Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИХРИСТ [греч. ντχριστος - тот, кто против или вместо Христа], в Свящ. Писании А. именуется всякий отрицающий то, что Иисус есть Христос, т. е. обетованный Богом Мессия , а также тот, кто отвергает Его Богосыновство: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин 2. 22), кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин 4. 3), «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин 1. 7). Собственно А.- самый страшный и жестокий враг Христа на земле, к-рый явится в последние времена как вполне определенная личность и всеми возможными способами будет стремиться к разрушению дела Христова и в то же время будет выдавать себя за Христа. Рисунок (предположительно С. Н. Гнусина) из старообрядческого сборника об Антихристе. Ок. 1820 г. (РГБ Егор. 906. Л. 248) Рисунок (предположительно С. Н. Гнусина) из старообрядческого сборника об Антихристе. Ок. 1820 г. (РГБ Егор. 906. Л. 248) Первохрист. Церковь изначально знала о пришествии А.: «...вы слышали, что придет антихрист» (1 Ин 2. 18). В своем 1-м послании ап. Иоанн Богослов , исходя из веры Церкви в пришествие в последнее время А., утверждает, что «последнее время» наступает, «дух антихриста» (4. 3) уже присутствует в мире в лицах многих его предтеч. Слово «А.» в Свящ. Писании встречается лишь в 1-м и 2-м посланиях ап. Иоанна Богослова. Но то же лицо, хотя и называемое по-иному, представлено и во мн. др. книгах Свящ. Писания. Ап. Павел описывает А. как «человека греха», «человека беззакония», «сына погибели», «беззаконника», это «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2. 4). «Сын погибели» придет во время, предустановленное Богом, и своей сверхъестественной силой совершит ложные чудеса на погибель людям (2. 8-10). Тем самым он исполнит на земле дело сатаны (2. 9). Тайна беззакония, главным исполнителем к-рой он будет, уже в действии (2. 7); поэтому многие люди заблуждаются и погрязают во лжи, вместо того чтобы верить в истину (2. 11). Если этот беззаконник еще не явился в своем подлинном лице, то это потому, что есть «удерживающий» (2. 7) его. Открытие беззаконника произойдет непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа, Который его «истребит явлением пришествия Своего» (2. 8; ср.: 1. 7-10).

http://pravenc.ru/text/115828.html

Не откладывайте ни на минуту своего бегства, не останавливайтесь даже за тем, чтобы взять с собой самое необходимое; если кто будет на кровле дома, беги, не заходя даже в дом, чтобы взять что-нибудь; и кто будет работать в поле, сняв свою верхнюю одежду, беги, не останавливаясь даже за тем, чтобы захватить ее с собою. Помни, что это – дни Суда Божия над неверным народом, предсказанные пророками. Горе тогда будет беременным и кормящим грудью, которые не в силах будут бежать, ибо и их постигнет великое бедствие, призываемое на народ сей. Многие падут тогда от меча, остальные будут взяты в плен и расселены по всем странам, а покоренный Иерусалим останется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся времена язычников. Молитесь, чтобы это не случилось зимой или в субботу, и тем не воспрепятствовало бы вашему поспешному бегству. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира, и никогда уже не будет. Эти скорбные дни сократятся ради избранных, ради уверовавших в Меня, которые не успеют спастись бегством; иначе никто не остался бы в живых. Эта скорбь усилит среди евреев ожидание Мессии, и многие станут злоупотреблять таким ожиданием; появятся лжехристы и лжепророки и станут совершать ложные знамения и чудеса, которые, однако, будут так походить на истинные, что даже и верующие в Меня могут обмануться. Но вы не верьте им! Берегитесь! Вот, Я наперед сказал вам все. Не забывайте указанных Мной вам признаков предстоящего разрушения Иерусалима; возьмите в пример смоковницу: когда ветви ее становятся мягки и листья начинают распускаться, то вы по этим знакомым вам приметам узнаете, что близко лето; так и в деле, о котором Я вам говорю: когда увидите, что начинаются предвозвещенные Мной события, то знайте, что близок, уже при дверях, и суд над народом израильским. Истинно говорю вам, что это случится скоро, что многие живущие ныне будут очевидцами всех бедствий и на себе испытают их; все сбудется так, как Я говорю, ибо скорее небо и земля могут уничтожиться, нежели Мои слова не исполняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Незадолго до страданий и смерти Иисуса Христа Апостолы спросили Его: Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия? ( Мф.24:3 ). Он отвечал им: О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Ибо как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Божия ( Мф.24:37–39 ). Из приведенных слов Спасителя мы видим, что точного и определенного времени второго пришествия никто не знает и не может узнать. Это – тайна, не терпящая испытания! Сохраняя в глубокой тайне время славного Своего пришествия, Иисус Христос Сам указал некоторые, довольно ясные, признаки его. Услышите о войнах и о военных слухах, говорил Он ученикам. