Наши вновь спросили: «Скажите нам, как принял это папа, и каково общее заключение?» Император ответил, что «папа принял это хорошо, и мы нашли его в этом деле гораздо лучше, нежели мы надеялись, и хорошо это сделали». Мы же вновь сказали: «Поскольку вы всё сделали хорошо, как это [вам] кажется, то что [вам] мешает, и почему вы не сообщаете о происшедшем более полно?» Император ответил: «Поскольку здесь не присутствуют кардиналы, по этой причине папа не хочет слухов о том, что он что-либо решил в их отсутствие». Сразу мы сказали: «Так если придут кардиналы, то они не одобрят то, что вы, как говорите, хорошо сделали?» Патриарх ответил: «Они говорят нам так, что все, что бы папа ни сделал, они все это одобряют, будто это произошло от Бога. Так примите и вы, что мы хорошо сделали то, о чем вы спрашиваете». Мы же не переставали требовать, чтобы они сказали нам ясно, что же произошло. И император, и Патриарх сказали, что «мы весьма хорошо всё сделали, и сделали всё, что хотели. Должно вам быть уверенными, что мы сделали хорошо». Духовник сидел рядом с деспотом на земле и тоже просил, вместе с остальными, разъяснения происшедшего. Обернувшись к деспоту, он сказал: «Может быть, твоя царственность скажет нам то, что мы ищем, поскольку и ты был у папы, когда было сделано то, что мы сейчас хотим узнать?» Деспот же ответил: «Не спрашивайте у меня, поскольку я не скажу ничего из того, что вы спрашиваете». Мы же все спрашивали, один за другим, и настаивали, желая ясно узнать то, что произошло. Император же и Патриарх не говорили ничего больше, разве что «мы всё хорошо сделали, ведь как мы можем не заботиться о том, что касается нашей пользы и не печься [об этой пользе] больше, чем вы все?» После многочисленных слов, вопросов и ответов, Патриарх сказал: «Вот смотрите, как же это так? У папы были два владыки, имею в виду императора и Патриарха, и, вернувшись, они говорят: «Мы хорошо сделали всё, что хотели,» – и этого недостаточно для слушающих, но все исследуют и обо всем любопытствуют?» Духовник, сразу обратившись к деспоту, сказал ему: «И что теперь? Твоя царственность осталась ждать отдельно от владык?» Так за подобными словами прошла шестая часть суток, и многие из старцев досадовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Розанов . О новом религиозном сознании. М., 1908). Ин.16:15 .  Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Так как в 13-м стихе сказано, что Дух будет возвещать то, что слышит от Отца, а в 14-м говорится, что Он будет брать от Сына ( «от Моего», т.е. что есть у Меня), то, чтобы устранить это кажущееся противоречие, Христос замечает, что Сыну принадлежит все, что принадлежит и Отцу ( Ин.17:10 ; ср. Лк.15:31 ). Не унижается ли, однако, достоинство Святого Духа, когда говорится, что Дух возвещает только то, что слышит от Бога Отца и Бога Сына? Слышание речи других Лиц Святой Троицы не исключает и Собственного участия Духа в Божественном совете. Притом, то обстоятельство, что Дух будет возвещать полную истину, дает право заключать, что Он един по существу с Отцом и Сыном (Сильченков). Кроме того, не заключается ли в словах «все, что имеет Отец, есть Мое», намека на то, что Святой Дух исходит так же от Сына, как Он исходит от Отца? Нет, исхождение Духа от Отца Христос здесь не мог иметь в виду, потому что Он во всем этом отделе с 7-го стиха говорит о деятельности Духа, а не о Его личном Свойстве как божеской Ипостаси, имеет в виду не отношения Лиц Святой Троицы между Собой, а Их отношение к делу спасения человечества. Ин.16:16 .  Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Обращаясь теперь опять к вопросу о Своем удалении к Отцу, которое так пугало апостолов, Христос в утешение им говорит, что скоро они снова Его увидят, потому что Он идет к Отцу. Как в Ин.14:18–19 , здесь говорится о явлении Господа апостолам по воскресении. Если стих читать в том объеме, какой он имеет в русском тексте, то лучше для ясности среднее предложение, как вводное, обставить знаками тире и прочесть всё так: «вскоре вы не увидите Меня» – «и опять» (т.е. «а впрочем» или «хотя») «вскоре увидите Меня, – ибо Я иду к Отцу». Ин.16:17 .  Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Ин.16:18 .  Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас. Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас. То есть если должно сказать что-нибудь о Тите, то скажу, что он мой товарищ, — помогает мне в научении вас и доставлении вам пользы. Или: если вы сделаете что для Тита, то сделаете это не для обыкновенного человека, но для товарища моего. А что до братьев наших. А что до братьев наших. То есть если желаете слышать что-нибудь о других, то и они имеют великие права на ваше доверие; ибо они братья наши. Это — посланники церквей. Это — посланники церквей. То есть посланы и избраны от церквей. Слава Христова. Слава Христова. Что всего важнее, то поставил в конце. Все, что бы ни было в них, говорит, относится ко Христу. Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами. Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами. Теперь, говорит, покажите, как вы любите нас и как мы не напрасно хвалимся вами. А покажете это, если им .окажете любовь. Ибо то, что сделаете для них, сделаете пред лицем церквей, то есть для чести церквей; ибо они представляют собой лице церквей, пославших их. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Для меня, впрочем, иалишне писать вам о вспоможении святым. Для меня, впрочем, иалишне писать вам о вспоможении святым. Столь долго рассуждал об этой службе прежде и, снова намереваясь беседовать о ней же, говорит, что для него излишне писать о ней. А делает это мудро, чтобы более привлечь их. Ибо, когда Павел имеет такое мнение о них, что для них не нужен совет касательно милостыни, то им стыдно было бы оказаться впоследствии ниже доброго мнения о них. Ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена, еще с прошедшего года. Ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена, еще с прошедшего года. Я и сам знаю, говорит, усердие ваше, и не только знаю это, но хвалюсь пред другими, что готова вся Ахаия, а не один Коринф, и что ничего не остается, как только чтобы пришли к вам собирающие милостыню. Итак, мне стыдно будет, если похвалы мои окажутся напрасными и ложными.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

А иудеи подумали, что это был гром, или что ангел говорил Ему. Почему же они так думали? Разве голос был не ясен и не внятен? Нет, они были люди грубые, плотские, беспечные, и потому голос тотчас исчез для них. Одни из них удержали только звук, а другие, хотя и знали, что это был голос членораздельный, но что он означал, не знали. Что же Христос? " Не для Меня был глас сей " , но вас ради. Для чего Он сказал это? Для опровержения того, что они постоянно говорили, будто Он не от Бога. В самом деле, мог ли быть не от Бога тот, кого Бог прославляет и кем имя Божие прославляется? Для этого-то и глас снизошел; для этого и сам Он говорит: " Не для Меня был глас сей " , но вас ради; не для того, чтобы Я из него узнал что-нибудь, чего прежде не знал, – Я знаю все Отчее, – но для вас. Так как они говорили, что ангел говорил Ему или что это был гром, а (слов) не слышали, то (Христос) говорит, что это было для вас, чтобы хоть таким образом заставить их спросить, что было сказано. Но они, будучи поражены, не спросили и тогда, как услышали, что это относилось к ним. А кто не знал, к кому относилось сказанное, для того, естественно, голос мог показаться невразумительным. " Был глас сей для народа " . Видишь ли, что все уничиженное бывает для них, а не потому, будто бы Сын имел нужду в помощи? " Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего " повержен " будет " долу (ст.31). Какую это имеет связь с словами: " прославил и прославлю " ? Очень близкую и весьма тесную. Так как Он сказал: " прославлю " , то показывает и самый способ прославления. Какой же это способ? Тот, говорит, что он будет повержен долу. Что же значит: " суд миру сему " ? Как бы так говорит: будет суд и отмщение. Как это и каким образом? (Диавол) умертвил первого человека, найдя его повинным греху (так как смерть вошла через грех). Но во Мне он этого не нашел; за что же он напал на Меня и предал смерти? Зачем вложил в душу Иуды мысль погубить Меня? Не говори мне теперь, что Бог так устроил, что это дело не диавола, а Божией премудрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Здесь, конечно, Он показывает, что сила Святого Духа не больше Его собственной; но Он показал, что есть одна сила Святого Духа, и Его собственная: чтобы Он мог передать им полноту силы, Который не уступал в силе. Но это было необходимо из-за благоразумия людей, а не из-за какого-либо разнообразия дел; но было угодно, чтобы Его внутренним