Отселе с месяца Авива должен был начинаться новый год и в четырнадцатый день его должна совершаться ежегодно Пасха. Каждый дом должен совершать ее отдельно, убивать ягненка и есть его с пресным хлебом и горькими травами, так чтобы вместе чувствовалась и сладость свободы и горечь испытанного рабства. Все должны были есть ее наготове к отправлению – стоя с посохами в руках, в сандалиях, с поясами и сумками, есть «с поспешностью» ( Исх. 12:11 ), как требовалось особенностями исторического момента освобождения народа. Никто не должен был отлучаться из дома, а быть наготове по первому знаку собираться под знаменами своих частей для выхода из страны рабства. Страшная торжественность этой ночи и этого обряда усиливалась вследствие повеления, по которому каждый домохозяин должен был «взять пучек иссопа, обмочить в кровь в сосуде, помазать ею косяки и перекладины дверей» и не выходить за двери дома. Кровавые знаки на дверях давали знать, что в эту ночь совершится последняя казнь над деспотическою страною. И казнь совершилась. Заря, засиявшая для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. И сделался великий вопль по всей земле египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца; и в самом дворце фараон оплакивал своего наследного принца. Ангел смерти поразил всех первенцев египетских «от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, и все первородное из Египта» ( Исх. 12:29 .). Причина такой великой смертности различно объясняется с различных точек зрения. Египтяне приписывали ее впоследствии битве с ненавистными пастухами 419 , а псалмопевец в своем торжествующем псалме объясняет ее неожиданным посещением страшной язвы. «Он не пощадил души их от смерти, но предал жизнь их моровой язве», как буквально в еврейском подлиннике читается 50 стих 17 псалма. Моровая язва часто следует за хамсином, или бурею, производящею описанную выше тьму. Производимая ею смертность бывает ужасна. В 1580 году в Каире умерло от нее пятьдесят тысяч в течение восьми месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа. Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни — называясь по имени людей, а другие — совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Поскольку удален был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Иисусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа. Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни - называясь по имени людей, а другие - совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Поскольку удален был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Иисусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Рабами мы были у фараона в Египте, и Бог Всесильный Наш вы- вел нас оттуда Рукою мощною и Мышцею простертою. И если бы не вывел Всевышний предков наших из Египта, то мы и дети наши, и дети детей остались бы порабощенными в Египте. Мы едим только пресный хлеб, чтобы помнить, что в спешке дети Израиля, взявши с собой только пресный хлеб, вышли из земли египетской. Мы едим только горькие травы, чтобы помнить, как горько было быть в рабстве. Макая горькие травы в соленую воду, мы вспоминаем, что жизнь в тяжелейшем рабстве становится сладкой с обетованием искупления. И, облокотившись во время еды, мы вспоминаем древнее общество, в котором только свободные, только искупленные могли есть, облокотившись на стол. Когда-то мы были рабами в Египте, но Бог — наш Искупитель — освободил нас. Пасхальная история Сильной рукою Бог вывел нас из Египта. Библия учит, что наши предки были рабами в Египте, где фараон наложил на них тяжкое бремя непосильного труда. Надсмотрщики заставляли израильтян изготовлять кирпичи для пирамид фараонов в городах Рамсес и Питом. Но, несмотря на испытания, израильтяне продолжали расти в численности и крепнуть. Это вызывало в фараоне великую тревогу, и он приказал убивать всех израильских новорожденных мальчиков. По его приказу каждый новорожденный мальчик должен был быть брошен в реку Нил. Как же была велика горечь еврейского народа! В великом страдании они возопили к Богу, и Бог услышал их вопль. Бог помнил Свой завет, и Он восставил избавителя Моисея и послал его в дом фараона провозгласить повеление Господа: «Отпусти Народ Мой». Но фараон не послушался Господа Бога, и девять казней были излиты на египтян, на их скот и урожай. Сердце фараона вновь осталось ожесточенным, он не поддавался воле Божьей и не отпускал евреев. Тогда Бог, исполнив обещание, излил десятую казнь на его землю — «смерть египетских первенцев»:«И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараонова до первенца рабыни, и все первородные от скота; а Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я — Господь» (Исх. 11:5; 