Поэтому и Христос-Всеведец плакал об Иерусалиме — Он видел развалины великого города еще задолго до разрушения его Титом Веспасианом. Так плачут обо всем мире и святые, которые видят далеко вперед. Про одного старца рассказывали, что он всегда был в слезах и говорил только одну фразу: «Что будет, братья, что будет…». Дарит Бог подобную незавидную прозорливость многим гениям пера, и они также мучаются таким знанием. Можно попытаться представить, как тяжело было жить, например, Достоевскому, написавшему «Бесов» еще за несколько десятилетий до революции. Он видел прекрасно, что ожидает Россию, и, хоть написал роман-предупреждение, понимал необратимость катастрофы. Жить, зная о грядущем разрушении того, что тебя окружает, — это ад. И в этот ад придется заглянуть всякому, полюбившему Писание. Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями У блаженного Августина и свт. Цезария Арльского можно обнаружить еще одно толкование. Есть уста Церкви и чрево ее. Уста — это духовные люди, чрево — плотские. Поэтому и говорится, что Божьи заповеди для уст сладки, а для чрева горьки. Для кого-то повеления Божии тяжелы и неприятны, а кто-то не может насытиться ими. Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями. Пока еще все эти люди находятся в Церкви, но Господь знает Своих, и последующее разделение неминуемо. Сладость и горечь Писания также хорошо известны любому проповеднику, который свидетельствует об истине, но встречает непонимание и противление. Сладко говорить о Христе, но горько видеть непринятие Христа, отречение от истины. Проповедь вообще горькая задача. Она похожа на то, как если бы мы начали будить в три часа ночи крепко спящего человека. Вполне вероятно встретить отторжение и даже агрессию. Проповедник и есть такой будильщик. Он всегда рискует быть обруганным и изгнанным, и на такую возможную «награду» за благовестие и указывают слова о горечи Писания. Пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова, тайнозритель Иоанн Богослов — в 1 веке по Рождеству. С тех пор изменилось многое, но действие слова Божьего в человеке остается тем же. Все так же людям необходима пища для души. Можно всю жизнь кормить душу каким-то суррогатом, каким-нибудь духовным ГМО — но без слышания слов Господних душа будет болеть и страдать. Все так же божественные изречения кажутся сладкими на вкус, но сообщают горечь, если проникают в сердце и заквашивают всю жизнь. По-прежнему горька для людей правда Божия, и объявлять о ней есть тяжелый подвиг. Неизменно существуют люди-чрево и люди-уста. Писание, вобрав в себя слова Христа, стало еще слаще, а разрыв между Богом и миром, не принимающим Его, усугубляется все больше и делает все более горькой жизнь христианина в мире. Закончится все окончательным разделением, и об этом также свидетельствует слово Божие — но тогда уже горечь нашего поражения сменится на нескончаемую радость Христовой победы.

