208 Ник. IV, 301. Если верить Архангелогородской Летописи, по которой Иоанн был осужден за месячный суд, след. за восстание против власти Митрополита, то не за такое ли восстание осужден и Савва? 214 Ник. IV, 315. Киприан приказывал всем покоить его и ни в чем не обижать. Что с Антония действительно был снят сан, об этом свидетельствует современная Троицкая Лет. (Карамз. V, пр. 232). 216 Это видно из слов самого Митрополита Фотия о Великом Князе Василие Дмитриевиче: «Посла к святому Патриарху, пишет он, и к священному Собору и к святому царю, яко, да его же, по Божию хотению, изберут и пришлют той есть нам и святитель Киевский и всея России, по старой пошлине». (Акт. Ис. т. 1, 13, стр. 32). 217 Окруж. Грам. Лит. кн. Акт. Зап. России, т. 1, 25, стр. 36. Что Феодосий был Грек, это видно из летописи Даниловича (Lat. Litw. и. kr.Rus. str. 238). 218 На это время посвящения и имя Патриарха, рукополагавшего указывает сам Фотий в своей прощальной грамоте (Соб. Гос. грам. и дог. т. 2, стр. 17; Соф. врем. – Строева, т. 2 стр. 8; Ник. V, 100). Но в настольной грамоте, выданной Фотию (Акт. Ист. т. 1, 482), означено имя Патриарха Антония и год посвящения 1397. Составитель статьи: Фотий Митрополит Киевский и всея России (Приб. к Твор. Св. Отц. 1852 г. Часть XI, стр. 210, прим. под лит. Г.) представляет основания несправедливости такого показания в ней имени Патриарха и времени посвящения Фотия. Соловьев в своей Истории опровергает твердость этих оснований (т. 4, прим. 496); но сам не соглашает с показанием настольной грамоты известия самого Фотия; да едва ли и можно согласить их в настоящее время при недостатке посторонних исторических данных. Свидетельства наших летописей на стороне показания прощальной грамоты Фотия; они говорят, что Фотий поставлен был Патриархом Матфеем (Пол. Соб. Р. Лет. III, 104; V, 258). Только Густинская Летопись говорит, что он поставлен Каллистом (Пол. Соб. Р. Лет. II, 352), но это опровергается уже тем, что ни в 1397 г., ни в 1408 г. Каллиста не было на Патриаршем престоле (Oriens. Christ 1, 304).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

1. Церковному прославлению события явления Бога во плоти значительно раньше, не меньше, как на два века, предшествует воспоминание и празднование его, около половины II-ro века, у гностиков - василидиан и, вероятно, валентиниан (Климент Александрийский. Строматы 1, 21). Нет ничего удивительного в том, если праздник Крещения Господня и Рождества Христова, еще во второй трети II-ro века, праздновали гностики. Известно, что гностики во многих отношениях упредили, предвосхитили развитие форм церковной жизни (Проф. М. Поснов. Гностицизм II-ro в., стр. 647—655). Появлению, «рождению» одного из высших эонов - Христа Иисуса в мире демиурга, гностики придавали чрезвычайно большое значение, хотя плоть его считали эсферическою, правда, так учили одни гностики; другие же утверждали соединение зона Иисуса с человеком в Крещении (Ibid., стр. 543). Следовательно, два различных акта из жизни Иисуса гностики представляли несколько смутно, что, впрочем, не влияло на их главную мысль - отметить явление Христа на земле. Из примера гностиков объясняется, почему Церковь Восточная на первых порах, даже до конца IV-ro века, часто праздновала вместе, одновременно и Рождество и Богоявление. Точное разделение этих праздников во всей Христианской Церкви произошло в самом конце IV-ro или даже в начале V-ro века. Происхождение Рождества Христова и Крещения Господня нужно искать в двух различных пунктах: на Западе в Риме и на Востоке в Сирии. Праздник Рождества Христова был занесен из Рима на Восток, а праздник Богоявления появился впервые на Востоке. Однако, в половине III-ro века Запад еще не знал праздника Рождества Христова. Это следует из того, что в «Пасхалии» (De Pascha computus), в приложении к сочинениям Киприана (издание Hartel " я) появившемся в 243 г. на Западе, сказано, что Спаситель родился 28-го марта (L. Duchesne, Origines du culte chretien, 1889, p. 247); между тем, как праздник Рождества Христова Западная Церковь относила к 25-му декабря. Самое древнее свидетельство в пользу празднования Рождества Христова содержится в хронологическом собрании Филокалия от 354 г: «8 календ январских родился Христос в Вифлееме Иудейском»; из диптиха заканчивающегося 352 годом (Ibid., L. Duchesne, p. 248). Твердую дату за празднование Рождества Христова, хотя и в связи с Богоявлением, заимствуют из одной речи папы Либерия (352—366 г.), произнесенной им при пострижении в монахини сестры арх. Амвросия в 353 г. Однако, можно думать, что уже в 354 г. Рождество Христово праздновалось в Риме отдельно от Богоявления (Uscher, Weihnachtsfest., s. 281).   