Закрыть О школах воскресных замолвите слово... Состоялся семинар педагогов воскресных школ Горноалтайской епархии 11.07.2017 569 Время на чтение 5 минут В одном из своих выступлений на Высшем Церковном Совете председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сказал: «Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю». В этих словах - вся громадность, стоящих сегодня перед Церковью задач. Когда полтора года назад до педагогических коллективов воскресных школ довели «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», было от чего прийти в уныние. Систему воскресных школ предлагалось строить по типу общеобразовательных. Огромное количество часов отводилось на изучение церковного пения и церковнославянского языка почти по семинарским программам, начиная с начальной школы. От осмысления этого возникала тихая паника и мысль: «это что, диверсия?». Было очевидно, что такие нововведения просто разрушат то, что есть и не дадут построить ничего нового, ведь цель воскресных школ не просто дать детям сумму знаний, а помочь им органично войти в Церковь, найти в Ней свое место, построить живые отношения с Богом. Тогда же была проведена аттестация воскресных школ, показавшая неподъемность новых требований. После огромной работы по усовершенствованию документов, 9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил новое Положение, регламентирующее организационные принципы работы воскресных школ, и новый Стандарт - определяющий содержание и объем их деятельности. Изучение этих двух документов дает возможность смотреть в будущее с гораздо большим оптимизмом. Воскресным школам предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем, сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к богослужебной, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/12/...

ЦВ 15-16 (460) август 2011 /  30 августа 2011 г. Кирилл Писенко: В столице растет популярность церковноприходских школ Группа преподавателей и студентов Российского православного университета имени святого апостола Иоанна Богослова совершила ознакомительный объезд православных школ Москвы и Подмосковья. О своих впечатлениях рассказывает преподаватель РПУ, кандидат юридических наук Кирилл Писенко.  — Кирилл Андреевич, каково ваше впечатление от православных школ? — До того как отправиться с рекрутинговой миссией по православным гимназиям, я был незнаком с системой среднего православного образования. Весь мой опыт общения с преподавателями и детьми из верующих семей был ограничен работой вожатым в летнем лагере лет десять назад. О православных школах я слышал много разных мнений. В частности, что это мини-секты, где детей бьют розгами, ставят на горох и дают непонятно какое образование. Однако с первых же минут общения с детьми и педагогами все опасения по поводу православных школ рассеялись. Прием везде был очень доброжелательным, мы увидели квалифицированных педагогов, умных, любознательных детей, кругом царила атмосфера добра, семейственности. Всё это создается целым комплексом различных факторов. В каждой школе есть либо храм, либо молельная комната. Либо храм находится рядом со школой. Во всех школах есть трапезная, где школьники кушают. При этом они молятся перед едой, молятся перед началом и по окончании учебы. Кругом иконы, стенды с событиями из церковной жизни, истории, рисунки, в которых удачно сочетаются детское творчество и православное искусство. В составе преподавателей обязательно присутствуют священники. Конечно, многие батюшки очень заняты, но педагоги стараются, чтобы священники регулярно посещали школу, проводили беседы и т.д. Всё это и дает нужный эффект. — Что вы можете сказать об уровне образования в православных школах? — Уровень образования в православных школах разнится. Что касается возможностей поступления в вуз после окончания православной школы, то это вещь достаточно индивидуальная и зависит не только от школы, но и от ученика, его способностей, желания, усидчивости и других качеств. В целом уровень поступлений в институт достаточно высок. За счет того, что подростки, закончившие православные школы, не подвержены многим порокам жизни, они более открыты для информации, ответственнее подходят к обучению. Их церковность позволяет им шире смотреть на окружающий мир, лучше воспринимать и анализировать информацию.

http://e-vestnik.ru/interviews/v_stolits...

