В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Икона Божией Матери «Феодоровская» прибывает в Нижний Новгород Нижний Новгород, 2 февраля 2004 г. 5 февраля в Вознесенский Печерский мужской монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Костромы прибывает самолетом чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская», сообщает пресс-служба Нижегородской епархии. Ее сопровождает архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, представители Министерства культуры РФ и другие официальные лица. Удивительный факт, но вплоть до 2001 года Феодоровская икона никогда не покидала пределы Костромской земли. В 2001году чудотворный образ, по традиции считающийся покровителем православной семьи и подрастающего поколения, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, - доставлялся в Москву и в Екатеринбург, где освящал собою крупные православные молодежные форумы. Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч верующих людей смогли поклониться ей, получить благодатное молитвенное утешение. В столицу Урала икона была доставлена крестным ходом по воздуху, и этот крестный ход сопровождался, можно сказать, чудесными знамениями. Несмотря на очень плохие метеоусловия, самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - смог совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения Святых Царственных Страстотерпцев. Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с Царской Семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение. С ходатайством о том, чтобы чудотворная Феодоровская икона посетила Архангелогородскую землю, обратился Преосвященный Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Цель визита святыни на Север - освящение собою церковных торжеств по случаю 320-летнего юбилея исторического бытия Архангельской и Холмогорской Епархии. Благословил это благое дело Патриарх Алексий.

http://pravoslavie.ru/8828.html

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Феодоровская чудотворная икона имеет постоянное местопребывание в Успенском соборном храме во время совершения в нем богослужений летом, преимущественно же в Богоявленском храме , и помещается в иконостасе с левой стороны царских врат в особо устроенном месте. Здесь-то в будничные и праздничные дни верующие имеют возможность помолиться пред Феодоровской иконой Богоматери и воздавать подобающее святыне почтение и поклонение. Нельзя не сказать, что по окончании каждой дневной службы – утрени, литургии и вечерни, хотя бы и не было просьб от молящихся, совершается по установившемуся обычаю молебное пение пред Феодоровской иконой по чину «канона молебнаго ко Пресвятой Богородице, поемаго во всякой скорби душевней и обстоянии», но с тропарем и кондаком из службы Феодоровской иконы и с возглашением в конце молебна особой молитвы ко Пресвятой Богородице. По временам, именно после ранней и поздней Божественной литургии и вечерни, Феодоровская икона Богоматери уносится на короткое время в частные дома граждан по их приглашению для совершения молебнов по разным событиям радостным или скорбным, в ожидании ли святой помощи против грозящей беды, или в благочестивое ознаменование глубокой благодарности за полученные благодеяния, или же для освящения начала доброго дела и благопоспешения его. Затем, по случаям храмовых праздников в городе Костроме чудотворная Феодоровская икона переносится в приходские городские церкви накануне храмовых их праздников пред всенощным бдением, откуда возвращается в соборный храм уже по окончании праздничной литургии. Во всех таких случаях Феодоровская икона бывает поднимаема и носима не иным кем, как священнослужителями, даже преимущественно священниками в память того небесного указания, по которому этот образ при самом явлении князю Василию Ярославичу допустил быть снятым с дерева лишь священниками. Сверх того, в продолжение года из костромского соборного храма совершается с чудотворной Феодоровской иконой восемь крестных ходов, так называемых генеральных или общих ходов всего городского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибывает во Владивосток 15 сентября 2007 г. 10:57 Российская святыня — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы — в субботу прибывает спецрейсом во Владивосток из Южно-Сахалинска, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии . «Ее доставят священнослужители из Костромской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона останется в Приморском крае с 15 по 23 сентября в рамках дальневосточного крестного хода», — сказал собеседник агентства. По его словам, сразу по прибытии у трапа самолета пройдет молебен Пресвятой Богородице. Затем икона отправится в Свято-Никольский кафедральный собор, откуда в воскресенье начнется большой крестный ход до Покровского храма. Здесь икона останется до 20 сентября. «Оттуда она будет перевезена в Рождество-Богородицкий женский монастырь в село Линевичи, где состоятся торжества в честь праздника Рождества Богородицы. 21 сентября чудотворную реликвию встретят в Покровском храме Уссурийска, а в субботу она вернется во Владивосток», — сказал представитель епархии. В воскресенье, 23 сентября пройдут проводы иконы у железнодорожного вокзала Владивостока. Святыня отправится в вагоне-часовне в Хабаровск. «Эта икона — одна из самых известных в мире, наряду с иконами Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Иерусалимской, Одигитрией Влахернской, о которых Священное Предание говорит, как о написанных апостолом и евангелистом Лукой», — сказал собеседник агентства. По его словам, эти пять святынь — уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства. При этом только Феодоровская икона может быть вывезена из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. «Потому это событие можно рассматривать как уникальное явление в культурной жизни Дальнего Востока», — добавил собеседник агентства. Святыня издавна чтилась на Руси как покровительница семейного очага и подрастающего поколения. Она до 2001 года ни разу не покидала пределов костромской земли. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295216.htm...

