б) Опираясь на положения «Духовного регламента», епископы приступили к организации в своих епархиях духовных школ. К 1725 г. были открыты следующие учебные заведения. Феодосий Яновский, некогда помогавший митрополиту Иову при устройстве школ в Новгороде, основал в 1721 г. семинарию при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Тогда же открыл в столице собственную семинарию и Феофан В том же 1721 г. епископ Питирим устроил семинарию в Нижнем Новгороде. В следующем году возникли школы в Твери и Белгороде; в 1723 г.— в Казани, Коломне, Вятке, Суздале, Холмогорах; в 1724 г.— в Рязани и Вологде. Уже в 1721 г. при Святейшем Синоде возник и центральный орган — Контора школ под руководством архимандрита Гавриила Бужинского, советника Святейшего Синода. По представлению Синода Петр I повелел 19 ноября 1721 г., чтобы дети духовных лиц учились в епархиальных училищах, а не в цифирных школах. Это повеление, вышедшее в виде указа Святейшего Синода, явилось первым шагом на пути превращения духовных школ в учебные заведения, предназначенные исключительно для детей из духовного сословия. 31 мая 1722 г. Святейший Синод издал как дополнение к «Духовному регламенту» особый устав епархиальных школ. В нем рекомендовалось, за недостатком подходящих учителей, использовать при обучении детей священнослужителей, готовившихся к принятию священства, только что изданный учебник для начальных школ. Автором этого букваря был сам Феофан Прокопович. Недостаток в учителях, как о том еще будет речь, давал о себе знать и позднее. Затем последовали постановления о запрещении забирать учеников епархиальных школ на военную службу и о направлении в школы молодых монахов и послушников. Последняя мера не имела особенного успеха, так как монастыри под всевозможными предлогами уклонялись от ее исполнения, а отправленные в школы послушники большей частью убегали, возвращаясь в свои обители. Да и возложенная на монастыри обязанность отчислять на нужды школ двадцатую часть урожая выполнялась настолько нерегулярно, что Святейший Синод был вынужден издавать указы с напоминанием об этом. Духовным лицам, не выполнявшим постановление о посылке сыновей в школы, грозило наказание. Но когда в епархиях начали производить проверку сыновей священнослужителей, достигших школьного возраста, выяснилось, что родители всеми способами старались уклониться от нее. Хуже всего обстояло дело со средствами на содержание школ. Успех или неуспех в этом отношении всецело зависел от энергичности епархиальных Больше других о школах заботились епископы малороссийского происхождения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

