Как ты сам сказал при наречении, важнейшее влияние на твое пастырское становление оказал Преосвященный Павел, митрополит Рязанский и Михайловский, ныне участвовавший в твоем возведении на епископскую степень. Не пренебрегай же его советами и впредь. Стремись во всем быть единомысленным с главой митрополии, дабы необходимое взаимодействие вы осуществляли «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3). Тебе предстоит много потрудиться для того, чтобы на должном уровне организовать епархиальную деятельность. Убежден, что в этом тебе немало будет способствовать личный, приходской и административный опыт, полученный тобой за годы служения на скопинской земле. Но помни о том, что совершить это важное и ответственное дело невозможно, лишь опираясь на собственные силы, без помощи свыше, поддержки народа Божиего и соработничества пастырей стада Христова. Поэтому особое внимание уделяй подготовке кандидатов в священство, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Вместе с тем необходимо содействовать мирянам, желающим послужить делу церковного свидетельства, стремящимся быть полезным православной общине и ближним. Да будут зримо исполнены слова Апостола языков: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (2 Кор. 6:3). Не забывай и о тех, кто более всего нуждается в заботе, утешении и помощи: о сирых, обездоленных, скорбящих и больных людях. Господь ждет от нас подвига самоограничения, умения жертвовать собой ради другого. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Подавать милостыню — б о льшая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Беседа 36-я). Сеяние Евангельского слова особенно бывает плодоносно в юных душах. Посему положи себе обязанностью постоянно поддерживать религиозное образование и катехизацию на высоком уровне. Системная организация воскресных школ, занятий со школьниками и студентами должны стать неотъемлемой частью твоей работы в Винограднике Христовом.

http://patriarchia.ru/db/text/1795916.ht...

Конечно, не все пастыри были, как Василий. Но были такие. Почему тогда были возможны такие пастыри? Потому что то были времена, когда еще не вошло в обычай приготовлять пастырей по трафарету, когда, поэтому, была возможность вступать в среду пастырей лицам по призванию и проявлять в пастырском служении индивидуальную энергию. А ныне... формулярные списки всех наших пастырей совершенно одинаковы; все они приготовляются по одному семинарскому шаблону, все они избираются по одной канцелярской форме. Не в том серьезный вопрос, как изменить семинарскую программу, а в том, может ли вообще семинарский трафарет приготовить деятелей на ниве Христовой, может ли уловить ловцов Божиих консисторская форма, начинающая номером на прошении ставленника и кончающая номером резолюции, не дающая места ни одному живому моменту человеческих отношений между избирающим и избираемым. Архим. Павел в одном из писем к проф. Н. И. Субботину писал: «Покойный владыка Иннокентий, митрополит Московский, сказал мне раз: когда я был малолетним, во мне был страх Божий, а когда вступил в науки, учился в семинарии, страх Божий потерял, и уже потом, когда вышел из семинарии, опять начал бояться Бога». Сравните с этим относящиеся сюда строки из дневника прот. Путятина. Известный епископ Порфирий писал: «Наше духовенство есть каста и, как каста, имеет прирожденные пороки. Ежели в среде его и являются блестящие дарования, то сила их ослабляется узким образованием и направлением душ в одну сторону, к колокольням. У кого из них есть природное красноречие, у того оно, стесненное школьными формами, правилами, или немеет, или не имеет сильного влияния на общество, которое может быть увлекаемо, спасаемо, словом естественным, живым»... Рожденное от духа есть дух и рожденное от формы есть форма. Наши пастыри, рожденные семинарскою программою и консисторскою формою, могут отправлять только формальное служение, могут проповедовать только по тетрадкам, могут поддерживать лишь символическое богослужение. Разве современный проповедник, соблюдая все правила гомилетики, может провозгласить от лица Господа: «для чего Мне, православные, ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны?» Разве он может стать во вратах храма и громко взывать: «слушайте слово Господне, все, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Кто такой наставник, что такое наставничество и что об этом говорит Священное Писание ? Чем не является наставничество. Чаще всего наставника понимают как учителя. Но хотя наставничество и связано с образованием, оно не предполагает простую передачу информации. Выполнения одних интеллектуальных упражнений недостаточно, если наша жизнь не изменяется. Существуют две модели или способа образования. Первую модель можно назвать «школьной». Она подразумевает преподавателя, который стоит перед аудиторией, а ученики пассивно