15-е пр. двукр. соб. нарушил тем, что ушёл от патриарха, не обличив его в ереси, а потому по определению сего же собора «быти ему совершенно чужду всякого священства»; 8-е I соб. и 79 карф., потому что принят иеромонахом, а не епископом; 14 апост., 16 ант., 111 карф. и др., потому что определён на кафедру митроп. не собором епископов, а народом из трёх сёл, почётными гражданами Молдавии и иноками, т. е. мирянами; 15-е апост., 15 I соб., 3 ант. и др., (ниже 275 прим.), потому что призываемый своим патриархом не покорился подобно Несторию и Диоскору; 35 апост., 2 II соб., 17 VI, 13 ант. и др., потому что поставлял клириков в чужом приделе, почему его рукоположения в силу сих правил недействительны; 1 апост., 4 I. соб., 3 VII, 60 карф., потому что рукополагал один. Хотя австрийцы для оправдания себя и указывают на примеры, а не на правила, но те примеры к ним не подходят во 1-х потому, что если некоторые лица по особым исключительным случаям и рукополагались единолично, о чём ещё можно спорить, то рукополагались епископами не запрещёнными, а православными и имеющими благодать Св. Духа; во 2-х потому, что рукоположенные единолично потом принимались областными епископами в свою среду, и тем изъявляли своё согласие на их рукоположение (4 пр. I соб., VII 3-е). Амвросий же рукополагал, будучи запрещённым, а потому не имел благодати Св. Духа, и потом рукоположенного им некому было принять в свою среду и тем подтвердить его рукоположение. Глава VI. Нельзя и на самое малое время церкви оставаться без священства Австрийцы говорят, что они имеют и всегда имели священство, которое они признают вечным, но в тоже время признают возможным извержение всех епископов и пресвитеров, так что будто бы можно быть и без них. Держат в руках 270 Кормчую, написанную епископами и для руководства епископам же, a признают возможным в церкви распоряжаться мирянам, которые будто бы могут извергать епископов и пресвитеров. Вот что приводят поповцы и безпоповцы в защиту той мысли, что будто бы можно быть и без священства, о чём будто бы учат и св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

С нашей стороны убиты генерал-поручик Демику, штаб-офицеров 2, капитанов 2, субалтерн-офицеров 11, нижних чинов 878. Ранено: 1 генерал-поручик, 1 бригадир, 4 полковника, 4 подполковника, 6 майоров, 36 ротмистров и капитанов, субалтерн-офицеров 101, нижних чинов 3744. Неприятельских тел погребено 4228, в полон взято 605 человек, в котором числе один полковник и 15 обер-офицеров, но большая часть оных ранена; дезертиров пришло 1406. Пушек отнято 14, знамен 4, штандартов 3; ружей собрано на месте баталии 2222». «Победа сия, – говорит современник, – произвела многие и разные по себе последствия, из которых некоторые были для нас в особливости выгодны. Из сих наиглавнейшим было то, что все войска наши сим одолением неприятеля ободрилися и стали получать более на старичка своего предводителя надежды, который имел счастие с самого уже начала приезда своего солдатам полюбиться; а теперь полюбили они его еще более, да и у всех нас сделался он уже в лучшем уважении». По прибытии русской армии к Кроссену на другой день, т. е. 18 числа, Солтыков получил письмо от австрийского генерала Лаудона из Ротенбурга от 17 числа (ст. ст.). Лаудон писал, что он отправлен главнокомандующим графом Дауном с 20000 войска к Одеру и будет идти вместе с русскою армиею, что выступит из Ротенбурга 19 числа и через четыре марша прибудет к Одеру. 21 числа Солтыков выступил с армиею в поход и в деревне Карчен получил письмо от австрийского генерала Гаддика, что прусский король выступил из Сагана и идет очень скоро, на ночь придет в Бобергсберг, лежащий в одной миле расстояния от Кроссена, поэтому Гаддик просил Солтыкова навести понтоны через Одер против Фюрстенберга, чтоб австрийцы могли переправить свою пехоту, а конница благодаря засухе может перейти вброд. Солтыков отвечал, что мосты будут наведены ночью и австрийцы 22 числа могут переправляться. Но когда русская армия пришла в деревню Ауер, то к Солтыкову явился Лаудон с большою свитою и объявил, что Фридрих II со всем войском пошел назад против графа Дауна и генерал Гаддик повернул для соединения с ним же, а он, Лаудон, с 20000 войска остался, потому что соединение его с армиею графа Дауна очень трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