В связи с данным вопросом о значении церковно-приходской школы свящ. о. Смирновым, законоучителем школ с. Тихонова, где обучается до 400 душ детей раскольников, был возбуждён вопрос о допущении детей раскольников во второклассные школы. Почтенный о. законоучитель доказывал, что в Тихоновской второклассной школе, существующей уже 4 года, есть достаточный опыт, чтобы на основании его утверждать, что ни один питомец из раскольников не выйдет из неё твёрдым в своей вере, а наоборот, одни присоединялись, другие близки к этому и медлят присоединением в виду житейских условий. К сожалению, специальное назначение второклассных школ было причиной того, что в новом положении об этих школах находится запрещение принимать в них раскольников, как немогущих быть впоследствии учителями. Между тем, здесь был уже случай обращения окончившего курс и поступления его в учительскую школу. Поэтому выражено съездом пожелание об исходатайствовании перед высшим начальством разрешения детям раскольников и впредь поступать в Тихоновскую второклассную школу. П.П. Добромыслов указал на важную роль учителя в деле миссии. Последний является ближайшим помощником пастыря в деле религиозно-нравственного воспитания народа, опыты привлечения народного учителя и к миссионерской деятельности в других епархиях дали вполне благоприятные результаты. С целью привлечь учителей к миссионерской деятельности съезд постановил: поощрять учителей-миссионеров из миссионерских средств или из средств братства добавочным вознаграждением, а, чтобы учителя церковноприходских школ были более или менее подготовлены к миссионерской деятельности, съезд ходатайствовал перед его преосвященством о введении на будущее время в программу учительских курсов уроков по истории и обличению расколо-сектантства. В.Μ. Скворцов высказал желание, поддержанное съездом, об учреждении для учителей церковно-приходских и земских школ, изъявивших на то согласие, специальных краткосрочных миссионерских курсов. Отцами жиздринского уезда, где церковно-приходских школ мало, был поставлен вопрос о привлечении к делу миссии учителей земских школ. О. епархиальный наблюдатель просил священников названного уезда приложить старание прежде всего к увеличению сети церковно-приходских школ. Но чтобы и земскую школу сделать пособницей приходской миссии, съезд постановил: а) просить преосвященного снестись с г. директором народных училищ, не найдёт ли он возможным в земские школы в селениях с раскольническим населением назначать лиц с богословским образованием; б) поощрять учителей земских школ, в которых будет введено обучение церковному пению, особым вознаграждением из сумм миссионерских или братских средств; в) обязать оо. законоучителей в земских школах объяснять детям евангелие в субботние дни и г) ходатайствовать перед г. директором, чтобы ученики земских школ вместе с учителями по возможности исправно посещали и участвовали в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пересматривая фонды методистов, мы видели, что значительная часть юбилейного фонда была пожертвована на покрытие долгов по содержанию школ кингсвудской и вудхаузской, а также на открытие богословских семинарий для методизма, а среди фондов 1868 года видим фонд, специально предназначенный «на воспитание». Таким образом, чтобы вполне охарактеризовать издержки и доходы методистов, мы должны обратить внимание на методистские школы. В Англии и других местах методисты веслианской ветви имеют три рода школ: 1) школы для народного образования, которые открыты для всех членов методизма и имеют в виду распространение первоначального образования среди простых членов; 2) школы для подготовки народных учителей в первоначальные школы (учительские семинарии, или институты); 3) школы для подготовки духовного сословия для методизма, или богословские семинарии; к последним мы относим и две школы, специально назначенные для проповеднических детей, – о которых речь будет после. Народные школы для сообщения первоначальных сведений простым классам у методистов разделяются на два разряда: на школы воскресные и школы ежедневные. Когда говорят о пользе, которая вытекает из методистского движения, то непременно указывают и то, что методисты способствовали распространению народных школ, в которых происходят занятия по воскресным дням, или школ воскресных. Воскресные школы в Англии появились в первый раз в 1784 году, но не у методистов. Джон Весли, услышавший о появлении такого рода школ, ввел их в своих общинах. Чтобы учителя не стеснялись программою, он позволил заниматься в таких школах без предначертанного плана занятий; это обстоятельство повело к быстрому распространению воскресных школ в общинах методизма. Просматривая статистические сведения о методизме разных стран, нельзя не заметить того обстоятельства, что число воскресных школ всегда почти больше числа школ ежедневных, а число учеников, посещающих школы, почти всегда значительно превышает число членов известной местности. Отсюда можно заключать, что воскресные школы методистов пользуются большою популярностью и что их посещают не одни только методисты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Петиция в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями направлена президенту 3 декабря, 2012. Новостная служба В письме подчеркивается, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением системе таких школ и программ. 3 декабря. ПРАВМИР. Открытое письмо на имя президента и председателя Правительства РФ в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями опубликовано на сайте Change.org . Авторы обращения выражают тревогу в связи с тем, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы. Это одаренные дети, дети с повышенной учебной мотивацией, дети с ограниченными физическими возможностями, в том числе дети, проходящие надомное обучение, а также дети с девиантным поведением, уточняют авторы. В письме подчеркивается, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением системе таких школ и программ. «Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов», — сказано в обращении. Авторы отмечают, что, несмотря на это, в стране происходит перевод всех школ на нормативно-подушевое финансирование,  а школы, обучающие детей с разными потребностями, сливаются друг с другом безо всякого научно-методического обоснования. В то время как на смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке, соответствующей инфраструктуры, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся, а также финансирование этой работы.

http://pravmir.ru/peticiya-v-zashhitu-sh...