http://pravoslavie.ru/99455.html

а) Услаждение древом Креста Христова смертоносной горечи древа познаний добра и зла. Плоды запрещенного древа в начале показались праотцам весьма привлекательными для внушения ( Быт.3:6 ), подобно как и воды Мерры, пока не были испытаны на вкус, для жаждавших три дня Израильтян, конечно, показались привлекательными для пития. Но как, воды Мерры, по испытании их, оказались горькими, негодными для утоления жажды, так и плоды запрещенного древа, по вкушении их праотцами, тотчас отозвались для них смертоносною горечью. Горечь вод Мерры уничтожилась, чрез, брошенное в них древо: горечь запрещенных плодов уничтожилась чрез древо Креста Христова, «Не попуская (действовать) смертоносной горечи древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом: так некогда дерево же уничтожило горечь вод Мерры, предызображая силу Креста» (кан. на Воздв. Креста Госп., пес, 9, троп. 1). б) Обращение язычников посредством Креста Христова к благочестивой жизни. До пришествия в мир Спасителя, язычники, лишенные света откровений Божиих и закона Божия, относительно духовно-нравственной своей жизни были подобны горьким водам Мерры и казались неспособными усладиться благодатию спасения. Но как только проповедь о Кресте огласила язычников, язычники тысячами стали обращаться к вере во Христа и из нечестивых делались благочестивыми. «В древности Моисей деревом изменил горькие источники в пустыне, предызобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста» (кан. на Воздв., пес. 4, троп. 1). в) Отженение силою Креста Христова горечи страстей. Христианин на пути к царствию небесному должен непременно распинать плоть свою с ея страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Это распивание бывает в начале весьма горько, подобно как горьки были в начале для странствовавших Израильтян воды Мерры. Но как эти воды чрез положенное в них древо тотчас утратили свою горечь и соделались сладкими, так в для христианина, как только вооружит он себя силою животворящего Креста Христова, бывает уж не так горько, а под конец и даже усладительно распинание страстей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Тропарь 1 Горькородныя преложи древом Моисей источники в пустыни древле, крестом ко благочестию языков проявляя преложение.Толкование   Божественный песнопевец приводит в настоящем тропаре то чудо, которое совершил Моисей в месте Мерры (что обозначает горесть, по толкованию Кирилла Александрийского). Ибо тогда, когда народ Еврейский томился жаждою, показал Бог Моисею дерево, которое, бросив в горькую воду, он сделал ее сладкою (Исх. 15:23). Итак, священный Косма говорит, что в древнее время Моисей в пустыне Мерры превратил в сладость источники воды, рождающие горечь. Что же предызображалось этим чудом? — Превращение и изменение иноплеменных язычников, которые посредством креста перешли от нечестия к благочестию и от неверия к вере. Поэтому блаженный Феодорит сказал: «Спасительное древо креста усладило горькое море язычников». Такого же мнения держится и Кирилл Александрийский, говоря: «и словом одним могущий горькое сделать сладким, Бог посредством дерева производит перемену, — давая образ спасения чрез древо».    Какую же полезную мысль можешь ты, брат, извлечь себе из этого тропаря? Слушай! Да будет тебе известно, что сей мир называется Мерра, т. е. горечь, по причине многих скорбей, несчастий и огорчений, которые каждый день и час преследуют его. Каким же образом горечь мира может превратиться в сладость? — Если ты положишь на себя противоядие — крест Господень, иначе говоря, если ты сообразишь следующее: если единый безгрешный Бог принял за мои грехи столь великие страдания на кресте, вкусил уксус и самую горькую желчь; если Он, будучи владыкою всех, испытал столь великие горести и скорби; то великое ли дело, если я, раб, и раб грешный, испытываю скорби и горести не за чужие, а за свои собственные грехи? Такое соображение, когда оно глубоко напечатлено в твоем воображении, христианин, может превратить в сладость и радость всякую горечь и скорбь, которую ты испытываешь в мире. Вот почему Григорий Богослов говорит: «мы все принимаем ради Слова: страданиями подражаем Его страданию, кровию чтим Его кровь, на крест с готовностию восходим, сладки гвозди, хотя и очень мучительны; страдать со Христом и за Христа лучше, чем вести полную наслаждений жизнь с другими» (Слово на Пасху).