При работе над пояснениями использовался греческий текст молитв, с которого был сделан перевод на славянский. Этот перевод не всегда передает глубину и красоту греческих выражений. Наши пояснения в какой-то мере помогут восполнить эту потерю. В конце брошюры даются краткие сведения о составителях молитв. Редакция планирует провести аналогичную работу над Последованием ко Святому Причащению, канонами, акафистами и другими текстами, традиционно входящими в молитвослов. Объяснения в предлагаемом молитвослове рассчитаны прежде всего на людей, мало знакомых с церковнославянскими текстами, либо совсем с ними не знакомых. Впрочем, даже люди, знающие церковные тексты, порой затрудняются объяснить отдельные места в молитвах или трактуют их неверно. Молитвослов будет полезен для учащихся воскресных школдетей, и взрослых), для всех, кто желает правильно понимать смысл ежедневно читаемых молитв на церковнославянском языке.   Молитвы утренние Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во и€мя 1 Отца€ и Сы€на и Свята€го Ду€ха 2 . Ами€нь 3 . 1 Во имя – в данном случае означает, что все последующее говорится непосредственно Богу, перед Богом. 2 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), т. е. Бога, Единого в Трех Лицах. 3 Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (с др.-евр. яз.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Молитва мытаря€ Бо€же, ми€лостив бу€ди мне гре€шному. См. Лк. 18, 13: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. «Грешник», «язычник» и «мытарь» были синонимами у евреев того времени (см. Мф. 5, 46; Лк. 5, 30). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Проповедь христианской нравственности должна быть живой и наряду с примерами из Священной истории и житий святых содержать примеры из близких нам поколений. Образы человеческие обладают учительной силой. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч 22:6) — вот девиз для наставников воскресных школ, гимназий и для духовников, окормляющих молодежь. Очень важно создавать православные детские и молодежные кружки, группы по интересам. Важна дружба между детьми православных семей. Это то ограждение, которое охраняет детей и молодежь от тлетворного влияния мира сего. В этом одна из задач церковных общин, которые сформировались и формируются в последние годы на базе отдельных приходов. Невозможно совсем оградить наших воспитанников от мира сего, их надо готовить ко встрече с ним, к православной стойкости среди его соблазнов. На Тайной вечере Христос молился: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин 17:15). По словам преподобного Максима Исповедника, " к миру надо относиться не чувственно, не бесчувственно, а сочувственно " . 6. Православие — это радостная полнота жизни во Христе. Сам Спаситель сказал: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин 15:11). Апостол Павел писал: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь . (Флп 4:4). Вот откуда идет светозарность преподобного Серафима Саровского, который обычно встречал людей словами радость моя. Все наши старцы привлекали к себе духовным светом и любовью. Вот откуда светящаяся и радостная улыбка епископа Стефана (Никитина), бывшего Можайского, а затем Калужского: " Как можно унывать, когда Христос воскрес! " Вот откуда светящийся, радостный облик отца Михаила Митроцкого, узника СЛОНа, обрисованный О.В. Волковым . Подобных примеров можно привести множество. Нужны, конечно, и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние — это средство, а не цель; цель — стяжание Духа Святаго, совершенная радость о Христе. Есть время слез и время радости, каждому возрасту — свое. Детям надо раскрывать радость православную. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Церковь всегда учила, что пост не есть лишь воздержание от скоромной пищи, ибо еще ветхозаветному народу говорил Господь устами пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой...» (Ис. 58:6-8). Созвучно этим богодухновенным словам и высказывание святителя Иоанна Златоуста: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает» («Слово на начало Поста»). Благо нам, если в минувшие седмицы мы делами откликнулись на этот спасительный призыв. Если же мы только теперь задумываемся о предназначении Великого поста, то и тогда время не упущено! Оглянемся вокруг и увидим, сколько рядом с нами горя и страдания, скольким ближним нужна помощь или хотя бы человеческое участие: ведь около каждого храма есть больница или дом престарелых, приют или интернат для детей-инвалидов. Обращаюсь к отцам пресвитерам: в эти святые дни следует не только призывать к исполнению слов Евангелия, но и делом подавать пример благотворения. А носители диаконского чина пусть, в соответствии с традицией Древней Церкви, станут совершителями служения милосердия и устроителями приходской помощи всем обездоленным и страждущим. Да будет наш дальнейший путь к празднику Светлого Воскресения Христова неразрывно сопряжен с подвигом деятельной любви к ближнему, чтобы не оказалось сироты, бездомного, одинокого больного, который был бы лишен нашего участия и поддержки. Я призываю духовенство вкупе с причтом, педагогами и воспитанниками воскресных школ, с активными прихожанами и молодежью совершать великопостные дела милосердия, чтобы сердца наших ближних исполнились радостью в преддверии светлого Пасхального торжества. И после празднования Воскресения Христова не будем забывать о нашем призвании быть христианами не только по имени, но и по образу своей жизни, дабы, завершив свой земной путь, на Страшном Суде сподобиться услышать желаемый глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Аминь!