12:12). Еврейский народ был изначально защищен от первых казней, но чтобы евреи смогли избежать последней казни, Бог повелел им принести в жертву годовалого ягненка. Тогда…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Саул пробовал оправдаться, то ссылаясь на желание народа, то предлогом благочестия – намерением принести жертву Богу из лучшей добычи, в объяснение же того, почему пощадил Агага, ничего не мог сказать. Самуил ясно видел фальшивость уверений Саула, и его глубоко возмутило то, что царь кощунственно пользуется предписанием закона приносить Богу жертвы, как средством прикрыть неблаговидность своего поступка. Поэтому, он с силой разоблачил софизм царя, объяснивши, какое значение имеют жертвы по духу закона, а не по букве: «неужели, – говорил он, – всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание – лучше жертвы и повиновение – лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». Заключение же слов пророка было таково: «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». Саул казался пораженным и кающимся, но продолжал оправдываться будто бы страхом перед народом. Когда же Самуил, считая все поконченным между ним и царем, вознамерился уйти, Саул с такой непочтительной стремительностью ухватился за его одежду, что она разорвалась. Но не потому Саул так энергично удерживал пророка, что искренне раскаивался и не желал совершенного разрыва с ним, а потому только, что при настоящем случае желал избежать неловкого, неприятного положения перед лицом старейшин и народа, и потому, когда он откровенно сознался в этом, пророк, ценя и такую откровенность, остался для принесения жертв Иегове. Так как Саул, несмотря на кажущееся раскаяние и как бы подчинение авторитету пророка, ни полусловом не упомянул об Агаге, явно имея намерение сохранить ему жизнь, то пророк сам решился всенародно исполнить то, что должен был сделать царь, но не хотел. Он велел привести к себе Агага. Царь амаликитян, уже переставший было опасаться за свою жизнь, был поражен строгим видом пророка и потому с трепетом 87 , но и с тайной надеждой сказал ему: «конечно горечь смерти миновала»? – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Так же и примечание Писания о дочери Иеффая, что она не познала мужа – ничего не говорит против принесения ее в жертву. Это примечание только усиливает горечь судьбы ее, что ей иришлось расстаться с жизнью, не испытавши семейного счастья, и не оставив после себя потомства. То и другое считалось высшим благополучием жепщины в ветхом завете. Равным образом, двухмесячный срок, который она испрашивала у отца своего, чтобы оплакать с подругами девство свое, – скорее, доказывает то, что она осуждена на смерть, что она собирается оплакать, собственно, жизнь свою молодую, долженствовавшую угаснуть без следа и потомства, а не одно только девство свое; ибо она могла его оплакивать и не два месяца, а и во всю остальную свою одинокую жизнь. Далее – обет Иеффая выражен вовсе не условно, а прямо и решительно: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу это во всесожжение». Сказано – и вознесу, а не – или же вознесу во всесожжение. Употреблена соединительная частица и, а не разделительная или. Следовательно, никакого условия, оговорки или разделения здесь не допускается. Это доказывают и знатоки еврейского подлинника ветхозаветного Писания. Наконец, не более основательным оказывается и то рассуждение, что Иеффай мог выкупить от смерти свою дочь по закону, ибо выкупы узаконивались только за те лица, которые посвящались Богу на служение в скинии 223 . Между тем, как, по ясным словам закона, все заклятое , т. е. с усиленным обещанием обреченное на жертву, что заклято даже и от людей , (т. е. из рода людей) не выкупается, оно должно быть предано смерти 224 . Так преданы были заклятию, т. е. осуждены на истребление – Хананеи Арадские 225 , и, по повелелию самого Господа – Амаликитяне 226 . А, так как Иеффай торжественно обрекает именно на жертву, т. е. на смерть, все, что выйдет ему навстречу из дома; то очевидно, что обет его был с заклятием, и, следовательно, дочь его не могла быть искуплена. На основании всех изложенных соображений, как древние еврейские учители (Парафраст Халдейский, Иосиф), так и большая часть отцов церкви (Амвр., Авг., Злат., Феодор. и др.) – исполнение обета Иеффаем понимают в буквальном, а не переносном смысле, – хотя и не одобряют поступка Иеффаева. Так, блаженный Феодорит рассуждает: «Владыка Бог, научая через Иеффая других делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию» 227 . Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Это были римские воины, не понимавшие еврейских слов. Мф.27:48.   