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Получил твое письмо, в котором ты описываешь свою скорбь по поводу пострига. Хотя это и скорбно немного, но всякая скорбь соделывает терпение, а терпение – спасение (см. Рим. 5, 3 ). Как говорит Сам Господь: в терпении вашем приобретайте души ваши (см. Лк. 21, 19 ), т.е. спасение. Зачем же ты, родимая, забываешь Слово Божие, которое гремит, как гром, дабы все слышали, чтомногими скорбями подобает войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ). Как ты, так и все несут кресты скорбей, но у каждого свой; не забывай этого, что у каждого свой крест и каждому дан по силе его (прп. Иосиф, 19). Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечивыйся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов… Какое высокое назначение! (прп. Варсонофий, 20). «Горечь сия да превратится в сладость». Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует до сих пор. Их томила жажда, но все громадное количество воды оказалось горьким и пить его не было возможности. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь и стала приятной на вкус. Но то были образы, не понятные для народа, разве только Моисей разумел скрытый смысл происходившего. Что же прообразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? – Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса (прп. Варсонофий, 29). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   33. Если же она рождением прообраза Христова заслуживает того, чтобы муж ее слушался, то насколько более преуспевает (женский) пол, который, сохранив свое девство, породил Христа? Итак, гряди Ева, теперь уже ставшая Марией, которая даровала нам не только основание девства, но и принесла (нам) Бога. Вот почему, радуясь и ликуя о таковом даре, Исаия говорит: «се дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14), «что значит — с нами Бог» (Мф. 1:23). Откуда этот дар? Не от земли, конечно, но с неба избрал себе Христос этот сосуд своего снисхождения на землю, и освятил (этот) храм целомудрия. Чрез одну снизошел Он, но призвал многих. Почему Мария и получила то особенное имя Господне, которое обозначает «Бог из рода моего».    34. И ранее многие женщины назывались Мариями; в самом деле, и сестра Аарона называлась Марией (Исх. 15:20); но это имя — Мария обозначало горечь моря. Следовательно, Господь пришел в горечь человеческой бренности, дабы усладить горечь (нашего) состояния, растворив ее сладостью и благодатью Небесного Слова. Это обстоятельство и прообразовал источник Мерра, сделавшийся сладким от дерева (Исх. 15:23 и след.); действительно, весь народ языческий, раньше горький от грехов, и даже (сама) плоть наша, вследствие умиротворяющего действия страданий Господних, переменились для иной жизни.    35. Итак, прекрасна Мария, представившая образ священного девства и поднявшая ко Христу святое знамя непорочной чистоты. И вот, в то время, как все примером святой Марии призываются к почитанию девства, нашлись такие люди, которые отрицают, что она пребыла девою. Об этом великом святотатстве мы уже давно знали, но предпочитали молчать. Так как это обстоятельство теперь стало общеизвестным, и один епископ даже был изобличен в этом заблуждении, мы уже не считаем возможным оставлять его без обсуждения, особенно ввиду того обстоятельства, что и в Писании она именуется женою (mulierem). Так, напр., Сам Господь, находясь в Кане Галилейской, на обращенные к Нему слова (Богоматери): «вина не имут», отвечал: « что есть Мне и тебе, жена» (Иоан. 2:3—4)? И в другом месте читаем слова Матфея, сказанные об Иосифе и Марии: «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф. 1:18); и ниже: «и не знаяше ея дондеже роди» (Мф. 1:25); и еще об Иосифе: «не хотя ея обличити» (Мф. 1:19). Далее, представляется (некоторым), что и наименование: братья Господни указывает будто бы на то, что они рождены от Марии. И Апостол говорит: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего..., рождаемого от жены, бываема под законом» (Гал. 4:4). Каждое из этих (мест) должно быть исследовано в отдельности, дабы читатель не смущался выражениями такого рода. Итак, рассмотрим их по порядку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Родители отпускали ее в монастырь со слезами. Состоятельная семья, отец – Андрей Тимофеевич – крупный пермский промышленник. И