Так почему Бог призывает одних, а не других? Почему порой Он посылает человека на миссию, на которую тому совсем не хочется идти? Так пророку Ионе совсем не хотелось идти в Ниневию и возвещать людям о том, что их город должен будет погибнуть, потому что Господь прогневался на этих людей. У нас нет другого ответа, кроме понимания того, что так было Богу угодно. Есть люди, которые очень высоко о себе мнят, им кажется, что они наилучшим образом могут исполнить самые ответственные задания. А есть те, кто живет скромно, ничего о себе не думает, но почему-то Господь избирает их, призывает и направляет на служение, к которому они по своим человеческим силам совершенно не готовы. Но потом происходит некий таинственный союз между Богом и этим человеком, когда вдруг сам этот человек начинает меняться, потому что Господь дает ему необходимые способности и силы, которые нужны для того, чтобы выполнить Божие поручение. В разные эпохи всегда были и будут такие избранники Божии. В ветхозаветную эпоху они назывались пророками, в эпоху земной жизни нашего Спасителя — апостолами. Затем, когда Церковь начала жить уже без присутствующего уже здесь, на земле, в телесном облике Спасителя, но глубоко веруя в то, что Господь продолжает Сам лично управлять церковной жизнью, Господь призывал на служение епископов, священников и тех людей, которым Он доверял Свое дело и Свою спасительную миссию. Пророческое и апостольское служение в Церкви никогда не оскудевало. Мы не знаем, почему в каждом поколении находятся такие люди, иногда их бывает больше, иногда — меньше, но еще не было такого поколения в истории человечества, в котором не нашлись бы те, кого Господь призывает на Свое служение, кому вверяет Свою миссию. Не всегда эти люди сами того ожидали, сами стремились к такому служению или были к нему готовы; некоторые даже колебались или поначалу отказывались от того, что Господь им доверял. Тем не менее, Богу было угодно, чтобы они появлялись во всех поколениях, потому что для каждого поколения человечества эти люди необходимы. Так необходимы были пророки в ветхозаветную эпоху для того, чтобы возвещать людям правду Божию, так нужны были апостолы, потому что Господь Иисус Христос именно через них пожелал передать и поколению того времени, и последующим поколениям то, что хотел сказать людям. Необходимы такие пророки и апостолы и сейчас, в наше время, потому что люди продолжают рождаться и умирать, потому что новые и новые поколения людей приходят на эту землю, а Бог остается Тот же и обращается к каждому новому поколению через Своих избранников, которых Он призывает вновь и вновь, не ограничиваясь теми, которые когда-то что-то сделали или что-то написали. Ведь даже для того, чтобы понять слова ветхозаветных пророков или новозаветных апостолов, нам сегодня нужны толкователи, которые помогут нам понять то, что эти люди когда-то хотели сказать народу, а вернее, что Бог хотел сказать людям через них.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, — потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло. Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами. Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово, в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем — смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: «Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ». Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

http://patriarchia.ru/db/text/3421490.ht...