И абие тек един от них, и прием губу, исполнив же оцта, и вонзе на трость, напаяше Его . И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; Сделал это, как делали и прежде в насмешку, как бы облегчая Его, или — чтобы горечь уксуса служила увеличением Его страдания. Мф.27:48.   Прочии же глаголаху: остави, да видим, аще приидет Илиа спасти Его 4 Марк (15, 36) говорит, что сам подававший сказал: «оставите, да видим, аще приидет Илиа спасти Его» . Вероятно, говорили это и они, и он. Мф.27:50.   Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти дух . Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Какой это был голос, это показал Лука (23, 46): «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» . Возопил громким голосом, чтобы все слышали и все знали, что до самой смерти Он называл Бога Отцом, все возлагал на Него и не был Ему противен, и чтобы видели, что Он умер по Своей власти, когда пожелал. Сказав: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» , Он, наконец, позволил смерти приблизиться к Себе. О том, что случилось после этого голоса Иисуса Христа, повествует Иоанн, потому что другие евангелисты опустили: «стояху же при кресте Иисусове Мати Его» и т. д. (Ин. 19:25). Сказав о том, как Иисус Христос Свою любимую Мать и Деву поручил любимому ученику и девственнику и как Он, возжаждав, пил уксус, наконец говорит, что Иисус Христос, вкусив уксусу, сказал: «совершишася» (Ин. 19:30) и, преклонив голову, предал дух. Обо всем этом найди в Евангелии от Иоанна. Мф.27:51.   И се, завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся: и камение распадеся . И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; Разодралась завеса во храме и открылись скрывавшиеся за нею тайны; раздралось то, что относилось к букве, открылось то, что относится к духу. Или: солнце померкло, и разодралась церковная завеса, чтобы показать, что они сетуют о таком противоестественном зрелище, так как сетующие обыкновенно раздирали свои одежды и надевали черные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

    Любящий врага своего превращает горечь в сладость, как Моисей Мерру: пришли сыны израильские (в Мерру) и не могли пить воды из Мерры, ибо она была горькой. Полна горечи и вражда человеческая, почему апостол и увещевает, чтобы удалилась от нас всякая горечь. Какая же это горечь? Он сам объясняет: «Гнев, ярость, кличь, хула» — та горечь, — говорит, — «да возмется от вас со всякою злобою» (Еф. 4:31). Какую же кто может найти сладость в душе, огорченной гневом? Горька мысль, проникнутая злобой, горько досаждающее слово, укоряющее, обесславливающее, горько и начинание всякого дела, которое озлобляет не столько ближнего, как себя самого, подобно начинанию тех, которые совещались «ни ясти, ни пити, дондеже Павла убиют» (Деян. 23:14). Чем может усладиться такая враждебная горечь? Чем усладилась Мерра, мы знаем: «Возопи Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо, и вложи его в воду, и усладися» (Исх. 15:25); но какое то было дерево, ни мы не знаем, ни толкователи не догадываются. Одни из еврейских раввинов говорят, что то дерево называлось «аделфа», которое по природе своей было горько и смертоносно. Бог, желая явить большее чудо в услаждении меррских вод, повелел положить горькое в горькое, смертоносное в смертоносное, противное врачуя противным, подобно тому, как впоследствии и пророк Елисей солью исцелил неплодные воды (4 Пар. 2:21). Другие же говорят, что Бог не дал никому знать, какое то было дерево. По природе же своей оно было столь сладко, что своею сладостью оно могло горечь вод превратить в совершенную сладость, принимая в себя ту горечь, а сладость свою отдавая из себя водам. Это свое мнение они подтверждают словами Сираха, который говорит: «Не от древа ли усладися вода, да познана будет крепость Его» (Сир. 38:5), то есть, (как говорят эти толкователи) сила сладости того дерева, неизвестная никому ни прежде, ни потом, была познана только в одно то время. Не согласуются толкователи относительно того дерева и не знают твердо, горько ли оно было, или сладко. Мы же твердо знаем то, что Мерра вражды и гнева человеческого может усладиться не горьким древом, но только сладким. Древом сладким здесь духовно можно назвать слово сладкое, доброе, сказанное ненавидящему, или же добротворение, являемое по отношению к ненавидящему. И то, и другое поистине услаждает враждебную горечь. О слове говорит Приточник: «Ответ смирен отъимет ярость», а о добротворении некто боговдохновенный советует в Патерике так: «Если узнаешь, что брат твой гневается на тебя, то пошли ему какой-либо дар». Поелику же любящий врага своего говорит ему и о нем доброе слово, по силе своей делает ему добро, благодетельствует, принимая как бы в себя горечь вражды его, терпеливо нося ее на себе, сладость же любви своей впояя в него, и таким образом горечь гнева его превращает в сладость дружбы и любви, то, следовательно, любящий врага своего есть чудотворец, превращающий горечь в сладость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