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все это – начало болезней… И проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец, и т. д.( Мф.24:6–8,14 ). Не касаясь признаков общих, мы укажем несколько частных, относящихся собственно к явлению в мире антихриста. Для удобнейшего исследования, мы разделили все признаки на три категории: 1) признаки, предваряющие пришествие антихриста, 2) сопутствующие и 3) последствующие. I. Признаки, предваряющие явление антихриста,следующие: 1 . Падение Римского владычества, 2 . Проповедание Евангелия всей твари. II. Признаки сопутствующие: 1 . Явление в мир Илии и Еноха и убиение их антихристом. 2 . Принятие антихриста Евреями за Мессию. 3 . Ложные чудеса антихриста. 4 . Гонения и мучения Христовых исповедников. 5 . Сооружение антихристом своего престола в Иерусалимской церкви. 6 . Начертание имени антихриста. 7 . Кратковременность царствования антихриста и погибель его. III. Признаки последствующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Но в каком бы значении ни употреблялось это слово, с ним непременно соединялось понятие об озарении от Бога, на что ясно указывает ап. Петр, говоря: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой; но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Св.» ( 2Пет. 1:21 ; сн. 1Цар. 10:6 ). 213 Как в Ветхом Завете, так и в Новом были пророки истинные и ложные. Признаки истинных пророков следующие: а) Божественное избрание н посланничество, б) ясное знание настоящего и прошлого (прозорливость) и предсказание будущего, в) духовная уравновешенность или спокойное и ясное состояние духа пророка при получении им откровевений от Бога и передача их народу, г) святость жизни, сопровождаемая безбоязненной и открытой проповедью, д) богооткровенность проповедуемого учения и е) чудеса. а) Все истинные пророки были избираемы и посылаемы на пророческое служение Самим Богом. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, – говорит боговидец пророк Моисей, – воздвигнет тебе Господь». «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему, сказал мне Господь» ( Втор. 18:15,18 ). «И было ко мне слово Господне, говорит прор. Иеремия, прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя... ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» ( Иер. 1:4–7 ). Слова «воздвигнет Господь», «Я, т. е. Господь, воздвигну», «повелю», «поставил», «пошлю» ясно показывают, что пророки Моисей и Иеремия были избраны и посланы Самим Богом. Таким же образом избирались и посылались на служение и другие пророки, напр., Исайя ( Ис. 6 гл.), Иезекииль (Иез. гл. 2). Хлыстовские же пророки такого избрания и посланничества от Бога истинного, вечно живущего, Который сказал о Себе: «Я – первый и Я – последний» ( Ис. 44:6 ), не имеют, а усвояют себе пророческое служение самовольно. «Я не посылал пророков сих, – говорит Господь, – а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» ( Иер. 23:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но самые лучшие, самые священные чувствования, чтоб они могли принести плод, должны уступать место размышлению. Мы переживаем знаменательное время: Господь, при охлаждении нашем и невнимании к святому Слову Его, поучает нас событиями. Послушаем Пророка изъясняющего смысл печальных событий в избранном народе Божием, и поучимся у него пониманию событий нашего времени. «Внемли народ Мой закону Моему, говорит он, приклоните ухо ваше к словам уст Моих. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал род грядущий, дети, которые родятся; и чтоб они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божьих, и хранить Заповеди Его» ( Псал. 77, 1–7 ). Забвением и пренебрежением этого повеления Божия – возвещать вновь рождающимся детям дела Божии, закон положенный в Израиле, утверждать в них упование на Бога и послушание Его Заповедям, – Пророк из поколения в поколение изъясняет преступления народа и постигавшие его бедствия. С какого года, с какого поколения, в каких семействах прежде у нас пресеклось это преемственное передавание вновь рождающимся детям заветов Божьих: там и ищите зародыша и начала настоящих печальных событий. Где родители и воспитатели не умели, или не хотели просветить детей верою в Бога, там привилось вольномыслие и ложные учения под именем просвещения; где не внушили упования на Бога, там возникли гордость и самомнение, ожесточение и отчаяние; где не позаботились подчинить пробуждающиеся силы и стремления детей воле родительской, там родилось неповиновение властям; где не покорили свободу юности Заповедям Божьим – о честности, любви, целомудрии, смирении, трудолюбии, там внедрились пороки, и в молодых людях открылась готовая почва для всяких злых семян и всяких не призванных сеятелей. Чему же мы люди старых поколений, должны удивляться? Собственной неосмотрительности. На кого должны больше гневаться? На самих себя. С чего начать поправление нашей расстроенной общественной жизни? С подчинения самих себя и еще неиспорченных детей наших уставу поставленному в Иакове, и закону положенному в Израиле. Церковь и Церковь – вот наше спасение! Всякое уклонение наше из-под