http://patriarchia.ru/db/text/1107095.ht...

« И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 10-14). Поэтому на нападки иудеев и, соответственно, на иудействующий лепет Кочеткова, святые отцы отвечали и отвечают: знамение – это некое необычайное событие; но что же необычного в том, если жена (женщина), как вы мните, родит сына?! Женщины это делают от века, и ничего необычного в этом нет. А вот когда рождает Дева – это, конечно, знамение! Так что по духу и смыслу Св.Писания и пророк Исайя по-еврейски писал именно о Деве (Ис. 7: 14), а не о «молодой женщине». Замечу еще, что, к примеру, я, на основании сего учения свв.отцов, неоднократно рассказывал об этом пророчестве Исайи своим ученикам (молодежи 13-18 лет) на «молодежке» при нашем храме. Этому же учат детей все более или менее грамотные преподаватели православных воскресных школ. И что поразительно, даже дети это знают, а вот мнящийся «великим учителем» Кочетков таких простых вещей не знает. Зато усердно повторяет древние иудейские хулы на Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь! Отсюда совершенно правильным является запрет о.Иоанна (Крестьянкина) поминать на проскомидии этого, даже не просто лжеучителя, а изрыгающего чудовищные хулы несчастного, заблудшего человека! Протоиерей Георгий Городенцев , кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/be...

А сегодня ещё нужны средства и на воссоздание разрушенных храмов, содержание семинарий, воскресных школ, гимназий, на организацию праздников и подарков для детей-сирот, освещение, налоги и т.д. Эта лепта называется церковной десятиной. Тогда понятна надпись на кружке: «Пожертвования на требы». Пожертвования добровольны — каждый дает, сколько хочет и может. Но установление ценников, надеюсь, временно. Оно вызвано, скорее, тем, что не все входящие в храм люди понимают, что содержание храма и его сотрудников измеряется установленной в обществе денежной единицей. Апостолы питались от своего труда и проповеди. Так же и священнослужители. В большинстве случаев они не только служат, но и окормляют детские дома, приюты, хосписы, тюрьмы, являясь по сути психологами и педагогами. Если к священнику пришёл человек и попросил его крестить бесплатно, священник обязан помочь. Но даже у самого бедного человека всегда найдётся то, чем он может отблагодарить или поделиться. В Евангелии есть такой пример: Взглянув же, Он (Христос) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Евангелие от Луки, 21 глава с 1 по 4 стихи). Предположим, у тебя не хватает денег на свечку, а так хочется её поставить и помолиться. Что делать? — Во-первых, нет денег, не ставь свечку. Просто помолись. Господь и без свечи услышит молитву. Бог не нуждается в свечах, Он говорит: Вот Я, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откровение Иоанна Богослова, 3 глава, 20 стих). Есть желание отблагодарить Бога — благодари, о чём-то попросить — проси, пожертвовать — жертвуй. Главное в жертве — это твоё желание и действие. И если твою свечку кто-то затушил раньше времени, то это вовсе не значит, что Бог не принял твою жертву.

http://pravmir.ru/pochemu-ya-ne-xozhu-v-...

Введение во храм Пресвятой Девы Марии мы празднуем 21 ноября (4 декабря). Что сделали родители святой Девы Марии, когда Ей было три года? Куда ввел первосвященник святую Деву Марию? Где Она стала жить? Чему Она училась? Какое обещание дала святая Дева Мария? Кому обручили Ее священники? Из какого рода происходил Иосиф? Где стала жить святая Дева Мария после обручения с Иосифом? Когда мы празднуем Введение во храм Пресвятой Девы Марии? Предсказание о рождении Иоанна Предтечи (Лк.1:5–25) В одном иудейском городе жил священник Захария с женою Елизаветою. Они были добрые, благочестивые люди. Долгое время у них не было детей; они горевали об этом и просили Бога дать им дитя. Потом они стали уже стары. Один раз Захария совершал богослужение в иерусалимском храме и вошел в святилище кадить. Вдруг он увидел пред собою Ангела Божия и очень испугался. Но Ангел сказал: «не бойся, Захария; твоя молитва услышана; жена твоя Елизавета родит тебе сына и ты назовешь его Иоанном». Потом Ангел сказал Захарии, что сын его будет угоден Господу: Дух Святой будет с ним, и он будет приготовлять людей к принятию Спасителя. Но Захария не поверил Ангелу и подумал, что он и жена его стары и не могут уже иметь детей. Он сказал Ангелу: «почему я узнаю это?» Ангел сказал: «ты будешь нем до тех пор, пока не сбудется то, что я говорю тебе». Ангел скрылся. Захария вышел к народу и не мог сказать ни слова. Народ понял, что Захария видел Ангела. Кто был Захария? Как звали жену его? О чем молились они Богу? Кто явился Захарии? Что сказал Ангел Захарии? Какой знак дал ему Ангел? 