   Священное Писание не говорит, какое было то древо, которое бросил в горькую воду Мерры Моисей и усладил ее, и мы не должны, по Феодориту, делать изысканий об этом, как скоро умолчано о том. Поэтому суесловят или лучше болтают вздор еврейские раввины, называя это дерево «Адельфа» и изъясняя свойство его; ибо говорят, что оно было прегорькое и потому чрезвычайная горькость дерева будто бы отняла горечь воды, подобно тому как соленая рыба и мясо услаждают соль, которая в изобилии кладется в них, и после однократного варения бросается согласно медицинскому афоризму, по которому «двойные яды приносят пользу». Суесловит и Иосиф, говоря, что, по повелению Моисея, вычерпали верхнюю горькую воду Мерры, пока не нашли на дне ее сладкую. Ибо они такими соображениями хотят доказать, что превращение горькой воды в сладкую вовсе не было сверхъестественным чудом, а произошло путем естественным. Однако Сирах, повидимому, к числу других врачебных средств причисляет и это дерево, когда говорит: «Господь созда от земли врачевания: не от древа ли осладися вода, да познана будет сила Его?» (Сир. 38:4, 5). Но так как Бог показал Моисею это дерево и приказал ему бросить его в горькую воду, то поэтому и приписывается это чудо Божественному, сверхъестественному действию. Естественную ли или сверхъестественную имело в себе дерево силу, отнимающую горечь воды, об этом свидетельствует и Филон Иудей: «дерево показал (Бог Моисею) и приказал ему взять его и бросить в источники. Может быть, оно было по природе своей приспособлено иметь силу, дотоле неизвестную, или же оно тогда в первый раз было приготовлено служить для такого употребления». (См. 38 гл. первого тома Адолесхии). А Иоанн Зонара в толковании тропаря Октоиха: «Мерры прегорькие потоки...» следующим образом толкует это: «когда человек совершает грех, прельстившись наслаждением, то не так сильно чувствует горечь его; когда же он находится в пустыне благотворительных дел, тогда и жаждою целомудрия одержим и горечь греха вполне сознает. Тогда и крест Господень умерщвляет в нем соблазн греха и делает его недействительным и как бы мертвым у него».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И после союза, который LXX перевели чрез завет, не обильная жатва хлеба произрастет у вас, даже не ячмень, пища для скота, не различные овощи, не виноград, который сок своих плодов обращает в вино, не деревья, которые превращают влагу земли в плоды, имеющие различный вкус, но явится у вас горечь, или суд горечи или же γροστις, что по-латыни мы выражаем чрез gramen (трава). Это именно род травы, похожей на тростник, у которой каждое коленце пускает ветвь вверх и корень вниз, и в свою очередь самые ветви и кусты служат рассадниками для новых растений, и таким образом в короткое время, если ее не выдергивают со всеми корнями, она целые поля делает подобными покрытым терниями. Если даже сухая какая-либо часть ее попадет на обработанную землю, то все, если только она имеет коленце, наполняется этою травою. Это мы сказали применительно к переводу LXX. Но в еврейском написано ros, что означает горечь, то есть горечь суда, о котором и    Господь говорит в Евангелии: на суд Аз в мир сей приидох (Иоанн. 9, 39), и о других написано, что сии приимут лишшее осуждение (Марк. 12:40). Также ученики противных учений, когда будет сокрушена их ложь, и будут разрушены их жертвенники и рощи, скажут, но поздно: мы не имеем царей, которые прежде управляли нами и которые, путем обмана, заставляли нас не бояться Господа. Какая нам была польза от того, что мы следовали им, когда во время нужды мы не видим от них помощи? Так они будут говорить, ища какого-нибудь извинения, чтобы показать, что виновниками заблуждений были не сами они, а худые руководители их. Поэтому и LXX перевели слова их, как ложные извинения, которые отклоняет от себя пророк, говоря: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, неищевати вины о гресех (Псал. 140:4). Мы охотно рукоплещем своим порокам и, быв побеждены страстями, ссылаемся на слабость плоти или на строгие распоряжения высших. Поэтому слова и видения еретиков будут бесполезны, и они заключат союз, но не с Богом, а с горечью, которая, по наступлении дня суда, будет расти на бороздах поля их, так что сеявшие с радостию будут пожинать со слезами, смеявшиеся будут плакать и имевшие утешение будут печалиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010