Успенский Святогорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря». Святогорская обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. Монастырская крепость представляла важное звено обороны Псковской земли на рубеже древнего пригорода Воронич. Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи с оружием в руках защищали Псковскую землю. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова. До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых на Руси чудотворных икон Божией Матери: чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (вокруг средника иконы изображен цикл Богородичных праздников), чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (согласно монастырскому преданию икона была написана византийскими мастерами), чудотворная икона Успения Божией Матери (по бокам от средника иконы изображено – коронование Божией Матери, собор святых архангелов, Благовещение Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

В аэропорту святыню и сопровождающую делегацию во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром встречали епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , секретарь епархии протоиерей Вячеслав Катин, ключарь Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Кокшетау протоиерей Константин Копнин, клирики епархии. По прибытии в Михаило-Архангельском соборе — главном храме Кокшетауской епархии — был совершен молебен Пресвятой Богородице, положивший начало поклонения великой святыне Православия на Акмолинской земле. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в период с 10 по 22 мая будет принесена в города Кокшетау, Нур-Султан, Караганду и Алма-Ату. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр выступил с обращением по случаю принесения в Казахстан чудотворной Феодоровской иконы: «Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! В дни празднования Светлого Христова Воскресения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на землю Казахстана, освященную подвигами новомучеников и исповедников, из города Костромы приносится великая святыня Православия — Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Царицы Небесной, которая ныне благословляет своим присутствием просторы Великой степи, является одной из древнейших в Православной Церкви. Перед этим образом Преблагословенной Владычицы молились устроители Святой Руси, преклоняли колени святители и государи, взывали о Небесном заступлении преподобные и праведные. Феодоровскую икону Божией Матери особо почитали священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, старец-святитель митрополит Иосиф (Чернов), преподобноисповедник Севастиан Карагандинский и многие страдальцы за Христа, просиявшие на земле Казахстанской в ХХ столетии. Эта святыня, пройдя вместе с нашим народом через многие невзгоды и испытания, явилась видимым знаком помощи Божией всем с верою притекающим ко Господу и Его Пречистой Матери. Взирая с упованием на сияющий духовной красотой лик Царицы Небесной, силой Божией сохраненный на протяжении многих столетий, мы веруем и исповедуем, что " Она — слава сущих на земле, радость сущих на Небе, украшение всего создания " (свт. Григорий Палама).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5433856...

Саратов простился с Феодоровской иконой Божией Матери Саратов, 15 марта 2007 г. 15 марта завершилось пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Саратове. Проститься с чудотворным образом, в течение десяти дней находившимся в храме Покрова Пресвятой Богородицы, пришло множество людей. Благодарственный молебен Божией Матери совершили Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан и Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, сообщает сайт Саратовской епархии. Архиепископ Александр обратился ко всем, собравшимся в храме. Он особенно отметил тот факт, что Феодоровская икона Божией Матери, в течение восьми столетий пребывавшая на Костромской земле, никогда не покидала пределов России: - Удивительна судьба этой святыни.- сказал Владыка Александр. - Когда в ХХ веке начались гонения на Русскую Православную Церковь, и многие святыни, перед которыми веками молился наш народ, изымались, были вывезены из страны, либо находились в музейном заточении, этот чудотворный образ, являющийся покровителем российской государственности, всегда находился с православным народом и пребывал в Церкви Божией. В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия была положена традиция принесения Костромской святыни в другие города России для того, чтобы как можно большее число верующих смогли поклониться чудотворному образу, помолиться перед ним и испросить у Пресвятой Богородицы помощи и благословения. Так, Феодоровская икона Божией Матери посетила Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и Соловецкие острова, побывала в Твери и других регионах страны. - И я рад,- отметил Архиепископ Александр, - что в эти дни великая святыня утешила своим присутствием Саратов. Пусть ее кратковременное пребывание послужит к радости и пользе, поддержит и укрепит жителей земли саратовской и поможет всем достичь святого праздника Пасхи. Храните веру православную, ибо без нее не может состояться Россия. Пребывание Феодоровской иконы в Саратове стало большим событием в жизни города и области. За время пребывания святыни в Покровском храме ей поклонилось свыше 65 тысяч человек. 16 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21335.html