9) 31 правило св. Апостол: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом своего епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальник. Толк. Вальсамона: «Заметь, что настоящее ап. правило определяет, что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом, как нечестивых и несправедливых» (стр. 54–56). Разбор: Это правило совершенно не оправдывает беглых австрийских попов, ибо здесь разумеются клирики православные, которые могут, если увидят за своим епископом ересь, уходить от него. А у австрийцев было совсем иное: и клирики и епископы по их понятию были еретики и уходящих клириков, беглых попов, австрийцы принимали как еретиков 2 чина, так же приняли наконец и митр. Амвросия. Ясно, что в толковании Вальсамона говорится о православных епископах, но если они будут учить чему-либо неправильному, то клирики православные могут от них уходить. 10) 15 правило Двукратного собора: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденные св. соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения не токмо не подлежит положенной правилами епитимии, но и достойни честп, подобающей православным» (стр. 862). Разбор: Смысл сего правила тождествен с предыдущим (31 ап.). И здесь разумеются православные епископы, но потом начавшие учить всенародно ереси, осужденной соборами или св. отцами, что видно из текста правила. А у австрийцев ничего похожего не было: во первых, они не указали никакой ереси, осужденной соборами или св. отцами, за православной церковью, а затем и в клириках, составляющих будто бы неправославных епископов, видели еретиков и принимали не как правоверных, а как еретиков 2 чина, тогда как по правилу эти клирики «достойны чести, подобающей православным». Известный австрийский начетчик, Ф. М. как не озлоблен против православной церкви, но вынужден был в беседе с поморским начетчиком Л. Пичугиным, сказать: «Мы знаем, что никониане еретики (?), потому что они заблуждаются (?). Но так же знаем, что с тех пор, как пронзошел с ними раскол, по произволению Божию не было ни вселенского собора, ни поместного, которые осудили бы их ересь» (?) – см. Беседы старообрядцев в Москве, стр. 65, издание Совета поморских соборов и Союза старообрядческих начетчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В районе расположения наших войск в Галиции и на австрийской границе были случаи, когда местные крестьянки приводили к военным властям по двое и по трое взятых ими в плен австрийских солдат. Эти отважные женщины, по преимуществу русские галичанки, по доброй воле и из преданности русским братьям, пришедшим освободить Галицию от швабского ига, устраивают облавы на отставших австрийских солдат и даже на небольшие неприятельские разъезды. Группа крестьянок, вооружённых, помимо домашнего оружия, в роде вил, кос и т. п., также винтовками, подобранными с ближайшего поля сражения, прячется где-нибудь в чаще леса близ дороги и терпеливо ждёт, не покажется ли неприятельский разъезд, конечно, не более человек четырёх или пяти. Подпустив неприятеля совсем близко, крестьянки открывают пальбу. Потом с гиком и визгом набрасываются на австрийцев. От неожиданного нападения те теряются, и оставляют на поле сражения раненых и убитых. Остальные же или удирают, или сдаются в плен. Бывает, однако, и так, что крестьянки встречают большой и сильный разъезд. Тогда они быстро прячут в лесу винтовки, и на расспросы австрийцев отвечают, что шли на полевые работы, да вот, испугались «панов генералов», и спрятались в лес. Столетний доброволец В начале войны в Кострому явился из отдалённого уголка Солигаличского уезда 103-летний старик, николаевский солдат, Семён Васильевич Двойников, который заявил, что он направляется в Москву для записи добровольцем на театр военных действий. Свыше полутораста вёрст пути Двойников совершил пешком. Явился в Кострому в солдатской шинели, с несколькими медалями на груди и с походной сумкой через плечо. Двойников уроженец деревни Дрясовицы, Грязовецкого уезда Вологодской губернии. В настоящее время проживает в Солигаличском уезде, где он вместе с своим братом владеет купчей землёй. Родился он в 1811 году. Военную службу начал при Императоре Николае I в московском лейб-гвардейском полку. Участвовал в Севастопольской кампании, а в 1863–64 годах был в экспедиции в Царстве Польском, где за военные заслуги произведён в унтер-офицеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