занятия в воскресной школе в Тамбовской епархии ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Церковноприходские школы выходят " в свет " В 2010 году несколько церковно-приходских школ Тамбовской епархии прошли государственное лицензирование и получили статус учреждений дополнительного образования. Это, безусловно, отрадный факт, ведь такая «легализация» позволяет сделать православное образование более престижным, дать возможность для его развития и привлечь в церковноприходские школы больше высококлассных специалистов. Немаловажным является и то, что учреждения будут частично финансироваться из государственного бюджета. Пока подобные примеры в епархиях Русской Православной Церкви единичны. Поэтому представляется необходимым изучить уже имеющийся опыт и, возможно, использовать его на общецерковном уровне. Тамбовская епархия уже давно тесно и плодотворно сотрудничает с управлением образования и науки Тамбовской области. В ходе этой работы осенью 2009 года родилась идея о возможности лицензирования церковноприходских школ епархии в качестве учреждений дополнительного образования детей. Для реализации этого начинания по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия и при поддержке главы администрации Тамбовской области Олега Бетина была создана рабочая группа. В ее состав вошли: руководитель и специалисты отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, руководитель и специалисты отдела по лицензированию управления образования и науки Тамбовской области, а также директора пяти церковноприходских школ, которые были выбраны как кандидаты для лицензирования. Приступая к лицензированию, Тамбовская епархия ставила перед собой следующие задачи: 1. Повышение статуса церковноприходских школ путем включения в существующую общепризнанную систему образования. 2. Признание их образовательными учреждениями дополнительного образования в рамках действующего законодательства. 3. Упорядочение деятельности церковноприходских школ путем создания определенной структуры, распределения полномочий, разработки и утверждения образовательных программ и устава.

http://e-vestnik.ru/society/tserkovnopri...

Комментарии к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» 29 марта 2013 г. 14:55 Комментарии заведующего Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви священника Алексия Алексеева и помощника благочинного по религиозно-образовательной деятельности Сосновоборского благочиннического округа, директора воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Сосновый Бор священника Андрея Мекрюкова к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Окончание прошедшего 2012 года было ознаменовано событием, значимость которого для всех подвизающихся на ниве духовного просвещения подрастающего поколения трудно переоценить. Речь идет об утверждении Священным Синодом Русской Православной Церкви документов, регулирующих деятельность детских воскресных школ на территории Российской Федерации ( журнал от 25 декабря 2012 года). Принятию этих документов предшествовала длительная и острая дискуссия. Она показала, что на сегодняшний день для многих руководителей воскресных школ характерно весьма размытое понимание задач школы, а также путей их реализации. Воскресными школами часто называют любые объединения детей, в организации которых принимают участие структурные подразделения Русской Православной Церкви. В результате такие воскресные школы, за редким исключением, в своей деятельности не решают главной задачи, к которой они призваны. А задача эта состоит в приобщении детей к жизни в лоне Православной Церкви. Об этой проблеме говорится, в частности, в докладе Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант " дворца пионеров " . Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию» .

http://patriarchia.ru/db/text/2877661.ht...