не того вовсе желали Кокоревы для своей дочери. Семейство было верующим, и Олю с детских лет воспитывали, как полагается, по правилам Церкви. Но монастырь!.. Да и мала она была еще совсем – едва исполнилось восемь лет. И откуда только это пришло к ней? Встанет ночью потихоньку перед образами, а чуть свет проскользнет мимо заспанной прислуги (только ее и видели!) и бежит к полунощнице в соседний Успенский женский монастырь. Пытались усилить охрану, так она – в окно … Поначалу желанию дочери   родители противились, однако, видя, что запреты и строгость лишь приводят ее в болезненное состояние, понемногу смирились и уступили   наконец. И вот в тот день, когда матушка игуменья облекала ее в подрясник, с улицы радостной волной грянул колокольный звон – «Игуменьей будешь». …Тихо жила девочка среди монахинь, а от прозорливого нищего не утаилась. Всякий раз, появляясь в монастыре, блаженный по прозванию Василий Иванович, которого знала вся округа, величал молоденькую послушницу Ольгой Семеновной. Девочка пыталась возражать: дескать, Андреевна я, а юродивый свое: «Мы с твоим отцом в Верхотурье-то вместе рыбу ловили». Годы прошли, прежде чем открылся смысл иносказательных слов Василия Ивановича. А однажды, подозвав Ольгу, старик протянул ей странную смесь, предложив отведать. Горечь оказалась невозможная: полынь, горчица, перец с солью. Дыхание перехватило, а блаженный подсказывает: мол, пей-пей! Пересилив себя, девочка сделала еще несколько глотков, и вдруг горечь исчезла, сменилась приятным медвяным вкусом. На скорби Христа ради благословил юродивый… Не искать своего В первые годы в монастыре, стремясь подражать подвижникам древности, Ольга усиливала пост и молитву и одновременно искала духовного руководства. В те годы ее привлекало строгое аскетическое монашество, и руководителей она выбрала для себя среди Валаамских старцев. Был и момент, когда разгоряченность юности, отчасти оправданная страхом потерять искру живой веры, заронившуюся в душу, заставила ее покинуть свой монастырь, где слишком уж заметной была она среди старших по возрасту монахинь: и снисхождения много, и чести… Перебравшись в Москву, молодая послушница желала укрепиться, напитать душу благодатью возле великих святынь, но через несколько лет ощутила, что духовно только расстроилась от перемены места. С этого времени ее отношение к монашеству несколько меняется: воодушевление, способное воздвигнуть новоначальных на подвиг не по силам и затем повергнуть в уныние, отступает перед сознанием того, что истинное монашество смиренно и восхождение по лестнице христианских добродетелей требует большого терпения.

http://pravmir.ru/gorech-slashhe-meda-i-...

2) Побуждая нас к очистительным подвигам, святая Церковь тем же крестом Христовым услаждает для нас горечь скорбных подвигов. Совершая четыредесятидневное поприще поста также, как и все поприще жизни нашей, мы уподобляемся Израильтянам, совершавшим четыредесятилетнее странствование в пустыне. Как там на пути очистительного странствования были, так и здесь на пути очистительных подвигов воздержания против плоти и крови есть и для духа безводные места духовной сухости, тем паче для слабой плоти есть знойные места чувственного разжения, есть горькие источники скорби и уныния. Но как Боговодимый вождь Израиля – Моисей, перешедши чрез Чермное море, по трехдневном шествии безводной пустыней с жаждущим народом, остановившись при горьких водах Мирры, претворил горечь их в сладость, вложив в источник показанное Богом древо: так и богомудрая руководительница наша, – Церковь , по трехседмичном шествии путем поста, влагая в горький источник наших плотских расположений очистительную силу креста, услаждает горечь подвигов силою внутренней сладости оных. Израильтяне при дальнейшем благодушном шествии пустыней обретают двунадесять источников живых вод и семьдесят финиковых древ, обремененных сладкими плодами ( Исх. 15:17 ). Сие знаменует, что крестные подвиги имеют внутреннюю силу утешения; что печаль, яже по Бозе, соделывает недоведомое веселие, что лишением внешних утешений стяжается богатство внутренних приобретений, – светлость ума, чистота сердца, благоплодие жизни, – что чем кто больше вкусит внешней горечи самоотвержения, тем обильнейшей исполнится сладости духовного оживотворения; что как Израильтянам после горьких вод Мирры была ниспослана манна, небесное брашно, хлеб ангельский: так и после, горьких вод покаяния Христос Господь духовно алчущим и жаждущим дарует благодатное насыщение, дарует чувство правды, сладость душевного мира, радость о Дусе Святе. 