С Запада праздник Рождества Христова был перенесен на Восток. Доказательством этого может служить речь Иоанна Златоуста, произнесенная им в сане пресвитера Антиохийского в 388 г. и озаглавленная, как речь на «день рождения Спасителя нашего Иисуса Христа… несколько лет тому назад перенесенный с Запада» (Migne. Patr. gr., t. XLIX, C. 351—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

106 Вологда теперь не принадлежала Новгородской епархии. Она, по велению вел. князя Ивана Васильевича, в 1492 г. передана пермскому епископу Филофею (А. Арх. Эксп. т. I, 289). Ростов. Ярославль, Белоозеро, Углич. Устюг и Молога тогда принадлежали Ростовской епархии (Архиеписк. Филарет. – Ист. Рус. церк. пер. II, стр. 141). Новгородцы после похода Ивана III в 1471 г. возвратили все, что взято было ими из ростовских областей (Соловьев. Ист. Рос I, IV, 1142. V, 1365). В 1551 г. Заволоцкий уезд, если не весь, то частью, с Верховажским посадом принадлежал Ростовской епархии (Акт. Арх. Эксп. I, 231). 110 Строев. Списки иерархов, стр. 731. После Иоасафа, умершего неизвестно когда, в Вологду временно назначили Сильвестра еписк. корельского, епархия которого в 1611 г. взята была шведами вместе со всей Корельской областью (Новгор. летоп. II–III, стр. 352). 111 Полн. Соб. Рус. Летоп. IV, 337, 345. Ср. Новг. летописи, II–III стр. 449. Истор. Рос. иерархии, I, 19. 112 Полн. Собр. Р. Лет. III, 75; IV, 52; V, 219. Никон. III, 158, М. Платон. Кратк. истор. р. цер. I, 142. 114 Там же, IV, 230–234. Пресвитериальное правление в Пскове просуществовало лишь год и грамота, определявшая права духовенства, разорвана. 117 Древняя Росс. Вивлиофика, XV, 15–19; Любимов. Историч. обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVII–XVIII в., стр. 126. 119 Там же. V, 41. О Сергие летописец замечает: «пред филипповым заговеньем приеде с Москвы в Великий Новгород... владыка Сергий, поставленный вместо Феофила, и многи игумены и попы испродаде, и многи новыя пошлины введе». Нарушителем соборного определения 1503 г. – не брать мзды за священническое честное поставление – явился участник собора архиепископ новгородский Геннадий. Он начал брать мзду за поставление больше прежнего, войдя в соглашение с дьяком и любовником (любимцем) своим Михаилом Ивановым Алексеевым. После расследования, Геннадия свели с кафедры в Москву. В июне 1504 г. он под предлогом болезни отрекся от епархии. (Полн. Собр. Р. Л. VI, 49, 244; VIII, 244. Ак. А. Э. I, 384. Макарий, Истор. Рус. Ц. VI, 121. Сл. Древ. Р. Вивлиофика, XV, 15–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

43 «Ведомо учинилось преосв. Иоакиму... что Новгородских монастырей архимандриты и игумены и строители монастырския пашенныя земли и садовыя слетья и рыбныя ловли, и севные покосы отдают в оброк всякаго типу людемь на многие годы и от того монастырской казне чинится шкота и убытки великие и хлопоты». См. Ак. экспсд. IV, 208. 45 См. Ак. эксп. IV, 208 – эта наказная память поставлена здесь под 1675 годом; в самой памяти обозначен 7184 г. Но как увидим Иоаким в это время был уже патриархом Московским. Несообразность очевидная! Объяснить происхождение этого мы не беремся. 52 Митрополит Евгений составитель словаря о писателях дух. чина (см. т. 1, стр. 225 н преосв. Филарет см. обзор рус. дух. литерат. стр. 352) и другие говорят, что Иоаким возведен был на патриарший престол 26 июля 1673 года. Но мы не можем согласиться с ними в этом случае. И вот почему: а) в грамоте патриаршего разряда писаной 21 марта 1674 г. Иоаким называется митрополитом Новгородским. См. приб. к А. ист. VI, 102; б) в одной исторической записке, где подробно описывается предприятие Епифания Славеницкаго – исправить бяблию, говорится: «Лета 7182 (т.