29 января 2017 г. 17:59 Четверть всех детских воскресных школ приходится на семь епархий В рамках конференции «Вопросы катехизации» Международных Рождественских образовательных чтений оглашены предварительные итоги аттестации воскресных школ для детей, проводившейся в соответствии с циркулярным письмом управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия во всех 183 епархиях и занявшей полтора года. По приведенным заведующим сектором катехизации профильного синодального отдела Дениса Туголукова данным, ответы удалось получить из 170 епархий; 148 из них содержали полные епархиальные реестры воскресных школ, и еще 13 – более-менее подробную информацию о них. Как курьез Денис Александрович привел факт ответа одной из не относящейся к «молчуньям» епархий, где официально заявили, что воскресных школ у них... нет вовсе. Мол, трижды пытались открыть при кафедральном соборе, но «невоцерковленные преподаватели всех детей распугали». Что же касается 161 епархии, предоставившей сведения о своих детских воскресных школах, там общее количество подобных учреждений составляет 5790 (в это число включены 348 школ Московской городской епархии , где аттестация еще продолжается). Более двух третей из них – 68% – составляют учебно-воспитательные группы. Среди остальных львиная доля приходится на воскресные школы без образования юридического лица, а в статусе центров дополнительного образования детей функционируют лишь 25 церковных учреждений. Четверть всех воскресных школ приходится на семерку епархий-лидеров ( Московские областную и городскую, Ростовскую , Екатеринодарскую , Екатеринбургскую , Санкт-Петербургскую и Липецкую ). Среднеепархиальное количество воскресных школ составляет 36 (без учета «большой семерки» - 27). В средней воскресной школе без образования юридического лица учатся 43 ребенка и преподают 6 педагогов, в учебно-воспитательных группах соответствующие показатели достигают 22 и 4 чел. Отметим: 29 декабря прошлого года Высший Церковный Совет принял новый текст положения о воскресных школах для детей и новую версию образовательного стандарта для этих учреждений. В соответствии с данными документами, которые должен утвердить Священный Синод, разделения на учебно-воспитательные группы и воскресные школы без образования юридического лица отныне не будет; зарегистрировавшимся же в качестве отдельного юрлица образовательным учреждениям придется преобразоваться в учреждения дополнительного образования детей и озаботиться получением лицензии на образовательную деятельность (доныне в вопросе лицензирования закон делал для них исключение как для обучающих детей основам религии).

http://e-vestnik.ru/news/attestatsiya_vo...

Высказываются еще пожелания, чтобы рельевская „богословия» была преобразована по образцу русских семинарий или хотя белградской и призренской, и наконец, чтобы она перенесена была в Са­раево и соединена с сараевской учительской школой, чрез что, может быть, устранилась бы рознь, существующая между учителями-сербами и сербским духовенством и выиграла бы просветительная деятельность тех и дру­гих. 143 О перемещении семинарии из Рельева в Сараево неоднократно были рассуждения, между прочим в 1907 году в заседаниях великого административного и школьного совета. 144 Однако, вопрос этот доселе не получил жела­тельного разрешения. – При рельевской богословской школе недавно открыто общество св. Саввы с целью содействия умственному и нравственному развитию своих членов. Кроме богословского училища, в Боснии и Герцего­вине ныне три гимназии: две правительственных в Са­раеве к Мостаре (последняя открыта в 1893 г.) и одна иезуитская в Травнике. В гимназиях в употреблении „хорватские» тексты, профессорские и учительские места за­нимают хорваты, на что постоянно и справедливо жалу­ются босняки и герцеговинцы. Высшие женские школы – в Сараеве и Мостаре. В Сараеве, кроме того, техническая школа, учительская семинария, семинарии для мухаммедан и католиков. Коммерческие школы-в больших горо­дах. Что касается народных школ, то, по официальным сведениям за 1909 год, в Боснии и Герцеговине к концу 1906–1907 учебного года состояло 379 основных (начальных) школ; из них 259 общих, 109 конфессиональ­ных и 11 частных; из 259 общих (правительственных) школ в 180 обучались совместно мальчики и девочки и 5 школ было специально женских. В течение 1907–1908 учебного года было открыто вновь 11 общих, 7 кон­фессиональных школ и одна частная; в 1908–1909 учеб­ном году открылось еще 19 общих начальных школ. Таким образом, к началу 1909–1910 учебного года в Бос­нии и Герцеговине было всего 417 общих школ. Детей школь­ного возраста числилось в 1906–1907 учебном году в обеих провинциях 235,000; из них посещало школу только 34,887 (27,094 мальчика и 7,793 девочки), т. е. 14,83 процента общего числа. В общих школах училось 25,455 детей, в конфессиональных 8,801 и в частных 631. По вероисповеданию дети делились на следующие группы: православных (сербов) 14,453, католиков – 13,587, мусульман – 4,937, иудеев – 1,374 и иноверцев – 563. Учителей во всех школах состояло 847 (533 учителя и 814 учительниц), кроме законоучителей, которых числи­лось в общих школах 599, в конфессиональных 225 (православных 130, католиков 88, иудеев 6, протестан­тов 1) и в частных школах 17. По вероисповеданию среди учителей было 368 католика, 358 православных, 110 мусульман, 3 иудея и 8 иноверцев. Расходы на со­держание всех начальных школ Боснии и Герцего­вины достигали в 1906–1907 учебном году суммы в 1.623,506 крон. 145 В Мостаре в 1892 году основан до­вольно значительный фонд для обеспечения сербских православных народных школ. 146 Православно-сербская периодическая печать