3) A хотя бы чувство утешительной силы креста по скудости наших подвигов и не было в нас раскрыто: впрочем, являемый торжественно крест Христов, как знамение победы и залог последующего торжества, служит нам новым благодатным подкреплением на пути духовной брани для получения венца победы. Страданьями совершился Начальник спасения нашего ( Евр. 2:10 ), страданьями вышел в славу Свою ( Лук. 24:26 ), за приятие смерти славою и честью увенчан: и мы, если со Христом умрем, то со Христом и оживем ( 2Тим. 2:11 ); если со Христом терпим, со Христом и воцаримся; если со Христом страждем, с Ним и прославимся ( Рим. 8:17 ). На кресте Христос, – Царь наш одержал победу над грехом, смертью и адом: и мы при виде победного скипетра Царя славы, радостным оком взирая на мздовоздаяние, как воины, должны бодренно тещи во след Вождя спасения нашего, мужественно дерзать против мысленных врагов до крове, дабы приобрести плоды победы, – общение с Богом, мир с ближними, покой чистой совести в самих себе, и внити в радость Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вот приехали вы в далёкую Оптину Пустынь, затерявшуюся среди обширного бора, неведомую многим, и слушаете смиренную и немощную мою беседу, и по вере вашей получаете духовное утешение. Да вознаградит вас Господь за любовь вашу всякими благами и земными, и небесными. Аминь. Беседы перед отъездом в Старо-Голутвин монастырь 3 января 1912 г. Святки 225 Слово, сказанное на общем благословении во время пребывания в Оптиной епископа Серафима 226 (в ответ на жалобы одной из духовных дочерей, что много горького пришлось пережить и услышать за это время) Горечь сия да превратится и радость 227 . Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует и до сих пор. Их томила жажда, но вода оказалась горькой. Не было возможности пить эту воду. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь, стала приятной на вкус 228 . Но то были образы, непонятные для народа, разве только Моисей разумел скрытый смысл происходившего. Что же прообразовало это древо, усладившее горечь вод озера Мерра? – Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса. Как бы ни был грешен христианин, он имеет драгоценную веру в Господа Иисуса и этой верой спасается. И ты спасёшься, только держись за Христа. Вопи к Нему, и услышит. Конечно, не голосом вопи, а сердцем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя Грешную!» – и помилует, помилует! Аминь. 3 января 1912 г. Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и т. д. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить. Вспомните историю Ветхого Завета. Когда евреи странствовали по пустыне, то они однажды достигли озера Мерра. Изнурённые жаждой, люди хотели удовлетворить её водами озера, но она оказалась горькой. Тогда Моисей, по повелению Божию, вложил дерево в воду, и она стала сладкой. Понимали ли евреи значение происшедшего? Нет, не понимали. Моисей, тот знал, что это прообразует.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

С возвращением отца Нифонта на Святую Гору для отца Антипы настало время навсегда расстаться со священным местом многолетних своих духовных подвигов, к которому он привязался всеми силами души и о котором до конца своей жизни сохранил глубокую благоговейную память. Отец Нифонт назначил его экономом на их подворье. Из тихих пределов Святой Афонской Горы, неожиданно очутившись среди разнообразных хлопот и попечений в шумном городе, отец Антипа прежде всего старался и здесь, как в минувшие дни в пустыне, во всей точности исполнять все схимническое правило по уставу Афона. Так заповедал ему и отец Нифонт, отправляя его в Яссы. На все возможные искушения, которые могли вредно повлиять на душу подвижника при обилии всевозможных искушений, окружавших его со всех сторон, опытный воин духовный вооружился мощным оружием – постом. Постоянно по два и по три дня, иногда даже по неделе, он совершенно не употреблял ни пищи, ни питья. Сам, проводя строгую, подвижническую жизнь, всею душою любя святую веру и благочестие, отец Антипа при всяком удобном случае, несмотря на лица, с ревностью обличал замечаемые им отступления от церковных постановлений. Такая его