В.В. Каширина Концепция создания специализированной кадетской школы-интерната на базе Вышенско-Куплинской школы Андрей Речицкий, протоиерей, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Комиссии по церковному просвещению и деятельности Воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы Обращаясь к трудам и пастырской деятельности свт. Феофана, мы видим, какое большое значение он придавал образованию и христианскому воспитанию детей. Управляя сначала Тамбовской, а затем и Владимирской епархиями, святитель Феофан много трудов положил для развития в них духовного и народного образования. При его непосредственном участии и попечении было открыто много церковноприходских училищ, воскресных и частных школ, а также два женских епархиальных училища (в Тамбове и Владимире). Заботиться об образовании и христианском воспитании детей святитель Феофан не переставал, даже удалившись для подвига затвора в любимую Вышу. Здесь, на Выше, святитель Феофан благословил создание Куплинской школы, близ монастыря. В этом году исполняется 130 лет со времени создания Вышенско-Куплинской школы в 1886 г. по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского , трудами и заботами архимандрита Аркадия, наместника Успенского Вышенского монастыря. Из архива Тамбовской духовной консистории: «В полуверсте от монастыря, за рекой Цной, в деревне Купля находится монастырская усадьба, на которой в 1886 г. открыта церковноприходская школа. Сначала она помещалась в старом деревянном доме, а к концу 1890 г. построен для нее каменный 2-х этажный дом... Школа переименована во второклассную». В Сборнике материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии за 1901 г. указано, что 2-х этажное каменное крытое железом здание Вышенско-Куплинской школы Шацкого уезда являлось собственным, построенным для школы на средства монастыря. Число классных комнат – 4 (110, 110, 99, 99 кв. арш.). Число учащихся на 1901 г. – 82 человека. До семидесяти учеников из числа беднейших крестьянских детей жили в школьном пансионе за счет Вышенской пустыни. Сотни учащихся получили в Купле не только начальное образование, но самое главное – христианское воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Учреждение школ первого типа и обучение в них священнических и причетнических детей ставились, по Регламенту, обязательными для каждой епархии, тогда как академии с семинариями лишь проектировались Духовным Регламентом и были только желательными, а не обязательными учреждениями. «Вельми ко исправлению церкви полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме или при доме своем школу для детей священнических, или и прочих в надежду священства определенных; а в школе той был бы учитель умный и честный, который бы детей учил не только чисто, ясно и точно по книгам честь (что хотя нужное, обаче еще не довольное дело), но учил бы честь и разуметь. И если мощно и наизусть читать две... книжицы: одну о догматах веры, а другую о должностях всяких» чинов, когда таковые книжицы изданы будут» 2 ). Резолюцией императора Петра 1 на Синодальном докладе 9 ноября 1721 года повелено освободить духовенство от обязательства отдавать своих детей в светские цифирные школы, «понеже по Духовному Регламенту определено таких церковнических детей учить в архиерейских школах» 3 ). Это подтверждено определением Св. Синода 31 мая 1722 года, с угрозою нерадивым и ленивым ученикам, что у них отнята будет надежда священства, и они включены будут в подушный оклад. При этом пояснено было, между прочим, следующее: «а понеже совершеннейших учений богословского и философского, також и нужднейших языков искусства еще за скудость довольных к сему учителей преподавать невозможно, того ради учить ныне в архиерейских школах помянутых церковнических детей, в надежду священства определенных, по недавно изданным первого отроков учения книжицам, букварями именуемым, и как оные буквари, так и напечатанные грамматики разослать во все епархии немедленно и учредить при тех архиерейских домах оные школы, как во оной Духовного Регламента 2-ой части изображено... И к тому учению во оные школы коемуждо архиерею при своем доме определить умных и честных учителей, которые в книжном чтении были б остры и разумны и правоглаголание добре произносить и ударение просодий и препинание строчное беспогрешно соблюдать знали и других научать были довольны и могли б оных учить не только ясно и точно по книгам читать, но и разуметь, а наипаче тщалися б так им оные буквари в твердую память положить, дабы и изустно читать могли. И как уже тех букварей совершенно они изучатся и писать понавыкнутъ, тогда начинать во обучение славянскую грамматику, как уже в Новгородской епархии таковое в школах и букварное твержение и грамматическое учение не точию при архиерейском доме в Великом Новгороде, но и в протчих городех и уездех действительно является. А к тому грамматическому учению коемуждо архиерею ученых людей получать откуду кто возможет» 4 ). Высочайшим указом

