Для решения этого вопроса необходимо принять во внимание то, что явленная костромскому князю Василию святыня первоначально находилась в деревянной часовне, затем уже в каменном храме (мужской обители на кладбище в Городце). Этот город построен на месте небольшого поселка Малый Китеж еще князем Юрием (с. 729) Долгоруким в 1149–1157 годах и доныне существует в виде торгово-промышленной слободы в Нижегородской губернии. Городец в 1237 году был разрушен лютыми монголами, при чем монастырь и храм сгорели, икона же Божией Матери так называемая Одигитрия не была никем вынесена из храма и с того времени «не обретеся в их городе». Но, оказывается, икона эта осталась невредимой от огня: спустя лет 25 она чудесным образом явилась князю Василию Ярославичу на сосне в Запрудне и, по торжественном принесении в город Кострому, поставлена в соборной деревянной Феодоровской церкви, что была на Мшанской улице – вблизи нынешней Богоотцовской церкви. И вот из прибывших вскоре же в город Кострому многочисленных богомольцев на поклонение новоявленной святой иконе Божией Матери жители разоренного Городца, как только вошли в храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, тотчас же признали ее за свою икону чудотворную, которая непостижимым или чудесным образом как бы скрылась во время татарского погрома. Поведав об этом князю Василию и костромичам, они рассказали о многих преславных чудесах от этой своей иконы в Городце. Но явленная князю, ранее же городецкая, великая святыня стала теперь составлять уже неотъемлемое достояние и драгоценное сокровище города Костромы. Жители же Городца, не имея возможности возвратить свою святыню, с восстановлением своего благоустройства несомненно вскоре же приобрели точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Так, известно, что список с подлинной этой иконы был у них уже в 1263 году, когда в Городце скончался князь Александр Невский, который под сенью ее принял схиму с именем Алексий в древнем Феодоровском монастыре, последний же снова устроен на прежнем месте пребывания подлинной иконы и в нем доселе особенно почитается эта икона. Таким образом, самый древний или первый список костромской святыни находится в Феодоровском храме Городецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Состоялось принесение в Казахстан чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери 6 марта 2015 г. 17:25 4 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Алма-Ату из Костромы была принесена чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Святыню сопровождали: епископ Костромской и Галичский Ферапонт и клирики Костромской епархии; председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков; глава города Костромы Ю.В. Журин; председатель Союза женщин Костромской епархии Л.Н. Матвеева. 5 марта в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря г. Алма-Аты глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершили Божественную литургию по случаю принесения чудотворной Феодоровской иконы. Главам Митрополичьих округов сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний; архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий; епископ Гурий (Шалимов); епископ Костанайский и Рудненский Анатолий; епископ Талдыкорганский Нектарий; управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, епископ Костромской и Галичский Ферапонт, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики Казахстанского митрополичьего округа и Костромской епархии. Поклониться великой святыне Православия прибыли многочисленные верующие — жители Алма-Аты, паломники из городов и сел Казахстана и Киргизии. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении поминались приснопамятные почившие архипастыри Казахстана. Литургия завершилась славлением перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4008997.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Православные верующие Саратова смогут сегодня поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери 05.03.2007 Великая православная святыня — чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери — прибывает в Саратов в понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать в храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в пресс-службе. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в 1613 году - после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки (копии). Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. " В Саратов прибывает именно подлинник иконы, а не один из более поздних списков с нее " , - уточнили в епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города.

http://drevo-info.ru/news/2497.html

Ипатьевская икона Божией Матери Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ипатьевская икона Божией Матери Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Ипатьевская Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне. В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место. Источник: Официальный сайт Костромской Епархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Ипатьевская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-300

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Величайшая святыня всего православного мира. Происхождение иконы неясно. По преданию ее написал св. Евангелист Лука, но это приписывают практически всем древним иконам. Несомненно то, что она очень древняя, возможно, вместе с Владимирской и Новгородской иконой «Знамение» — это самая древняя из сохранившихся на Руси икон Божией Матери. Скорее всего, она была написана в Византии в 12м веке, но как попала на Русь, неизвестно. Сначала она находилась в монастырском храме возле города Городец, но после разрушения города татаро-монголами пропала. По преданию, икона чудесным образом была обретена на ветвях дерева. Эта икона прославилась многими чудесами, к ней постоянно шли на поклон люди. В истории России чудотворная икона сыграла важную роль в 1613 году. Тогда призванного на царство юного отрока Михаила Романова мать благословила этой иконой, произнеся слова: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». В любом случае какое-то участие иконы в деле избрания нового царя было, потому что патриарх Филарет, очевидец тех событий, пишет: «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». Этот день (27 марта по новому стилю) отмечается отныне как день памяти иконы. С тех пор икона считалась святыней царского дома Романовых. Слава Богу, что она не погибла, не исчезла, и сегодня каждый человек может прийти и помолиться перед нею. Возле иконы всегда дежурит монахиня. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

