Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII олимпиады школьников по Основам православной культуры 10 марта 2015 г. 15:29 10 марта 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. В торжественном мероприятии участвовали председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев , ректор  Российского православного университета   игумен Петр (Еремеев) . В зале также присутствовали заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов, министр образования Московской области М.Б. Захарова, председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб», учредитель фонда просвещения «Мета» Н.А. Цветков, председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев и другие. В 2014-2015 учебном году в трех турах олимпиады по ОПК приняли участие более 600 тысяч учащихся десяти тысяч школ из 83 регионов России и семи зарубежных стран. После демонстрации видеоролика о наиболее значимых моментах Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к победителям, участникам, организаторам и гостям мероприятия: «Уважаемые участники этого замечательного торжественного собрания! Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Душа радуется, когда видишь и слышишь о больших достижениях в развитии нашего олимпийского движения. Действительно, в 40 раз примерно увеличилось количество участников олимпиады с 2008 года. И речь идет не только о том, что все больше детей и больше школ принимают участие в этом замечательном делании. Но самое главное то, что участие в олимпиаде создает интерес к наиважнейшим темам, связанным с историческим бытием нашего Отечества, в рамках олимпиады развивается целостное восприятие нашей истории.

http://patriarchia.ru/db/text/4011302.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий Фурсей: Странно, что мы вынуждены доказывать очевидное Известный ученый об изъянах проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» 12.09.2011 1049 Время на чтение 4 минуты В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова , направленного Президенту РФ, мы попросили высказать свое мнение по проблеме доктора физико-математических наук, вице-президента РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии СССР Георгия Николаевича Фурсея. В экспертном заключении, составленном И.Понкиным и М.Кузнецовым, выделено шесть фундаментальных недостатков проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект действительно обладает всеми этими недостатками, поэтому я в данном интервью подробно остановлюсь на каждом из этих изъянов. Я полностью согласен с тем, что законопроект в недостаточной мере гарантирует бесплатность образования. Эти опасения высказывались преподавателями, профессурой и многими людьми. Я писал статью по этому поводу для «Народного собора». Она смягчена несколько по сравнению с тем, что мы слышали в заявлениях руководства по поводу того, как будет выглядеть наше образование. Действительно это так, оно не гарантирует бесплатное даже школьное обучение. Были разъяснения, что школьное образование будет бесплатным, пытались очень сильно ограничить количество предметов, которые будут бесплатно преподаваться. Ясности полной я здесь не вижу. Опасения в связи с этим законопроектом по поводу того, что постепенно образование у нас превращается в платное, существуют очень серьезные. Моё мнение, моих коллег, научной общественности и педагогической сводится к тому, что образование должно быть общедоступным. Бесплатное образование – это просто неправильная терминология, у нас нет ничего бесплатного на самом деле. Это та часть бюджета, из денег налогоплательщиков, которая тратится на образование. Поскольку образование является одной из фундаментальных базовых областей формирования будущего наших детей, то оно, безусловно, должно быть общедоступным и государственным. Образование не должно коммерциализироваться. Должно быть общее для всех образование высокого уровня, без дополнительных затрат со стороны населения. Нет ничего более важного для государства, чем забота о формировании будущего нашего населения, забота о детях.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/12/ge...

     Общественность вновь бурно обсуждает проблему преподавания литературы в российских школах. Поводом на сей раз послужили два события. Создание «Общества русской словесности», которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и растиражированное СМИ сообщение о том, что якобы РПЦ требует изъять из школьной программы произведения Чехова «О любви», Куприна «Куст сирени» и Бунина «Кавказ». Что касается второго, то такой вывод был сделан на основании информации, представленной на официальном сайте Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Согласно этому сообщению, выступая 10 марта на заседании комиссии, протоиерей Артемий Владимиров «ужаснулся тому, что из всего огромного богатства русской литературы, в которой существует множество произведений для формирования идеала семьи, методисты выбрали произведения, совершенно не подходящие для этого», так как в них «воспевается свободная любовь». Весь понедельник сетевое сообщество бурно обсуждало это высказывание. Обсуждали его и далеко за полночь на телеканале «Россия 1» вечерние гости Владимира Соловьёва. Но больше всего, конечно, говорили о необходимости создания «Общества русской словесности» и задачах, которые оно призвано решать. Что касается произведений классиков русской литературы, названных протоиереем Артемием Владимировым «миной замедленного действия», то уже к вечеру понедельника глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил РИА Новости, что «протоиерей Артемий Владимиров выразил своё личное негативное отношение к трём произведениям русских классиков. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет». Никакой религиозной цензуры школьной программы не намечается, несмотря на то, что «Общество русской словесности» и создано по инициативе и под руководством Святейшего Патриарха Кирилла, уверил гостей Владимира Соловьева и телезрителей епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов): «Говорить, что Церковь в очередной раз «отреформирует» наше образование – избави Бог!».