В многочисленных боях Двойников был ранен 9 раз. На линии Львов-Миколаев Во время грозных боев на линии Львов-Миколаев сражение продолжалось несколько дней на фронте многих вёрст. Участники боев восторженно отзываются о генерале Радко-Дмитриеве, и рассказывают следующий случай с одним генералом, начальником отряда кавалерии. Был момент, когда русские дрогнули. Тогда генерал занял место впереди своего отряда и с криком: «вперёд, дети, за отечество, за Россию!» бросился на неприятеля. Началась жестокая рукопашная схватка. Австрийский офицер подлетел к генералу и уже замахнулся было шашкой. Но поднятая для удара рука австрийца медленно опустилась и сам он мёртвым скатился на землю. Отчаянное положение своего командира, к счастью, заметил казак, и метким выстрелом убил смелого австрийца. Бой закончился победой русских. Лихое дело эскадрона Т-ского полка 25 августа, около 8 часов утра, разъезд в 115 человек Т-ского полка, под командой штаб-ротмистра П-ва, обнаружил у селения П-во, П-ской губернии, эскадрон прусских кирасир. Заметив наш разъезд, пруссаки выслали навстречу ему с своей стороны два сильных разъезда, которым, однако, разбить наших драгун не удалось. Шт.-ротмиетр, отступая, успел отправить в полк донесение с просьбой выслать эскадрон, который и поспешил немедленно на выручку. Наш эскадрон под командой ротмистра князя М. построил фронт, чтобы атаковать прусских кирасир, но они, по обыкновению, не приняли конной атаки, а спешившись и забаррикадировавшись, начали обстреливать наш эскадрон. Тогда половина нашего взвода в конном строю перескочила мост, чтобы отрезать немцам путь, половина обошла их во фланг, a остальные спешились и вступили в бой. Через час неприятель отступил, оставив 22 убитых и 30 раненых. Спасаясь бегством, пруссаки попали не на мост, а в воду, наткнувшись на нашу засаду. У нас почти не было потерь. Смерть капитана Корнилова 26 августа, в битве в Галиции, пал славной и почётной смертью капитан Федор Юрьевич Корнилов, правнук знаменитого героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова, потомок известных героев Отечественной войны братьев Корниловых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

16; в Новозыбковском уезде – в с . Малой-Топали – м.п. 1, ж.п. 2, в с. Манюках – м.п. 3, ж.п. 6; в Остерском уезде – в Никольской-Слободке – м.п. 1, ж.п. 3; в Сосницком уезде – в м. Новых-Млинах – м.п. 7, ж.п. 10, составляющие четыре семейства. Здесь, по слухам, есть особый беспоповщинский наставник. Имеются еще беспоповцы в 4 благочиническом округе Сосницкого уезда – одно семейство. В Стародубском уезде проживает один беспоповец в самом городе Стародубе; несколько беспоповцев имеется в пос. Воронке, во главе с наставницей Пелагеей Павловой. В Воронке еще существует особый вид сектантства, последователи которого носят имя пасхальников и заблуждаются в вопросе о времени празднования Пасхи. Как видно из прилагаемой к нашей статье статистической таблице, всех беспоповцев в Черниговской епархии насчитывается – м.п. 5 296 и ж.п. 10 942. Число это само по себе является дов. внушительным, но мало внушителен по внутреннему значению самый толк беспоповщенский в епархии. Положим, беспоповцы фанатичны, живут дов. сплоченно между собой, трудно поддаются стороннему влиянию, но за то эта замкнутость препятствует им проявлять себя чем-либо в общем течении жизни Черниговского раскола и влиять на кого-либо в свою пользу; увеличения беспоповщины в Черниговской епархии путем ли совращения в этот толк православных, или путем привлечения в него кого-либо из последователей других раскольнических толков ожидать нельзя. – Вообще же, в отношении вредности и опасности для православной церкви все раскольники Черниговской епархии должны быть распределены в следующем порядке ( и при этом заметим – не по численности только, но и по внутреннему их характеру, строю и направлению): на первом плане должны быть поставлены австрийцы окружники, последователе которого со всеми их вожаками и руководителями представляют опасную силу для членов православной церкви; за ними следуют австрийцы – противокружники, среди которых также имеются весьма вредные и дов. опасные расколо-учители, но деятельность их весьма сильно ослабляется внутренней борьбой с гораздо более сильной партией австрийского раскола – вышеупомянутыми окружниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