слушают лекцию, при этом личная жизнь мало интересует учителя. И хотя этот метод является способом наиболее быстрой передачи информации, он не воспитывает. При втором способе учитель (или наставник) предлагает ученикам как бы «путешествовать» вместе с ним. Истины изучаются через взаимоотношения и передачу опыта, а не в стерильном классе. Фоном выступает сама жизнь, и ученик важнее информации, которую он получает. Наставники преподают знания с одним единым желанием – чтобы ученики воплощали их в реальной жизни. После того как принцип усвоен, наставник позволяет ученику действовать самостоятельно, так как понимает, что наилучший путь для обучения – это приобретение личного опыта. Наставник также прикладывает усилия, чтобы привить ученику навыки ответственности, и он помогает ему воплощать истину в жизнь. Результатом такого наставничества является реальные изменения в жизни ученика. Именно такой способ образования описан в Священном Писании . Рассмотрим всего несколько примеров истинного наставничества. Примеры наставничества в Ветхом Завете. В Ветхом Завете учителями названы в первую очередь те, кто призван открыть людям волю Божью и привести их к познанию истины. Это, например, Моисей («И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их», Исх.24:12 ), первосвященник Захария («и прибегал он [царь Озия] к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию...», 2Пар.26:5 ) и другие. В Книге пророка Даниила восхваляются праведные учителя («И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда», Дан.12:3 ). Те же учителя, которые уводят людей от Бога, будут осуждены («Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: «от, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их», Иер.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Культура – это не объем знаний, не умение красиво излагать различные теории, тем более не смелое обнажение тела, не мини-юбка, не платформа на туфлях, не сигарета во рту, не рюмка в руках, не накачанные мышцы, не толстый кошелек. Культура – это гармония чувств и поведения, внешнего вида и ума. Сын мой! Веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком, – так сказал Сирах ( Сир.3:17 ), и мы повторим его слова. Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд ведущий к греху, а есть стыд – слава и благодать ( Сир.4:23–25 ). Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф.5:1–5 ). Примите, чада любимые во Христе, смиренные размышления мои и сложите их в сердцах ваших, и да хранит вас Господь от зла. Образование и воспитание Обучение или воспитание Вы верите и утверждаете, что самым главным в воспитании ребенка является обучение. Если присмотреться внимательно к современному образу жизни, к состоянию церковного клира и семьи, то увидим, что первое место из трех (семья, школа, Церковь ) в воспитании подростка занимает школа. Прежде всего, из-за обязательности школьного образования и в последующем, по систематизации знаний. Но задайтесь вопросом, даются ли там реальные знания, которые нужны нашему подрастающему поколению в последующей жизни? Преподаются ли знания для духовного обогащения (возрастания)? Вооружают ли духовно нашу молодежь для последующей жизненной борьбы? Или лишь обучают пользоваться алфавитом и цифрами? В школе ведь преподают общие предметы, беглый обзор разных теорий, физические разминки, игры и тому подобное. Мы не особые специалисты в этом, но из того, что попало в поле нашего зрения, из того, что видим и слышим, напрашиваются определенные выводы: существующая система пытается уделить больше внимания физической подготовке ребенка, чем умственной и духовной. Роль спорта в современной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем все мы верующие во Христа заключены были под стражей закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой, по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (ст. 23–25, 28). Итак из этих слов ап. Павла не ясно ли, братья и сёстры, заключает проповедник, что в царстве Христовом, среди тех, кто суть истинные христиане, нет уже больше ни раба, ни господина, а все равны. И если в Церкви Христовой все равны, то все и свободны. Этот вывод, учат еретики, апостол и делает в следующих словах того же послания к галатам; Итак, братия, мы дети не рабыни, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства ( Гал.4:31,5:1 ). Зная по опыту и непосредственным наблюдениям над собратьями, как эти рассуждения о свободе разнуздывают зверя социальных страстей, я поняла, что пашковцы и штундисты, являются действительно сектантами опасными в государственном смысле; возглашая, что в Церкви Христовой все равны и все свободны, пашковцы тем самым вольно или невольно, но направляли мысль слушателей к тому, чтобы отвергать не только духовную, но и гражданскую власть. В своих келейных собеседованиях с собратьями я стараюсь выяснить вопрос о