66. Благовещение Деве Марии (Лк.1:26–56) Однажды, когда святая Дева Мария жила у Иосифа в Назарете, явился к Ней от Бога Ангел Гавриил и сказал Ей: «радуйся, благодатная (получившая большую милость), Господь с Тобою! Благословенна (прославлена или возвеличена) Ты между женщинами!» Мария смутилась и раздумывала, что это значит. Ангел сказал ей: «не бойся, Мария! Ты заслужила милость у Бога. Ты родишь Того Человека, Которого Бог обещал послать для спасения людей, и назовешь Его Иисусом». Мария сказала Ангелу: «как же это будет, если у Меня нет мужа?» Ангел сказал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя; потому и Святой Сын Твой назовется Сыном Божиим. У Бога все возможно». – «Я – раба Господня, – отвечала Мария Ангелу; – пусть будет со Мною так, как ты сказал». И Ангел отошел от Нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Действительно, юность или молодость — это самый сложный и самый опасный период жизни человека. Святитель Феофан Затворник писал о том, что молодость — это духовно и нравственно невменяемый период в жизни человека. Но в то же время, когда апостол Павел писал послание юному епископу Тимофею, он писал ему: “… да никто не пренебрегает юностью твоей”. То есть, необходимо протянуть руку помощи нашей молодежи, поддержать их неопытные, мятущиеся чувства, направив в правильном русле. И особенно мы должны это делать с большим усердием, когда дело касается наших домашних, родных и близких. Как сказано было апостолом Павлом в том же послание к Тимофею: “… кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного”. Но как мы можем помочь нашей молодежи? Вот этот мужчина подходит к Господу Иисусу с просьбой и Христос отвечает ему словами: “о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне”. Почему Христос на просьбу о помощи для этого молодого человека использует такие резкие слова, обращенные к его отцу, человеку немолодому, взрослому? Этими словами Христос как бы говорит всем родителям: “если вы видите недостатки в ваших детях и хотите им выговаривать за эти недостатки — знайте, что вы смотритесь в зеркало, ибо в ваших детях отражается всё то, чему они научились, живя среди вас”. И сказано в Писании: “Наставь юношу в начале пути его и он не уклонится от него, когда и состарится”. Поэтому вывод очевиден: наши дети, точнее наша молодежь ведет нравственно невменяемый образ жизни, потому что не были наставлены при вхождении в юные годы свои. И это реальность, на которую мы не можем закрывать глаза, когда у нас дети, они охотно ходят в храм, они охотно ходят на занятия воскресных школ, но когда им становится пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать лет они перестают проявлять интерес к религии, потому что они вошли в самый опасный период в жизни человека. Иными словами, Христос, говоря так резко по отношению к просящему отцу, обращается ко всем взрослым разделить ответственность за то, что происходит с нашими детьми. Это значит мы их не научили, не наставили, не воспитали, не образовали. У нас сейчас детей не наставляют, не воспитывают, не образовывают, — их выращивают, как выращивают капусту, картошку выращивают. Самое главное слово, которое должно регулировать наше отношение с детьми и молодежью — это слово ОБРАЗОВАНИЕ. Это слово означает на славянском языке восстановить в человеке ОБРАЗ БОЖИЙ, потерянный в грехопадении. Образовать — это как бы вернуть ему то подобие Богу, тот образ Божий, который был у человека до грехопадения.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Дети! видите, как Спаситель похвалил самарянина за то, что он поблагодарил Бога за свое исцеление; Спасителю было неугодно, что остальные девять человек не поблагодарили Бога за это. Так и мы должны всегда благодарить Бога за всякую Его помощь нам. Если же мы не благодарим Бога, то делаем неугодное Ему, грешим. Кто однажды встретил Иисуса Христа? Что прокаженные говорили Спасителю? Что сказал им Христос? Что случилось с больными по дороге? Кто из них возвратился ко Христу? Зачем самарянин пришел к Спасителю? Что сказал на это Спаситель? За что Он похвалил самарянина? Что мы должны делать, когда получим от Бога помощь или милость? 91. Чудесное насыщение народа (Мф.14:13–23; Лк.9:12–18; Ин.6:5–14) Иисус Христос не только исцелял больных; Он помогал людям и в других нуждах. Однажды Иисус Христос со Своими учениками был в пустынном месте. К Нему сюда пришло много народа слушать Его учение. Иисус Христос долго учил их, так что настал уже вечер. Ученики сказали Иисусу Христу: «место здесь пустынное, а время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения и деревни ночевать и достали бы пищи». Иисус Христос не хотел отпустить народ голодным. Он спросил учеников Своих: «не можете ли вы накормить их?» – «Нет, – отвечали ученики, – у нас только пять хлебов и две рыбки; посмотри, какое тут множество народа». Но Иисус Христос сказал: «велите им сесть на траву и принесите Мне хлебы и рыбу». Ученики исполнили приказание Его. Народу было