просвещением и утверждением был совершен дар духовного разумения и совершенно непреодолимая сила в апостолах, без имени которых не может быть установлено таинство крещения. Поэтому Христос сделал это не потому, что мог дать меньше, чем дал Святой Дух (так как в каждом служении есть один дар Святой Троицы, как и во всяком деле есть одно действие Святой Троицы); но Бог Сын сделал это для того, чтобы показать единую природу и одну силу Святой Троицы. что Того, через Которого апостолы были научены всякой истине, в проповеди Спасителя, никто не должен почитать ни в какой степени меньше, чем Отца и Сына. Здесь, следовательно, нет никакого указания на подчинение там, где проявляется естественное единство; но оказывается, что Христос, Который есть истинная Мудрость, сохранил для этого пришествия учение, полное истины, суть которого Он хотел явить как единое целое с Самим Собой и с Отцом. Это Он показывает в последующих словах, говоря: Ибо Он не будет говорить от себя, но, что услышит, будет говорить, и возвестит вам, что будет. Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13, 14). Вот, Он впервые показывает, что нет другого Святого Духа, кроме Того, Который принадлежит Сыну. Затем, чтобы показать, что все, что принадлежит Отцу, принадлежит Ему, Он добавил (ст. 15): «Все, что имеет Отец, - Мое; поэтому Я сказал, что Он возьмет от Моего и возвестит вам». Поэтому прежде всего обратим внимание на то, что Он говорит: Ибо Он не будет говорить от себя, но, что услышит, будет говорить. Но кто понимает, что такое речь этой простой природы, или что такое слух? Где, как нет ничего другого, что нужно знать, кроме как быть, так и нет ничего другого, что нужно слышать, кроме как быть.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

– «Сохрани Бог ! Этого не будет с Тобою, Господи»: собственно – да будет милостив к Тебе Бог, – выражение желания и надежды с уверенностью даже, что Бог по Своей милости не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит: Бог милостив, – этого с Тобою не случится. «Что это значит? Тот, который удостоился откровения, назван блаженным, так скоро споткнулся и упал так, что убоялся страдания? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил о том откровения. Чтобы знать тебе, что он не сам от себя произнес слова: «Ты Христос, Сын Бога живого», смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и, тысячу раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал (из откровения), что Иисус есть Христос Сын Божий, но что такое тайна креста и воскресения, то ему еще не было известно» (Злат.). Мф.16:23 . Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, чтó Божие, но чтó человеческое. «Отойди от Меня, сатана»: сильное выражение негодования на то, что сказал Петр. Петр как бы не хотел признать божественного предопределения относительно Мессии. Ему нужно пострадать и умереть, чтобы быть искупителем человечества, а Петр как бы отклоняет Его от этого. Господь узнал истинный источник помыслов Петра, «потому что противник (сатана) именно желал того, чтобы Христос не страдал» (Злат.), а потому с силою и угрозою укорил Петра. – «Сатана» – противник, дьявол , или князь бесовский (ср. прим. к Мф.12:26 ); но не в сем смысле здесь употребляется слово, а в смысле злого советника, который дает советы злые и гибельные, противные определениям божественным (ср. 2Цар.19:22 ). – «Ты Мне соблазн»: «противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием» (Евф. Зиг.), если желаешь, чтобы не исполнилось то, для чего Я и пришел и на что есть вечное определение Божие. – «Думаешь не о том, что Божие»: не о том, что угодно Богу, что Он определил относительно страданий и смерти Мессии; «но что человеческое»: что должно бы быть по человеческим расчетам, именно что Мессии Сыну Божию не должно умирать смертью поносною, а быть таким Мессиею, какого ожидали тогда иудеи, – могущественным земным царем, завоевателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Я понимаю, что касаюсь очень сложной темы, но вы говорили уже о о ней. Это у вас не единственный брат, у вас есть еще и сестра, и брат. Я понимаю, когда вы говорите, что это осознание того, что твое «я» не всемогуще. Я не понимаю, когда вы говорите, что я должен любить его путь уничтожения себя. Это как? Это то, что ко спасению человек может прийти только свободно. Никто не может заставлять другого спастись. И