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

А для того, чтобы религиозно-нравственное воспитание не ограничивалось только школою и церковью, но продолжалось постоянно и в семейных домах, как для детей, так и для взрослых, для этого советом в 1886–1887 учебном году было признано полезным усилить распространение, в возможно большем количестве, между крестьянскими семействами назидательных книг для чтения не только религиозно-нравственного содержания, но и русско-исторических и, независимо от сего, предположено было издать на средства братства сборник для народного чтения. В видах же привлечения детей иноверцев в церковно-приходские школы и сокращения тайных польских школ, св. Синод, по ходатайству преосвященных западного края, разрешил в 1887 году епархиальным училищным советам допускать к испытаниям на льготу по воинской повинности всех учеников церковно-приходских школ, без различия исповеданий. Для большего же ознакомления крестьян с успехами обучения детей в церковных школах, Виленский училищный совет предложил настоятелям церквей приглашать к годичным испытаниям родителей учащихся и, для придания этим испытаниям большей торжественности, также мировых посредников, становых приставов, учителей соседних народных училищ, волостных старшин и писарей, сельских старост п, вообще, более или менее влиятельных среди сельского населения лиц. Всех школ церковно-приходских в Литовской епархии за 1887 год было 146 и 646 школ грамотности, в коих обучалось 13948 мальчиков и 1618 девочек, в числе коих было 1176 мальчиков-католиков и 65 девочек, 45 мальчиков и 5 девочек старообрядцев, 34 мальчика и 24 девочки еврейского закона, 3 мальчика – лютеранского и 5 мальчиков из магометан. Между тем, с 1887 года материальное состояние церковно-приходских школ улучшилось, так как было ассигновано из земских сумм трех губерний в пособие им по 10 тысяч рублей в год. Благодаря сему, училищный совет в самом же начале 1887 года из 146 школ, именовавшихся дотоле церковно-приходскими, утвердил таковое название только за 51 школою. Всего школ было в этом году 68, из коих три – двуклассных. Вновь открылось 82 школы грамотности и закрылось 72, причем главною причиною сего обстоятельства был отказ крестьян от содержания учителей, или же назначение ими крайне скудного вознаграждения за учение, а 24 школы закрылись, вследствие перехода учителей в ближайшие церковно-приходские школы, или в народные училища, для продолжения обучения. В сем году, как и в предшествующем, не было открыто совсем школ в благочинии Шумском и Трокском, в виду того, что малочисленное здесь православное население было частью рассеяно среди католиков, враждебно относившихся к православной церкви и церковной школе, а частью потому, что оно имело у себя по близости народные училища, в которых и обучало своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

ЖМП 5 май 2014 /  Правила работы воскресных школ Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил на своем заседании 25 декабря 2012 года документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Данный пакет документов включает в себя: Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение); Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав); Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт). Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы. Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:

http://e-vestnik.ru/analytics/pravila_ra...