е.1674) в месяце сентембрии, праздну сущу Всероссийскому Кормилу патриаршескому престолу, после кормычества... святей. Пнтирима. – См. слов. опис. дух. ч. т. 1, стр. 180; в) в предисловии к «торжествослову» желтоводскаго монастыря, писанному и оконченному в 1675 году мая 12-го, – сказано: «совершися сия книга... престол апостольский содержащу, великому господину святейшему Иоакиму патриарху... в лето патриаршества его. – См. опис. слав. рук. еннод. библиот. Ал. В. Горскаго и К. Невоструева . Отд. 2-й 213 стр. 673; г) по «выписке из его (Иоакима) чиновника» он переведен на патр. кафедру 1674 (7182) года июля 21-го. См. Временник Импер. общ. истор. и древн. рос. кн. XXII, смесь стр. 20; д) в своей «духовной», написанной в 1690 г. сам Иоаким говорит о себе... «управление церкви Христовой... уже шестоеиадесять лето имат», т. е. 1674 года. См. завещание; наконец е) в «выписке о церковных пошлинах», написанной в 1687 году сказано; Да во 182-м и во 183-м (1674–75 годах великаго господина Иоакима... по возведении на его патриарший престол... поповский и диаконския ставленныя все грамоты привожены к Москве и приношены к святейшему патриарху к подписке руки его «см. опнс. докум. и бум. Моск. Арх. Мин. Юстиции 1869 г. кн. 1 ст. 6. – Следовательно Иоаким сделался патриархом ни как не ранее 1674 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

По видению, бывшему в 1581 г. во время нападения Батория на Псков, преп. Корнилий и блаженный Николай умоляли Пречистую умолить Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарный Псков тогда же написал икону Богоматери с предстоящими преп. Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и с блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в Покровской церкви и прославилась чудесами; ей празднуют 1-го октября 352 . С того времени стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая 353 . «Не трогай нас, проходящий!» Какие это кроткие и вместе сильные слова блаженного! Не должны ли отнесть их к себе разные преобразователи нового времени, готовые поставить все вверх дном, в том числе втоптать в грязь жизнь юродивых? Пусть бы подумали хотя о том, что их брань против святых прежде всего не делает чести их уму, неспособному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природою физическою, над величиями мира преходящего. Не каждому идти одною дорогою к небу, но поклонение тельцу золотому наверно никого не доведет до неба. Не каждому идти одною дорогою к небу, но каждому надобно строго судить себя самого, и суда над совестию другого ни в каком случае не отнимать у Господа. Ему одному слава и поклонение. Аминь. 345 Любятов погост – в 5 верстах от Пскова, на восточной его стороне; здесь в храме, бывшем монастырском, над царскими вратами висит небольшой образ, оставленный Грозным царем. Гр. Толстого древн. Пскова, стр. 76. 77. 351 Повесть о Печерском монаст. л. 44. Ркп. святцы: «св. блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский чудотворец, бысть в л. 7070 м. дек. в 6 д.». Это год борьбы его с Грозным царем. По другому списку святцев: «преставися в л. 7084». 352 Повесть о Печер. мон. л. 22. Слава Богоматери III. 1, 28. Список с иконы у гр. Толстого. Святыни Пскова, М. 1861. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 Вот эта записка. „Профессор спб. духовной академии Моисей Голубев : I) „Участвовал в переводе с греческого помещавшихся при „Христиан. Чтении» писаний древних историков церковных, Евсевия и других, а также бесед и толкований св. Иоанна Златоуста , и, кроме многих статей нравственного содержания, поместил в Христ. Чт. и в Духовной беседе следующие статьи: 1) О жилищах древних евреев (Христ. Чт. 1849 г., ч. 2, стр. 352); 2) Св. Пророк Наум» и его книга (Хр. Чт. 1852, ч. 1, стр. 518); 3) Новозаветные события пред указанные в книге, пророка Ионы (Хр. Чт. 1853, 2, 229); 4) Учение о христианской любви к ближними, изъяснение 2 Кор. гл 13 (Христ. Чт. 1856, 2, 91); 5) Изъяснение 2Кор. 6 гл. 1–10 (Хр. Чт. 1857 г., 2. 213); 6) Изъяснение Колосс. 2 главы (Хр. Чт. 1858, 2, 179); 7) Увещание св. апостола Петра к бедствующим христианам (Дух. Беседа 1858 г., стр. 151); 8) Изъяснение 4 Кор. гл. 46 (Христ. Чт. 1859, 1, 120). 