http://pravoslavie.ru/91571.html

Пн Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского 13 лютого 2024 р. 14:26 Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях», хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? В  «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующей Научным центром истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктора церковной истории, доктора исторических наук, профессора, почетного доктора Санкт-Петербургской духовной академии Н.Ю. Суховой, посвященная пастырскому богословию кронштадтского пастыря ( 1, 2024 ,  PDF-bepcuя ). Реформы духовного образования в XIX веке Особое значение для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX века. В результате реформ 1797-1798 и 1808-1814 годов духовно-учебная система в России имела свой стабильный институт подготовки преподавателей. Однако решение ее было сопряжено с рядом проблем. Ни сама духовно-учебная деятельность, ставшая главной для большей части выпускников академий, ни подготовка к ней не были организованы в достаточной степени. В результате идеи реформы 1814 года — преодоление формально-схоластической ограниченности, построение научно-богословской и церковно-практической школы, создание активно действующих центров духовного просвещения — были реализованы лишь отчасти. Процесс развития и светских, и богословских наук к середине XIX века жестко поставил вопрос о подготовке в духовной школе преподавателей-специалистов, прежде всего для высшей духовной школы. Старая традиция назначения лучших выпускников бакалаврами на вакантные кафедры без учета склонностей или темы выпускного сочинения со всей очевидностью уже не работала. К тому же в середине XIX века при увеличении числа предметов и прежнем штатном составе преподавателям приходилось вести по два-три предмета, и это совмещение не способствовало повышению качества образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский В поисках ответа на " школьный вопрос " в России Источник:  Bogoslov.ru Редакция портала Bogoslov.ru попросила меня прокомментировать статью " " Школьный вопрос " в России " , опубликованную в " НГ-религии " известным исследователем новейшей истории государственно-церковных отношений, доктором исторических наук, бывшим сотрудником Совета по делам религий, а ныне – начальником отдела по религиозным вопросам Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ М.И.Одинцовым. Соглашаясь на некий комментарий без предварительного ознакомления со статьей, я не предполагал, что столкнусь с необходимостью критических оценок, будучи убежден, что могут возникнуть разные толкования фактов и событий, выявиться разный взгляд на историю " школьного вопроса " , но не более. К сожалению, мне, как исследователю истории религиозного образования в России, пришлось столкнуться не только с разностью толкований. История светской школы в России берет свое начало, конечно, не в эпоху реформ Александра II, как в этом убеждает статья, а гораздо ранее. Еще при Петре I была создана Навигационная школа (в 1701 году), а по указу 1714 года – целая сеть цифирных школ по различным губерниям. За век до реформ Александра II во второй половине XVIII в. находим мы в России сложившуюся, хотя и весьма запутанную, систему светского школьного образования. Школьный устав 1786 года, согласно которому были созданы главные и малые народные училища, а затем школьный устав 1804 года, в соответствии с которым создавалась всесословная система гимназий, уездных и приходских училищ – это разве не история светской школы? Одновременно законом 1808 года создавалась новая (фактически, внесословная) структура духовно-учебных заведений (приходские и уездные духовные училища, семинарии, академии), в которых весьма велико было значение " светских " дисциплин (иностранные языки, арифметика, алгебра, геометрия, высшая математика, география, российская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, этика, эстетика, история философских систем и пр.). Этот период и эта " история конкуренции " (а, в действительности, определенной попытки образовательной синергии) почему-то остается за рамками статьи Михаила Ивановича. А ведь реформы и светской и духовной школы начала XIX века с уставами 1808-1814 гг. и введением двухлетних приходских школ на принципах " общего начального образования " вырабатывались группой во главе с выдающимся реформатором М.М.Сперанским. Уж его-то нельзя заподозрить в клерикализме.

