрудников Кузбасского УВД на транспорте. Поздравляя милиционеров с освящением знамени их ведомства, владыка Аристарх отметил, что «сегодняшнее событие открыло новую главу в исторической летописи Кузбасской транспортной милиции воинское знамя получило благословение и освятилось специальным чином». «Святость русских знамен, штандартов, флагов объясняется тем, что по своему происхождению они связаны с церковными хоругвями или церковными знаменами, всеми священными изображениями, которые были на них, сказал владыка. Именно поэтому знамя есть священная хоругвь, над которою соединяются верные своему долгу воины». Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/424774.htm...

11 Штандарт с изображением римской богини плодородия Цереры — символ власти прокуратора. На картине Василия Верещагина «Ночь на Голгофе», которая хранится в Третьяковской галерее, запечатлена погребальная процессия с телом Христа.  В Церкви этот момент воспроизводится на богослужении вечером Великой Пятницы, когда верующие троекратно обходят храм с плащаницей — большой иконой умершего Спасителя. 1 Тело Христа несут Никодим и Иосиф Аримафейский, который дерзнул попросить у Пилата разрешения забрать его, чтобы похоронить. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45). 2 Иосиф Аримафейский был иудейским старейшиной и членом синедриона, однако в суде над Спасителем не участвовал. Он сам был тайным учеником Христа, и тело Спасителя положили именно в его новую гробницу. 3 Апостол Иоанн Богослов. Он единственный из апостолов, который был со Спасителем во время распятия, пока остальные в страхе разбежались. Перед самой смертью Господь соединил его судьбу с судьбой Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27). 4 Никодим — еще один член синедриона и тайный ученик Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21). Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53). И именно он принес на погребение Учителя состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей. 5 Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, которые будут приготавливать тело Христа к погребению. 6 Скорбящая Мария. В Евангелии почти не говорится о том, какие чувства испытала Богородица, видя своего Сына на кресте. Лишь евангелист Лука, повествуя о Сретении Господнем, когда Его на 40-й день после рождения принесли в Иерусалимский храм, приводит обращенные к ней пророческие слова праведного Симеона: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35).

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kar...

Ангел бездны – султан турецкий. Султан есть духоввый глава всех магометан. Следовательно, он есть защитник и покровитель мусульманской религии. В этом смысле он и назван ангелом (вестником) бездны. Абаддои нли Аполлион – значит губитель. Магомет говорил: «меч есть ключ в небу и к преисподней; одна капля крови, влитая в дело Божие, одна ночь проведенная под оружием, приносит больше пользы, нежели 2 месяца поста и молитвы». Об одном известном турецком султане Гиббон замечает: «Кровь 130 тысяч христиан была приятною жертвой для арабского пророка». «Одно горе прошло; вот идут за ним еще два горя» ( Откр. 9:12 ). Шестая труба или второе горе должна была начаться тогда, когда прекратилась пятая труба (или первое горе), т. е. в 1449 г. «Шестый ангел вострубил» и «освобождены были четыре ангела», «связанные при великой реке Евфрате» ( Откр. 9:12–16 ). Четыре ангела – это четыре наиболее значительных султаната, из которых составилось Оттоманское государство: Алеппский, Иконийский, Дамасский и Багдадский. Эти султанаты лежали в бассейне реки Евфрата. «Четыре ангела» (или распространители ислама ) «были освобождены» через свою покорность и подчинение султану, царствовавшему в Константинополе. Они были освобождены, «чтобы умертвить третью часть людей». В 1453 г. пала Византийская империя. «Число конного войска было две тьмы тем»… Пророк созерцал в видении коней и на них всадников, которые имели на собе брони огненные, гиацинтовые и серые; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера; от этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили» ( Откр. 9:16–19 ). В 1453 г. пала Византийская империя. Гиббон говорит о необычайном количестве турецкого войска. Брони огненные, гиацинтовые и серые указывают на турецкую военную форму, которая изготовляется из красных, синих и желтых материй. Головы коней – как головы львов. Это означает силу, мужество и неустрашимость турок. Огонь, дым и сера, выходящие изо рта коней, указывают на огнестрельное оружие, которое в то время уже вошло в употребление. (Гиббон приписывает падение Греческой Империи употреблению огнестрельного оружия в турецкой армии). И когда турки, сидя на лошадях, палили из своих коротких ружей, наблюдателю, стоившему вдали, должно было казаться, будто огонь, дым и сера выходят из рта лошадей. Сила коней заключалась … в хвостах нх. Конский хвост у турок есть известный военный штандарт. Когда ап. Иоанн созерцал турок, собиравшихся вокруг этого особенного знака своей мощи, то ему могло казаться, будто сила, их войска находится в некоторой связи с конским хвостом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010