это не значит не быть рядом с ним, не попытаться. Если у вас сын, который примет наркотик, вы будете там, но вы можете сколько хотите его закрыть в комнату, но это не решает вопрос. Он нуждается… если это не будет его решение рано или поздно бросить и на что-нибудь другое надеяться, не получится. Для меня это так. Я понимаю, что я не должен его бросать, я должен быть рядом с ним, но это его путь. Это очень странно. У меня не очень получилось сформировать эту идею: любить путь другого, даже если это идет к уничтожению самого себя. Но в данном случае любить — значит не насиловать его волю? Да. Оставлять свободу, которую… Я помню, как раз духовник мне сказал, что как бы человек не падал, Бог всегда ему открывает двери из любого падения, чтобы он мог опять выйти… Но это очень-очень больно, мне кажется… Да, это очень больно. Но мне пришлось подойти к этому. Это длинный путь действительно, с моим братом, потому что у меня были разные подходы, я старался наставить его что-то делать, но было хуже и хуже. Я скоро поеду в Бельгию, и не знаю, как что получится на самом деле. Но это его жизнь. Это очень странно, но это его жизнь. Я могу только еще раз возвращаться к этому вызову, что это его жизнь: это твоя жизнь, делай что-то, что для тебя важно, что у тебя получится. Последний вопрос: апостол Павел, гимн любви знаменитый: любовь долготерпит, милосердствует и так далее. Что для вас самое сложное среди тех характеристик любви, о которых говорит апостол? Я сказал бы, наверное, что, может быть, злословить самое сложное… Не злословить. Не злословить, наверное, самое сложное. Потому что так легко просто, это так легко. И ты так думаешь, что ты облегчаешь свою…

http://foma.ru/zhan-fransua-tiri-ya-kato...

Есть здесь одно существенное отличие от пророков, пророки всегда говорили не от себя, а от Бога. Конечно, Господь наш Иисус Христос говорил от Самого Себя. Мы знаем из Евангелия, что слово Его “было со властию”. Из многих мест Евангелия мы знаем и то, что как учитель Господь наш был единственным – равного Ему не было до сих пор. Не только потому, что слово Его “было со властию”. Даже слуги, которых послали арестовать Господа, говорили о том, что “никтоже тако не глаголет от человек, яко сей человек”. Слово Его было таково, что слуги даже нс могли Его арестовать. Было и прямое слово Господа ученикам: “Ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос” ( Мф. 23:10 ). Если мы сопоставим это со словами евангелиста Иоанна о том, что Господь – это “свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир” (1:9), то можно говорить еще об одном: слово Господа было истинным еще и потому, что говорила сама Истина. Евангельский закон веры Есть много моментов, чем отличается проповедь Господа от проповеди даже Иоанна Крестителя, величайшего из пророков. То есть пророческое Его служение было единственным в своем роде, а служения всех других пророков являлись образами этого служения. Само содержание учения Господа нашего Иисуса Христа принято рассматривать как закон веры и закон деятельности. Когда говорят о законе веры, то имеют в виду радостную евангельскую весть о том, Кто есть Бог, что Он послал в мир Спасителя, чтобы спасти род человеческий. В связи с этим мы в точности можем сказать то, что пророки давали только частично, здесь становится правильным представлением о Боге. До того люди не знали о том, что единый Бог является Троицей. Господь открыл это людям. Но самое важное для людей было то, что Бог есть любовь. О милости Божией к людям говорили и пророки (особенно малые). Тем не менее, существовало представление о том, что Бог – это чистый произвол, что Он делает то, что желает, независимо ни от чего; что это Властитель, Который находится где-то далеко, и с Ним нет никакой связи. Об этом люди знали, а любовь Божия к людям оставалась где-то в стороне. Здесь же впервые люди узнали о том, что Бог настолько возлюбил мир, что Сына Своего Единородною не пожалел, а послал Его для спасения мира. Это – совершенно новое, то, чего люди не знали, как и того, что любовь Божия явилась в мире в такой степени, что с этого момента люди могут звать Бога Отцом своим. Бог выступает уже нс просто как карающий или милующий судия, а как Отец, Который возлюбил Своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Повествование о посещении Иисусом Самарии завершается тем, что жители города исповедали Иисуса