Завершилось пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Саратове 16 марта 2007 г. 10:08 15 марта завершилось пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Саратове . Проститься с чудотворным образом, в течение десяти дней находившимся в храме Покрова Пресвятой Богородицы, пришло множество людей. Благодарственный молебен Божией Матери совершили архиепископ Костромской и Галичский Александр , епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан и епископ Саратовский и Вольский Лонгин . Архиепископ Александр обратился ко всем, собравшимся в храме. Он особенно отметил тот факт, что Феодоровская икона Божией Матери, в течение восьми столетий пребывавшая на Костромской земле, никогда не покидала пределов России: «Удивительна судьба этой святыни, — сказал владыка Александр. — Когда в ХХ веке начались гонения на Русскую Православную Церковь, и многие святыни, перед которыми веками молился наш народ, изымались, были вывезены из страны, либо находились в музейном заточении, этот чудотворный образ, являющийся покровителем российской государственности, всегда находился с православным народом и пребывал в Церкви Божией». В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была положена традиция принесения Костромской святыни в другие города России для того, чтобы как можно большее число верующих смогли поклониться чудотворному образу, помолиться перед ним и испросить у Пресвятой Богородицы помощи и благословения. Так, Феодоровская икона Божией Матери посетила Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и Соловецкие острова, побывала в Твери и других регионах страны. «И я рад,— отметил архиепископ Александр, — что в эти дни великая святыня утешила своим присутствием Саратов. Пусть ее кратковременное пребывание послужит к радости и пользе, поддержит и укрепит жителей земли саратовской и поможет всем достичь святого праздника Пасхи. Храните веру православную, ибо без нее не может состояться Россия». Пребывание Феодоровской иконы в Саратове стало большим событием в жизни города и области. За время пребывания святыни в Покровском храме ей поклонилось свыше 65 тысяч человек. Сайт Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/213785.htm...

Закрыть День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева 27.04.2024 1 Время на чтение 14 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Феодоровской иконы Божией Матери (1613). По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью Царя Михаила – инокиней Марфой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/de...