том, о какой свободе в приводимых лжеучителями местах говорит ап. Павел? Истинно свободным может быть назван только тот, кто приобрёл надлежащее христианское самообладание и, господствуя над своими страстями, охотно подчиняется божественному закону. В этом смысле свободным может быть всякий истинный христианин, и. об этой свободе и проповедуется в слове Божием. Я вычитывала по этому поводу прекрасные по своей возвышенности следующие рассуждения св. Иоанна Златоустог о. „Внешняя свобода и рабство в отношении ко Христу равны. Как ты – раб Христов, так и господин твой. Но каким образом раб может быть свободным? Христос освобождает тебя не только от греха, но и от внешнего рабства, хотя ты остаёшься рабом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Налицо искажение сути христианства. Пришествие Спасителя указало путь выхода из духовного кризиса. В Евангелии даются нормы жизни человека в условиях конфликта с Творцом и творением: " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше " (Мф. 6: 19-21); " Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их " (Мф. 6: 26); " Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы " (Мф. 6: 34). Христианство, таким образом, предстает как наиболее экологичное, непотребительское мировоззрение, а все его искажения (ереси), делающие акцент на земной власти (чему следуют и авторы учебника - сами того не сознавая), ведут к потребительству, истощению природных ресурсов, экологическому кризису. " По плодам их узнаете их " (Мф. 7: 16), - сказано в Евангелии: цивилизации с потребительским мировоззрением всегда оставляли после себя лишь пустыню. Россия же, сохранив изначальную суть христианства, дольше других стран смогла противостоять либеральным духовным ценностям. Искажение христианского мировоззрения вряд ли послужит делу воспитания патриотизма. Столь вольная трактовка смысла книги Бытия и христианства допустима разве что в научной публицистике, в полемике, где, однако, сразу же встретит серьезный отпор, но никак не в школьном учебнике. Искажение смысла религиозных догматов способствует только запутыванию учащихся и хуже того - разжиганию национальной и конфессиональной розни и нетерпимости, что мы уже повсеместно наблюдаем. Пиитет же перед язычеством (поклонение тварному, а не Творцу) никогда еще не приводил ни к чему хорошему, в частности - и фашистская идеология представляет собой не что иное, как неоязычество в чистом виде. Наверное, не имеет смысла обвинять авторов в злонамеренной, целенаправленной дезинформации учащихся. Скорее, это - традиционные рассуждения российских интеллигентов, в свое время уже приведшие к катастрофе...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Нелишне будет сказать, что и это глобальное духовное, а значит и культурное, и политическое отступление, движение европейских народов от христианства также предречено в Церковном Предании. Таким промыслительным предсказанием можно считать слова Апостола Иоанна Богослова о «тысячелетнем Царстве Христа», тысячелетнем периоде доминирования христианской духовности и культуры, за которым последует более короткий период отступления от Истины и разрушения цивилизации: «И увидел я Ангела, сходящего с небес, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр.20:1-3 ). Это пророчество Апостола Иоанна Богослова является, в определенном смысле, ключевыми для понимания причин появления неоязычества в народах и странах европейской культуры. А также для понимания огромного количества других культурных и эстетических явлений, правовых деклараций и политических катаклизмов, произошедших с эпохи так называемого «нового» Нового времени. Так называемого, поскольку Новое время можно определять различно в зависимости от того, что считать этим желанным и ожидаемым «новым». Если считать по-христиански, то от Рождества Христова, обновившего мир, а если по-антихристиански, то со времен начала этой самой апостасии. От первого понимания у нас еще остается общепринятое летоисчисление (только датировку «Р.Х.» сменили формой «н.э.»), а от второго – почти вся современная историография, публицистика, школьное образование, научная литература и т.д. Если мы слышим горделивую песню, призывающую «вставать проклятьем заклейменных», внимаем призывам о необходимости какой-то новой «свободы» помимо той, которая дана уже более 2000 лет назад Воплощенной Истиной, наблюдаем как «освобожденная от предрассудков» часть человеческого рода экзальтированно расстается с наследием «мрачного Средневековья» ради грядущего «светлого будущего», в том числе и неоязыческого, призывает строить новое «единое мировое сообщество» как второе издание вавилонской башни – надо вспоминать эти слова Апостола Иоанна и молиться о вразумлении и спасении душ несчастных слепых, назначивших себя вождями других слепых. И все упадут в яму…

http://azbyka.ru/yazychestvo-i-neoyazych...