Между тем десятки тысяч спившихся людей, вступая в общества и давая обет полного воздержания от алкоголя, действительно становились трезвенниками и тем спасали не только жизнь, но и душу. Численность членов этих обществ в начале 19 в. приблизилась к 500 тысячам. В 60-х гг. в России стали открываться земские начальные школы для крестьянских детей. Но учителями в них не всегда были люди православных убеждений. Учебные планы земских школ отводили мало времени занятиям Законом Божиим, и оттого народ не особенно сочувствовал этим школам. А церковно-приходских школ, впервые введенных при Александре I, было еще крайне мало. К тому же уровень общего образования в них отставал от земских школ. Такое положение в области народного образования вызывало озабоченность у духовенства и высшей церковной власти. Святейший Синод считал, что народные школы должны иметь тесную связь с Церковью, чтобы знание грамоты открывало народу доступ к церковным книгам, чтобы грамотные крестьянские дети могли участвовать в богослужении и читать дома родителям душеспасительные книги. Но обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой был противником церковных школ для крестьянских детей. Иной точки зрения придерживался по этому вопросу сменивший его в обер-прокурорском кресле К. П. Победоносцев . Он стремился расширить влияние духовенства на народное образование. По его инициативе в 1882 г. была учреждена особая синодальная комиссия под председательством холмско-варшавского архиепископа Леонтия (Лебединского), позже митрополита Московского. Эта комиссия разработала утвержденные в 1884 г. Правила церковно-приходских школ. В программы школ включались Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметика, церковное пение. Кроме приходских школ, открывались также одногодичные школы грамотности. Преподавать в церковных школах могли не только клирики, но и выпускники семинарий в светском звании и даже выпускницы женских епархиальных училищ – так называемые «епархиалки». При семинариях открывались образцовые начальные школы, где разрабатывались педагогические и дидактические приемы. Для обеспечения приходских школ книгами устраивались епархиальные, благочиннические и приходские книжные склады, открывались приходские библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1048 Что воскресные школы именно способствуют внутренней миссии, за это говорит то обстоятельство, что для распространения воскресных школ все деноминации протестантизма в 20 годах нашего века объединились в одно общество. В 1785–1790 годах методисты по почину Ашбери основали несколько воскресных школ, но средства общин еще не позволяли методистам поставить воскресную школу на прочные основания. Такие основы воскресным школам были даны со времени основания упомянутого общества (Sunday-School Union) в 1827 году. Немного раньше появились первые оттиски детского листка «Jouth’s Instructor» и множество детских книг. С основанием школьной унии издание книг для воскресных школ и образование самых школ пошло успешно, потому что такие школы отлично подходили к кипучей деятельности американца. Занятый всю неделю какою-нибудь работою, он с удовольствием посвящал воскресный день на чтение книг, которые кроме назидательности имеют и некоторый научный интерес; так, среди детских книжек не мало было посвящено Библейской географии, Библейской естественной истории, Библейским древностям и т. д. 1049 Понятно, что каждое религиозное общество Америки, издавая детские книги, не упускало из виду и вероисповедных разностей и отличий в церковном устройстве своей секты; но такая тенденциозность не заходила далеко, и споры о пунктах различия сект и деноминаций не препятствовали развитию внутренней миссии чрез воскресные школы. Чтобы судить о деятельности методистов в распространении воскресных школ, мы можем удовольствоваться тем фактом, что они одни издали детских книг больше половины того числа, которое выражает количество изданий унии, составленной другими вероисповеданиями; дело в том, что методисты, – по отзывам компетентных лиц, – пренебрегают домашним воспитанием детей в религии; 1050 таким образом их деятельность для воскресных школ есть, так сказать, общественное восполнение недостаточной воспитательной деятельности частых лиц. В 1856 году у епископальных методистов было уже больше десяти тысяч школ, которые посещались ½ миллионом детей обоего пола, а к 1869 году число и школ, и учеников возросло больше, чем в 1½ раза.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010