Видение произошло не в городе, но на пути и в тишине, потому что толпа не поверила бы, а только посмеялась бы, так как и при Иисусе Христе слышавшие голос с неба «говорили, что это гром» ( Ин. 12, 29 ). А Савл заслуживал веры, потому что рассказывал о том, что с ним случилось. Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути «внезапно осиял его свет», чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это, так как он заслуживал веры, так как он и видение видел, и болезнь претерпел. Это говорит Павел и защищаясь перед Агриппой (см. Деян. 26, 12–18 ). «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Христос не говорит ему: «веруй!», но упрекает его, говоря: «что ты гонишь Меня?» Почти что говорит: «Что малое или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это?» «Я Иисус, Которого ты гонишь». Это сказано вместо «не думай, что ты враждуешь против людей, но – против Меня, Господа твоего». Для чего это явление и вразумление Савлу не было сделано вначале? Для того, чтобы показать, что Христос действительно воскрес. Потому что как уверовал бы гонитель Его и неверующий Его воскресению, неистово преследующий верующих, если бы сила воскресения Его не была велика? А почему не тотчас же после воскресения? Чтобы очевиднее обнаружилась вражда против учения о воскресении и более Божественной явилась перемена в образе мыслей Павла. «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя». Всех бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного Промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. Потому что если бы они уверовали, то показалось бы, что они свидетельствуют по пристрастию. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он. Поэтому-то здесь и сказано: «Люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос», то есть голос Павла, «а никого не видя», кому он отвечал. Позже, в Иерусалиме, Павел рассказывал: Бывшие… «со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» ( Деян. 22, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Человек не в состоянии преодолеть этот мир, чтобы возобновить (хотя бы для начала) в самой малой степени длящееся общение с Богом. Наоборот, у него рождается жажда познания того, что не только вне Бога, но и того, что против Бога. И это есть определение греха и суть того, что происходит с человеком. Это есть история рода человеческого, которая вся проходит под этим знаком. Всякое познание, которое не устремлено к Богу (даже познание внешнего мира), поглощает человека, делает его частью этого мира, лишает его возможности стремиться к Богу. Для того чтобы человек мог возвратиться к Богу, ему необходимо не просто осознать невыразимую трудность того, что он может снова переродиться, но познать, что для этого нужно только величайшее чудо. Величайшее чудо! И таким чудом явится искупительная жертва Христова, когда Бог станет человеком, когда Он будет отвергнут родом человеческим и предан смерти потомками тех, кто отвергли Бога в раю. Нам необходимо осознать, что для возвращения к Богу невозможно никакое перерождение человека, - никогда, ни в какой религии, никакими усилиями, ни через какую духовность. Только Христос - Бог, ставший человеком, принявший на Себя все, что совершается в роде человеческом с каждым человеком, насквозь пронизанным грехом, - может возродить нас для вечной жизни. Единый Безгрешный принимает от рук грешников смерть, и это означает, что мы должны отвергнуться себя и даже своего естества, которое все пронизано грехом. В этом смысл Поста. Не только в каком-либо воздержании, а в том, чтобы увидеть всю глубину того, что произошло с человеком и что совершается со всем родом человеческим. Грех насквозь пронизывает наше естество, и потому мы подвластны смерти. Принять жертву Христову, последовать за Христом на Крест - вот возможность, которая дана роду человеческому и каждому из нас. Смысл нашего поста в том, чтобы приобщиться в Евхаристии Святых Христовых Тайн, которые являются плодом того, что Христос совершил для нашего спасения, приобщиться новому естеству и обрести спасение. Смысл поста, как говорят святые отцы, не в отвержении вкушения, а во вкушении. Во вкушении того, чем жив человек: этой бессмертной пищи, которую дает нам Святая Церковь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_18...

Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей — не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А последнее и является целью поста. Мы постимся не для того, чтобы перейти на некую диету, как некоторые считают, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, — хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост — это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние. Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог». Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего — для того чтобы ушла тяжесть сердца, для того чтобы взор стал светлым, для того чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.

http://pravoslavie.ru/68917.html

Главное — не то, что у нас в руках, когда мы выходим из храма, а то, что у нас в душе и сердце. Работа над своей душой и над своим сердцем — это тоже непростая вещь. Без помощи Божией успеха не будет, если мы будем пытаться делать это только своими силами. А то выходит, что Христос нам нужен не для того, чтобы в нас что-то изменилось, не для того, чтобы душа и сердце наши стали другими, не для того, чтобы быть источником жизни и счастья, и не для того, чтобы мы вошли в жизнь вечную. Пусть эти ветви, с которыми каждый из нас сегодня придёт домой, напоминают нам о Том, Кого мы встречаем с этими ветвями в руках, как Победителя смерти, как Источник жизни, как Того, Кто нас любит даже тогда, когда мы про Него забываем или живём так, как будто бы Его нет. Нам бывает тяжело любить, когда мы любим, а в ответ нас не замечают. Родители на детей жалуются, что те их не замечают, родные люди жалуются друг на друга, муж на жену и жена на мужа. А Господь нас всё время так любит. Он заранее знает, что большая часть из нас будет Ему неблагодарна. Но всё равно Свою любовь не отнимает даже у тех, кто Ему неблагодарен, потому что Он Бог, потому что Он и есть настоящая Любовь, которая не кончается ни в этой жизни, ни в жизни вечной. Я всех вас поздравляю с Вербным Воскресеньем, великим праздником, который предшествует самому главному периоду в церковном календаре и в жизни Церкви — Страстной неделе и празднику Пасхи. Надеюсь, что у кого-то из вас появится желание и возможность не только сегодня, но и в четверг, пятницу и субботу быть в храме на богослужениях Страстной седмицы. Пусть это благое намерение не останется только намерением, и вы придёте в храм, как сегодня, для того, чтобы быть со Христом. Когда-то Господь, идя в Иерусалим на праздник Пасхи, говорил Своим ученикам: «Вот, Я иду в Иерусалим». А что будет в Иерусалиме? Он будет предан, Его схватят, подвергнут пыткам и унижениям, издевательствам, а потом убьют, но Он в третий день воскреснет. Господь говорил это ученикам, чтобы они не отчаялись, не испугались, не убежали. А что они в этот момент слышали? Они не слышали ничего о страданиях, об ужасе крестной смерти, о том, что Он идёт в Иерусалим не для радости, а для того, чтобы претерпеть скорбь. Они слышали только конец — что Он воскреснет и будет Царём, и этому Царству не будет конца. И они сразу обращаются к Нему с одной-единственной просьбой: «Когда ты Царём станешь, сделай так, чтобы один из нас с правой стороны от тебя был, а другой — с левой».