Древнее сказание 13 о сем радостном и приснопамятном событии, угождая не суетному, но паче достохвальному нашему любопытству, сохранило для нас следующие подробности. Во дни Великого Князя Василия, Костромского и Галицкого, рекомого Квашня, чудотворная Феодоровская Богородицы икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице: «Месяца августа в 16 день, преждереченный Великий Князь Василий, пойде вне града на ловитву и егда бе вне града поприще едино, узре пречудную ону икону Пречистыя Богородицы, на соснове древе стоящу, скоро с коня сниде, хотя тую икону взяти; икона же взяся горе и не дадеся ему взяти. Всед убо на коня скоро пойде во град, и поведа Протопопу бывшее; и повеле ему со кресты и со священным собором пойти немедленно на то место, идеже явися ему Богородицына икона. Пришедши и молитвовавше довольно, и подъяша Пречистую икону священническими руками, с великою честию невозбранно; принесше же во град и поставиша в Соборной Церкви Св. Великомученика Феодора Стратилата. А на месте том, идеже обретеся икона Богородицына, повеле великий Князь Церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенного Образа Его. Потом повеле устроити Церковь соборную каменную, во имя Пресвятыя Богородицы, Честнаго Славнаго Ея Успения. Ибо в этот день принесена была икона Богородицына во град Кострому Святым Великомучеником Феодором Стратилатом. Феодора же Стратилата Церковь повеле Князь устроити в приделе у соборныя Церкви. И оттоле нача именоватися икона Богоматери Феодоровския». Прошедшее отнюдь несомненно, если оно, как в зеркале, отражается и в настоящем. Следовательно, несомненно и то, что из сказания сего почерпнули мы. Ибо, действительно, на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери и теперь находится храм во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; а в Костроме точно и ныне есть соборная каменная Успенская Церковь с приделом Великомученика Феодора Стратилата, где Феодоровская икона Богоматери постоянно и пребывает, будучи день и нощь окружаема с верою и любовию притекающими к Пречистому Ее образу и молящимися. Говорят, что и часть древа, на котором совершилось чудо явления Богоматери, цела и невредима, но подлинно ли это, опытом нельзя удостовериться, потому что сокровище находится под спудом здания церковного. Если бы наши предки с благочестивым усердием к памятникам древности священной соединяли нынешнее уменье блюсти и выставлять оные, то древо поставлено бы было на такое видное место, что и теперь можно было бы к нему прикасаться, осязать и лобызать. Но потерянное невозвратно; остается нам утешать себя одним речением: блаженны невидевшие и веровавшие!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В августе 1991 года был освящен Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда с 10-тысячным крестным ходом была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, которой инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила. Некоторое время спустя в собор были помещены и другие святыни – крест-мощевик с частицами мощей 400 святых и рака с мощами преподобного Макария Писемского. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16 августа собираются более 10 тысяч людей из разных областей и весей. В монастыре в настоящее время два действующих храма: Богоявленский собор и Смоленская церковь (с древним, широко почитаемым образом Божией Матери Смоленской на стене). Возрождается третий храм – в крипте Богоявленского собора, храм в честь основателя монастыря преподобного Никиты, его учителя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты. Созданы детский при ют (30 детей-сирот) и богадельня для престарелых и инвалидов (50 человек). Для паломников имеется гостиница. Святыни: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; чудотворная икона-фреска Костромской Смоленской Божией Матери; крест-мощевик со 178 частицами мощей святых угодников Божиих в иконостасе; складень-мощевик трехстворчатый из ризницы Троицкого собора Ипатьевского мужского монастыря города Костромы в алтаре; мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона и великомученика Георгия Победоносца; выносной крест (распятие) деревянный со святынями из Святой Земли: частицы Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, святой Голгофы. Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37. При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой, дремучий лес. Еще в далеком XIII b. это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди этих-то угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма – летний Воскресенский и зимний Георгиевский. В таком виде храмы и просуществовали до середины XVII b.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Г. являлся членом ОЛДП, Петроградского и Московского археологических ин-тов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губ. ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, нек-рых благотворительных учреждений. Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Др. значительное направление деятельности Г.- публикация памятников древнерус. живописи и лит-ры. Благодаря Г. увидели свет такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Г. Мастер снимал прориси с древних памятников, напр. с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве ( Успенский А. И. Икона с изображ. Моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообр. кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Маркелов. Святые Др. Руси. С. 340-341, 616-617. 169). После событий 1917 г. художник, очевидно, вернулся в Мстёру ( Семеновский Д. Н. Мстёра. М.; Иваново, 1937. С. 137-138). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено ок. 40 икон с подписями Г., выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г. (частное собрание), написанная, очевидно, самим Г. по заказу А. М. Гордеева ( Данченко Е. А. , Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994. С. 14-15. 41). Иверская икона Божией Матери 1898 г. (частное собрание), согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера создан в 1901 г. (ГРМ) как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе к-рых поименован Г. К авторским произведениям мастера, по мнению К. Коткаваара, относится икона Божией Матери «Иерусалимская» 1901 г. из Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Kotkavaara. 2000. S. 77, 80). Вкладом мч. имп. Николая II в часовню г. Торнио являлся образ «Спас Нерукотворный» 1909 г. (Музей Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/168404.html