В Костроме в день Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы состоится общегородской крестный ход Кострома, 24 августа 2007 г. В Костроме 29 августа, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, состоится общегородской крестный ход, сообщает сайт Костромской епархии . Феодоровская икона Пресвятой Богородицы – святыня не только Русской Православной Церкви, но и всей России – является одной из древнейших русских икон. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле, в пределах младшего брата Александра Невского − князя Василия Ярославича (Квашни). В 1613 году перед чудотворным ликом Феодоровской иконы в стенах костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря произошло призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. С этого времени икона стала почитаться покровительницей Царского Дома и российской государственности, помощницей в семейном благополучии, в рождении и воспитании детей. С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. В 2001 году она была в Москве и Екатеринбурге, в 2002 году посетила Архангельск, Соловецкие острова и Санкт-Петербург, в 2004 году – Нижний Новгород, Казань и Тверь. Осенью 2004 года по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек. С 20 июня по 15 июля 2006 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха Алексия пребывала в пределах Краснодарского края и Республики Адыгея. Сотни тысяч православных верующих юга России впервые получили возможность поклониться этой древней святыне. По пути в Краснодар икона побывала в Москве, где к ней в рабочей Патриаршей резиденции на Чистом переулке приложился Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II. Его Святейшество совершил молебен и передал в дар для этой иконы новую драгоценную ризу – копию утраченного в революционные годы оклада, который в 1891 году при личном участии императора Александра III был изготовлен на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России.

http://pravoslavie.ru/23666.html

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская Ипатьевская " Описания иконы Ипатьевская икона Божией Матери Источник: Официальный сайт Костромской Епархии Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне. В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – свяще[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Тихвинской Божией Матери. В соборе Ипатьевского монастыря. Фото Прокудина-Горского 1911г. Эта икона находилась в центре иконостаса - слева от Царских врат. Файл 18267.jpg:   Размер: 549x733, 0.4 MPix, 132 Kb. Дата: 2012-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (229) , (11) . Описание: Икона Тихвинской Божией Матери в соборе Ипатьевского монастыря. Кострома, 1911 год. Фото С.М.Прокудина-Горского, Библиотека Конгресса, Вашингтон. Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. 20540 USA. Файл 32208.jpg:   Размер: 2073x2969, 6.15 MPix, 1756 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (104) , (1) . Описание: действующий храм Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери Древней святыней Ипатьевского монастыря, до настоящего времени пребывающей в нем, является икона «Богоматерь Тихвинская», удивительный по красоте и духовной глубине памятник. Икона издревле почиталась в монастыре как чудотворная. В краеведческой литературе середины XIX века икона связывается с вкладами XVII века в Ипатьевский монастырь царя Михаила Федоровича Романова. Опись монастырская[...] Файл 33877.jpg:   Размер: 800x1072, 0.86 MPix, 510 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (85) , (0) .

http://pravicon.com/icon-697

Если же это нападение было не Батыево, между тем, по рукописным известиям, случилось в княжение Василия Ярославича, то событие это следует отнести к несколько позднейшему времени: или упомянутое в повести нашествие татар на город Кострому есть то самое, которое случилось в 1259–1262 годах («Софийский временник», 1, 270–271) и, следовательно, имело свое место во время удельного княжения Василия Ярославича в Костроме, или же событие может быть относимо к 1272–1274 годам великого княжения того же Василия. Признается более вероятным – ко времени удельного княжения Василия Ярославича (и отнюдь не к 1239 году) относить чудесное явление ему иконы Божией Матери, и оно должно быть рассматриваемо как особое событие безотносительно к разорению Владимира и Галича 2 . Относительно времени написания Феодоровской иконы Божией Матери не сохранилось сведений ни в письменных памятниках, ни в предании. Сами обыватели разоренного Городца, по признании этой иконы в городе Костроме за свою чудотворную, говорили князю Василию Ярославичу, что им совершенно неизвестно, кем икона написана и сколько времени пребывала у них. По древнему описанию, Феодоровская икона по принесении в город Кострому имела такой вид: «Написана масляными красками на сухой доске, мерою 1 аршин 2 ½ вершка в длину, 12 вершков в ширину». Матерь Божия изображена несколько склоняющей Свою главу к правому плечу; правой рукой Она поддерживает Богомладенца Иисуса, обнимающего Богоматерь, а левая рука покоится на груди. На обратной стороне иконы изображена святая великомученица Параскева, называемая Пятница; нижняя часть иконы имеет рукоять в 1 ½ аршина длины. Со времени чудесного своего явления Феодоровская икона Божией Матери не раз подвергалась опасности быть уничтоженной огнем, именно в два вышеозначенные пожара, истребившие Феодоровскую деревянную церковь , в которой она была поставлена. Но чудотворная икона оставалась невредимой: так, на третий день первого пожара она была найдена в пепле пожарища, во время же второго пожара была видима выше пламени стоящей на воздухе, поддерживаемая руками ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010