очень много: пять тысяч мужчин, да кроме того еще много женщин и детей. Все сели на траву. Иисус Христос помолился Отцу Своему, потом благословил хлебы и рыбу и начал разламывать их и раздавать ученикам, а ученики народу. Господь сделал так, что этого хлеба и рыб было довольно для всего народа. Каждый ел досыта, и кроме того ученики собрали 12 корзин остатков. Весь народ, видя это чудо, благодарил Иисуса Христа. Дети! видите, как Господь, Иисус Христос перед тем, как разделить пищу народу, помолился и благословил пищу. Так и мы должны перед пищей помолиться Богу, чтобы Он благословил эту пищу, и она была бы нам на здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою,  — говорится в 118-м псалме (ст. 9-11). Проповедь христианской нравственности должна быть живой и наряду с примерами из Священной истории и житий святых должна содержать примеры из близких нам поколений. Образы человеческие обладают учительной силой. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч. 22, 6) — вот девиз для наставников воскресных школ, гимназий и духовников, окормляющих молодежь. Очень важно создавать православные детские и молодежные кружки, группы по интересам. Важна дружба между детьми православных семей. Это то ограждение, которое охраняет детей, юношей и молодежь от тлетворного влияния мира сего. В этом одна из задач церковных общин, которые сформировались и формируются в последние годы на базе отдельных приходов. Невозможно оградить наших воспитанников совсем от мира сего, их надо готовить ко встрече с ним, к православной стойкости среди соблазнов мира сего. На Тайной вечере Христос молился: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17, 15). По словам преподобного Максима Исповедника: «к миру надо относиться не чувственно, не бесчувственно, а сочувственно». 6. Православие — это радостная полнота жизни во Христе. Сам Спаситель сказал: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 11). Апостол Павел писал: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. (Флп. 4, 4). Вот откуда идет светозарность преподобного Серафима Саровского, который обычно встречал людей словами «Радость моя». Все наши старцы привлекали к себе духовным светом и любовью. Вот откуда светящаяся и радостная улыбка епископа Стефана Никитина, бывшего Можайского, а затем Калужского: «Как можно унывать, когда Христос воскрес!» Вот откуда светящийся, радостный облик отца Михаила Митроцкого — узника СЛОНа, обрисованный О.В.Волковым .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

Но Иона не рад был тому, что Господь не погубил жителей Ниневии. Тогда: Господь вразумил Иону таким образом. Перед шалашом, который Иона за городом устроил для себя, в одну ночь выросло растение с широкими листьями и защищало Иону от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона стал сожалеть о засохшем растении, а Господь сказал ему: «вот ты жалеешь о растении, над которым ты не трудился; как же Мне не пожалеть города Ниневии, в котором больше ста двадцати тысяч младенцев, еще не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Дети! видите, как Господь любит все народы и заботится, чтобы все люди раскаивались и становились добрыми. Господь очень любит детей, любит даже и животных. Вместе с тем вы видите, что, как только люди раскаиваются и начинают молиться Богу, Господь прощает их и не наказывает. Куда Господь послал пророка Иону? Почему Иона не хотел отправиться в Ниневию? Что случилось с Ионой? Что Иона говорил жителям Ниневии? Что жители Ниневии сделали после слов Ионы? Как отнесся Иона к спасению жителей Ниневии? Как вразумил Господь Иону? Что показал Господь чрез эти события с Ионой? Падение Израильского и Иудейского царств Несмотря на то, что Господь посылал иудеям и израильтянам пророков, они скоро забывали наставления их и не исполняли заповедей Божиих. Так как Иерусалим и храм Божий остались в царстве Иудейском, то цари Израильского царства боялись, что, если их подданные будут ходить в Иерусалим на поклонение Богу в храме, то могут перейти на сторону Иудейских царей. Поэтому Израильские цари сделали из золота два идола, поставили их на обоих концах своего царства и сказали израильтянам: «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот ваши боги, которым и поклоняйтесь». Народ поверил им, и почти все израильтяне стали поклоняться идолам. За это Господь наказал их. Пришел царь ассирийский, забрал Израильское царство и почти всех жителей его отвел в плен. На их место переселил из разных стран язычников, которые смешались с немногими оставшимися здесь израильтянами и образовали народ самарянский. Самаряне приняли веру еврейскую, но прибавили к ней и свои прежние языческие верования. Иудеи очень не любили и презирали самарян, не садились вместе с ними за стол и старались даже не говорить с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010