ревность, соединенная с простой и искренней любовью, при назидательном, проникнутом глубокой духовной опытностью его в слове, при собственном примере его жизни вскоре расположила к отцу Антипе сердца людей и сановных, и простых. Все они с верой и благоговением принимали его советы и слушали его наставления. Особенное благоволение оказывал ему митрополит Молдавский. Он поставил его духовником в двух женских обителях и сам часто беседовал с ним о предметах духовных. Со своей стороны и отец Антипа питал к святителю чувство полного сыновнего доверия, которое выразилось, между прочим, и в следующем обстоятельстве. В дни подвижничества своего на Афоне от продолжительного поста отец Антипа ощущал обыкновенно особенную горечь во рту. В Молдавии же спустя два года горечь эта обратилась в необыкновенную сладость. В недоумении, за объяснением этого нового явления обратился отец Антипа к Молдавскому Владыке. Архипастырь объяснил ему, что такое ощущение есть плод поста и умной молитвы, что оно есть благодатное утешение, которым Господь ободряет подвизающегося на его спасительном пути. «Об этом так говорит преподобный Исаак Сирин , – заключил свое объяснение святитель, – Сам Господь горечь постнического озлобления мановением Своим перелагает в сладость Свою неисповедимую».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Подобает и слезам здесь быть.” Нельзя было слушать о. Иоанна Кронштадтского без умиления и благодатных слез. Нельзя без умиления слушать Великий канон Андрея Критского , настолько он полон благодатной силы. Есть слезы покаянные, есть слезы радостные. Благочестивые богомольцы достойны этих слез и на каноне Андрея Критского некоторые вытирают слезы умиления, некоторые рыдают, укоряя себя. Чем резче эти укоры, тем легче чувствует себя потом человек. Но есть плач радостнотворный. Если вы обидели Отца и идете просить у Него прощение, заранее зная, что Он простит вас, то у вас слезы смешиваются с радостью. Во Св. Писании мы часто видим, что слезы и радость соединяются. Хотя в покаянии есть горечь, но покаявшийся не променяет эту горечь на сладость мира. Да дарует нам Господь приближаться к тому настроению, когда горечь покаяния разрешается в сладостных слезах о милости Божией. Да даст чувствовать умиленную радость и без горечи, что впрочем есть удел только благочестивых и опытных в духовной жизни. Мы же будем молиться, да даст нам Господь быть внимательными к молитве и всегда готовыми к покаянию. Пятая Неделя Великого Поста (Восхождение в Иерусалим; Мк.10:32-45 ). Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди, а ученики ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Спаситель их подозвал и снова начал говорить о предстоящем Ему, и потому они следовали за Ним в страхе. И вот Он снова говорит о том же, как бы в ответ на их страх и ужас. “И поругаются над Ним… и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.” И вот после этого страшного предсказания два ученика, Иаков и Иоанн, стали просить Иисуса исполнить их просьбу – дать им сесть у Него одному по правую, другому по левую руку в славе Его. По Евангелисту Матфею ( Мф.20:20 ) эту просьбу высказали не они, а их мать, но дальнейшую беседу Спаситель ведет не с нею, а с ними и от них получает ответ. В этой просьбе выражается желание великой чести и великая преданность. Однако знали ли они с чем связана последняя и на что они идут? Если не вполне, то догадывались, потому что следовали за Ним в страхе. Вот, чтобы уяснить им это вполне, Спаситель, перед тем сказавший на что Он идет, предупредил их за что они берутся: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” Они отвечали: “можем.” Торжественная обстановка вокруг этого трагического обещания. Оно было сделано так сильно и убежденно, что Спаситель подтвердил их готовность к подвигу и благосклонно отнесся к их просьбе о возвеличении. Это место Евангелия плохо понято, потому что не поняли его торжественности и трагичности, как не поняли и вознегодовали остальные апостолы за то, что братья Заведеевы просили себе особого великого положения в славе Его. Сущность этой беседы в том, что Спаситель открывает ученикам, что получение великой чести на небе связано с уничижением, страданием и мучением на земле. Братья Заведеевы поняли это и прося великой чести на небе, просили быть убитыми за Него на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010