9) первом послании евангелиста Иоанна Богослова (Хр. Чт. 1859 г., 2, 461); 10) Учение о воскресении мертвых к 15 главе послания к Коринфянам (Дух. Бес. 1859 г. стр. 70); 11) Первый праздник Пятидесятницы, изъяснение Деяний 2 главы (Дух. Бес. 1859 г. стр. 271); 12) Историческое обозрение Нового Завета (Хр. Чт. I860 г., 1, 253); 13) Св. первомученик Стефан, изъяснение Деяний 6 и 7 главы (Христ. Чт. 1862 г., 2, 731); 14) Мысли о высоком значении начальных глав Пятикнижия (Хр. Чт. 1863 г., 3, 9); 15) Пятикнижии Моисея (Хр. Чт. 1864, 1, 143);16) Характер апостола Павла (Хр, Чт. 1S6–1 г., 2. 16); 17) Заметка об Эвальдовой истории израильскою народа (Хр. Чт. 1855 2 811); 18) Книга пророка Аввакума (Хр. Чтение 1867 г. стр. 683). II) „Издал первый том своего „Обозрения послания св. апостола Павла к Коринфянам « (два остальные остаются в рукописи с 1857 года). III) „Участвовала в бывшем при академии комитета по переводу Нового Завета. IV) „С 1861 года до настоящего времени участвует в трудах по переводу книг Ветхого Завета с еврейского текста». Подписано: „Проф. М. Голубев ».

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

2311 Επει δε επ της κλνης ετθη το ιερν εκενο σωμα παρν μν ο αρχιερε, Ευθυμιος παρην και ο οικονομος „Ανθιμος“... 2312 „Турмарх“ как в общей табели о рангах, так и в ряду провинциальных властей занимал довольно высокое положение. Ф. И. Успенский: „Военное устройство Византийской империи“. Изв. Рус. Археол. Инст. в Констант. Т. VI, вып. I. стр. 162–163. 2313 Издан J. Nicole: „Le livre du Préfet ou l " edit de l " empereur Leon le Sage sur les corporations de Constantinoplo». Genève. 1893. 2315 J. Vicole: „Le livre du Préfet. Edit de l " empereur Leon VI le Sage sur les corps de métiers de Constantinople“. Paris. 1893. pag. 4. Ф. И. Успенский: „Константинопольский эпарх“. Известия Русск. Археолог. Института в Константинополе. Т. IV, вып. 2. стр. 91. прим. 4-е. 2317 Prore – Historicky slovar slovenského prava. Sestavil Dr. Hermenegild Jireek. Praha. 1904, стр. 84. 2318 Du-Cange. Historia Byzantina. II. Constantinopolis Ghristiana. Lib. I. Lutetiae Parisiorum, 1680. – Cisternae; p. 95–98; cloacae; p. 98. Jos. von Hammer. Constantinopolis und der Bosphorus. Pesth, 1822. Erster Band: seit. 552–560; Die Wasserleitungen: seit. 560–572. Η Κωνσταντινου πολις – περιγραφη τοπογραφικ, αρχαιολογικ και ιστορικη της περινυμου ταυτης μεγαλοπολεως... υπ Σκαρλατου του Βηζαντιου. Τμος Α». Αθηνησιν. 1851. Ε. Υδραγωγεια, Κινστερναι, Νυμφαια... Δουτρα και Οχετοι (cloaques), σιλ. 115–120... Byzantinische Denkmåler, II. Die Byzantinischen Wasser behälter von Konstantinopel. Beiträge von Dr. Philipp. Forschheimer und Dr. loseph Strzygowski, Wien. 1893. seit. 225–231... Fridrich Wilhelm Unger. „Quellen der Byzantinischen Kunstgeschichte (в „Quellen schriften für Kunstge. schichte und Kunsttechnik des Mitelalters und der Renaissance». – R. Eitelberger v. Edelberg, XII. Wien. 1878.). Wasserleitungen, Cisternen und Brunnenhäuser. seit. 191–292. 2319 Под общим именем „архонтов“ могли подразумеваться: преторы, духи, катенаны, стратеги, турмарихи... Об областном управлении Византийской империи см. у Скабалаковича: Византийское государство и церковь в XI в. СПБ. 1884. стр. 182–188; об областном суде ibid. стр. 352–353.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда была разрушена церковь , им там устроенная; то люди из села Брияки в Колашине, принадлежавшие к роду Косачи, перенесли его мощи в соседнюю с их селом церковь святого Архангела, построенную святым Иоанникием, и положили их тут. В раке хранилась и книга, которую святой Пётр Коришский, как рассказывают, всегда носил с собой; книга была ещё цела в прошлом году» 46 . Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона и других семи с ними, за исповедание имени Христова уморенных голодом и жаждой в Египте, в царствование Максимина (308–312 г.). 30 В помяннике Елецкого монастыря: «кн. Георгия убиенного в Киеве»; в Любецком Синодике: «в. кн. Георгия Киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. кн. Игоря, – Хавский: «святый Игорь, он и Давид, Олегович» (см. Архангельский собор, стр. 11. М. 1862 г.). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. Черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авг.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн.; но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г. 33 Степен. кн. I, 276: «убиша сент. в 9 день». Киев. л.: «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. II. 34. По Никон. л. (Собр. л. IX, 176): «убиен же бы в пяток». Соф. лет. (Собр. л.5:159): «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября. 36 Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перенес. мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкой и Скавицей, блпз Константиновской улицы. 38 В сборнике XV в. у Румянцева 406: «с вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшаго жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще Киане взложиша на (нь) честный черноризский образ: и в том въсприя нетленны венец, без укорныя славы сподобиша и себе же мукы вечныя». 41 Труды общ. ист. 3, 1, стр. 169–171, где выписки из летописей о месте погребения св. князя и его матери. – Владимирский сборник (М. 1857 г., стр. 78) повторяет старую ошибку, – вслед за скудными последователями смысла скудного. 43 Опис. Румянц. муз., стр. 352. Надпись у Карамз. 4, пр. 39. След. псалтырь. Опис. Новг. Соф. соб., стр. 104. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июнь. – 338, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV, 16:19). Не из пыльного хлама библиотек, а из сердца выхвачено это живое слово и свидетельство за Христову веру неудержимым порывом горячей любви к истине и добру, воплотившимся в христианской религии (ср. главу о Библии). Мы слышим здесь речь с особенно ценными в наших условиях особенностями: это живая речь, не сдавленная никакими клещами школьно-богословских условных традиций, свободно следующая велениям мысли и христианской совести. Как редко слышится такая речь и как следовало бы дорожить ею! Такой характер в большей или меньшей степени сохраняют все произведения Н. Неплюева . 50 Трудовые братства 9, 10; III, 252 („Призвание русского помещика“ 235–255, ср. „Совесть“ 257–270). 54 Путь к лучшему будущему, 36–37. С уставом Трудового Братства, основными началами в организации жизни и учреждений Братства, его жизнью и историей можно познакомиться по следующим сочинениям: Трудовое Братство и школы его. Трудовые Братства, Воздвиженская школа – колыбель Трудового Братства (отд. и IV, 239–320, а также – в III, 336–423); IV, 9–27 (историч. очерк Трудов. Братства) и IV, 326–501. 58 Беседы о Трудовом Братстве (IV, 9–236, особ. 164–236); Путь к лучшему будущему, 39–42; III, 352–358, ср. „В защиту Трудового Братства и Воздвиженской сельскохозяйственной школы. Опровержения, посланные в ред. Биржевые Ведомости и С.-Петерб. Ведомости управляющим школой Ф.Е. Чиерткой“ (Брош. 1–12); „Письма к г. попечителю Московского учебного округа проф. С.А. Федорова и свящ. С. Жихарева, законоучителя школ Крестовоздвиженского Трудового Братства“ (брош.). Своими „Беседами о Трудовом Братстве“ автор надеется приобрести друзей для Братства, способных в любви своей к нему, его основной идее, стать выше того, „что могло бы быть несимпатично им в моём слове, в моём отношении к делу, что покажется ошибочным, несовершенным, несимпатичным в том, как мы на практике осуществляем принципы, во имя которых мы действуем. Идея Братства не наша, это – вечная правда, завещанная человечеству Христом Спасителем. Осуществление и жизни этой правды не может не быть так же несовершенно, как несовершенны мы сами. Мы учимся, воспитываемся на деле нашем. Полюбите нас за добрую волю быть деятелями добрыми и простите нам немощи наши, как Господь прощает их нам, благоволя в великих немощах наших творить силу“ (стр. 27). Заявление это всегда должна иметь в виду честная критика. 59 См. IV. 53–131, особ. 78 и дал., 86 и дал., 100–106, 107–110, 120–131, где рассматриваются обвинения в неправославности, идущие от ревнителей веры, и приёмы в их „критике“. 61 Вера и Церковь 1901, кн. 6, стр. 117 (свящ. Н. Побединского „Неплюевские братства (?) и школы“).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010