Чудотворная Феодоровская икона будет доставлена в пострадавший от землетрясения Невельск 7 сентября 2007 г. 15:57 Участники дальневосточного крестного хода с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в понедельник прибывают в Южно-Сахалинск, сообщил РИА «Новости» руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач. «Первоначально Сахалин не был запланирован в качестве места посещения иконы, однако после известия о землетрясении в Невельске, произошедшем 2 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил доставить чудотворный образ на Сахалин, а в рамках посещения сахалинской земли привезти икону в Невельск», — рассказал отец Виктор. Он отметил, что после встречи в аэропорту Южно-Сахалинск образ доставят в Воскресенский Кафедральный собор, где икона будет находиться до вечера 12 сентября. Затем реликвию отвезут в Холмск, и в Невельск. 14 сентября икона вернется в Южно-Сахалинск. На следующий день образ самолетом доставят во Владивосток. «Посещение дальневосточного региона этим чудотворным образом является уникальным по своей исторической и духовной значимости событием», — сказал протоиерей Виктор Горбач. Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» — одна из пяти икон Пресвятой Богородицы, которая по преданию была написана апостолом и евангелистом Лукой. С художественно-исторической точки зрения эти иконы представляют собой уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства, при этом только Феодоровская икона можно вывозить из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды собор Костромы пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в 1613 году — после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/291621.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Феодоровская - описание По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона. В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону и назвали Феодоровской. Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне. С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой. С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а большинство иностранных принцесс, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

http://pravicon.com/info-526

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы доставлена в Астрахань 1 октября 2008 г. 12:29 Вечером 30 сентября в Астрахань на самолете доставлена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Как сообщили в пресс-службе губернатора Астраханской области, святыня пробудет в городских храмах до 5 октября. Ей уже поклонялись верующие Москвы, Твери, Саратова, Краснодара, Воронежа, Архангельска, Екатеринбурга, Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки. В течении пяти дней поклониться иконе смогут и жители Астрахани. 30 сентября на пересечении улиц генерала Епишева и Богдана Хмельницкого стартовал крестный ход с иконой, проследовавший в храм равноапостольного князя Владимира. Утром 1 октября в этом храме архиепископы  Костромской и Галичский Александр и Астраханский и Енотаевский Иона совершили Божественную литургию. Позже в этот же день святыню перенесут в Успенский собор Астраханского кремля, где затем будет совершено Всенощное бдение. 2 октября в Успенском соборе состоится Божественная литургия, после вего икону вынесут на Соборную площадь, где пройдет молебен перед началом торжеств по случаю празднования 450-летия Астрахани. 2 октября с 16.00 и 3 октября икона будет выставлена в Покровском кафедральном соборе, 4 октября с 12.00 до 16.00 в храме Феодоровской иконы Божией Матери в пос. АЦКК. 4 октября с 16.00 и 5 октября в Иоанно-Предтеченском монастыре. Вечером этого дня икона будет возвращена в Кострому. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы одна из древнейших русских икон. Написана евангелистом Лукой еще в I веке и стала подарком от Византии. До 1239 года икона пребывала в одном из монастырей волжского Городца, являясь моленным образом князя Александра Невского. Но после нашествия татаро-монгол на город она исчезла. Позже святыня явилась в Костроме. Ее обнаружил младший брат Александра Невского князь Василий Ярославович на ветвях дерева в 1263 году. В XIV веке князь Дмитрий Донской молился перед этим образом об упокоении душ православных воинов, павших в Куликовской битве. Перед ней в 1613 году был избран на российский престол юный Михаил Федорович Романов. С тех пор святыня стала семейной реликвией династии Романовых. С 1991 года икона находится в стенах Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Образ покровительствует семье, браку и рождению детей. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468253.htm...

" С Федоровской иконой связано прекращение великой смуты " Интервью с архиепископом Костромским и Галичским Александром ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск " С ФЕДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ СВЯЗАНО ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ " ИНТЕРВЬЮ С АРХИЕПИСКОПОМ КОСТРОМСКИМ И ГАЛИЧСКИМ АЛЕКСАНДРОМ С 29 июня по 1 июля 2002 года Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была доставлена из Костромы в Архангельск, а затем в Соловецкий монастырь. В своем интервью архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, рассказывает об этой поездке святыни на Русский Север. - Ваше Высокопреосвященство, откуда возник этот замысел - доставить нашу Всероссийскую святыню в Архангельск и на Соловецкие острова, - и какова была цель пребывания там чудотворной иконы? - С ходатайством о том, чтобы чудотворная Феодоровская икона посетила Архангелогородскую землю, обратился епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Цель визита святыни на Север - освящение собою церковных торжеств по случаю 320-летнего юбилея исторического бытия Архангельской и Холмогорской епархии. Благословил это благое дело предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Нельзя не сказать при этом, что владыка Тихон - наш земляк, коренной костромич; детство и юность его прошли под покровом нашей величайшей святыни. И ныне Архангельский архипастырь не забывает родной край, часто посещает Кострому, совершает богослужения в кафедральном Богоявленско-Анастасиином соборе, где хранится святыня. - В прошлом, 2001 году, Феодоровская икона уже покидала пределы Костромы. Чем это было вызвано? - Да, по благословению Святейшего Патриарха, чудотворный образ, по традиции считающийся покровителем православной семьи и подрастающего поколения, доставлялся в Москву и в Екатеринбург, где освящал собою крупные православные молодежные форумы. За время пребывания святыни в этих городах сотни тысяч верующих людей смогли поклониться ей, получить благодатное молитвенное утешение. Отмечу, что в столицу Урала икона была доставлена крестным ходом по воздуху, и этот крестный ход сопровождался, можно сказать, чудесными знамениями. Несмотря на очень плохие метеоусловия, наш самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - смог совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев. Событие это имеет глубокое символическое значение: ведь Феодоровская икона на протяжении 300 лет была покровительницей Царского Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/guest/alexandr.htm

С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери. В Саратове чудотворная икона (прибывает не список, а именно подлинная икона!) будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери - ежедневно с 8 до 24 часов. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени, сообщает Пресс-служба Саратовской епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/21108.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010