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Сатана не прежде приступил к искушению, чем Господь Сам приготовил Себя к борьбе и силой Духа облекся на битву. «Возвел Его Дух Святый в пустыню, для искушения от диавола» (ср. Мф.4:1 ), которому по Своему обыкновению не хотел противиться для того, чтобы слышащие о том не пали духом, думая, что Он потому не хотел вступить в борьбу с искусителем Своим, что был не в силах преодолеть (его); в особенности же для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына. Если бы возвел Его только на борьбу и битву, а не к чести также и покою, то, быть может, правильное бы сомнение овладевало теми спорщиками, которые пытались это исследовать. Но если Дух ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его в пустыню? Он открыл Себя как обладающий такой властью, когда возводил Его в пустыню. А что Дух возвел Его в пустыню (именно) для искушения от диавола, то это есть то же самое, что говорится в ином месте: «никто не может... войти в дом сильного и похитить сокровище его, если прежде не свяжет сильного, и тогда будет, похищать сокровище его» (ср. Мф.12:29 ). Итак, (сначала) связал сильного и победил внутри дома его, потом положил начало проповеди . Сверх того, открыл нам путь поста, дабы при помощи его мы побеждали прельщения сатаны. «И после того, как постился сорок дней,.. взалкал» (ср. Мф.4:2 ), – произошло для поражения врага, дабы явно пред всеми представить его, как обвиненного и осужденного; вместе с тем (Господь) Своими словами научил нас, что в подобных обстоятельствах мы должны алкать одного только слова Господня. Почему же о Моисее и Илии нигде не показано, что они алкали, о Господе написано, что Он взалкал? Думаю, что (так сделано), во-первых, по той причине, чтобы (само) Писание сокрушило тех, которые говорят, что Он не принял плоти; затем, для того, чтобы дать повод сатане приступить к искушению и сказать: «скажи... камням сим, дабы они сделались хлебом» (ср. Мф.4:3 ). Господь не сделал этого, чтобы не исполнять желания грешника. Чего диавол просил относительно (стада) свиней, то (Господь) позволил ему ( Мф.8:32 , Мк.5:13 , Лк.8:32 ) не для того, чтобы исполнить в чем-либо его желание, но чтобы дать знамение, так как никто из (жителей) города Гергесинского не хотел выйти навстречу Ему, пока Он не сотворил там чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Господь хочет, чтобы мы с вами были такими же добрыми и милосердными, такими надежными соседями, которым был святой Николай. Он понимал, что деньги - это не только повод для тщеславия, не только повод для гордости, и использование их для собственного удовольствия. Все мы, христиане, должны хорошо понимать, что деньги Господь дает нам только для того, чтобы мы имели удобный способ послужить ими своим ближним, окружающим нас. Святой Николай показал нам пример этого. Когда мы говорили, что это невозможно - любить кого-то так же, как самого себя, или более: жить так, чтобы все то, что я имею самого ценного, я мог отдать. Господь нам сегодня показывает, что это возможно на примере этого человека, который выполнил заповедь любви Божией до конца. И мы знаем, что Божий Промысел вел его на протяжении всей его жизни. Любя Церковь и Бога, он не представлял своей жизни какой-то иной, вне служения. И когда он пожелал быть священником (сначала был диаконом), то служил в родном городе Патара (ныне это территория Анталии - города в Турции). Что интересно, об этом месте, где он родился, сейчас люди знают из двух источников: одни едут туда отдыхать, а другие знают, что это великая святыня для всех православных. В жизни мы очень часто так раздваиваемся. Мы должны спрашивать себя каждый день: «Чем для нас является та или иная святыня? Чем для нас является тот город, где родился этот великий святой - возможность получить дополнительные искушения (потому что мы знаем, что часто делают люди, которые ездят на море), или это возможность стать великим подвижником при тех же самых условиях?» Потому что у всех людей одинаковые условия и чтобы спастись и чтобы погибнуть. И от того, что мы себе выберем, будет зависеть наше будущее. Святой Николай стал на путь великого святителя, уже начиная с семилетнего возраста. Чудесным образом он призван был на служение. Случилось так, что в городе том скончался архиерей (архиепископ). И люди не знали, кого выбрать, поскольку достойных было очень мало. И один старец ночью молился, чтобы Господь Бог помог им выйти из этого сложного положения. Тогда ему явился Господь наш Иисус Христос и сказал, что тот человек, который утром первым войдет в храм Божий, и должен быть рукоположен во епископы. И так случилось, что первым пришел святитель (тогда еще священник) Николай, потому что он имел обыкновение начинать свой день с молитвы в храме. И когда его взяли под руки, приветствуя его и говоря, что сегодня его избрал Господь, он начал отказываться от этого служения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