ее руководства есть шаг к погибели; всякое необдуманное общественное движение и учреждение, вредящее ее влиянию на народ, есть удар нравственной жизни народа, сбивающий его с пути закона на путь развращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Но это чудо будет совершено перед людьми , а не перед Богом, ибо это – лжечудо, и не есть проявление высшей реальности неба, а целиком рассчитано на эффект перед людьми, на то, чтобы обольстить их. Все эти ложные чудеса лжепророк совершит, чтобы обольстить живущих на земле . Ему не дастся обольстить тех, которые, ходя по земле, душой живут на небе и там имеют свое сокровище, которых жительство на небесах. Те же, которые не только телом, но и душой живут на земле, только о земном помышляют и к земному прилепляются, те будут обольщены лжепророком и примут антихриста. Поэтому, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). Так лжепророк будет творить свои знамения перед антихристом. 13 .14–15 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Как в христианстве есть иконопочитание, есть иконы Спасителя, Божией Матери, святых, так будет создана и икона антихриста и учреждено поклонение ей. Здесь мы явно видим, что общество антихриста будет не безрелигиозным, а с новой религией, с явным культом сатаны. Лжепророк добьется не только почитания антихриста, но даже и его иконы. Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Так и поклонение иконе антихриста будет особой формой поклонения антихристу. Собственно, это будет финалом идолопоклонства. Прежде приносившие жертвы идолам приносили их фактически бесам ( 1Кор. 10:20 ). Здесь же поклонение будет оказано не идолу, а непосредственно иконе антихриста, посланника сатаны. История повествует нам, что человеческий разум может доходить до такого безумия, как оказание Божеской почести человеку. Есть примеры римских императоров – Калигулы, Нерона, Домициана, Декия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однако со времени завершения Нового Завета мы имеем в своем распоряжении полное Слово Божье. Новых откровений больше не существует. Поэтому сегодня уже нет нужды в дарах знания и мудрости в первоначальном смысле этих слов, тогда как верующие раннего периода христианства были наставляемы посредством этих даров. В некоторых стихах Деяний Апостолов мы читаем о пророках. Так упоминаются пророки из Иерусалима, которые посетили вновь образованную церковь в Антиохии. «...Один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:28 ). Агав еще раз упоминается в Деяниях Апостолов 21:10–11, где он пророчествует о Павле: «...так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников». Между прочим, это единственное описание относящегося к определенной ситуации пророчества, которое мы находим в Деяниях Апостолов и в посланиях. Достойно внимания то обстоятельство, что это пророчество сопровождается не словами: «Так говорит Господь...», как это обычно было в Ветхом Завете, а словами: «Так говорит Дух Святой...» Кроме этого, пророками названы также Иуда и Сила ( Деян.15:32 ), которые «обильным словом» преподали наставление братьям и утвердили их. Также некоторые пророки перечислены в Деяниях Апостолов 13:1–3; им Дух Святой указал на призвание Варнавы и Савла. в) Ложные пророки В то время как Новый Завет лишь в нескольких местах упоминает о служении «общих пророков», мы находим довольно много предостережений, касающихся ложных пророков. Сам Господь уже в Матфея 24:11–24 говорит о последнем времени, когда «многие лжепророки восстанут и прельстят многих». Эти пророки дадут великие знамения и чудеса и попытаются прельстить, если возможно, и избранных. Павел настоятельно предостерегает от тех, кто благовествует нечто другое, а не то, что благовествовал он: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Под зверем иеговисты подразумевают, как уже говорилось, ООН. Но как сказано: «зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны… И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» ( Откр. 17:8–11 ). Где же раньше был «теперешний зверь» – ООН? [l]  И разве ООН чинит гонения на свидетелей Иеговы? Разумеется, нет, хотя свидетели Иеговы умело создают иллюзию, что их всюду преследуют. Если это и соответствует действительности, то лишь в том смысле, что в США и в странах Европы иногда действительно подают в суд на иеговистов за их наглую бесцеремонность при вербовке единоверцев. Правда, на «гонения» эти гражданские иски никак «не тянут». И, тем не менее, иеговисты глубоко убеждены, что именно «восьмое царство» – ООН, и она борется с «теократическим царством». Очевидно, что в грядущие времена «царства Антихриста» будут притеснять верующих, но делать это будет не собственно царство как таковое, а зверь – Антихрист, клевреты которого восстанут на «стан святых». О неминуемой их погибели сказано так: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр. 19:20 ). Можно ли представить себе нечто подобное не с конкретными персонами, а с весьма многочисленной организацией, каковой является ООН? А теперь о том, что означают слова: зверь восьмой из числа семи? По-видимому, это