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми (О Боге, молитве домашней и церковной и важнейших праздниках), изложенные в форме бесед матери с детьми. Для чтения с детьми вообще при самом начальном обучении Закону Божьему и в частности перед тем и другим из великих праздников. С рисунками для наглядности. Посвящается преимущественно матерям и лицам, заменяющею, собою матерей. Пригодна и для законоучителей самых начальных классов в училищах. Религиозная жизнь ребенка должна начинаться, и обыкновенно начинается с молитвы. Мать, няня учат дитя молиться, и оно молится, едва только начинает говорить. Но какими молитвами молиться учат малых детей»? Иных из детей учат читать молитвы: Богородице, Отче наш , и они лепечут эти молитвы, конечно, не понимая молитвенных слов. Не лучше ли учить маленьких детей самым кратким и для них очень понятным молитвам? Затем, когда уже подрастут они, учить их молитвам: Отче наш, Богородице и т. п. Нечего говорить о том, что учение малых детей и самым кратким молитвам должно быть соединено с раскрытием им понятий о Боге и Святых, и при этом с рассказами о свойствах и делах Божиих вообще, преимущественно же о земной жизни Христа Спасителя и пресвятой Богородицы. Не только в доме, но и в школе, в первом, начальном классе, должно учить детей подобным образом; особенно – когда они не умеют еще читать и должны учиться молитвам со слов учителей. Поступать подобным образом убеждает и опыт, и педагоги. С этою именно целью мы составили и выпускаем в свет эту книгу: «Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми (Беседы о Боге, молитве домашней и церковной и важнейших праздниках)», книгу, полезную для матерей и лиц, заменяющих собою матерей, как то: няней, гувернанток и др., также и законоучителей в самых начальных классах школ, в самом начальном обучении детей закону Божию, в удобной и понятной для детей форме бесед матери с детьми. Книга эта печатается 3-м изданием, в исправленном виде, с книги: «Пособие матерям, лицам, заменяющим собою матерей, а также и законоучителям, в самом начальном обучении детей закону Божьему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Общий вид Киевской духовной академии 1903 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  25 декабря 2015 г. 12:40 Киевские духовные школы: четыре столетия служения Церкви В 2015 году Украинская Православная Церковь широко отмечала 400-летие Киевских духовных школ. Самобытная образовательная традиция, начало которой было положено в Киеве, оказала огромное влияние на развитие Православия не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых не мало прославленных в лике святых. XVII век Родоначальницей киевской духов¬но-образовательной традиции является Братская школа, открытая в Киеве в 1615 году. Ее создание стало возможным благодаря состоятельной аристократке Галшке (Елизавете) Гулевичевне-Лозкиной. 14 октября 1615 года она подписала грамоту о передаче участка земли на Подоле со всеми на нем строениями и доходами «правоверным христианом народу российского, в поветех воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского» для основания здесь монастыря и открытия школы для детей из всех сословий. Уже на следующий день в бывшей усадьбе Галшки Гулевичевны поселился иеромонах Исаия (Копинский; впоследствии — киевский митрополит), который создал здесь Богоявленский братский монастырь и школу.  С 1620 года главным жертвователем и покровителем братства стал гетман Петр Сагайдачный, вступивший в него вместе со всем Войском Запорожским. Весной того же года иерусалимский Патриарх Феофан, восстановивший православную иерархию в Киевской митрополии, проживал именно в Братском монастыре. С той поры киевская школа становится важнейшим православным учебным заведением в Речи Посполитой.  В 1631 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр Могила открыл в Киеве еще одну школу. Она расположилась в Троицком больничном монастыре на территории лавры. Для преподавания сюда были приглашены наставники Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов). Открытие в Киеве еще одной школы повлекло за собой конфликт c Киевским братством. 30 декабря 1631 года, чтобы его уладить, архимандрит Петр согла¬сился на объединение Братской и печерской школ. Местом пребывания объединенной школы был определен Братский монастырь. Отныне школу стали называть коллегией. Архимандрит Петр Могила получил статус главного братчика и покровителя коллегии. Основной упор в Киевской коллегии делался на изучение латинского и польского языков, которые рассматривались как средство интеграции православных студентов в мир европейкой науки и культуры, а также в общественную жизнь Речи Посполитой. 