http://religare.ru/2_5508.html

поиск:   разделы   рассылка Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Международные Рождественские чтения – это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы. На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства. Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь. Наше намерение распространять знания о Православии встретили поддержку со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и регионального министра образования члена-корреспондента Российской Академии образования Лидии Николаевны Антоновой. В ноябре 2001 года был подписан Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Затем постепенно во всех муниципальных образованиях Московской области были заключены соответствующие соглашения о взаимодействии с местными благочиниями. Таким образом, церковно-школьное взаимодействие было официально оформлено на всех уровнях и приобрело своего рода юридическую базу.

http://religare.ru/2_72210.html

Россия Регулярная школьная система была учреждена в России только в конце 18 столетия. В первое время обучение было неформальным и индивидуальным. Этим занималось белое и черное духовенство. Согласно «Начальной русской летописи», несколько школ было организовано сразу после Крещения Руси при св. Владимире (конец 10 в.), но мы имеем о них лишь скудные и разрозненные сведения. Центральное место в программе занимало изучение Писания, начиная с Псалтыри, и оно было тесно связано с богослужением. Основное внимание уделялось практическим вопросам: формирование христианского характера, воспитание смирения, послушания и добродетели, навыки праведной жизни. Специальных учебников не было, не считая Писания и литургических книг. Вся структура русского общества в то время была теократической и религиозной. Изменения произошли при Петре Великом, в первые десятилетия 18 в. Он не допускал самостоятельности церкви даже в церковных делах. Но он был вынужден использовать церковь в области образования, потому что тогда только церковь могла разработать последовательную систему общих школ и обеспечить знающих учителей. Само государство смогло создать очень немного регулярных школ на протяжении всего 18 в. Все это были школы начальной профессиональной подготовки. Вся философия образования была чисто утилитарной, приспособленной к нуждам гражданской и военной службы. Только к концу века была поднята тема образования в духе эпохи гуманизма и, прежде всего, женского образования. Задача духовенства по религиозному наставлению молодежи в своих приходах формально признавалась, но не было никаких постановлений о религиозном обучении в школах. В первые десятилетия 19 в. была пересмотрена вся система образования и было открыто много новых школ. В центре внимания оказалась средняя школа. Начальные школы открывались во всех маленьких городах, а средние школы – гимназии, как они назывались в Германии и Австрии – в больших городах. Преподавание религии входило во все школьные программы и поручалось местному духовенству. Но потом для этого стали назначать особых священников, в особенности в пансионах. Во многих школах были часовни с регулярными службами по воскресеньям и в дни главных церковных праздников. Все преподаватели в системе среднего образования должны были иметь университетский диплом, и это требование распространялось на священников, которые выбирались из выпускников духовных академий. Они готовили не столько пастырей, сколько учителей. Потребовалось некоторое время на введение в действие новой системы и подготовку педагогического состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

СЪЕЗД СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 26 января в гостиничном комплексе “Даниловская” состоялся съезд Всероссийского Совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования (Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования - общественный орган  взаимодействия православных средних учебных заведений, сформированный в декабре 1997 г. при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 29  января  1999 г. в рамках VII Рождественских образовательных  Чтений  Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования Москвы и Подмосковья был преобразован во Всероссийский). В съезде приняли участие директора православных учебных заведений, приехавшие практически из всех епархий Русской Православной Церкви, располагающихся на территории РФ. Работу съезда открыл председатель Совета директоров, директор православной классической гимназии “Ясенево” иерей Алексий Сысоев, который прочел программный доклад о проделанной работе Совета за последние 2 года. Иерей Алексий отметил, что деятельность Совета в течение короткого времени уже дала результаты. В первый год после своего создания Совет разработал проект “Положения о православном учреждении общего и дополнительного образования”. Это важнейший документ, который регламентирует работу православных учебных заведений. Именно на его основе должны приниматься другие нормативные акты школьной системы православного образования. Совет также принял участие в подготовке торжественного акта, состоявшегося 26 июня в Храме Христа Спасителя, на котором после совместной молитвы за Божественной Литургией председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) вручил аттестаты зрелости и Похвальные листы ста тридцати выпускникам православных гимназий г. Москвы. Среди гимназий, в которых состоялись выпуски, - Православная классическая гимназия “Ясенево”, Традиционная гимназия " Братства Всемилостивого Спаса " , Общеобразовательная православная школа Свято-Владимирского учебного центра, Лицей духовной культуры, Православная школа искусств, Православная классическая гимназия “Крылатское”, Учебно-педагогический комплекс Московская городская учительская семинария - педагогический лицей и Православный музыкальный центр “Воскресение”.