Еще будучи юношей и послушником, учеником святого Симеона Студита, известного как Симеон Благоговейный, он сподобился видений Божественного света, когда во время молитвы крыша его кельи отверзалась и Божественный нетварный свет сходил на его голову. И когда он бы рукополагаем в сан иерея, Божественный свет в виде огня сошел на его голову, о чем свидетельствует его ученик преподобный Никита Стифат, который написал его житие. Это житие вчера и сегодня читалось здесь за трапезой. Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что каждый человек, который того желает, может лицом к лицу увидеть Бога и что если человек не созерцает Бога в молитве, если он не видит Божественного света, то это потому, что он того не хочет и потому, что он недостаточно усердно подвижничает и молится для того, чтобы встретиться с Богом. Среди прочего преподобный Симеон учил о том, что главным средством достижения единения с Богом является Божественная Евхаристия и причащение Святых Христовых Таин. Он причащался на протяжении своей монашеской жизни ежедневно и ежедневно совершал Божественную литургию. Преподобный Симеон описывает в своих «Божественных гимнах», как, приходя после Литургии в свою келью, он видел, что все его тело является обоженным и пронизанным Божественным светом. Он пишет: «Я поднимаю руку и вижу, что она наполнена светом. Все свое тело я вижу наполненным Божественным светом, и это потому, что в причастии Святых Христовых Таин Господь соединяется с человеком не только духовно, но и телесно». Преподобный Симеон был великим учителем обожения. Он говорил о том, что каждый человек предназначен к тому, чтобы соединиться с Богом духовно и телесно, и что это соединение должно произойти не в будущей жизни после смерти, но в этой земной человеческой жизни. Земная жизнь именно для того дана нам, чтобы мы соединились здесь с Богом, чтобы мы умертвили человеческую волю, а на ее место пришла воля божественная, чтобы каждое наше действие, каждый помысел были пронизаны Божественным присутствием. Человек не видит Бога потому, что сопротивляется Ему. Человек иной раз не чувствует присутствие Бога не потому, что Он где-то далеко, а потому, что человек далеко от Бога. Бог всегда близок к человеку, но человек часто далек от Бога. Господь всегда сияет на человека своим Божественным светом, но человек бывает духовно слеп и не способен этот свет увидеть. Бог всегда желает, чтобы человек жил по Его воле, но человек часто хочет жить по своей воле и закрывает сердце от присутствия Божия, допуская в свою голову посторонние, греховные помыслы. Преподобный Симеон Новый Богослов вслед за другими отцами Восточной Церкви учит тому, что нет предела человеческому совершенству. Пределом является обожение, но, поскольку Сам Бог беспределен, то соединившись с Богом, и человек становится нетленным и бессмертным. И происходит это уже в земной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1305437.ht...

Деян.5:7–11 .  Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Прошло три часа, и жена не узнала о том, что случилось с мужем, и никто из присутствовавших не сказал ей, потому что боялись. Итак, удивляясь этому, Лука изложил то и другое: и то, что прошло три часа, и то, что она вошла, не зная о том, что случилось. Заметь: Петр не зовет ее, но скорее выжидает, чтобы она вошла, когда захочет, давая ей время добровольно одуматься. Что же касается того, что никто не осмелился сказать ей о случившемся, так это произошло из страха к учителю и из послушания ему. «Скажи мне, за столько ли продали вы землю?» Петр хотел спасти ее, потому что муж был зачинщиком греха. Поэтому-то он и дает ей время оправдаться и раскаяться. Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко, но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова (см. Чис. 15, 32–36 ), то много более должен быть наказан святотатец, потому что деньги эти были священны. Почему она упала у ног Петровых? Потому что стояла близ него. А стояла она близ него для того, чтобы, если пожелает раскаяться и исповедать свое прегрешение, могла исполнить это, не стыдясь посторонних, которые в противном случае слышали бы ее исповедь. «Нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили». Смотри: более не остерегаются уже, в силу закона, касаться нечистых предметов, а прямо и без всякой осторожности касались мертвых. Обрати внимание и на то, что среди своих апостолы строги, а среди чужих удерживаются от наказаний; то и другое естественно. Последнее нужно было для того, чтобы не подумали, что они страхом наказания принуждают людей против их желания обращаться к истинной вере, а первое – для того, чтобы обратившимся уже к вере и удостоившимся небесного учения и духовной благодати не позволить стать людьми презренными и святотатцами, и в особенности в начале, потому что это послужило бы поводом к поношению их проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010