А как насчет геноцида? Гм, по-видимому, кто-то склонил его к этому, хотя в своем завещании он ясно выразился, что берет вину на себя. Как бы то ни было — Гитлер желал только добра; нелегко понять, почему все сложилось именно так. Все очень печально, очень запутанно, а союзники совершили ужасную ошибку. И так далее. 10 июня. Защита Зейсс-Инкварта. Австрия и Голландия Утреннее заседание. Зейсс-Инкварт начал свою защитительную речь с того, что представил аншлюс так, будто Австрия сама пожелала присоединиться к Германии. Сам же он, по его словам, и подозревать не мог, что присоединение Австрии к Германскому рейху осуществлялось насильственным путем и что Австрия тем самым окончательно лишалась автономии. Зейсс-Инкварт отрицал свою причастность к убийству Дольфуса, заявив, что он с самого начала дал понять Гитлеру, что не имеет намерений «въезжать в Австрию на троянском коне». Гитлер пообещал уважать право Австрии на самоопределение. Обеденный перерыв. Между Зейсс-Инквартом, Франком, Кейтелем и мною завязалась дискуссия об аншлюсе Австрии. Я считал, что Австрия горько сожалеет об этом и предпринимает все, чтобы после этого нацистского эксперимента порвать всякую связь с Германией. Франк отказывался верить в такое развитие событий и поинтересовался мнением Зейсс-Инкварта. Зейсс-Инкварт утверждал, что Австрия, вполне возможно, и продемонстрирует подобную позицию, не желая разделять участь нацистской Германии, но в глубине души австрийцы — те же немцы и рассматривают себя как часть германской культуры. — В конце концов, и Моцарт, и Гайдн, и Штраус считаются немецкими композиторами, хотя они и австрийцы. Заукель, для которого любая дискуссия на тему культуры была чем-то запредельным, все же рискнул высказать свое мнение: Гитлер на самом деле войны не хотел, он лишь хотел распространить германскую культуру. Франк и Кейтель поправили его, сославшись на предостережения Чемберлена, Даладье и Рузвельта. Три политика предостерегали Гитлера не начинать войну и до последней минуты были готовы сесть за стол переговоров. Заукель, похоже, был немало удивлен слышать нечто подобное из уст именно этих своих коллег по скамье подсудимых. Хотя вовсе не исключалось, что они высказались бы по-другому, не будь рядом меня.

http://azbyka.ru/fiction/njurnbergskij-d...

Протоиерей Александр Ильяшенко:  Вы знаете ли, она была другая, потому что силы были практически равны. Уровень высшего командования примерно соответствовал один другому, пусть у одних чуть больше успехов, у других чуть меньше, и то еще баланс надо подводить, в чью пользу. Когда австрийцы захватили какой-то наш город и начали там творить бесчинства, в ответ на это Брусилов, когда его солдаты захватили Львов, сказал: «Или, вы братцы-австрийцы, прекратите, или я сейчас устрою во Львове то же самое, что и вы» – тогда они немножечко сдали назад. Когда германский император отправлял карательный отряд в Китай, он издал приказ, который я цитирую по памяти, но примерно так: «Солдаты, побеждайте! Никому не давайте пощады, никого не щадите. Не берите пленных. Пусть трепещут от имени германского солдата, как некогда трепетали от имени Аттилы». Он сразу поставил своих солдат на одну доску с Аттилой, который управлял ордами гуннов. Первая мировая война, уровень командования и развитие мировых событий показали, что война идет примерно на равных, поэтому необходимо соблюдать некие правила. А во Вторую мировую войну из-за вынужденного, ненормального отступления, которое произошло в 1941 году и в первой половине 1942-го, немцы просто распоясались и вели себя хуже, чем орды гуннов. Протоиерей Александр Ильяшенко Профессор Владимир Лавров:   Конечно, хуже фашистов трудно кого-то найти. Я говорю о том, что в октябре, ноябре, декабре 1941 года уже было понятно, за что воюем – за Москву, за Ленинград. А в 1914-м за что воюем? И в 1915-м, и в 1916-м не было понимания. Немцы были остановлены царской армией на очень дальних рубежах – и Ригу не сдали, и Минск не сдали, и Киев не сдали, и к Волге не пустили. За что воюем? Если взять Царский манифест о начале войны, о чем там говорилось? Там говорилось о братской православной славянской Сербии. Что такое Сербия для малограмотных или вовсе неграмотных рабочих, крестьян, крестьян в солдатских шинелях? Они не знали, где это, что это. Да и сейчас далеко не все знают, где эта Сербия находится.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