http://pravoslavie.ru/archiv/syezd.htm

Новости Религиоведы Украины, Казахстана, Армении выступают за толерантность как основу изучения религий 04.04.2008 13:31 Москва, 4 апреля, Благовест-инфо. В сложных условиях поликонфессиональности, которые характерны для многих стран бывшего СССР, необходимо  положить принцип толерантности в основу  изучения религий в системе школьного и вузовского образования. Этот тезис был общим в докладах религиоведов из Украины, Армении и Казахстана, которые выступили на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», состоявшейся недавно в РГГУ. Ситуация с изучением религий на Украине заметно отличается от российской. Как рассказал профессор Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения  Института философии Академии наук Украины,  в государственных вузах Украины предмет «Религиоведение» обязателен для всех; есть факультеты, где выпускник получает параллельно богословское и религиоведческое образование. Преподают в государственных вузах не только светские ученые, но и священнослужители. Отмечая снижение числа воскресных школ, ученый обнаруживает новую тенденцию: «Батюшки разленились, хотят прийти в готовые школьные классы и институтские аудитории». Докладчик также считает, что Церковь решает за счет светского образования проблему трудоустройства выпускников своих религиозных учебных заведений (а их на Украине всего 192, из них половина – протестантские, и лишь 40, но зато с половиной всех учащихся – православные). Что касается школьного преподавания религии, то общественная дискуссия о введении в школе курса по христианской этике только начинается, в отличие от России, где это обсуждение длится уже 10-12 лет. По словам А.Колодного, импульсом для дискуссии стало предложение президента Украины В.Ющенко ввести в школах предмет «Этика веры» -- сколь неожиданное, столь и неопределенное. В ответ был создан учебник «Христианской этики», в котором, по замечанию выступавшего, «плохо говорится о других религиях», а преподавание по нему «нарушает принцип светского образования». Наиболее активными сторонниками такого преподавания оказались представители Греко-Католической Церкви, которая, как считает А.Колодный, в некоторых районах, особенно в Галиции, уже превратилась в «тоталитарную церковь: охвачены детский сад, школа, уже капелланы в вузах есть, в армии». Исследователь негативно оценивает такое «хождение Церкви в школу», утверждая, что священнослужители используют эту возможность как «эффективное средство решения в свою пользу вопросов межцерковного противостояния».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

П.А. Смирнов Глава I. Время домашнего воспитания и школьного образования " Я с молодых дней этого просил и искал, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». Преосвящ. Феофан Преосв. Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивой жизнью. Он кончил курс родной семинарии с званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшаяся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся. Получив от отца в наследство сильный и глубокий ум, Преосв. Феофан от матери унаследовал весь свой нравственный склад вместе с наружностью. Будучи от природы очень живой, впечатлительный и резвый, он вместе с тем еще с раннего детства отличался нежным, любящим сердцем и вообще имел много женственного в своей природе. В кругу столь счастливо составленной семьи прошли первые годы жизни мальчика, и здесь же началось его книжное обучение. Несколько механичное, не всегда достаточное в отношении умственного развития, наше старинное элементарное образование имело неоцененное нравственное качество в его церковном направлении. Молебном начиналось оно, по церковным книгам совершалось, а храм Божий и богослужение, под обильным воздействием которых всегда находилось дитя, благотворно заканчивали и закрепляли его, имея самую благоприятную окружающую среду в благочестивом семействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010