указывает на то, что деяния свои Антихрист будет вершить подобно тем семи языческим царям, царства которых, основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Библия говорит, что седьмой царь, когда придет, «не долго ему быть» ( Откр. 17:10 ). Сколько продлится это «не долго»? Иеговисты утверждают, что оно продолжается более ста лет, разумея так называемое Англо-американское царство. Долго ли это? Если мы сравним время возвышения первых пяти – Египетского, Ассирийского, Вавилонского, Персидского, Греческого, то следует признать, что весьма долго. Так мидо-персидское царство на политической арене просуществовало не более двухсот лет. И еще менее продлилось и греческое – чуть более 150 лет. Согласно толкованиям православных экзегетов «не долго» – это ровно три с половиной года. Именно столько времени отводят они «царству Антихриста», которое будет седьмым языческим царством, в котором опять с особой силой проявит себя Антихрист. Именно он есть восьмой из числа семи, так как в семь предшествующих царств «духовно правил» миром посредством своих предшественников. Раздел Х. Об Армагеддоне

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Почему было преступным делание ложных, язычеких изображений?   Потому что они вели к разврату. Так, около идола Астарты были блудилищные дома. Иосия Царь решил уничтожить ложные изображения, которые были поставлены в храме Иерусалимском. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:6, 7). Почему к священным изображениям всегда относились с высоким почтением?   Потому что Господь чрез истинные изображения творил чудеса. Когда Ковчег Завета попал в плен к Филистимлянам и его поставили в храм Дагона, то ложное изображение Дагона было низвергнуто и разбито невидимою силою Божией (1 Цар. 5 гл).    В другой раз Господь «поразил.... жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 6:19). Господь поразил также и Озу за то, что он прикоснулся к Ковчегу, чего нельзя было делать (2 Цар. 6:7). В чем выражалось почтение к священным изображениям?   Пред священными изображениями и, вообще, пред вещественной святыней поклонялись. «Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8; ср. Пс. 137:2), говорил Псалмопевец. Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Чис. 20:6) Иисус Навин «пал на лице свое пред Ковчегом» (Нав. 7:6). II Как отнесся Спаситель к истинным изображениям?   Господь был в храме Иерусалимском, где были истинные изображения, и Он не осудил их, но, напротив, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мр. 11ср. Мф. 21:13; Лук. 19:46; Ин 2:16).    Но, может быть, вещественная святыня почиталась только в Ветхом Завете?    После создания Церкви Христовой Апостолы продолжали ходить в храм Иерусалимский. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). Ап. Павел во время проповеди христианства приходил в Иерусалим для поклонения. «Ты можешь узнать, — говорил Павел правителю Феликсу, — что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11). Значит, Апостол поклонялся пред священными изображениями Иерусалимского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему было преступным делание ложных, язычеких изображений? Потому что они вели к разврату. Так, около идола Астарты были блудилищные дома. Иосия Царь решил уничтожить ложные изображения, которые были поставлены в храме Иерусалимском. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» ( 4Цар. 23:6, 7 ). Почему к священным изображениям всегда относились с высоким почтением? Потому что Господь чрез истинные изображения творил чудеса. Когда Ковчег Завета попал в плен к Филистимлянам и его поставили в храм Дагона, то ложное изображение Дагона было низвергнуто и разбито невидимою силою Божией ( 1Цар. 5 гл). В другой раз Господь «поразил.... жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» ( 1Цар. 6:19 ). Господь поразил также и Озу за то, что он прикоснулся к Ковчегу, чего нельзя было делать ( 2Цар. 6:7 ). В чем выражалось почтение к священным изображениям? Пред священными изображениями и, вообще, пред вещественной святыней поклонялись. «Поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс. 5:8 ; ср. Пс. 137:2 ), говорил Псалмопевец. Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» ( Чис. 20:6 ) Иисус Навин «пал на лице свое пред Ковчегом» ( Нав. 7:6 ). II Как отнесся Спаситель к истинным изображениям? Господь был в храме Иерусалимском, где были истинные изображения, и Он не осудил их, но, напротив, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мр. 11ср. Мф. 21:13 ; Лук. 19:46 ; Ин 2:16 ). Но, может быть, вещественная святыня почиталась только в Ветхом Завете? После создания Церкви Христовой Апостолы продолжали ходить в храм Иерусалимский. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). Ап. Павел во время проповеди христианства приходил в Иерусалим для поклонения. «Ты можешь узнать, – говорил Павел правителю Феликсу, – что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ). Значит, Апостол поклонялся пред священными изображениями Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010