Это мы предписываем в том чаянии, что Дания уже приняла свои меры, и потому, с какою бы твердостью ей говорено ни было, ничего этим испортить уже нельзя. Но так как может случиться и противное нашему чаянию, а именно что датский двор жалеет уже о сделанных им угрозах или вследствие какого-нибудь счастливого для союзников события пришел на другие мысли, то на такой случай надлежит Корфу предписать, чтоб он не читал датскому двору этого указа, но объявил бы, что так как с нашей стороны не подано датскому королю ни малейшего повода к жалобам и не видим мы, по какому праву мог бы датский король признавать великого князя явным себе неприятелем, разве потому только, что великий князь неохотно уступил бы такую землю, которая принадлежит ему по всем правам, то и не могли мы увериться, чтоб данные графу Гакстгаузену указы были точно таковы, как он их предъявил, почему и не хотели подробно отвечать на них». Положение Фридриха становилось тем опаснее, что на будущий год нельзя было рассчитывать на медленность движений русской армии и бестолковость действий последнего главнокомандующего – Бутурлина. Это был четвертый главнокомандующий в пять лет войны, и все четверо отличались одним характером и одинаким способом действий. Все четверо достигли важных военных чинов по линии, все четверо не имели способности главнокомандующего; они шли медленно на помочах конференции, двигались в указанном направлении: встретят неприятеля, выдержат его натиск, отобьются, а иногда после сражения увидят, что одержали великую победу, в пух разбили врага; но это нисколько не изменит их взгляда на свои обязанности, нисколько не изменит их способа действий, не даст им способности к почину; они не сделают ни шагу, чтоб воспользоваться победою, окончательно добить неприятеля, по-прежнему ждут указа с подробным планом действий. А тут еще сильное искушение – австрийцы с каким-нибудь Дауном-кунктатором! Мы бились и разбили неприятеля, а что же австрийцы? Пусть теперь они бьются, пусть и добьют неприятеля, мы им не будем завидовать, нам надобно отдохнуть, позаботиться о главном – о сохранении победоносной армии ее император.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Простите, что только ныне решил я дело о хуторе. Не доходили руки. Вы прислали мне первый образ: а я не знаю, что такое. Не у вас ли письмо, по которому написан. В таком случае возвратите мне, чтобы я знал, что делать. И вам приятна будет весть, которую мне теперь принесли. Князь Сергий Михайлович может уже ходить в доме, и сегодня слушал литургию, хотя сидя. Княжне Елене Михайловне также лучше, после того, как ее почитали не вне опасности. Января 23-го 1855. 1023 Мир вам, отец наместник, и братии. Неприятно мне, что много ваших писем смотрят на меня, и обличают меня в коснении, а исправится не умею. Вы писали, что в гостинице вашей останавливаются иногда люди, которые приехали веселиться, а не молиться. Нельзя ли несколько смотреть за сим, и скромно напоминать, что в доме Преподобного Сергия надобно вести себя так, как Ему угодно? Ученика благодарю за образ. Слово: первый, было для меня непонятно, и повело меня к догадке, не просил ли кто из петербургских опять двух икон, – Ученику от меня дайте три рубля сереб. Довольно ли? Дело о рукописи я велел искать. Но чем более пропущено времени: тем труднее искать. Прошу не отлагать долго нужных мне напоминаний. Напоминание никогда не бывает мне неприятно; а долгое умедление очень озабочивает. На сих днях дошло до меня несколько сведений о нынешних делах, заставляющие много думать. Когда наши были за Дунаем, и предпринимали возвращение по опасению со стороны Австрии: начальник той части войска, которой угрожало нападение Австрийцев, представлял Главнокомандующему, что по соображению своих сил, и по дознанию местности находит себя в состоянии удержать Австрийцев столько времени, чтобы армия спокойно перешла Дунай, и следственно можно не спешить возвращаться чрез Дунай. На сие не было обращено внимания; Дунай перешли так поспешно, что не успели перейти желавшие сего Болгары, и остались на жертву, за расположение к нам. Но после, когда Английских министров упрекали в поздней вылазке в Крым: они отвечали в парламенте, что нельзя было на сие решиться, пока Русские не возвратились чрез Дунай.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010