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

8. Школа и религиозное воспитание 8.1. Споры о ведомственной принадлежности начальной школы Начальное образование оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения, поэтому Церковь стремилась сохранить контроль над начальной школой. Однако утвержденный Временным правительством проект введения всеобщего образования предусматривал передачу всех школ в ведомство Министерства народного просвещения. Авторы школьной реформы не стремились ущемить права Церкви, но в случае реализации этого проекта духовенство лишалось возможности участвовать в воспитании школьников. Ни Синоду, ни Поместному Собору не удалось заставить Временное правительство отказаться от этой реформы. А пришедшие к власти большевики пошли еще дальше, запретив преподавание в общеобразовательных школах вероучительных дисциплин. Начальная школа оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения, поэтому, говоря о миссии среди православных по рождению, нельзя обойти вопросов начального образования. В этой главе речь пойдет о тех учебных заведениях, деятельность которых находилась под контролем государства. Доля детей, получавших образование в таких школах (а не дома у дьячков, черничек или отставных солдат) постоянно увеличивалась. Это было связано как с увеличением числа школ, так и с тем, что государство прилагало все усилия для того, чтобы взять под свой контроль систему образования. Еще в конце 1861 года шеф жандармов В.А. Долгоруков 813 писал: Правительство не может допустить, чтобы половина народонаселения была обязана своим образованием не государству, а себе или частной благотворительности какого-либо отдельного сословия. 814 Поскольку школьное преподавание велось в соответствии с официально утвержденными программами, изменение этих программ приводило к существенным переменам во всем школьном деле. Поэтому общественные дискуссии о том, в каком объеме учащиеся начальных школ должны проходить вероучительные дисциплины, имели шанс повлиять на правительственные решения по школьному вопросу, а значит, и на само школьное преподавание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения К оглавлению Равноапостольный князь, как только крестились киевляне, повелевая приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви, вместе с тем повелел «поимати у нарочитое чади дети и даяти на ученье книжное». Здесь, как и в просвещении своего народа святою верою, он начал с собственного семейства, ибо известно, что, например, Ярослав, Мстислав, Изяслав и Борис были научены грамоте и сами любили читать книги . Главным советником и содействователем в этом деле для великого князя Владимира был первосвятитель Михаил. Он, если верить Степенной книге, призывал к себе учителей и наставлял их учить детей не только грамоте, но и православной вере и благонравию, действовать на них не гневом и не жестокостию, а ласковостию и страхом, растворенным любовию, и благоразумно приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого . Сколько у нас явилось тогда училищ, т. е. первоначальных школ, и где именно, преподобный Нестор не определяет. Но несправедливо было бы выводить из слов его, будто такие училища открыты тогда в одном Киеве. Напротив, по ходу Несторовой речи видно, что наказ великого князя касательно обучения детей относился вообще к тем местам, где повелел он приводить людей на крещение, а в одной из древнейших наших летописей сказание Нестора читается так: «И послав (Владимир) по всем градом своего царства и по странам и повеле дети отъимати у нарочитых людий и учити грамоте». Равно и другой наш писатель XI в. передает это известие следующим образом: «И повеле (Владимир) попом по градом и по селом люди ко крещению приводити и дети учити грамате» . Значит, воля Владимира была та, чтобы в каждом приходе при церкви находилась школа, в которой местное духовенство занималось бы обучением детей. Притом из свидетельства самого Нестора известно, что в Курске (в 1-й половине XI в.) существовало несколько учителей, из которых каждый принимал к себе детей на ученье, и что к одному из этих людей, имевшему у себя немало учеников, отдан был отрок Феодосий, впоследствии знаменитый игумен киево-печерский . Если же в таком городе, как Курск, было уже тогда несколько частных, положим даже весьма небольших, домашних школ, то возможно ли, чтобы они не существовали в городах более важных, например в тех, где открыты были епископские кафедры или имели свое местопребывание князья удельные, дети Владимира? А потому нельзя считать невероятными и слова последующих летописей, что тогда заведено у нас множество училищ книжных, хотя, разумеется, не вдруг, а постепенно, и училищ только приходских, первоначальных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010