Но духовную мудрость нельзя принять в себя раз и навсегда. Размышляя об образовании христианина, Николай Васильевич Гоголь писал: «Друг мой! Считай себя не иначе как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты был уже стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигли настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса: он вечно ученик, и до самого гроба ученик… Но если только возомнит он хотя на миг, что учение его кончилось, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поучением, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни». А апостол Павел предупреждает: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1 Кор. 8:2 ). Священное Писание и Священное Предание должны быть нашими учителями до конца дней. А потому будем понуждать себя к учению, заставляя глаза читать, уши — слушать, а ум — размышлять. «Итак умоляю вас, братия… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12:1-2 ). Аминь. Нужна ли внешность духовной жизни? «Бог в душе» Обращаясь к христианам греческого города Коринфа, апостол Павел писал: «…К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» ( 1 Кор. 15:34 ). Апостол упрекает не язычников, действительно не знавших истинного Бога, а своих же братьев по вере. Почему же? За что? Да потому, что представление о Боге у немалой части христиан коринфской общины не выходило за рамки: «Он существует». Дальше начиналось неведение. Неведомы были ни свойства Божии, ни дела Его. Вера жила сама по себе, не имея плода, не имея практики, не воплощая себя в делах и стремлениях. Каким был человек до просвещения словом Христовым, таким и оставался. Минуло почти две тысячи лет, ушли в мир иной те, кого пытался устыдить невежеством Апостол, славный город Коринф потерял былое величие и название, кажется, чего и вспоминать «дела давно минувших дней» ? Однако и сегодня очень ко времени звучат слова: «некоторые из вас не знают Бога». Как часто вера и наших современников ограничивается лишь признанием существования Бога! Многие ли смогут сказать, в какого Бога они верят? Где Он находится и откуда взялся? Чем занимается? Какой Он? Что Ему от нас нужно? Одни не знают Его ещё, пока что, до времени, но стремятся узнать. Не о них речь. Другие упорно знать не хотят. Им довольно верить в « нечто и туманну даль ». Вот от них-то, упорных , чаще всего и приходится слышать: «Бог у меня в душе».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

По мере приближения Конца Истории являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почти невиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущего. Свящ. Павел Флоренский . «Столп и утверждение Истины». Приоткрывая нам дверь в святыню первохристианского богослужения, апостол Павел в 14-й гл. 1 Послания своего к Коринфской церкви учит, что обладающие благодатным дарованием молитвенного разговора на незнакомых языках, или «говорящие тайны духом» (2), должны «молиться и о даре истолкования» (13), ибо «если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением» (6). «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (28). Эти слова об «истолковании» напомнил мне один человек, когда мы говорили с ним о духовном наследстве о. Павла Флоренского. Начало понимания Флоренского – это для многих может сделаться началом познания Церкви. Но общее понимание в богословской и философской образованности, при наличии колючей проволоки научной терминологии вокруг его работ, делают их почти недоступными для современного читателя. Уходит в потоке времени и облик его из памяти его знавших и любивших. Продолжается, и в еще большей степени, чем при его жизни, обеднение школьного богословия и затемнение понятия Церкви – то, против чего прежде всего направлялась его не всегда понятная мысль. Все это заставило меня попытаться передать и личный облик и учение о. Павла применительно к темам или письмам его основной книги. Эту работу я могу только начать: мало сил, знаний и возможностей для такой работы, мало материала, особенно биографического. Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы). 1. Основные данные Приступивший к чтению основной работы о. Павла Флоренского – «Столп и утверждение Истины» – видит, что много из написанного в ней писалось в расчете на людей, уже одолевших Канта и «Критику отвлеченных начал» Вл. Соловьева, что она вводит его в область метафизики и отвлеченного знания. Кроме того, автор, будучи по образованию прежде всего ученым-математиком, и в этой работе часто использует данные этой науки. Его математические работы вообще идут параллельно с богословскими. В 1916 году, в самый разгар своей богословской деятельности, он печатает в «Богословском вестнике» «Приведение чисел» – математическое обоснование числовой символики. Недавно мне рассказывали, что один молодой человек хотел поступить на математический факультет только для того, чтобы «понимать Флоренского».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

Политик также подчеркнул, что сегодня идет спор о том, какой быть Украине, и предложил в Конституцию Украины заложить принципы федерализма. «Они на Западе на наши деньги устанавливают памятники Бандере, они живут на наши средства». «Сейчас мы должны решить, какой вектор нам избрать, в какую сторону двигаться. Быть самостоятельными или стать чьей-то колонией. Когда идет спор, самый умный, сильный и уважаемый всегда высказывается последним. И сегодня Юго-Восток своего последнего слова еще не сказал. И то, что сегодня делает Михаил Добкин, собрав нас здесь, - это великое дело. На вас смотрит вся страна и поддерживает вас. Мы должны быть сильными!» - сказал днепропетровский депутат. Иерей Сергий Белянов рассказал собравшимся, что в то же утро в Благовещенском кафедральном соборе Харьковской епархии состоялся Детский молебен - о мире на Украине, прошедший в рамках Всеукраинской детской молитвы, инициированной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в связи с обострением ситуации в стране, что на молебен пришли дети с родителями, ученики воскресных школ, школьники, студенты, учителя, а также о том, что издавна на Святой Руси, когда были тяжелые времена, дети собирались и молились Господу, «ведь детская душа - это искренняя душа». Он также назидательно процитировал послание к римлянам святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». От тернопольской делегации выступила Надежда Хоптян (единственная участница, говорившая в этот день со сцены на украинском языке). По образованию - преподаватель русской словесности, уверившая собравшихся, что разумных и взвешенных людей на Тернопольщине, земле Свято-Успенской Почаевской лавры, гораздо больше, чем радикалов-нацистов и экстремистов, которые сегодня держат многих в страхе, запрещают высказываться и даже мыслить иначе, чем они, выливая свои «грязь и желчь». Оратор при этом привела поговорку своей матери: «Розумного жаль, а дурного bдbiччi».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010