Богословская функция иконы помогает понять, насколько универсален в Православии церковный образ, насколько важна икона и в богословии, и в Боговедении, и в мировидении, и в богослужении, и в церковном искусстве, насколько глубок производный от слова «икона» термин «иконичность». Неиконичное – предмет, явление, событие, действие – Православие как бы «выталкивает» из себя как инородное, даже чужеродное тело. И это не простой традиционализм или консерватизм, не забота о формальной вероисповедной чистоте, но стремление к чистоте онтологичной. Все, что не иконично, не онтологично, т.е. синергийно не связано с Богом, не имеет первообраза в Царстве Небесном, все это нечисто метафизически, греховно и, главное, разрушительно для иконичного, в итоге – для всего православного, христианского. Неиконичное не восходит само, а потому не способно и возводить к Первообразу. Поэтому, в некотором смысле мы можем говорить о паниконичности православного богословия, православного богослужения, православного мировосприятия и православного искусства. Историческая функция. Сказания о прославленных чудотворных иконах – Владимирской, Смоленской, Знамение, Тихвинской, Казанской, Феодоровской, Донской, Иверской икон Божией Матери – тесно связаны с историей русской Церкви, с историей Руси, русского государства. «Как и прежде, – пишет иеромонах Филадельф, – ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери. Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство». Чудотворные иконы не только ограждают, но и освящают страну, освящают ее историю, поэтому, может быть, точнее было бы говорить о священно-исторической функции. В свое время Д.С. Лихачев тонко заметил, что «летопись времен Андрея Боголюбского… строилась как цепь чудес Богоматери». Но даже поверхностное изучение летописных сказаний о чудотворных иконах (и упоминаний об иконах вообще – перенесение, написание, поновление, чудеса) приводит к выводу, что не только ранние летописи, но русское летописание вообще в одном из аспектов можно рассматривать как историю чудотворных икон, а сказания об иконах, в свою очередь, – как исторический и историософский источник. Бесспорно, история чудотворных икон – это история России.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

«Но возможно ли, дабы чудотворные силы Богородицы сообщались живописным Ее изображениям», – вопрошают некоторые. Излишняя пытливость; однако не смею умолчать, дабы не впал кто в неискусен ум, творити и глаголати неподобная. Святое Евангелие повествует: «И пошел Иисус, а за ним пошло множество народа так, что теснили Его. Тут некоторая жена, страдавшая кровотечением двенадцать лет, много претерпевшая от врачей и истощившая все свое имение, но никакой пользы не получившая, услышав об Иисусе, в народе подошла к Нему сзади и прикоснулась к одежде Его. И вдруг остановилось течение крови ее, она почувствовала выздоровление от болезни. А Иисус тотчас почувствовал Сам в Себе, что из Него изшла сила ( Мк. 5:24–30 ). Итак, видите, хотя Христовою Божественною силою исцелена больная жена, однако ж не так, чтобы прямо оная сила от Христа сообщена была страждущей, но, напротив, как бы переходила в Христову одежду и из одежды уже исходила на несчастную Творческая благодать. Если одежда может быть орудием чудотворной силы Божественной, то как не верить, что то же самое быть может и икона, изображающая лице существа чудодейственного, например, Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери, Девы Марии? Иконы чудотворные отличаются одна от другой наименованиями. А наименования заимствуются от тех мест и городов, где иконы явились в чудотворной своей силе и где благоизволил Бог пребыть им. Так, например, явилась чудотворная икона в городе Казани – и говорят: Казанская икона Богоматери. В городе Тихвине – Тихвинская. На Толге реке, близ г. Ярославля – Толгская. В таком точно смысле и Феодоровская икона Божией Матери именуется Феодоровскою. Феодоровская икона Богоматери явилась в древнем городе Костроме, от сотворения мира в лето 6747-е, от Рождества Христова 1248-е. Следовательно, 602 года протекло уже как она светлостию лица своего, солнца краснейшею, озарила Кострому и, от того дня доныне подая ей мир, тишину, спокойствие, славу и богатство, ограждает ее и от всякого зла. Но называется не Костромскою, а Феодоровскою, потому что на то место в Костроме, где Богоматерь явилась во образе чудотворном, он несен был, по преданию, от благочестивых и усердно чтущих Рождшую Христа Бога нашего, святым Великомучеником Феодором Стратилатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010