Христом: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин.4:39–42 ). Самарянка в беседе с Иисусом сначала назвала Его пророком, затем заговорила о Мессии. Иисус ответил, что Он и есть Мессия. К жителям города она обратилась со словами: Пойдите, посмотрите… Не Он ли Христос? Женщина подходит все ближе к тому, чтобы признать Иисуса Христом, но в итоге исповедание произносит не она, а жители города. При этом подчеркивается, что они пришли к этому исповеданию не благодаря свидетельству женщины, а потому, что сами убедились в мессианском достоинстве Иисуса. Слова – слышали и узнали – указывают на собственный опыт. Они созвучны словам апостола Иоанна об Иисусе: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… ( 1Ин.1:1 ). Источником веры в Иисуса в конечном итоге становится не чье-то свидетельство, а собственный опыт людей, соприкоснувшихся с Иисусом в реальной жизни, – услышавших Его слово и узнавших в Нем Мессию. Рассматриваемый отрывок является единственным в четырех Евангелиях свидетельством того, что к общине последователей Иисуса на раннем этапе Его проповеди присоединилось некоторое количество самарян. Некоторые ученые на основании этого отрывка и того значения, которое в Евангелии от Иоанна придается самарянам, пришли к заключению, что четвертое Евангелие было написано для самарян 204 . Другие считают, что сам Иоанн был самарянином и что термин «иудеи» в его Евангелии означает «палестинцы несамарянского происхождения» 205 . Третьи, напротив, полагают, что Иоанн был вовлечен в полемику с некоей ветвью самарянской общины, которая продвигала концепцию Мессии как эсхатологического пророка и нового Моисея 206 . Наконец, высказывается мнение, что интерес автора четвертого Евангелия к самарянам обусловлен тем, что на каком-то этапе развития Церкви после воскресения Иисуса в нее влились большие группы обращенных самарянского происхождения; это якобы и породило новую волну богословской рефлексии, в которой уверовавшие самаряне из главы 4-й были противопоставлены неуверовавшим иудеям из последующих глав 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Р. Начнем. А. Будем верить, что нам поможет Бог . Р. Разумеется, будем верить, если хоть это в нашей власти. А. Наша власть – Он Сам. Р. В таком случае обратись к Нему с молитвой, по возможности краткой и совершенной. А. Боже, пребывающий неизменным, позволь мне узнать себя, позволь узнать Тебя! Вот – я помолился. Р. Ты, который желаешь знать себя, знаешь ли ты, что существуешь? А. Знаю. Р. А откуда знаешь? А. Не знаю. Р. Простым ли ты себя чувствуешь, или сложным? А. Не знаю. Р. Знаешь ли ты, что движешься? А. Не знаю. Р. Знаешь ли ты, что мыслишь? А. Знаю. Р. Итак, то, что ты мыслишь – истинно? А. Истинно. Р. Знаешь ли ты, что бессмертен? А. Не знаю. Р. Из всего того, чего, по твоим словам, ты не знаешь, что ты желаешь знать прежде всего? А. Бессмертен ли я. Р. Итак, ты любишь жизнь? А. Признаюсь, что да. Р. А если ты узнаешь, что бессмертен, достаточно ли тебе будет этого знания? А. Хотя это будет и многое, но для меня этого мало. Р. Однако же, насколько ты будешь рад этому малому? А. Весьма сильно. Р. Плакать уже не будешь? А. Решительно – нет. Р. Ну, а если самая жизнь окажется такой, что в ней нельзя будет узнать тебе ничего более того, что ты знаешь? Удержишься от слез? А. Напротив, буду плакать так, как будто бы нет и самой жизни. Р. Стало быть, ты любишь жизнь не ради самой жизни, но ради знания. А. Согласен. Р. А если это знание сделает тебя несчастным? А. Думаю, что этого не может случиться. Но если это так, то блаженным не может быть никто, потому что если я теперь несчастен, то именно потому, что еще слишком многого не знаю. Если же и знание вещей делает несчастным, то несчастье вечно. Р. Теперь я вижу, чего ты не хочешь. Так как ты думаешь, что знание никого не делает несчастным, то из этого делаешь заключение, что познание делает блаженным; блаженным же может быть только живущий, а живет только тот, кто существует: итак, ты желаешь существовать, жить и познавать; но – существовать, чтобы жить, чтобы познавать. Ты знаешь, что существуешь; знаешь, что живешь; знаешь, что познаешь. Но желаешь знать, всегда ли будет все это, или ничего этого не будет, или нечто пребудет всегда, а нечто исчезнет, или оставаясь вообще, все это уменьшится или увеличится.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010